УДК 159.99
ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПОНЯТИЙ «ПОЗИЦИЯ» И «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ»
В ПСИХОЛОГИИ
© 2017
Кочнева Елена Михайловна, кандидат психологических наук, доцент кафедры
социальной и организационной психологии Жарова Дарья Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры
социальной и организационной психологии Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (603950, Россия, Нижний Новгород, улица Ульянова, 1, e-mail: [email protected]) Костылева Елена Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Нижегородский государственный институт экономики и управления, филиал в Н.Новгороде (603062, Россия, Нижний Новгород, улица Горная, 24, e-mail: [email protected]) Харитонова Тамара Геннадьевна, кандидат психологических наук, доцент, начальник научно-исследовательского отдела Центр экстренной психологической помощи МЧС России, филиал в Н.Новгороде (603022, Россия, Нижний Новгород, улица Пушкина, 9, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье описаны методологические подходы к изучению понятия «позиция» (деятельностный, субъектный, субъектно-деятельностный, системный, акмеологический подходы); представлены результаты теоре-тическо анализа исследований разного рода позиций (жизненная позиция, субъектная позиция, мировоззренческая позиция, внутренняя позиция, ценностно-смысловая позиция, исследовательская позиция, толерантная позиция, профессиональная позиция и т.д.) в работах отечественных авторов, которыми были изучены: психологические условия проектирования и развития мотивации будущей профессиональной деятельности в рамках учебно-профессиональной деятельности студентов в контексте становления их жизненной и субъектно-деятельностной позиции; ведущая деятельность как основа психологического механизма, осуществляющего в ходе онтогенеза личности становление ее жизненной позиции; динамика ценностных ориентаций в процессе формирования профессиональной позиции и особенности смыслового понимания обучающимися мира в зависимости от типа ценностно-смысловой позиции. Раскрыта специфика обозначения оснований и предпосылок описания проектирования профессиональной позиции, как одной из форм пространственно-временной протяженности психической активности обучающихся в рамках субъектного и субъектно-деятельностного методологических подходов. Выделена значимость акмеологиче-ского подхода для определения жизненной, субъектной, внутренней, толерантной, рефлексивной, инновационной и исследовательской позиций. Обоснован выбор общенаучной методологии дальнейшего изучения проектирования профессиональной позиции как основы «самопроектирования субъекта», структурных составляющих профессиональной компетентности обучающихся и структурно-функциональной основы их профессионализма средствами учебно-профессиональной деятельности.
Ключевые слова: позиция, профессиональная позиция, проектирование, субъектный подход, субъектно-дея-тельностный подход, системный подход, акмеологический подход.
APPROACHES TO STUDY CONCEPTS OF «POSITION» AND «PROFESSIONAL POSITION»
IN PSYCHOLOGY
© 2017
Kochneva Elena Mikhaylovna, candidate of psychological science, associate professor of the chair
«Social and organizational psychology» Zharava Darya Victorovna, candidate of psychological science, associate professor of the chair
«Social and organizational psychology» Nizhny Novgorod State Pedagogical University.K. Minin (603950, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanova street, 1, e-mail: [email protected]) Kostyleva Elena Anatolyevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair
«Humanities sciences» Nizhny Novgorod State Engineering and Economic University, branch in Nizhny Novgorod (603062, Russia, Nizhny Novgorod, Gornaya street, 24 e-mail: [email protected]) Kharitonova Tamara Gennadyevna, candidate of psychological science, associate professor,
Head of the Scientific Research Department, Center of Emergency Psychological Aid of EMERCOM of Russia, branch in Nizhny Novgorod (603022, Russia, Nizhny Novgorod, Pushkin street, 9, e-mail: [email protected])
Abstract. The article describes methodological approaches to study of concept of «position» (action, subject, subject-active, systemic, acmeological approaches). The results of theoretical analysis of studies of different kinds of positions (vital position, subject position, ideological position, internal position, axiological position, research position, tolerant position, professional position, etc.) are presented in the paper. We covered psychological conditions of design and development of motivation of future professional activity; leading activity as basis of psychological mechanism; dynamics of value orientations in the process of formation of professional attitudes and characteristics of conceptual understanding of learners of world depending on type of axiological positions. Specifics of signs of basis and background of description of design professional positions is studied. We highlighted importance of acmeological approach to definition of life, subjective, inner, tolerant, reflective, innovative and research positions. The choice of scientific methodologies for further study of design professional positions is researched.
