Научная статья на тему 'Аспекты готовности безработного населения к профессиональному выбору в условиях образовательного учреждения'

Аспекты готовности безработного населения к профессиональному выбору в условиях образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСПЕКТ / ASPECT / ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ / FORMATION OF READINESS / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР / PROFESSIONAL CHOICE / СОДЕРЖАНИЕ / CONTENT / БЕЗРАБОТНЫЕ ГРАЖДАНЕ / UNEMPLOYED CITIZENS / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богданова Галина Владимировна

В статье рассматриваются аспекты формирования готовности безработных граждан к профессиональному выбору: личностный, образовательный, профориентационный. Личностный аспект позволяет сформировать профессионально важные качества личности и умения: активность, самостоятельность, решительность, коммуникабельность, аналитические и рефлексивные умения. Профессионально важные качества безработных имеют поведенческие свойства и в сочетании с умениями составляют профессиональную пригодность безработного. Образовательный аспект направлен на формирование профессиональных знаний, навыков и умений. Профессиональные знания представляют собой совокупность сведений о профессиональной деятельности; профессиональные навыки это действия, доведенные до определенного уровня совершенства; профессиональные умения проявляются в реализации профессиональных навыков. Профориентационный аспект готовности к профессиональному выбору состоит из профессиональной диагностики и профессионального просвещения безработных. Профессиональная диагностика проводится с целью выявления адекватности сделанного профессионального выбора по диагностическим опросникам Е.А. Климова, Дж. Холланда, А.Е. Голомштока. В совокупности три опросника позволяют определить профессиональные предпочтения, профессиональные интересы, склонности к различным видам профессий, профессиональный тип личности безработного гражданина. Профессиональное просвещение расширяет знания безработного о профессии выбора, возможных направлениях профессионального развития и перспективах профессионального будущего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASPECTS OF THE PREPAREDNESS OF THE UNEMPLOYED TO THE PROFESSIONAL CHOICE IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

In the article the aspects of forming readiness of the unemployed to professional choice: personal, educational and career guidance. The personal aspect allows formation of professionally important qualities and skills: activity, independence, determination, communication skills, analytical and reflective skills. Professionally important qualities of the unemployed have behavioral properties, and in combination with abilities constitute aptitude of the unemployed. The educational aspect is aimed at formation of professional skills, knowledge and abilities. Professional knowledge is a collection of information about professional activities; professional skills is brought to a certain level of perfection; professional skills manifest themselves in the implementation of professional skills. Vocational aspect of readiness for professional choice consists of professional diagnostics and professional education of the unemployed. Professional diagnosis is to identify the adequacy of the professional choice made by the diagnostic questionnaire E. A. Klimov, J. Holland, A. E. Golomshtok. Together, the three of the questionnaire determine the professional preferences, professional interests, inclinations to different kinds of professions, professional type of personality of an unemployed citizen. Professional education extends the knowledge of the unemployed of the profession choice, the possible directions of professional development and professional prospects of the future.

Текст научной работы на тему «Аспекты готовности безработного населения к профессиональному выбору в условиях образовательного учреждения»

УДК 377.36

АСПЕКТЫ ГОТОВНОСТИ БЕЗРАБОТНОГО НАСЕЛЕНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ВЫБОРУ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

© 2017

Богданова Галина Владимировна, соискатель степени кандидата педагогических наук, директор НОУДПО «Учебный кадровый центр» Курганский государственный университет (640020, Россия, Курган, улица Советская дом 63, строение 4, 23mart@mail.ru)

Аннотация. В статье рассматриваются аспекты формирования готовности безработных граждан к профессиональному выбору: личностный, образовательный, профориентационный. Личностный аспект позволяет сформировать профессионально важные качества личности и умения: активность, самостоятельность, решительность, коммуникабельность, аналитические и рефлексивные умения. Профессионально важные качества безработных имеют поведенческие свойства и в сочетании с умениями составляют профессиональную пригодность безработного. Образовательный аспект направлен на формирование профессиональных знаний, навыков и умений. Профессиональные знания представляют собой совокупность сведений о профессиональной деятельности; профессиональные навыки - это действия, доведенные до определенного уровня совершенства; профессиональные умения проявляются в реализации профессиональных навыков. Профориентационный аспект готовности к профессиональному выбору состоит из профессиональной диагностики и профессионального просвещения безработных. Профессиональная диагностика проводится с целью выявления адекватности сделанного профессионального выбора по диагностическим опросникам Е.А. Климова, Дж. Холланда, А.Е. Голомштока. В совокупности три опросника позволяют определить профессиональные предпочтения, профессиональные интересы, склонности к различным видам профессий, профессиональный тип личности безработного гражданина. Профессиональное просвещение расширяет знания безработного о профессии выбора, возможных направлениях профессионального развития и перспективах профессионального будущего.

