□01: http://dx.doi.org/10.25146/1995-0861-2017-42-4-26
УДК 159.9
КОНТЕКСТ РАССМОТРЕНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
КАК ОСНОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ ЕГО СОДЕРЖАНИЯ
Т.Ю. Артюхова (Красноярск, Россия) Т.И. Петрова (Красноярск, Россия)
Аннотация
Проблема и цель. Рассмотрение феномена психологического здоровья сопряжено с контекстом социокультурных обстоятельств, в которых оно формируется и реализуется. Контекстуальность понимания психологического здоровья задается задачами образования, в т.ч. и высшего, решение которых направлено, в частности, на взращивание будущего компетентного профессионала. В процессе обучения психологическое здоровье должно обеспечить полноценное становление обучающегося как субъекта развития и саморазвития. Целью исследования выступает конкретизация понимания содержания психологического здоровья с учетом заданного контекста его рассмотрения.
Методологию исследования составляют анализ и обобщение теоретических научно-исследовательс-ких работ зарубежных и отечественных ученых, признанных научным сообществом.
Заключение. Необходимость данной проблематики обусловлена требованиями времени. Здоровое подрастающее поколение обеспечит будущее нашего общества. Приумножение психологического здоровья субъектов образовательного процесса должно осуществляться посредством повышения уровня психологической компетентности, восстановления и развития их психоэмоционального баланса.
Субъектная позиция раскрывается посредством активности, ценностей, рефлексии (саморефлексии), опыта, в т.ч. сотрудничества. Понимание индивидуальных и возрастно-психологических особенностей обучающихся позволяет ставить задачи по осознанию молодыми людьми своих возможностей и воз-
П остановка проблемы. Феномен психологического здоровья для теоретической и практической психологии связан с именем И.В. Дубровиной. Начиная с конца XX века психологи и другие специалисты работа ют над его содержанием. Цель исследования -конкретизация содержания психологическо
можных преобразований в предметном мире с требованиями выполняемой деятельности, формированию компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО (общетрудовые, профессиональные знания и умения, связанные с предметными преобразованиями), формированию умения саморегуляции, коллективного взаимодействия.
Субъектная позиция характеризует обучающегося как личность, которая сознательно в процессе своей деятельности проявляет ценностно-смысловое отношение к тому или иному объекту.
Структура субъектной позиции включает моти-вационно ценностный и деятельностный компоненты. Мотивационно-ценностный компонент определяет стратегию поведения обучающегося, а деятельностный - реализацию этой стратегии, способность к саморегуляции и управление собственной деятельностью.
Выделение уровней ценностного отношения к собственному здоровью обучающихся может быть проявлено только через субъектную позицию.
Во все времена здоровье рассматривается как ценность. Психологическое здоровье, представляющее собой единство многих составляющих, необходимо рассматривать в социокультурном контексте. Контекстуальность рассмотрения психологического здоровья одновременно и очевидно, и задает основную стратегию исследования этого феномена на современном этапе развития науки.
Ключевые слова: здоровье, психологическое здоровье, контекст, социокультурный аспект, субъект, субъектная позиция, саморазвитие.
го здоровья с учетом заданного контекста его рассмотрения.
Общий подход понимания категории «здоровье» задан Всемирной организацией здравоохранения, и эту позицию через все работы поддерживает проф. И.В.Дубровина: под здоровьем понимается такое состояние человека, которому
<
со
Щ
$9
I
С И
о
ь
к к м
Р3
н и
Рч
о ^
о о о О
£
м н к о
Рч
м
0
1
к
а
«
и м
V
к
ь
1-4
<с
м с
[109]
д
н и
щ
РЭ
свойственно отсутствие болезней или физических дефектов, а также полное физическое, душевное и социальное благополучие. Психологическое здоровье понимают как динамическую гармонию внутреннего и внешнего; как необходимое и достаточное функционирование психических структур, обеспечивающих текущую жизнедеятельность. Основные направления исследования обусловлены контекстом условий, в котором они проводятся [Дубровина, 2009].
