Научная статья на тему 'Гуманитаризация высшего технического образования: от теории к практике'

Гуманитаризация высшего технического образования: от теории к практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
883
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER ENGINEERING EDUCATION / ГУМАНИЗАЦИЯ / HUMANIZATION / ГУМАНИТАРНЫЙ / HUMANITARIAN / КУЛЬТУРА / CULTURE / ВОСПИТАНИЕ / UPBRINGING / ЦЕНТР / CENTER / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. / SUPPLEMENTARY EDUCATION.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алмазова Надежда Ивановна, Рубцова Анна Владимировна

В данной статье описываются теоретические и практические аспекты реализации дополнительного гуманитарного образования в Политехническом университете как основы гуманизации и гуманитаризации системы подготовки специалистов в техническом вузе. Определяются базовые теоретические аспекты, регулирующие данные процессы. Обосновывается необходимость развития дополнительного гуманитарного образования в техническом вузе как ключевого условия полноценного развития личности и ее гуманитарной культуры, а также формирования универсальных гуманистических ценностей и личностных смыслов обучающихся. В статье анализируется работа культурно-просветительского центра Гуманитарного института Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого как практическая модель организации дополнительного гуманитарного образования в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Humanitarization of engineering education: from theory to practice

The article shows theoretical and practical work of supplementary humanitarian education in Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University as the basis of engineering education humanization and humanitarization. Basic theoretical aspects regulating this process are determined. The study proves necessity to develop supplementary humanitarian education in technical institutions of higher education in Russia. Supplementary humanitarian education provides full personal development and forms humanitarian culture, universal humanistic values and senses. In the benefits of this study, the article shows the practical model of supplementary humanitarian education in the system of Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University. Such model works on the basis of cultural and educational center “Harmony” in the Institute of Humanities. The Center focuses on the range of humanitarian open courses, programs, clubs, seminars and many other informal types of education. Moreover, in this Center students may take part in the different cultural mass actions to make their free time productive and useful.

Текст научной работы на тему «Гуманитаризация высшего технического образования: от теории к практике»

-►

Образование и педагогические науки

DOI 10.5862/JHSS.232.15 УДК 378E70

Н.И. Алмазова, А.В. Рубцова

гуманитаризация высшего технического образования:

от теории к практике

в статье описываются теоретические и практические аспекты реализации дополнительного гуманитарного образования в санкт-Петербургском политехническом университете Петра великого как основы гуманизации и гуманитаризации системы подготовки специалистов в техническом вузе. определяются базовые теоретические аспекты, регулирующие данные процессы. дано обоснование необходимости развития дополнительного гуманитарного образования в техническом вузе как ключевого условия полноценного развития личности и ее гуманитарной культуры, а также формирования универсальных гуманистических ценностей и личностных смыслов обучающихся. Анализируется работа культурно-просветительского центра гуманитарного института Политехнического университета как практическая модель организации дополнительного гуманитарного образования в высшей школе.

высшее техническое образование; гуманизация; Гуманитарный; культура; ВОСПИТАНИЕ; ЦЕНТР; ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

в условиях реформирования системы высшего профессионального образования и его модернизации возникает целый ряд задач в сфере развития личностного потенциала студентов и их успешной социализации в глобальном поликультурном обществе, а также в области формирования гуманитарной культуры, универсальных гуманистических ценностей и личностных смыслов обучающихся.

современное высшее образование в качестве основного гуманистического смысла социального развития провозглашает отношение к человеку как высшей ценности бытия. основным смыслом образования в этом ракурсе становится развитие личности и ее воспитание, обусловливающее осознанную социальную позицию индивида, развитие его способности самостоятельно принимать решения и действовать независимо, понимая свою личную ответственность в условиях изменяющегося и развивающегося общества [1].

