Научная статья на тему 'Взаимосвязь ценностей, социально-психологических установок военнослужащих и их личностной готовности к переменам'

Взаимосвязь ценностей, социально-психологических установок военнослужащих и их личностной готовности к переменам Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1166
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО / ЛИЧНОСТНЫЕ ЦЕННОСТИ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ / ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПЕРЕМЕНАМ / ГОТОВНОСТЬ К ВЫПОЛНЕНИЮ СЛУЖЕБНО-БОЕВЫХ ЗАДАЧ / PERSONALITY OF A SERVICEMAN / PERSONAL VALUES / SOCIO-PSYCHOLOGI-CAL ATTITUDES / PERSONAL READINESS FOR CHANGE / READINESS TO ACCOMPLISH COMBAT SERVICE SUPPORT TASKS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Терехин Р. А.

Введение. Современным военным нередко приходится справляться со служебно-боевыми задачами в нестандартных, а иногда и в экстремальных ситуациях. В связи с этим актуализируется проблема психолого-педагогической поддержки профессионального становления военнослужащих в плане формирования их ценностных установок и готовности к исполнению своих профессиональных обязанностей в условиях неопределенности. Для эффективного решения данной проблемы требуется изучение различных психологических аспектов ценностных ориентаций военнослужащих. Цель представленного в статье исследования установить взаимосвязь между системой ценностей, социально-психологическими установками молодых военнослужащих и их личностной готовностью к переменам. Методология и методики исследования. В ходе работы были использованы обзорный анализ и обобщение содержания работ, посвященных ценностным ориентациям, социально-психологическим установкам личности и индивидуальной готовности людей к переменам. На этапе эксперимента применялись «Портретный ценностный опросник (пересмотренный)» PVQ-R (Portrait Values Questionnaire Revised) Ш. Шварца; методика диагностики социально-психологических установок личности О.Ф. Потемкиной; методика PCRS («Личностная готовность к переменам»), разработанная А. Ролником, С. Хезером, М. Голдом и К. Халлом в адаптации Н. Бажановой и Г. Л. Барди-ер. Обработка данных, полученных в ходе исследования, проводилась при помощи программы статистической обработки информации SPSS версии 19. Результаты и научная новизна. Обоснована необходимость исследования системы ценностей и социально-психологических установок молодых военнослужащих в процессе их профессиональной социализации пока работ подобной тематики очень мало. Обозначены критерии сформированности данной системы; выявлены значимые корреляции ценностей, социально-психологических установок личности военнослужащих и их личностной готовности к переменам, которая является сегодня одним из важнейших элементов психологической подготовки воина к выполнению служебно-боевых задач. Практическая значимость. Результаты данного исследования могут быть востребованы войсковыми психологами при организации психолого-педагогического сопровождения начинающих свою карьеру военнослужащих и проведении соответствующих тренингов; при разработке рекомендаций для командного состава военных подразделений и преподавателей военных образовательных учреждений по планированию и осуществлению воспитательной работы с молодыми офицерами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Терехин Р. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Correlation of Values, Socio-Psychological Attitudes of Military Personnel and Their Individual Readiness for Change

Introduction. Modern military servicemen quite often should cope with operational and military tasks in non-standard and sometimes extreme situations. Therefore, the problem of psychological and pedagogical support of professional development of the military personnel aimed at their valuable attitudes and readiness formation to perform professional duties under uncertainty is brought into focus. The effective solution of this problem requires studying of various psychological aspects of valuable orientations of the military personnel. The aim of the present article is to investigate the link between the interrelationships of values, socio-psychological attitudes of the military personnel and their personal readiness for change. Methodology and research methods. In the course of the work, the following theoretical methods of the research were used: an overview analysis of works in the field of value orientations, socio-psychological attitudes of the individual, personal readiness for change. Practical methods involve a questionnaire PVQ-R (Portrait Values Questionnaire Revised) by Sh. Schwartz; a technique for diagnosing socio-psychological attitudes of the person by O. Potemkina; the methodology «Personal Change Readiness Survey» (PCRS) developed by A. Rolnik, S. Hezer, M. Gold and K. Hall in the adaptation of N. Bazhanova and G. Bardier. The processing of the data obtained during the study was carried out using a statistical information processing program SPSS version 19. Results and scientific novelty. Available studies have not treated the issue of psychological and pedagogical support of professional development of the military personnel in much detail. Thus, sufficient availability to study the interrelationships of values and socio-psychological attitudes of young military personnel in the process of their professional socialization has been revealed. The criteria of formation of this system are designated; significant correlations of values, social and psychological attitudes of the military personnel are revealed. Today, personal readiness for changes is one of the most important elements of psychological training of a soldier to accomplish combat service support tasks. Practical significance. The results of this research can be used by military psychologists to organize psychological and pedagogical assistance of the military personnel starting the career and holding the corresponding trainings and workshops; to develop recommendations for the senior command personnel and the educators of military educational institutions when planning and conducting educational work with young officers.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь ценностей, социально-психологических установок военнослужащих и их личностной готовности к переменам»

УДК 355.12:316 DOI: 10.17853/1994-5639-2017-8-109-127

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЦЕННОСТЕЙ, СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК

ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ИХ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ К ПЕРЕМЕНАМ

Р. А. Терехин

Саратовский военный Краснознаменный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Саратов, Россия.

E-mail: r87terekhm@mailru

Аннотация. Введение. Современным военным нередко приходится справляться со служебно-боевыми задачами в нестандартных, а иногда и в экстремальных ситуациях. В связи с этим актуализируется проблема психолого-педагогической поддержки профессионального становления военнослужащих в плане формирования их ценностных установок и готовности к исполнению своих профессиональных обязанностей в условиях неопределенности. Для эффективного решения данной проблемы требуется изучение различных психологических аспектов ценностных ориентаций военнослужащих.