Keywords: Position, professional position, design, subject approach, subject-activity approach, system approach, ac-meological approach.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В отечественной и зарубежной психологии проблема осознанного построения будущего, в частности профессионального будущего, достаточно актуальна. В этой сфере известны исследования многих ученых (К.А. Абульханова
[1], Дж. Бойд [2], Е.М. Ермолаева [3], Ф. Зимбардо, Е.М. Кочнева [4], В.Г. Маралов [5], Ж. Нюттен [6], А.И. Пригожин [7] и мн. др.). Категориально-понятийное поле данной проблемы опирается на основополагающие феномены психолого-педагогической науки и практики: «жизненная (профессиональная, личностная) перспек-
тива», «самосознание», «самоактуализация», «проектирование будущего», «позиция (жизненная, профессиональная, субъектная и т.д.)».
В рамках данной проблемы для нас представляет интерес изучение феномена «осознанное проектирование профессионального будущего» и, как следствие, формирование профессиональной позиции обучающимися на этапе получения высшего образования.
Выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Формирование целей статьи. В словарях (толковом, иностранных слов и выражений, философском) термин «позиция» (лат. positio) - имеет разные толкования: а) положение, расположение чего-либо: сильная позиция ладьи; обусловленное положение вооруженной руки; положение левой руки (шахматы, фехтование, музыка); б) оборудованный в инженерном отношении участок местности, полоса, участок местности или акватории, занимаемые для подготовки и ведения боя (военное дело); в) отдельный вид продукции (сфера производства); г) точка зрения, мнение о каком-либо вопросе (гуманитарные науки) [8, 9, 10].
Целью настоящей статьи явилось проведение теоретического анализа психологических исследований, в которых понятия «позиция» и «профессиональная позиция» выступали в качестве предмета исследования, с точки зрения различных методологических подходов, и выделение психологических оснований проектирования профессиональной позиции обучающимися на этапе вузовского обучения.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Общенаучную методологию многочисленных исследований понятия «позиция» (жизненная, субъектная, внутренняя, профессиональная, исследовательская, инновационная, толерантная и т.д.) составляли деятельностный и субъектно-деятельностный, системный и структурно-системный, онтогенетический, рефлексивный, аксиологический, акмеологический и другие методологические подходы.
Основополагающей методологией в большинстве, проанализированных нами, исследований явились дея-тельностный, субъектно-деятельностный и субъектный подходы (Б.Г. Ананьев [11], К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский [12], А.Н. Леонтьев [13], С.Л. Рубинштейн [14] и др.).
Деятельностный и субъектно-деятельностный методологические подходы в отечественной психологии были разработаны вследствие кризиса психологической науки, начавшегося в 10-20 гг. прошлого столетия и благодаря смещению внимания отечественных психологов с лабораторных исследований сознания и поведения на анализ особенностей разных форм предметной деятельности человека. Выделенные принципы: единства сознания и деятельности; самодеятельности субъекта и формула «внешнее через внутреннее» (С.Л. Рубинштейн), введение понятий «ведущий вид деятельности» (А.Н. Леонтьев) и «субъект деятельности» (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн) явились ключевыми идеями в рассматриваемых подходах.
