Научная статья
УДК 355/359
РСН: 10.14529/рес1220303
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ РОСГВАРДИИ
В.Н. Лымаревш, [email protected]
Н.В. Уварина2, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-1490-3302
1 Пермский военный институт войск национальной гвардии РФ, Пермь, Россия
2Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
Челябинск, Россия
Аннотация. В работе представлена характеристика и проанализировано сочетание методологических подходов, систематизирующих научные теоретические положения концепции формирования профессиональной мотивации военнослужащих Росгвардии. Проведен анализ источников информации, отражающих сущность феномена формирования профессиональной мотивации военнослужащих Росгвардии, изучена актуальность применения методологических подходов. Доказано, что применяемый комплекс методологических подходов обеспечивает многогранность изучения объекта исследования, позволяя достигать принципиально качественного результата в решении поставленных научных задач. Системный подход обоснован в качестве общенаучной основы исследования, способствующей постановке научной проблемы и позволяющей разработать систему формирования профессиональной мотивации военнослужащих Росгвардии. Обосновано, что акмеологиче-ский и аксиологический подходы выступают в качестве теоретико-методологической стратегии. Акмеологический подход применительно к проблеме исследования позволяет выявить акмеологиче-скую систему позиций и принципов проведения исследования, определить этапы становления личности военнослужащего Росгвардии как профессионала. Аксиологический подход позволяет выявить механизмы формирования профессиональной мотивации военнослужащих Росгвардии в условиях внедрения в военно-профессиональную подготовку элементов ценностно-ориентированного процесса воспитания. Совокупность методологических подходов обеспечивает научную обоснованность построения целостной системы формирования профессиональной мотивации военнослужащих Росгвардии, что в последующем позволяет разработать концепцию формирования профессиональной мотивации военнослужащих на основе выбранных методологических подходов.
Ключевые слова: система формирования профессиональной мотивации, военно-профессиональная подготовка, военнослужащие, системный подход, акмеологический подход, аксиологический подход
Для цитирования: Лымарев В.Н., Уварина Н.В. Методологические основы разработки системы формирования профессиональной мотивации военнослужащих Росгвардии // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2022. Т. 14, № 3. С. 26-33. Б01: 10.14529/реа220303
© Лымарев В.Н., Уварина Н.В., 2022
Original article
DOI: 10.14529/ped220303
METHODOLOGICAL RATIONALE FOR A SYSTEM
TO FORM PROFESSIONAL MOTIVATION OF ROSGVARDIANS
V.N. Lymarev1B, [email protected]
N.V. Uvarina2, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-1490-3302
1Perm Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation,
Perm, Russia
2South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia
Abstract. The paper presents a description and analysis of a combination of methodological approaches that systematize the scientific theoretical provisions of the concept of the formation of professional motivation of the rosgvardians. The analysis of the literature on the essence of the formation of rosgvardians' professional motivation was made; the methodological approaches were selected. The applied set of methodological approaches ensures the versatility of the study, allowing to achieve a fundamentally high-quality results in solving the set scientific problems. The systematic approach acts as a general scientific basis for the study. It contributes to the formulation of a scientific problem and allows the development of a system for the formation of professional motivation of rosgvardians. Acmeological and axiological approaches act as a theoretical and methodological strategy. The acmeological approach allows to identify the acmeological system of positions and principles for conducting research, to determine the stages in the formation of the personality of rosgvardians. The axiological approach helps identify the mechanisms for the formation of professional motivation of rosgvardians in the context of the introduction of elements of a value-oriented education process into military professional training. The combination of methodological approaches provides the scientific validity of building an integral system for the formation of professional motivation of rosgvardians, which allows us to develop a concept to form professional motivation of rosgvardians based on the selected methodological approaches.