Цель представленного в статье исследования - установить взаимосвязь между системой ценностей, социально-психологическими установками молодых военнослужащих и их личностной готовностью к переменам.

Методология и методики исследования. В ходе работы были использованы обзорный анализ и обобщение содержания работ, посвященных ценностным ориентациям, социально-психологическим установкам личности и индивидуальной готовности людей к переменам. На этапе эксперимента применялись «Портретный ценностный опросник (пересмотренный)» - PVQ-R (Portrait Values Questionnaire - Revised) Ш. Шварца; методика диагностики социально-психологических установок личности О. Ф. Потемкиной; методика PCRS («Личностная готовность к переменам»), разработанная А. Ролником, С. Хезером, М. Голдом и К. Халлом в адаптации Н. Бажановой и Г. Л. Барди-ер. Обработка данных, полученных в ходе исследования, проводилась при помощи программы статистической обработки информации - SPSS версии 19.

Результаты и научная новизна. Обоснована необходимость исследования системы ценностей и социально-психологических установок молодых военнослужащих в процессе их профессиональной социализации - пока работ подобной тематики очень мало. Обозначены критерии сформированности

данной системы; выявлены значимые корреляции ценностей, социально-психологических установок личности военнослужащих и их личностной готовности к переменам, которая является сегодня одним из важнейших элементов психологической подготовки воина к выполнению служебно-боевых задач.

Практическая значимость. Результаты данного исследования могут быть востребованы войсковыми психологами при организации психолого-педагогического сопровождения начинающих свою карьеру военнослужащих и проведении соответствующих тренингов; при разработке рекомендаций для командного состава военных подразделений и преподавателей военных образовательных учреждений по планированию и осуществлению воспитательной работы с молодыми офицерами.

Ключевые слова: личность военнослужащего, личностные ценности, социально-психологические установки, личностная готовность к переменам, готовность к выполнению служебно-боевых задач

Для цитирования. Терехин Р. А. Взаимосвязь ценностей, социально-психологических установок военнослужащих и их личной готовности к переменам // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 8. С. 109-127. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-8-109-127

THE CORRELATION OF VALUES, SOCIO-PSYCHOLOGICAL ATTITUDES OF MILITARY PERSONNEL AND THEIR INDIVIDUAL READINESS FOR CHANGE

R. A. Terekhin

Saratov Military Institute of National Guard of Russian Federation, Saratov, Russia.

E-mail: [email protected]

Abstract. Introduction. Modern military servicemen quite often should cope with operational and military tasks in non-standard and sometimes extreme situations. Therefore, the problem of psychological and pedagogical support of professional development of the military personnel aimed at their valuable attitudes and readiness formation to perform professional duties under uncertainty is brought into focus. The effective solution of this problem requires studying of various psychological aspects of valuable orientations of the military personnel.

The aim of the present article is to investigate the link between the interrelationships of values, socio-psychological attitudes of the military personnel and their personal readiness for change.

Methodology and research methods. In the course of the work, the following theoretical methods of the research were used: an overview analysis of works in the field of value orientations, socio-psychological attitudes of the individual, per-

sonal readiness for change. Practical methods involve a questionnaire PVQ-R (Portrait Values Questionnaire - Revised) by Sh. Schwartz; a technique for diagnosing socio-psychological attitudes of the person by O. Potemkina; the methodology «Personal Change - Readiness Survey» (PCRS) developed by A. Rolnik, S. Hezer, M. Gold and K. Hall in the adaptation of N. Bazhanova and G. Bardier. The processing of the data obtained during the study was carried out using a statistical information processing program - SPSS version 19.

Results and scientific novelty. Available studies have not treated the issue of psychological and pedagogical support of professional development of the military personnel in much detail. Thus, sufficient availability to study the interrelationships of values and socio-psychological attitudes of young military personnel in the process of their professional socialization has been revealed. The criteria of formation of this system are designated; significant correlations of values, social and psychological attitudes of the military personnel are revealed. Today, personal readiness for changes is one of the most important elements of psychological training of a soldier to accomplish combat service support tasks.

Practical significance. The results of this research can be used by military psychologists to organize psychological and pedagogical assistance of the military personnel starting the career and holding the corresponding trainings and workshops; to develop recommendations for the senior command personnel and the educators of military educational institutions when planning and conducting educational work with young officers.

Keywords: personality of a serviceman, personal values, socio-psychologi-cal attitudes, personal readiness for change, readiness to accomplish combat service support tasks

For citation'. Terekhin R. A. The correlation of values, socio-psychological attitudes of military personnel and their individual readiness for change. The Education and Science Journal. 2017; 8 (19): 109-127. DOI: 10.17853/1994-56392017-8-109-127

Введение

Готовность военнослужащих к изменениям в настоящее время является предметом пристального изучения военных психологов, так как сегодня российским военным приходится решать служебно-боевые задачи не только в непривычных, но подчас и в экстремальных условиях.

Как правило, войсковые психологи занимаются изучением психофизиологических особенностей и морально-деловых качеств военнослужащих, их нервно-психологической устойчивости на различных этапах прохождения службы и военной карьеры. Ценности и установки не входят

в перечень характеристик личности военнослужащего, подлежащих вниманию психологов-практиков. Очевидно, предполагается, что в процессе службы у человека должны сформироваться строго определенные ценности и установки, которые регламентируются уставами и другими нормативными документами о порядке исполнения воинских обязанностей. Вместе с тем в армию приходят молодые люди, чьи ценности и установки сформированы в деидеологизированной и деполитизированной атмосфере общественной жизни страны, в условиях, где единый консенсус граждан отсутствует даже в отношении базовых ценностей [1].