Деятельностный, субъектно-деятельностный и субъектный подходы составили общую методологию исследований, в которых изучались: а) жизненная позиция (К.А. Абульханова, С.В. Бонкало [15], О.В. Лишин [16] и др.); б) субъектная, субъектно-деятельностная и личностная позиции (Ю.Л. Блинова [17], А.А. Керемиди [18], А.С. Лукьянов [19] и др.); в) внутренняя позиция школьников, курсантов, матери и т.д. (Л.И. Божович [20], В.С. Лукина [21] и др.); г) исследовательская позиция обучающихся (А.С. Петрихина [22], А.М. Скотникова [23] и др.); д) рефлексивная и ценностно-смысловая позиции (А.В. Вощинин [24] и др.); е) познавательная и творческая позиции (К.В. Кабанов [25], Н.А. Козырева [26] и др.); ж) родительская позиция (Удальцова [27] и др.); з) нравственная позиция (Е.Г. Кашкарова [28]);
и) партнерская позиция (О.С. Евдокимов [29]); к) толерантная и инновационная позиции (В.А. Панина [30], Л.Е. Паутова [31]); л) профессиональная позиция (С.П. Будникова [32], М.С. Лукова [33], О.К. Соколовская [34], В.Е. Спиваковский [35], О.Н. Тихонова [36], Л.И. Федорова [37] и др.)]; м) гражданская позиция (Э.Р. Гусейнова [38]).
Находящиеся в центре понятийной системы отечественной психологии категории сознания, деятельности и субъекта позволили современным авторам, изучающим профессионально-личностное становление обучающихся, обозначить:
- психологические условия развития мотивации будущей профессиональной деятельности в рамках учебно-профессиональной деятельности студентов и становления их субъектно-деятельностной позиции (А.С. Лукьянов);
- ведущую деятельность как основу психологического механизма, осуществляющего в ходе онтогенеза личности становление ее жизненной позиции (О.В. Лишин);
- динамику ценностных ориентаций в процессе формирования профессиональной позиции и особенности смыслового понимания обучающимися мира в зависимости от типа ценностно-смысловой (эгоцентрической, интеллектуальной, рефлексивной) позиции (С.П. Будникова, О.О. Полякова [39]);
- взаимосвязь субъектной позиции личности и нар-ратива человека в контексте проблемы взаимодействия субъекта и детерминацией окружающего мира (А.О. Преображенская [40]);
- характер и содержание связей между уровнем развития толерантной позиции студента и основными факторами ее развития в процессе профессиональной подготовки в условиях вуза (В.А. Панина);
- структурные компоненты внутренней позиции профессионала (мотивационный, эмоциональный, рефлексивный), личностные и предметные составляющие и личностные особенности (самоотношение, ценностные ориентации, интернальность), влияющие на становление профессиональной позиции обучающихся на этапе вузовского обучения; доказать необходимость их развития у обучающихся (В.С. Лукина, М.С. Лукова, О.К. Соколовская).
Обозначенные ключевые идеи субъектного подхода: активное творческое начало, ответственность, инициативность (К.А. Абульханова, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн и др.), нашли отражение и в работах современных авторов при:
- обозначении психологических условий самопре-ктирования жизненной позиции обучающимися и развития мотивации профессиональной деятельности (А.С. Лукьянов, И.В. Перелыгина [41], О.Н. Тихонова, Л.И. Федорова и др.);
- разработке психотехнологий формирования у обучающихся субъектной и педагогической позиции (Ю.Л. Блинова, А.А. Козлова [42] и др.);
- обосновании влияния автобиографического нар-ратива на формирование жизненной позиции (А.О. Преображенская);
- выявлении личностно-значимых ориентиров внутренней позиции и основных тенденций изменения профессиональной позиции обучающихся (Ф.В. Мальчинский [43], О.К. Соколовская и др.);
- определении исследовательской позиции как исследовательской активности субъекта, позволяющей не только получать новые знания, но и противодействовать чужому влиянию (А.М. Скотникова);
- изучении мотивационных особенностей личности и профессионально-мировоззренческой позиции обучающихся (В.А. Гавриленко [44]).