Ключевые слова: аспект, формирование готовности, профессиональный выбор, содержание, безработные граждане, профессионально важные качества личности.

ASPECTS OF THE PREPAREDNESS OF THE UNEMPLOYED TO THE PROFESSIONAL CHOICE IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

© 2017

Bogdanova Galina Vladimirovna applicant for the degree of candidate of pedagogical Sciences,

director Training personnel center Kurgan state university (640020, Russia, Kurgan, Sovetskaya street 63 s4, 23mart@mail.ru)

Abstract. In the article the aspects of forming readiness of the unemployed to professional choice: personal, educational and career guidance. The personal aspect allows formation of professionally important qualities and skills: activity, independence, determination, communication skills, analytical and reflective skills. Professionally important qualities of the unemployed have behavioral properties, and in combination with abilities constitute aptitude of the unemployed. The educational aspect is aimed at formation of professional skills, knowledge and abilities. Professional knowledge is a collection of information about professional activities; professional skills is brought to a certain level of perfection; professional skills manifest themselves in the implementation of professional skills. Vocational aspect of readiness for professional choice consists of professional diagnostics and professional education of the unemployed. Professional diagnosis is to identify the adequacy of the professional choice made by the diagnostic questionnaire E. A. Klimov, J. Holland, A. E. Golomshtok. Together, the three of the questionnaire determine the professional preferences, professional interests, inclinations to different kinds of professions, professional type of personality of an unemployed citizen. Professional education extends the knowledge of the unemployed of the profession choice, the possible directions of professional development and professional prospects of the future.

Keywords: aspect, the formation of readiness, professional choice, content, unemployed citizens, professionally important qualities of personality.

Безработные граждане, добровольно или вынужденно уволенные с работы, встают на путь профессионального выбора. Как правило, этот выбор вторичный. Безработный гражданин должен обладать качествами конкурентоспособного специалиста и соответствовать не только требованиям работодателей, подчас противоречивым, но и профессиональному стандарту по профессии выбора.

Безработные граждане - это особая категория граждан, правовой статус которых подтвержден Федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. № 1032-1. В соответствии с положениями закона, «безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы как безработные, ищущие работу и готовые приступить к ней» [13].

Центр занятости населения помогает безработным трудоустроиться, предлагая подходящую работу, но не всегда данный вид работы удовлетворяет безработного. Федеральный Закон «О занятости населения в Российской Федерации» определяет подходящую работу как работу, соответствующую профессиональной ква-

лификации работника, состоянию его здоровья, транспортной доступности места работы. Всем безработным государство предоставляет бесплатную психологическую помощь, услуги по профессиональной ориентации и социальной адаптации, гарантии выплаты пособия по безработице, содействие в самозанятости, возмещение расходов по переезду в другую местность по направлению центра занятости населения, профессиональное обучение, повышение квалификации и профессиональную переподготовку в образовательном учреждении [13].

Профессиональное обучение позволяет безработному гражданину привести в соответствие «Я-личностное» и «Я-профессиональное». Образовательное учреждение способствует не только подготовке безработного как квалифицированного специалиста, но и формирует его адекватное отношение к профессиональному выбору. Формирование адекватного профессионального самоопределения происходит в процессе профессионального обучения и позволяет безработному более ответственно подойти к освоению выбранной профессии.

Мы придерживается позиции В.Н. Дружинина, по мнению которого профессиональное самоопределение - «это выбор профессии на основании анализа, оценки внутренних ресурсов субъектом выбора и соотнесения

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3(20)

их с требованиями профессии и последующее его формирование как профессионала и субъекта труда» [3].

Рассмотрим аспекты формирования профессионального самоопределения, проявляющиеся в готовности безработного осуществить адекватный профессиональный выбор.

Прежде всего, это личностный аспект. В структуре личностного аспекта мы выделяем необходимые для адекватного профессионального самоопределения безработного профессионально важные качества (ПВК) и умения.

Мы формируем определенную совокупность профессионально важных качеств и свойств безработного в процессе его профессионального воспитания.

По мнению А.К. Марковой, совокупность профессионально важных качеств личности представляет собой систему психофизиологических характеристик (устойчивость к монотонии, утомляемости), социально-психологических качеств (мотивы, ценностные ориентации, межличностные отношения), врожденных и приобретенных способностей человека. В структуре ПВК А.К. Маркова выделяет личностные качества (черты характера, нравственные установки), физические качества (состояние здоровья, работоспособность), когнитивные качества [8].

Е.М. Борисова выделяет три группы качеств конкурентного специалиста: психологические (развитость интуиции, развитость восприятия, эмпатия, стрессоу-стойчивость, терпимость), поведенческие (ответственность, коммуникабельность, способность руководить и подчиняться), мыслительные (аналитичность, наблюдательность, критичность, быстрота реакции, целостность мышления) [1].