В процессе сопровождения военной социализации, особенно на ее первом этапе, войсковые психологи сталкиваются с необходимостью психологической подготовки военнослужащих, носителей различных ценностей и установок, к изменениям как в обыденных ситуациях, так и в условиях проведения мобилизационных и боевых действий.

Обзор литературы

Существует несколько подходов к изучению ценностных ориентаций личности [2], демонстрирующих отсутствие единства в позициях авторов.

В психологии ценности описываются через элементы сознания личности, а именно через ее интересы, убеждения, принципы, мировоззрение и т. п. Так, Т. Г. Стефаненко интерпретирует ценности как модели поведения, установки, каузальные атрибуции, жизненные цели, убеждения, мотивы, ожидания, намерения, сосредоточение интересов1. Некоторые ученые полагают, что ценности показывают возможность объектов взаимодействовать друг с другом, указывают на полезность или значимость последствий деятельности2. Другие исследователи акцентируют связь ценностей с интересами и потребностями личности и общества3. В работе Э. А. Арутюняна выделяются ценности социальные и личностные и указывается на возможность перехода первых во вторые через включенность личности в социальные взаимодействия, в «микросреду», представляющую собой социальную группу, которая является своеобраз-

1 Стефаненко Т. Г. Этнопсихология [Электрон. ресурс]. Москва: Аспект Пресс, 2014. 352 с. Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/68779 (дата обращения: 10.03.2017).

2 Becker G. M. & McClintock C. G. Value: Behavioral decision theory / / Annual Review of Psychology. 1967. Vol. 18. P. 239-286. Elizur D. Facets of work values: A structural analyses of work outcomes // Journal of Applied Psychology. 1984. Vol. 69. P. 379-389.

3 Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. Москва: Политиздат, 1986.

ным «передатчиком» ценностей общества1. Часть авторов считает, что ценности личности являются общими установками2 или существенными универсальными целями и идеалами (нормами)3.

Сложности с определением понятия «ценность» связаны также с изначально противоположными подходами к нему. В. И. Кабрин, например, подчеркивая «вездесущность ценностного процесса в жизненном универсуме человека» и «беспредельность» ценности, указывает на распространенную в науке «мягкую редукцию» ценностей к близким феноменам и на сведение ценностей к «спискам действий, событий, вещей»4.

Х. М. Вегас, напротив, полагает, что понятие «ценность» относится к первичным, непроизводным, т. е. не сводящимся ни к какому другому явлению, посредством которого можно было бы его описать [3, с. 97].

Подходы к осмыслению ценностей анализируются в разнообразных аспектах исследования свойств личности. Б. Ф. Ломов подчеркивает, что независимо от разнообразных определений понятия «личность» во всех отечественных концепциях ее основной характеристикой является направленность, т. е. системообразующее свойство личности, обусловливающее весь ее психический склад. Автор описывает направленность как взаимосвязь того, что личность обретает и принимает от социума (ценности), и того, что она в него привносит, добавляет в его формирование5. Следовательно, направленность обнаруживает субъективные ценностные отношения личности к многообразным сферам реальности. Ценности делаются фактом сознания и открываются в стремлениях, идеалах, убеждениях, интересах и других структурах личности, представляя содержательную структуру направленности, показывая внутреннее основание ее отношения к действительности.

Согласно М. Рокичу:

• «начало» всех ценностей личности следует искать в культуре и социуме, к которым принадлежит эта личность;

1 Арутюнян Э. А. Микросреда и трансформация общественных ценностей в ценностную ориентацию личности / / Образ жизни и ценностные ориентации личности. Ереван: АН Армянской ССР, 1979. С. 32.

2 Ядов В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Ленинград: Наука, 1979. 264 с.

3 Лебедев С. А. Философия науки: Словарь основных терминов [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.studmed.ru/view/lebedev-sa-filosofiya-nauki-slovar-osnovnyh-terminov_d01e2a6ed32.html (дата обращения: 26. 02. 2017).

4 Кабрин В. И. Транскоммуникация и личностное развитие. Томск: ТГУ, 1992. 225 с.

5 Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. Москва: Наука, 1984. С. 37.

• воздействие общих ценностей обнаруживается почти во всех изученных социальных феноменах;

• люди владеют одинаковыми ценностями, отличающимися степенью значимости;

• ценности образуют системы1.

Обобщая определения, данные зарубежными исследователями, Ш. Шварц и У. Билски выделяют следующие стержневые характеристики ценностей:

• ценности-убеждения не являются исключительно объективными и неэмоциональными идеями. При активации ценности сливаются с чувствами и окрашиваются ими;

• ценности-цели, к которым стремится человек, влияют на тип его поведения, содействующий достижению этих целей;

• ценности не имеют ограничений действиями и ситуациями;

• ценности выдвигаются как эталоны, стандарты, руководящие выбором или оценкой действий, людей, ситуаций;

• ценности образуют иерархию, в которой расположены по степени их важности и значимости2.

В теории К. Роджерса стержневым понятием является «самость» -«подвижная, но последовательная концептуальная модель восприятия характеристик и взаимоотношений «Я», или самого себя, и вместе с тем система ценностей, применяемых к этому понятию». Самость содержит в себе как «непосредственно переживаемые организмом», так и неассимили-рованные, «интроецируемые» ценности, ложно интерпретируемые человеком как свои. Предположение ученого заключается в том, что как внутренние, так и внешние ценности вырабатываются или приобретаются в том случае, если они воспринимаются как содействующие сохранению и упрочению организма: «Именно организм поставляет данные, на основе которых формируются ценностные суждения»3.

А. Маслоу пишет о процессе самоактуализации, разрешающем раскрываться личному жизненному опыту, мыслям и чувствам индивида. Самоактуализирующиеся люди могут обладать собственной системой нравственных ценностей, независимой от общепринятой или существенно различающейся с ней4.

