Научная статья на тему 'Особенности профессионального самоопределения безработного населения'

Особенности профессионального самоопределения безработного населения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
271
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТРИЦА ВЫБОРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УСПЕШНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ / MATRIX SELECTION OF PROFESSIONAL ACTIVITY / THE SUCCESS OF PROFESSIONAL SELFDETERMINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богданова Галина Владимировна

В статье рассматривается процесс профессионального самоопределения безработного населения, раскрывается его содержание, определяются критерии успешности выбора, качества и умения, необходимые для успешного профессионального самоопределения безработных граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION UNEMPLOYED ADULT POPULATION

The author considers the process of professional self-determination of the unemployed population, describes the contents of the, sets the criteria for a successful election, the qualities and skills necessary for a successful professional self-determination of the unemployed.

Текст научной работы на тему «Особенности профессионального самоопределения безработного населения»

YAK 377.36 ББК 74.3

Г.В. БОГДАНОВА

G.V. BOGDANOVA

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ БЕЗРАБОТНОГО НАСЕЛЕНИЯ

PECULIARITIES OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION UNEMPLOYED ADULT POPULATION

В статье рассматривается процесс профессионального самоопределения безработного населения, раскрывается его содержание, определяются критерии успешности выбора, качества и умения, необходимые для успешного профессионального самоопределения безработных граждан.

The author considers the process of professional self-determination of the unemployed population, describes the contents of the, sets the criteria for a successful election, the qualities and skills necessary for a successful professional self-determination of the unemployed.

Ключевые слова: матрица выбора профессиональной деятельности, успешность профессионального самоопределения.

Key words: matrix selection of professional activity, the success of professional self-determination.

Переход российского общества на путь рыночных отношений привёл к возникновению принципиально новой ситуации в социально-трудовых отношениях, где взрослое население оказалось недостаточно подготовленным к современных реалиям рынка труда. Несбалансированность рабочих мест и трудовых ресурсов в последние годы приобрела устойчивый характер. Отсутствие или недостаточность профориентационной работы и своевременной профориентологической помощи взрослым людям влечёт за собой их дезадаптацию на рынке труда, потерю интереса к выбранной профессии и к труду в целом. Каждый безработный, оказавшись в ситуации вторичного профессионального самоопределения, сталкивается с рядом трудностей:

- трудовые притязания взрослых безработных противоречат возможности их удовлетворения, то есть не имея опыта трудовой деятельности по новой специальности, большинство из них предъявляют высокие требования к оплате труда;

- представления работодателя и безработных, выходящих на рынок труда, о личностных и деловых качествах не совпадают;

- потребности общества в определённых профессиях находятся в прямой противоположности с профессиональными намерениями взрослого безработного населения: несоответствие реального спроса и предложения рабочей силы на рынке труда ведёт к образованию избытка специалистов по одним профессиям и недостатку по другим.

Изменение ценностных ориентаций, происходящие экономические и социальные реформы обусловливают заинтересованное отношение общества к процессу профессионального самоопределения взрослого безработного населения.

Проблема успешного выбора профессии, её освоения и профессиональной деятельности является актуальной на протяжении всех этапов развития человечества. Как прикладная научная проблема она начала разрабатываться с начала XIX века в трудах Парсонса, Мюнстерберга, получила научное оформление в рамках психотехники (Н.Д. Левитов, М.Я. Басов, А.Ф. Лазур-ский), в рамках психологической концепции профессионального выбора на

основе индивидуальных различий и выявленных способностей (К.М. Гуревич, С.Л. Рубинштейн, Б.Л. Теплов, Е.А. Климов, В.Д. Шадриков, К.К. Платонов). В большинстве исследований XX века было посвящено обоснованию проблемы успешного выбора профессии. В меньшей степени была рассмотрена проблема профессионального самоопределения личности на этапе получения образования, и практически отсутствуют работы по исследованию проблемы профессионального самоопределения на различных этапах профессиональной и особенно послепрофессиональной деятельности (Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сима-нюк) [2, 10]. Особенности профессионального самоопределения и адаптации молодёжи на рынке труда нашли отражение в работах А.С. Егорова, В.Е. Гав-рилова, А.Д. Сазонова, Н.И. Калугина, В.А. Полякова, С.Н. Чистяковой, В.И. Гагаринова. А. Берлин, М. Гарсия рассматривают проблемы безработных с высшим образованием, но не проводят сравнительного анализа с безработными другого образовательного статуса [1]. Наиболее интересно и перспективно в плане реализации исследования и практической работы с безработными нам представляется концепция Е.А. Климова и Н.С. Пряжни-кова, где процесс профессионального самоопределения представлен в схеме построения личностного профессионального плана (совокупность основных этапов профессионального саморазвития, критерии успешности прохождения профессионального самоопределения) [3, 4, 6].

