Научная статья на тему 'Формирование профессионального поведения будущих специалистов'

Формирование профессионального поведения будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1125
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СТУДЕНТЫ / PERSONALITY / PROFESSIONAL CONDUCT / PROFESSIONAL QUALITIES / BEHAVIORAL ACTIVITY / EDUCATIONAL ATTAINMENT / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чапаева Л. Г.

В статье анализируется современное состояние проблемы формирования профессионального поведения личности; представлено многообразие видовой конкретизации профессионально-поведенческой активности личности; рассмотрены педагогические аспекты формирования профессионально важных качеств будущих специалистов, повышающих роль поведенческой составляющей в его образовательной подготовке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of professional behavior of future specialists

The article analyzes the current state of the problem of formation of professional conduct individual; represented the diversity of species specificity professional behavioral activity of the individual; considered pedagogical aspects of professionally important qualities of future professionals, enhancing the role of the behavioral component of his educational background.

Текст научной работы на тему «Формирование профессионального поведения будущих специалистов»

УДК 378.14(045)

Чапаева Л.Г.

Оренбургский государственный университет E-mail: chapaevalg@rambler.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

В статье анализируется современное состояние проблемы формирования профессионального поведения личности; представлено многообразие видовой конкретизации профессионально-поведенческой активности личности; рассмотрены педагогические аспекты формирования профессионально важных качеств будущих специалистов, повышающих роль поведенческой составляющей в его образовательной подготовке.

Ключевые слова: личность, профессиональное поведение, профессионально важные качества, поведенческая активность, образовательная подготовка, студенты.

Основные направления реформирования высшей школы нашли отражение в документах «Стратегия развития России до 2020 года», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года», которые утвердили новую образовательную парадигму, выделив компетентностную составляющую в профессиональной подготовке специалистов в качестве приоритетной.

При этом под компетентностью понимается способность производить определенный вид работы, что предполагает интеграцию когнитивных и деятельностных свойств личности.

Профессиональная компетентность определяется способностью к выполнению профессиональных действий и является показателем готовности специалиста к будущей деятельности, что обеспечивается комплексом психологических качеств, знаний, умений, навыков специалиста, учебно-профессиональной мотивацией, ценностными ориента-циями, профессионально-важными качествами (ПВК) личности, которые будущий профессионал должен развивать в себе.

Повышенное внимание к области нравственно-правовых аспектов трудовой деятельности отражено в «стандартах корректности», «кодексах» профессиональной этики, определяющих универсальные качества специалиста, востребованные в любой профессии.

Реализация обозначенных требований к профессиональной деятельности современного специалиста осуществляется в сфере поведенческой активности личности, для формирования которой необходимо перестроить образовательный процесс в вузе, обеспечивающий достижение единства учебной и науч-

ной подготовки, профессионального воспитания и самовоспитания студентов.

В настоящий момент сложились предпосылки, позволяющие теоретически осмыслить данную проблемно-педагогическую область.

Прежде всего, обозначены научно-теоретические подходы к проблеме профессионального саморазвития личности в учебной деятельности, поведении и общении (К.А. Абуль-ханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Е.С. Заир-Бек, В.П. Зинченко, А.П. Тряпицына).

Сформулированы общепедагогические принципы и условия подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности (И.Л. Бим, Е.И. Пассов, В.А. Сластёнин, Е.В. Ткаченко).

Определены психолого-педагогические особенности процессса личностного становления профессионала (М.Т. Громкова, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, В.А. Поляков, Н.С. Пряжников,

E.Ю. Пряжникова, Л.Р. Фонарев);

Раскрыта специфика профессионального

саморазвития личности студента в пространстве образовательного взаимодействия (Н.М. Борытко, Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Код-жаспиров, Б.Т. Лихачев, А.В. Мудрик, Л.И.Новикова, Е.С.Рапацевич, П.И. Смирнов, В.А. То-лочек); различные аспекты обозначенной проблематики активно рассматриваются зарубежными исследователями (L.R. Denton, D.Hopkins,

F. Thronson, J.B. Rotter).

Методологическую основу для рассмотрения теоретических аспектов формирования профессионального поведения личности в пространстве образовательного взаимодействия составили:

- гуманистические теории личности, раскрывающие специфику становления ее

поведенческого функционала (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, М. Бубер, Л.И. Божович, И.С. Кон, А. Маслоу, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, Д.В. Ушаков, А. Фернхем, В. Франкл, П. Хейвен);

- базовые принципы педагогической аксиологии и гума-нистической педагогики (В.П. Бездухов, А.В. Кирьякова, Б.Т. Лихачев, С.Е.Матушкин, В.А. Сухомлинский);

- основные идеи личностно ориентированного образования (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, А.С. Макаренко, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, В.А. Сластенин, Н.Е. Щур-кова, И.С. Якиманская);

- закономерности процесса становления личности в содержательной плоскости человеческой культуры (М.М.Бахтин, Е.В. Бело-зерцев, В.Л. Бенин, А.А. Вербицкий, А.Я. Дани-люк, Ю.В. Сенько);

- сущностные характеристики феномена компетентности, развитие которого осуществляется на протяжении профессиональной жизни человека (И.А. Зимняя, В.В.Краевский, А.К. Маркова).