1 Rokeach M. The nature of human values. New York: Free Press, 1973. P. 3.

2 Schwartz S. H., Bilsky W. Toward a Universal Psychological Structure of Human Values // Journal of Personality and Social Psychology. 1987. Vol. 58. № 5. Р. 550-562.

3 Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия: перевод с англ. Москва; Киев: Рефл-бук; Ваклер, 1997. С. 73.

4 Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы: перевод с англ. Москва: Смысл, 1999. 425 с.

Несмотря на разные интерпретации ценностей, большинство исследователей сходится во мнении, что ценность выражается через индивидуальные и общепринятые определения материальных и внутренних предметов окружающего мира, раскрывающие их положительную или отрицательную потребность для личности, социальной группы или общества в целом.

По мнению Р. М. Шамионова и А. Е. Сотникова, система ценностей личности - важнейший механизм регуляции поведения и деятельности, и изучение данной системы важно на этапах профессиональной социализации [4].

Целенаправленный характер деятельности субъекта обеспечивается имеющимися у него социально-психологическими установками, которые в отличие от ценностей следует рассматривать не как отношение к какому-либо явлению или объекту, а как предрасположенность и состояние готовности к определенному поведению и действиям в конкретно обусловленной ситуации [5, с. 126]. В совокупности ценности и социально-психологические установки являются одними из важнейших характеристик личности, обусловливающих меру ее способности к принятию тех или иных решений и их реализации.

Адаптационные возможности личности, ее психологическая устойчивость в обстановке неопределенности и готовность к изменениям изучаются в различных контекстах и по отношению к разным областям деятельности [6-13].

Готовность военнослужащего к переменам, как отмечалось в одной из наших предыдущих работ, представляет собой, прежде всего, социально-психологическую установку на возможность объективных либо субъективных неожиданностей и способность к адекватным и оперативным действиям в ситуациях неопределенности как в обыденной армейской жизни, так и в период мобилизационных и военных служебно-боевых действий [14].

В данной статье анализируется взаимосвязь между ценностями, социально-психологическими установками военнослужащих и их личностной готовностью к переменам.

Материалы и методы

Для изучения ценностей военнослужащих нами был использован «Портретный ценностный опросник (пересмотренный)» - PVQ-R (Portrait Values Questionnaire - Revised) Ш. Шварца, где каждый из пунктов ограничивался одним предложением, описывающим цели личности, устремле-

ния или желания, которые неявно указывают на важность той или иной ценности для человека. Респондентам предлагалось каждое описание сопоставить с тем, насколько данная характеристика человека совпадает с их собственной. Ценности опрашиваемых выводились из имплицитных ценностей людей, которых они считают похожими на себя. Шкала ответов содержала 6 альтернатив: 1 - совсем не похож на меня, 2 - не похож на меня, 3 - мало похож на меня, 4 - немного похож на меня, 5 - похож на меня, 6 - очень похож на меня.

Методика предполагала определение степени выраженности 19 ценностей [17-19], которые А. Н. Татарко в монографии «Социально-психологический капитал личности в поликультурном обществе» представил в виде таблицы [17].

Таблица 1

Девятнадцать ценностей уточненной теории Ш. Шварца

Table 1

Nineteen values of the Schwartz theory

Ценность Концептуальное определение ценностей с точки зрения мотивационной цели

1 2

Самостоятельность -мысли Свобода развивать собственные идеи и способности

Самостоятельность -поступки Свобода определять собственные действия

Стимуляция Потребность в ярких эмоциях, новизне и переменах

Гедонизм Стремление к удовольствию и чувственному удовлетворению

Достижение Достижение успеха в соответствии с социальными стандартами (нормами)

Власть - доминирование Влияние посредством осуществления контроля над людьми

Власть - ресурсы Влияние посредством контролирования материальных и социальных ресурсов

Репутация Защита и влияние посредством поддержания публичного имиджа и избегания унижения

Безопасность - личная Безопасность непосредственного окружения

Безопасность - общественная Безопасность и стабильность общества в целом

Традиция Поддержание и сохранение культурных, семейных или религиозных традиций

Конформизм - правила Соблюдение правил, законов и формальных обязательств

1 2

Конформизм - межличностный Избегание причинения вреда или огорчения другим людям

Скромность Признание незначительности существования одного человека в круговороте жизни

Универсализм - забота о других Стремление к равенству, справедливости и защите всех людей

Универсализм - забота о природе Сохранение природной среды

Универсализм - толерантность Принятие и понимание тех, кто отличается от тебя

Благожелательность -забота Преданность социальной группе и благополучие ее членов

Благожелательность -чувство долга Стремление быть надежным и заслуживающим доверия членом группы

Социально-психологические установки военнослужащих выявлялись с помощью методики О. Ф. Потемкиной. Первые 40 вопросов касались альтруистической и эгоистической направленности, ориентации на процесс и результат. Еще 40 позволяли определить установки на труд, деньги, свободу, власть1.

Методика PCRS (Personal change-readiness survey) - «Личностная готовность к переменам», разработанная канадскими учеными А. Ролником, С. Хезером, М. Голдом и К. Халлом (А. Rolnic, S. Heather, М. Gold, С. Hull) и адаптированная Н. Бажановой и Г. Л. Бардиер, содержала 35 утверждений [20]. Эти утверждения предполагали разный уровень согласия / несогласия, оцениваемый от 1 до 6 баллов. Методика включает в себя 7 шкал:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• страстность,

• находчивость,

• оптимизм,

• смелость,

• адаптивность,

• уверенность,

• толерантность к двусмысленности.

Размерность каждой шкалы - от 5 до 30 баллов [10].

В ходе исследования были опрошены курсанты и офицеры Саратовского военного Краснознаменного института войск национальной гвардии Российской Федерации (табл. 2).

