Научная статья на тему 'Гуманитарная подготовка в высших учебных заведениях пограничного профиля'

Гуманитарная подготовка в высших учебных заведениях пограничного профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
408
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГУМАНИЗМ / ГУМАННОСТЬ / ГУМАНИТАРНАЯ ПОДГОТОВКА / HUMANISM / HUMANITY / HUMANITARIAN TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зубарев С. Н.

Рассматриваются вопросы гуманизации и гуманитаризации образования в высших учебных заведениях пограничного профиля. Гуманитарная подготовки и ее принципы — важная часть и средство гуманизации образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is dedicated to the questions of humanitarian training in higher educational institutions of the border profile. Humanitarian training and its principles are important part and facility of education humanization.

Текст научной работы на тему «Гуманитарная подготовка в высших учебных заведениях пограничного профиля»

С.Н. ЗУБАРЕВ

ГУМАНИТАРНАЯ ПОДГОТОВКА В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ПОГРАНИЧНОГО

ПРОФИЛЯ

УДК 378.1

Рассматриваются вопросы гуманизации и гуманитаризации образования в высших учебных заведениях пограничного профили. Гуманитарная подготовки и ее принципы — важная часть и средство гуманизации образования.

Ключевые слова: гуманизм, гуманность, гуманитарная подготовка.

The article is dedicated to the questions of humanitarian training in higher educational institutions of the border profile. Humanitarian training and its principles are important part and facility of education humanization.

Key words: humanism, humanity, humanitarian training.

Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что совершенствование современного образования немыслимо без дальнейшего углубления процесса его гуманизации и гуманитаризации. Вхождение отечественного образования в европейское образовательное пространство в соответствии с Болонской декларацией актуализирует проблему гуманизации высшей школы. Особое место в системе высшего образования занимают военные вузы, специфика образовательного процесса в которых усложняет решение этой острой проблемы.

Это реализуется и в подготовке будущих офицеров в высших военно-учебных заведениях пограничного профиля. Основная цель пограничного вуза заключается в подготовке сотрудника к осмысленному и реальному восприятию происходящего, адаптации его к постоянно изменяющимся условиям окружающего мира, что особенно важно, поскольку пограничными органами востребованы успешные выпускники, освоившие различные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях и при выполнеюш оперативно-служебных задач.

В мировой педагогической теории и практике уже давно сложилось мнение.

что образование и воспитание не должны зависеть от каких-либо конъюнктурных ситуаций и взглядов. Воспитание — исключительно серьезное дело. Оно должно базироваться на постоянных, непреходящих идеях и ценностях. Поэтому в качестве идейной основы системы воспитания в вузах пограничного профиля сегодня все более настойчиво внедряются принципы гуманизма, а в современном образовании и воспитании реализуются тенденции гуманизации и гуманитаризации образования.

Гуманизм (от лат.Питания — человечный) означает взгляды, идеи, воззрения, утверждающие ценность человека как личности. Гуманизм оформился как система ценностных ориентаций, в центре которых находится признание человека в качестве высшей ценности. Гуманизм сегодня — это совокупность идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельно!! личности в частности.

Первичным по отношению к понятию «гуманизм» является понятие «гуманность», в котором отражается одна из важнейших черт личности, заключающаяся в готовности и стремлении помогать другим людям, оказывать уважение, проявлять заботу, соучастие, без которых

невозможно существование человеческого рода. Гуманность — это качество личности, представляющее собой совокупность ее нравствен но-психологических характеристик, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности.

На современном этапе развития общества гуманизм приобретает значение общественного идеала. При этом человек рассматривается как высшая цель общественного развития, в процессе которого обеспечивается создание условий для полной реализации всех его способностей, достижения гармонии в социально-экономической и духовной сферах жизни, наивысшего расцвета его личности.