Это означает переориентацию некоторых задач, стоящих перед высшей школой. одной из таких задач является приобщение учащихся к гуманитарной культуре, культуре познания, общения, творчества, действенности и сотрудничества [2]. По своей глубокой сущности гуманитарная культура выражает гуманистические ориентации личности. При этом она рассматривается как человеко-ориентированная составляющая культуры, результат и критерий духовного развития человека и его социализации, который характеризуется внутренним богатством личности, уровнем развития ее духовных потребностей, степенью их интенсивности и созидательной творческой деятельности.

Полагаем, что решение этой комплексной задачи возможно путем эффективной организации культурно-досуговых занятий студентов как особой сферы жизнедеятельности молодежи, ее творческой реализации, соотносимой с общим контекстом будущей профессиональ-

ной деятельности студентов, и предоставления им возможности получения бесплатного дополнительного гуманитарного образования как основного учебно-воспитательного интегратора современной подготовки выпускников вуза.

основной целью дополнительного гуманитарного образования является нравственно-эстетическое воспитание личности и развитие ее духовной сферы. ориентация на развитие духовности как главного вектора поведения и мотивации личности позволит сформировать интеллигенцию нашего государства, обладающую богатой гуманитарной культурой, чувством патриотизма, сознанием гражданского долга и достоинства, личной ответственности перед людьми и обществом. нравственное воспитание основывается на базовых гуманистических ценностях, заложенных в основу гуманитарного научного знания [3]. нравственность обозначает наличие внутренней принятой человеком общественной морали, которая регулирует его поведение, определяет мировоззрение, чувство ответственности, справедливости, честности, долга и сострадания.

в связи с этим актуализируется общественное понимание необходимости развития дополнительного гуманитарного образования в техническом вузе как открытого вариативного образования и его миссии, определяющей наиболее полное обеспечение права человека на развитие и свободный выбор различных видов учебной деятельности, в которых происходит личностное, духовно-ценностное и профессиональное самоопределение студентов.

кроме этого, развитие дополнительного гуманитарного образования связано с необходимостью расширения границ общегуманитарного знания в техническом вузе, представленного в контексте определенных дисциплин, и перехода к проектированию пространства персонального образования, обеспечивающего самореализацию личности. образование становится не только средством освоения всеобщих норм, культурных образцов и интеграции в социум, но создает возможности для реализации фундаментального вектора процесса развития человека, поиска и обретения человеком самого себя [4].

конкурентные преимущества дополнительного образования в сравнении с другими видами формального образования проявляются в сле-

дующих его характеристиках: свободный личностный выбор образовательной деятельности, определяющей индивидуальное развитие человека; вариативность содержания и форм организации образовательного процесса; доступность глобального знания и информации для каждого студента; адаптивность к возникающим изменениям. Анализ этих характеристик позволяет осознать ценностный статус дополнительного образования в высшей школе как уникальной и конкурентоспособной социальной практики наращивания мотивационного потенциала личности и инновационных возможностей общества. общественное признание ценностного статуса дополнительного образования студентов и его миссии позволит реализовать меры государственной политики, заложенные в указах президента российской Федерации.

ключевая социокультурная роль дополнительного гуманитарного образования в техническом вузе состоит в том, что мотивация развития студенческой субкультуры становится задачей всего профессионального университетского сообщества. современный технический университет должен быть основан на принципе трансформации сугубо образовательной среды в личностно-развивающее культурно-образовательное пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к саморазвитию, познанию, творчеству, культуре и труду.

Проведенный опрос студентов, в котором принял участие 4591 респондент, и анализ статистических данных показали высокую востребованность дополнительного гуманитарного образования у студентов санкт-Петербургского политехнического университета Петра великого1.

к примеру, было определено, что 63 % респондентов уже обучаются на курсах дополнительного образования, но испытывают потребность и в других курсах; более 40 % респондентов, не посещающих курсов дополнительного образования, испытывают потребность в этом; 44 % желающих посещать курсы планируют записаться на них в ближайшее вре-

1 Б статье использованы данные опроса студентов, предоставленные проектным офисом Программы «5-100-2020» ФГАОУ БО «СПбПУ Петра Великого».