1 Потемкина О. Ф. Методы диагностики социально-психологических установок личности // Методы психологической диагностики. Москва: ИП РАН, 1993. Вып. 1. С. 39-41.

Таблица 2

Информация об участниках исследования

Table 2

Information about the research work participants

Группа участников исследования Количество респондентов (чел.) Средний возраст

1-й курс 63 18.11 лет, ± 0,41

3-й курс 58 20.05 лет, ± 0,50

5-й курс 72 21.88 лет, ± 0,87

Офицеры 33 34.12 лет, ± 5,34

Анализ полученных результатов проводился при помощи программы статистической обработки информации SPSS версии 19, которая использовалась для выявления коэффициента двумерной корреляции г-Пирсона с целью установления взаимосвязи между показателями ценностных ори-ентаций, социально-психологических установок военнослужащих и их готовности к переменам.

Результаты исследования

Обработанные данные проведенного исследования ценностных ориен-таций молодых военнослужащих, их социально-психологических установок и индивидуальной готовности к переменам представлены в табл. 3 и 4.

Таблица 3

Результаты корреляционного анализа показателей ценностных ориентаций военнослужащих и их личностной готовности к переменам

Table 3

Correlation analysis results of military men's values and their personal

readiness for changes

Показатели личностной готовности к переменам

Показатели ценностных ориентаций Страстность Находчивость Оптимизм Смелость, предприимчивость Адаптивность Уверенность Толерантность к двусмысленности

1 2 3 4 5 6 7 8

Самостоятель- 0,281* -0,117 0,386** 0,264* 0,082 0,282* 0,145

ность - мысли

Самостоятель- 0,266* -0,004 0,580** 0,317** 0,123 0,347** 0,08

ность - поступки

Стимуляция 0,484** 0,313** 0,560** 0,423** 0,129 0,176 0,292*

Гедонизм 0,07 0,260* 0,519** 0,666** 0,028 -0,151 0,435**

1 2 3 4 5 6 7 8

Достижение 0,285* -0,126 0,477** -0,018 -0,076 0,429** 0,188

Власть - доминирование 0,16 0,023 0,622** 0,380** 0,285* -0,064 0,331**

Власть - ресурсы 0,142 -0,297* 0,601** 0,314** -0,072 0,07 0,298*

Репутация 0,301* -0,186 0,508** 0,078 -0,031 0,419** 0,158

Безопасность -личная 0,114 0,244* 0,217 0,278* 0,09 0,260* 0,154

Безопасность - общественная 0,19 0,164 0,429** 0,06 0,162 0,062 0,17

Традиция -0,242* 0,428** -0,037 0,014 -0,083 -0,085 0,183

Конформизм -правила 0,148 -0,005 0,427** 0,188 0,505** 0,268* 0,273*

Конформизм -межличн остный -0,279* 0,08 0,06 0,403** 0,273* 0,595** 0,562**

Скромность -,363** 0,445** 0,071 0,017 0,121 -0,215 0,325**

Универсализм - забота о природе -0,17 0,446** 0,419** 0,289* 0,218 -0,299* 0,457**

Универсализм - забота о других -0,112 0,389** 0,21 0,055 0,306** -0,187 0,199

Универсализм - толерантность 0,033 -0,115 -0,356** -0,214 0,254* -0,16 0,031

Благожелательность - забота -0,12 0,113 0,053 0,065 0,158 -0,055 0,104

Благожелательность - чувство долга -0,093 0,364** 0,068 0,064 0,231 0,004 0,052

Примечания.

"Корреляция значима на уровне 0,01 (корреляция двусторонняя - имеет значения для обоих параметров).

^Корреляция значима на уровне 0,05 (корреляция двусторонняя - имеет значения для обоих параметров).

Полужирным курсивом выделены значимые корреляции исследуемых характеристик.

Отрицательные показатели обозначают обратную связь, т. е. при увеличении одного показателя происходит снижение другого.

Обнаруженные взаимосвязи между рассматриваемыми показателями подтверждают нашу гипотезу о влиянии ценностей и установок на личностную готовность военнослужащих к переменам.

Так, показатель «страстность» положительно коррелирует с такими ценностями по круговому мотивационному континууму Ш. Шварца, как открытость изменениям и самоутверждение, что для людей с повышенной энергичностью и неутомимостью вполне закономерно [9]. Положительная корреляция данного показателя прослеживается также с установ-

кой на результат, которая свойственна надежным людям, способным достичь результата в своей деятельности вопреки неудачам и переменам1.

Таблица 4

Результаты корреляционного анализа социально-психологических установок военнослужащих и их личностной готовности к переменам

Table 4

Correlation analysis results of socio-psychological attitudes of military men's personality and their personal readiness for changes

Показатели личностной готовности к переменам

Показатели со- л тс л тс Оптимизм ц; л ет рс ь тс ь т с hQ 1 Ь К се

циально-психо-логических установок о н S а р т о о в и £ о X Смелость, п приимчив< о н в s т па £ о н К е р е £ Толерантн< к двусмыс ности

Ориентация на -0,337** -0,192 -0,375** -0,183 -0,056 -0,265* 0,038

процесс

Ориентации на 0,316** 0,128 0,165 -0,004 -0,199 0,450** 0,038

результат

Ориентация на -0,187 -0,239* -0,715** -0,225 -0,161 0,018 -0,400**

альтруизм

Ориентация на -0,04 -0,264* 0,048 -0,260* -0,558** 0,476** -0,224

эгоизм

Ориентация на 0,01 0,089 0,176 0,535** 0,524** -0,392** 0,246*

труд

Ориентация на свободу 0,034 -0,045 -0,371** 0,379** 0,270* -0,043 -0,260*

Ориентация на 0,018 0,014 0,22 0,2 -0,052 0,341** -0,267*

власть

Ориентация на -0,028 -0,644** -0,043 -0,137 -0,420** -0,026 -0,052

деньги

Примечания.

