Евсеева Л.В.
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ГУМАНИЗАЦИИ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Глобальный кризис конца XX - начала XXI в. обусловлен динамичным переходом от техногенной к антропоцентричной мировоззренческой парадигме, сущностная характеристика которой указывает на определенный уровень человеческого измерения. Конечная цель антропогенной цивилизации состоит в достижении благополучия человека как «меры цивилизационной культуры и его счастья, как высшего критерия прогресса общества» [6, с. 34]. Все это является предпосылочной базой для изменения способа восприятия человеческой сущности. Современное человековедение указывает на полицентрическую сущность индивида.: био-социо-духовную (трансцендентную). Данный факт принуждает систему воспитания и образования акцентировать внимание на латентных возможностях человеческой души и тела, на формировании личности человека как специалиста, креативного, активного, многогранного, самобытного субъекта.
Прогрессивные темпы роста современной цивилизации перед обществом ставят задачу радикального и тщательно продуманного изменения образовательного процесса, который является определяющим компонентом как культурного, так и социального совершенствования личности. В соответствии с современной ситуацией отечественная вузовская система нуждается в решении проблемы модернизации высшего образования. По мнению автора, она должна гармонично сочетать в себе традиции академической и фундаментальной направленности воспитания и подготовки квалифицированных кадров посредством приобщения как к анналам духовной культуры, так и новейшим информационным и педагогическим технологиям. Все высшие учебные заведения страны за последние несколько лет претерпели масштабные преобразования. Это связано с обновлением воспитательно-образовательной системы и с активным использованием педагогических инноваций (модифицирующих, улучшающих, прорывных, интегрирующих нововведений).
Данные тенденции в полной мере применимы к образовательному процессу в военных вузах. Модернизация и радикальная трансформация образовательного процесса высшей военной школы в настоящий момент является основополагающей стратегией общенационального развития в России. Таким образом, на основе передовых педагогических методик и технологий формируется культура военного профессионала гуманистической направленности, способных к творческим и неординарным решениям.
Перспективы личностного становления специалиста-выпускника высшей школы соотносятся с необходимостью в осмыслении предъявляемого временем государственного и социального заказа. Он должен понимать, что уровень его культуры и интеллекта, конкурентоспособность и компетентность являются показателем успешности его профессиональной карьеры, а, следовательно, и возможности личностной самореализации. «Необходимость научного анализа гуманитаризации военного образования диктуется той глубочайшей кризисной ситуацией, которая сложилась в России в начале XXI в., в том числе и в армии. Усиливающиеся в обществе социальное неравенство и напряженность, отсутствие государственных идеологических ориентиров, с одной стороны, а также аккумуляция и обострение жизненных проблем самих военнослужащих, необходимость участия в вооруженных конфликтах - с другой, ведут к отчуждению армии от общества. Военная реформа на современном этапе не достигла своей цели, престиж военной службы снижается, что негативно отражается на социальной стабильности всего общества. Поэтому так важно прививать обучаемым навыки практической гуманитарной деятельности, компенсировать недостаток социокультурных паттернов» [3, с. 20]. Таким образом, российская образовательная система высшей школы несет ответственность за формирование субъектно-сти будущего специалиста в соответствии с законами гуманизма.
Отечественная система высшего образования в настоящее время находится в состоянии поиска инновационных воспитательно-образовательных методик, позволяющих развивать характеристики личности, раскрывающие потенциал творческой индивидуальности, степень разносторонней мотивации, уровень духовного развития. Набор ценностей человека определяет его гуманистическую содержательную часть и служит культурно-экспертной оценкой его личностной целостности. Гуманистические потребности личности определяют его базовые ценности, а современная психология и педагогика рассматривают их в качестве план-карты, матрицы развития личности, которая может наслаиваться, конкре-
тизироваться и расширяться под воздействием процесса обучения, самообразования и воспитания. Базисной частью процесса формирования личностных качеств молодого специалиста служит его система аксиологических установок, ценностных ориентаций, а «стадиальные изменения в этой системе - важнейший показатель качества зрелости возрастного развития личности» [1, с. 90].