Для нас контекстуальность понимания психологического здоровья задается задачами высшего образования, решение которых направлено, в частности, на взращивание будущего компетентного профессионала. В процессе обучения психологическое здоровье должно обеспечить полноценное становление студента как субъекта развития и саморазвития.
Методологию исследования составляют работы К.А. Абульхановой [1], В.А. Ананьева [2], Г.С. Никифорова [17], Л.А. Цветковой и И.Н. Гурви-ча [23] и др. При всем многообразии имеющихся позиций, на наш взгляд, недостаточно обозначена «точка отсчета» для понимания психологического здоровья, т.е. его контекстуальность.
Обзор научной литературы проведен на основе анализа работ зарубежных и отечественных ученых. В области гуманистической психологии проблеме психологического здоровья личности посвящены исследования зарубежных ученых А. Маслоу [1997], К. Роджерса [1994], чьи научные идеи получили продолжение в трудах В.И. Слободчикова [1997] и др. ученых.
Обзор источников позволяет констатировать, что сохранение психологического здоровья возможно при включенности личности в познавательную и ценностно-ориентационную деятельность, где центральная идея связана с проявлением личностью самостоятельности в вопросах здорового образа жизни.
Полагаем, что дальнейшее изучение психологического здоровья для нас в большей степени связано с системно-антропологическим методологическим подходом (В.Е. Клочко), в рамках которого человек рассматривается как открытая самоорганизующаяся система, где разви-
тие понимается как «закономерное усложнение пространственно-временной организации развивающихся явлений, которые могут быть определены как самоорганизующиеся системы, то есть такие системы, которые способны производить новообразования и опираться на них в своем последующем движении» [Клочко, 2005].
С нашей точки зрения, определение психологического здоровья В.Э. Пахальяна как «...динамического состояния внутреннего благополучия (согласованности) личности» показывает достижение равновесности через преодоление неравновесных состояний. Еще один контекст, который задан ученым, - это «индивидуальные и возрастно-психологические возможности на любом этапе развития» [Пахальян, 2006].
Для определения содержания психолого-педагогических условий сохранения психологического здоровья обучающихся особое значение для нас представляют теоретические положения, обозначенные А.Г. Асмоловым и Г.А. Ягодиным [Асмолов, Ягодин, 1992]. Образовательная среда рассматривается как психолого-педагогическая реальность, содержащая условия, созданные для сохранения психологического здоровья личности. Отечественными учеными, в частности Л.И. Анцыферовой, выделены аспекты образовательной среды, содержащиеся в социальном и пространственно-предметном окружении обучающегося [Анцыферова, 1994]. Вслед за В.Е. Клочко, отметим, что для эффективного проживания в образовательной среде необходимо обладать адаптационным поведением, обеспечивающим стремление системы к восстановлению состояния равновесия со средой с помощью саморегуляции [Клочко, 2013, с.107].
Таким образом, конкретизация понятия «психологическое здоровье» связана с его пониманием как интегративной динамической характеристикой личности, которую составляют такие фундаментальные образования, как эмоциональная устойчивость, самопринятие, способность к самореализации, сформированность ценностных ори-ентаций, способность приспосабливаться к условиям внешней среды через совершенствование адаптационного поведения. Структурными ком-
понентами психологического здоровья выступают адаптивность, психоэмоциональный статус, представления обучающихся о здоровом образе жизни и ценностное самоотношение.
Отметим, что формирование представления о психологическом здоровье осуществляется в учебных заведениях достаточно структурированно через занятия физической культурой, лекции, практические (семинары, практические, лабораторные) и факультативные занятия, а также посредством различных передач, электронных программ на мобильных устройствах и Интернете, государственных проектов (например, «Здоровая Россия», «Здоровья нации» и проч.), социальных сетей и СМИ. Формирование ценностного отношения - это достаточно длительный сложный процесс, и, на наш взгляд, одна из характеристик субъектной позиции обучающихся в отношении собственного здоровья.
