YAK 377.36 ББК 74.3
Г.В. БОГДАНОВА
G.V. BOGDANOVA
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ БЕЗРАБОТНОГО НАСЕЛЕНИЯ
PECULIARITIES OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION UNEMPLOYED ADULT POPULATION
В статье рассматривается процесс профессионального самоопределения безработного населения, раскрывается его содержание, определяются критерии успешности выбора, качества и умения, необходимые для успешного профессионального самоопределения безработных граждан.
The author considers the process of professional self-determination of the unemployed population, describes the contents of the, sets the criteria for a successful election, the qualities and skills necessary for a successful professional self-determination of the unemployed.
Ключевые слова: матрица выбора профессиональной деятельности, успешность профессионального самоопределения.
Key words: matrix selection of professional activity, the success of professional self-determination.
Переход российского общества на путь рыночных отношений привёл к возникновению принципиально новой ситуации в социально-трудовых отношениях, где взрослое население оказалось недостаточно подготовленным к современных реалиям рынка труда. Несбалансированность рабочих мест и трудовых ресурсов в последние годы приобрела устойчивый характер. Отсутствие или недостаточность профориентационной работы и своевременной профориентологической помощи взрослым людям влечёт за собой их дезадаптацию на рынке труда, потерю интереса к выбранной профессии и к труду в целом. Каждый безработный, оказавшись в ситуации вторичного профессионального самоопределения, сталкивается с рядом трудностей:
- трудовые притязания взрослых безработных противоречат возможности их удовлетворения, то есть не имея опыта трудовой деятельности по новой специальности, большинство из них предъявляют высокие требования к оплате труда;
- представления работодателя и безработных, выходящих на рынок труда, о личностных и деловых качествах не совпадают;
- потребности общества в определённых профессиях находятся в прямой противоположности с профессиональными намерениями взрослого безработного населения: несоответствие реального спроса и предложения рабочей силы на рынке труда ведёт к образованию избытка специалистов по одним профессиям и недостатку по другим.
Изменение ценностных ориентаций, происходящие экономические и социальные реформы обусловливают заинтересованное отношение общества к процессу профессионального самоопределения взрослого безработного населения.
Проблема успешного выбора профессии, её освоения и профессиональной деятельности является актуальной на протяжении всех этапов развития человечества. Как прикладная научная проблема она начала разрабатываться с начала XIX века в трудах Парсонса, Мюнстерберга, получила научное оформление в рамках психотехники (Н.Д. Левитов, М.Я. Басов, А.Ф. Лазур-ский), в рамках психологической концепции профессионального выбора на
основе индивидуальных различий и выявленных способностей (К.М. Гуревич, С.Л. Рубинштейн, Б.Л. Теплов, Е.А. Климов, В.Д. Шадриков, К.К. Платонов). В большинстве исследований XX века было посвящено обоснованию проблемы успешного выбора профессии. В меньшей степени была рассмотрена проблема профессионального самоопределения личности на этапе получения образования, и практически отсутствуют работы по исследованию проблемы профессионального самоопределения на различных этапах профессиональной и особенно послепрофессиональной деятельности (Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сима-нюк) [2, 10]. Особенности профессионального самоопределения и адаптации молодёжи на рынке труда нашли отражение в работах А.С. Егорова, В.Е. Гав-рилова, А.Д. Сазонова, Н.И. Калугина, В.А. Полякова, С.Н. Чистяковой, В.И. Гагаринова. А. Берлин, М. Гарсия рассматривают проблемы безработных с высшим образованием, но не проводят сравнительного анализа с безработными другого образовательного статуса [1]. Наиболее интересно и перспективно в плане реализации исследования и практической работы с безработными нам представляется концепция Е.А. Климова и Н.С. Пряжни-кова, где процесс профессионального самоопределения представлен в схеме построения личностного профессионального плана (совокупность основных этапов профессионального саморазвития, критерии успешности прохождения профессионального самоопределения) [3, 4, 6].
В личностном аспекте профессиональное самоопределение безработного населения есть внешнее проявление внутренних процессов личности, направленных на поиск места, роли в системе межличностных, профессиональных, социальных отношений, обеспечивающих успешную реализацию потребности личности в своём квалификационном и социальном продвижении.
В нашем исследовании мы ориентируемся на смысловое понятие «профессиональное самоопределение», высказанное Н.С. Пряжниковым: «Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное, осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической)ситуации». Главная цель профессионального самоопределения, по мнению Н.С. Пряжни-кова, - «постепенное формирование внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению коррекции и реализации перспектив собственного развития (профессионального), готовности самостоятельно находить лич-ностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности» [5]. Это определение отражает содержание и динамику личностных состояний, характерных для профессиональной переориентации безработного: поиск нового смысла профессиональной деятельности в ситуации вынужденной или добровольной смены профессии, активизации самоанализа и самосознания личности, поиск информации и прогнозирование дальнейшего профессионального развития, поиск путей собственной профессиональной реализации, готовность к переориентации и переобучению.