мя, а еще 32 % — после окончания университета. При этом у многих студентов существуют финансовые сложности, не позволяющие им оплачивать курсы дополнительного образования (32,5 % опрошенных).

следует отметить востребованность различных направлений дополнительного гуманитарного образования: интерес к иностранным языкам выявлен у 82 % опрошенных, к ораторскому искусству — у 70 % респондентов, к маркетингу и менеджменту — у 23,8 %, к управлению проектами — у 30 %. Анализ мотивации студентов при этом показал, что в первую очередь доминируют мотивы, связанные именно с повышением уровня профессиональной компетенции (68 %), расширением кругозора (59 %), недостатком практических знаний и навыков (59 %), интересом к определенной области дополнительного образования (58 %), развитием творческих навыков (40 %). Мотивы, связанные с требованием работодателя или наличием «корочки», выявлялись гораздо в меньшей степени (соответственно 28 и 22 %).

в этой связи особое значение в системе высшего технического образования приобретают специальные структурные подразделения, реализующие на практике стратегию развития дополнительного гуманитарного образования в высшей школе.

Примером такой учебно-воспитательной работы является деятельность культурно-просветительского центра (кПц) «Гармония», созданного в системе гуманитарного института Политехнического университета. основная цель организации этого Центра — воплощение в жизнь миссии дополнительного образования в высшей школе как социокультурной практики формирования гуманитарной культуры студентов; превращение феномена дополнительного образования в высшей школе в подлинный системный культурно-образовательный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства.

основными направлениями дополнительного гуманитарного образования, реализуемого в рамках КПЦ, являются: культурно-досуговая деятельность студентов, общеинститутские и общеуниверситетские культурно-образовательные мероприятия. их цель — создание единого образовательного и гуманитарно-воспи-

тательного пространства Политехнического университета.

работа КПЦ «Гармония» направлена на развитие личностного и культуро-созидатель-ного потенциала обучающихся. Применительно к гуманитарному образованию это означает расширение границ общегуманитарного знания в техническом вузе, представленного в контексте определенных дисциплин, и переход к проектированию пространства персонального образования, обеспечивающего самореализацию личности. в данном случае образование становится не только средством освоения всеобщих норм, культурных образцов и интеграции в социум, но создает возможности для реализации фундаментального вектора процесса развития человека, поиска и обретения человеком самого себя.

в связи с этим актуальной становится такая организация образовательного пространства, которая в целом способствовала бы реализации стратегии гуманизации и гуманитаризации высшего технического образования и обеспечивала бы возможность студентам активно включаться в общественно-образовательные и культурно-просветительские процессы информационно-образовательной среды вуза. Процессы гуманизации и гуманитаризации высшего технического образования — это взаимодополняющие процессы, целью которых является полноценное развитие личности обучаемого и его гуманитарной культуры, соотносящейся с внутренним миром человека, с тем, что делает человека субъектом жизнедеятельности [5, с. 114].

следование данной стратегии развития университета обусловлено системным кризисом высшего образования на рубеже ХХ—ХХ1 вв., который проявляется в обособлении и противопоставлении естественно-научной, технической и гуманитарной компонент образования, утере субъектами высшего образования гуманистической матрицы своей деятельности и умалении гуманитарной парадигмы образования. Гуманитарная культура в этом плане выступает как альтернатива техногенному типу духовных ориентаций, в целом имеющих антигуманный характер, своим содержанием обращена к человеку и соотносится с его потребностями, проявлениями и самовыражением [6].

