Научная статья на тему 'Профессионалы нового поколения'

Профессионалы нового поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательная политика / профессионализм / подготовка специалистов / техническое образование / языковая политика / образовательная среда / инновационное обучение / инновационное образование / высшее образование / труды учёных ТПУ / электронный ресурс

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ростовцева Вероника Михайловна

Отечественная образовательная политика направлена на формирование основ профессионализма и подготовку конкурентоспособного специалиста, способного адаптироваться к условиям рынка труда. Гуманизация и гуманитаризация технического образования актуализируют потребность выявить потенциал гуманитарного цикла в плане реализации интегрированного подхода к формированию составляющих профессионализма. Указанные вопросы рассмотрены в контексте опыта языковой политики Томского политехнического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессионалы нового поколения»

УДК 37.011.33

ВМ РОСТОВЦЕВА ПРОФЕССИОНАЛЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Отечественная образовательная политика направлена на формирование основ профессионализма и подготовку конкурентноспособного специалиста, способного адаптироваться к условиям рынка груда. Гуманизация и гуманитаризация технического образования актуализируют потребность выявить потенциал гуманитарного цикла в плане реализации интегрированного подхода к формированию составляющих профессионализма. Указанные вопросы рассмотрены в контексте опыта языковой политики Томского политехнического университета.

«...Образовательная сфера ... была, есть и остается стратегической точкой роста, ибо создает самое эффективное "вещество" любого прогресса, самый мощный инвестиционный ресурс - человеческий потенциал» [1, с. 5].

Образование относится к числу главных внутренних предпосылок, которые определяют устойчивость любой цивилизации. Образовательная политика входит в число общенациональных интересов, становится важной составляющей деятельности государства, инструментом обеспечения фундаментальных прав и свобод личности, повышения темпов экономического, научно-технического и культурного развития общества. Среди множества существующих сегодня мировых тенденций развития образования приоритетными направлениями считаются: рост общего уровня образованности населения; повышение требований к уровню культуры и профессиональной квалификации всех граждан; увеличение продолжительности общего среднего образования; становление системы непрерывного образования. Практика последних лет подтверждает идею о том, что эффективная система образования способна стать наиважнейшим фактором формирования и качественно ■ новой экономики, и гражданского общества в целом. Образование обладает потенциалом силы, способной избавить людей от синдрома информационной зависимости, а также содействующей сохранию самостоятельности их мышления и творческих способностей. В связи с этим проблемы- обновления образования находятся сегодня в центре общественной жизни.

Значимость образовательной сферы в условиях российской реальности трудно переоценить, так как почти каждый четвертый житель так или иначе связан со сферой образования. Стремление к образованию рассматривается как традиционная и неотъемлемая черта ментальное™ россиян.

Однако современный рынок труда характеризуется рядом особенностей. Во-первых, в связи с кардинальными переменами в различных сферах жизни общества он преодолел границы отдельного региона, страны и приобретает все более яркий международный характер. Во-вторых, актуальной проблемой сегодня становится не только адаптация, но и выживание человека. Поэтому особую значимость приобретает направленность на преодоление возможной, в результате действия объективных и субъективных факторов, функциональной неграмотности молодого работника, т.е. неспособности эффективно выполнять свои профессионально-социальные функции, несмотря на полученное образование. Для этого требуется высокий уровень интеллектуального развития и креативности, которые определяются повышенными требованиями к психофизиологическим, интеллектуальным, волевым и моральным качествам человека, его ценностным ориентациям и идеалам.

Перечисленные положения обусловливают необходимость перехода к инновационному обучению в высшем образовании как альтернативе традиционному. Среди разных вариантов реформирования высшего образования инновационное обучение рассматривается сейчас в качестве ключевого направления развития, с которым большинство связывает надежды на подготовку специалистов нового типа. Успешность его реализации определяется рядом факторов. Как свидетельствуют результаты знакомства с имеющимся опытом деятельности образовательной системы, к их числу следует отнести современное и своевременное определение стратегических целей и ценностей образования; его места в обшестве, требований, предъявляемых к нему.

Важную роль играет степень самостоятельности образовательного учреждения в решении образовательных задач; его экономические и педагогические ресурсы; наличие традиций творческой иннновационной деятельности, а также инновационного потенциала самого учебного заведения, в том числе инновационной политики руководства учебным заведением; информированность участников процесса о нововведениях и принятие их к реализации.