Keywords: professional motivation, system, military professional training, rosgvardians, system approach, acmeological approach, axiological approach
For citation: Lymarev V.N., Uvarina N.V. Methodological rationale for a system to form professional motivation of rosgvardians. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2022;14(3):26-33. (In Russ.) DOI: 10.14529/ped220303
Введение
В соответствии со спецификой методологии нашего исследования выявлена необходимость в разработке методологической основы с целью создания надежной базы теоретико-экспериментального исследования и придания ему строгой логики последовательности. Проблема формирования профессиональной мотивации военнослужащих Росгвардии достаточно сложна, многоаспектна и, безусловно, многогранна, поэтому требуется обратить внимание не на один методологический подход, а на их комплекс, обеспечивающий полное и всестороннее решение изучаемой проблемы, позволяющий выделить не только методологическую стратегию, но и определить практико-ориентированную тактику исследования. В работе представлен анализ совокупности выявленных подходов.
Цель исследования - теоретически обосновать методологические основы разработки системы формирования профессиональной мотивации военнослужащих Росгвардии.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический обзор научной литературы, посвященной системному, акмео-логическому и аксиологическому подходам в педагогике.
2. Обосновать возможности системного, акмеологического и аксиологического подходов как методологической основы разработки системы формирования профессиональной мотивации военнослужащих Росгвардии.
3. Выявить значение и роль системного, акмеологического и аксиологического подходов для решения проблемы формирования профессиональной мотивации военнослужащих Росгвардии.
В соответствии с поставленными задачами адекватными методами исследования представляются анализ научных источников и теоретические методы. Обзор литературы
Понятие «методологический подход» в науковедческой литературе находит свое отражение в достаточно обширном научном поле исследователей и в общем понимании подразумевает под собой определенную методологическую направленность исследования, свойственную индивидуальному подходу точку зрения на изучаемый объект исследования. Так, Э.П. Семенюк пишет, что подход -это «логико-гносеологическое и методологическое образование, предельно строго выражающее только направленность научного исследования, ограничивающее ее, как правило, одним аспектом (в крайнем случае несколькими взаимосвязанными направлениями), но, в отличие от метода, принципиально лишенного какого бы то ни было ограничения и даже четкой фиксации тех средств, которыми ведется исследование» [9, с 116]. И.В. Блау-берг в своих трудах определяет методологический подход как «принципиальную методологическую ориентацию исследования, как точку зрения, с которой рассматривается объект изучения (способ определения объекта), как понятие или принцип, руководящий общей стратегией исследования» [4, с. 74]. Феномен подхода, заключающий в себе широкое методологическое содержание, применяется к самым различным уровням методологического анализа.
В рамках нашего исследования системный подход выступает как общенаучная основа исследования. Акмеологический и аксиологический подходы выступили его теоретико-методологической стратегией. Охарактеризуем каждый из представленных подходов. Системный подход в формировании профессиональной мотивации курсантов Росгвардии
Изучая объект нашего педагогического исследования, мы опираемся на следующие научные труды ученых, посвященные системному подходу: Л. фон Берталанфи [2], И.В. Блауберг [3], В.Н. Садовский [8], Э.Г. Юдин [12], Е.В. Яковлев [13]. Они рассматривают данный подход как метод изучения исследуемого явления (процесса), выявления в нем структурности строения содержания и определения новых интегративных
свойств. На основе результатов этих исследователей под системным подходом мы понимаем ключевую методологическую, общенаучную сущность педагогического исследования, определяющую комплекс схожих по своему направлению структурных компонентов системы и предполагающую возможность рассмотрения системных и подсистемных свойств объекта исследования.
В рамках нашего исследования процесс формирования профессиональной мотивации военнослужащих Росгвардии представляется возможным рассматривать как структурированную систему, компонентами которой являются элементы готовности военнослужащих к военно-профессиональной подготовке посредством формирования профессиональной мотивации и их содержательное наполнение, формы, средства и методы подготовки к ней.
Применительно к нашему исследованию, трактуя общую систему подготовки военнослужащих Росгвардии, необходимо рассмотреть содержание и сущность понятия «военно-профессиональная подготовка». Мы соглашаемся с мнением К.В. Аксенова, определяющего понятие военно-профессиональной подготовки как «комплекс профессиональных знаний, служебного опыта и норм профессионального поведения военнослужащих, обеспечивающих возможность успешного выполнения должностных и специальных обязанностей военной службы в соответствии с должностным предназначением» [1, с. 173].
