фессиональной деятельности; преподаватели - медицинские работники высшей квалификации (кандидаты и доктора медицинских наук), обязательно ведущие лечебную или иную профессиональную деятельность, обладающие опытом, но, как правило, не имеющие фундаментальной педагогической подготовки; и наконец, медицинский персонал лечебных учреждений - лица, ответственные за пациентов [4].
Системный подход в образовательном процессе реализуется с учетом прямых и обратных связей, на основе которых работает вся система и её субъекты. В первую очередь функционирование системы непрерывного медицинского образования обусловлено требованиями профессиональной среды обучающегося, его психофизиологическими особенностями и потребностями. Требованиями медицинской профессиональной среды выступают: её медико-социальные характеристики в условиях оказания помощи пациентам онкологии, кардиологии и других областей, приоритет благополучия получателя услуг наряду с повышением экономического, общественного и административного давления, соблюдение социальной справедливости.
Кроме того, при организации учебного процесса следует проявлять гибкость и реализовывать индивидуальный подход, в связи с выполнением обучающимися разных профессиональных обязанностей в отличающихся друг от друга условиях труда. По итогам правильно организованного учебного процесса в ходе непрерывного профессионального развития, специалист достигает поставленных целей, повышает профессиональный профессиональных и социальных возможностей.
Библиографический список
В данном контексте отмечу, что непрерывное профессиональное образование призвано помочь медицинскому работнику осознанно подходить к своей профессиональной деятельности, исключить стереотипы в решении профессионально значимых задач и способствовать реализации его профессионального и личностного потенциала. Концепция непрерывного профессионального развития способствует раскрытию внутренних ресурсов, понимания обучающимся самого себя и своих способностей в процессе формирования ценностно-смыслового отношения к профессии и профессиональному совершенствованию, глубокого анализа личного и коллегиального опыта, путей исключения и преодоления последствий профессиональных ошибок.
Научно-технический прогресс, формирующий медицинского работника нового типа в условиях современных социально-экономических задач, выдвигает повышенные требования к социализации и профессионализации его личности. Вследствие чего, в условиях образовательного учреждения медицинского профиля особенно актуальной становится проблема выработки реальных педагогических механизмов, обеспечивающих у каждого медицинского работника формирование потребности максимально развивать и реализовывать свои возможности. Что, в конечном итоге, будет способствовать переходу от манипуляторных тенденций, лишающих медицинских работников, проходящих профессиональную переподготовку или повышение квалификации, статуса активного субъекта деятельности, к профессионально-творческой деятельности.
1. Дедков Е.Д. Научно-методические основы совершенствования подготовки врачей и обеспечения учреждений здравоохранения врачебными кадрами. Автореферат диссертации ... доктора медицинских наук. Новосибирск:, 2003.
2. Саенко Л.А., Затеева Т.Г. Профессиональное образование как базовый процесс профессиональной социализации. Дискуссия. 2014; 5 (46): 123 - 127.
3. Шестак Н.В. Дополнительное образование медицинских кадров в России: история, развитие, перспективы. Проблемы педагогики и психологии. 2010; 1: 167 - 173.
4. Шленов Ю., Мосичева И., Шестак В. Непрерывное образование в России. Высшее образование в России. 2005; 3.
References
1. Dedkov E.D. Nauchno-metodicheskie osnovy sovershenstvovaniya podgotovki vrachej i obespecheniya uchrezhdenij zdravoohraneniya vrachebnymikadrami. Avtoreferat dissertacii ... doktora medicinskih nauk. Novosibirsk:, 2003.
2. Saenko L.A., Zateeva T.G. Professional'noe obrazovanie kak bazovyj process professional'noj socializacii. Diskussiya. 2014; 5 (46): 123 - 127.
3. Shestak N.V. Dopolnitel'noe obrazovanie medicinskih kadrov v Rossii: istoriya, razvitie, perspektivy. Problemypedagogikiipsihologii. 2010; 1: 167 - 173.
4. Shlenov Yu., Mosicheva I., Shestak V. Nepreryvnoe obrazovanie v Rossii. Vysshee obrazovanie vRossii. 2005; 3.
Статья поступила в редакцию 07.05.15
УДК 37.022
Belovolov V.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Novosibirsk Military Institute of Internal Troops of Ministry of Internal Affairs of Russia (Novosibirsk), E-mail: [email protected]
Shadrin V.A., adjunct student, Military Academy of Novosibirsk Military Institute of Internal Troops of Ministry of Internal Affairs of Russia (Novosibirsk), E-mail: [email protected]
MODEL OF FORMATION OF READINESS OF A FUTURE OFFICER TO PATRIOTIC EDUCATION OF MILITARY MEN. In the
article a model how to form readiness to patriotic education in future officers is studied. This readiness facilitates an increase of efficiency of the studied material, adaptation of participants to conditions of educational process in a military high school. Readiness of patriotic education is realized in educational process and is characterized by levels of its mastering that allows correcting the maintenance of modelled process. In the article the criteria reflecting specificity of modelling of investigated process as a factor of teaching future officers to patriotic education are formulated. Criteria are opened through a number of the signs reflecting all structural components. The presented material allows drawing a conclusion that training of cadets, using our model, allows raising efficiency, flexibility of educational process of military high school with a view of formation of necessary qualities.