Осуществляя выбор высшего образования в настоящую эпоху, молодежь отдает предпочтение основательной профессиональной подготовке, сложным и перспективным экономическим, инженерно-техническим и научным специальностям, что,, безусловно, подчеркивает еще раз всю серьезность постановки проблемы профессионального образования. Проведенные в этом направлении многочисленные исследования показывают, что решить ее можно только внеся ясность в вопрос о том, образ чего или какого результата деятельности должен удерживать в сознании человек, обучающийся профессии. Формирование такого образа позволяет рассчитывать на хорошую постановку профессионального образования, на хорошую организацию труда, на разумное проектирование каждым осваивающим профессию своих очередных шагов на профессиональном жизненном пути, т.е. на обеспечение качества подготовки будущего' специалиста.

Общепризнанно, что качество начинается с самой личности человека. Роль образования заключается в том, чтобы обеспечить формирование такой личности, которая станет способной осуществлять качественные изменения в сфере своей профессиональной деятельности. Другими словами, речь идет о личности, обладающей профессионализмом. Что такое профессионализм? Искомый ответ на поставленный вопрос позволит определить стратегию подготовки востребуемого специалиста, преодолеть вызовы нового века. Однако ответ на этот простой, казалось бы, вопрос, не представляется легким. Анализ результатов исследований, проведенных в этом направлении, является'ярким тому примером.

Профессионализм как устойчивое свойство личности и деятельности закладывается в процессе . общего и профессионального образования.. Проблемы формирования профессионализма в различных видах деятельности не утратили своей актуальности в современную эпоху, поэтому они достаточно широко представлены в научной литературе. Однако отсутствует единое мнение' в отношении трактовки понятия профессионализма -таковых можно насчитать несколько десятков. Причина такого разнообразия может быть объяснена различием подходов, положенных в основу трактовки данного понятия.

В научной литературе, встречаются термины: профессионализм, профессиональная компетентность, профессиональное мастерство, квалификация, профессионализация и другие. Значение некоторых из ' них уточняется через сопоставление или противопоставление. Например, получила определенное распространение точка зрения о том, что профессионализм представляет собой отражение требований профессии в личности и деятельности специалиста в отличие от мастерства, которое может быть накоплено в опыте и подражании. Профессиональное мастерство рассматривается не только как высокая степень овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и как соответствие определенной совокупности требований, выдвигаемых будущей профессией. Профессиональная компетентность - это сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции опыта, теоретических знаний, практических умений и значимых личностных качеств, обусловливающее готовность индивида к актуальному выполнению деятельности.

Таким образом, в зависимости от определения профессионализма, его структуры, главных составляющих строятся пути его формирования. Определены три направления формирования профессионализма:

- изменение всей системы деятельности, ее функций и иерархического строения;

- изменение личности субъекта;

- изменение соответствующих компонентов установки субъекта по отношению к объекту деятельности.

Что касается компонентного состава, то необходимыми и достаточными условиями становления профессионализма являются профессиональная направленность, творческое профессиональное мышление и профессиональное самосознание специалиста.

Все авторы, изучающие проблемы формирования готовности выпускников вузов к профессиональной деятельности, включают в ее структуру такие компоненты, как

- мотив выбора профессии, профессиональная направленность (положительное отношение к своей профессии, установка на будущую профессиональную деятельность), профессионально значимые качества личности;

- широкий объем знаний, умений и навыков, в том числе дополнительных к основной профессии;

- эмоциональные и волевые свойства студента, его состояние.

Будущий профессионал должен научиться основам организации и проведения мониторинга в своей профессиональной деятельности.

Эффективность функционирования профессионала рассматривается в качестве одного из важных показателей профессиональной компетентности, которая, в свою очередь, реализуется при условии сформированное™: основ управленческих умений, способности перестраивать свою деятельность и деятельность тех структур, с которыми молодому специалисту приходится работать. Для развития таких умений важны, но не достаточны, теоретические и практические учебные курсы по специальным дисциплинам. Гуманизация и гуманитаризация образования в техническом университете связана с проблемами преобразования научно-исследовательской деятельности, которая призвана интерпретировать, объяснять общественные процессы, соединяться с учебно-воспитательной деятельностью, формировать у будущих специалистов научные интересы и потребности.

Профессионализация представляется как многоканальный процесс, который идет сразу по нескольким направлениям: через обучение и воспитание формируются ее мотивационная и операциональная сферы. Гуманизация технического образования гармонично восстанавливает балланс формируемых качеств будущего профессионала, содействует становлению и развитию коммуникативного потенциала личности. В связи с этим в последнее время оправдан интерес к инженерной психологии, социологии, праву, предметам, обучающим общению, в том числе межкультурному (родной и иностранный языки).

Считаем целесообразным рассмотреть некоторые аспекты заявленной проблемы с позиций опыта, накопленного инновационной образовательной политикой ТПУ в рамках системы подготовки квалифицированных специалистов, обладающих высоким уровнем профессиональной компетенции, интегрированного со знаниями гуманистического характера.

