проявляющийся в представлении дополнительного материала по теме семинара; уровень овладения умениями и навыками, необходимыми для самостоятельной работы на практическом занятии; уровень осознания курсантом значимости самостоятельной познавательной деятельности для изучения конкретной дисциплины.
Оценка уровня познавательной самостоятельности каждого из курсантов при изучении определенной дисциплины требует от преподавателя использования методик, позволяющих дать максимально точную балльную оценку такого уровня. Это - кропотливая работа преподавателя, включающая: 1) подготовку методик количественной оценки, разработанных для каждого показателя по установленному критерию с учетом специфики изучаемой дисциплины; 2) заполнения индивидуальных карточек курсантов, в которые вносятся баллы по каждому показателю критерия; 3) расчет рейтинга курсанта с учетом баллов, определяющих уровень познавательной самостоятельности.
1. Немов Р. С. Психология. М., 1995. 391 с.
2. Зимняя И. А. Педагогическая психология : учебник для вузов. 2-е изд., доп., испр. и перераб. М., 2000. 384 с.
3. СластенинВ. А., ПодымоваЛ. С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997. 224 с.
4. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М., 1988. 208 с.
5. Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. Минск, 1998. 798 с.
ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КУРСАНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
О. А. Андросова
В статье определяются пути реализации гуманизации образования в вузе системы МВД как одного из средств преодоления антропологического кризиса в современном обществе. Особое внимание уделяется анализу современных подходов к обучению и воспитанию, исходя из социальной ситуации в высшей школе МВД России.
Ключевые слова: роль и задачи современного образования, гуманистическая направленность обучения, гуманистические ценности, подходы к обучению и воспитанию, гуманистическое отношение к человеку.
Второе десятилетие наша страна переживает трансформационный переход от одной модели общества к другой, который закономерно сопровождается бурными процессами в духовной жизни общества, что приводит к существенным изменениям в общественном сознании, в том числе в морально-ценностных и поведенческих ориентациях молодежи. Противоречивое влияние эти процессы оказывают на различные слои молодежи, в том числе и на курсантов образовательных учреждений МВД России, получающих образование по инженерным специальностям. Обострение проблем духовнонравственного развития молодежи, частью которой являются курсанты, потребовало серьезных изменений в системе ведомственного образования. Одним из направлений таких изменений стало введение в структуры учеб-
ных планов блока гуманитарных дисциплин, отражающих в своем содержании гуманистические аспекты подготовки будущих специалистов. Однако количество часов, отводимых для изучения гуманитарных дисциплин, столь невелико (в основном - 60 часов на дисциплину), что перед руководством образовательных учреждений МВД и преподавателями встают закономерные вопросы о том, как в рамках отведенных для изучения гуманитарных дисциплин часов обеспечить необходимую будущему специалисту, ведомству, государству гуманитарную подготовку; как сформировать необходимые духовнонравственные качества специалиста, без которых немыслима его эффективная профессиональная деятельность в создаваемом гражданском демократическом обществе.
По нашему мнению, ответы на эти вопросы необходимо искать на путях гуманизации ведомственного образования, одной из обособленных составляющих которого является образование курсантов инженерных специальностей вузов МВД (например, будущих специалистов вневедомственной охраны). Гуманизация образования призвана сохранить человеку его уникальность, защитить от опасности отчуждения от мира природы и культуры, она направлена на максимальное удовлетворение высших потребностей человека в самореализации, духовном, социальном, профессиональном становлении, в том числе и профессионально-личностном становлении будущих инженеров - сотрудников правоохранительных органов.
Провозглашение приоритета идей гуманизации образования не является модной тенденцией настоящего времени. Эти идеи в отечественной педагогике декларируются достаточно давно, нередко они становятся поводом для проведения различного рода реорганизаций как в советский, так и в постсоветский периоды. Анализ философско-педагогических исследований досоветского периода (К. Н. Вентцель, А. И. Герцен, П. Ф. Каптерев, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский и др.) позволил сделать вывод, что уже тогда были разработаны основополагающие идеи гуманизации образования, которые могут быть использованы для теоретико-методологического обоснования гуманизации образования в современной России. Весьма ценными являются и результаты исследований советских педагогов, в которых рассматриваются различные аспекты гуманизации образования и условия ее успешного осуществления (Ш. А. Амонашвили, В. П. Без-духов, Е. Н. Шиянов и др.). Много интересных исследований различных аспектов проблемы гуманизации образования появилось в последние годы (М. П. Берулава, И. П. Блонский, Э. Н. Гусинский, И. А. Зимняя, В. П. Зинченко, Ю. Н. Кулюткин, А. И. Субетто и др.)
