УДК 130.2:62
Культурно-гуманистическая парадигма инженерно-технического образования
И.М. Орешников, д.ф.н., проф. кафедры философии ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет (Россия, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 1). E-mail: [email protected]
В статье характеризуется культурно-гуманистическая парадигма образования, показывается ее значение для подготовки инженерно-технических кадров, в том числе нефтегазового профиля. В связи с этим в ней излагаются вопросы о специфике инженерной профессии и инженерной деятельности, о сущности и структуре гуманитарной культуры личности, называются основные направления гуманизации и гуманитаризации высшего технического образования, даются рекомендации по усилению гуманизации преподавания социально-гуманитарных и технических дисциплин в технических вузах.
Ключевые слова: культурно-гуманистическая парадигма, инженерно-техническое образование, гуманизм, гуманизация и гуманитаризация, дегуманизация образования, гуманитарная культура личности, культурный человек, инженерная профессия, инженерная деятельность, интеллигенция.
В настоящее время не только Россия, но и другие страны техногенной цивилизации переживают серьезный кризис в системе образования. Суть этого кризиса, на наш взгляд, заключается в дегуманизации образования и его обезличивании. Особенно это характерно для технических вузов, для подготовки научно-технических специалистов, инженерных кадров.
Данный кризис порожден прежде всего рыночным, коммерческим, технократическим, утилитарно-прагматическим подходом к образованию.
Так называемый образовательный капитализм, утилитарно-прагматический, «бухгалтерский» подход к образованию, повсеместно и прочно установившийся еще в конце ХХ века, превращает технический вуз в коммерческую организацию, бизнес-предприятие, сферу услуг. Главным качеством и критерием здесь является не личностное, духовно-нравственное, телесно-физическое и интеллектуальное, многостороннее развитие выпускников вузов, а исключительно трудовая функция и конкурентоспособность. Что в результате привело к отрыву образования от подлинной культуры, научного знания от духовных ценностей, Истины от Добра и Красоты. А в силу этого началось, так сказать, производство, выпуск в массовом масштабе «образованцев», «рабочей силы» и «трудового ресурса», а отнюдь не интеллегентного человека, культурной личности. Кроме того, в нынешней российской системе высшего образования существуют следующие серьезные просчеты: его бюрократизация, излишняя отчетность педагогов, постоянное изменение рабочих программ, крайняя стандартизация учебного процесса не способствуют сти-
мулированию творческого мышления студентов, что приводит к нивелировке личности и т.п. В связи с этим В. Федотова в своей статье с весьма выразительным названием «Образовательный Макдоналдс» справедливо пишет о чиновничьем произволе, утилитаризме, коррупции в научной и образовательной сфере [1].
В этих условиях настоятельно требуются гуманистическая педагогика и психология, принципиально иная культурно-гуманистическая парадигма образования, которая носит антропо-центристский, личностный, аксиологический, субъектно-субъектный, креативный и диалоговый характер. В ней гуманистические идеи и идеалы являются ключевыми, основополагающими, а категории «культура», «ценность», «личность», культурные и мировоззренческие универсалии - ведущими, она интегрирует Истину, Добро и Красоту. В итоге образование, обучение, учение, воспитание, знания, навыки, умения и опыт студента рассматриваются в широком социокультурном, ценностно-смысловом контексте, то есть образование понимается как культурная, коммуникативная, диалоговая и творческая деятельность педагога и студента, как процесс понимания, сотрудничества и сотворчества.
В свете данной парадигмы главная цель образования - формирование культурного человека, интеллектуального и воспитанного, духовно, нравственно, эстетически и телесно-физически развитого, обладающего гуманистическим, диалоговым и творческим мышлением, умеющего совершенствовать себя, строить гармонические отношения с миром, природой и обществом, толерантно относиться к
различным культурам, народам и конфессиям, способного участвовать в гуманизации социальной действительности, человека с благородными помыслами, действиями и поступками.
Конечно, все это ни в коей мере не отменяет необходимости овладения студентами своей основной специальностью, приобретения глубоких знаний в области естественных и технических наук, однако их освоение должно осуществляться в контексте гуманитарной культуры.
Культурно-гуманистическая парадигма образования предполагает процесс гуманизации и гуманитаризации высшей школы, профессионального образования, требует формирования прежде всего гуманитарной культуры личности.