Контекстуальность рассмотрения психологического здоровья задает и субъектная позиция. Сущность понятий важно рассматривать системно, опираясь на их межпредметное взаимодействие.
В философии раскрываются содержательные характеристики понятий «субъект», «субъективность», «субъектность». Термин «субъект-ность» понимается как интегральная характеристика активности человека, которая проявляется и реализуется позицией субъекта к себе, другим, деятельности [Осницкий, Кабардов, 2013]. Авторы отмечают, что ранее идеи субъектности развивались с регуляторной позиции, т.е. только как анализ активности человека, и обращают внимание на необходимость и значимость анализа структуры субъектного опыта. В этой структуре выделено пять компонентов: опыт привычной активизации (ориентирован на определенные условия работы, определенные усилия и определенный уровень достижения успеха»); операциональный опыт (включает общетрудовые, профессиональные знания и умения, связанные с предметными преобразованиями, а кроме того, умения саморегуляции»); опыт сотрудничества («соотносится с умением осуществлять, налаживать сотрудничество, коллективное взаимодействие»): опыт ценностей («свя-
зан с формированием интересов, нравственных норм и предпочтений, идеалов, убеждений»); опыт рефлексии («соотнесение человеком знаний о своих возможностях и возможных преобразованиях в предметном мире с требованиями выполняемой деятельности, а также о возможных преобразованиях в самом себе»).
Психологическое здоровье конкретного человека важно рассматривать с субъектной позиции, которая дает возможность ретроспективно анализировать созданную человеком собственную ситуацию жизнесуществования, включая ценностный и рефлексивный анализ.
Обращаясь к работам Л.И. Анцыферовой, находим подтверждение необходимости исследования личности как субъекта индивидуальной истории, жизненных выборов и целепола-гания. Выступая субъектом своей жизни, личность определяет качество своего развития. Автор выделяет основные характеристики человека как субъекта своей жизни через высокий уровень ее организации и способность «осуществлять себя в более сложной системе жизненных отношений», воспринимать мир как структурированный, интегрированный, содержательный, расширять горизонты сознания и самосознания, способность «подняться над собой, признать свою несостоятельность в определенных отношениях, оценить ранее достигнутое, понизить, или даже подчеркнуть, значимость того, что недавно высоко ценилось, сохранять автономность к включающим ее социальным структурам» [Анцыферова, 1994].
Интересна для нас позиция К.А. Абульхано-вой, которая отмечает, что субъект является интегрирующей, централизующей, координирующей «инстанцией» личности, которая «вырабатывает индивидуальный способ своей организации» [Абульханова, 2016, с. 167]. Именно это замечание позволяет рассматривать психологическое здоровье в контексте субъектности.
А.К. Марковой были выделены шесть уровней субъектности учащихся в их учении. Уровни субъектности отражают в определенной степени уровни развития самостоятельности и активности учащихся как субъектов деятельности.
<С £
С т
о
ь
к ^
м т н о
Рч
о ^ о о
О Й
3
м н к о
Рч
м
0
1
к
а
«
о м
V
к
ь
1-4
<с «
м с
X
н и
щ м
П.Я. Гальперин выделяет функциональные части самостоятельности и активности субъекта: мотивационно-потребностную (источник активности субъекта); ориентировочную (целеобра-зование, т.е. планирование субъектом своего поведения, связанное с использованием совокупности условий, на которые он реально опирается при выполнении действия); исполнительскую (реализация способов достижения цели через соответствующий инструментарий); контрольную (оценка степени преобразований, условий существования субъекта после получения результатов деятельности, причем как промежуточных, так и итогового, и соответствия этих преобразований его исходным потребностям) [Маркова, 1996].
Позиция человека фактически дает возможность представить то «пространство», в котором осуществляется его деятельность, т.е. в которое он включен объективно, и одновременно «субъектное пространство», каждое из измерений которого соответствует определенному субъективно-личностному отношению. Таким образом, позиция как система отношений характеризует человека многоаспектно в единстве объективного и субъективного, внешнего и внутреннего, потенциального и актуального, социального и психологического.