**Корреляция значима на уровне 0,01 (корреляция двусторонняя - имеет значения для обоих параметров).

^Корреляция значима на уровне 0,05 (корреляция двусторонняя - имеет значения для обоих параметров).

Полужирным курсивом выделены значимые корреляции исследуемых характеристик.

Отрицательные показатели обозначают обратную связь, т. е. при увеличении одного показателя происходит снижение другого.

1 Потемкина О. Ф. Методы диагностики социально-психологических установок личности / / Методы психологической диагностики. Москва: ИП РАН. 1993. Вып. 1. С. 39-41.

В то же время показатель «страстность» имеет обратную связь с таким набором ценностей, как традиция, конформизм, скромность и установкой на процесс.

«Находчивость» как показатель личностной готовности к переменам выражает умение личности благополучно выходить из сложных ситуаций, решать проблемы при помощи новых методов и средств. Отрицательная взаимосвязь этого показателя выявлена с ценностью «власть - ресурсы» и установками на альтруизм, эгоизм и деньги. Это позволяет предположить, что данные установки и мотивационная цель оказывать влияние на окружение посредством материальных и социальных ресурсов не предполагают наличия у военнослужащих умения обращаться к разнообразным, в том числе новым, источникам и ресурсам для решения появляющихся проблем.

Вместе с тем, чем более выражены у военнослужащего потребность в ярких эмоциях, новизне и переменах, стремление к удовольствию и чувственному удовлетворению, к равенству, справедливости и защите всех людей, желание быть надежным и заслуживающим доверия членом социальной группы, чем более значимыми для него являются безопасность непосредственного окружения и сохранение культурных, семейных или религиозных традиций, тем более находчивым он является.

Показатель «оптимизм» характеризует личность человека, который верит в успех, стремится фокусироваться не на проблемах, а на возможностях их решения. Такая личность ценностно ориентирована на свободу развития собственных идей и способностей, выбора действий, на потребность в ярких эмоциях, новизне и переменах, на стремление к удовольствию и чувственному удовлетворению, на достижение успеха в соответствии с социальными стандартами, на влияние на окружающих людей посредством контролирования материальных и социальных ресурсов, а также при помощи поддержки публичного имиджа и избегания унижения. Ценными для позитивно настроенного военнослужащего, готового к переменам, являются безопасность и стабильность общества в целом, соблюдение правил, законов и формальных обязательств, а также сохранение природной среды.

Выраженность ценности «универсализм - толерантность» и наличие установок на процесс, альтруизм и свободу, в свою очередь, не способствуют вере военнослужащих в успех и оптимизму в структуре их личностной готовности к переменам.

Показатель «смелость, предприимчивость» характеризуется как тяга к переменам, стремление к новому, отказ от уже известного и надежного.

Наше исследование подтвердило положение работ О. Ф. Потемкиной о том, что ориентация человека на свободу зачастую сочетается с трудолюбием, готовностью к максимальным затратам времени для того, чтобы добиться цели. Труд и решение новых задач приносит таким людям радость и удовольствие1, что закономерно для индивидов, стремящихся к переменам. Низкие значения рассматриваемого показателя коррелируют с установкой на эгоизм, следовательно, такой военнослужащий не будет утруждать себя поиском новых методов для решения возникающих задач.

Под адаптивностью понимается умение менять свои решения, быстро перестраиваться в новой обстановке, принимать позицию других, если этого требует ситуация. Положительные корреляции данной характеристики выявлены с ценностями «власть - доминирование», «конформизм - правила», «конформизм - межличностный», «универсализм - забота о других» и «универсализм - толерантность». Рост значений адаптивности связан с большей степенью выраженности установок на свободу и на труд; снижение - с яркой выраженностью установок на эгоизм и деньги.

Показатель личностной готовности к переменам «уверенность» характеризует уверенную в себе, в своих достоинствах и силе личность. Такой человек считает, что если захотеть, то возможно все. Выявлены положительные взаимосвязи данного показателя с такими ценностями, как «самостоятельность - мысли», «самостоятельность - поступки», «достижение», «репутация», «безопасность - личная», а также с установками на результат, на эгоизм, на власть. Военнослужащие с подобным набором ценностей и установок обладают высоким уровнем готовности к переменам. Обратную связь с показателем «уверенность» имеют ценности конформизма, сохранения природной среды и установки на процесс и на труд. Полученные данные говорят о том, что менее внушаемый, нонконформный военнослужащий, ориентированный на результат выполняемой задачи, а не на процесс ее выполнения, будет более уверенным в себе.

Выраженность показателя «толерантность к двусмысленности» характеризует личность, спокойно относящуюся к отсутствию ясных ответов, сохраняющую самообладание в спорных ситуациях, когда не слишком понятны цели и задачи и начатое дело остается незавершенным. Наше исследование свидетельствует о наличии прямой зависимости данного показателя от ценностей «стимуляция», «гедонизм», «власть - доминирова-

1 Потемкина О. Ф. Методы диагностики социально-психологических установок личности / / Методы психологической диагностики. Москва: ИП РАН. 1993. Вып. 1. С. 39-41.

ние», «власть - ресурсы», «конформизм - правила», «конформизм - межличностный», «скромность», «универсализм - забота о природе» и установки на труд. В то же время выявлена обратная связь показателя установками на альтруизм, свободу и власть. Можно предположить, что наличие у военнослужащего противопоставляемых друг другу ценностей («власть» -«скромность», «стимуляция» - «конформизм - правила») повышает его толерантность к двусмысленности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение

К сожалению, изучение различных психологических аспектов ценностных ориентаций и социально-психологических установок военнослужащих, их динамики в процессе военно-профессиональной социализации не носит комплексного характера и предпринимается крайне редко. Тем не менее, как показало наше исследование, ценности и социально-психологические установки военнослужащих коррелируют с показателями их личностной готовности к переменам, которая является одним из важнейших элементов психологической подготовки воина к выполнению слу-жебно-боевых задач.