На этапе вузовского обучения, когда происходит освоение профессиональной деятельности посредством «распредмечивания и индивидуализации нормативно одобренного способа деятельности» (по В.Д. Шадрикову
[45]), исходя из объективных и субъективных условий учебно-профессиональной деятельности, обучающиеся развивают свои способности, присваивают новый опыт, формируют профессиональную позицию. А согласно Б.Д. Эльконину [46], «человек овладевает своим поведением, заново его порождая. Порождающий свое поведение человек становится его субъектом». Так как каждая профессия предъявляет к человеку определенные требования, то диалектическое противоречие между требованиями деятельности и возможностями субъекта деятельности выступает в роли фактора, обусловливающего развитие субъекта деятельности.
В исторической перспективе субъектный подход, обоснованный С.Л. Рубинштейном и получивший развитие в работах его учеников и последователей, привел к выделению принципа самодеятельности субъекта, носителя активности и «источника причинности бытия».
О перспективности субъектного подхода в психологии свидетельствуют выделенные М.С. Гусельцевой [47] на современном постнеклассическом этапе развития психологической науки характеристики рациональности: парадигмальная толерантность, междисциплинарный дискурс, ценность субъективного опыта, открытость новому опыту.
Таким образом, субъектный и субъектно-деятель-ностный методологические подходы, раскрывающие основания и предпосылки описания проектирования, как одной из форм пространственно-временной протяженности психической активности обучающихся, позволит нам:
- рассматривать проектирование профессиональной позиции как структурно-функциональную основу развития студентов в рамках осваиваемой профессии;
- определить развитие средствами учебно-профессиональной деятельности студентов всех структурных составляющих их профессиональной компетентности как будущих практических психологов;
- рассматривать проектирование профессиональной позиции психолога как основу «самостановления субъекта» (С.Л. Рубинштейн). Причем, не только себя как будущего профессионала, но и проектирование развития субъектности всех тех, с кем он взаимодействует в рамках осуществляемой профессиональной деятельности.
В отечественной психологической науке существует два подхода к определению критериев субъектности. Большинство российских психологов (К.А. Абульханова и многие др.) полагают, что «субъект - это вершина развития личности» (акмеологический подход). Другие (Л.И. Божович и др.) настаивают на постепенном развитии человека как субъекта (эволюционный подход).
В проанализированных нами исследованиях профессионально-личностного становления взрослых людей с позиций акмеологического подхода проведено изучение: а) психологической структуры и типов исследовательской позиции (А.М. Скотникова); б) акмеологиче-ской продуктивности инновационной позиции преподавателей и акмеологического обеспечения развития партнерской позиции руководителя (О.С. Евдокимов, Л.Е. Паутова); в) закономерностей и особенностей формирования субъектной позиции педагогов и кадров управления на этапе самоактуализации, а также условий развития профессиональной позиции педагогов (Ю.Л. Блинова, А.А. Керемиди, Л.И. Федорова); г) социально-психологических технологий формирования конструктивной жизненной и субъектной позиции (С.В. Бонкало, А.А. Козлова); д) субъектной позиции населения как психологического основания воспроизводства муниципального района (О.Е. Судакова [48]).
В работах некоторых авторов (Ю.Л. Блинова, С.В. Бонкало, А.В. Вощинин, В.С. Лукина, В.А. Панина, Л.Е. Паутова, А.С. Петрихина) были предприняты попытки определения центрального понятия исследования, в частности:
- жизненная позиция субъекта, по мнению С.В.