в плане гуманизации технического образования кПц «Гармония» обеспечивает развитие

студента как личности в единстве с реализацией адекватных условий этого развития: формирование гуманистических ориентаций студентов и преподавателей; утверждение ценностей гуманистической культуры; приобщение к общечеловеческим ценностям; достижение открытости индивидуально-личностного развития и целостности личности; создание условий для развития духовности личности вне учебной сферы и т. д. Б целом сущность принципов гуманизации образования состоит не столько в передаче содержания базовых знаний и формировании соответствующих умений, сколько в совместном личностном развитии участников образовательного процесса [7].

Гуманитаризация высшего технического образования в этой связи реализуется посредством включения естественно-научных и технических знаний студентов в поле их человеческого видения, выявления их социальной обусловленности и определения ценностного статуса. не менее важны определение и осознание мировоззренческих функций технических наук и сближение их по предметной и методологической направленности с социогуманитарны-ми науками. Данный процесс реализуется не в слиянии научного знания, а в определении внутреннего взаимного тяготения естественнонаучных и гуманитарных наук в рамках сохранения их автономности, но с учетом актуализации человеческого фактора как стержневой основы их единства, близости и целостности [8]. Необходимость гуманитаризации высшего технического образования вытекает из основополагающих целей высшего образования, социальных запросов на личностные качества выпускника вуза и роли гуманитарных знаний в жизнедеятельности человека.

Персонализация дополнительного гуманитарного образования, реализуемого в КПЦ, усиливает его преимущества по сравнению с другими институтами формального образования за счет актуализации следующих аспектов:

• участие студентов в вариативных развивающих образовательных программах и мероприятиях на основе их добровольного выбора в соответствии с интересами, склонностями и ценностями;

• возможность выбора режима и темпа освоения образовательных программ, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий;

• право на пробы и ошибки, возможность смены образовательных программ, педагогов и курсов;

• неформализованность содержания образования и организации образовательного процесса;

• возможность варьирования форм оценивания образовательных результатов;

• ориентация на создание конкретного личностного продукта и его публичную презентацию;

• возможность на практике применить полученные знания и навыки;

• разновозрастный характер объединений;

• возможность выбора педагога, наставника, преподавателя.

необходимо подчеркнуть, что дополнительное гуманитарное образование в данном случае является важным фактором повышения социальной стабильности университетского сообщества. Б настоящее время в условиях информационной социализации дополнительное образование студентов — это действенный инструмент формирования ценностей, мировоззрения, гуманитарной культуры, гражданской идентичности, адаптивности к темпам социальных и технологических перемен.

К основным целям функционирования КПЦ «Гармония» относятся:

• обеспечение прав студента на личностное развитие, самоопределение и самореализацию;

• формирование культурно-нравственной личности и гуманитарной культуры студентов;

• расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов студентов в области гуманитарного научного знания;

• развитие инновационного потенциала университетского сообщества.

Для достижения этих целей на культурно-образовательной площадке кПц решаются следующие задачи:

• развитие дополнительного гуманитарного образования как ресурса мотивации личности студента к познанию, культуре, творчеству и труду;

• проектирование развивающих образовательных сред как необходимого условия личностного развития и формирования гуманитарной культуры обучающихся;

• интеграция дополнительного и высшего образования, направленная на расширение

вариативности и индивидуализации системы высшего технического образования в целом;

• разработка инструментов оценивания личностных достижений студентов, способствующих их самореализации и личностному росту;

• повышение вариативности, качества и доступности дополнительного образования для каждого студента Политехнического университета;

• обновление содержания дополнительного образования студентов в соответствии с их интересами и внутренними потребностями;

• обеспечение условий для доступа каждого студента к гуманитарному научному знанию;

• развитие инфраструктуры КПЦ;

• формирование эффективной системы управления кПц;

• создание условий для активного участия студенческого сообщества в развитии КПЦ в приоритетном направлении.

таким образом, развитие дополнительного гуманитарного образования в Политехническом университете предполагает реализацию соответствующей государственной политики посредством принятия современных, научно обоснованных решений как в области содержания и технологий обучения и воспитания, так и в части разработки управленческих и организационных моделей.