Результаты данного исследования могут быть востребованы военными психологами, в том числе для проведения ими тренингов и разработки рекомендаций командному составу по формированию и корректировке системы личностных ценностей и установок молодых офицеров.

Список использованных источников

1. Петухов В. В. Ценностная палитра современного российского общества: «идеологическая каша» или поиск новых смыслов? // Мониторинг общественного мнения. 2001. № 1 (101). С. 6-23.

2. Терехин Р. А. Значимость ценностных ориентаций в процессе военно-профессиональной социализации / / Сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции «Психология и педагогика: актуальные вопросы» / Сайт научного журнала «Globus» [Электрон. ресурс]. Санкт-Петербург. 2017. С. 43-47. Режим доступа: http://globus-science.ru/Archi-ve/new/Psikhologia_i_pedagogika_february_2017.pdf (дата обращения: 09.03.2017).

3. Вегас Х. М. Ценности и воспитание. Критика нравственного релятивизма. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет; Русская христианская гуманитарная академия, 2007. 225 с.

4. Шамионов Р. М., Сотников А. Е. Жизненные ценности и социально-психологические установки на различных этапах профессиональной социализации юристов / / Известия Саратовского университета. Серия «Акмеология образования. Психология развития». 2013. Т. 2. № 4 (8). С. 353-358.

5. Сухов А. Н. Социальная психология. Москва, 2001. С. 126.

6. Журавлева Н. А. Ценностные ориентации личности в изменяющемся российском обществе // Психологический журнал. 2012. Т. 33. № 1. С. 30-39.

7. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности / / Психология личности в трудах отечественных психологов. Санкт-Петербург: Питер, 2006. С. 256-269.

8. Асмолов А. Г. Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия // Психологические исследования. 2015. Т. 8. № 40. С. 1 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://psystudy.ru (дата обращения: 12.09.2015).

9. Григорьева М. В. Понятийный аппарат психологии адаптации личности / / Известия Саратовского университета. Серия «Акмеология образования. Психология развития». 2014. Т. 3. № 3. 260 с.

10. Куликов Л. В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. Санкт-Петербург: Питер, 2004. 464 с.

11. Нечипоренко В. В., Лыткин В. М., Синенченко А. Г. Диагностика расстройств личности у военнослужащих / / Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. Бехтерева. 2004. Т. 1. № 2 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.consilium-medicum.com/media/bechter/04 (дата обращения: 12.09.2016).

12. Шамионов Р. М. Соотношение адаптационной готовности и социальной активности личности / / Теоретическая и экспериментальная психология. 2012. Т. 5. № 2. С. 72-80.

13. de Terte I., Becker J., Stephens C. An integrated model for understanding and developing resilience in the face of adverse events / / Journal of Pacific Rim Psychology. 2009. Vol. 3 (01). № 20. P. 26.

14. Терехин Р. А. Соотношение социально-психологических установок и готовности к ситуативным изменениям военнослужащих на начальном этапе военной службы / / Вестник Южноуральского государственного университета. Серия «Психология». 2016. Т. 9. № 4. С. 73-80.

15. Hales R., Frances A. Parental mental disorder as a psychiatric risk factor / / American Psychiatric Association annual review. Washington, DC: American Psychiatric Press, Inc. 1987. Vol. 6. P. 647-663.

16. Tempski P., Martins M. A., Paro H. B. Teaching and learning resilience: a new agenda in Medical education // Medical education. 2012. № 46 (4). P. 345346.

17. Татарко А. Н. Социально-психологический капитал личности в поликультурном обществе. Москва: Институт психологии РАН, 2014. 384 с. Режим доступа: http://www.bibliorossica.com/book.html?&currBookId=16937 (дата обращения: 10.03.2017).

18. Шварц Ш., Бутенко Т. П., Седова Д. С., Липатова А. С. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России // Психология: ВШЭ. 2012. Т. 9. № 2. С. 43-70.

19. Schwartz S. H., Cieciuch J., Vecchione M., Davidov E., Fischer R., Beierlein C., Ramos A., Verkasalo M., Lonnqvist J.-E., Demirutku K., Dirilen-Gu-mus O., Konty M. Refining the theory of basic individual values / / Journal of Per-

sonality and Social Psychology. 2012. № 103 (4). P. 663-668. Available at: rese-archgate.net>profile...Schwartz...Theory...Theory (Accessed 10.03.2017).

20. Бажанова Н. А. Личностная готовность к переменам в контексте исследования феномена «ожидания» / перевод и апробация опросника «Personal change-readiness survey» / / Acta eruditorum: научные доклады и сообщения (Приложение к журналу «Вестник РХГА».). Санкт-Петербург: РХГА, 2005. Т. 2. С. 169-178.

References

1. Petukhov V. V. The value palette of modern Russian society: «ideological porridge» or the search for new meanings? Monitoring obshchestvennogo mneniya = Monitoring of Public Opinion. 2001; 1 (101): 6-23. (In Russ.)

2. Terekhin R. A. The importance of value orientations in the process of military professional socialization. In: Sbornik materialov XVII Mezhdunarodnoj na-uchno-prakticheskoj konferencii «Psihologija i pedagogika: aktual'nye voprosy» = Collection of Materials of the 17th International Scientific and Practical Conference «Psychology and Pedagogics: Topical Issues»; 2017 Feb 19; St.-Petersburg. St.-Pe-tersburg: Globus; 2017 [cited 2017 Mar 9]; p. 43-47. Available from: http://glo-bus-science.ru/Archive/new/ Psikhologia_i_pedagogika_february_2017.pdf (In Russ.)