В современной трактовке гуманизма акцент делается именно на целостное универсальное понимание человеческой личности — гармоничное развитие ее интеллектуальных, духовно-нравственных и эстетических потенций.Таким образом, с позиций гуманизма конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый человек мог стать полноценным субъектом деятельности, познания и общении, т.е. свободным, самодеятельным индивидом, ответственным за происходящее в этом мире. Мера гуманизации воспитания определяется тем, насколько оно создаст предпосылки для самореализации личности, раскрытия заложенных в ней задатков, се способности к творчеству, стремления к свободе, ответственности.

В настоящее время гуманизация высшего образовании рассматривается как важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции развития системы образования, утверждающий полн-субъектную сущность современного образовательного процесса.

Общая концептуальная установка, вытекающая из анализа истории и современного состояния ведомственного образования, заключается в том, что это не обособленная часть общей системы образования страны, а ее отдельная об-

ласть, в которой проявляются особенности обучения, воспитания и развития сотрудников специальной государственной службы. С одной стороны, в этой сфере преломляются цели, задачи, содержание и специфика профессиональной подготовки сотрудников пограничных органов. С другой — формируется личность гражданина, ее мировоззрение, общий кругозор, духовно-нравственные ценности. Основным смыслом образования в этом случае становится развитие личности, активизация ее познавательного, духовного, деятельностного потенциала.

Гуманизацию образования в самом общем плане можно охарактеризовать как построение отношений участников образовательного процесса на основе взаимоуважения к личности друг друга. При этом сущностью образовательного процесса становится достижение целенаправленного превращения социального опыта в опыт личный. Гуманизация обусловливает устаноалсние связей сотрудничества между участниками образовательного процесса, педагогом и обучающимся. Она предполагает единство обще-культурного, социально-нравственного и профессионального развития личности. Этот процесс приобретает оптимальный характер, когда обучающийся выступает субъектом обучения (воспитания, образования).

Важной частью и средством гуманизации образования выступает его гуманитаризация. Гуманитаризация образования — один из путей гуманизации (очеловечивания) всей системы образования, состоящий в первую очередь в преподавании комплекса гуманитарных дисциплин, с помощью которых курсанты приобщаются к гуманитарной культуре, т.е. к ценностям, выработанным на протяжении истории человечества философией, искусством и религией.

Выделяют два се аспекта:

• увеличение в содержании образования знаний о человеке, человечестве и человечности, выявление гуманитар-

ной состааляющей всех учебных предметов (достигается в процессе построения учебного плана и определения содержания соответствующих учебных предметов). Так, при наличии в вузе примерно одинакового количества кафедр специальной и гуманитарной направленности налицо преобладание гуманитарных дисциплин в соотношении 1:10 (только по кафедре управления кадровыми ресурсами их количество достигает 40), кроме того, в данных вузах есть и другие кафедры, изучаемые дисциплины которых имеют психолого-педагогическое содержание;

• улучшение качества преподавания гуманитарных предметов, преодоление сциентистского подхода (например, когда преподавание литературы превращается в обучение литературоведению), кроме того уделяется внимание гуманитарной подготовке во внеаудиторной деятельности.

Основные принципы гуманитаризации:

• гуманитаризация образования может успешно осуществляться только путем взаимосвязанной и цслена-пращенной (системной) деятельности многих структур вуза: кафедр социальногуманитарного цикла, кафедр военно-специальных, управленческих подразделений, коллективов курсантов;

• гуманитаризация может быть достигнута только преподаванием широкого и постоянно обновляющегося круга базовых и элективных курсов по социальногуманитарным наукам;

• гуманитаризация образования невозможна без включения специальных и общетеоретических дисциплин в единую систему знаний о человеке, обществе и природе;

• гуманитаризация образования требует отказа от системы образования, рассматривающей человека только как объект педагогического воздействия и подвергающей всех курсантов обработке одними и теми же методами по предписанной свыше программе;

• гуманитаризация образования требует разнообразия моделей гуманитарной подготовки, учитывающих профиль института, факультета, специфику конкретной специальности, региона.