Известно, что до сих пор не выработана относительно четкая и общепринятая концепция гуманитаризации высшей технической школы и инженерно-технического образования. Гуманитаризация высшей технической школы должна носить системный, комплексный характер и основываться на культурно-гуманистической концепции образования, должна представлять собой процесс гуманитарного окультуривания всей вузовской системы, призванного охватить все ее элементы, стороны и отношения. Ее основной и стратегической целью является выпуск культурных специалистов и инженеров, обладающих высоким уровнем интеллигентности, высоким профессионализмом, творческим, рефлексивным, социально и гуманистически ориентированным мышлением. Важно подчеркнуть при этом, что гуманитаризация высшей технической школы должна стать общим делом всех педагогов вузов. Автор этих
строк предлагает системную программу по гуманитаризации и гуманизации высшей технической школы. Она охватывает такие основные понятия, как научно-методическая деятельность; организационно-управленческое направление; кадровая политика; учебно-воспитательный процесс; культурно-воспитательная и просветительская работа во внеучебное время; создание гуманитарно-культурной среды, эстетизация быта и предметного мира; финансовое, материально-техническое направление [2].
Гуманизация в процессе гуманитаризации вуза является всеопределяю-шей ее целью, коренным, системообразующим принципом и фактором. Она означает прежде всего очеловечивание всей вузовской системы, отношений между преподавателями и студентами, введение педагогики сотрудничества и сотворчества, максимальной индивидуализации учебно-воспитательного процесса, создание благоприятных условий для свободного самоопределения студентов, реализации их творческого потенциала, развития у них гуманистического мышления. Другими словами, гуманизация вузовской системы предполагает создание соответствующей культурной среды, способствующей самоактуализации личности студента, превращение ее из средства в цель, из объекта в субъект культурной деятельности. Очевидно, что главным здесь является принцип гуманизма: человек - мера всех вещей. При этом весь учебно-воспитательный процесс должен рассматриваться в культурном и аксиологическом контексте, а студентам следует понять личностный смысл и ценность образования для себя как свободной и творческой личности.
Нужно подчеркнуть, что в свете культурно-гуманистической концепции и парадигмы образования важное место и главная роль во всем учебно-воспитательном процессе отводится самому студенту, его самодеятельности. Однако это предполагает новую технологию, активные формы и методы обучения. В процессе обучения студент должен осваивать культуру, не только усваивать информацию и знание, но и приобщаться к высшим духовным ценностям и мудрости, понимать смысл всего происходящего, формировать у себя рефлексивно-критическое, творческое, вопрошающее, диалоговое и гуманистическое мышление.
Гуманитаризация высшей технической школы предполагает прежде всего формирование у будущих специалистов, инженеров гуманитарной культуры - необходимой составляющей их профессиональной культуры.
В свете культурно-гуманистической парадигмы образования следует кардинально переосмыслить сущность и смысл инженерной профессии, пути и средства подготовки научно-технических специалистов, инженерных кадров. Вопросы о личности инженера, о специфике инженерной профессии, содержании и характере деятельности и труда инженера имеют исключительно важное не только философское, теоретико-методологическое, но и практическое, педагогическое значение, ибо от их решения в значительной, если не в решающей, мере зависят подготовка и переподготовка инженерных кадров, удовлетворяющих социальным, производственным и научно-техническим требованиям. К сожалению, реформирование современного российского высшего технического образования, переход на подготовку бакалавров и магистров привели к тому, что вузы практически перестали выпускать инженеров. В дипломах выпускников вузов больше не указывается инженерная профессия.
Следует особо подчеркнуть, что в самых различных определениях инженерной профессии и инженерной деятельности практически отсутствуют указания на их социально-гуманитарные, антропологические аспекты, социально-гуманитарную составляющую. К сожалению, слово «инженер», что в переводе с французского означает «изобретательный человек», довольно часто заменяется жаргонным «технарь», что значительно принижает его истинный смысл.
Ныне же очевиден тот факт, что гуманитарная подготовка инженеров становится просто необходимой, является важным показателем (критерием) уровня их профессионализма, компетентности и интеллигентности, а значит, и конкурентоспособности.
Инженерно-техническая деятельность включает разработку, проектирование и конструирование новой техники и технологии, изобретательство, инженерные исследования и расчеты, инженерное обслуживание текущего производства, эксплуатацию техники и технологии, контроль за качеством продукции, соблюдением стандартов, технологической дисциплины, норм и нормативов охраны природы, техники безопасности, противопожарной техники, разработку и осуществление перспективных планов по оценке и внедрению научно-технических достижений в практику, организацию производства и пр.
Результаты инженерной деятельности, как правило, представляются в знаковом виде (в виде чертежей, схем,
программ, расчетов, описаний), а также в виде устных рекомендаций, объяснений, указаний и т.д.
