Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ РОСГВАРДИИ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ РОСГВАРДИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ / МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / МОТИВ / СТРУКТУРА МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ / КОМПОНЕНТЫ СТРУКТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лымарев Виталий Николаевич

В статье рассматривается проблема подготовки современного выпускника специалиста военного учебного заведения с точки зрения мотивационной составляющей. Описаны основные теоретические аспекты формирования мотивационной готовности к профессиональной деятельности курсантов военных вузов Росгвардии. Представлена психологическая готовность курсантов как социально-психологический феномен. Раскрыты элементы, составляющую структуру мотивационной готовности обучающихся военных вузов, предложены внешние и внутренние мотивы формирования готовности. Выявлены основные причины актуальности исследования, предложены возможные варианты повышения эффективности мотивационной готовности курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лымарев Виталий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF FORMATION OF MOTIVATIVE READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITIES OF COURSES OF MILITARY UNIVERSITIES OF THE ROSGVARDIA

The problem of training a modern graduate of a specialist in a military educational institution from the point of view of the motivational component is discussed. The main theoretical aspects of the formation of motivational readiness for professional activity of cadets of military universities of the Russian Guard are described. The psychological readiness of cadets is presented as a socio-psychological phenomenon. The elements that make up the structure of motivational readiness of students of military universities are revealed, external and internal motives for the formation of readiness are proposed. The main reasons for the relevance of the study are revealed, possible options for increasing the effectiveness of cadets’ motivational readiness are proposed.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ РОСГВАРДИИ»

УДК 378 ББК 74.484.7

DOI 10.7442/2071-9620-2021-13-3-26-34

В.Н. Лымарев

(Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Пермь, Россия)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ РОСГВАРДИИ

В статье рассматривается проблема подготовки современного выпускника специалиста военного учебного заведения с точки зрения мотивационной составляющей. Описаны основные теоретические аспекты формирования мотивационной готовности к профессиональной деятельности курсантов военных вузов Росгвардии. Представлена психологическая готовность курсантов как социально-психологический феномен. Раскрыты элементы, составляющую структуру мотивационной готовности обучающихся военных вузов, предложены внешние и внутренние мотивы формирования готовности. Выявлены основные причины актуальности исследования, предложены возможные варианты повышения эффективности мотивационной готовности курсантов.

Ключевые слова: деятельность, профессиональная деятельность, готовность, мо-тивационная готовность, образовательный процесс, обучающиеся, мотив, структура мотивационной готовности, компоненты структуры.

V.N. Lymarev

(Perm Military Institute of National Guard Troops of the Russian Federation, Perm, Russia)

THEORETICAL ASPECTS OF FORMATION OF MOTIVATIVE READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITIES OF COURSES OF MILITARY UNIVERSITIES OF THE ROSGVARDIA

The problem of training a modern graduate of a specialist in a military educational institution from the point of view of the motivational component is discussed. The main theoretical aspects of the formation of motivational readiness for professional activity of cadets of military universities of the Russian Guard are described. The psychological readiness of cadets is presented as a socio-psychological phenomenon. The elements that make up the structure of motivational readiness of students of military universities are revealed, external and internal motives for the formation of readiness are proposed. The main reasons for the relevance of the study are revealed, possible options for increasing the effectiveness of cadets' motivational readiness are proposed.

Keywords: activity, professional activity, readiness, motivational readiness, educational process, students, motive, structure of motivational readiness, structure components.

Современное состояние войск национальной гвардии Российской Федерации требует более качественной, тщательной подготовки обучающихся военных вузов подведомственной силовой структуры, будущих офицеров-специалистов для войск, мотивированных на успешное выполнение поставленных задач, обладающих устойчивыми морально-психологическими качествами, высоким уровнем стрессоустойчивости и саморегуляции, уделения особого внимания особенностям личности каждого курсанта военного вуза.

