19. Shogenova F. Z., Khanieva Z. A., Shinakhova M. M. Problema social'noj adaptacii vypusknikov detskih domov [The problem of social adaptation of orphanage graduates]. Humanities of the South of Russia, 2016, no. 4, pp. 286-294. Available at: https://www.jour.isras.ru/index.php/hsr/article/view/4524. (In Russian).
20. Gates L. B., S Pearlmutter., Keenan K., Divver C., Gorroochurn P. Career readiness programming for youth in foster care. Children and Youth Services Review, 2018, vol. 89, pp. 152-164. DOI: https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2018.04.003.
21. Crawford B., Pharris A. B., Dorsett-Burrell R. Risk of serious criminal involvement among former foster youth aging out of care. Children and Youth Services Review, 2018, vol. 93, pp. 451-457. DOI: https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2018.08.027.
22. Gilligan R. The family foster care system in Ireland - Advances and challenges. Children and Youth Services Review, 2019, vol. 100, pp. 221-228. DOI: https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2019.02.008.
23. Haggman-Laitila A., Salokekkila P., Karki S. Transition to adult life of young people leaving foster care: A qualitative systematic review. Children and Youth Services Review, 2018, vol. 95, pp. 134-143. DOI: https://doi.org/10.1016/j. childyouth.2018.08.017.
24. Lenz-Rashid S. An urban university campus support program for students from foster care: Services and outcomes. Children and Youth Services Review, 2018, vol. 88, pp. 333-340. DOI: https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2018.09.033.
25. Lindahl R., Bruhn A. Professional dilemmas and occupational constraints in child welfare workers' relationships with children and youth in foster care. Children and Youth Services Review, 2018, vol. 88, pp. 333-340. DOI: https://doi.org/10.1016/j. childyouth.2018.03.039.
26. McGuire A., Jackson Y. Dimensions of maltreatment and academic outcomes for youth in foster care. Child Abuse & Neglect, 2018, vol. 84, pp. 82-94. DOI: https://doi.org/10.1016Zj.chiabu.2018.07.029.
27. Pillay J. Early Education of orphans and vulnerable children: A crucial aspect for social justice and African development. KOERS - Bulletin for Christian Scholarship, 2018, vol. 83, no. 1. DOI: https://doi.org/10.19108/KOERS.83.1.2335.
28. Yarney L., Mba C., Asampong E. Qualitative study on the socio-cultural determinants of care of children orphaned by AIDS in the Ashanti and Eastern regions of Ghana. BMC Public Health, 2015, no. 15, pp. 6. DOI: https://doi.org/10.1186/ s12889-014-1332-7.
УДК/UDC 378:355 В. А. Шадрин, А. А. Мошкин
V. Shadrin, A. Moshkin
факультативный курс
КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ОФИЦЕРОВ К ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
ELECTIVE COURSE AS A CONDITION OF FORMATION OF READINESS OF OFFICERS TO THE PATRIOTIC EDUCATION OF SERVICEMEN
Введение. В статье представлено исследование по проблеме совершенствования профессиональной подготовки офицерских кадров в военном вузе, подготовки офицеров к патриотическому воспитанию военнослужащих. Цель статьи — предложить условие, при котором будет прогрессировать готовность офицеров к патриотическому воспитанию военнослужащих. Предлагается факультативный курс для формирования готовности будущих офицеров к патриотическому воспитанию военнослужащих в войсках. Описывается назначение факультативного курса, решаемые им задачи и его основное содержание.
Методология. Исследование проводится на основе системно-деятельностного и аксиологического методов.
Результаты заключаются в качественных изменениях готовности офицеров к патриотическому воспитанию военнослужащих.
Заключение. Автор отмечает, что факультативный курс «Патриотическое воспитание военнослужащих» позволяет создать условия, активизирующие курсантов для поиска возможностей и способов самореализации в процессе обучения в военном институте и патриотического воспитания военнослужащих.
Introduction. The article presents a study on the problem of Improving the professional training of officers in a military University, training officers for Patriotic education of soldiers. The purpose of the article is to propose a condition under which the readiness of officers to Patriotic education of servicemen will progress. The optional course for formation of readiness of future officers for Patriotic
education of the military personnel in armies is offered. The purpose of the optional course, its tasks and its main content are described.
Methodology. The research is carried out on the basis of system-activity and axiological methods.
The results consist in qualitative changes in the readiness of officers for Patriotic education of soldiers.
Conclusion. The author notes that the optional course «Patriotic education of soldiers» allows to create the conditions activating cadets for search of opportunities and ways of self-realization in the course of training in military Institute and Patriotic education of soldiers.