Key words: model, modelling, patriotism, military man, readiness, future officer, system, formation.
В.А. Беловолов, д-р пед. наук, проф. Новосибирского военного института внутренних войск Министерства внутренних дел России, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
В.А. Шадрин, адъюнкт Новосибирского военного института внутренних войск Министерства внутренних дел России, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА К ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
В статье описывается модель формирования готовности будущего офицера к патриотическому воспитанию военнослужащих, которая способствует повышению эффективности изучаемого материала, адаптации участников к условиям образовательного процесса военного вуза. Она реализуется в учебном процессе, характеризуется уровнями усвоения (готовностью),
что позволяет корректировать содержание моделируемого процесса. В статье сформулированы критерии, отражающие специфику моделирования исследуемого процесса как фактора подготовки будущего офицера к патриотическому воспитанию военнослужащих. Критерии раскрыты через ряд признаков, отражающих все структурные компоненты. Представленный материал позволяет сделать вывод, что обучение курсантов, используя нашу модель, позволяет повысить эффективность, гибкость образовательного процесса военного вуза в целях формирования необходимого нам качества.
Ключевые слова: модель, моделирование, патриотизм, военнослужащий, готовность, будущий офицер, формирование.
Потребность в повышении эффективности процесса формирования готовности будущего офицера к патриотическому воспитанию военнослужащих послужила для нас основой для конструирования и реализации в образовательном процессе военного института модели формирования готовности будущего офицера к патриотическому воспитанию военнослужащих.
Моделирование не только делает изучение, освоение более наглядным, но и позволяет более глубоко раскрыть сущность изучаемого явления. Большинство учёных относят моделирование к числу наиболее универсальных методов, которые применяются как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях исследования.
Анализируя работы отечественных учёных, мы отметили, что в самом общем виде, в контексте общественных отношений, моделирование определяется как метод социального познания. Он предполагает обязательное использование аналогов или моделей, замещающих реальные отношения, объекты, явления и процессы в менее сложных материальных или идеальных формах, с последующим проведением операций над ними в целях получения новой информации.
Анализ научных исследований, раскрывающих возможности использования моделирования, в исследуемом нами процессе позволяет нам заключить, что значение и смысл моделей состоит в том, что модели позволяют подвергать проверке те основания, на которых строятся исходные понятия и предположения, связанные с разработкой новых типов систем воспитания и выяснить возможности их практического применения. Также моделирование как метод и как средство воспитания дает возможность уже в процессе обучения в вузе приблизить курсантов к предстоящей практической деятельности, в частности, обеспечивает эффективность процесса формирования готовности будущего офицера к патриотическому воспитанию военнослужащих.
Для установления исходных теоретико-методологических позиций конструирования модели формирования готовности будущего офицера к патриотическому воспитанию военнослужащих нам необходимо провести анализ понятия «модель». При этом, как указывает В.В. Краевский, насколько разнообразна, неповторима педагогическая действительность, настолько же велико и многообразие моделей, встречающихся в педагогических исследованиях. Сначала моделью называли теорию, которая обладает структурным подобием по отношению к другой теории. Потом термин «модель» стали использовать для обозначения того объекта, к которому данная теория относится или может относиться, который она описывает [1].
Модель (от латинского modulus) - мера, образец, норма[2]; в логике и методологии науки - аналог определенного фрагмента природной и социальной реальности, порождения человеческой культуры. Модель как средство отображения, воспроизведения той или иной части педагогической действительности с целью ее более глубокого понимания определяет В.В. Краевский.
Сложность объекта исследования «заставляет исследователя искать более простые аналогии»; такой аналогией становится модель, по отношению к системе отмечает В.И. Загвязинский. Открывается возможность переноса информации по аналогии от модели к прототипу, в этом состоит сущность одного из специфических методов теоретического уровня-метода моделирования [3].