Обеспечение профессиональной направленности, являющейся неотъемлемым условием становления профессионального мастерства, достигается соответствующим планированием деятельности профильных кафедр. Что касается формирования творческого профессионального мышления как важной компоненты профессионализма, то его формирующая база значительно шире, поскольку формируемое мышление должно характеризоваться определенными качествами, например, гибкостью, оперативностью.

Нынешняя система образования призвана учить адаптации к быстро меняющимся условиям жизни, способствовать развитию рефлексивного типа мышления, нацеливать будущего специалиста на осуществление рационального выбора в сложных ситуациях. Наличие такого качества мышления, как гибкость, способствует достижению указанных ориентиров.

Оперативность мышления формируется в условиях процесса, направленного на постановку и решение психолого-педагогических задач в постоянно меняющихся ситуациях. При этом особое внимание должно уделяться не только стандартным задачам, решаемых на основе ранее встречавшихся схем действий, но и нестандартным вариантам,

базирующихся на особых видах анализа и синтеза. Наибольшее значение для профессионально-оперативного мышления имеет способность к актуализации, т.е. готовности к мгновенному использованию знаний в нужный момент.

Развитие указанных качеств профессионального мышления представляется реальным, если учебный процесс базируется на воплощении принципа интеграции образовательных программ вуза в целом.

Интегративность подхода позволяет преодолеть односторонность ориентации лишь на получение знаний при помощи способов учебной деятельности, тогда как необходима технологическая грамотность обучающихся, способная вывести их на уровень осознанного построения вариативных цепочек, в конечном итоге приводящая к самостоятельности и творчеству как в учении, так и в предстоящей, профессиональной деятельности.

Практика свидетельствует о том, что при решении проблемы подготовки будущего специалиста гуманизацию учебного процесса в современной высшей технической школе связывают с умением преподавателя осуществить и спроектировать диалог в учебном процессе, в котором деятельность каждого студента будет субъектной, вариативной и успешной. Таким образом, в качестве главного фактора осуществляемого реформирования представляется изменение целевых ориентиров, содержания, методов обучения, позиции студентов в учебном процессе, в частности, это касается превращения студента в активного субъекта собственного учения.

На повестке дня - задача воспитания широко образованного специалиста, имеющего значительную культурологическую подготовку. Культурная среда технического университета призвана обеспечить единство различных сторон и видов культурной деятельности, создать условия для полноценного духовного развития личности. Культурная среда реализуется через культуру обучения и воспитания, культуру научных исследований, качество обслуживания учебного процесса, языковую культуру и культуру общения, составляющие обязательный компонент в стратегии профессиональной подготовки современного специалиста.

В процессе исследования вузовской образовательной среды было отмечено наличие некоторого противоречия между уровнем теоретической и технологической подготовки преподавателей, с одной стороны, и современными требованиями к системе высшего образования, в частности, в области реализации педагогического общения преподаватель - студент, с другой. Разрешение этого противоречия видится в расширении базы теоретических знаний и практических умений в области учебного общения, ориентированного на формирование основ профессионального общения, а также способствующего реализации экспорта/импорта образовательных услуг и преодолению проблем межкультурной коммуникации в системе дистанционного либо включенного обучения.

Дисциплины гуманитарного цикла, ориентированные на коммуникацию, призваны, в первую очередь, способствовать реализации указанной потребности. К их числу относятся, прежде всего, такие дисциплины учебного плана, как родной и иностранный языки, связанные с воплощением идеи гуманитаризации и гуманизации высшего технического образования. Их содержание направлено на развитие эстетической культуры личности, повышение общекультурного уровня в связи с тем, что новые условия требуют от будущего специалиста не только профессиональных знаний, но и умения самостоятельно решать задачи, связанные с умением общаться, грамотно вести диалог, убедительно выражать свои мысли, публично выступать.

Обе лингвистические дисциплины преследуют в качестве одной из задач овладение деловым языком, формирование умений в деловом общении с использованием соответствующих языковых средств в устной и письменной формах, напрямую связанных с моделированием ситуаций делового общения. Именно в процессе занятий по этим дисциплинам у студентов формируются знания психологических основ деловой коммуникации, представления о нормах, о принципах, о правилах делового общения.