Бонкало, есть его отношение к миру и социуму, детерминированное интересами и проявляющееся в действиях; в структуру жизненной позиции включены когнитивный, аксиологический, эмоциональный, экзистенциальный, поведенческий, акмеологический компоненты и соответствующие им функциональные компоненты (актуализирующий, мотивирующий, ориентирующий, направляющий и стимулирующий);
- субъектная позиция, по мнению Ю.Л. Блиновой, представляя целостную, развивающуюся систему выработанных личностью способов активной реализации системы ценностных отношений к себе, другим субъектам педагогического процесса и собственной профессиональной деятельности, является важным новообразованием в структуре личности педагога на этапе самоактуализации и способствует продуктивному осуществлению профессиональной деятельности при сохранении профессионального здоровья;
- внутренняя позиция профессионала трактуется В.С. Лукиной, как новообразование, включающее моти-вационный, рефлексивный и эмоциональный компоненты, и интегрирующее отношение личности к профессии и к себе как профессионалу;
- толерантная позиция обучающихся определяется В.А. Паниной, как интегральная характеристика личности и деятельности; под ней понимается жизненная позиция личности, осознанно выбранная и принятая субъектом, основанная на гуманистических ценностях, убеждениях и толерантных установках, подкрепленная мотивацией толерантного поведения и реализуемая в толерантных формах межличностного взаимодействия;
- под рефлексивной позицией тренера А.В. Вощинин понимает «активное, сознательное, структурированное, познавательное отношение субъекта к способам и личностным основаниям осуществляемой им деятельности, которая определяет потенциал личностного роста в процессе профессионализации, характер и целостность процесса рефлексии, а также ее продуктивность»;
- инновационная позиция преподавателя определяется Л.Е. Паутовой, как субъективный фактор продуктивности образовательного процесса;
- исследовательская позиция старшеклассников, по мнению А.С. Петрихиной, представляет собой относительно устойчивое личностное образование, характеризующееся ценностными, когнитивными, операциональными и рефлексивными показателями познавательной и социальной деятельности.
Таким образом, понятие «позиция» в работах отечественных авторов отображает относительно устойчивую и активно развивающуюся систему отношений индивида к различным сторонам, окружающей его действительности, и к собственной личности. О.К. Соколовская определяет понятие «позиция» как «категориальный мост» между предельно общими психологическими категориями «деятельность», «отношение», «направленность», «личность» и практическими приложениями, оперирующими понятиями «готовность», «успех».
Анализ имеющихся определений понятия «позиция» (жизненная, субъектная, рефлексивная, исследовательская, профессиональная и т.д.) в работах отечественных авторов (К.А. Абульханова, Ю.Л. Блинова, С.В. Бонкало, А.В. Вощинин, В.С. Лукина, В.А. Панина, Л.Е. Паутова, А.С. Петрихина и др.), позволил нам считать, что профессиональная позиция обучающихся - это есть некий результат их особой интеллектуальной деятельности (например, проектирования), в котором должно быть отображено отношение индивида к себе как носителю профессии, к профессии как особой деятельности и к профессиональному сообществу.
В психологической науке известны исследования понятия «позиция» в рамках системного подхода (С.В. Бонкало, А.С. Петрихина, А.М. Скотникова, О.К. Соколовская, О.Н. Тихонова, Л.И. Федорова и др.).
Системный подход - это наиболее сложный мето-
дологический подход, при котором любой объект, рассматриваемый как большая и сложная система взаимосвязных компонентов, является элементом в более общей системе. Основные принципы системного подхода (целостности, иерархичности строения, структурированности, множественности и системности), по мнению Б.Ф. Ломова [49], позволяют описать любую целенаправленную психическую деятельность человека.
А.В. Брушлинский считал, что именно системный подход может способствовать нивелированию рассогласования в понимании субъекта в акмеологическом и эволюционном подходах посредством объединения субъектно-деятельностного и системного подходов в системно-деятельностный подход, с позиций которого человек как субъект деятельности становится центром концептуальной схемы психологии.
В проведенных нами исследованиях [50, 51, 52, 53], опираясь на основные принципы системного подхода, в которых утверждается, что: а) любое психическое явление, в том числе и психологическая практика, развертывается одновременно в нескольких планах, раскрывающих разные масштабы его организации; б) психические явления многомерны; в) система психических явлений имеет вертикальное (уровневое) строение;
г) человек обладает системой разнопорядковых свойств;
д) психические явления детерминированы; е) психические явления - явления динамически развивающиеся, мы показали, что:
- проектирование профессиональной позиции обучающихся - это многомерное и многоуровневое явление, включающее целеполагание, мотивационную готовность, профессиональную идентичность и ответственность;
- имея целостное представление о содержании будущей профессиональной деятельности, обучающиеся могут осознанно оценить на каком уровне (знания, умения, навыки, владение профессиональными компетенциями) у них существуют проблемы и описать свою профессиональную позицию;
- проектирование профессионально-личностного развития обусловливает осознание обучающимися наличия (отсутствия) у них профессионально-важных качеств необходимых в осваиваемой ими профессии.