Изучая теоретические основы формирования профессионального поведения личности нами был проведен анализ современного состояния исследуемой проблемы и ее педагогические аспекты.

Трансформация базовых ориентиров высшего образования, актуализация потенциала культурно-антропологического, субъектно-деятельностного и личностно-раз-вивающего подходов в подготовке будущего специалиста предполагают переход от традиционного обучения в содержательно-смысловой системе «человек-профессия» к образовательной парадигме «человек-мир».

Е.А. Климов определяет профессию как общность людей, которая характеризуется определенным профессиональным складом сознания личности с соответствующими особенностями поведенческих установок, определяемых групповыми нормами, корпоративными ценностями (социальная «матрица профессионального поведения»).

Профессиональное поведение как реализация компетентностного потенциала специалиста является неотъемлемой частью его подготовки в системе профессионального образования, рассматриваемое как процесс,

обусловленный потребностями в постоянном личностном развитии специалистов.

Результаты исследования, проведенные О.С. Мосиенко, свидетельствуют о том, что для работодателей решающими факторами при отборе молодых специалистов является их умение самостостоятельно ставить задачу и находить пути ее решения (60,5%), профессиональные знания и личные моральные качества (52,6%), практические навыки (42,1%) [1].

Вместе с повышением требований к профессионально-квалификационной сфере молодых специалистов изменились требования и в социально-психологической и культурной плоскостях. Раньше основными качествами были дисциплина, исполнительность, то новые императивы ориентируют на способность к планированию сложных процессов, креативность, прогностические способности, способность к самостоятельному принятию решений, коммуникативные способности, способность к совместному труду и сотрудничеству, работоспособность, ответственность и др.

Поведенческая составляющая профессиональной деятельности будущего специалиста рассматриваются в разных аспектах: Н.Е.Рубцова анализирует поведение как экзистенциально-духовные смыслы личностного самоопределения [3]; с точки зрения Н.В. Ларкина, поведение должно соответствовать профессиональному идеалу; И.В. Сыромятников считает, что оно должно быть подчинено общечеловеческим императивам субъектности [6]. Е.С. Матушкин подчеркивает необходимость формирования поведения в нравственном контексте трудового воспитания, а М.Б. Зыков утверждает, что в ходе образования речь идет о становлении «человеческого капитала».

Мы согласны с мнением Э.Ф. Зеер, который считает, что феномен «профессиональное поведение» формируется на стадии вхождения в профессию и приобретения профессионального опыта, т. е. уже после завершения обучения. Вместе с тем он отмечает, что могут иметь место трудности профессиональной адаптации, а также сложность в освоении профессионального поведения, что отражает необходимость актуализации образовательной пропедевтики обозначенных факторов.

Многообразие видовой конкретизации профессионально-поведенческой активности личности включает:

- «организационное поведение» - многообразные формы поведенческой активности человека как субъекта той или иной производственно-трудовой организации, а также: дисциплина, изучающая поведение людей и их взаимоотношения в организации; область знания, стремящаяся научиться предсказывать поведение людей в организации, поведение человека на рабочем месте;

- «трудовое поведение», которое выступает «совокупностью социально-функциональных действий и поступков людей, определенных профессионально-квалификационными потребностями, обязанностями и формами общественно-производственной деятельности», «видом и формой субъективной деятельности, комплексным проявлением интегрированных качеств человека, его интеллектуальных, физических, нравственно-психических и духовных особенностей»;

- «корпоративное поведение», рассматриваемое в аспекте формирования корпоративной компетенции студентов как определяющего компонента их профессиональной подготовки;

- «компетентное поведение», определяемое «представлениями индивида о том, как следует действовать в различных ситуациях»; в этой связи компетентностный подход предполагает оценку эффективности образования с точки зрения развитости способности человека эффективно действовать в различных проблемных ситуациях, а компетентность включает высокую степень освоенности инструментальных алгоритмов деятельности и эффективное поведение.