Перед военными учебными заведениями войск национальной гвардии Российской Федерации стоит задача по подготовке компетентного военнослужащего - специалиста, свободно ориентирующегося в сложной оперативной обстановке, грамотно применяющего на практике полученные знания, способного к самосовершенствованию и саморазвитию.

Профессиональная деятельность обучающихся военных вузов Росгвардии определяется следующими профессиональными качествами: качественным выполнением должностных и специальных обязанностей; ценностным ориентированием на выбранную профессию; соблюдением требований нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность и др. [1].

В связи с переводом образовательной деятельности Федеральных государственных казенных военных образовательных учреждений высшего образования войск национальной гвардии Российской Федерации на подготовку бакалавров и специалистов по ФГОС ВО 3++ научная задача мотивационной готовности курсантов военных вузов на современном этапе особенно актуальна.

Перечень профессиональных компетенций, в отличие от универсальных и общепрофессиональных, не определен в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования поколения 3++. Исходя из этого задачей

военного вуза является формулирование и формирование этих компетенций в соответствии с квалификационными требованиями. Таким образом, на первый план выступает задача поиска, совершенствования и внедрения в образовательный процесс технологий, способствующих обеспечить формирование мотивацион-ной готовности будущих офицеров-специалистов в практических действиях в условиях резко изменяющейся оперативной обстановки [9].

Актуальность исследования мотива-ционной готовности курсантов военных вузов к предстоящей профессиональной деятельности обусловлена рядом обстоятельств:

- высоким уровнем подготовки выпускников вуза, который гарантированно определяется устойчивым процессом формирования определенных федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования компетенций будущего офицера как личности;

- возросшими требованиями к уровню подготовки кадрового резерва войск;

- трансформацией в период обучения в военном вузе мотивации профессиональной деятельности в профессиональные интересы и мотивы, сопровождающейся значительными изменениями в мировоззрении и системе ценностей обучающихся;

- наличием противоречий между снижением уровня морально-психологической подготовленности абитуриентов военных вузов и возрастанием требований к современному облику офицера;

- снижением интереса к военной службе в период обучения и низким уровнем психологической готовности выпускников вузов к профессиональной деятельности.

Направленность курсантов на освоение профессии военнослужащего, ос-

ГО ш

о о о.

о

0

1

Ш ш

о О Ь "

0

1 I

о

го ш ш

к

I

го о

I

го ш

Я " а. о

^ -О а. с;

о

ф

с

о го

0

1 _0

ф го

о ^

ф о

т о

^ ф

й

о ^

ф !=

нованной на мотивационной составляющей, во многом определяет успешность и качество обучения субъектов образовательного процесса в военной учебной организации. В связи с этим в период освоения учебной программы необходимо создавать условия, способствующие формированию и развитию возможностей в освоении теоретического учебного материала с целью грамотного применения полученных знаний в практической деятельности [12].

Одним из приоритетных направлений изучения личности абитуриента является изучение мотивационной готовности будущего субъекта образовательного процесса к военной службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации.

Результаты изучения отзывов на молодых офицеров после первого года службы в войсках позволяют констатировать факты увольнения с военной службы по ряду причин: ошибка в выборе профессии военнослужащего; неудовлетворенность военной службой; утрата интереса к профессиональной деятельности и т. д., что, в свою очередь, оказывает негативное влияние на облик войск в целом.

Такое положение дел является недопустимым и требует незамедлительной корректировки образовательного процесса военной школы, повышения внимания морально-психологическим и деловым качествам обучающихся, внедрения и проведения комплекса мероприятий всестороннего обеспечения деятельности курсантов, направленных на повышение эффективности мотивационной составляющей личности, формирование высокого уровня мотивационной готовности военнослужащих к успешному выполнению задач.

