Научная статья на тему 'Факторы вузовской среды, влияющие на формирование личности студента'

Факторы вузовской среды, влияющие на формирование личности студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1732
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малахова Анжелика Ахметовна

Статья посвящена актуальности вопроса гуманизации высшего образования в современном российском обществе, обоснованию его влияния на формирование личности студента. Автором выявлены основные факторы и механизмы функционирования учебно-воспитательного пространства вуза, влияющие на развитие личности студента, даны краткие выводы по результатам исследования на примере некоторых вузов Тюменского региона

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы вузовской среды, влияющие на формирование личности студента»

А. А. Малахова

ФАКТОРЫ ВУЗОВСКОЙ СРЕДЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ

ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

Статья посвящена актуальности вопроса гуманизации высшего образования в современном российском обществе, обоснованию его влияния на формирование личности студента. Автором выявлены основные факторы и механизмы функционирования учебно-воспитательного пространства вуза, влияющие на развитие личности студента, даны краткие выводы по результатам исследования на примере некоторых вузов Тюменского региона.

В условиях реформирования Российского общества перспективы развития личности приобретают особое значение. Осуществление генеральной цели России- «Возрождение», гуманизации всех сторон общества упирается в проблему «человеческого фактора». В XXI веке, эпоху глобализации, мировой интеграции, преобладания информационного капитала и знаний, а также в период глубочайших глобальных кризисов (экологический, антропологический, культурный, образовательный), угрозы выживания, безопасности и благополучия перед институтом образования, высшего особенно, встаёт задача коренного пересмотра человеческого бытия и мышления, поворот к новой образовательной парадигме, трансляции новых жизненных смыслов и ценностей. В Законе РФ «Об образовании» говорится о «гуманистическом характере образования, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности»1. Использование образования в качестве фактора совершенствования личности и окружающей социальной и природной среды должно стать основным методологическим принципом стратегии возрождения России2.

Модернизация высшего образования стала важной составной частью социальной политики современных государств, к ним приковано внимание парламентов, правительств, политических партий, широкой общественности. Глобальные явления, породившие ряд мировых проблем стали объективным фактором, определяющим отечественную образовательную политику, а высшее образование, таким образом, находится в эпицентре глобализации. Именно здесь формируется новое поколение профессионалов, которые будут принимать решения по всем ключевым вопросам политики, экономики, финансов, идеологии, образования и воспитания, культуры, информации и коммуникации. От них будет зависеть безопасность, благополучие и процветание страны, тем самым вопрос воспитания и формирования «новой гуманистической» личности, а также механизм реализации воспитания «новой личности» является ключевым в мировой и отечественной образовательной парадигме.

Однако следует отметить, что в настоящее время ни в России, ни в мире не существует готовых решений сложных проблем создания содержания образования. Поэтому, в связи с развитием и модернизацией общества, требуются серьезные научные разработки в области образования и их экспериментальная проверка в практике преподавания, поиск новых технологий и форм организации учебного процесса.

Многие учёные, осознавая масштабы современного глобального кризиса, обращают внимание на необходимости поиска его причины, а причиной является внутренний мир человека. Поэтому науки о человеке, о его внутреннем и окружающем мире, а также науки формирующие мировоззрение и ценностные установки определяются ведущими значимыми средствами воспитания «новой гуманистической личности» в образовательном пространстве высшей школы. Следовательно, перед социально-гуманитарным образованием встаёт задача «вычленения сгустка ценностей» и механизма воплощения их в образовательные программкг, на основе принципов гуманизации и гуманности, приоритетности «ценности человека» с целью формирования новой гуманистической личности, обладающей позитивными качествами, способной созидать новое гуманистическое общество. В процессе становления общества должна осуществляться, по мнению Ю. Г. Волкова, переориентация общества с производства материальных благ на производство духовных ценностей. Переориентация современного общества на производство и функционирования знаний диктуется тем, что высшей целью нового общества станет формирование и развитие целостной личности3. На современном этапе формирования новой гуманистической личности главными должны быть нравственные знания и ценности человека будущего общества.