В статусе качественной определенности выделяют также:

- «ответственное профессиональное поведение» (Е.В. Шарапановская), в педагогическом плане отличающееся ориентацией на «интернальный локус контроля», способностью принимать ответственность за события своей жизни на себя, устойчивой положительной самооценкой, высокой мотивацией достижения, реалистическим подходом к жизни и стремлением избирать конструктивные жизненные стратегии;

- «профессионально-нравственное поведение личности» (П.Н. Киричек) - система ее реакций в виде поступков на отношения с людьми, с обществом, со своей профессиональной общностью в ходе решения профессиональных задач;

- «профессиональное педагогическое поведение» (М.А. Шарычева) - совокупность поступков, состоящих из мотивов, действий и отношений, где реализуются установки на достоинство другого человека, выработку и проявление ценностно-этических умений, рефлексию, как указание на корректировку поведения;

- «профессиональное поведение учителя» (П.Г. Постников) - субъектная составляющая педагогической культуры личности, компонент Я-концепции, связанный с восприятием образовательной ситуации, выбором средств и методов решения образовательных задач; в поведении учителя могут проявляться два уровня поведенческой активности: перцептивный (проникновение во внутренний мир ребенка) и эмпатийный (проявление сочувствия и сопереживания). В общественном сознании Учитель - образец социального поведения [2].

В ряду профессионально-дифференцированной конкретики поведенческих навыков современного специалиста любого профиля выделяют также:

- «ассертивное поведение» - осознанное владение совокупностью навыков, позволяющих повысить эффективность межличностного взаимодействия в различных ситуациях общения, улучшить взаимоотношения с коллегами и увереннее добиваться поставленных задач, включая умения: 1) выдвигать требования, 2) говорить «нет», 3) устанавливать контакт, 4) обращать внимание на себя; ассертивность - умение отстаивать свои права, не нарушая права других;

- «коммуникативное поведение» определяется как совокупность норм и традиций общения народа, которые отражают принятые правила этикета, вежливого общения связаны с ситуациями самого общего плана, возникающими между людьми (привлечение внимания, обращение, приветствие, извинение, письменное сообщение, благодарность и т. д.); коммуникативное поведение выступает одним из аспектов овладения иностранным языком, на-

ряду с говорением, чтением, письмом, аудированием и переводом;

- «вербальное поведение»:

а) опосредованный словом (речью) тип непосредственного межличностного взаимодействия; вербальная составляющая информации является наиболее доступной для анализа, именно на нее обращают основное внимание при оценке коммуникатора в ситуации отборочного интервью или собеседовании при приеме на работу; является формой доверительного общения, где паралингвисти-ческие характеристики речи говорящего имеют определяющее значение;

б) дидактический способ освоения т.н. «невербальных текстов», которые являются учебными, поскольку порождены отношением «преподавание-учение» и включены в него; в отличие от «текстов вербальных», создаются в живом процессе обучения и выражаются языком жестов, мимики; паралингвистичес-ки осуществляемые в плоскости доверительного общения, невербальные тексты «не умирают», а продолжаются в поступках студентов, в их будущей профессиональной деятельности» (Ю.В. Сенько) [5, с. 198, 216].

А также:

- «профессиональное телефонное поведение» - умение производить благоприятное впечатление на собеседника, заинтересовать его, расположить к себе, осуществлять телефонную коммуникацию в ходе деловой беседы с невидимым абонентом;

- «поведение в Сети», связанное с созданием «виртуальной личности», которая представляет собой базирующуюся на выраженном желании человека влиять на формирование впечатления о себе, максимально управляемую самопрезентацию, призванную скомпенсировать сложности в реальном взаимодействии.

Современные исследователи (И.А. Зимняя) связывают образовательное развитие человека с процессами становления общей культуры личности, выделяя в качестве интегральной характеристики социально-профессиональную компетентность, которая включает в статусе важнейшей составляющей эмоционально-волевую регуляцию поведенческих проявлений.

При этом педагогически инициируемый процесс формирования психологической струк-

туры деятельности и поведения, ведущий к изменению самого человека, связан с преобразованием мотивационно-потребностной и операциональной сфер будущего субъекта труда, а также с развитием ПВК личности, которые определяют содержательные ориентиры профессиональной социализации личности.

Успешность формирования ПВК личности определяется фактом устойчивой взаимосвязи между интериндивидуальной структурой социального целого, к которому принадлежит личность (среда), и интраиндивидуальной структурой личности. В случае направленной поведенческой гуманизации сферы образовательного взаимодействия важные личностные качества - милосердие, сострадание, искренность, благородство, уважение к другому человеку, интеллигентность - становятся чертами стиля профессиональной деятельности.