В источниках информации, словарях представлено довольно большое количе-Ц. ство определений понятия «готовность». ! Так, в «Толковом словаре русского язы-^ ка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова тер-od мин «готовность» трактуется как «согла-

сие сделать что-нибудь», «состояние, при котором все сделано, все готово», «готовность к выполнению какого-нибудь действия, задания» [10]. «Толково-словообразовательный словарь русского языка» Т.Ф. Ефремовой интерпретирует понятие «готовность» как «психологическую настроенность на что-либо» [4].

Понятие «готовность» как психологическое состояние субъекта деятельности, предполагающее осознание им своих профессиональных целей, сопоставлять их с собственными ресурсами, на основании чего оценивать вероятность достижения результатов представлено в работах С.Г. Семушиной, И.Ю. Гуртовенко [7].

Психологический словарь (толковый словарь психологических терминов и определений) дает следующее определение понятию «готовность к действию»: «установка, направленная на выполнение того или иного действия. Предполагает наличие определенных знаний, умений, навыков» [2].

Рассматривая понятие «готовность к деятельности», авторы научных трудов (А.К. Маркова, А.П. Авдеева) представляют данный феномен в тесном взаимодействии положительного отношения и устойчивого интереса к выбранной профессии, определяя интерес фундаментом формирования мотивации, готовности к действиям [7].

Подготовка обучающихся в учебных заведениях подразумевает формирование квалифицированных специалистов, способных обеспечивать высокий уровень морально-психологического состояния военнослужащих. Отсутствие у курсантов мотивации учебной деятельности может оказывать влияние на эффективность будущей профессиональной деятельности и на качество высшего образования.

Основанием готовности к профессиональной деятельности курсантов является цель и результат длительного процесса подготовки специалиста. Под «профессиональной готовностью к деятельности» мы понимаем сложное структурно-системное образование, охватывающее

различные стороны психики человека, включающее личностно-мотивацион-ную и волевую сферы, определенные профессиональные навыки и способности человека [5].

Направленность курсантов на сознательное освоение будущей профессии, основанной на комплексной системе внутренних и внешних мотивов и ориентированной на имеющиеся у обучающихся социальных ценностей, является главенствующей составляющей успешного и качественного обучения в образовательном учреждении с учетом созданных условий, способствующих формированию высокой активности курсантов в изучении будущей профессиональной деятельности и способности успешного применения полученных знаний на практике.

Изучая процесс подготовки будущего офицера войск национальной гвардии Российской Федерации, целесообразно рассматривать не только психологическую составляющую готовности к овладению профессией, но и готовность к выполнению профессиональных задач, что позволяет утверждать о роли мотиваци-онной готовности к будущей практической деятельности избранной профессии в процессе формирования профессиональной готовности субъекта образовательного процесса.

В научной литературе трактовка понятия «мотивационная готовность» подразумевает готовность к какой-либо предстоящей деятельности. Готовность будущего специалиста к предстоящей профессиональной деятельности военнослужащего определяется степенью сформированности способности субъекта образовательного процесса (активного его участника на всем протяжении освоения программы обучения) к деятельности, его успешности и результативности, наличием смысла в этой деятельности, профессиональными установками личности [8].

В своих трудах В.Н. Кормакова представляет мотивационную готовность,

как «личностное целостное образование, основанное на совокупности внутренних и внешних мотивов» [3].

Рядом ученых (Ю.В. Бессонова, О.Н. Коптяева, О.В. Ефимова и др.) мо-тивационная готовность рассматривается как совокупность мотивов субъекта с преобладанием доминирующего значения мотива в структуре мотивационной готовности [7], где строго выделенные мотивы способствуют повышению значимости соответствующего вида деятельности при определенных условиях.

Мотивационная готовность курсантов к будущей профессиональной деятельности выступает одним из основных компонентов морально-психологического состояния обучающихся, являясь устойчивым и целостным образованием субъекта образовательного процесса военного вуза.

Психологическая готовность как условие эффективности профессиональной деятельности военнослужащих является существенной предпосылкой целенаправленной деятельности, ее регуляции и устойчивости. Под психологической готовностью мы понимаем психологическое состояние, характеризующееся мобилизацией ресурсов субъекта труда на выполнение конкретной деятельности или задачи [11].