Мы принимаем позицию Г.Н. Серикова [10], что фундаментом системного подхода является система в образовании с такими присущими ей характеристиками, как целостное объединение отдельных элементов образования в целях получения качественно нового продуктивного результата с присущими ему собственными специфическими свойствами. Точка зрения автора позволяет нам утверждать, что системный подход позволяет рассмотреть военно-профессиональную подготовку и осуществляемый в ее рамках процесс формирования профессиональной мотивации как сложную интегрированную систему.
Анализ положений системного подхода и их конкретизация применительно к предмету исследования позволяет сделать вывод, что значимость и роль применения в педагогическом исследовании формирования профессиональной мотивации военнослужащих Рос-
гвардии системного подхода как фундаментального методологического направления заключается в следующем:
- системный подход определяет порядок исследования сложного объекта - ценностно-ориентированную систему формирования профессиональной мотивации военнослужащих Росгвардии, включающую структуру нашего объекта исследования с присущими ему элементами, связями, качеством интегратив-ности и системообразующими аспектами;
- формирование профессиональной мотивации представляет собой систему и является компонентом системы военно-профессиональной подготовки военнослужащих Рос-гвардии;
- применение системного подхода дает возможность представить мотивационную сферу военно-профессионального общества в виде взаимообусловленного и взаимосвязанного комплекса всех ее элементов, увидеть в ней пробелы и недостатки, определить начальные уровни повышения ее результативности, выявить мотивационный потенциал различных форм организации военно-профессиональной подготовки, что в итоге обеспечит построение системы формирования профессиональной мотивации военнослужащих Рос-гвардии;
- использование системного подхода к предмету нашего исследования позволяет учитывать его возможности при разработке эффективных параметров и коэффициентов для анализа результативности осуществления концепции формирования профессиональной мотивации военнослужащих, обеспечивает строго определенное ориентирование выполняемых мероприятий на задачи и цель исследования и т. д.
Акмеологический подход в формировании профессиональной мотивации курсантов Росгвардии Одной из важных задач акмеологии применительно к нашему исследованию является изучение структурных компонентов саморегуляции субъекта военно-профессиональной подготовки, сформированных на всех этапах развития военнослужащего в целях достижения профессиональных высот в выбранной сфере деятельности. Для решения проблемы достижения военнослужащими Росгвардии профессиональных вершин в своей деятельности мы в своем исследовании опираемся на методологические положения акмеологиче-
ского подхода как на акмеологическую систему позиций и принципов проведения исследования, отдельное направление, позволяющее выразить методологию общего научного взгляда на личность военнослужащего Рос-гвардии в периоды становления, прохождения военно-профессиональной подготовки и дальнейшего прохождения военной службы, изучить специфические для выбранной профессии факторы, воздействующие на субъект военно-профессиональной подготовки и способствующие удовлетворению потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и достижению профессиональных успехов.
Суть применения акмеологического подхода в современной военно-профессиональной подготовке заключается в рассмотрении подготовки как особого вида деятельности субъекта, направленной на самостоятельное, активное преобразование профессиональной среды и себя как носителя деятельности, обеспечении усиления профессиональной мотивации военнослужащих Росгвардии, стимулировании реализации профессионального потенциала, продуктивном использовании личностных ресурсов в целях достижения определенных высот в профессиональной деятельности военнослужащего.
А.А. Деркач считает, что возможность, потребность, способность и необходимость повышения уровня самореализации военнослужащего в военной деятельности, реализующей его духовные потребности и способности, осуществляется в социально и лично-стно значимой деятельности на уровне акме. Акцент на развитии, составляющем сущностную характеристику профессиональной'само-реализации личности, переносится с ситуации «социального впитывания» индивидом как приобретения им себя в социальном мире и развития в качестве социального существа, формирования его человеческого потенциала на реализацию себя [5]. Акмеологический подход, отражая методологию целостного системного взгляда на военнослужащего в период его военно-профессиональной подготовки и профессиональной деятельности, апеллирующий к потребности военнослужащего в саморазвитии, самосовершенствовании и самоорганизации, является одним из основных подходов к разработке системы формирования профессиональной мотивации военнослужащих Росгвардии. Выбранный нами подход представляет собой целостный фе-
номен формирования профессиональной направленности и достижения высоких профессиональных результатов военнослужащими Росгвардии в период прохождения военной службы на следующих этапах становления профессионализма: осознанный выбор профессии военнослужащего, прохождение военно-профессиональной подготовки и профессиональная зрелость, позволяющая военнослужащему осознавать и высоко оценивать результаты своего профессионального предназначения.