В личностном аспекте профессиональное самоопределение безработного населения есть внешнее проявление внутренних процессов личности, направленных на поиск места, роли в системе межличностных, профессиональных, социальных отношений, обеспечивающих успешную реализацию потребности личности в своём квалификационном и социальном продвижении.

В нашем исследовании мы ориентируемся на смысловое понятие «профессиональное самоопределение», высказанное Н.С. Пряжниковым: «Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное, осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической)ситуации». Главная цель профессионального самоопределения, по мнению Н.С. Пряжни-кова, - «постепенное формирование внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению коррекции и реализации перспектив собственного развития (профессионального), готовности самостоятельно находить лич-ностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности» [5]. Это определение отражает содержание и динамику личностных состояний, характерных для профессиональной переориентации безработного: поиск нового смысла профессиональной деятельности в ситуации вынужденной или добровольной смены профессии, активизации самоанализа и самосознания личности, поиск информации и прогнозирование дальнейшего профессионального развития, поиск путей собственной профессиональной реализации, готовность к переориентации и переобучению.

Под профессиональным самоопределением безработного населения нами понимается специфический вид вторичного профессионального самоопределения, содержанием которого является повторный выбор профессиональной деятельности, условий для построения собственно профессиональной социальной карьеры в соответствии с личными потребностями, возможностями, производственными условиями, конъюнктурой рынка труда, социально-профессиональным статусом предлагаемой профессии.

Нами выделены следующие качества и умения, необходимые для успешного профессионального самоопределения безработных:

- активность - неосознаваемое и осознаваемое проявление активности в поиске нового вида деятельности;

- инициативность - приоритетное направление активности при выборе профессиональной деятельности;

- самостоятельность - обобщённое свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение;

- коммуникативные умения - способность к сотрудничеству, работе в команде;

- организаторские умения - наличие лидерских качеств, умения планировать свою деятельность, рациональное распределение времени, профессиональная мобильность;

- рефлексивные умения - самодиагностика профессиональных интересов, мотивов.

Профессиональное самоопределение безработного населения связано с освоением новых профессиональных знаний и умений: профессионально-образовательная успешность, направленность на освоение новых знаний и навыков в учреждении дополнительного профессионального образования, самостоятельная подготовка и самообучаемость вне учреждения дополнительного профессионального образования, наличие способностей в досуго-вых и других видах деятельности.

Рассмотрим выделенные компоненты более подробно. За основу профессионально-образовательной успешности нами взята образованность как показатель освоения определённого содержания профессионального образования, включает следующие компоненты:

- осознанность, понимание значимости и необходимости изменения квалификации, смены специальности, профессии, перемены места работы, поиска нового места работа, изменения социального статуса;

- осведомлённость - представление о предмете своего выбора, особенностях, условиях, перспективах профессионального и социального продвижения, о ресурсных затратах и преимуществах изменения профессионального и социального статуса;

- действенность - соотнесённость действий по изменению квалификации, смены специальности, профессии, перемены места работы, поиску нового места работы, изменению социального статуса с усвоенными межпрофессиональными, межпредметными, общетехнологическми, общепрофессиональными знаниями, активность в применении усвоенных знаний, активность в приобретении новых профессиональных, ориентационных знаний, необходимых для адекватного, потенциально более перспективного варианта квалификационного, социального и карьерного продвижения;

- умелость - сформированность комплекса аналитико-оценочных, профориентационных, рефлексивных умений и навыков;

- результативность - способность эффективно применять имеющиеся и вновь приобретённые знания на практике.

Как показали наши исследования, недостаточная успешность по предметам общепрофессионального и специального цикла указывает на неадекватный выбор профессии, либо осваиваемой специальности.

Основным критерием успешности профессионального самоопределения безработного населения является адекватность - неадекватность выбора профессии. Мы выделяем три группы критериев адекватности: личностный, профессиональный, образовательно-профессиональный. Первичным является личностный критерий, показателями которого являются способности к избранному виду деятельности, интерес к усвоению данного вида деятельности, возможности его освоить или профессиональная пригодность. Показателями профессионального критерия являются выбор предмета труда (человек-природа, человек-техника, человек-человек, человек-знаковая система, человек-художественный образ) - отрасль профессиональной деятельности. Образовательно-профессиональный критерий определяет правильность выбора изучаемой специальности.