При создании нашей модели, важна позиция учёных, которые видят, что основное назначение модели в том, что она помогает рассмотреть строение изучаемого объекта, отразить существующие связи и зависимости. Модель позволяет определить главное звено процесса исследования. Освободить исследователя от необходимости удержания в голове многих показателей и предоставить достаточную полноту картины это важное требование к сконструированной нами модели. Воспроизводимость модели является важнейшим из предъявляемым к ней требованием.
Педагогическая функция определяет структуру педагогической системы, характер функционирования и её развитие, что
позволяет выделить её в качестве главного системообразующего фактора [4]. Функция, способ поведения объекта является одной из существеннейших характеристик системы. Этим объясняется тот факт, что функциональные модели получают все большее распространение в научных исследованиях.
Проанализировав научные источники, отмечаем, что философские, педагогические исследования модели послужили теоретико-методологической основой для заключения, что формированию готовности будущего офицера к патриотическому воспитанию военнослужащих в наибольшей степени отвечает структурно-функциональная модель, которая позволит наглядно представить внутреннюю организацию исследуемого объекта. Следовательно, созданная нами модель представленного процесса по характеру воспроизводимых сторон является структурно-функциональной.
Сконструированная нами авторская модель выступает как система, которая создается для достижения педагогической цели. Результатом её функционирования являются новообразования в знаниях, умениях, качествах личности офицера, в частности готовность будущего офицера к патриотическому воспитанию военнослужащих. Готовность будущего офицера к патриотическому воспитанию военнослужащих рассматривается нами как цель и результат образовательного процесса в военном институте с учетом его специфических особенностей, как целостное личностное образование.
Проведенный нами анализ исследований позволяет выделить ряд приоритетных методологических подходов, способствующих формированию готовности будущего офицера к патриотическому воспитанию военнослужащих. В нашем исследовании, выделены следующие методологические подходы: системный, деятельностный, аксиологический.
Как совокупность структурных компонентов, функциональных отношений и связей, которые определяют целостность и внутреннюю организацию объекта исследования помогает нам рассмотреть сконструированную модель методология системного подхода. Это переход от познания отдельного к общему, от однозначного к многозначному, от абстрактного к конкретному, от одномерного к полимерному, от линейного к нелинейному.
Особую значимость для нашего исследования имеет де-ятельностный подход к формированию готовности будущего офицера к патриотическому воспитанию военнослужащих. Анализируя труды отечественных учёных, мы пришли к выводу, что деятельность характеризуется такими признаками как предметность, мотивированность и целенаправленность. Суть деятельностного подхода заключается в том, что овладение содержанием социального опыта, накопленным человечеством за всю историю своего существования, должно осуществляться в процессе активной деятельности субъекта. Значимым положением для формирования готовности будущего офицера к патриотическому воспитанию военнослужащих является то, что деятельность - основа формирования активности личности, которая связана с ее структурой, в состав которой входят мотивы (потребности) - цели - действия - операции.
В качестве методологического подхода к исследованию процесса формирования готовности будущего офицера к патриотическому воспитанию военнослужащих используется также аксиологический подход, имеющий широкое философско-антро-пологическое, социально-политическое, социопедагогическое значение. Аксиология как учение о ценностях, выступает теоретико-методологической базой организации процесса формирования готовности будущего офицера к патриотическому воспитанию военнослужащих.
Определив вышеобозначенные методологические подходы, мы рассматриваем формирование готовности будущего офицера к патриотическому воспитанию военнослужащих как целостный, динамический педагогический процесс, как взаимодействие объединенных в единое целое элементов, обладающих определенной структурой.
Необходимой составной частью сконструированной нами модели выступают принципы, взаимосвязанные между собой: принцип диатропичности; принцип интеграции; принцип диало-гичности; принцип обратной связи; принцип рефлексии.
Принцип диатропичности даёт возможность рассмотреть разнообразие организационных форм, методов и средств исследуемого процесса.
Принцип интеграции помогает обеспечить целостность различных элементов изучаемого процесса и их взаимосвязь.
Принцип диалогичности служит для рассмотрения субъект-субъектных отношений, гуманистических взаимодействий.
Принцип обратной связи предполагает наличие оперативной информации о состоянии исследуемого процесса, позволяет разработать и применить необходимые корректирующие методы и средства.
Принцип рефлексии может обеспечить осмысление, осознание курсантом и преподавателем и личной позиции по отношению к результативности представленного процесса.
Перечисленные принципы дают возможность прогнозировать и управлять процессом формирования готовности будущего офицера к патриотическому воспитанию военнослужащих, используя соответствующие методы, средства.
