Научная статья на тему 'СТРУКТУРА И КОМПОНЕНТЫ РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УСПЕШНОСТИ КУРСАНТОВ И КАДЕТ ВОЕННОГО ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

СТРУКТУРА И КОМПОНЕНТЫ РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УСПЕШНОСТИ КУРСАНТОВ И КАДЕТ ВОЕННОГО ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / СПОСОБНОСТИ / МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ / СТРУКТУРА И КОМПОНЕНТЫ / ЭТАПЫ / МОТИВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пашута Валерий Лукич, Фатеева Елена Викторовна

Статья посвящена целесообразности развития креативности для повышения кругозора обучающихся Кадетского корпуса (спортивной школы) и Военного института физической культуры, необходимости формирования мотивационной готовности к будущей профессиональной деятельности школьников-спортсменов и курсантов института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пашута Валерий Лукич, Фатеева Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE AND COMPONENTS DEVELOPMENT OF CREATIVITY TO INCREASE THE SUCCESS OF TRAINERS AND CADETS OF THE MILITARY INSTITUTE OF PHYSICAL CULTURE

The article is devoted to the feasibility of developing creativity to improve the students of the Cadet Corps (sports school) and the Military Institute of Physical Culture. The need to form a motivational readiness for the future professional activities of schoolchildren-athletes and cadets of the Institute.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА И КОМПОНЕНТЫ РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УСПЕШНОСТИ КУРСАНТОВ И КАДЕТ ВОЕННОГО ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

В .Л. ПАШУТА, Е.В. ФАТЕЕВА

V.L. PASHUTA, E.V. FATEEVA

СТРУКТУРА И КОМПОНЕНТЫ

STRUCTURE AND COMPONENTS

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УСПЕШНОСТИ КУРСАНТОВ И КАДЕТ ВОЕННОГО ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

DEVELOPMENT OF CREATIVITY TO INCREASE THE SUCCESS OF TRAINERS AND CADETS OF THE MILITARY INSTITUTE OF PHYSICAL CULTURE

Сведения об авторах: Пашута Валерий Лукич - заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военного института физической культуры, доктор педагогических наук, профессор (г. Санкт-Петербург);

Фатеева Елена Викторовна - педагог-организатор первой квалификационной категории Кадетского корпуса (спортивной школы) Военного института физической культуры (г. Санкт-Петербург).

Аннотация. Статья посвящена целесообразности развития креативности для повышения кругозора обучающихся Кадетского корпуса (спортивной школы) и Военного института физической культуры, необходимости формирования мотивационной готовности к будущей профессиональной деятельности школьников-спортсменов и курсантов института.

Ключевые слова: креативность, способности, мотивационная готовность, структура и компоненты, этапы, мотив.

Information about the authors: Valery Pashuta - head of the Department of Humanities and Socio-Economic Disciplines of the Military Institute of Physical Culture, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor (St. Petersburg); Elena Fateeva - teacher-organizer of the first qualification category of the Cadet Corps (sports school) Military Institute of Physical Culture (St. Petersburg).

Summary. The article is devoted to the feasibility of developing creativity to improve the students of the Cadet Corps (sports school) and the Military Institute of Physical Culture. The need to form a motivational readiness for the future professional activities of school children-athletes and cadets of the Institute.

Keywords: creativity, abilities, motivational readiness, structure and components, stages, motive.

Развитие современного общества предъявляет высокие требования к специалистам любого профиля, в частности требования к уровню и качеству выпускников военных вузов, от которых зависят обороноспособность нашего государства, сила и мощь ВС РФ. Главной задачей Военного института физической культуры является выпуск высококлассных специалистов в области служеб-

но-прикладной физической подготовки, в задачу которых входит обеспечение необходимого уровня подготовки военнослужащих для выполнения боевых и других задач в соответствии с их предназначением. Поэтому подготовке компетентного, конкурентоспособного специалиста, эффективно применяющего свои знания, навыки и умения в профессиональной деятельности, легко адаптирующегося

к быстроизменяющимся условиям, стремящегося к постоянному совершенствованию, уделяется особое внимание.

Задачей Кадетского корпуса (спортивной школы) является подготовка выпускников к дальнейшему осознанному поступлению в Военный институт физической культуры и дальнейшему успешному освоению будущей специальности как в стенах института, так

и в процессе дальнейшей деятельности.

На современном этапе модернизации как средней, так и высшей школы особое внимание уделяется совершенствованию учебно-воспитательного процесса, при котором обучающиеся (кадеты и курсанты) вовлечены в активную учебно-познавательную деятельность, способствующую их личностному развитию и самообразованию. Это особенно актуально в образовательном учреждении, где учебно-спортивная деятельность является стержневой составляющей образовательного процесса.

