ривающей переход от авторитарной системы отношений к системе нравственных гуманистических отношений, целесообразно говорить о формировании мотива нравственного долженствования (когда человек сам говорит себе “я должен” без понуждения извне). Следовательно, в качестве следующего условия формирования мотивационного компонента профессионального становления будущего офицера можно выделить внедрение системы педагогического влияния на процесс формирования мотива нравственного долженствования. Система педагогического влияния на процесс формирования мотива нравственного долженствования включает следующие направления: формирование мировоззрения долженствования, формирование чувства долженствования, формирование когнитивной составляющей воли [3].
Таким образом, успешное формирование мотивационного компонента профессионального становления будущих офицеров в реалиях гуманизации военного образования будет обеспечено реализацией таких педагогических условий, как осознание курсантами цели профессиональной подготовки; внедрение системы психоло-го-педагогического сопровождения профессионального становления курсантов,
обеспечивающей приоритет гуманистической направленности обучения и воспитания; практико-ориентированный характер обучения; развитие интереса к профессии; внедрение системы педагогического влияния на процесс формирования мотива нравственного долженствования.
Литература
1. Зайцева Н.В. Развитие творческого потенциала учащихся школы-интерната: Автореф. ... канд. пед. наук. Саратов, 2001.
2. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. М., 2003.
3. Коломыцев Ю.Н. Формирование мотива нравственного долженствования курсанта в реалиях гуманизации военного образования: Автореф. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2006.
4. Крюкова Т.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя в процессе педагогической практики: Автореф. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2004.
5. Поваренков Ю.Л. Психологическое содержание профессионального становления человека. М., 2002.
6. Тарасов В.Н. Педагогические условия формирования познавательной мотивации учащихся старших классов: Автореф. ... канд. пед. наук. Шуя, 2001.
ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ КУРСАНТОВ В ВЫСШЕМ ВОЕННОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
Зацепилова Л.А.
До начала 90-х годов XX века в подготовке военных специалистов преобладал функциональный подход, тором акцент в профессиональном обучении делался на узкую военно-специальную подготовку в ущерб общему культурному развитию. Подобный подход приводил к формированию адаптивного типа мышления, для которого характерно применение стандартных алгоритмов деятельности, что ограничивает развитие творчества репродуктивным уровнем [1].
Современная ситуация, сложившаяся в высшей школе, предполагает ориентацию обучаемых не только на овладение специальностью, но и на достижение максимальной готовности к возможным нестандартным ситуациям, в которых необходимо проявить свои профессиональные способности. Одной из тенденций современного высшего образования является его гуманизация, подразумевающая наиболее полное раскрытие творческого потенциала личности.
© Зацепилова Л.А., 2010
Из сказанного очевидно, что креативность, как для современной науки, так и в процессе обучения обладает особой значимостью в случае, если оно направлено на развитие человека, раскрытие его индивидуальных и универсальных возможностей.
Рассматривая творчество в качестве одного из видов деятельности, В.Н. Дружинин определял креативность как интегративное качество личности, которое обеспечивает продуктивные преобразования в деятельности, позволяя удовлетворить потребность в исследовательской активности [2]. Дж. Гилфорд выделил шесть параметров креативности:
• способность к обнаружению и постановке проблемы;
• способность к генерированию идей;
способность к продуцированию идей -
гибкость;
• способность нестандартно отвечать на раздражители - оригинальность;
• способность к усовершенствованию путем добавления деталей;
• способность разрешать идеи, то есть способность к анализу и синтезу [3].
К аспектам креативности военного специалиста мы можем также отнести способность абстрагирования от прежнего опыта и устоявшихся традиций, умение находить эффективные решения в нестандартных ситуациях.
Чтобы она сложилась как глубинное (личностное), а не только поведенческое (ситуативное) свойство, ее формирование должно происходить под влиянием условий среды. Креативность является свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. Первичная же креативность рассматривается как общая творческая способность, неспециализированная по отношению определенной области человеческой жизнедеятельности [2].