Приоритетными инструментами регулирования развития дополнительного образования студентов и управления им являются именно те, которые способны сохранить для него фундаментальную свободу, неформализованность и вариативность, что в целом реализуется на принципах равнопартнерских отношений между студентами и преподавателями и конструктивного межличностного взаимодействия в целях мотивирования, вовлечения и поддержки всех субъектов образовательного процесса.

не менее важными являются следующие принципы:

• принцип социальной гарантии на качественное дополнительное образование студентов;

• принцип общественно-государственного партнерства в целях расширения вовлеченности студентов в дополнительное образование в гуманитарной сфере;

• принцип расширения социальной и академической мобильности студентов через дополнительное образование;

• принцип реализации права на личностное и профессиональное самоопределение студентов в различных видах конструктивной и личностно-формирующей деятельности;

• принцип расширенного использования средств массовой коммуникации, сети интернет, социальных и интеллектуальных сетей, издательств, ресурсов мобильного дистанционного обучения, направленных на личностное и профессиональное самоопределение студентов, их самообразование и позитивную социализацию;

• принцип программоориентированности, где базовым элементом системы дополнительного образования в высшей школе рассматривается образовательная программа, а не образовательная организация;

• принцип преемственности и непрерывности дополнительного образования, обеспечивающий возможность продолжения образовательных траекторий на всех возрастных этапах.

Проектирование и реализация дополнительных образовательных программ строится на основе: свободы выбора форм, видов и режима их освоения; соответствия образовательных программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям студентов. необходимо ориентироваться: на вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ, реализуемых на базе кПц; разноуровневость образовательных программ и модульность их содержания; возможность взаимозачета результатов; реализацию личностных результатов в области гуманитарного знания; творческий и продуктивный характер форм и методов научного познания; открытый и сетевой характер реализации гуманитарного образования.

образовательные программы и мероприятия в рамках кПц «Гармония» реализуются по следующим направлениям гуманитарного научного знания: филологические науки, психолого-педагогические науки, культурология, философия, юриспруденция, социология, политология, история.

организация обучения, развития и воспитания студентов основана на следующих видах учебной деятельности, включая аудиторную и внеаудиторную работу: открытые лекции, тематические клубы, «круглые столы», семинары, конференции, дискуссии, открытые курсы, на-

учно-исследовательские общества, телемосты, видеоконференции, дистанционные курсы, фестивали культуры и науки, вебинары, проектные исследования и работы, мастер-классы, дистанционные семинары и мн. др.

Данные формы работы обеспечивают содержательное наполнение образовательного контекста и развивают такие виды деятельности всех участников образовательного процесса, которые ориентированы не столько на передачу и приобретение знаний, сколько на способность актуализировать данные знания и порождать новые, инициировать нестандартные решения, демонстрировать рефлексию и критическое мышление [9]. Иными словами, обозначенный подход обеспечивает формирование инновационно емкой образовательной среды как условия и средства реализации учебно-воспитательной работы в Политехническом университете.

Отметим, что дополнительное гуманитарное образование, реализуемое в КПЦ «Гармония», способствует решению целого ряда задач, связанных с гуманизацией и гуманитаризацией высшего технического образования:

• усиление гуманитарной подготовки студентов и формирование личности специалиста, обладающего фундаментальными гуманитарными знаниями, определяющими вектор его дальнейшего саморазвития и самореализации;

• активное включение студентов в общественно-образовательные и культурно-просве-тительскиепроцессыинформационно-образова-тельной среды Политехнического университета;

• развитие педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава гуманитарного института Политехнического университета;

• разработка и внедрение современных воспитательных и образовательных технологий, реализуемых через авторские клубы, курсы, индивидуальные образовательные траектории обучаемых, интерактивное обучение и т. д.;

• совершенствование системы дополнительного гуманитарного образования в высшей школе и вариативных образовательных программ.