Под профессиональным самоопределением безработного населения нами понимается специфический вид вторичного профессионального самоопределения, содержанием которого является повторный выбор профессиональной деятельности, условий для построения собственно профессиональной социальной карьеры в соответствии с личными потребностями, возможностями, производственными условиями, конъюнктурой рынка труда, социально-профессиональным статусом предлагаемой профессии.
Нами выделены следующие качества и умения, необходимые для успешного профессионального самоопределения безработных:
- активность - неосознаваемое и осознаваемое проявление активности в поиске нового вида деятельности;
- инициативность - приоритетное направление активности при выборе профессиональной деятельности;
- самостоятельность - обобщённое свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение;
- коммуникативные умения - способность к сотрудничеству, работе в команде;
- организаторские умения - наличие лидерских качеств, умения планировать свою деятельность, рациональное распределение времени, профессиональная мобильность;
- рефлексивные умения - самодиагностика профессиональных интересов, мотивов.
Профессиональное самоопределение безработного населения связано с освоением новых профессиональных знаний и умений: профессионально-образовательная успешность, направленность на освоение новых знаний и навыков в учреждении дополнительного профессионального образования, самостоятельная подготовка и самообучаемость вне учреждения дополнительного профессионального образования, наличие способностей в досуго-вых и других видах деятельности.
Рассмотрим выделенные компоненты более подробно. За основу профессионально-образовательной успешности нами взята образованность как показатель освоения определённого содержания профессионального образования, включает следующие компоненты:
- осознанность, понимание значимости и необходимости изменения квалификации, смены специальности, профессии, перемены места работы, поиска нового места работа, изменения социального статуса;
- осведомлённость - представление о предмете своего выбора, особенностях, условиях, перспективах профессионального и социального продвижения, о ресурсных затратах и преимуществах изменения профессионального и социального статуса;
- действенность - соотнесённость действий по изменению квалификации, смены специальности, профессии, перемены места работы, поиску нового места работы, изменению социального статуса с усвоенными межпрофессиональными, межпредметными, общетехнологическми, общепрофессиональными знаниями, активность в применении усвоенных знаний, активность в приобретении новых профессиональных, ориентационных знаний, необходимых для адекватного, потенциально более перспективного варианта квалификационного, социального и карьерного продвижения;
- умелость - сформированность комплекса аналитико-оценочных, профориентационных, рефлексивных умений и навыков;
- результативность - способность эффективно применять имеющиеся и вновь приобретённые знания на практике.
Как показали наши исследования, недостаточная успешность по предметам общепрофессионального и специального цикла указывает на неадекватный выбор профессии, либо осваиваемой специальности.
Основным критерием успешности профессионального самоопределения безработного населения является адекватность - неадекватность выбора профессии. Мы выделяем три группы критериев адекватности: личностный, профессиональный, образовательно-профессиональный. Первичным является личностный критерий, показателями которого являются способности к избранному виду деятельности, интерес к усвоению данного вида деятельности, возможности его освоить или профессиональная пригодность. Показателями профессионального критерия являются выбор предмета труда (человек-природа, человек-техника, человек-человек, человек-знаковая система, человек-художественный образ) - отрасль профессиональной деятельности. Образовательно-профессиональный критерий определяет правильность выбора изучаемой специальности.
Внешнее соответствие критериев адекватности профессионального выбора можно представить следующим образом: профессиональный должен соответствовать личностному, а образовательно-профессиональный, как личностному так и профессиональному.
В соответствии с выделенными критериями нами разработана матрица адекватности профессионального выбора (табл. 1).
Таблица 1
Матрица адекватности профессионального выбора
Личностный Профессиональный Образовательно-профессиональный
Способности интересы возможности Выбор профессии Предмет труда Отрасль труда Профиль ДПО Направление Специальность
Адекватный + + + + + + + + +
Частично адекватный + + - + + + + + +
Неадекватный - + - + + + + + +
Адекватный + - + + + + + + +
Адекватный + + + - + + + + +
Адекватный + + + + - + + + +
Частично адекватный + + + + + + - + -
Неадекватный + + + + + + - - -
Неадекватный + + + - + - - - -
Неадекватный + + + - - - - - -
Неадекватный + + - - - - - - -
Абсолютная адекватность предполагает абсолютное соответствие вну-трикритериальных показателей и межкритериальных связей, то есть способностей, интересов, возможностей. Потребности соответствуют выбору профессиональной области (предмету труда, профессиональной отрасли, конкретной профессии), а выбор специальности соответствует способностям, интересам, возможностям и потребности личности сделанному профессиональному выбору.