Система физического воспитания - это исторически сложившаяся социальная практика совершенствования физической природы человека. При соответствующей организации эта система может стать фактором, определяющим потребности личности во всестороннем и гармоничном её развитии. «Всестороннее» и «гармоническое» развитие - понятия не отделимые друг от друга, но и не тождественные, а именно, в первом случае мы определяем «что» развивается, во-втором - «как» развиваются те или иные способности и в каком соотношении.

В психолого-педагогической литературе проблема всестороннего и гармонического развития личности рассматривается с разных сторон и позиций. На основе общего гармоничного развития лежит мышление учащихся, которое, в свою очередь, способствует формированию приёмов умственной деятельности. С другой стороны, рациональные приёмы умственной деятельности предполагают возникновение и развитие тактических и стратегических способов мышления, умение правильно и креативно мыслить, то есть создаются основы общего интеллектуального развития. Важно, когда знания, которые создают основу развития мышления, систематизированные и приобретаются с интересом, с увлечением, с творческим подходом.

Именно интерес является самым эффективным фактором, который активизирует процесс мышления, а познавательный интерес - это условие, являющееся лучшей мотивацией к учебной деятельности.

Креативность - один из главных компонентов психической деятельности человека. В общественной жизни, в разных социально значимых сферах этому компоненту отводится одна из первостепенных ролей, так как делает человека способным принимать и создавать принципиально новые решения, достигать цели, находить выход порой из тупиковой ситуации, а также использовать обстановку, предметы и обстоятельства самым необычным способом или образом. Ряд учёных указывают на различия между творчеством и креативностью, но все-таки определяют качества креативной (творческой) личности так: видеть то, что не видят другие, воспринимать информацию под другим углом зрения, повышенная чувствительность к проблемам, к дефициту и противоречивости знаний, а также умение действовать по определению этих проблем, искать их решения на основе выдвинутых гипотез, формулировать результаты. Мышление креативного человека становится продуктивным и прагматичным. В спортивной сфере креативность ещё характеризуется как духовно-практическая деятельность, которая ведёт личность к высоким спортивным результатам и до-

стижениям. Она же стимулирует развитие физических и духовных качеств участников спортивной деятельности.

Методы исследования, теоретический анализ и обобщения. Уровень овладения основами будущей специальности зависит от таких категорий, как интерес, мотив, установка, способности. Например, от силы мотива и его полярности зависят конкретная деятельность, её законченность и результат. Мотивом возможно управлять, возможно его корректировать, а в некоторых случаях это даже необходимо. Такая пластичность мотива даёт возможность всему педагогическому коллективу оказывать помощь обучающимся в адаптации и профессиональном самоопределении.

Нами было проведено анкетирование среди 3-го, 4-го и 5-го наборов и проведены беседы с первым и вторым набором школы (первый и второй набор являются курсантами ВИФК). Вопрос: «В какой вуз вы планируете поступать после выпуска из КК (СШ) и почему?» был основным.

В процессе беседы с курсантами - выпускниками КК (СШ) выяснилось, что 80% поступивших выбрали ВИФК: «потому что стану военным и смогу продолжать заниматься спортом»; 15% респондентов ответили: «А куда ещё, если я спортсмен?»; для 5% - институт стал «запасным аэродромом». Куда более интересные ответы были у третьего, четвёртого и пятого набора: 10 % -«нравится профессия "специалист

в области ФКиС"», 5% - «спорт всю жизнь». 10% мечтают «достигнуть высоких результатов в учёбе и спорте и только в ВИФК это можно реализовать», несколько процентов - «престижная профессия», «уважение в обществе», «перспектива хорошая», «пример тренера - мой тренер закончил ВИФК» - в сумме 8%, но остальные 67% - тот же вариант ответа - «потому что стану военным и смогу продолжать заниматься спортом».

У небольшого процента респондентов явно прослеживается отсутствие готовности к преподавательским и организаторским функциям специалиста в области физической культуры и спорта. Более того, преподавательская деятельность их пугает. Здесь мы наблюдаем недопонимание сущности и функционала этой специальности, неразвитость необходимых для профессии личностных качеств, отсутствие необходимого уровня притязаний и самооценки в своей деятельности. Такие же проблемы присутствуют и у курсантов первых курсов.

Противоречие заключается в том, что поступают в ВИФК и КК(СШ) спортсмены, а становятся они специалистами в области слу-жебно-прикладной физической подготовки, то есть преподавателями.