Субъектная позиция характеризует обучающегося как личность, которая сознательно в процессе деятельности проявляет ценностно-смысловое отношение к тому или иному объекту.
Структура субъектной позиции включает мотивационно-ценностный и деятельностный компоненты. Мотивационно-ценностный компонент определяет стратегию поведения обучающегося, а деятельностный - реализацию этой стратегии, способность к саморегуляции и управление собственной деятельностью.
В этой связи представляется возможным выделение уровней ценностного отношения к собственному здоровью обучающихся, которые могут быть проявлены через субъектную позицию.
- Первый уровень предполагает позицию отрицания - обучающийся осведомлен и владеет информацией о здоровье в целом, действи-
ях, необходимых для его сохранения, здоровом образе жизни, однако обучающимся осознанно ничего не осуществляется либо совершаются поступки, наносящие вред здоровью.
- Второй уровень представляет собой декларативную позицию, которая заключается в озвучивании обучающимся декларации о том, что здоровье представляет для него определенную ценность, однако реальных действий не предпринимается.
- Третий уровень заключает в себе реалистичную позицию, которая предполагает информированность и реальные действия обучающегося, направленные на сохранение и поддержание здоровья.
Говоря о субъекте жизнедеятельности, важно конкретизировать его возрастно-психологи-ческие особенности и те социокультурные условия, в которых он проживает конкретный возрастной период.
В студенческие годы такие условия создает высшее учебное заведение. В.И. Слободчиков рассматривает образовательную среду как пространство, в котором происходит взаимодействие субъектов образования [Слободчиков, 1997].
В пространстве образовательной среды реализуются, в частности, характеристики субъ-ектности, которые обозначены А.К. Осницким и М.К. Кабардовым [Осницкий, Кабардов, 2013]. Субъектность обеспечит направленность на процессы саморазвития и самосовершенствования, без которых сохранение и приумножение психологического здоровья не представляются возможными. Субъектная позиция представляет устойчивую систему отношений «человека-в-себе», «человека-для-других», человека-для-общества» (Л.С. Выготский), которая позволяет сознательно, ответственно подходить к построению своей жизни, совершать ответственный выбор и поступки. Мерой такого выбора выступает ценность, в т.ч. ценность здоровья.
Обратим внимание на работы И.О. Логиновой, которая, начиная с подготовки и защиты докторской диссертации, исследует проблему жизненного самоосуществления человека [Логинова, 2009; 2013].
Жизненное самоосуществление человека необходимо рассматривать через параметры открытости. Каждый раз человеку, движущемуся в своем развитии, приходится сравнивать «кем я был и чем я стал». Это истинно субъектная позиция, в рамках которой человек становится способным изменять условия собственной жизнедеятельности. Способность к рефлексивному анализу характерна субъекту с благоприятным фоном психологического здоровья.
В прикладном аспекте субъектная позиция становления психологического здоровья рассмотрена в исследовании Н.Т. Селезневой и Н.В. Рубленко. Так, на студенческой выборке показано, что повышение показателей жизнеспособности возможны при эффективном использовании их ресурсного потенциала[Селезнева, Рубленко, 2015].
В исследованиях И.С. Морозовой показано, что различные модели психологической службы в образовательных организациях, основанные на личностно ориентированных позициях, выраженных в равенстве, равноправии, поддержке, принятии, способствуют психологическому здоровью обучающихся [Морозова, 2013].
Важно понимать, что психологическое здоровье невозможно рассматривать вне контекста его прикладного аспекта. Так, зарубежные исследователи уточняют его содержание в медицинском аспекте [Goldberg, Blackwell, 1970; Jackson, 2007], в отечественной практике исследуются различные взаимосвязи с различными личностными особенностями [Волочков, Репина, 2016; Басалаева и др., 2015; Артюхова, 2014; Логинова, 2013], возможности его развития [Артюхова, Шелкунова, 2017; Дубровина, 2009].