Следует отметить, что XXI век связан с техногенным развитием цивилизации, определяющий интенсивное развитие материальной культуры, и доминирование искусственной среды существенно меняет содержание и структуру ценностных предпочтений, ориентаций и личностных установок. Вместе с тем наблюдается и одновременное снижение интереса молодого поколения к движению в сторону самовоспитания и саморазвития.
В качестве идеологической основы системы воспитания и формирования военных специалистов необходимо настойчиво внедрять тенденции гуманизации и гуманитаризации образования. Прежде всего следует акцентировать внимание на улучшение качества гуманитаризации процесса образования. Образовательный процесс, опирающийся на гуманитарную составляющую, формирует ценностные ориентации, научное мировоззрение и жизненную позицию курсантов, а также помогает их нравственно-моральному становлению и творческому развитию. Гуманизм представляет собой совокупность таких ценностных ориентаций общества, приоритетами которых является признание человека высшей ценностью и которые утверждают незыблемую значимость отдельной личности и человеческого бытия в целом. Категория «гуманитарный» (проникнутый заботой о человеке) подразумевает не только совокупность знаний в периметре гуманитарных наук, но и особенное состояние ума, особенную умонастроенность. Гуманитарное образование молодых офицеров содействует гуманизации всей военной службы и ведет за собой повышение эффективности в рамках военносоциального управления, обращение командиров к интересам, потребностям и нуждам подчиненного личного состава, изменение организационной военной культуры и усиление внимания к антропологическому фактору.
Гуманизация образования в военных вузах, являясь основополагающей в социально-педагогическом процессе, утверждает полисубъектную сущность постиндустриального образовательного процесса. Квинтэссенцией военного образования в данном контексте является развитие личности, активизация ее когнитивного, деятельностного, а также духовного потенциала.
Важным инструментарием, а также средством гуманизации военного образования служит его гуманитаризация, в рамках реализации которого доминируют требования:
- расширить теоретическую часть образовательного процесса за счет антропологических дисциплин (философской антропологии, культурной антропологии, социальной антропологии, психологической антропологии, политической антропологии), а также выявить гуманитарную часть в пространстве изучаемых военных профессиональных предметов (достигается в процессе разработки и формирования учебного плана, определении содержания учебных дисциплин);
- улучшить изложение гуманитарных предметов, преодолев сциентический подход (преподавание литературы не должно превращаться в литературоведение);
- конкретизировать методологическую и инструментальную базу преподавания, которая обеспечит формирование ценностных ориентаций и расширение духовных потребностей курсанта (например, увеличение лекционных часов на преподавание философии, культурологии, этики, эстетики, психологии, политологии, аксиологии, истории религии).
Задачу гуманизации преподавания негуманитарных дисциплин необходимо решить путем выделения и акцентирования в каждом предмете частей, которые структурно являются слагаемыми общечеловеческой культуры. Таким образом, любой отдельно взятый учебный курс способен реализовывать функцию формирования креативных возможностей курсанта, аксиологических, гуманистических ориентаций, духовной сферы.
Гуманистическая ориентация позволяет преподавателю отойти от одномерной оценки способностей молодого офицера как будущего функционера в военной структуре и обеспечить возможность самореализации личности за счет усиления гуманитарной и научной подготовки. Также предполагается высокая степень индивидуализации обучения, акцентирование внимания на процессе формирования инициативности и активности курсанта, на взаимодействии педагогов и учащихся в соответствии с принципами сотрудничества.
Посредством гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса в военном вузе обеспечивается возможность формирования целостной личности курсанта, которая вбирает в себя самые позитивные и благородные, возвышающие человека черты на основе:
- исторической преемственности поколений, распространения, развития, сохранения национальных черт культуры;
- воспитания патриота своего Отечества, гражданина демократического, правового государства, уважающего права и свободы личности, обладающего высокой нравственностью;
- разностороннего развития молодого офицера на базе формирования навыков в рамках самореализации и самообразования личности;
- формирования целостного миропонимания, включая как рациональный, так и внерациональный подход в становлении мировоззрения, с опорой на особенности национальной культуры,
- инновационных тенденций современности, отражающих трансформации во всех сферах человеческой деятельности (экономики, науки, культуры и техники).