Большинством исследователей термин «гуманизация» трактуется как производное от понятия «гуманность», последняя же определяется как человечность, отзывчивость, человеколюбие, уважение к людям и достоинству человека. Лишь приобретая глубокую осознанность, устойчивость, отношение человека к окружающим людям превращается в личностное качество - гуманность. «Человечность, - замечает Н. А. Бердяев, -есть целостное отношение человека к человеку и к жизни, не только к человеческому миру, но и миру живот-
ных. Человечность есть раскрытие полноты человеческой природы, т. е. раскрытие творческой природы человека. Эта творческая природа человека должна обнаружить себя и в человеческом отношении к человеку» [1, с. 163]. Тем самым гуманность можно рассматривать как одно из важнейших качеств личности, представляющее собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. Средством того, чтобы «творческая природа человека» обнаруживала себя «в человеческом отношении к человеку», для курсанта, получающего высшее профессиональное образование в образовательном учреждении МВД, становится гуманизация учебно-воспитательного процесса.
Исходя из природы гуманизации образования, мы выделяем следующие ее характеристики применительно к гуманизации образования курсантов ведомственных вузов:
- во-первых, гуманизация образования - это обеспечение оптимальной гуманитарной составляющей в системе изучаемых дисциплин и в системе воспитательных воздействий;
- во-вторых, это ориентация практической педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава вуза на систему духовно-нравственных ценностей;
- в-третьих, это реализация в учебно-воспитательном процессе духовно-нравственных ценностей, принятие личностных целей, запросов и интересов получающих образование курсантов;
- в-четвертых, это способ мышления преподавателей и воспитателей, позволяющий обеспечить гуманизацию учебно-воспитательного процесса.
Процесс насыщения гуманитарным смыслом социальных, общетеоретических и специальных дисциплин выступает как относительно самостоятельный и именуется гуманитаризацией. Он протекает в условиях «очеловечивания» всего образовательного процесса, целенаправленного изменения социокультурной среды, в которой развивается личность курсанта - будущего сотрудника ОВД. Гуманитаризация способствует становлению гуманистического мировоззрения, является формой реализации человеческого потенциала. Познавая идеалы и нормы гуманизма, оценивая их личную значимость, субъект образования ощущает потребность в их реализации в различных сферах жизнедеятельности. Под гуманитаризацией технического образования важно понимать не только насыщение учебного процесса гуманитарными и общественными дисциплинами и оптимальное сочетание их в бюджете учебного времени с техническими дисциплинами, но и комплексную систему мер учебно-воспитательного характера, направленную на приоритетное развитие общекультурных компонентов в образовании, обеспечение эффективного формирования гуманистического мировоззрения курсантов. Гуманитаризация образования предполагает расширение номенклатуры гуманитарного цикла, взаимопроникновение гуманитарных и естественнонаучных дисциплин; раскрытие зависимости социально-экономического и научно-техническое прогресса от его нравственного измерения. На основе анализа научной литературы мы пришли к выводу, что гуманитаризация осуществляется
благодаря выявлению и использованию заключенного в учебном предмете гуманитарного потенциала, который проявляется в развитии мышления, и т. п. Гуманитаризация не сводится к увеличению относительного «веса» гуманитарных дисциплин за счет предметов естественнонаучного цикла, она требует изменения принципов взаимодействия гуманитарных, естественных и технических дисциплин.
Система вузовской подготовки специалистов органов внутренних дел является частью единой образовательной системы. Исходя из этого, ее приоритетные цели и задачи совпадают со стратегическими направлениями развития всей системы образования. Речь идет о подготовке сотрудников ОВД, обладающих внутренней гуманистической установкой на приоритетную ценность человеческой личности, о становлении гармоничных отношений каждого с самим собой и с другими людьми. Одной из целей вузовской подготовки сотрудников ОВД в антропологическом контексте является формирование у курсантов осознания личной ответственности за свои поступки как перед собой, так и перед людьми. Поскольку одной из основных задач органов внутренних дел является борьба с различными формами проявления дегуманизации, то совершенно очевидно, что сами сотрудники ОВД должны быть воспитаны на идеях гуманизма, уважения человеческой личности.
Сквозной идеей при осмыслении проблемы формирования гуманистического отношения к человеку у курсантов образовательного учреждения МВД в условиях гуманизации образования является идея о том, что решение этой проблемы возможно тогда, когда гуманистическая ориентация, осмысленная и осознанная преподавателями и командирами, становится ориентацией по формированию у курсантов гуманистической позиции. Человечность, справедливость, ответственность преподавателей и командиров приобретают смысл лишь через развитие у будущих специалистов ОВД потребности быть человечными, справедливыми, ответственными за человеческие судьбы.
Определяя особенности гуманизации образования курсантов ведомственных образовательных учреждений, необходимо учитывать влияние на этот процесс специфики ведомственного образования. По нашему мнению, факторы, определяющие особенности гуманизации образования в образовательных учреждениях МВД, целесообразно объединить в следующие группы:
1. Дисциплина и субординация. Курсанты обязаны соблюдать дисциплину, внутренний порядок и распорядок, субординацию, единоначалие, служебный этикет, традиции, устанавливаемые в ведомственном образовательном учреждении. В этой связи важно учитывать существенное влияние на учебно-воспитательный процесс и процесс несения службы административного воздействия, осуществляемого офицерами - преподавателями и командирами.
