Научная статья на тему 'Особенности гуманизации образования'

Особенности гуманизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1650
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ГУМАНИЗМ / ГУМАННОСТЬ / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ / ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАНИЯ / НАПРАВЛЕННОСТЬ НА ЧЕЛОВЕКА / ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смолькова Елена Викторовна

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с новым подходом к образованию с позиций гуманизации и демократизации. Одним из проявлений гуманизации образования является введение принципов гуманитаризации. Целью статьи является изучение закономерностей гуманизации образования, подходов к ним и их влияние непосредственно на учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности гуманизации образования»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х

действовать согласно системе определенных правил в работе, слушать и выполнять инструкции взрослого, выполнять задание по образцу. Подобные умения характеризуют переход от дошкольного к младшему школьному возрасту. Родителям не всегда знакомы подобные составляющие готовности ребенка к учебной деятельности, поэтому воспитателю подготовительной к школе группе необходимо информировать родителей о подобных возрастных особенностях.

ДОО в данном случае выступает в качестве учреждения, адаптирующего детей к их новому социальному статусу, который им предстоит принять в скором времени. Одной из наиболее значимых задач, стоящих перед ДОО становится необходимость научить родителей поддерживать и сопровождать ребенка в условиях поступления в школу. Воспитателям следует проводить консультации для родителей будущих первоклассников, включающие материал с информацией о способах сохранения таких способностей ребенка как наглядно-образное видение мира, способности к моделированию в познавательной деятельности, продуктивность воображения и др.

Воспитателям детских садов рекомендуется проводить ряд мероприятий, в которые, как правило, входят консультации для родителей, оформляются папки-передвижки, собираются родительские собрания. Тематика этих родительских собраний и консультаций достаточно разнообразна, но обязательно включает в себя информацию о работе с родителями в процессе подготовки детей к школе, что в свою очередь способно оказать им педагогическую и психологическую помощь.

Успешное формирование этих качеств находит свое отражение в устойчивом стремлении овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточное количество усилий.

Работа с родителями ведется по нескольким стандартным направлениям: оказание работниками ДОО необходимой помощи семье в вопросах воспитания ребенка; включение всех членов семьи в образовательный процесс; культурно-просветительская работа с родителями; совместная работа с родителями по созданию условий для реализации творческого потенциала ребёнка. [ 5.с. 197] Список использованной литература:

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2008. - 423 с.

2. Волков, Б.С. Психология младшего школьника: учебное пособие. - М.: Академический Проект: Альма Мастер, 2006. - 321 с.

3. Выготский, Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2008. - 1008 с.

4. Выготский, Л.С. Мышление речи. - М.: Педагогика, 2007. - 432 с.

5. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие. / Г.А. Урунтаева. - М.: Academ A. - 1997. -236 с.

6. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016)

© Селюкова Е.А., Угрюмова И.И., 2016

УДК 37.014.53

Смолькова Елена Викторовна, магистрант Тольяттинский государственный Университет, г.Тольятти, Российская Федерация E-mail: lenasmolkova@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с новым подходом к образованию с позиций

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_

гуманизации и демократизации. Одним из проявлений гуманизации образования является введение принципов гуманитаризации. Целью статьи является изучение закономерностей гуманизации образования, подходов к ним и их влияние непосредственно на учащихся.

Ключевые слова

Гуманизм, гуманность, гуманитаризация, процесс образования, направленность на человека,

гармоничное развитие личности.

Задачи образования неразрывно связаны с целями общества. Процесс жизнедеятельности человека обуславливает образование, и наоборот, образование влияет на жизнь. В течение длительного времени происходило выхолащивание, обеднение российского образования, что, к сожалению, привело к сокращению культурной грамотности и уровня воспитанности выпускников школ и, естественно, всего общества в целом. Казалось бы, XXI век - век научно-технической революции, а мы постоянно встречаемся с возмутительной неграмотностью, неспособностью применять школьные навыки в практической деятельности.

Неслучайно, что изменения, произошедшие в политике, экономике породили и новое направление педагогической мысли, которое основано, в первую очередь, на демократизации и гуманизации образования. В настоящее время школы основным направлением своего развития выбирают направленность на человека. В школьную программу входят разнообразные предметы, многие из них трудны для учеников, и в результате происходит снижение заинтересованности к обучению, а иногда и полная апатия к нему.

Очень важным моментом на сегодняшний день является введение принципов гуманитаризации, так как именно она подразумевает связь естественных наук с гуманитарными. Такая связь предполагает постановку приоритетов на общее развитие ученика, на его речь, логику, эстетические чувства, интуицию.