Сегодня в КПЦ «Гармония» реализуется целый ряд образовательных программ, обеспечивающих эффективное функционирование культурно-досуговой деятельности студентов и направленных на полноценное развитие гу-

манитарной культуры обучающихся: Школа машинного перевода, интерактивный развивающий курс «Being Human Dévotion», семинар «Базы данных по мировому искусству и электронные библиотеки», Педагогическая мастерская, открытый лекторий «Техногенные горизонты социокультурного развития (видеолекции)», клуб современного маркетинга, психологический клуб, юридическая лаборатория ЮрХАВ, кружок по уголовному праву, лингвистические клубы (клуб английского языка, клуб французского языка, клуб испанского языка и культуры, клуб любителей немецкого языка, мастер-класс по практической фонетике английского языка, мастер-класс «Удачное резюме и деловая документация на английском языке», мастер-класс «Мастерство презентации на английском языке», мастерская аудиовизуального перевода и дубляжа художественных фильмов «Translata», клуб «Английский язык для начинающих»), логико-философский клуб «Di@gen» («Dialectic génération»), открытые лекции «Актуальные образы технической реальности», Школа юного литератора и редактора и др.

Общеинститутские и общеуниверситетские культурно-образовательные мероприятия, проводимые в КПЦ «Гармония», обеспечивают реализацию гражданских, правовых, патриотических, интернациональных, политических, эстетических и иных элементов воспитания. При этом основными целями проведения этих мероприятий являются: формирование социально активной личности студента, его активной гражданской позиции, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; развитие патриотического, национального и межнационального самосознания, включая патриотические чувства и настроения, чувство гражданского долга, что проявляется в отношении человека к своим правам и обязанностям и обеспечивает тесную взаимосвязь высшего профессионального образования с социально-экономическими и духовными преобразованиями в стране и мире.

кроме этого, данные мероприятия проводятся с целью развития эмоционально-чувственной сферы обучаемых и умения противостоять влиянию «массовой» культуры низкого эстетического уровня. Эстетическое воспитание предполагает прежде всего формирование у студентов устойчивой потребности постоян-

ного восприятия и понимания произведений искусства и интереса к различным проблемам, которые решаются средствами художественного творчества, развитие способности к эмоционально-чувственному восприятию художественных произведений, пониманию их содержания через приобщение студентов к мировому художественному искусству во всех его проявлениях [10].

Отметим основные общеуниверситетские культурно-образовательные мероприятия, проводимые в КПЦ «Гармония»:

• тематические недели (Неделя истории гуманитарного и технического научного знания; Неделя истории, посвященная Великой Отечественной войне и блокаде Ленинграда, и пр.);

• недели открытых дискуссий («Развитие технологического потенциала России: проблемы и перспективы»);

• молодежный фестиваль «Дружба народов» (творческая культурно-образовательная площадка Политехнического университета);

• студенческий конкурс «Лучший гуманитарий Политеха»;

• общероссийские и международные олимпиады и конкурсы;

• авторский клуб «ПолиНова» (проба пера для молодых и талантливых авторов);

• студенческий клуб «Полис» (организация «круглых столов», посвященных вопросам миграции и образовательной политики, сохранения национальных культур и влияния современных геополитических тенденций на мировые миграционные процессы);

• социальные программы и консультирование (волонтерское движение студентов, юридическая клиника, профориентационная работа со школьниками и студентами);

• организация экскурсий студентов в музеи Политехнического университета, а также Санкт-Петербурга и его пригородов;

• студия театрально-сценического эксперимента;

• дискуссионный клуб «Переводчик и современные технологии»;

• студенческий дискуссионный клуб «История техники и техника истории» и др.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• дискуссионный клуб «Этика поведения и этика взаимоотношений в вузе и обществе»;

• тематические фотовыставки в рамках проекта «Being Human Devotion».