Система гуманитаризации образования в вузе призвана способствовать достижению следующих целей:

• овладение выпускниками гуманитарной культурой;

• преодоление узости и однобокости их мышления;

• формирование специалиста, гармонично сочетающего в себе современный уровень профессиональных знаний и навыков с гуманистическими жизненными ориентирами;

• развитие у выпускника качеств творческой личности, в равной мере владеющей как формами и методами понятийно-рационального познания мира, так и интуитивно-образными формами его постижения.

Одна из задач при этом — гуманизация преподавания негуманитарных предметов. Она решается путем выделения в каждом из них одних и тех же частей общечеловеческой культуры, чтобы любой учебный курс реализовывал функцию формирования творческих способностей обучающихся, их духовной сферы, ценностных гуманистических ориентаций.

С содержательной стороны реализация принципов гуманизма в образовании и воспитании означает проявление общечеловеческих ценностей, которые необходимо рассматривать в двух взаимодополняющих друг друга смыслах. Во-первых, это ценности, значимые не для какого-то узкого, ограниченного круга людей, а для всего человечества. При этом особенности их выражения зависят от специфики культурно-исторического развития той или иной страны, ее религиозных традиций, типа цивилизации. Во-вторых, общечеловеческие ценности — это понятие, исторически и социально не локализуемое.

Они имеют постоянный, непреходящий характер, выступая в качестве идеала, регулятивной идеи, образца поведения для всех людей.

В то же время следует учитывать, что при определении целей воспитания каждое общество в большей или меньшей степени ориентируется на свои традиционные ценности, и в этом заключается важное средство сохранения культурного и национального своеобразия, самоидентификации нации.

Реализация принципов гуманизма в образовательном процессе немыслима без правильного понимания проблемы человеческой личности как высшей ценности. Гуманизм ни в косм случае не поощряет индивидуализма. Напротив, отдавая приоритет общечеловеческому началу, он противоречит идеологии индивидуализма. В его основе лежит признание данной личностью в качестве ценности других людей любовь к ним, служение им, что не исключает, а предполагает коллективизм, стремление к общности с другими людьми, их взаимную поддержку.

Реализация принципов гуманизма не снимает задачу подготовки человека как высококвалифицированного специалиста Без высокой квалификации невозможно реализовать себя как личность в полной мере. Гуманистическая ориентация означает отход от одномерной оценки выпускника вуза как будущего специалиста какого-либо подразделения в сфере обеспечения государственной безопасности, от узкоспециализированной

подготовки. Это связано с тем, что порой складывающаяся обстановка может поставить выпускника вуза в такие условия, что узкоспециализированные знания не позволят проявить себя в полной мере и даже выполнить элементарные задачи по обеспечению государственной безопасности. В настоящее время вдет ориентация на такую систему профессионального образования, которая бы обеспечивала возможность самореализации за счет усиления общенаучной и гуманитарной подготовки.

Для полноценного осуществления своей миссии ведомственное образование должно не только носить развивающий (и для каждого человека, и для служебного сообщества) характер, но и иметь опережающий характер по отношению к экономике и социальной сфере в каждый конкретно-исторический период, переживаемый обществом и государством. Речь, следовательно, идет о непрерывном инновационном развитии ведомственного образования, об обогащении и реализации его творческого потенциала.

Гуманистическая ориентация образования в вузе пограничного профиля может быть реализована только в соответствующих формах образовательного процесса, которые предполагают высокую степень индивидуализации и дифференциации обучения, акцент на формирование активности и инициативности курсантов, формирование отношений педагогов и обучающихся на основе принципов сотрудничества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бестужев-Лада И. В. Гуманизация об- как объект комплексного исследования: мо-

разования. М.,2003. нография. Новосибирск, 2002.

2. Кравец А.С. Гуманизация и гуманитары- 4. Новиков А.М. Российское образование

зация высшего образования. М., 2004. в новой эпохе: Парадоксы наследия,векторы

3. Наливайко И.В. Философия образования развития. М.,2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.