Достижение оптимального состояния любой системы в процессе ее развития (изменения), как отмечают многие психологи (К.А. Абульханова, А.А. Бодалев [54], А.А. Деркач и др.), возможно при конструктивных преобразованиях, наличии алгоритмов и инструментально-оперативных средств акмео-логического содействия.
Конкретные методологические принципы акмеологи-ческого подхода (субъекта деятельности, жизнедеятельности, потенциального и актуального, операционально-технического, обратной связи) (К.А. Абульханова, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач и др.), нашли отражение в современных исследованиях, в которых упоминаются: а) профессиональная и профессионально-личностная позиции; б) акме-профессиональная позиция; в) инновационная позиция; г) субъектно-деятельностная и субъектная позиции; д) внутренняя позиция.
Акмеологический подход при определении сущностного понимания феномена «профессиональная позиция» позволяет расставить акценты в системе профессиональной подготовки обучающихся в контексте образовательного (диагностика и развитие знаний и умений в системе общего, профессионального и непрерывного образования), профессионального (связь с определением возможностей и результатов осуществления трудовой деятельности через определение профпригодности, психологической готовности и степени социальной ответственности за его процесс и результаты), креативного (затраченные усилия и успешность их реализации путем выяснения уровня профессионализма, рефлексивно-инновационного потенциала его совершенствования до 258
степени мастерства и оценки социальной значимости инноваций, полученных в процессе творчества) и рефлексивного (связан с самосознанием личности как развивающегося «Я» и пониманием партнеров по коммуникации в процессе трудовой деятельности) аспектов.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, теоретический анализ известных работ отечественных авторов, в которых используются «позиция» и «профессиональная позиция» позволил нам констатировать, что наступивший после периода методологического равнодушия этап самоопределения отечественной психологической науки, характеризуется интенсивным поиском методологических оснований для обоснования теоретико-экспериментальных исследований. А это предполагает переосмысление методологических принципов на пути определения ориентиров и перспектив психологической науки и практики.
Мы обозначили методологические подходы для дальнейшей научно-исследовательской работы, в частности, а) деятельностный подход позволит нам обосновать развитие средствами учебно-профессиональной деятельности студентов всех структурных составляющих их профессиональной компетентности как будущих специалистов; б) субъектно-деятельностный подход позволит рассматривать проектирование профессиональной позиции как основу «самопроектирования субъекта»; в) системный и акмеологический подходы позволят рассматривать проектирование профессиональной позиции обучающихся как структурно-функциональную основу их профессионализма.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абульханова К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.
2. Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь. СПб.: Речь, 2010. - 352 с.
3. Ермолаева Е.П. Психология социальной реализации профессионала: Монография. М.: ИП РАН, 2008. 347 с.
4. Кочнева Е.М., Орлова К.Е. Осознанное построение студентами своих профессиональных перспектив на этапе вузовского обучения // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. №5(146). с. 99-104
5. Маралов А.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М. ИЦ «Академия, 2004. 256 с.
6. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. М.: Смысл., 2004. 608 с.
7. Пригожин А.И. Ценности и цели. Новые методы работы с будущим. М.: Дело, 2010. 432 с.
8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений. РАН. Институт русского языка; Российский фонд культуры.М.: АЗЪ, 1993. 960 с.
9. Словарь иностранных слов и выражений /Авт.-сост. Е.С. Зенович. М.: ООО «Изд-во АСТ», 2003. 778 с.
10. Философский словарь. Основан Генрихом Шмидтом / под ред. Г. Шишкоффа. М.: Республика, 2003. 576 с.
11. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2002. 490 с.
12. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М.: Институт психологии РАН», 1994. 109 с.
13. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии -URL: http://www.koob.ru (дата обращения 12.03.2017).
14. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Педагогика, 1976. 424 с.
15. Бонкало С.В. Социально-психологические технологии формирования конструктивной жизненной позиции делинквентных подростков: дис. ... к.пс.н.: 19.00.05. М., 2012. 240 с.
16. Лишин О.В. воспитывающее воздействие веду-АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2(19)
щей деятельности в системе отношений «ребенок-взрослый» на формирование личностной направленности человека: дис. ... д.пс.н.: 19.00.07. - М., 2004. - 376 с.
17. Блинова Ю.Л. Формирование субъектной позиции педагога на этапе самоактуализации: дис. ... к.пс.н.: 19.00.13. Казань, 2007. 198 с.
18. Керемиди А.А. Акмеологические закономерности формирования субъектной позиции кадров управления: дис. ... к.пс.н.: 19.00.13. М., 2010. 146 с.
19. Лукьянов Л.С. Психологические условия развития мотивации профессиональной деятельности, связанной со становлением субъектно-деятельностной позиции будущих менеджеров на этапе обучения в вузе: дис. ... к.пс.н.: 19.00.13. Ставрополь, 2005. 189 с.
20. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. М.: МПСИ, 2001. 352 с.
21. Лукина В.С. Развитие внутренней позиции профессионала в ходе профессионального обучения в раннем юношеском возрасте: на примере музыкального образования: дис. ... к.пс.н.: 19.00.13. М., 2004. 125 с.
22. Петрихина А.С. Психологическая поддержка становления исследовательской позиции старших школьников: дис. ... к.пс.н.: 19.00.07. - Ставрополь, 2012. -204 с.
23. Скотникова А.А. Психологическая структура и типы исследовательской позиции: дис. ... к.пс.н.: 19.00.01. - Екатеринбург, 2008. - 200 с.
24. Вощинин А.В. Особенности рефлексивной позиции тренеров на различных этапах профессионализации: дис. ... к.пс.н.: 19.00.01. - М., 2013. - 199 с.
25. Кабанов К.В. Особенности понимания студентами философского текста в зависимости от типа познавательной позиции: дис. ... к.пс.н.: 19.00.07. - Калуга, 2011. - 243 с.
26. Козырева Н.А. Психологические условия формирования творческой позиции дошкольников: на материале игр с противоречием: дис. ... к.пс.н.: 19.00.13. -М, 2007. - 153 с.
27. Удальцова М.О. Связь социально-психологического типа родительской позиции отца с самооценкой дошкольников: дис. ... к.пс.н.: 19.00.05. - Вологда, 2010.
- 223 с.
28. Кашкарова Е.Г. Формирование нравственной позиции подростка через понимание содержания художественных произведений: дис. ... к.пс.н.: 19.00.07. -Нижний Новгород, 2010. - 264 с.
29. Евдокимов О.С. Акмеологическое обеспечение развития партнерской позиции руководителя: дис. ... к.пс.н.: 19.00.13. - М, 2008. - 194 с.
30. Панина В.А. Развитие толерантной позиции студентов в процессе профессиональной подготовки в университете: дис. ... к.пс.н.: 19.00.07. - Краснодар, 2005.
- 131 с.
31. Паутова Л.Е. акмеологическая продуктивность инновационной позиции преподавателя в развитии творческой готовности студентов к профессиональной деятельности: дис. ... к.пс.н.: 19.00.13. - Шуя, 2004. - 236 с.
32. Будникова С.П. пСихологические условия становления профессиональной позиции у будущих педагогов на этапе производственной (педагогической) практики: дис. ... к.пс.н.: 19.00.07. -Калуга, 2003. - 180 с.
33. Лукова М.С. Особенности самооценивания и развития профессиональной позиции студентов-психологов: дис. ... к.пс.н.: 19.00.07. - М., 2010. - 180 с.