Адекватным является выбор профессии и изучаемой специальности в соответствии со способностями и возможностями.
Частично адекватным является профессиональный выбор без учёта возможностей в усвоении будущей профессии.
Неадекватность выбора связана с неправильным выбором профессии, учреждения ДПО и специальности, осваиваемой в нем.
В связи с этим можно выделить три группы безработных:
1. Безработные, адекватно выбравшие профессию. Данную группу следует готовить к возможному проявлению профессиональной дезадаптации в будущей профессиональной деятельности.
2. Безработные, выбор профессии которыми частично адекватен. К этой группе относятся безработные, выбравшие профессию, специальность без учёта своих способностей и возможностей.
3. Безработные неадекватно выбравшие профессию. Им необходимо порекомендовать сменить профессию и осуществить свой выбор в соответствии с направленностью интересов, способностями и возможностями.
Образовательная успешность по предметам специального цикла указывает на адекватность избранного вида деятельности, осваиваемой специальности. В тоже время, успешное освоение профессиональных знаний в рамках узкой специальности не гарантирует такое же успешное освоение новой суммы профессиональных знаний при смене вида профессиональной деятельности.
Как показал анализ современного состояния, в системе дополнительного профессионального образования, всё в большей степени наблюдаются случаи, когда безработный пытается изменить профессионально-образовательную ситуацию, что влечёт за собой неправильный выбор учреждения дополнительного профессионального образования, специальности без учёта способностей и возможностей.
Результатом формирования профессионального самоопределения является готовность взрослого безработного населения к проявлению профессиональной мобильности в процессе обучения в учреждениях ДПО и в процессе будущей профессиональной деятельности. Под профессиональной мобильностью мы понимаем интегративное качество личности, определяющее способность успешно выполнять определённый вид деятельности на основе знания содержания деятельности (когнитивный компонент), положительного отношения к данному виду деятельности (мотивационный компонент), умение осуществлять данный вид деятельности (деятельностный компонент) и достигать высокого уровня результативности в данной виде деятельности (результативный компонент). В соответствии с данным определением под термином «готовность к проявлению профессионального самоопределения безработного населения» понимается интегративное качество профессионала, обеспечивающего поиск, адекватный выбор, успешное освоение нового вида деятельности и адаптацию к требованиям на основе сформированных знаний о новом виде профессионального труда (когнитивный компонент), положительного отношения к новому выбору (мотивационный компонент), умения сделать адекватный выбор (деятельностный копонент), и успешно адаптироваться к новому виду профессиональной деятельности (результативный компонент).
Таким образом, профессиональное самоопределение безработных неотделимо от их личностного развития, в основе которого лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, самореализации. Процесс профессионального самоопределения - это действия человека по самоанализу, самопознанию и самооцениванию собственных способностей и ценностных ориентаций, действий по саморазвитию.
Литература
1. Григорьева, Н.В. Психология профессионального самоопределения безработной молодёжи в условиях экономики переходного периода [Текст] : дис. ... канд. психол. наук / Н.В. Григорьева. - Чебоксары, 2004. - 180 с.
2. Зеер, Э.Ф. Психология профессий [Текст] / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург : Изд-во УГППУ, 1997. - 244 с.
3. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е.А. Климов. - М. : Академия, 2010. - 304 с.
4. Климов, Е.А. Как выбирать профессию [Текст] / Е.А. Климов. - М. : Просвещение, 1990. - 150 с.
5. Кон, И.С. В поисках себя: личность и её самосознание [Текст] / И.С. Кон. -М. : Политиздат, 1984. - 213 с.
6. Пряжников, Н.С. Методы активации профессионального и личностного самоопределения [Текст] / Н.С. Пряжников. - М. : Изд-во МГУ, 2002. - 400 с.
7. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение [Текст] / Н.С. Пряжников. - М. : Изд-во МГУ, 1996. - 225 с.
8. Пряжников, Н.С. Психологический смысл труда [Текст] / Н.С. Пряжников. -М. : Институт практической психологии, 1996. - 352 с.
9. Сафин, В.Ф. Психологический аспект самоопределения личности [Текст] / В.Ф. Сафин, Г.П. Ников // Психол. журн. - Т. 5. - 1984. - № 4. - С. 65-73.
10. Сыманюк, Э.Э. Психология профессионально обусловленных кризисов [Текст] / Э.Э. Сыманюк. - М. : Моск. социально-психологического ин-т, 2004. - 320 с.