Заключение. Субъектная позиция обучающихся создает основной контекст понимания их психологического здоровья, с одной стороны, а наполненность личностных особенностей -с другой.
1. Системно-антропологический подход обеспечивает рассмотрение психологического здоровья человека через понимание усложнения его пространственно-временной организации.
2. Понимание наполненности психологического здоровья важно конкретизировать с учетом его индивидуальных и возрастно-психологических возможностей.
3. Психологическое здоровье обучающихся высшей школы важно исследовать в контексте тех компетентностей, которые задаются задачами ФГОС ВО.
4. Для понимания динамики компонентов психологического здоровья необходимо продолжать прикладные исследования ученых разных регионов с целью дальнейшей систематизации полученных результатов.
Во все времена здоровье рассматривается как ценность. В структуре психологической характеристики субъектности создается контекст понимания психологического здоровья, который одновременно и очевидно задает основную стратегию исследования этого феномена на современном этапе развития науки.
Библиографический список
1. Абульханова К.А. Мировоззренческий смысл и значение категории субъекта // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. № 4(38). С. 162-168.
2. Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья. СПб.: Балтийская педагогическая академия, 1998. 158 с.
3. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. № 1, т. 15. С. 3-16.
4. Артюхова Т.Ю. Жизнестойкость и внутрилич-ностный конфликт как ресурсные возможности сохранения психологического здоровья человека //Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал / под ред. И.О. Логиновой. Красноярск: Версо, 2014. С. 11-20.
5. Артюхова Т.Ю., Шелкунова Т.В. Психология саморазвития: учеб. пособие. Красноярск: СФУ, 2017. 225 с.
6. Асмолов А.Г., Ягодин Г.А. Образование как расширение возможностей развития лич-
<С
Î
ч
с m
о
ь
X
Щ
w m н о
Рч <
о ^ о о ^ h о я
EÎ W H
s о
Рч
w
0
1
X %
«
«
о w
V
s
ь
l-ч
<с п w с
« s
X
H U
W
м
ности (от диагностики отбора к диагностике развития) // Вопросы психологии 1992. № 1-2. С. 6-13.
7. Басалаева Н.В., Артюхова Т.Ю., Захарова Т.В., Казакова Т.В., Свиридова А.Н., Гордиен-ко Е.В. Развитие инструментального компонента психологического здоровья у старших подростков // Современные проблемы науки и образования. 2015. URL: https://science-education.ru/pdf/2015/2-2/758.pdf
8. Волочков A.A., Репина Е.В. Структура психологического здоровья студентов // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Сер. № 1: Психологические и педагогические науки. 2016. С. 38-51.
9. Дубровина И.В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности // Вестник практической психологии образования. 2009. № 3. С. 17-21.
10. Клочко В.Е. Развитие одаренности в разных социокультурных и образовательных средах: проблемы организации кросс-культурного исследования // Сибирский психологический журнал. 2013. № 4 (50). С. 100-110.
11. Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). Томск: Томск, гос. ун-т, 2005. 174 с.
12. Логинова И.О. Исследование устойчивости жизненного мира человека // Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал: матер. Всерос. науч,-практ. конф. с междунар. уч. / гл. ред. И.О. Логинова. Красноярск: Версо, 2013. С. 44-53.
13. Логинова И.О. Психология жизненного самоосуществления. М., 2009.
14. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 312 с.
15. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997. С. 430.
16. Морозова И.С. Сохранение психологического здоровья ребенка в условиях организации психологической службы в образовательном учреждении // Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал: матер. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. уч. / гл. ред. И.О. Логинова. Красноярск: Версо, 2013. С. 111-118.
17. Никифоров Г.С. Психология здоровья. СПб., 2002. 256 с.
18. Осницкий А.К., Кабардов М.К. О субъекте, субъектности и творческой самодеятельности // Субъектность личности в профессионально-образовательном пространстве. 2013. Портал психологических изданий PsyJournals.ru. URL: http://psyjournals. ru/authors/75169.shtml
19. Пахальян В.Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст. М.: Питер, 2006.
20. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. С. 233-251.
21. Селезнева Н.Т., Рубленко Н.В. Динамика формирования жизнеспособности личности в вузе // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. №4(34). С. 116-120.
22. Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школы. Инноватор. Bennet colledge. M., 1997. Вып. 7. С. 88-91.
23. Цветкова Л.А., Гурвич И.Н. Психология здоровья // Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер.: 16. 2012. Вып. 1. С. 48-52.
24. Goldberg D.P., Blackwell В. Psychiatric illness in general practice: A detailed study using a new method of case identification // British Medical Journal. 1970. № 1. P. 439-443.
25. Jackson C. The General Health Questionnaire. Occupational Medicine, 2007. P. 57-79.
DOI: http://dx.doi.org/10.25146/1995-0861-2017-42-4-26
THE CONTEXT OF THE CONSIDERATION OF PSYCHOLOGICAL HEALTH AS THE BASIS OF UNDERSTANDING ITS CONTENT
T.Yu. Artiukhova (Krasnoyarsk, Russia) T.I. Petrova (Krasnoyarsk, Russia)
Abstract
Problem and purpose. Consideration of the phenomenon of psychological health is associated with the context of socio-cultural circumstances in which it is formed and implemented. Contextuality of understanding psychological health is set by the objectives of education, including higher education, solution of which is directed, in particular, to the cultivation of the future competent professional. In the process of training, psychological health should ensure the full development of the learner as a subject of development and self-devel-opment. The purpose of the study is to specify the understanding of the content of psychological health, taking into account the given context of its consideration.
The research methodology consists of analysis and generalization of theoretical research works of foreign and domestic scientists recognized by the scientific community.
Conclusion. The necessity of this problem is conditioned by the demands of the time. A healthy rising generation will ensure the future of our society. The psychological health of the subjects of the educational process should be multiplied by raising the level of psychological competence, restoring and developing their psycho-emotional balance.
The subject position is revealed through activity, values, reflection (self-reflection), experience, including cooperation. Understanding the individual and age-psychological characteristics of students allows us to set tasks for young people to realize their capabilities and
possible transformations in the objective world with the requirements of the performed activity, the formation of competencies in accordance with the requirements of FSES of HE (general industrial, professional knowledge and skills related to subject transformations); formation of self-regulation, collective interaction.
The subject position characterizes the learner as a person who, consciously, in the course of their activity, displays a value-semantic relation to one or another object.
The structure of the subject position includes the motivational-value and activity-based components. The motivational-value component determines the strategy of the learner's behavior, while the activity-based component determines the implementation of this strategy, the ability to self-regulation and management of their own activities.
The separation of the levels of the value attitude to the health of students themselves can be shown only through a subject position.
At all times, health is seen as a value. Psychological health, which is the unity of many components, must be considered in a sociocultural context. Contextuality of the consideration of psychological health is both simultaneous and obvious, and it sets the basic strategy for studying this phenomenon at the present stage of the development of science.
Key words: health, psychological health, context, socio-cultural aspect, subject, subject position, self-de-velopment.
References 4.
1. Abul'khanova K.A. (2016). The worldvien meaning and of the category of subject // Vest-nik of KSPU named after V.P. Astaf'ev, 4 (38), 162-168.
2. Anan'ev V.A. (1998). Introduction to the psychology of health. St. Petersburg, Baltic Teach- 5. er Academy, 158 p.
3. Antsyferova L.I. (1994). Personality in difficult living conditions: re-thinking, transformation 6. of situations and psychological defense // Psychological journal, 1, 15, 3-16.
Artiukhova T.Yu. (2014). Viability and Intrap-ersonal Conflict as Resource Possibilities for Preservation of Human Psychological Health // Psychological Human Health: Vital Resource and Vital Potential / Ed. by 1.0. Loginova. Krasnoyarsk, Verso, 11-20.