Таким образом, возникает необходимость в разработке и создании четкой модели процесса формирования ценностной базы духовности курсантов, которая основывалась бы на механизме перехода ценностей из теоретической (объективной) системы ценностей в эмпирическую (субъективную).
Формирование предлагаемой модели включает в себя три этапа, которые в четкой последовательности сменяют друг друга.
Первый этап требует компетентной деятельности преподавателя. Под воздействием военного педагога формирование духовных ценностей курсанта в том случае становится эффективным, когда полностью реализуется образовательный потенциал гуманитарных наук. Основной тенденцией в реализации образовательного и воспитательного потенциала служат принципы ценностноориентационного методологического подхода.
Второй этап вырабатывает у курсантов способность воспринимать военную службу в контексте ценностного видения онтологической сущности явлений. Привлекаются возможности рефлексивного инструментария, как важнейшего слагаемого процесса определения, выбора и оценки духовных ценностей, прогнозирования и моделирования ситуации.
Третий этап требует умения использовать методологию проблемноэвристического подхода в формировании духовных ценностей будущего офицера, что способствует достижению поставленной цели: обучению не столько фактам, сколько овладение смыслом.
Процесс гуманитаризации военного образования курсантов является сложным и диалектически противоречивым. Он сопровождается следующими противоречиями:
- между потребностью в обновлении теоретического содержания социально-гуманитарных учебных дисциплин и недостаточной компетентностью отдельной части педагогического состава;
- между осознанием определяющего фактора педагогического координирования процессом самоопределения личности молодого офицера и отсутствием эмпирических навыков антропологического (человековедческого) подхода в рамках методологии преподавания;
- между общественно признанным статусом гуманитарной культуры безальтернативным источником формирования морально-нравственных качеств курсантов и "купированным" содержанием, а также дозированной подачей информации из истории мировой культуры (материальной, духовной);
- между социальными потребностями к всесторонней развитости и самодостаточности будущих офицеров и невысоким уровнем развитости их этических качеств;
- между требованиями, диктуемыми современным временем к необходимости участия в вооруженных конфликтах и позиционирование профессиональной деятельности в соответствии с идеалами гуманизма.
Перечисленные противоречия предстают в виде препятствий и трудностей в практической деятельности субъектов и объектов процесса обучения. В случае преодоления трудностей появится реальная возможность повысить эффективность педагогического процесса.
Формирование культуры курсанта на основе гуманитарного образования -процесс многоэтапный, включающий постепенное приращение умений, навыков, личностных знаний. Данный процесс не заканчивается окончательной сформи-рованностью офицера, а выступает только основополагающим условием служебной самореализации.
Основы профессионализма командиров, заместителей по воспитательной работе, инженеров закладываются в высших военных училищах, военных институтах, где будущие офицеры овладевают разнообразными, в том числе гуманитарными знаниями, приобретают гуманистические навыки и умения, накапливают первоначальный опыт гуманитарной деятельности [4, с. 40].
В целях эффективного формирования гуманистически окрашенной профессиональной деятельности курсанта необходимо:
- повысить уровень педагогической культуры образования в военных вузах посредством качественной подготовки высшего командного и педагогического состава;
- основываясь на рациональном подходе, найти баланс между субординационным субъект-объектным взаимодействием в процессе прохождения службы и демократическим субъект-субъектным общением в ходе учебной деятельности;
- воспринимать духовно-нравственное начало субъектности курсанта как многоуровневое интегративное образование;
- соотносить нравственные (моральные) установки и внутренние (духовные) стремления личности с «идеальным» и действовать, соответствуя ему в рамках практической профессиональной деятельности.