34. Соколовская О.К. Становление профессиональной позиции студентов-психологов в процессе обучения в вузе: дис. ... к.пс.н.: 19.00.07. - Ярославль, 2010. - 187 с.
35. Спиваковский В.Е. Рефлексия профессиональной позиции как фактор успешности управленческой деятельности менеджеров среднего звена: дис. ... к.пс.н.: 19.00.05. - М., 2011. - 168 с.
36. Тихонова О.Н. Личностная обусловленность становления профессиональной позиции психолога в ус-
ловиях дополнительного образования: дис. ... к.пс.н.: 19.00.01. - Барнаул, 2007. - 168 с.
37. Федорова Л.И. Проектная деятельность как условие развития профессиональной позиции педагогов дошкольного образовательного учреждения: дис. ... к.пс.н.: 19.00.07. -М, 2010. - 181 с
38. Гусейнова Э.Р. Активная гражданская позиция старшеклассников: социально-психологические основ // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т.5 № 4 (17). -с. 195-197.
39. Полякова О.О. Особенности смыслового понимания у лиц с различными типами ценностно-смысловой позиции: дис. ... к.пс.н.: 19.00.01. -Казань, 2005. - 198 с.
40. Преображенская А.О. Динамика субъектной позиции личности в процессе психологического консультирования: дис. ... к.пс.н.: 19.00.01. - М, 2007. - 207 с.
41. Перелыгина И.В. Психологические условия ценностно-смысловых установок студентов в процессе самопроектирования жизненной позиции: дис. . к.пс.н.: 19.00.07. - М., 2008. - 235 с.
42. Козлова А.А. ПСихотехнологии как средство формирования субъектной позиции клиента системы профконсультирования: дис. ... к.пс.н.: 19.00.13. - М., 2002. - 216 с.
43. Мальчинский Ф.В. Личностно-значимые ориентиры внутренней позиции курсантов: дис. ... к.пс.н.: 19.00.01. - Краснодар, 2010. - 183 с.
44. Гавриленко В.А. динамика мотивационных черт личности и профессиональной мировоззренческой позиции студентов-психологов: дис. ... к.пс.н.: 19.00.01. -Краснодар, 2005. - 168 с.
45. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Логос, 2007. 192 с.
46. Эльконин Б.Д. Психология развития. М.: Академия, 2008. 144 с.
47. Гусельцева М.С. Парадигмы в психологии: исто-рико-методологический анализ // Парадигмы в психологии: науковедческий анализ - М.: Институт психологии РАН, 2012. с. 34-57
48. Судакова О.Е. Субъектная позиция населения как психологическое основание воспроизводства муниципального района: дис. ... к.пс.н.: 19.00.05. - М., 2010. -192 с.
49. Ломов Б.Ф. Психическая регуляция деятельности: Избранные труды. М.: ИП РАН. - 2006. - 624 с.
50. Кочнева Е.М., Пахомова Л.Ю. Условия оптимизации развития мотивационной готовности студентов к профессиональной деятельности // Вестник Адыгейского государственного университета (педагогика и психология). 2011. №3. с.53-61
51. Кочнева Е.М., Пахомова Л.Ю. Изучение моти-вационной готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности // Вестник государственного университета управления. 2010. №7. с. 62-67.
52. Чиркова Т.И., Кочнева Е.М., Харитонова Т.Г. Методологические принципы профессиональной деятельности практического психолога // Ярославский педагогический вестник (Психолого-педагогические науки). 2011. Т.2. № 3. с. 208-213.
53. Чиркова Т.И., Кочнева Е.М. Свобода выбора и профессиональная ответственность в структуре проектировочной деятельности будущих психологов // Вестник Мининского университета. 2014. №4. URL: http://vestnik.mininuniver.ru
54. Акмеология: учебник / под общ. ред. А.А. Деркача - М.: Изд-во РАГС, 2004. - 688 с.
Статья поступила в редакцию 24.04.2017.
Статья принята к публикации 23.06.2017.