Ключевые слова: готовность, патриотическое воспитание, военнослужащие, патриотизм, подготовка будущего офицера.
Keywords: readiness, patriotic education, soldiers, patriotism, training of future officer.
Введение
В обществе сильно ощущается недостаток идеологии, национального самосознания, существует глубокий смысл в утверждении базовых ценностей в сознании людей, а также в процессе формирования, воспитания и развития этих ценностей и ценностно-патриотических ориентации у молодого поколения.
Подготовка будущего офицера к патриотическому воспитанию военнослужащих одна из важнейших задач современной системы профессиональной подготовки офицерских кадров [5] для войск, которая решается в процессе целенаправленного, организованного образовательного процесса в военном вузе. Патриотическая воспитанность будущего офицера составляет основу его готовности к подобному виду деятельности [5].
В настоящее время перед военным образованием стоит непростая задача по подготовке и воспитанию поколения офицеров, готовых отвечать современным вызовам, способных обучать и воспитывать достойных специалистов, профессионалов своего дела, патриотов Отечества. Войска как гарант государственности ежедневно решают возложенные на них ответственные задачи и являются неотъемлемой частью системы обеспечения безопасности общества и государства, находящихся сегодня на новом этапе своего развития [3].
Методология
В условиях современного военного строительства, ориентированного на повышение качественных характеристик войск, все более пристальное внимание уделяется совершенствованию системы профессиональной подготовки офицерских кадров [6]. Процесс профессиональной подготовки рассматривается не только как подготовка высококвалифицированных кадров, но и формирование личности будущего офицера как носителя высокой нравственности, профессионально-педагогической культуры и традиций [8].
Современное военно-профессиональное образование позволяет вузам готовить специалистов достаточно высокого уровня, при этом отзывы на выпускников отражают несовершенство системы, и ставит новые задачи перед военно-профессиональным образованием. Особенно сложная задача — подготовить военного специалиста, отвечающего современным требованиям, ценность которого как личности представляет собой понимание значимости своего участия в деле исключительной государственной важности — защите Отечества.
С учетом характера преобразований, происходящих сегодня в войсках, с особой остротой поднимается вопрос о подготовке военных кадров и личности военного специалиста, готового обучать и воспитывать подчиненных-военнослужащих — воспитанными, интеллектуально развитыми, стойкими, сильными духом, с развитым чувством патриотизма. Очевидна в таких условиях неотложность решения на высшем уровне важнейших проблем повышения патриотической направленности военного образования для обеспечения максимальной эффективности подготовки кадров, способных выполнять поставленные задачи в самых сложных условиях. Таким образом обосновывается выбор используемых нами системно-деятельностного и аксиологического методов.
Результаты
Профессиональная подготовка военных кадров требует современных подходов к образованию, обучению и воспитанию курсантов в высших военно-учебных заведениях, предъявляя к ним
высокие требования. Особую значимость на настоящем этапе формирования общества приобретает степень профессионального мастерства офицерских кадров и их готовности к воспитательной деятельности в войсках. Важнейшим условием успешного формирования готовности будущего офицера к патриотическому воспитанию в военном вузе является факультативный курс «Патриотическое воспитание военнослужащих» [6]. Курсантами приобретается целостное представление о патриотизме, патриотическом воспитании военнослужащих и о его перспективах. Данная программа ориентирует на понимание значимости патриотического воспитания для войск, способствует созданию перспективных условий для формирования у будущих офицеров осмысления своей роли в патриотическом воспитании военнослужащих и значимости представленного процесса для государства; на понимание особенностей и сложностей процесса патриотического воспитания военнослужащих, его необходимых условий.
Посредством факультативного курса «Патриотическое воспитание военнослужащих» решаются следующие задачи:
— освещаются принципиальные требования, предъявляемые к офицеру, занимающемуся патриотическим воспитанием военнослужащих;
— формируется представление о личном примере командира-патриота, способного к патриотическому воспитанию подчиненных военнослужащих;
— раскрываются возможности образовательного процесса для эффективной подготовки курсантов к патриотическому воспитанию военнослужащих;
— углубляются связи между учебными дисциплинами, систематизируются и обобщаются знания о патриотическом воспитании, уточняются особенности патриотического воспитания военнослужащих: основные задачи, формы и способы организации;
— формируется убежденность в необходимости систематической и целенаправленной деятельности по патриотическому воспитанию военнослужащих;
— формируются первичные знания об организации патриотического воспитания военнослужащих, навыки самопознания и самооценки, представления о структуре деятельности по патриотическому воспитанию военнослужащих;
— развивается целостное понимание процесса патриотического воспитания военнослужащих, требующего комплексного применения знаний различных дисциплин;
— курсанты знакомятся с передовыми методиками работы по патриотическому воспитанию военнослужащих, с научными исследованиями и передовым опытом.