М. А. Дмитриева и А.А. Крылов в своих исследованиях используют определение «профессионально важные свойства», объединяющие такие качества как: индивидуально-типологические (собственный стиль действий, включающий способы и приемы психической деятельности, внешние практические способы действия), сенсорные и перцептивные (особенности чувствительности от зрительной до обонятельной), аттенционные (свойства внимания: быстрота переключения, интенсивность, устойчивость), психомоторные (силовые, пространственные и моторные трудовые действия), мнемические (свойства памяти оперировать зрительными образами, обладать вкусовыми, обонятельными, двигательными и слуховыми свойствами), иммажитивные (свойства воображения и воссоздания образов), мыслительные (практическое и оперативное мышление), волевые свойства (целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и смелость, инициативность и самостоятельность) [2].

Принимая во внимание различные точки зрения, мы выделили следующую совокупность необходимых профессионально важных качеств личности безработного: самостоятельность, активность, решительность и коммуникабельность.

К числу умений, способствующих адекватному профессиональному самоопределению, мы относим рефлексивные и аналитические умения.

В единстве - ПВК личности и умения составляют профессиональную пригодность безработного.

А.В. Карпов предложил модель профессиональной пригодности личности, выделив в структуре модели абсолютные ПВК, относительные ПВК, мотивационную готовность и анти-ПВК. Абсолютные ПВК представляют собой свойства личности, позволяющие выполнять профессиональную деятельность на приемлемом среднем уровне; относительные ПВК представляют свойства, необходимые для выполнения профессиональной деятельности на уровне мастерства; мотивационная готовность к деятельности выступает фактором компенсирования недостаточного развития ПВК; анти-ПВК - свойства личности, противоречащие тому или иному

виду профессии [5].

С понятием ПВК личности связано понятие «профессиональные способности» - индивидуально-психологические качества личности, необходимые для выполнения конкретного вида профессиональной деятельности, и являющиеся условием ее успешного выполнения [11].

По мнению Л.М. Митиной, основой формирования профессиональных способностей человека являются общие и специальные способности. Общие способности необходимы для всех видов деятельности и подразделяются на элементарные (уровень развития мышления, памяти, восприятия информации и окружающего мира) и сложные (обучаемость, уровень интеллекта, наблюдательность, креативность мыщления, гибкость ума, творческое мышление и т.д.). Специальные способности позволяют достичь высоких результатов в деятельности. Общие профессиональные способности человека определяются предметом труда (человек-образ, человек-техника, человек-природа и т.д.), специальные профессиональные способности - профессиональной специализацией [9].

Профессиональные способности субъекта профессиональной деятельности напрямую связаны с наличием профессиональных знаний, умений и навыков. Таким образом, важным аспектом формирования готовности безработного к профессиональному выбору в процессе обучения, является образовательный аспект, позволяющий сформировать профессиональные знания, навыки и умения.

Профессиональные знания — это совокупность сведений о профессиональной деятельности, необходимых для ее осуществления. Профессиональные навыки представляют собой действия, доведенные до определенного уровня совершенства, выполняемые легко, быстро и с наилучшим результатом. Профессиональные навыки, в свою очередь, разделяются на интеллектуальные (профессиональные приемы и алгоритмы решения профессиональных задач), сенсорно-перцептивные (навыки восприятия), моторные (двигательные) навыки [10].

Профессиональные умения - способность к реализации профессиональных навыков в конкретной профессиональной деятельности. Систему современных требований к профессиональным знаниям, навыкам и умениям работника обеспечивает профессиональный стандарт по профессии, гармонично соединяющий требования к профессиональным компетенциям и уровнем квалификации специалиста. Образовательное учреждение в своей деятельности по обучению безработных граждан руководствуется требованиями профессионального стандарта по профессии выбора.

Образовательный аспект готовности безработного к профессиональному выбору позволяет сформировать профессиональное мышление и профессиональное самосознание.

А.К. Маркова определяет профессиональное мышление как профессионально важное качество, как «процесс обобщенного и опосредованного отражения человеком профессиональной реальности; пути получения человеком новых знаний о разных сторонах труда, приемы постановки, формулирования и решения профессиональных задач»; стадии выработки новых стратегий в профессиональной деятельности и принятия управленческих решений Профессиональное мышление, как профессиональная умственная способность, формируется в результате мыслительной деятельности специалиста, и позволяет анализировать, сопоставлять, обобщать, сравнивать, делать выводы и творчески подходить к решению профессиональных задач [8].

По мнению А.К. Марковой, «профессиональное самосознание — это комплекс представлений человека о себе как профессионале, это целостный образ, включающий в себя систему отношений и установок к себе как профессионалу» [8].