Пристальное внимание - иноязычной подготовке обусловлено целью совершенствования коммуникативной, лингвистической, социокультурной и лингвострановедческой компетенций, необходимых для квалифицированной профессиональной, творческой, научной деятельности в области делового общения, использования информации из оригинальных источников в ходе выполнения заданий, предусмотренных учебным планом. Знание иностранных языков важно современному специалисту, вовлекаемому в организацию сотрудничества и поиск деловых партнеров, для участия в международных встречах, а также реализации возможности включенного обучения, продолжения обучения за рубежом. По завершении учебы в вузе специалист должен хорошо владеть всеми видами чтения' литературы разных функциональных стилей, участвовать в беседе профессионального характера, выражать разнообразные коммуникативные намерения, понимать речь на слух, владеть нормами письменного оформления деловой документации (письма, патенты, телексы, договоры, контракты) и научных материалов (тезисы докладов, текст докладов, отзывы, рецензии, резюме и т.д.).

Свой вклад может внести и система спецкурсов по профессиональному общению. Их программы ориентированы на овладение практическими навыками и предлагают основы этикета поведения от элементарно-бытового до служебного с включением технологии карьеры, где акцент делается на речь как главный элемент и показатель культуры.

Следовательно, требования к формированию содержания учебных дисциплин гуманитарного цикла должны обязательно быть связаны с проблемами формирования основ профессионального общения. Однако решить эту задачу силами только преподавателя-предметника невозможно. Сепаративный подход в реализации педагогического процесса для . студентов технических специальностей в настоящий период развития * высшего образования не является целесообразным. Интегративный подход, напротив, способствует решению выдвинутых задач. Однако явная недостаточность опыта подлинной интеграции технических, профильных и языковых дисциплин является сдерживающим фактором в деле становления интегративных основ формирования профессионализма студентов технических вузов. Опыт ТПУ в этом направлении свидетельствует о перспективах новой стратегии вуза в решении заявленной проблемы.

Во-первых, предложена стратегия отбора знаний, необходимых для оптимального профессионального общения будущих специалистов, в том числе с учетом ситуации диалога культур, что в профессиональном плане абсолютно обосновано в условиях поставленной задачи формирования конкурентоспособного специалиста и выхода в международное- образовательное пространство. Этот подход зафиксирован в образовательном стандарте университета и осуществляется в соответствии с принципами учета педагогической реальности конкретного учебного процесса в вузе.

Во-вторых, создаются условия для активного творческого освоения студентами теории и практики профессионального общения на занятиях по дисциплинам гуманитарного цикла, прежде всего лингвистической направленности, что определяет специфику вузовского и регионального компонентов Стандарта. Их содержание направлено на обеспечение динамического характера развития - умений общения в условиях многоуровневой языковой подготовки, подготовку бакалавров, инженеров и магистров с практическим уровнем владения иностранным языком как средством межкультурной коммуникации. Вуз ' предоставляет возможность получения дополнительных международных сертификатов по иностранным языкам на основе личностно-ориентированного и дифференцированного подходов.

В-третьих, устанавливается преемственность и междисциплинарные связи предметов учебного плана. Разработана и проходит апробацию идея team-working, которая в итоге должна сформировать подлинно монолитный, единый по духу и стратегии педагогический коллектив вуза, сплоченно работающий по достижению цели формирования основ профессионализма будущих специалистов, конкурентноспособных на современном международном рынке труда.

и

Составной частью методологии процесса формирования профессионального общения является система знаний об основаниях и структуре теории профессионального общения. Потенциал лингвистических дисциплин дополняет философское знание, которое призвано формировать личностные ценности ."будущих специалистов, соответствующие современным тенденциям гуманизации образовательной среды, представления о логике и методах получения и обоснования знаний, отражающих суть избранной студентом будущей профессиональной деятельности. Поскольку профессиональное общение является категорией не только педагогики высшей школы, но и социальной психологии, психологические знания занимают важное место в структуре профессиональной подготовки. Среди них огромную роль играют знания о механизмах коммуникации, о системе контроля и коррекции профессионального общения. Коммуникативные знания понимаются как отражение в -сознании людей обобщенного опыта человечества в области коммуникативной деятельности, коммуникативных ситуаций в их причинно-следственных связях и отношениях.

Итак, профессионализм - это интегральная личностная характеристика человека, который

- на высоком уровне овладел нормами профессиональной деятельности и профессионального общения;

- следует профессиональным ценностным ориентациям, соблюдает профессиональную этику;

- обладает технологической грамотностью, которая выводит его на уровень осознанного построения вариативных цепочек, в конечном итоге приводящий к самостоятельности и творчеству в учении;

- развивает свою личность средствами профессии; обогащает опыт профессии;

- стремится вызвать интерес общества к результатам своей профессии, гибко учитывая новые запросы общества и профессии.

Именно такой молодой специалист соответствует социальному заказу современной эпохи на всесторонне развитых людей, способных к самостоятельной работе, умеющих действовать в условиях неопределенности, ощущающих потребность в непрерывном образовании.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Филиппов В.Высшая школа России перед вызовами XXI века // Высшее

образование в России. -2001. -№ 1. - С. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.