В этой связи Н.Б. Крылова выделяет в содержании требований к профессионализму современного специалиста такой приоритетно поведенческий компонент, как «духовная культура», включающий: твердые нравственные убеждения, демократизм в общении, доброжелательность, умение работать с людьми, порядочность, потребность жить интересами людей, способность к совместной работе, высокая культура дискуссии, чувство человеческого достоинства.

Установка на развитие ПВК личности выступает психологическим критерием успешности профессионального самоопределения личности (Т.В. Кудрявцева), осознанного отношения к себе как к субъекту избранной трудовой деятельности.

Становящаяся профессиональная активность будущего специалиста обладает способностью переноса профессионально важных личностных качеств из производственно-трудовой области отношений в другие, гуманитарные по-преимуществу сферы жизнедеятельности человека (Л.И. Рюмшина) [4].

Как показывает отечественный и зарубежный опыт (В.И. Байденко, Б.С. Гершунс-кий, Б. Оскарссон, L.R. Denton, F. Thronson), ориентация на воспитание профессионально важных личностных качеств будущего специалиста играет определяющую роль в компе-тентностной оптимизации образовательного процесса, усиливает синергетический эффект

интеграционного взаимодействия образовательной и профессиональной сфер.

Общие требования к профессионально важным качествам личности студента сформулированы в Государственном образовательном стандарте. Для каждой профессии существуют устойчивые ансамбли профессиональных характеристик. В зарубежной педагогике они возведены в ранг ключевых квалификаций.

В отечественном образовании профессионально важные качества личности - это:

- психологические характеристики личности, определяющие продуктивность деятельности; составляющие профессионализма;

- любые качества субъекта, включенные в процесс деятельности и обеспечивающие эффективность ее выполнения по параметрам производительности и качества труда;

- «регуляторно-личностные» или «инструментальные» свойства субъекта образующие «индивидуальный стиль саморегулируемой, поведенческо-деятельностной активности человека»;

- психологический критерий успешности целенаправленной подготовки по избранной профессиональной деятельности и овладение тонкостями профессионального мастерства;

- качества личности, которые «призваны обеспечить ее успешный трудовой старт и высокие производственные показатели».

Следовательно, профессиональные качества личности - это то, что выделяет профессионала среди представителей своей сферы деятельности. То есть речь идет об определенных универсальных качествах человека и профессионала, вне зависимости от конкретной сферы деятельности, благодаря которым он становится эффективнее остальных.

Профессионально важные качества современного специалиста, по мнению А.Н.Сухова, включают в себя: культуру системного мышления и организационного поведения, развитые коммуникативные способности, умение работать в команде, стремление к самообразованию и саморазвитию, высокая профессиональная ответственность, организаторские и лидерские качества, устойчивость к изменяющимся социальным и экономическим факторам, гибкость и креативность мышления, оптимальный

стиль поведения, умение представлять профессиональные и личностные достоинства.

Мы исходим из того, что поведение личности есть синтез внутреннего и внешнего, в котором проявляются социальное и индивидуальное сознание и самосознание, идентичность личности; единство индивидуального, духовного и социального. Это позволяет считать профессиональное поведение в качестве социального феномена, отражающего внешнее проявление внутренних качеств личности в профессиональной деятельности.

Профессиональное поведение будущего специалиста представляет собой реализующуюся и развивающуюся в общении совокупность личностных качеств студента, обеспечивающих оптимальный характер его включения в будущий трудовой коллектив и эффективного выполнения социального функционала будущей профессии [7].

Профессиональное поведение студентов понимается нами как форма актуализации общекультурного содержания социальной роли «труженик» в условиях расширяющегося единства профессиональных компетенций; формирование профессионального поведения является неотъемлемой частью компетентностно-го развития будущего специалиста в процессе образовательной подготовки, предполагает осознанное принятие субъектом труда необходимости поддержания репутации избранной профессии и воздержания от любых поступков, которые могли бы ее дискредитировать.

Формирование профессионального поведения будущих специалистов должно начинаться уже в процессе обучения в высшей школе. Именно в этот период формируется готовность студентов к будущей профессиональной деятельности, которая предполагает положительное отношение к ней, развитие профессионального мышления, саморегуляцию и управление своим поведением, самооценку готовности к осуществлению функционала выбранной деятельности. При этом происходит формирование профессиональной позиции как совокупности ценностных отношений студента к будущей деятельности, к себе как личности и профессионалу, то есть изменяется спектр содержательно-смысловых доминант нравственного облика будущего специалиста.