Анализ имеющихся научных подходов к задаче психологической готовности военнослужащих отражен в трудах

A.В. Барабанщикова, Л.Н. Кузнецова,

B.Н. Леонтьева и др. Мотивация к военной службе является сложным явлением, включающим социальные и социально-психологические обстоятельства и определяющим весь комплекс факторов прохождения военной службы. Успешная мотивация курсантов в период обучения в военном вузе способствует качественному освоению образовательной программы, успешному решению учебных, творческих, научных и физических задач, формированию профессионального роста, характера, ценностного отношения к выбору профессии.

ГО ш

о о о.

о

0

1

Ш ш

о О Ь "

0

1 I

о

го ш ш

к

I

го о

I

го ш

Я " а. о

^ -О а. с;

о

ф

с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о го

0

1 _0

ф го

о ^

ф о

т о

^ ф

й

^ я

о ^

ф !=

В настоящее время особую значимость у будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации приобретает формирование мотиваци-онной готовности к профессиональной деятельности. В научной литературе однозначная трактовка данного понятия отсутствует. Тем не менее, несмотря на большое количество интерпретаций понятия «мотивационная готовность», ученые сходятся во мнении, что она выступает своеобразным ориентиром профессионального поведения выпускника, является интегральной характеристикой его мотивационной сферы.

Изучив взгляды ученых на данный феномен, определяющий и координирующий всю мотивационную сферу субъекта будущей профессиональной деятельности на активность в конкретных условиях, под «мотивационной готовностью к профессиональной деятельности» мы понимаем как целостную, многокомпонентную, устойчивую систему психологических образований личности (ин-тегративное личностное образование), создающих соответствующее состояние психики и регулирующих повседневную деятельность военнослужащего, так и особое состояние мотивационной сферы самого специалиста, обеспечивающее его активность по реализации профессиональных функций выбранного типа деятельности [14].

Мотивационная готовность курсантов является значимым фактором, влияющим на успешность предстоящей профессиональной деятельности, а ее развитие следует считать актуальной задачей организации образовательного процесса в вузе, так как знание мотивов профессиональной деятельности позволяет судить об их субъективной значимости для обучающихся, позволяет организовывать работу по развитию мотивационной готовности в професси-Ц. онально желаемом направлении; работа ! по развитию у курсантов мотивацион-^ ной готовности предполагает усиление m психолого-педагогической направленно-

сти образовательного процесса, развитие их наблюдательности, активности и инициативы.

В качестве показателей мотиваци-онной готовности к профессиональной деятельности курсантов военных вузов рассматриваются сформированные внутренние мотивы (стремление к самореализации в деятельности, готовность к риску, мотивация к успеху) и внешнее проявление готовности к деятельности (успешное овладение программой обучения, стремление владеть выбранной профессией, активное участи во вне учебной деятельности).

Интеграция и обобщение научных взглядов на рассматриваемый нами феномен позволило нам принять за аксиому идею о сложности данного конструкта и выделить его структуру.

В развитии мотивационной готовности курсантов военных вузов к профессиональной деятельности, обладающей принципом системности, выделяется совокупность функционально взаимодействующих элементов, каждый из которых характеризуется рядом компонентов, составляющих структуру указанной готовности (рис. 1).

Осознанная мотивационная готовность субъекта образовательного процесса к профессиональной деятельности позволяет обучающимся самим судить о своих предпочтениях, является основой целенаправленного выбора стратегии поведения, осмысленно используемой в процессе обучения.

Побудительный компонент отражает определенность и устойчивость выбора профессии военнослужащего. Наибольшее влияние на эффективность подготовки будущего офицера и его мотиваци-онной готовности оказывает сочетание познавательной мотивации и мотивации достижения успеха, интерес к выбранной профессии. Под интересом мы понимаем эмоционально положительное отношение к будущей профессиональной деятельности, побуждающее обучающихся военных организаций к активности.