как показывают практика и статистический анализ, в результате проведения обозначенных мероприятий обеспечиваются:

• повышение удовлетворенности студентов качеством образования в Политехническом университете за счет возможностей самореализации, предоставляемых системой дополнительного высшего образования;

• сокращение асоциальных проявлений среди студенчества;

• формирование мотивации студентов к непрерывному гуманитарному образованию и саморазвитию;

• формирование у студентов гражданской позиции и патриотизма;

• дополнительная привлекательность Политехнического университета за счет повышения уровня человеческого и социального капитала;

• повышение конкурентоспособности выпускников Политехнического университета на основе высокого уровня полученного образования, сформированных личностных качеств и социально значимых компетенций.

В заключение подчеркнем, что работа кПц «Гармония» обеспечивает высокое качество и обновляемость дополнительных образовательных программ и научно-просветительских мероприятий за счет создания эффективной информационно-коммуникационной и инновационно емкой образовательной среды, привлечения квалифицированных кадров, сочетания инструментов контроля и мониторинга, независимой оценки качества и саморегулирования, условий для использования студентами ресурсов информального образования в целях саморазвития и профессионального самоопределения, формирования эффективных механизмов внутривузовского управления дополнительным образованием студентов.

кроме этого, в кПц созданы благоприятные условия для инновационной активности и профессионального роста профессорско-преподавательского состава Политехнического университета, научно-производственного сотрудничества в сфере разработки образовательных сред и образовательной продукции для оснащения развивающих культурно-образовательных программ и мероприятий.

Таким образом, КПЦ «Гармония» представляет собой комплексную инфраструктуру, которая удовлетворяет общественным потребностям

в воспитании, образовании и общегуманитарном развитии студентов, обеспечивает укрепление социальной стабильности общества за счет сформированных в системе дополнительного образования ценностей и компетенций обу-

чающихся и повышение социально-экономической эффективности вложений государства и общества в систему высшего технического образования за счет получения более высокого качества социальных результатов.

список литературы

1. Еремин Ю.В. Идеи гуманистичности в профессионально-ориентированном иноязычном образовании с позиции продуктивного подхода // Письма в Эмиссия.Оффлайн. 2012. Июль. Art 1823. URL: http://www.emissia.org/offline/2012/1823.htm (дата обращения: 14.11.2015).

2. Павлова Л.В. Закономерности и принципы развития гуманитарной культуры студентов в процессе иноязычного образования в вузе // Сиб. пед. журн. 2009. № 9. С. 110-116.

3. Розов Н.В. Ценности гуманитарного образования // Высшее образование в России. 1996. № 1. С. 85-89.

4. Проблемы гуманизации образования. Новое осмысление старых проблем / под ред. Ю.Н. Кулют-кина. СПб.: Изд-во Ин-та образования взрослых РАО, 1997. 50 с.

5. Орлов В.Н., Сапронов П.А. Гуманитарные основания культуры // Гуманитарное знание. Сущность и функции: межвуз. сб. СПб., 1999.

6. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: введение в культурологию. М.: Изд-во МГИК, 1992. 237 с.

7. Шиянов Е.Н. Аксиологические основания процесса воспитания // Педагогика. 2007. № 10. С. 33-37.

8. Савельева Н.Н. Развитие гуманитарной культуры студентов университета: дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2005. 180 с.

9. Алмазова Н.И., Рубцова A.B. К вопросу о лингводидактической педагогической инноватике // Письма в Эмиссия.Оффлайн. 2013. Июль. Art 2026. URL: http://www.emissia.org/offline/2013/2026.htm (дата обращения: 30.09.2015).

10. Открытое образование — стратегия ХХ1 века для России / под общ. ред. В.М. Филиппова, В.П. Тихомирова. М., 2000.

АЛМАЗОВА Надежда Ивановна — доктор педагогических наук, заведующий кафедрой лингвистики и межкультурной коммуникации института прикладной лингвистики Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.