В XX веке инженерия разделилась на множество отраслей и подотраслей - физическую (электрическая, механическая, радиотехническая и т.п.), химическую (производство искусственных волокон, минеральных удобрений, лекарственных средств, товаров бытовой химии и т.д.), биологическую (биомеханика, бионика, биосинтез, биооптика, биоэнергетика и пр.) и др.
Выделяются три основные категории инженеров: производственник -выполняет функции технолога, организатора производства, инженера по эксплуатации; исследователь, разработчик - сочетает функции изобретателя, проектировщика и конструктора, участвует в процессе соединения науки с производством; так называемый универсалист (или системотехник) -инженер широкого профиля, задачи которого - организация и управление инженерной деятельностью и создание основных технических систем. Очевидно, сейчас следует расширить эту типологию и включить в нее инженера, занятого социотехническим проектированием, основной целью которого является учет социокультурных, антропологических, эргономических, экологических, инженерно-психологических, эстетических и этических аспектов инженерной деятельности и ее результатов, умеющего осуществлять социально-гуманитарную экспертизу и прогностику.
Таким образом, главное назначение инженерной деятельности - интеллектуальное, научно-техническое обслуживание сферы материального производства, развитие техники, технологии, обеспечение научно-технического прогресса, решение на основе естественно-научного, технического и социально-гуманитарного знания технико-технологических, инженерных противоречий, проблем и задач.
Деятельность инженера в принципе носит творческий характер, предполагает преимущественно инновационные, нестандартные, неалгоритмированные операции, решения и действия, связанные с созданием нового в области техники, технологии и организации производства. Однако на практике все это выглядит несколько по-другому, так как инженеру зачастую приходится заниматься рутинной, механической, далеко не творческой работой.
Современный инженер - это не просто технический специалист, решающий узкопрофессиональные задачи. Его деятельность тесно связана с природной средой, основой жизни об-
(щ
щества и с самим человеком. Поэтому ориентация современного инженера только на естествознание, технические науки и математику, которая изначально формируется еще в вузе, не отвечает его подлинному месту в научно-технической революции современного общества. Решая свои, казалось бы, узкопрофессиональные задачи, инженер активно влияет на общество, человека, природу, и не всегда наилучшим образом. В силу этого ныне существенно возрастает социальная и нравственная ответственность инженера.
В настоящее время все чаще говорится о кризисе инженерии. Некоторые исследователи называют по меньшей мере четыре области такого кризиса: поглощение инженерии нетрадиционным проектированием, поглощение инженерии технологией, осознание отрицательных последствий инженерной деятельности, кризис традиционной научно-технической картины мира [3]. Сейчас требуется практически новая, неклассическая инженерия, носящая комплексный характер и имеющая со-циотехническую направленность.
Важный путь выхода из кризиса инженерии - это ее гуманизация, целенаправленный учет ее «человеческого измерения» и социокультурных оснований. В силу этого наиболее перспективным является социотехническое, гуманитарное проектирование. В связи с этим полагаем, что инженерно-техническая культура - интегральная, качественная характеристика меры овладения специалистами своей профессией, инженерным делом, технической и организационно-управленческой деятельностью, достижениями науки, техники и технологии на основе гуманитарной культуры - есть важнейшая характеристика социально-профессиональных качеств личности специалиста.
Основными элементами этой культуры являются соответствующее образование, профессиональные знания, умения и опыт, а также определенные ценности, нормы и идеалы, социально и гуманистически ориентированное мышление.
Очевидно, что ведущую роль в формировании гуманитарной культуры у студентов, бакалавров и магистрантов играют социально-гуманитарные дисциплины.
Гуманитарная культура личности -это ее «живая душа», мера человеческого в человеке, интегральная характеристика ее духовности, душевности, интеллигентности и воспитанности. Она выражает степень освоения и усвоения личностью общественно-гуманитарной культуры, общечеловеческих идей и ценностей, характеризует
способ и меру реализации ее сущностных сил, духовного и телесно-физического потенциала в человеческой деятельности и ее результатах, участия в ценностно-смысловом процессе, в преобразовании мира, природы и общества по законам истины, добра и красоты.
Ядром и системообразующим фактором гуманитарной культуры является ее аксиологический компонент (такие высшие духовные ценности, как истина, добро, красота, свобода, вера, надежда, любовь, смысл жизни и др.), основополагающим, ключевым принципом (ценностью) и целью - гуманизм, рассматривающий человека в качестве самоценности и самоцели общественного развития, а отнюдь не «трудового ресурса», «рабочей силы», «человеческого фактора», что часто встречается в многочисленных изданиях.