Рис. 1. Структура мотивационной готовности к профессиональной деятельности курсантов военных вузов

Интерес возникает на основе желания субъекта образовательного процесса, актуализируется в условиях освоения учебной программы военного заведения и способствует укреплению определенности в выборе профессии. Удовлетворение интереса связано не с результатом образовательной деятельности, а с процессом ее реализации. Интерес характеризуется сосредоточением познавательной активности обучающегося на самом процессе деятельности и не связан с анализом объекта деятельности. Интерес, подкрепленный личными смыслами индивида, перенаправляется с процесса деятельности на ее объект [16]. В этом случае профессиональная деятельность приобретает особую ценность, а мотива-ционная готовность переходит на следующий уровень.

Установочный компонент отражает установки курсантов военных вузов как будущих профессионалов на сознательное, активное эмоциональное принятие профессии, установки на овладение теоретическими и практическим успехами, целей по планированию и развитию своей профессиональной деятельности. Включает мотивы профессионального выбора, мотивы достижения успеха, мотивы целеполагания и самооценки, ценностно-смысловые профессиональные ориентации. Цели регулируют деятельность с точки зрения целесообразности.

Подсознательной основой формирования целей являются установки. С учетом смысловых, целевых установок, а также осознания собственного потенциала, обучающиеся выстраивают цели своей будущей профессиональной деятельности [13].

Аксиологический компонент отражает систему ценностного представления субъекта образовательного процесса о предстоящей профессиональной деятельности: основные достоинства выбранной профессии, социальные гарантии, возможный карьерной рост, решение жилищного вопроса, достойное денежное содержание и т. д. Данный компонент включает мотивы самооценки и самореализации. Ценностные представления обучающихся связаны не столько с конкретной профессиональной деятельностью, сколько с жизнедеятельностью курсанта в целом. Под ценностью мы понимаем осознанные, принятые субъектом образовательного процесса представления о должном, определяющие мотивацию и регламентирующие профессиональную деятельность посредством нравственных ориентиров [6]. Самореализация как практическое выражение реального использования собственных внутренних возможностей и способностей является проявлением того или иного компонента мотивационной готовности. Именно через согласованность интересов и спо-

ü го

CG

О

о CL

О

0

1

m ш

о о t «

0

1 I

о s J го m m

к

I

го о

I

го m

Я "

а. о

S I

S -Û

ci с;

о

ф с о го

0

1 _0

ф го

о S

ф о

т о

s ф

fc -&

^ Я

о ß-

ф !=

собностей личности с условиями и требованиями практической деятельности военнослужащего отражается полнота реализации профессиональных интересов и социальных ожиданий.

Когнитивный компонент включает знания о сущности мотивации и ее составляющих, совокупность познавательных мотивов, необходимых для освоения профессиональных знаний, понимания и нахождения способов решения профессиональных задач, а также мотив самоактуализации, а также знания, умения и навыки, осознание и самооценка которых способствует успешному началу профессиональной деятельности.

Рефлексивный компонент позволяет человеку сделать свои мысли, эмоциональные состояния, действия и отношения, себя самого предметом специального рассмотрения и практического преобразования.

Профессионально-ориентированный компонент мотивационной готовности включает умения планировать, организовывать и корректировать свою будущую деятельность; показатель профессиональной идентичности и показатели внутренней профессиональной мотивации.

Личностно-волевой компонент ориентирует обучающихся военного вуза на проявление решительности и инициативности в ходе освоения учебной программы, формирование лидерских качеств.