Анализ возможностей подхода позволяет сделать вывод о том, что значимость и роль применения в педагогическом исследовании формирования профессиональной мотивации военнослужащих Росгвардии акмеологиче-ского подхода заключается в следующем:
- данный подход представляет возможность оперативно использовать личностно-ориентированные потенциалы, способствует достижению вершин в выбранной профессиональной деятельности военнослужащего, основанной на развитии акмеологической направленности личности военнослужащего Росгвардии;
- позволяет выявить акмеологическую систему позиций и принципов проведения исследования, определить этапы становления личности военнослужащего Росгвардии как профессионала.
Аксиологический подход
в формировании профессиональной
мотивации курсантов Росгвардии
Аксиологический подход позволяет рассмотреть исследуемую проблему через призму ценностей и идеалов, обусловливающих процесс формирования профессиональной мотивации военнослужащих Росгвардии. Г.С. Вя-ликова интерпретирует аксиологический подход как средство подготовки компетентного специалиста посредством формирования ценностного отношения обучающихся к формированию компонентов их компетенций [7]. В.А. Суворов рассматривает профессиональную мотивацию военнослужащих как систему профессионально-ориентированных мотивов, образующихся посредством осознания субъектом военно-профессиональной подготовки общественной ценности своей деятельности по предназначению, понимания смысловой направленности выбора профессиональной деятельности и реализации своих способностей при качественном, эффективном выпол-
нении служебно-боевых (оперативно-служебных) обязанностей [6]. Социальная трансформация ценностных ориентаций в различных сферах деятельности современного общества, направленная на формирование личности, достижение карьерного роста, повышение социального статуса, находит свое отражение и в вопросах повышения престижа военной службы в войсках национальной гвардии РФ, определяясь такими приоритетными целями, как сохранение социальных и преемственность исторических ценностей, формирование значимых, новых ценностей в рамках выполнения основной задачи по обеспечению жизни и здоровья человека и гражданина нашей страны [11].
Применение аксиологического подхода в нашем исследовании позволяет рассматривать процесс военно-профессиональной подготовки военнослужащих Росгвардии с позиции ценностного содержания системы формирования профессиональной мотивации.
Значимость и роль применения в педагогическом исследовании формирования профессиональной мотивации военнослужащих Росгвардии аксиологического подхода заключается в следующем:
- аксиологический подход выступает в качестве метода научного познания и позволяет выявить механизмы формирования профессиональной мотивации военнослужащих Росгвардии в условиях внедрения в военно-профессиональную подготовку элементов ценностно-ориентированного процесса воспитания с целью трансформации качеств личности и ценностей военнослужащих;
- военно-профессиональная подготовка военнослужащих Росгвардии рассматривается как система формирования ценностей, обеспечивающих успешность подготовки военнослужащих к осуществлению профессиональной деятельности;
- применение аксиологического подхода дает возможность сформировать систему социально-педагогических и личностно-педа-гогических ценностей как основу для формирования профессиональной мотивации военнослужащих Росгвардии и способствует нахождению ее личностного смысла;
- использование аксиологического подхода к предмету нашего исследования позволяет исследовать процесс принятия ценностей профессии, включения их в ценностную сферу военнослужащих, а также интеграции лич-
ностных и профессиональных ценностей, образующих содержательное наполнение моти-вационно-ценностного компонента формирования ПМ военнослужащих Росгвардии.