Гуманитаризация образования является одним из проявлений гуманизации образования, первостепенно включающий в себя комплекс гуманитарных предметов, благодаря которым ученики познают ценности, сформированные на протяжении существования человеческого общества философией, искусством и религией.

Термин «гуманизм» имеет несколько определений. Гуманизм есть утверждение человека как личности, которая может свободно развивать свои дарования и выражать их. В широком смысле гуманизм это «человечность» вообще как таковая. В узком смысле - одно из направлений светской философской мысли эпохи Возрождения (XIV-XVI веков), которое противостояло господству церкви и было связано с познанием античных ценностей.

Гуманизм как воззрение представляет собой совокупность идей, признающих отношение к человеку как к наибольшей ценности, утверждающих право каждого человека на свободу, счастье, саморазвитие и выражение своих талантов. Софокл говорил, что на свете есть много громадного, но огромнее всех является человек.

В психологическом словаре понятие «гуманность» определяется как «продиктованная нравственными нормами и ценностями комплекс установок личности на общественные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования...реализуется в общении и деятельности в моментах содействия, соучастия, помощи» [4 ].

Отсюда следует, что гуманность - свойство личности, которое представляет из себя комплекс нравственно-психологических качеств этой личности и проявляется в сознательном отношении к человеку как к наивысшей ценности. Любое общество гуманистично в такой степени, в какой в этом обществе ценен человек. Образование, ориентированное гуманистически - это гарант последующего благополучного развития общества.

В сегодняшнем понимании гуманизма делают упор на гармоничное развитие интеллектуальных, духовно-нравственных и эстетических качеств личности. Принцип гуманизации устремлен на воспитание

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_

свободного, но в то же время ответственного за свои действия человека, развитие его самостоятельности, формирование открытых и дружественных воспитательных отношений [ 1 ].

На основании приобретенного общественного и научного опыта, а также в связи с перестройкой образования изменились и принципы государственной политики в области образования, о чем свидетельствует Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». Благодаря нововведениям расширились права регионов, образовательных учреждений, постигающих нововведенное содержание обучения. В законе отмечается, что политика государства в области образования базируется на следующих принципах: преимущество общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; формирование активной гражданской позиции, уважительное отношение к правам и свободам личности; патриотизма, любви к окружающей природе, семье[ 3 ].

Основываясь на большое количество психолого-педагогических исследований, можно сформулировать закономерности гуманизации образования. Благодаря взаимосвязи подрастающего человека со взрослыми и окружающей социальной средой происходит процесс формирования психических свойств и функций. А.Н.Леонтьев считал, что ребенок не стоит перед окружающим миром один на один. Его отношение к миру всегда передаются через отношения других людей, он всегда включен в общение (совместная деятельность, речевое и мыслительное общение) [2 ].

Главным приоритетом развития системы образования можно считать направленность на развитие личности. Человек будет более творчески развитым, если социально-нравственное, общекультурное и профессиональное развитие будет более гармоничным.

Повышение уровня гуманитарных дисциплин, обновление их содержания является проявлением культурологического принципа. Важным условием составления новых учебных программ является учет культурных и исторических ценностей народа, их единомыслие с мировой культурой.

Принципы личностного подхода подразумевают отношение педагогов и учеников к любому человеку как к отдельной ценности, а не как к способу постижения собственных задач.

Диалогический подход подразумевает реформирование позиций педагогов и учащихся в позиции взаимодействующих индивидов. Учитель не занимается воспитанием, не учит, а заинтересовывает, подталкивает ученика к самовоспитанию, самообучению, исследует его инициативность, разрабатывает условия для самодвижения.

Таким образом, система образования в современных реалиях развития российского общества осуществляется через принципы демократизации, народности, открытости, непрерывности, гуманитаризации и поддерживается большинством педагогов и ученых.

Сущность гуманизации учебно-воспитательного процесса в условиях реализации современной реформы образования заключается в обращении этой системы к личности ученика, уважительном отношении к его достоинству, принятию индивидуальных идей, запросов и интересов.

Список использованной литературы:

1. Кустов Ю.А., Щербакова О.Ю. Принципы и условия формирования целостной социально-профессиональной компетентности личности. Учебное пособие для магистрантов по курсу «Философия образования и науки» - Тольятти.: Издательство ТГУ,2012.-123с.

2. Леонтьев А.Н. Психология общения - М.: «Смысл», 1997.-365с.

3. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 : офиц. текст [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант Плюс».иКЪ: http://www.consultant.ru/popular/ (дата обращения 26.09.2016).

4. Психология: словарь. Под ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г.-2-е изд., испр. и доп.-М.: Политиздат, 1990.-494с.

© Смолькова Е.В.,2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.