Подводя итог проведенному исследованию, отметим, что мотивационная готовность является важным критерием качества подготовки будущих военнослужащих войск нацио-нальной гвардии Российской Федерации, представляет собой диалектически взаимосвязан-ную систему познавательных и профессиональных мотивов, установок, определяющих направленность личности выпускника ш на осуществление профессиональной Ц. деятельности, его самоактуализацию, ! саморегуляцию, самореализацию при ^ решении внезапно возникаю-щих задач m [15]. Именно мотивационная готовность

к профессиональной деятельности станет ключевым звеном в подготовке высококвалифицированного специалиста военного дела, обеспечит ему возможность карьерного роста, принимать активное участие в жизнедеятель-ности подразделений.

Библиографический список:

1. Арефьев С.М. Готовность к военной службе как фактор кадрового обновления Вооруженных сил Российской Федерации / С. Арефьев, А. Ращупкин // Вестник Южно-Российского государственного технического университета. - 2013. - № 4. С. 131-137.

2. Большой психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: Прайм-Еврознак, 2003. -672 с.

3. Емельяненко Л.М. Формирование у студентов-медиков мотивационной готовности к профессиональной деятельности // Среднее профессиональное образование. - 2011. - № 2. С. 35-38.

4. Емельяненко Л.М. Теоретические основы формирования мотивационной готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов медицинского профиля // Вестник Брянского государственного университета. - 2011. - № 1. С. 127-131.

5. Ефремова Т.Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. - М.: Дрофа, 2000.

6. Ломакина Э.Н. Профессиональная направленность как механизм психологической готовности к профессиональной деятельности студентов // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 10. С. 63-71.

7. Максимова Н.Ю. Психолого-педагогическое обеспечение мотивацион-ной готовности студентов к профессиональной деятельности // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2014. - № 1-2. С. 37-41

8. Марчук Н.Ю. Профессиональное становление и развитие личности: про-

фессионально-личностная направленность: монография. - М., 2016. -259 с.

9. Марчук Н.Ю. Феноменологический анализ мотивационной готовности / Н.Ю. Марчук, Л.В. Карапетян // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. - Т. 6. -№ 1(18). С. 293-297.

10. Образцов П.И. Особенности формирование компетентностной модели выпускника магистратуры военного вуза в области управления материально-техническим обеспечением подразделений связи в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования 3++ / П. Образцов, В. Шумилин // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2020. - № 2. С. 224-226.

11. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведов; Российская акад. наук, Рос фонд культуры. - М.: АЗЪ, 1995. - 928 с.

12. Сагеева Е.Р. Мотивационная готовность студентов к будущей профессиональной деятельности и про-

блемы ее изучения / Е. Сагеева, О. Аникеенок // Казанский педагогический журнал. - 2011. - № 3. С. 78-83.

13. Степанова Е.Е. Мотивационная готовность курсантов военного университета к военной службе: социологический контекст // Военный академический журнал. - 2014. - № 4. С. 100-104.

14. Уварина Н.В. Аспекты креативно-прогностического управления в современном образовании / Н. Уварина, Н. Корнеева // Преподаватель XXI век. - 2020. - № 2-1. С. 11-19.

15. Чернышева Е. О мотивационной готовности курсантов к профессиональной и учебной деятельности / Е. Чернышева, М. Подъячева // XXXI Мерлинские чтения: теория, методология и практика интегрального исследования индивидуальности в современном человекознании: сб. ст. - П.: ПГГПУ, 2016. - С. 197-200.

Поступила 08.09.2021

Об авторе:

Лымарев Виталий Николаевич, доцент кафедры огневой подготовки Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации» (г. Пермь, Россия), кандидат педагогических наук, [email protected]

Для цитирования: Лымарев В.Н. Теоретические аспекты формирования мотивационной готовности к профессиональной деятельности курсантов военных вузов Росгвардии // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2021. - Т. 13. -№ 3. С. 26-34. DOI: 10.7442/2071-9620-2021-13-3-26-34

References:

1. Arefiev S.M., Rashchupkin A. Readiness for military service as a factor of personnel renewal of the Armed Forces of the Russian Federation // Vestnik Yuzhno-Rossiiskogo GosudarstvennogoTekhnicheskogo Universiteta. - 2013. - No. 4. P. 131-137. [in Russian]