Обсуждение и выводы
Анализируя методологические подходы к проблеме формирования профессиональной мотивации военнослужащих Росгвардии, мы выявили их непосредственную значимость для нашего исследования: системный подход выступает в качестве общенаучной основы исследования и его теоретико-методологического принципа и позволяет разработать систему формирования профессиональной мотивации военнослужащих Росгвардии. Ак-меологический подход применительно к проблеме исследования позволяет выявить акмео-логическую систему позиций и принципов проведения исследования, определить этапы становления личности военнослужащего Рос-гвардии как профессионала: осознанный выбор профессии военнослужащего, прохождение военно-профессиональной подготовки и профессиональная зрелость, позволяющая военнослужащему осознавать и высоко оце-
нивать результаты своего профессионального предназначения. Аксиологический подход выступает в качестве метода научного познания и позволяет выявить механизмы формирования профессиональной мотивации военнослужащих Росгвардии в условиях внедрения в военно-профессиональную подготовку элементов ценностно-ориентированного процесса воспитания. Аксиологический подход позволяет рассматривать в военно-профессиональной подготовке военнослужащих элементы военного образования как устойчивое взаимодействие участников подготовки с целью обмена ценностным взаимоотношением.
Проанализировав научную литературу, мы пришли к выводу, что применяемые в нашем исследовании методологические подходы имеют наибольшую целесообразность для решения исследуемой проблемы, позволяют разработать систему формирования профессиональной мотивации военнослужащих Рос-гвардии, что в последующем обеспечит разработку концепции формирования профессиональной мотивации военнослужащих на основе выбранных методологических подходов.
Список литературы
1. Аксенов, К.В. Понятие «военно-профессиональная подготовка», ее сущность и содержание /К.В. Аксенов //Ярослав. пед. вестник. - 2010. - № 4. - С. 169-174.
2. Берталанфи, Л. Фон. Общая теория систем: критический обзор // Исследования по общей теории систем: сб. переводов /Л. Фон. Берталанфи. - М. : Прогресс, 1969. - 520 с.
3. Блауберг, И.В. Системный подход /И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин //Центр гуманитарных технологий, 2002-2020. - https://gtmarket.ru/concepts/7095 (дата обращения: 05.03.2022).
4. Блауберг, И.В. Становление и сущность системного подхода / И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин. -М. : Наука, 1973. - 270 с.
5. Деркач, А.А. Акмеологические стратегии развития / А.А. Деркач. - М. : РАГС, 2006. -184 с.
6. Козлов, А.П. Основные аспекты мотивации к профессиональной деятельности военнослужащих в процессе обучения в военно-физкультурном вузе / А.П. Козлов, В.А. Попов // Символ науки: междунар. науч. журнал. - 2021. - № 6. - С. 170-174.
7. Подготовка студентов к овладению профессиональными компетенциями по обучению, воспитанию и развитию дошкольников и младших школьников / О.Б. Широких, Ю.С. Дутикова, Г. С. Вяликова. - Коломна, 2015. - 205 с.
8. Садовский, В.Н. Основание общей теории систем / В.Н. Садовский. - М. : Наука, 1970. -279 с.
9. Семенюк, Э.П. Общенаучные категории и подходы к познанию / Э.П. Семенюк. - Львов, 1978. -175 с.
10. Сериков, Г.Н. Образование: аспекты системного отражения / Г.Н. Сериков. - Курган: Зауралье, 1997. - 464 с.
11. Скрипкин, Н.П. Ценности военной службы как социально-педагогический феномен / Н.П. Скрипкин, В.А. Беловолов // Направления и перспективы развития образования в военных институтах внутренних войск МВД России: сб. науч. ст. VII Междунар. науч.-практ. конф. : в 2 ч., Новосибирск, 28 дек. 2015 г. - Новосибирск, 2016. - С. 190-193. DOI: 10.18534/2015.08.03
12. Юдин, Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки / Э.Г. Юдин. - М. : Наука, 1978. - 391 с.
13. Яковлев, Е.В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. - Челябинск: Изд-во РБИУ, 2010. - 317 с.