Важнейшей функцией военного вуза является развитие культуры мышления курсантов в процессе обучения, что предполагает совершенствование таких качеств, как сверхчувствительность к проблемам (способность видеть проблему там, где ее не видят другие), склонность к задачам дивергентного характера (разнообразные по предметной направленности, творческие задачи), оригинальность и гиб-
кость мышления, легкость генерирования идей (продуктивность мышления), легкость ассоциирования, способность к прогнозированию и высокая концентрация внимания. Развитие культуры мышления обучаемого предполагает, таким образом, целенаправленное развитие его креативности.
Проблема развития мышления в процессе творческой учебной деятельности, основанной на способности выходить за пределы заданной ситуации, выступает ведущей в работах Д.Б. Богоявленского, A.B. Брушлинского, И.А. Зимней, А.М. Ма-тюшкина, Я.А. Пономарева, B.C. Юркевич, И.С. Якиманской и других.
Стремясь в образовательном процессе к формированию креативной личности, педагоги выходили на уровень креативной педагогики, которая является системой интеллектуального и психологического развития, формирующей у личности устойчивые компоненты творческого стиля мышления.
B основе креативной педагогики лежат эвристические методы обучения и поисковая деятельность учащихся. При этом объектами поисковой познавательной деятельности в эвристическом обучении являются не только проблемы и задачи, но и сами учащиеся, их индивидуальный личностный потенциал, креативные, когнитивные, рефлексивные процедуры.
Креативная педагогика охватывает все уровни обучения и может быть применена в образовательных учреждениях различного типа, однако недостаточно разработана в условиях военного образования. Несмотря на то, что в высшем военном учебном заведении приоритетна цель развития системного мышления и творческих способностей, современная методика работы педагогов не рассматривает в качестве продукта учебного процесса навыки нестандартного креативного мышления.
Мы рассматриваем педагогический процесс получения знаний, необходимых для освоения военной специальности, базирующийся на объективной необходимости развития креативности в рамках обучения гуманитарным дисциплинам в военном вузе технической направленности. Это обусловлено общей направленностью современного образования на гу-
манизацию учебного процесса и тем, что гуманитарные дисциплины способствуют развитию творческого мышления курсанта, а преподаватели, работающие по этим дисциплинам, часто видят свою цель в развитии креативных характеристик личности.
Гуманизация образования означает создание такой образовательной социальной системы, которая отвечает гуманистическим ценностям и идеалам [4]. Данный процесс представляет собой целенаправленное формирование не только знаний, умений и навыков профессиональной направленности, но и формирование мировоззренческой культуры, расширение духовного мира, основываясь на общечеловеческих нравственных ценностях.
Среди гуманистических тенденций функционирования и развития системы образования можно выделить главную -ориентацию на развитие личности. Чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие обучаемого, тем более свободным и творческим он будет становиться. Таким образом, гуманизация образования связана с приобщением личности к богатству гуманитарной культуры в рамках учебного процесса. Она направлена на преодоление одномерности личности, ее частичности (партикулярности), задаваемой профессиональной специализацией[4].
В связи с этим нам кажется справедливым рассмотрение целенаправленного процесса совершенствования, как в организационном, так и в содержательном плане, процесса преподавания блока гуманитарных дисциплин.
На основе данных положений мы выделяем в качестве основных направлений гуманизации следующие:
• создание образа современного офицера, представляющего совокупность качеств, отражающих гражданскую позицию, уровень культурного и интеллектуального развития, а так же отражающий качества квалифицированного специалиста;
• опора учебно-воспитательного процесса на гуманистическую основу;
• осуществление гуманистического воспитания.
Процесс гуманизации системы военного образования сопровождается рядом проблемных моментов, к которым можно
отнести излишнюю специализацию обучения, что приводит к узости мышления обучаемых; недостаточное развитие общей культуры курсантов, что влечет за собой недостаточное формирование общечеловеческих и гуманистических ценностей; неспособность выпускников, получивших высшее образование, с достаточной эффективностью ориентироваться в обществе, прогнозировать развитие ситуации, а так же выполнять свои профессиональные обязанности.