2. Big psychological dictionary. Ed. V.P. Zinchenko, B.G. Meshcheryakova. - M.: Prime-Evroznak, 2003. - 672 p. [in Russian]

3. Emelianenko, L.M. Forming motivational readiness for professional work in medical students // Srednee professionalnoe obrazovanie. - 2011. - № 2. P. 35-38. [in Russian]

ü ro

CG

О

о CL

О

о х m ш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о о t "

0

1 I

о

S

J го ш ш

к

I

го о

I

го ш

Я "

Ü. о

s I

S -о а. с;

о

ф

с

о го

0

1 _0

ф го

о S

ф о

т о

s ф

fc -&

^ Я

о ß-

ф !=

4. Emelianenko L.M. Theoretical foundations of the formation of motivational readiness for professional activity of future medical specialists // Vestnik Bryanskogo Gosudarstvennogo Universita. - 2011. - No. 1. P. 127-131. [in Russian]

5. Efremova T.F. New explanatory and derivational dictionary of the Russian language. -M.: Drofa, 2000. [in Russian]

6. Lomakina, E.N. Professional orientation as a mechanism of psychological readiness for professional activity of students // Siberskii pedagogicheskii zhurnal. - 2011. - No. 10. P. 63-71. [in Russian]

7. Maksimova N.Yu. Psychological and pedagogical support of students' motivational readiness for professional work // Vestnik Nizhegogodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. - 2014. - № 1-2. P. 37-41[in Russian]

8. Marchuk N.Yu. Professional formation and development of personality: professional and personal orientation. - Moscow, 2016. - 259 p. [in Russian]

9. Marchuk N.Yu., Karapetyan L. Phenomenological analysis of motivational readiness // Azimut nauchnykh issledovanii: pedagogika i psikhologiya. - 2017. -Vol. 6. - № 1(18). P. 293-297. [in Russian]

10. Obraztsov P.I., Shumilin V. Features of the formation of a competency model of a graduate of a magistracy of a military university in the field of management of material and technical support of communication units in accordance with the requirements of the federal state educational standard of higher education 3 ++ // Uchenye zapiski Orlovskogo Gosudarstvennogo Universiteta. - 2020. - No. 2. P. 224-226. [in Russian]

11. Ozhegov S.I., Shvedov N.Yu. Explanatory dictionary of the Russian language // Russian acad. Sciences, Ros. Foundation for Culture. - M.: AZ, 1995. - 928 p. [in Russian]

12. Sageeva E.R., Anikeenok O. Motivational readiness of students for future professional activity and problems of its study // Kazanskii Pedagogicheskii Zhurnal. - 2011. - No. 3. P. 78-83.

13. Stepanova, E.E. Motivational readiness of military university cadets for military service: sociological context // Voennyi academicheskii zhurnal. - 2014. - No. 4. P. 100-104. [in Russian]

14. Uvarina N.V., Korneeva N. Aspects of creative and predictive management in modern education // Prepodavatel XXI vek. - 2020. - No. 2-1. P. 11-19. [in Russian]

15. Chernysheva E., Podyacheva M. On the motivational readiness of cadets for professional and educational activities // XXXI Merlinskie chteniya: teoriya, metodologyi practika integralnogo issledovaniya individualnosti v sovremennom chelovekoznanii. -P.: PGSPU., 2016. P. 197-200. [in Russian]

About the author:

Lymarev Vitaliy Nikolaevich, Associate Professor, Department of Fire Training, Perm Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation, Perm, Russia, Candidate of Pedagogy, [email protected]

For citation: Lymarev V.N. Theoretical aspects of formation of motivative readiness for professional activities of courses of military universities of the Rosgvardia // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2021. -Vol. 13. - No. 3. P. 26-34. DOI: 10.7442/2071-9620-2021-13-3-26-34

m

<D ü ro S _o

I

OQ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.