Ведущей парадигмой функционирования образовательного пространства на современном этапе, по мнению автора, должна стать гуманизация образования. Гуманизация высшего образования как объект научного исследования в социологии мало разработан и сводится часто лишь к проблеме гуманитарного образования. Автором была предпринята попытка рассмотреть шире проблему гуманизации в таком социальном институте как «высшая школа». Гуманизация высшего образования рассматривается как процесс, направленный на раскрытие, формирование и развитие личности студента и всех субъектов образовательного пространства. Тем самым возникает необходимость определить факторы, средства и механизмы, функционирующие в образовательном пространстве высшей школы, влияющие на формирование личности. Гуманизация - ключевой элемент нового мышления, утверждающего полисубъектную сущность образовательного процесса, где смыслом образования становится развитие личности. Гуманизация образования предполагает единство общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности, рассматривается как важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции построения функционирования системы образования, требующий пересмотра целей, содержания и технологии самого образовательного процесса.

Не случайно именно сейчас логика российских реформ выходит на новый этап. Главное на этом этапе - придать реформам социальную направленность, в основе которой - широкая гуманистическая ориентация. В связи с чем в настоящее время многими организациями России проводится работа по созданию ГОС ВПО третьего поколения. Необходимость разработки стандартов третьего поколения диктуется не только вступлением России в Болонский процесс, но и сменой парадигмальной модели обучающегося: от «объекта» образовательных усилий к «субъекту», выстраивающему индивидуальный путь в пространстве образовательных возможностей.

Известно, что процессы глобализации, обусловливающее социальную и географическую мобильность населения планеты, ставят перед сферой образования задачи сближения образовательных систем разных стран, внедрения единых стандартов оценки результатов образования, подготовки студентов к деятельно-

сти.К общим тенденциям развития мировой образовательной среды относятся многообразие видов, моделей высшего образования, создание гибких временных, финансовых и административных схем получения образования, предоставление студентам широкого диапазона выбора дисциплин и методов обучения, академическая мобильность, нацеленность на сращивание образования с наукой и практикой, возрастание роли гуманитарной подготовки, предоставление студентам возможности выстраивать индивидуальную образовательную траекторию4.

С целью эффективности учебно-воспитательного воздействия на формирование личности студента в современных условиях обязательно необходимы глубокие знания преподавателем психолого-биологических характеристик студента, видов межличностных отношений, личностная установка самого преподавателя на творчество и самореализацию студента.

В результате анализа гуманистических образовательных идей и традиций с античности до современности выявлено, что ключевым ценностным «ядром» гуманистической парадигмы образования является «гуманизм» как идейно целостный комплекс, включающий в себя все высшие ценности, выработанные человечеством на долгом и противоречивом пути своего развития. Главным объектом гуманизма является человек, как самостоятельная ценность. Главная цель - гармоничное развитие свойственных человеку ценностных способностей, чувств и разума, высшее развитие человеческой культуры и нравственности и соответствующего ей поведения, по отношению к другим людям и ко всему творению.

Очевидно, что в основе организации современного педагогического пространства должны лежать полифоничность, мультикультурность, диалогизм, гуманизм. Тем самым осмысливается необходимость пересмотра места и роли культурной, духовной, нравственной традиции в образовании, а также роли социально-гуманитарных дисциплин, внутренне ещё не связанных единым культурным полем с традициями мировой и отечественной культуры.

Однако ошибочно полагать, что на формирование личности студента оказывают влияние только предметы социально-гуманитарного цикла. Несомненно, воздействие этого блока дисциплин на развитие личности трудно переоценить, поскольку социально-гуманитарные знания оказывают первостепенное значение на развитие и формирование целостного мировоззрения, ценностных ориентаций, оказывают влияние на развитие творческого мышления; таких качеств, как ответственность, гуманность, патриотизм и т. д. На формирование целостной личности, востребованных обществом личностных качеств, в образовательном пространстве высшей школы оказывает влияние и сама атмосфера функционирования учебновоспитательного процесса. Одним из главных факторов функционирования современного образовательного процесса, в настоящих условиях развития нашего общества, должен стать фактор «очеловечивания». Очеловечивание образовательного пространства предполагает организацию атмосферы сотрудничества, диалогизма, мультикультурности; направленность усилий всех дисциплин на человеческое измерение явлений, процессов, деятельности.