Поэтому мы пришли к выводу, что уже на этапе обучения в КК(СШ) и в самом институте в процессе учебных, воспитательных (военно-политических) и спортивных мероприятий необходимо формировать мотивационную готовность к будущей профессиональной деятельности и, в первую очередь, креативную личность. Это необходимо ещё и потому, что с первого дня обучения обучающиеся попадают в совершенно новую атмосферу интеллектуальных, эмоциональных, физических и психических нагрузок. То есть, начинается адаптация в новых условиях, но может произойти и дезадаптация, которая может привести к изменению первоначальных моти-

вов, их характера и силы. В результате чего мотивы, направленные на содержание учебной и освоение новых видов деятельности, ослабнут, а вместо них появятся мотивы приспособления и выживания в новых условиях. Даже самая устойчивая внутренняя позиция будет разрушена или замрёт на начальной стадии, если реальная система подготовки воспитанника корпуса и курсанта института будет бездействовать, функция которой - помочь адаптироваться обучающемуся, активизировать его деятельность на развитие и саморазвитие и создать все необходимые для этого условия, чтобы первый интерес к нововведениям должен перерасти к смыслу, содержанию тех видов деятельности, которые культивируются в ВИФКе.

В процессе обучения кадетов и курсантов института для формирования мотивационной готовности к будущей профессиональной деятельности мы должны:

- раскрыть сущность и социальную значимость профессии «специалист в области служеб-но-прикладной физической подготовки»;

- показать престижность профессии;

- сформировать мотивы на овладение профессии;

- создать психолого-педагогические условия для формирования у обучающихся креативности - залога успешности развития необходимых в профессии специальных и личностных качеств.

Для нас результат формирования мотивационной готовности к профессиональной деятельности напрямую зависит от уровня развития креативных способностей и будет определяться следующими показателями: ярко выраженный интерес к профессии и понимание её сути; постановка обучающимися конкретных целей и успешное их достижение; чёткое понимание содержания деятельности; высокая познавательная мотивация; готовность к будущей деятельно-

сти; целенаправленное развитие навыков и умений, востребованных будущей специальностью; уверенность в высокой результативности своих профессиональных действий; умение оценивать свои действия и поступки, анализировать их; ярко выраженное стремление к личностному и профессиональному саморазвитию и самореализации.

Развитие креативности возможно как с помощью точечных, узконаправленных мероприятий,так и мероприятий широкого охвата, таких, как проектная и исследовательская деятельность, благодаря которым станет возможным получение эмоционального удовлетворения как от результата деятельности, так и самого процесса, то есть успешности. Ведь успешность, с социально-психологической точки зрения, - это оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, самой личности и результатами её деятельности. Для нас прогнозируемый результат, продуманный и спланированный является главным показателем успешности наших воспитанников и курсантов в любой сфере деятельности, включая спортивную. Отечественные и зарубежные психологи-практики «успешность» рассматривали как способность и умение достигать успеха, поэтому главной целью введения нами проектной и исследовательской деятельности в образовательный процесс стали активизация этих способностей и развитие соответствующих умений.

Также развитие креативности и соответственно достижение успешности в условиях школы и института возможны только при полном взаимодействии учебной, воспитательной (военно-политической) и спортивной составляющих, где каждая из составляющих создаст для этого благоприятные условия. В такой взаимосвязи уже сам процесс формирования опосредованно будет способствовать повышению уровня освоения основной образовательной программы,

программ дополнительного образования и спортивных результатов. Изолированное воздействие отдельной составляющей на кадета или курсанта должного эффекта не даст.

При реализации наших задач особенно важно учитывать и брать на вооружение индивидуально-психологические особенности кадет и курсантов-спортсменов. Потому что только при правильном их использовании и распределении процесс развития и формирования будет проходить гораздо успешнее. Например, зная об отсутствии у обучающихся школы и института организаторских навыков, навыков публичного выступления, мы должны вовлекать их в мероприятия, которые будут им интересны, чтобы:

- развить навыки публичного выступления;

- повысить познавательную активность;

- активизировать креативное мышление;

- развить организаторские навыки;

- скорректировать некоторые психические свойства и качества;

- развить некоторые познавательные процессы;

- расширить кругозор;

- обогатить духовный мир будущего курсанта и офицера;

- формировать навыки индивидуального и коллективного творчества и т.д.