В целостной гуманитарной культуре личности можно выделить такие основные ее составляющие, компоненты, как культура мышления, высокий уровень овладения личностью социально-гуманитарным знанием (философским, культурологическим, психологическим, правовым, этическим, эстетическим и др.), культура чувств (интеллектуальных, этических, эстетических и религиозных), культура языка и речи, культура общения и поведения, телесно-физическая культура личности, культура индивидуального и социально-исторического, национально-этнического самосознания.
Отметим, что высшая техническая школа России, исходя из культурной традиции, призвана не просто выпускать специалистов, бакалавров, магистров и инженеров, а производить и воспроизводить научно-техническую интеллигенцию.
Общеизвестно, что проблемы интеллигенции, ее сущности, места и роли в социокультурной жизни России относятся к традиционным проблемам. На протяжении многих десятков лет проблемы интеллигенции были широко представлены в обширной философской, научной и публицистической литературе. Однако заметим, что сейчас, в условиях коренной модернизации российского общества, эти проблемы существенно актуализируются, становятся предметом острых дискуссий. Порой даже говорят о «смерти интеллигенции», ее «неинтеллигентности», обвиняют интеллигенцию во всех смертных грехах, во всех трагических событиях истории России ХХ века. В то же время нередко заявляют о том, что российская интеллигенция - это «наше все», соль земли, «всечеловечность», «служба совести и стыда», служение
нравственным идеалам, решающая сила духовной трансформации нашего общества. Короче говоря, оценки социального статуса интеллигенции весьма противоречивы.
Особо следует подчеркнуть, что научно-техническая интеллигенция в российском обществе призвана выполнять, помимо всего прочего, социокультурную функцию, которая заключается в гуманизации современного производства, техники, технологии, деловых и служебных отношений, а также в создании благоприятного климата в трудовых коллективах. Выступая связующим звеном между наукой, техникой и культурой, научно-техническая интеллигенция является, таким образом, социокультурным феноменом. Кроме того, она способствует сохранению культурного уровня страны, реализуя основное назначение интеллигенции как особого явления русской истории и культуры.
Конечно, ведущая роль в процессе гуманитаризации и гуманизации высшей технической школы, в формировании гуманитарной культуры у научно-технической интеллигенции принадлежит социально-гуманитарным кафедрам. Однако заметный вклад в этот процесс могут внести и естественно-научные, специальные и технические кафедры. У преподавателей этих кафедр есть большие возможности в деле аксиологизации, гуманизации своих дисциплин, в том, чтобы сделать естественно-научные, технические знания «человечными», культурно, ценностно нагруженными.
В заключение хотелось бы поделиться опытом реализации культурно-гуманистической парадигмы образования в подготовке научно-технических специалистов, инженеров нефтегазового профиля.
В преподавании социально-гуманитарных дисциплин (философии, истории, культурологи и др.) следует:
■ максимально гуманитаризиро-вать и аксиологизировать содержание читаемых курсов, расширять и углублять в них культурологическую, ценностно-смысловую, нравственную, эстетическую, религиозную, правовую, личностную, экологическую и управленческую проблематику;
осуществлять профилированное преподавание данных дисциплин, ориентироваться на профессиональные интересы и будущую профессию, показывать ценность социально-гуманитарного знания для научно-технической деятельности, для принятия гуманистических, адекватных и компетентных производственных, технико-технологических и управленческих решений;
формировать у студентов социально и гуманистически ориентированное мышление, преодолевать сугубо утилитарно-прагматические, сциентистские и техницистские идеи и установки, утверждать принцип гуманизма и высшие духовные ценностные ориентации;
шире осуществлять диалоговое и проблемное обучение, руководствуясь плюрализмом знаний и мнений, однако не доводить это до нигилизма и абсолютного релятивизма, так характерных для постмодернистской культуры, не отказываться от общечеловеческих норм и ценностей, от понятий «истина», «добро», «красота» и др.
■ создать, насколько это возможно, новые кафедры (культуры, этики, эстетики, психологии, педагогики и др.), обязательно проводить занятия по культуре общения и управления, по этике бизнеса;
формировать у студентов коммуникативную культуру, искусство диалога и спора, языковую и логическую культуру, а кафедре иностранных языков повышать подготовку бакалавров, магистрантов и аспирантов в области иностранных языков, и прежде всего английского.