Россия, 195251, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 19 e-mail: [email protected]

РУБЦОВА Анна Владимировна — доктор педагогических наук, профессор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.

Россия, 195251, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29 e-mail: [email protected]

N.I. Almazova, A.V. Rubtsova

humanitarization of engineering education: from theory to practice

The article shows theoretical and practical work of supplementary humanitarian education in Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University as the basis of engineering education humanization and

humanitarization. Basic theoretical aspects regulating this process are determined. The study proves necessity to develop supplementary humanitarian education in technical institutions of higher education in Russia. Supplementary humanitarian education provides full personal development and forms humanitarian culture, universal humanistic values and senses. In the benefits of this study, the article shows the practical model of supplementary humanitarian education in the system of Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University. Such model works on the basis of cultural and educational center "Harmony" in the Institute of Humanities. The Center focuses on the range of humanitarian open courses, programs, clubs, seminars and many other informal types of education. Moreover, in this Center students may take part in the different cultural mass actions to make their free time productive and useful.

HIGHER ENGINEERING EDUCATION, HUMANIZATION; HUMANITARIAN; CULTURE; UPBRINGING; CENTER; SUPPLEMENTARY EDUCATION.

references

1. Yeremin Yu.V. Idei gumanistichnosti v profes-sional'no-orientirovannom inoyazychnom obrazovanii s pozitsii produktivnogo podkhoda. Pis'ma v Emissiya.Of-flayn [The Emissia.Offline Letters]. 2012. Jul. Art 1823. Available at: http://www.emissia.org/offline/2012/1823. htm (accessed 14.11.2015).

2. Pavlova L.V. Zakonomernosti i printsipy razvitiya gumanitarnoy kul'tury studentov v protsesse inoyazych-nogo obrazovaniya v vuze. Sibirskiy pedagogicheskiy zhur-nal, 2009, no. 9, pp. 110-116. (In Russ.)

3. Rozov N.V Tsennosti gumanitarnogo obrazovaniya. Vyssheye obrazovaniye v Rossii, 1996, no. 1, pp. 85-89. (In Russ.)

4. Problemy gumanizatsii obrazovaniya. Novoye osmysleniye starykh problem. St. Petersburg, In-t obrazovaniya vzroslykh RAO Publ., 1997. 50 p. (In Russ.)

5. Orlov V.N., Sapronov P.A. Gumanitarnye osno-vaniya kul'tury. Gumanitarnoe znanie. Sushchnost' i funk-tsii. St. Petersburg, 1999. (In Russ.)

6. Arnoldov A.I. Chelovek i mir kul'tury: vvedeniye v kul'turologiyu. Moscow, MGIK Publ., 1992. 237 p. (In Russ.)

7. Shiyanov Ye.N. Aksiologicheskiye osnovaniya pro-tsessa vospitaniya. Pedagogika, 2007, no. 10, pp. 33—37. (In Russ.)

8. Savelyeva N.N. Razvitiye gumanitarnoy kul'tury studentov universiteta. Cand. diss. Omsk, 2005. 180 p. (In Russ.)

9. Almazova N.I., Rubtsova A.V K voprosu o lingvo-didakticheskoy pedagogicheskoy innovatike. Pis'ma v Emissiya.Offlayn [The Emissia.Offline Letters]. 2013. Jul. Art 2026. Available at: http://www.emissia.org/ offline/2013/2026.htm (accessed 30.09.2015).

10. Otkrytoye obrazovaniye — strategiya XXI veka dlya Rossii. Moscow, 2000. (In Russ.)

ALMAZOVA Nadezhda I. — Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University. Politekhnicheskaya ul., 19, St. Petersburg, 195251, Russia e-mail: [email protected]

RUBTSOVA Anna V. — Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University. Politekhnicheskaya ul., 29, St. Petersburg, 195251, Russia e-mail: [email protected]

© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.