ПВК будущих специалистов не могут рассматриваться как нечто неизменяемое, данное раз и навсегда. По мере того как студенты овладевают профессиональной ролью, их личные качества развиваются, совершенствуется их структура за счет овладения приемами компенсации. То есть являясь своего рода предпосылкой для формирования профессионального поведения, они сами совершенствуются. Труд меняет самого человека. В студенческую пору основной деятельностью является учеба во всех ее видах: аудиторные занятия, самостоятельная работа, удельный вес которой значительно увеличился при переходе на обучение по стандартам третьего поколения. Важную роль в формировании ПВК играет включение студентов в научную деятельность, участие во внеаудиторных мероприятиях, проектной и волонтерской деятельности. Развитие и совершенствование ПВК студентов особенно интенсивно происходит во врямя практик и стажировок, когда они в полной мере ощущают себя хоть и начинающими, но уже специалистами.

Профессиональное поведение специалиста в той или иной области обусловлено нормами конкретной профессиональной деятельности. Однако являясь одним из видов социального поведения, оно не может противоречить правилам поведения, принятым в обществе в целом.

В профессиональном поведении будущего специалиста мы выделяем две составляющие: инвариантную, присущую выпускнику любого учебного заведения, и вариативную, связанную со спецификой получаемой профессии.

Профессионально значимые качества профессионала в своем общечеловеческом инварианте имеют множественное поле совпадения значений с профессионально значимыми качествами учителя. Это тем более актуально, поскольку, по утверждению Ю.В. Сенько, в настоящий период педагогическое образование становится прерогативой не только пединститутов и классических

университетов, но и технических вузов, в которых создаются индустриально-педагогические факультеты. Получение дополнительной квалификации - один из характерных признаков инновационных процессов в современной высшей школе.

Профессиональное поведение студента -будущего специалиста имеет педагогическую составляющую так как профессионально-поведенческий функционал учителя изначально является другодоминантно ориентированным, что способствует гуманизации сферы межличностного общения любой совместной деятельности.

К профессионально значимым личностным качествам педагога, которые будут востребованы в любой совместной деятельности, помимо уже обозначенных в этой статье, отнесем: гуманизм, доброжелательность, отзывчивость; вера в позитивное развитие человека; справедливость (честность, беспристрастность); волевые качества (целеустремленность, самообладание, уравновешенность, настойчивость, энергичность, решительность); доминантность (умение вести за собой); интеллигентность.

Таким образом, в условиях инновационного развития экономики происходит изменение содержания образования: учебное заведение должно не только дать выпускникам профессиональные знания, умения и навыки, но и сформировать ПВК, характеризующие социальный портрет специалиста как субъекта профессиональной самореализации, что является содержательным функционалом его профессионального поведения.

Направленно развиваемая у студента -будущего специалиста - инвариантная компонента профессионального поведения этична по форме, субъектна по сути и предполагает воспитание социально необходимых качеств личности, имеющих педагогическую составляющую как основу межличностного общения в любой совместной трудовой деятельности.

12.11.2013

Список литературы:

1. Мосиенко, О.С. Стратегии и особенности профессионального поведения студенчекой молодежи / О.С. Мосиенко // Современные исследования социальных проблем (Электронный научный журнал). - 2012. - №1(09). - Режим доступа: www.sisp.nkras.ru

2. Постников, П.Г. Профессиональное поведение учителя: психолого-педагогический анализ / П.Г. Постников // Педагогика. - 2004. - №5. - С. 61-66.

3. Рубцова, Н.Е. Экзистенциальный и духовный смыслы профессионального самоопределения / Н.Е. Рубцова // Философские науки. - 2007. - №11. - С. 125-142.

4. Рюмшина, Л.И. Эмпирическое изучение стилей поведения педагогов / Л.И. Рюмшина // Вопросы психологии. - 2000. -№1. - С. 142-149.

5. Сенько, Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: курс лекций: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Ю.В. Сенько. - М.: Академия, 2000. - 240 с.

6. Сыромятников, И.В. О месте и роли субъективности в профессионально-личностном развитии выпускника вуза / И.В. Сыромятников // Инновации в образовании. - 2007. - №11. - С. 83-95.

7. Чапаева, Л.Г. Проблема формирования профессионального поведения студентов в вузе [Текст] / Л.Г. Чапаева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2009. - №1 (35). - С. 48-52.

Сведения об авторе:

Чапаева Людмила Георгиевна, доцент кафедры романской филологии и методики преодавания французского языка Оренбургского государственного университета, кандидат педагогических наук 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 4108, тел. (3532) 372435, e-mail: chapaevalg@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.