Все это обуславливает необходимость изменения и перестройки системы военного образования, в том числе обновления методологии и технологии обучения, активизации процесса саморазвития вуза. Источниками такого развития может явиться следующее:
• активизация творческой деятельности профессорско-преподавательского состава и руководства вуза, что составляет созидание, освоение и использование педагогических новшеств;
• гуманизация содержания военного образования и выделение на особое место развития личностных качеств личности военного профессионала;
• создание условий для успешной разработки и применения педагогических инновации, направленных на развитие качеств личности военного профессионала.
Развитие креативности как качества военного профессионала возможно при использовании этих источников. Деятельность преподавателя и руководства вуза можно рассматривать как комплексный, целенаправленный процесс создания, распространения и использования педагогических инноваций, целью этого является удовлетворение социального заказа общества и развитие личностного потенциала учащихся [5].
Современная система преподавания предполагает использование методов обучения, в которых учащиеся занимают активную позицию по “добыванию” знаний и участвуют в ходе занятия, тем самым система обучения предполагает развитие креативного мышления и способности к самостоятельности принятия решения.
Таким образом, развитие креативности курсанта во время обучения в военном вузе создает базу для профессиональной самостоятельности в последующем.
Литература
1. Шибалова Ю.В. Формирование самостоятельности как профессионально важного качества личности // Проблемы развития личности курсанта: Материалы Все-россйской научно-практической конференции / Отв. ред. С.Д. Некрасов. Краснодар, 2007. С. 78 - 80.
2. Дружинин В.Н., Хазратова Н.В. Экспериментальное исследование формирующего влияния микросреды на креатив-
ность // Психологический журнал. 1994. № 4.
3. Guilford J. P. Measurement of creativity. Exploration in creativity. N.Y, 1967.
4. КравецA.C. Гуманизация и гуманитаризация высшего образования (http://www. rciabc.vsu.ru/irex/pubs/kravets2.htm).
5. Иванов B.C., ЛатевЛ.Г. Организационно-педагогические основы эффективного управления системой военного образования в РВСН: Монография. М., 2000.
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБОРОННОСПОРТИВНОГО ЛАГЕРЯ
Максимов М. Ф.
На протяжении многих лет военнопатриотическое воспитание молодежи рассматривалось как одно из направлений укрепления обороноспособности страны. Курс на разоружение, принятый после распада СССР, привел к исключению начальной военной подготовки из обязательной учебной программы и сопровождался постепенной потерей статуса вооруженных сил в российском обществе, а также ослаблением морально-психологического состояния военнослужащих. Тем не менее, в последнее десятилетие работа по военно-патриотическому воспитанию молодежи приобретает все большую значимость. Это обусловлено двумя первоочередными задачами: во-первых, необходимо воспитать поколение, готовое встать на защиту Родины в минуту опасности, а во-вторых, вернуть былой престиж воинского долга и армейской службы [1; 3]. Неслучайно в Государственной Думе неоднократно, начиная с 2003 года, поднимался вопрос о переводе в системе образования начальной военной подготовки с факультативной на обязательную основу. Хотя эта проблема остается нерешенной, существует ряд мероприятий, позволяющих подросткам соприкоснуться с военным делом. Одной из наиболее эффективных форм подготовки к службе в армии являются оборонно-спортивные лагеря, число кото© Максимов М.Ф., 2010
рых ежегодно растет. Ведь именно здесь “юнармейцы” могут получить опыт армейской службы и укрепить свое здоровье ежедневными пробежками, ночными вылазками разведчиков и военно-патриотическими играми [2].
В программу лагеря входит широкий спектр мероприятий. Это модель военной службы с теоретическими и практическими занятиями по огневой и тактической подготовке, овладению приемами рукопашного боя, военно-спортивные марш-броски, походы, начальная альпинистская подготовка, а также творческие конкурсы и спортивные мероприятия.
Лагерь является внешкольным учреждением, входящим в подсистему дополнительного образования детей, деятельность которого может удовлетворить самые разносторонние интересы детей и подростков. Специфика круглогодичного оборонно-спортивного лагеря определяется созданием специальной воспитательной среды с использованием историко-культурных традиций и созданием условий для приобретения и закрепления практических навыков в условиях, приближенных к армейским, что способствует формированию у подростков гражданско-патриотических чувств; возможностью получения знаний в области нравственной, правовой и политической культу-