При отсутствии некоторых способностей следует подбирать задания, которые шаг за шагом будут развивать то, что ещё не развито и не сформировано. Спортивный азарт, лидерские качества помогут вовлечь максимальное количество обучающихся в отличные от спорта виды деятельности. Поэтому работа должна иметь состязательную направленность на начальном этапе. Немаловажная роль в этой внешней системе отводится командирам и воспитателям, которые должны стать главными вдохновителями своих подчинённых в любом их начинании. Каждое мероприятие должно быть нацелено на решение

конкретных задач и достижение определённых результатов, которые будут определены повышением самооценки, уровня притязаний воспитанников, высокой познавательной мотивацией, креативностью, а значит успешностью как в формировании мотивационной готовности к будущей профессиональной деятельности, так и в других жизненных ситуациях. Креативные способности не развиваются в стихийных условиях, а требуют специально организованного процесса, механизма его реализации, создания педагогических условий для самовыражения в творческой деятельности. Развивая креативность, преподаватели, тренеры получают возможность вызывать к жизни творческую деятельность обучаемых и управлять ею, с последующим усложнением творческих задач, тем самым развивать и другие скрытые творческие навыки, расширяя возможности обучаемых в различных видах деятельности, в том числе и профессиональной.

Требования к образовательному процессу в высшей школе и информация о тех трудностях, с которыми сталкиваются кадеты школы при изучении основной образовательной программы, дают нам подсказки, которые мы должны учитывать при формировании рабочих программ, тематических планов, методического обеспечения

в системе образования. Благодаря этому мы сможем как компенсировать пробелы в знаниях, так и расширить их. Требования, которые мы должны предъявить к образовательному процессу, следующие: концептуальность, операционность, проблемность, рефлексивность. Эта совокупность даёт возможность формировать познавательную самостоятельность школьников и курсантов-спортсменов, развивать логическое, критическое, рациональное, креативное мышление, а также умение анализировать, синтезировать, абстрагировать. Также учебные предметы и дисциплины всего образовательного процесса становятся совокупностью стратегий будущей профессиональной деятельности. Полученные знания становятся базисом в структуре изучаемых объектов в дальнейшем обучении, и, главное, идёт побуждение обучающихся к осмыслению собственных поступков и действий во всех видах деятельности.

Результаты проектной и исследовательской деятельности могут быть применимы абсолютно во всех сферах образовательной и воспитательной (военно-политической) деятельности. Создание проекта и проведение исследования влекут за собой: использование компьютерных технологий, изучение нового материала и использование старого, создание нового на базе

старого, планирование индивидуальной и коллективной работы, продумывание областей применения готового продукта. Причём сам творческий процесс создания проекта является хорошей основой для превращения полученных знаний в умения и навыки, а также процессом адаптирования будущего продукта для целевой аудитории.

Появилась потребность, беря в основу специфику ВИФК, в создании мультимедийных аудио- и видеопособий, которые станут хорошим подспорьем в индивидуальном обучении кадетов и курсантов, убывающих на сборы и соревнования. Одним из важных векторов проектной деятельности считаем создание историко-па-триотического медийного блока, который значительно расширяет знания, корректирует мировоззрение обучающихся и формирует их личностные качества. Далее, на что стоит обратить внимание, - это сложность восприятия, осознания и понимания современной терминологии и частого её использования в современных учебниках и пособиях. Отсутствие понимания сути некоторых понятий - это полное или частичное искажение образа чего-либо и, как следствие, отсутствие длительного запоминания. При проектировании и создании медийного пособия для себя самих становится возможным использование доступного языка изложения информации. Самостоятельный выбор акцентов важности в том или ином вопросе. Подчас приоритеты и акценты сложности при подготовке материала расставляются в учебно-методических пособиях и учебниках для общей массы обучающихся без учёта специфики образовательной организации. Поэтому только тандем школьника-спортсмена и педагога, работающего в данной (спортивной) сфере, может создать удобное, доступное, понятное пособие, которое заметно повысит качество восприятия и усвоения необходимой информации.

Хотелось бы выделить три проблемы, которые можно решить в процессе создания проекта любого направления, любой сложности, где сам процесс создания является креативным, ведёт к креативному результату и направлен на развитие креативных способностей и мышления:

1) работа с источниками информации (проверка информации на достоверность, изложение полученных разными средствами и методами данных на бумаге, правильное их оформление);

2) работа в команде (отсутствует навык планирования и правильного распределения ролей в коллективе для достижения эффективного результата на выходе);

3) умение формулировать вопросы (обозначение трудностей и их конкретика в различных сферах деятельности).

Помимо решения основных проблем средством создания проектов стоит уделить внимание ещё на один важный момент. Не весь материал интересен и важен для обучающихся по разным причинам. Назовём некоторые из них: отсутствие потребности, отсутствие понимания необходимости в этих знаниях, столкновение с трудностями, связанными с изучением предмета, личностный фактор. Создание проекта - это и интересный процесс, и конечный креативный

результат, который нацелит обучающихся на дальнейшее постижение мира знаний.