Эффективность учебно-воспитательного процесса в направлении формирования не только профессионала высокой квалификации, но и духовной, нравственной, культурной личности зависит от организации и функционирования многих факторов: степени демократизации образовательного пространства; лич-ностно - ориентированной образовательной парадигмы, индивидуальной работы преподавателей со студентами; вариативности выбора образовательных курсов и программ, соответствующих потребностям и наклонностям личности; использо-

вания инновационных технологий в организации учебного процесса; организации практической реализации знаний и умений, творческо-ориентированного обучения, возможности выбора индивидуальной траектории обучения (программы, формы, курсы) и т. д.

В связи с определением факторов, влияющих на формирование и развитие личности студента, автором было проведено исследование на примере Тюменского государственного нефтегазового университета и Тобольского государственного педагогического института им. Д. И. Менделеева. Автор попытался выявить отношение студентов к процессу гуманизации высшего образования в Тюменском регионе; измерить ценностные ориентации и определить жизненные ценности студентов; оценить эффективность действия факторов, средств и механизмов, влияющих на формирование и развитие личности.

Исследование проводилось среди студентов «технического» (инженерные специальности) и «гуманитарного» (экономические специальности) профиля первого- третьего курсов в ТюмГНГУ, а также среди студентов педагогического института «технического» (математики, физики, программисты) и «гуманитарного» (филологи, социальные педагоги, педагоги младшего звена) профиля первого-четвёртого курсов. В апреле 2006г. в ТГПИ им Д. И. Менделеева было опрошено 300 студентов четвертого курса - (150 студентов «гуманитарного» и 150- «технического» профиля обучения) и 300 студентов третьего курса (150 студентов «технического» и 150-«гуманитарного» профиля) в ТюмГНГУ. В мае 2006г. было опрошено 300 студентов первого-второго курсов (150 - «гуманитарного» и 150-«технического» профиля обучения) в ТГПИ им Д. И. Менделеева и 300 студентов первого-второго курсов (150 студентов «технического» и 150- «гуманитарного» профиля) в ТюмГНГУ. Всего было опрошено 1200 человек, в возрасте от 16 до 24 лет.

Исследование было проведено с применением метода случайного отбора.

Из 1200 респондентов девушки составляют 60,9 %, юноши - 39,1 %, причем большую половину составляют юноши «технического» вуза. Среди них горожан-74,6 % и 25,4 % - жителей села. Большую группу составляют респонденты 18-20 лет-76%.

В ходе исследования была определена (невысокая) степень удовлетворённости респондентов функционированием учебно-воспитательным процессом -56 %, качеством образования - 75 %; выявлен ранг влияния вуза (третий) на формирование личности. Выявлены предложения и рекомендации студентов, направленные на улучшение и эффективность педагогического процесса в формировании личности в регионе.

В ходе исследования по мнению всех опрошенных студентов выяснилось, что вуз имеет 3-й ранг по степени влияния на формирование личности, после таких институтов, как «семья» и «группа общения». Студенты «технического» вуза - 58,7 % в меньшей степени рассматривают вуз как возможность формирования и развития личности в отличие от студентов пединститута - 76 %. Основными факторами, влияющими на формирование личности в вузовской среде выявлены: социально-гуманитарное образовании - 78%, воспитательная работа в вузе -65,3 %, атмосфера сотрудничества между преподавателями и студентами - 82 %, возможность индивидуального сотрудничества между преподавателями и студентами - 82 % и т. д.