Эффективное повышение уровня духовно-нравственной культуры будущего офицера возможно при синергетическом сочетании гуманистических и социо-антропологических подходов в образовательном процессе. Общенаучные и профессиональные тенденции образования в идеальном варианте должны быть нацелены на повышение уровня творческого потенциала субъективной персональ-ности каждого курсанта.
Сложность образовательного процесса в соответствии с тенденциями гуманизации и гуманитаризации заключается в том, что возникает необходимость в достойном и добросовестном выполнении профессиональной и педагогической этики. По мнению автора, педагог должен (обязан):
- учитывать потенциал своих возможностей, соотносить значимые для этой профессии качества, сильные и слабые свои стороны: самооценку, способность к саморегуляции, проявление эмоций, дидактические и коммуникативные умения;
- обладать высокой культурой поведения, педагогическим мышлением, общей культурой интеллектуальной и духовной деятельности, служить образцом для подражания, которому осознанно и неосознанно следуют курсанты;
- уметь понимать и уважать курсанта. Вне зависимости от того, совпадают или нет их системы ценностей, поведенческие модели, оценочные предпочтения, будущий офицер должен быть выслушан, понят и принят. Знание психологических механизмов, закономерностей общения и поведения является условием успешного достижения цели;
- управлять процессом успешного усвоения многоуровневой системы знаний, используя активные формы и способы учебного взаимодействия, стимулирующие творческую и познавательную активность участников.
Такие профессиональные навыки требуют глубоких теоретически обоснованных педагогических и психологических знаний, сочетающихся с профессиональными тренингами. Требуется как непрерывное самосовершенствование высшего преподавательского состава, так и активное внедрение нетрадиционных форм проверки и контроля приобретенных знаний. Это могут быть так называемые «круглые столы», «деловые игры», курсантские конференции по узкой тематике. Необходим неформальный инструментарий по подготовке курсантов. Следует всесторонне поощрять инициативу, способствовать развитию духовных потребностей. «Гуманитарное образование военных кадров способствует гуманизации военной службы, повышению эффективности военно-социального управления, обращению командиров к нуждам, потребностям, интересам подчиненных, изменению военно-организационной культуры в сторону усиления внимания к человеческому фактору» [5, с. 17].
Опыт практической педагогической работы показывает, что раскрыть творческий потенциал курсанта, заинтересовать его может лишь творчески относящийся к образовательному процессу преподаватель. «Только личность способна воспитать личность, ибо только характер может воспитать характер. Педагог должен быть личностью с большой буквы и это его главная характеристика. Для успешного процесса развития курсанта должна быть образована вокруг него такая атмосфера, которую условно можно назвать «гуманистическим пространством» [2, с. 5]. В периметре данного пространства фигура педагога занимает определяющее место, играет ключевую роль.
В завершение необходимо отметить, что с гуманитаризацией военного образования связаны социальные надежды на:
- всестороннее развитие высокой культуры специалистов и преодоление стереотипов и узкопрофессионального мышления;
- повышение уровня креативности, интеллектуального потенциала современного военного специалиста в рамках активизации антропологического фактора;
- формирование особого, основанного на этических принципах отношения к миру; формирование военного специалиста, отличающегося широтой профессионального видения и духовным миром.
* * *
1. Белкин А.С. Тенденции развития образования в гуманистическом обществе в ХХ1 веке: пси-холого-педагогический аспект // Образование и наука. М., 1990. №11.
2. Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога в современных условиях. СПб.: Каро, 2007.
3. Десфонтейнес Л.Г. Ценностные ориентации на различных этапах развития личности: дис. ...канд. психол. наук. СПб, 1995.
4. Мамчур А.М. Теоретическое и технологическое обеспечение гуманитаризации военного образования курсантов вузов: дис. .д-ра пед. наук. Тольятти, 2002.
5. Серегина Т.Н. Совершенствование профессиональной подготовки офицеров путем гуманитаризации военного образования. КубГУ. Краснодар, 2005.
6. Сорокин П. Кризис нашего времени // Человек, цивилизация, общество. М., 1992.