Спортивно-воинский коллектив - это сложный механизм, который состоит в большей степени из спортсменов-индивидуалов. В коллективной работе звенья (элементы, части, этапы) проекта могут иметь «последовательное» соединение и «параллельное». Причём каждое соединение обладает определённой сложностью. Поэтому особое внимание стоит уделить планированию совместной деятельности, распределению ролей и контролю за качественным выполнением каждого пункта плана. Для того чтобы добиться максимума, следует убедить творческую бригаду, что каждый её участник -самоценен априори, что его вклад в общий высокий результат сравним с хорошим фундаментом, без которого не будет стоять дом. Но не стоит забывать, что «кирпичики» (вклад каждого) должны быть сделаны из одинакового высококлассного материала, иначе со временем «домик» (проект, творческий результат, любая работа по достижении цели) рухнет или перекосится. Поэтому, развивая креативность через коллективную деятельность над проектом и исследованием, где от вклада каждого зависит целая боевая единица, качество выполнения боевого или

учебно-тренировочного задания будет хорошим инструментом по сплочению спортивно-воинского коллектива.

Сбор, выбраковка информации особенно актуальны в современном мире, полном противоречий, политических интриг, где информационная война гораздо страшнее и действеннее войны летальной. Поэтому на сегодняшний день особое внимание, особенно в Вооружённых Силах, уделяется качеству информации, умению выбраковывать так называемую «жёлтую» информацию, умению проверять и работать только с достоверными источниками, использовать социальные сети во благо, а не во вред. Поиск информации связан с определёнными трудностями, начиная с верификации источников, заканчивая правильной постановкой вопросов и полезностью информации. Умение управлять информацией, её использовать в различных сферах деятельности, добывать её, на базе старых знаний искать и развивать новые -это и есть креативность.

Таким образом, определились необходимость и возможность создания педагогических условий по развитию креативности для повышения успешности обучающихся, как одному из условий формирования мотивационной готовности к будущей профессиональной деятельности. Включение обучающихся нашего института в работу

по созданию проектов и проведению исследований вернёт утраченный интерес к познавательной деятельности в различных областях знаний, будет способствовать развитию необходимых в любой сфере деятельности социально-психологических качеств (творческое мышление, интуиция, эмоциональность, эмпатия, любознательность, оригинальность, воображение), выявлению, активизации задатков, формированию на их базе креативных способностей, крайне необходимых для полноценной успешной учебной, спортивной, профессиональной и повседневной деятельности.

Отдельно стоит отметить, что большое количество именно творческих мероприятий отдела культуры МО РФ, ГУК МО РФ направлено на сплочение воинских коллективов, на развитие умений и формирование навыков принимать мгновенные решения в экстренных ситуациях, прививают кадетам и курсантам качества, необходимые гражданину, военнослужащему, патриоту.

Выводы. Выбор будущей профессии не должен быть случайным. «Случайные» люди не способны стать профессионалами в своей области. Более того, в некоторых сферах они даже опасны - они способны нести угрозу обществу, стать причиной катастроф, снижения уровня безопасности, совершать фатальные ошибки. Специали-

сты, отвечающие за жизнь, здоровье (духовное, нравственное, физическое), безопасность нашего общества, должны быть высокопрофессиональны, компетентны, готовыми к постоянному самообразованию, самовоспитанию, самосовершенствованию, развитию своей профессиональной деятельности. Это возможно только тогда, когда выбор производится осознанно, с полным пониманием содержания и особенностей профессии, когда кадет, курсант в процессе обучения формирует в себе стремление к полному освоению основ своей будущей профессиональной деятельности с помощью педагогов и самостоятельно.

Творчество, в мировом смысле этого слова, занимает огромную роль в истории всего человечества, а процесс творчества можно считать той движущей силой, которая определяет развитие человечества. Развитие ведёт к успешности. Успешность в освоении, а в дальнейшем и в самой профессиональной деятельности - гарант высокого качества специалиста, а значит, и его продукта.

Исходя из вышеизложенного, определив важность и целесообразность развития креативности, следует подчеркнуть необходимость создания необходимых для этого психолого-педагогических условий. "Ф"

ЛИТЕРАТУРА

1. Агеев, БА Мотивационная готовность молодых офицеров к военной службе: автореферат дис. канд. псих. наук. - М., 1994. 25 с.

2. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды. - М., 1990. 367 с.

3. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов-на-Дону, 1983. 287 с.

4. Валентинова, Н.Г. Проблемы всестороннего развития личности спортсмена. - М.: ГЦОЛИФК, 1980. 150 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.