Artiukhova T.Yu., Shelkunova T.V. (2017). Psychology of self-development: a study guide. Krasnoyarsk, SFU, 225 p. Asmolov A.G., Yagodin G.A. (1992). Education as an expansion of the possibilities of personal development (from diagnostics of selection to
<C
t
tí m
о
ь
X
Щ
w m н о
Рч <
о ^ о о ^ h о я
EÍ W H
s о
Рч
W
0
1
X %
«
« о
W V
s
ь
l-ч
<с п
W
с
« s
X
H U
w м
diagnostics of development) // Psychology Issues, 1-2, 6-13.
7. Basalaeva N.V., Artiukhova T.Yu., Zakharova T.V., Kazakova T.V., Sviridova A.N., Gordienko E.V. (2015). Development of the instrumental component of psychological health of older adolescents // Modern issues of science and education. Available at: science-education.ru/ pdf/2015/2-2/758.pdf
8. Volochkov A.A., Repina E.V. (2016). Structure of psychological health of students // Bulletin of Perm State Humanitarian and Pedagogical University, 1. Psychological and pedagogical sciences, 38-51.
9. Dubrovina I.V. (2009). Mental and psychological health in the context of the psychological culture of the individual // Bulletin of Practical Psychology of Education, 3, 17-21.
10. Klochko V.E. (2013). The development of gift-edness in various sociocultural and educational environments: the problems of organizing cross-cultural research // Siberian Psychological Journal, 4 (50), 100-110, 107.
11. Klochko V.E. (2005). Self-organization in psychological systems: problems of the formation of mental space of the individual (introduction to transpective analysis). Tomsk, Tomsk State University, 174 p.
12. Loginova I.O. (2013). Research of the stability of the vital world of man // Psychological health of man: Vital resource and Vital potential: Proceedings of All-Russian Research-to-Practice Conference with international participation / Editor-in-chief I.O. Loginova. Krasnoyarsk, Verso, 44-53, 420 p.
13. Loginova I.O. (2009). Psychology of life self-re-alization. Moscow.
14. Markova A.K. (1996). Psychology of professionalism. Moscow, International Humanitarian Foundation "Znanie", 312 p.
15. Maslow A. (1997). The Far Limits of the Human Psyche. St. Petersburg, 430.
16. Morozova I.S. (2013). Preservation of psychological health of the child in the conditions of the organization of psychological service in the educational institution // Psychological health of the person: Vital resource and Vital potential: Proceedings of All-Russian Research-to-Practice Conference with international participation / Editor-in-chief I.O. Loginova. Krasnoyarsk, Verso, 111-118, 420 p.
17. Nikiforov G.S. (2002). Psychology of health. St. Petersburg, 256 p.
18. Osnitsky A.K., Kabardov M.K. (2013). On the subject, subjectivity and creative self-acti-vity // Personality subjectivity in professional-educational space. The portal of psychological publications PsyJournals.ru http:// psyjournals.ru/authors/75169.shtml
19. Pakhal'ian V.E. (2006). Development and psychological health. Preschool and school age. Moscow, Piter.
20. Rogers K. (1994). A look at psychotherapy. The formation of man. Moscow, 233-251.
21. Selezneva N.T., Rublenko N.V. (2015). Dynamics of viability formation of the personality in high school // Vestnik of KSPU named after V.P. Astafiev, 4 (34), 116-120.
22. Slobodchikov V.I. (1997). The educational environment: realization of the goals of education in the culture space // New values of education: cultural models of the school, 7, The Innovator. Bennet colledge. Moscow, 88-91.
23. Tsvetkova L.A., Gurvich I.N. (2012). The psychology of health // Vestnik of St.Petersburg University, 16 (1), 48-52.
24. Goldberg D.P., Blackwell B. (1970). Psychiatric illness in general practice: A detailed study using a new method of case identification. British Medical Journal, 1, 439-443.
25. Jackson C. (2007). The General Health Questionnaire. Occupational Medicine, 57-79.