References
1. Aksenov K.V. [The Concept of Military Professional Training, its Essence and Content]. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2010, no. 4, pp. 169-174. (in Russ.)
2. Bertalanffy L. Fon. Obshchaya teoriya sistem: kriticheskiy obzor. [General Systems Theory: A Critical Review]. Issledovaniyapo obshchey teorii sistem [Studies in General Systems Theory]. Moscow, Progress Publ., 1969. 520 p.
3. Blauberg I.V., Sadovsky V.N., Yudin E.G. Sistemnyypodkhod [Systems Approach]. Available at: https://gtmarket.ru/concepts/7095 (accessed 05.03.2022).
4. Blauberg I.V., Yudin E.G. Stanovlenie i sushchnost' sistemnogo podkhoda [Formation and Essence of the System Approach]. Moscow, Nauka Publ., 1973. 270 p. (In Russ.)
5. Derkach A.A. Akmeologicheskie strategii razvitiya [Acmeological Development Strategies]. Moscow, RAGS Publ., 2006. 184 p.
6. Kozlov A.P., Popov V.A. [The Main Aspects of Motivation for the Professional Activities of Military Personnel in the Process of Training in a Military Sports University]. Symbol of Science: International Scientific Journal, 2021, no. 6, pp. 170-174. (in Russ.)
7. Shirokikh O.B., Dutikova Yu.S., Vyalikova G.S. Podgotovka studentov k ovladeniyu professio-nal'nymi kompetentsiyami po obucheniyu, vospitaniyu i razvitiyu doshkol'nikov i mladshikh shkol'nikov [Preparing Students to Master Professional Competencies in the Education, Upbringing and Development of Preschoolers and Primary Schoolchildren]. Kolomna, 2015. 205 p.
8. Sadovsky V.N. Osnovanie obshchey teorii sistem [Foundation of General Systems Theory]. Moscow, Nauka Publ., 1970. 279 p.
9. Semenyuk E.P. Obshenauchnye kategorii i podkhody kpoznaniyu [General Scientific Categories and Approaches to Knowledge]. L'vov, 1978. 175 p. (in Russ.)
10. Serikov G.N. Obrazovanie: aspekty sistemnogo otrazheniya [Education: Aspects of Systemic Reflection]. Kurgan, Zaural'e Publ., 464 p.
11. Yudin E.G. Sistemnyy podkhod i printsip deyatel'nosti. Metodologicheskie problemy sovremen-noy nauki [System Approach and Principle of Activity. Methodological Problems of Modern Science]. Moscow, Nauka Publ., 1978. 391 p. DOI: 10.18534/2015.08.03
12. Skripkin N.P., Belovolov V.A. [Military Service Values as a Social Pedagogical Phenomenon]. Napravleniya i perspektivy razvitiya obrazovaniya v voennykh institutakh vnutrennikh voysk MVD Ros-sii [Directions and Prospects for the Development of Education in Military Institutes of the Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Novosibirsk, 2016, pp. 190-193. (in Russ.)
13. Yakovlev E.V., Yakovleva N.O. Pedagogicheskoe issledovanie: soderzhanie ipredstavlenie re-zul'tatov [Pedagogical Research: Content and Presentation of Results]. Chelyabinsk, RBIU Publ., 317 p.
Информация об авторах
Лымарев Виталий Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры огневой подготовки, Пермский военный институт войск национальной гвардии РФ, Пермь, Россия.
Уварина Наталья Викторовна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Россия.
Information about the authors
Vitalij N. Lymarev, Candidate of Pedagogy, Associate Professor of the Department of Fire Training, Perm Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation, Perm, Russia.
Natalia V. Uvarina, Doctor of Pedagogy, Professor, Professor of the Department of Training Teachers of Vocational Education and Subject Methods, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.
Вклад авторов:
Уварина Н.В. - научное руководство; концепция исследования; развитие методологии. Лымарев В.Н. - написание исходного текста, итоговые выводы. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Contribution of the authors:
Uvarina N.V. - scientific management; research concept; methodology development. Lymarev V.N. - final conclusions, writing the draft. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 01.07.2022 The article was submitted 01.07.2022