Целевой компонент модели является совокупностью иерархически взаимосвязанных целей. Формирование готовности будущего офицера к патриотическому воспитанию военнослужащих возможно при условии выполнения следующих задач:
- развитие мотивационно-ценностных установок будущего офицера на формирование готовности к патриотическому воспитанию военнослужащих;
- формирование у курсанта системы знаний о патриотизме, о патриотическом воспитании военнослужащих;
- развитие умений и навыков будущего офицера реализовать процесс патриотического воспитания военнослужащих в воинских подразделениях;
- формирование у обучаемых способности анализировать, рефлектировать эффективность процесса патриотического воспитания военнослужащих.
Мотивационно-ценностный компонент модели предполагает ценностно-смысловую ориентированность исследуемого процесса, осознание необходимости готовности будущего офицера к патриотическому воспитанию военнослужащих.
Библиографический список
Содержательный компонент нашей модели представляет систему знаний о содержании патриотического воспитании в целом и патриотическом воспитании военнослужащих.
Организационно-деятельностный компонент нашей модели описывает организацию работы обучаемого и преподавателя, и их взаимодействие. Он служит для объединения в себе организационных форм, методов и средств, обеспечивающих успешность изучаемого процесса.
Оценочно-рефлексивный компонент выстроенной модели подразумевает осмысление, самоанализ и самооценку приобретаемого опыта. Он определяет успешность эксперимента через критерии, показатели, уровни.
В качестве критериев эффективности исследуемого нами процесса представлены следующие: мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный.
Уровневые характерологические особенности проявления готовности будущего офицера к патриотическому воспитанию военнослужащих нами определены теоретическо-методологи-ческим анализом проблемы [5]. Шкала оценки в процессе исследования представлена оптимальным, допустимым, критическим уровнями. Важно отметить, что все уровни исследуемого процесса проявляются одновременно. Их условное расчленение позволяет нам проникнуть в механизмы исследуемого процесса.
Для реализации сконструированной нами структурно-функциональной модели требуются следующие педагогические условия:
- последовательная реализация мероприятий направленных на формирование готовности будущих офицеров к патриотическому воспитанию военнослужащих;
- обогащение внеучебной, воспитательной работы с курсантами патриотическим содержанием;
- обеспечение образовательного процесса диалоговой направленностью учебного процесса;
- практико-ориентированная направленность данного процесса в рамках войсковой стажировки.
Достижение будущими офицерами более высокого, по сравнению с исходным, уровня готовности к патриотическому воспитанию военнослужащих является показателем эффективности сконструируемой нами модели и педагогических условий её реализации.
1. Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики. Новый этап. Москва: Академия, 2006.
2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Москва, 1978.
3. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. Москва: Педагогика, 1981.
4. Новиков A.M. Методология образования. Москва: Эгвес, 2002.
5. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. Москва, 1995.
6. Алямкин А.Е. Деятельность должностных лиц подразделения по организации патриотического воспитания военнослужащих. Студенческий научный форум: IV Международная студенческая электронная научная конференция. 2012.
7. Матвеев Д.Е., Беловолов В.А., Жданок А.И. Особенности профессиональной подготовки курсантов военного вуза. Сибирский педагогический журнал. 2012; 1.
References
1. Kraevskij V.V., Berezhnova E.V. Metodologiya pedagogiki. Novyj 'etap. Moskva: Akademiya, 2006.
2. Dal' V.I. Tolkovyjslovar'zhivogo velikorusskogo yazyka. Moskva, 1978.
3. Zagvyazinskij V.I. Metodologiya i metodika didakticheskogo issledovaniya. Moskva: Pedagogika, 1981.
4. Novikov A.M. Metodologiya obrazovaniya. Moskva: 'Egves, 2002.
5. Bespal'ko V.P. Pedagogika iprogressivnye tehnologii obucheniya. Moskva, 1995.
6. Alyamkin A.E. Deyatel'nost' dolzhnostnyh lic podrazdeleniya po organizacii patrioticheskogo vospitaniya voennosluzhaschih. Studencheskij nauchnyj forum: IV Mezhdunarodnaya studencheskaya 'elektronnaya nauchnaya konferenciya. 2012.
7. Matveev D.E., Belovolov V.A., Zhdanok A.I. Osobennosti professional'noj podgotovki kursantov voennogo vuza. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2012; 1.
Статья поступила в редакцию 06.04.15
УДК 371
Agaragimova V.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University, E-mail: [email protected]
Hasanova S.S.-G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University, E-mail: [email protected]
Kabardieva F.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), assisting teacher, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
ART-THERAPY SUPPORT IN INCLUSIVE EDUCATION. Due to changes in the living conditions of the problem of adaptation to training are becoming more common. This is especially true for students with special type of development. As the authors note, major in art therapy is an integrative approach to self-development and knowledge of self, and in order to achieve these educational