В то же время выяснилось, что студенты «технического» вуза - 46 % в отличие от «педагогического» - 75,3 % - проявляют меньшую активность в изуче-

нии предметов социально-гуманитарного цикла, меньше удовлетворены качеством- 53,7 % и методикой преподавания - 45,3 %, уровнем полученных социально-гуманитарных знаний - 66 %, отмечают оторванность знаний от жизни - 33 %, неумение применять полученные социально-гуманитарные знания на практике -34,7 %, меньше удовлетворены организацией воспитательной и внеучебной деятельностью института - 65,3 %. В отличие от студентов пединститута - 54 %, студенты «технического» вуза - 91,3 % также в большей степени ориентированы на ожидание высоко оплачиваемой, престижной работы. Необходимо отметить, что ценности, ориентированные на успешную трудовую деятельность: высокий профессионализм, мастерство, деловитость выражены достаточно высоко в процентном измерении всеми студентами, особенно студентами-старшекурсниками, однако ценности: «образованность, порядочность, честность, доброта и т. д.» в процентном отношении выражена также больше студентами пединститута.

В ходе исследования выяснилось как респонденты «гуманитарного» и «технического» вузов понимают процесс гуманизации высшего образования. Как прказали результаты, большая часть респондентов - 77,3 % - понимают гуманизацию как направленность учебного процесса на формирование личности, создание благоприятной доброжелательной учебной атмосферы. Однако студенты «технического» вуза технического профиля низко оценивают такие пункты, как: «усиление гуманитарной направленности всех учебных дисциплин, включение человековедческого материала» - (32,6 %) и «изменение форм и методов учебной работы, направленность на формирование активности, творчества и самостоятельности студентов» - (54,6 %) как составляющие процесса гуманизации в системе организации учебно-воспитательного процесса высшей школы. Это позволяет предположить, что данные формы организации учебно-воспитательного процесса в техническом вузе не достаточно правильно реализуются и требуют более тщательной разработки.

В ходе исследования мы постарались выяснить мнение респондентов, нужна ли нашему обществу новая модель личности, сочетающая в себе высокий профессионализм и высокую нравственность, духовную культуру. Подавляющая часть респондентов согласны с данным утверждением - 96 %, только 2,1 % респондентов «технического» профиля считают, что это «не реально в настоящих условиях». Причем с увеличением количества лет обучения в техническом вузе наблюдается уменьшение положительных ответов в показателе «согласен полностью», в то время как у студентов пединститута этот показатель увеличивается. Сложившиеся различия позволяют нам сделать вывод, что студентами технического вуза «реальная действительность» оценивается более тревожно, в то время как студенты пединститута настроены более оптимистично по отношению к данному утверждению, что на наш взгляд связано с пониманием личного активного участия в процессе формирования «новой личности».

В показателе возможности в настоящий момент выстраивания собственной траектории развития, включая выбор курсов и формы обучения -96 % респондентов дали отрицательный ответ. Индивидуальную работу преподавателей со студентами оценивают как «хорошо» - 33 % респондентов «технического» и 39,3 /о респондентов «гуманитарного» вуза.

Тем самым можно сделать вывод, что в период происходящих трансфор' маций в нашей стране, гуманизация в системе высшей школы носит декларативный характер, сводится в основном лишь к социально-гуманитарному образованию, На основании полученных в исследовании данных вузовская среда пока не

дает возможности построения индивидуального пути развития личности, однако и существующие традиционные средства, такие как социально-гуманитарное образование и воспитательная работа также мало влияют на формирование и развитие личности студента. В рекомендациях студентов, направленных на улучшение функционирования учебно-воспитательного процесса звучали и предложения повысить культурный уровень, профессионализм самих преподавателей - 38 %. В период неопределенности институту образования, несомненно выпадает нелегкая роль поддержания традиционных ценностей с целью формирования социальносозидательной структуры общества.

Примечания

1 Федеральный Закон от 10 апреля 2000 года № 51-ФЗ.

2 См.: Турченко, В. Н. Россия: от экстремальности к устойчивосш / В.Н.Турченко, Г. Р. Шафранов-Куцев. - Тюмень: Изд-юТГУ,2000.-С. 101-106.

3 См.; Волков, Ю. Г. Личность и гуманизм / Ю. Г. Волков // Социальногуманитарные знания. - 1999. -№ 1. - С. 135-149.

4 См.: Мересько, В. О возможности приобретения гуманитарных компетенций в вузе / В. Мересько, Ю. Татур // Высшее образование в России. — 2006. — № 8. -С. 73-83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.