Профессиональное самосознание состоит из дей-

42

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 3(20)

ствии человека по осознанию норм, правил и стандартов своей профессии как образцов для сравнения. Профессиональное самосознание предполагает сравнение себя с профессионалом (абстрактным либо конкретным); учет профессиональной оценки сотрудников; профессиональную самооценку; определение положительных качеств личности, способствующих позитивной мотивации в профессиональной деятельности, росту уверенности в собственных силах [8].

Е.А. Климов в структуре профессионального самосознания выделяет такие составляющие, как «осознание принадлежности себя к определенной профессиональной общности», самооценка и знание о степени собственного соответствия эталонам профессионального труда, знание о путях самосовершенствования, представление о себе и о своей работе в будущем [6].

Профориентационный аспект.

В содержании профориентационного аспекта мы выделяем профессиональное просвещение и профессиональную диагностику. Формирование готовности безработного к профессиональному выбору осуществляется на основе профессионального просвещения - сообщения сведений о различных профессиях, их значении для экономики государства, потребностях в кадрах определенных профессий, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда [12].

Профессиональное просвещение осуществляется не только в образовательном учреждении. Источниками знаний о профессиях служат агитационные материалы центров занятости населения, средства массовой информации, сетевые ресурсы интернет, корпоративные сайты компаний, друзья, родственники, знакомые и др. Отразить содержание профессии без искажений, создать атмосферу привлекательности, выделить значимость профессии для общества - основная задача профессионального просвещения. Работа по профессиональному просвещению, нацеленная на формирование осознанного отношения к выбору профессии, осуществляется на основе предварительной профессиональной диагностики [12].

Профессиональная диагностика проводится на основе опросников [14]: дифференциально-диагностического опросника Е.А. Климова, опросника профессиональных предпочтений А.Е. Голомштока, опросника типа личности Дж. Холланда. Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова позволяет определить соответствие профессионального выбора безработного типу профессии (предмет труда); «Карта интересов» А.Е. Голоштока выявляет профессиональные интересы и склонности; опросник Дж. Холланда определяет профессиональный тип личности и профессиональную направленность безработного.

Таким образом, личностный, образовательный и про-фориентационный аспекты готовности безработного к профессиональному выбору позволяют за относительно короткий срок профессионального обучения безработного (не более трех месяцев), подготовить конкурентоспособного специалиста, обладающего необходимой совокупностью качеств, навыков и умений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект: автореф. дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.07/ Борисова Елена Михайловна.- Москва, 1995. - 46 с.

2. Дмитриева М.А. Психология труда и инженерная психология / М.А. Дмитриева, А.А. Крылов, А.И. Нафтульев.- Л.: ЛГУ, 1979 - 134 с.

3. Дружинин В.Н. Психология способностей/В.Н. Дружинин.- М.: Институт психологии РАН, 2007.-544 с.

4. Душков Б.А. Психология труда, профессиональной информационной и организационной деятельности/ Б.А.Душков, А.В.Королев, Б.А. Смирнов; под ред. Б.А.

Душкова. - М.: Академический проект, Деловая книга, 2005 - 848 с.

5. Карпов А. В. Понятие профессионально важных качеств деятельности / А.В. Карпов.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003 — 352 с.

6. Климов Е.А. Психология профессионала / Е. А. Климов. - М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: МОДЭК, 1996. - 400 с.

7. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студентов вузов/ Е.А. Климов.- 4-е изд. стер.- М.: Академия, 2010-301с.

8. Маркова А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова.- М.: Знание, 1996. - 312 с.

9. Митина Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии/ Л.М. Митина. - М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 2003-126 с.

10. Митина Л.М. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение/ Л. М. Митина, Ю.А. Кореляков, Г.В. Шавырина.- М..: Академия, 2005. - 338 с.

11. Новейший психолого-педагогический словарь/ под ред. Е.С. Рапацевич. -М.: Современная школа, 2010.- 928 с.

12. Сазонов А.Д. Профессиональная ориентация молодежи/ А.Д. Сазонов, С.В. Еловских, Н.И. Калугин.-М.: Высшая школа, 1989. - 271 с.

13. Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 № 1032-1-[Электронный ресурс]- http://base.garant.ru/10164333/-(дата обращения 25.07.2017).

14. Тесты для профориентации, воспитательной работы, подбора кадров/сост. Н.Ф. Гребень.-Минск: Современная школа, 2011.-477 с.

15. Шадриков В.Д. Психология деятельности человека/В.Д. Шадриков.-М.:МПСУ, 2012.-488 с.

Статья поступила в редакцию 21.07.2017.

Статья принята к публикации 25.09.2017.

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3(20)

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.