В свете социокультурной парадигмы образования в преподавании технических наук следует:
существенно изменить содержание, структуру и направленность этих наук в плане гуманизации и гуманитаризации, сделать их «человечными», выделять и освещать в их содержании культурологические, социально-гуманитарные, философские, мировоззренческие, инженерно-психологические,
эстетические, экологические и прочие аспекты;
в преподавании курсов по нефтегазовому делу, буровым комплексам, геологии, подземной гидромеханики, авариям и осложнениям при бурении и др. специально выделять и освещать их экономические, экологические аспекты;
индивидуализировать образовательный процесс, использовать лич-ностно-ориентированную технологию, активные формы обучения, деловые игры и др. с целью развития у студентов их индивидуальности, творческого потенциала, интеллектуальных способностей, навыков и умений, а также формировать у них способности к моральному выбору при решении технико-производственных, инженерных и управленческих задач;
■ добиваться того, чтобы студенты в своих курсовых, дипломных работах и магистерских диссертациях обязательно освещали их социально-гуманитарные аспекты, а также организовывать и проводить производственную практику таким образом, чтобы в отчетах о ней присутствовала социально-гуманитарная составляющая;
усилить связи и контакты с кафедрами социально-гуманитарных дисциплин, проводить совместные заседания, семинары, круглые столы, конференции и пр., согласовывать с ними учебные планы и программы;
преподавателям кафедр постоянно повышать свой общекультурный уровень, осваивать высшие духовные ценности, освобождаясь от сциентистского и технократического мышления,
используя для этого ИПК, ФПК, стажировки, систематически заниматься гуманитарным самообразованием и самовоспитанием.
Надо подчеркнуть, что особо важное место в подготовке магистров в нефтегазовой области занимают курсы «Философия науки и техники» и «Философия и методология науки», для аспирантов - курс «Этика профессиональной деятельности», которые освещают многие актуальные социокультурные, мировоззренческие, аксиологические, этические, эстетические, правовые и экологические проблемы науки, техники, технологии и инженерной деятельности.
Таким образом, философское, концептуально-рефлексивное, ценностно-смысловое и культурно-гуманистическое осмысление системы образования в целом, в том числе и инженерно-технического, является в наше время крайне актуальным и имеет исключительно важное не только теоретико-методологическое, мировоззренческое, идеологическое, но и реформаторское, организационно-управленческое, практическое значение.
Из этого следует, что культурно-гуманистическая парадигма образования должна стать истинной основой формирования специалиста инженерно-технического, в том числе нефтегазового, профиля в условиях, когда гуманизация и гуманитаризация высшей технической школы являются общественной потребностью, велением времени, адекватным ответом на «вызов» современного культурно-исторического развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федотова В. Образовательный Макдоналдс // Литературная газета. 4-10 марта 2009. № 9-10 (6214).
2. Орешников И.М. Философия техники и инженерной деятельности: Учеб. пособ. - Уфа: Изд-во УГНТУ, 2008. С. 89-86.
3. Философия техники: история и современность. - М., 1997. С. 152.
CULTURAL AND HUMANITARIAN PARADIGM OF ENGINEERING EDUCATION
Oreshnikov I.M., Dr. Sci. (Ph.), Prof. of the Philosophy Department
Ufa State Petroleum Technological University (USPTU) (1, Kosmonavtov St., 450062, Ufa, Russia). ABSTRACT
The article describes cultural and humanistic paradigm of education, showing its importance for the training of technical personnel, including the oil and gas sector. In this context the following issues are stated: the specifics of the engineering profession and activities, the nature and structure of humanitarian culture of personality; the main directions of humanization and humanitarization of higher technical education are designated; besides the article gives the recommendations on the strengthening of humanization of teaching of social and humanitarian as well as technical disciplines in technical universities.
Keywords: cultural and humanistic paradigm, engineering education, humanism, humanization and humanitarization, dehumanization of education, humanitarian culture of personality, a cultured person, engineering profession, engineering activities, the intellectuals.
REFERENCES
1. Fedotova V. Obrazovatel'ny'jMakdonalds. Literaturnaya Gazeta [ Educational McDonalds. Literary Newspaper]. 4-10.03. 2009, no. 9-10 (6214). (In Russian).
2. Oreshnikov I.M. Filosofiya tehnikiiinzhenernojdeyatel'nosti [Philosophy of technology and engineering]. Study guide Ufa, Publishing house of UGNTU. 2008.
3. Filosofiya tehniki: istoriya isovremennost' [Philosophy of technology: history and modernity]. M., Publ., 1997.
il2j