Например, в рамках основной тематики факультативного курса «Патриотическое воспитание военнослужащих» рассматриваются следующие темы.
Тема 1. «Общая характеристика процесса патриотического воспитания военнослужащих». Тема предполагает формирование у курсантов целостного представления о патриотическом воспитании военнослужащих с учетом многообразия ее видов: управленческой, педагогической и социально-правовой.
Тема 2. «Требования, предъявляемые к личным качествам офицера и необходимые для успешного патриотического воспитания военнослужащих». Рассматриваются необходимые качества личности офицера, а также методы их самодиагностики с последующим освоением этих методов на практическом занятии.
Тема 3. «Патриотизм — неотъемлемое качество российского воина». Курсанты подробно рассматривают сущность и содержание патриотизма как важнейшего морального качества военнослужащего, а также значимость формирования у военнослужащих морально-нравственных качеств, патриотизма, войскового товарищества, отзывчивости, взаимопомощи и др.
Тема 4. «Основные формы, средства и методы патриотического воспитания военнослужащих». На занятиях определяются основные формы и способы патриотического воспитания военнослужащих. Анализируются и сравниваются имеющиеся знания о методике патриотического воспитания военнослужащих.
Тема 5. «Традиции патриотического воспитания. Этапы патриотического воспитания военнослужащих». Подробнее изучаются основные этапы патриотического воспитания военнослужащих, проводится их анализ.
Тема 6. «Планирование патриотического воспитания военнослужащих». В данной теме предлагаются особенности и тематика для планирования воспитательных мероприятий по патриотическому воспитанию военнослужащих в повседневной деятельности.
Тема 7. «Организация процесса патриотического воспитания военнослужащих». Важной составляющей данной темы выступает практика по решению проблемных вопросов патриотического воспитания военнослужащих.
Тема 8. «Структура патриотического воспитания военнослужащих». Содержание данной темы предусматривает переход от общих принципов воспитания к структуре и содержанию патриотического воспитания военнослужащих.
Тема 9. «Организация патриотического воспитания военнослужащих в подразделении, инновационные подходы». Предлагает направления и пути совершенствования патриотического воспитания военнослужащих в войсках.
Тема 10. «Формирование и развитие необходимых качеств личности офицера и навыков по патриотическому воспитанию военнослужащих». Занятие построено таким образом, чтобы создать условия, активизирующие курсантов для поиска возможностей и способов самореализации в ходе патриотического воспитания военнослужащих.
Тема 11. «Особенности и проблемы патриотического воспитания военнослужащих в современных условиях». Носит информационный характер и служит для ознакомления обучаемых с проблемами процесса патриотического воспитания военнослужащих в условиях информационного противоборства.
Факультативный курс проводится во время, отведенное для воспитательной работы в военном институте.
Завершается курс проведением устного опроса в форме семинара-собеседования по основным темам. Главной целью семинаров-собеседований является систематизация, актуализация знаний учащихся, полученных на теоретико-практических занятиях факультативного курса. Оценка деятельности на семинаре-собеседовании для каждого учащегося может выражаться определенным количеством баллов, при этом на занятиях до учащихся доводят критерии оценивания.
Заключение
Факультативный курс «Патриотическое воспитание военнослужащих» позволяет создать благоприятные условия, активизирующие курсантов для поиска возможностей и способов самореализации при обучении в военном институте и в процессе патриотического воспитания военнослужащих. Он обобщает патриотическую направленность ряда военно-профессиональных и гуманитарных дисциплин («Физическая подготовка», «Разведка», «Педагогика», «Психология», «История», «Организация морально-психологического обеспечения» и др.). Кроме того, содержит в себе конкретно-направленную информацию помимо знаний, полученных в военном институте, помогает детально разобраться в вопросах патриотического воспитания военнослужащих. В результате у курсантов формируется целостное представление о патриотическом воспитании военнослужащих, о его этапах, методике, основных формах и способах. Обучаемые знакомятся с проблемами патриотического воспитания военнослужащих в войсках, также им предлагаются направления и пути совершенствования патриотического воспитания военнослужащих в войсках.
Литература
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».
2. Об утверждении Наставления по морально-психологическому обеспечению служебно-боевой деятельности ВВ МВД России : приказ ГКВВ МВД РФ от 22 марта 2007 г. № 106. М., 2007.