2. Контроль. В любом ведомственном образовательном учреждении контролируется не только учебно-воспитательный процесс и его результаты, но и ношение форменной одежды, соблюдение дисциплинарных требований и распорядка дня, установленных правил в от-
ношениях с товарищами, преподавателями и курсовыми офицерами. Широко применяется практика ежеминутного контроля поведения каждого для того, чтобы оценить его на соответствие уставным требованиям. Контроль осуществляется постоянно.
3. Соблюдение ритуалов. Ритуалы в ведомственном образовательном учреждении являются тем языком, которым пользуются для передачи информации, необходимой для функционирования профессиональной субкультуры. Эта информация может быть открыта только людям, имеюшцм право на ее получение, т. е. курсантам и слушателям, которые являются частью субкультуры. Поколения сотрудников МВД воспринимают символику ритуалов в целом, не расчленяя происходящее действо на фрагменты, так как все они несут главную идею, а именно - единение сотрудников в защите и охране жизни людей, Закона, государства.
4. Коллективность. Учебно-воспитательный и служебный процессы в ведомственных образовательных учреждениях организованы таким образом, чтобы сплотить курсантов в коллектив, обладающий четко сформированными целью, ценностями и нормами, которые разделяют все члены коллектива, и отождествляют себя с ними. Коллектив в условиях образовательного учреждения МВД является одной из инстанций внешнего оценивания, что в определенной степени играет негативную роль в плане личностного роста, так как систематически, на протяжении многих лет обучения прививает курсантам внешний фокус оценки. В свою очередь, он формирует у курсантов зависимость от внешней оценки, неуверенность в себе и, в конечном итоге, является препятствием для развития полноценной самоактуализации.
Указанные особенности, которые в наиболее общем представлении можно определить как регламентированность, коллективность, авторитарность, важно использовать для гуманизации ведомственного образования таким образом, чтобы раскрывался их позитивный потенциал и сглаживались возможные негативные проявления.
Для этого важно эффективно использовать экстра-вертированные и интровертированные методы гуманизации образования курсантов инженерных специальностей в вузах МВД России. Прежде всего, это методы рефлексивного образования, личностная ориентированность учебного материала, построение равноправного общения преподавателей и курсантов.
Особое значение приобретает и гуманизация образования во внеаудиторной работе с курсантами (посещение музеев, театров, концертных залов и выставок с последующим коллективным обсуждением впечатлений). При гуманитарных кафедрах целесообразно создавать клубы по интересам, творческие лаборатории, которые также способны внести весомую лепту в гуманитаризацию образования курсантов инженерных специальностей в вузах МВД России.
1. Бердяев Н. А. О назначении человека. М., 1993. С. 307-309.
СВОБОДА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ НА ЭКЗАМЕНЕ
С. В. Супрун
В статье рассматриваются вопросы внутренней свободы преподавателя при проведении экзамена, оценки знаний с точки зрения таких совокупных элементов, как внутреннее убеждение, совесть, официально принятые критерии.
Ключевые слова: преподаватель, экзамен, внутреннее убеждение, совесть, свобода оценки, знания, критерии.
Среди проблем, оказывающих существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, особое место занимают проверка и оценка знаний учащихся. Первая система оценок возникла в Германии. Она состояла из трех баллов, каждый из них обозначал разряд, к которому следует отнести ученика в соответствии с его успеваемостью (1-й - лучший, 2-й - средний, 3-й - худший). Баллы показывали место ученика среди других. Со временем средний разряд, к которому принадлежало наибольшее число учеников, разделили на классы; получилась пятибалльная шкала, которую и заимствовали в России. Здесь баллам стали придавать другое значение. Они перестали обозначать разряды учеников, а с их помощью старались оценить познания учащихся [1].
Основным документом при оценке знаний на экзамене является учебная программа. Она содержит точный объем знаний, умений и навыков, которыми слушатель должен овладеть при изучении дисциплины. В зависимости от того, как слушатель знает программный материал на том или ином этапе обучения, он и получает соответствующую оценку. Чтобы не допускать ошибок в оценке, экзаменатору нужно очень хорошо знать программу и объем требований, предъявляемых к знаниям, умениям и навыкам слушателей по каждой дисциплине.
Вопросы и практические задания, сформулированные в билете, являются предметом ответа слушателя на экзамене, а его пределами - глубина и полнота знаний по каждому вопросу, правильное выполнение практического задания. Знания, умения и навыки слушателей по дисциплине на экзамене оцениваются профессорско-преподавательским составом по 4-балльной системе путем выставления оценок «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
До 1917 г. в России существовала 6-балльная система оценки знаний, от «0» до «5». В 1918 г. оценка «0» была упразднена, но постепенно и оценка «1» стала использоваться все реже. Постановлением Наркомпроса РСФСР от 31(18) мая 1918 г. балльная система оценки знаний была отменена. Перевод из класса в класс, выдача свидетельств производились по отзывам педагогического совета об исполнении учебной работы. Все виды экзаменов: вступительные, переходные и выпускные запрещались.
В первые годы Советской власти идея обучения без отметок отвечала концепции новой, трудовой школы, в которой работа обучаемых должна строиться на интересе, носить свободный характер и быть направленной на развитие у них таких качеств, как самостоятельность, творчество, инициатива. Поэтому прежние методы дисцип-