3. Vegas Kh. M. Tsennosti i vospitaniye. Kritika nravstvennogo relyativizma = Values and upbringing. Criticism of moral relativism. St.-Petersburg: Saint-Petersburg State University; Russian Christian Humanitarian Academy; 2007. 225 p. (In Russ.)

4. Shamionov R. M., Sotnikov A. Ye. Life values and socio-psychological attitudes at various stages of professional socialization of lawyers. Izvestiya sara-tovskogo universiteta. Seriya Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya = News of the Saratov University. Series «Education Acmeology. Development Psychology». 2013; 2, 4 (8): 353-358. (In Russ.)

5. Sukhov A. N. Sotsial'naya psikhologiya = Social psychology. Moscow; 2001. 126 p. (In Russ.)

6. Zhuravleva N. A. Valuable orientations of the personality in the changing Russian society. Psikhologicheskiy zhurnal = Psychological Journal. 2012; 33 (1): 30-39. (In Russ.)

7. Golovakha E. I. Zhiznennaja perspektiva i cennostnye orientacii lichnosti = Vital prospect and valuable orientations of the personality. Psihologija lichnosti v trudah otechestvennyh psihologov = Psychology of the personality in the works of domestic psychologists. St.-Petersburg: Piter; 2006. P. 256-269. (In Russ.)

8. Asmolov A. G. Psychology of modernity: The challenges of uncertainty, complexity and diversity. Psihologicheskie issledovanija = Psychological Research [Internet]. 2015 [cited 2015 Apr 28]; 8 (40): 1. Available from: http://psystudy.ru (In Russ.)

9. Grigor'eva M. V. The conceptual apparatus of psychology adaptation of the personality. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya = Proceedings of the University of Saratov. Series «Psychology of Education. Developmental Psychology». 2014; 3 (3): 260. (In Russ.)

10. Kulikov L. V. Psihogigiena lichnosti. Voprosy psihologicheskoj ustojchi-vosti i psihoprofilaktiki = Hygiene of the individual. Issues of psychological stability and psychoprophylaxis. St.-Petersburg: Piter; 2004. 464 p. (In Russ.)

11. Nechiporenko V., Lytkin V., Semenchenko A. Diagnosis of personality disorders among military personnel. Obozrenie psihiatrii i medicinskoj psihologii im. Behtereva = Review of Psychiatry and Medical Psychology n.a. Bekhterev [Internet]. 2004 [2017 Jan 25]; 1 (2). Available from: http://www.consilium-medi-cum.com/media/bechter/04 (In Russ.)

12. Shamionov R. M. Correlation of personality's adaptive readiness and social activity. Teoreticheskaya i eksperimental'naya psikhologiya = Theoretical and Experimental Psychology. 2012; 5 (2): 72-80. (In Russ.)

13. de Terte I., Becker J., Stephens C. An integrated model for understanding and developing resilience in the face of adverse events. Journal of Pacific Rim Psychology. 2009; 3 (01), 20: 26.

14. Terekhin R. A. Relationship between social psychological attitudes and willingness to situational changes of soldiers in the beginning of military service. Vestnik Juzhnoural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Serija «Psihologija» = Bulletin of the South Ural State University. Series «Psychology». 2016: Vol. 9, 4: 7380. DOI: 10.14529/psy160407 (In Russ.)

15. Hales R., Frances A. Parental mental disorder as a psychiatric risk factor. American Psychiatric Association Annual Review. American Psychiatric Press, Inc. Washington, DC. 1987; 6: 647-663.

16. Tempski P., Martins M. A., Paro H. B. Teaching and learning resilience: A new agenda in medical education. Medical Education. 2012; 46 (4): 345-346.

17. Tatarko A. N. Sotsial'no-psikhologicheskiy kapital lichnosti v poli-kul'turnom obshchestve = Socio-psychological capital of the individual in a multicultural society [Internet]. Moscow: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences; 2014 [cited 2017 Mar 10]. 384 p. Available from: http: //www.bibliorossica.com/book.html?&currBookId=16937 (In Russ.)

18. Schwarts S. H., Butenko T. P., Sedova D. S., Lipatova A. S. A refined theory of basic individual values: Application in Russia. Psikhologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki = Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2012; 9 (2): 43-70. (In Russ.)

19. Schwartz S. H., Cieciuch J., Vecchione M., Davidov E., Fischer R., Beierlein C., et al. Refining the theory of basic individual values. Journal of Personality and Social Psychology [Internet]. 2012 [cited 2017 Mar 10]; 103 (4): 663668. Available from: researchgate.net>profile...Schwartz...Theory...Theory

20. Bazhanova N. A. Personality readiness for change in the context of the study of the phenomenon of «anticipation». Perevod i aprobatsiya oprosnika «Personal change-readiness survey». Acta eruditorum. Nauchnyye doklady i soobshcheni-ya (Prilozheniye k zhurnalu «Vestnik RKHGA»> = Translation and approbation of the questionnaire «Personal Change-Readiness Survey». Acta Eruditorum: Scientific Reports (Supplement of the Bulletin of the Russian Christian Humanitarian Academy). St.-Petersburg: Russian Christian Humanitarian Academy; 2005; 2: 169-178. (In Russ.)

Информация об авторе:

Терехин Роман Алексеевич - адъюнкт очной адъюнктуры Саратовского военного Краснознаменного института войск национальной гвардии Российской Федерации, Саратов, Россия. E-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 18.03.2017; принята в печать 16.08.2017.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Information about the author:

Roman A. Terekhin - Adjunct, Saratov Military Red Banner Institute of National Guard of the Russian Federation, Saratov, Russia. E-mail: [email protected]

Received 18.03.201; accepted for publication 16.08.2017.

The author has read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.