3. Лутовинов В. И. Военно-патриотическое воспитание российской молодежи. М., 2010. 172 с.
4. Шадрин В. А., Беловолов В. А. Ценностно-патриотические ориентации военнослужащего: понятие, содержание // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 2 (45). С. 171-173.
5. Шадрин В. А. Готовность будущего офицера к патриотическому воспитанию военнослужащих как психолого-педагогическое явление // Гуманитарные проблемы военного дела. 2014. № 1. С. 237-240.
6. Шадрин В. А., Беловолова С. П. Воспитание патриотических ценностей курсантов военного института // 70 лет Великой Победы: преемственность боевого опыта : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. Петропавловск, 2015. С. 68-71.
7. Беловолов В. А., Шадрин В. А., Беловолова С. П. Воспитание патриотизма курсантов как важнейшее направление воспитательной работы в ВИ ВВ МВД России // Историческое наследие Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.): методология оценки и значение для профессиональной подготовки будущих офицеров внутренних войск МВД России : сб. науч. ст. межвуз. науч.-практ. конф. Новосибирск, 2015. С. 205-215.
8. Беловолова С. П., Шадрин В. А. Патриотизм как качество личности офицера // Профессиональная подготовка во ВВ: развитие теории и совершенствование практики : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. Петропавловск, 2014. С. 184-187.
9. Шадрин В. А., Беловолов В.А. Опыт патриотического воспитания в России // Направления и перспективы развития образования в военных институтах внутренних войск МВД России. Ч. 2: Актуальные проблемы военно-профессиональной подготовки будущих офицеров внутренних войск МВД России: сборник научных статей. Новосибирск, 2014. С. 228-233.
References
1. Gosudarstvennaya programma «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Fedenacii na 2016-2020 gody» [State program «Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2016-2020»]. (In Russian).
2. Ob utverzhdenii Nastavleniya po moral'no-psihologicheskomu obespecheniyu sluzhebno-boevoj deyatel'nosti VV MVD Rossii [About the statement of the Manual on moral and psychological ensuring office-fighting activity of VV of the Ministry of internal Affairs of Russia]. The order of GKVV of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation of March 22, 2007 No. 106. Moscow, 2007. (In Russian).
3. Lutovinov V. I. Voenno-patrioticheskoe vospitanie rossijskoj molodezhi [Military-Patriotic education of Russian youth] . Moscow, 2010, 172 p. (In Russian).
4. Shadrin V. A., Belovolov V. A. Cennostno-patrioticheskie orientacii voennosluzhashchego: ponyatie, soderzhanie [Patriotic values of orientation of a military man: notion, contents]. The World of Science, Culture and Education, 2014, no. 2 (45), pp. 171-173. (In Russian).
5. Shadrin V. A. Gotovnost' budushchego oficera k patrioticheskomu vospitaniyu voennosluzhashchih kak psihologo-pedagogicheskoe yavlenie [The willingness of an officer to the patriotic education of servicemen as psychological-pedagogical phenomenon]. Humanitarian Problems of Military Affairs, 2014, no. 1, pp. 237-240. (In Russian).
6. Shadrin V. A., Belovolova S. P.Vospitanie patrioticheskih cennostej kursantov voennogo instituta [Education of Patriotic values of cadets of military Institute]. Collection of materials of the international scientific-practical conference «70 years of the Great Victory: the continuity of combat experience». Petropavlovsk, 2015, pp. 68-71. (In Russian).
7. Belovolov V. A., Shadrin V. A., Belovolova S. P. Vospitanie patriotizma kursantov kak vazhnejshee napravlenie vospitatel'noj raboty v VI VV MVD Rossii [Education of patriotism of cadets as the most important direction of educational work in VI VV of the Ministry of internal Affairs of Russia]. The collection of scientific articles of the inter-university scientific-practical conference «The historical heritage of the great Patriotic war (1941-1945): assessment methodology and the value for the training of future officers of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia». Novosibirsk, 2015, pp. 205-215. (In Russian).
8. Belovolova S. P., Shadrin V. A. Patriotizm kak kachestvo lichnosti oficera [Patriotism as a quality of personality officer]. Collection of materials of the international scientific-practical conference «Vocational training in Internal Troops: development of theory and improvement of practice». Petropavlovsk, 2014, pp. 184-187. (In Russian).
9. Shadrin V. A., Belovolov V. A. Opyt patrioticheskogo vospitaniya v Rossii [The experience of patriotic education in Russia]. Collection of scientific articles "Directions and prospects for the development of education in military institutes of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia". Part 2: Actual problems of military professional training of future officers of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Novosibirsk, 2014, pp. 228-233. (In Russian).