Внешнее соответствие критериев адекватности профессионального выбора можно представить следующим образом: профессиональный должен соответствовать личностному, а образовательно-профессиональный, как личностному так и профессиональному.

В соответствии с выделенными критериями нами разработана матрица адекватности профессионального выбора (табл. 1).

Таблица 1

Матрица адекватности профессионального выбора

Личностный Профессиональный Образовательно-профессиональный

Способности интересы возможности Выбор профессии Предмет труда Отрасль труда Профиль ДПО Направление Специальность

Адекватный + + + + + + + + +

Частично адекватный + + - + + + + + +

Неадекватный - + - + + + + + +

Адекватный + - + + + + + + +

Адекватный + + + - + + + + +

Адекватный + + + + - + + + +

Частично адекватный + + + + + + - + -

Неадекватный + + + + + + - - -

Неадекватный + + + - + - - - -

Неадекватный + + + - - - - - -

Неадекватный + + - - - - - - -

Абсолютная адекватность предполагает абсолютное соответствие вну-трикритериальных показателей и межкритериальных связей, то есть способностей, интересов, возможностей. Потребности соответствуют выбору профессиональной области (предмету труда, профессиональной отрасли, конкретной профессии), а выбор специальности соответствует способностям, интересам, возможностям и потребности личности сделанному профессиональному выбору.

Адекватным является выбор профессии и изучаемой специальности в соответствии со способностями и возможностями.

Частично адекватным является профессиональный выбор без учёта возможностей в усвоении будущей профессии.

Неадекватность выбора связана с неправильным выбором профессии, учреждения ДПО и специальности, осваиваемой в нем.

В связи с этим можно выделить три группы безработных:

1. Безработные, адекватно выбравшие профессию. Данную группу следует готовить к возможному проявлению профессиональной дезадаптации в будущей профессиональной деятельности.

2. Безработные, выбор профессии которыми частично адекватен. К этой группе относятся безработные, выбравшие профессию, специальность без учёта своих способностей и возможностей.

3. Безработные неадекватно выбравшие профессию. Им необходимо порекомендовать сменить профессию и осуществить свой выбор в соответствии с направленностью интересов, способностями и возможностями.

Образовательная успешность по предметам специального цикла указывает на адекватность избранного вида деятельности, осваиваемой специальности. В тоже время, успешное освоение профессиональных знаний в рамках узкой специальности не гарантирует такое же успешное освоение новой суммы профессиональных знаний при смене вида профессиональной деятельности.

Как показал анализ современного состояния, в системе дополнительного профессионального образования, всё в большей степени наблюдаются случаи, когда безработный пытается изменить профессионально-образовательную ситуацию, что влечёт за собой неправильный выбор учреждения дополнительного профессионального образования, специальности без учёта способностей и возможностей.

Результатом формирования профессионального самоопределения является готовность взрослого безработного населения к проявлению профессиональной мобильности в процессе обучения в учреждениях ДПО и в процессе будущей профессиональной деятельности. Под профессиональной мобильностью мы понимаем интегративное качество личности, определяющее способность успешно выполнять определённый вид деятельности на основе знания содержания деятельности (когнитивный компонент), положительного отношения к данному виду деятельности (мотивационный компонент), умение осуществлять данный вид деятельности (деятельностный компонент) и достигать высокого уровня результативности в данной виде деятельности (результативный компонент). В соответствии с данным определением под термином «готовность к проявлению профессионального самоопределения безработного населения» понимается интегративное качество профессионала, обеспечивающего поиск, адекватный выбор, успешное освоение нового вида деятельности и адаптацию к требованиям на основе сформированных знаний о новом виде профессионального труда (когнитивный компонент), положительного отношения к новому выбору (мотивационный компонент), умения сделать адекватный выбор (деятельностный копонент), и успешно адаптироваться к новому виду профессиональной деятельности (результативный компонент).

Таким образом, профессиональное самоопределение безработных неотделимо от их личностного развития, в основе которого лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, самореализации. Процесс профессионального самоопределения - это действия человека по самоанализу, самопознанию и самооцениванию собственных способностей и ценностных ориентаций, действий по саморазвитию.

Литература

1. Григорьева, Н.В. Психология профессионального самоопределения безработной молодёжи в условиях экономики переходного периода [Текст] : дис. ... канд. психол. наук / Н.В. Григорьева. - Чебоксары, 2004. - 180 с.

2. Зеер, Э.Ф. Психология профессий [Текст] / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург : Изд-во УГППУ, 1997. - 244 с.

3. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е.А. Климов. - М. : Академия, 2010. - 304 с.

4. Климов, Е.А. Как выбирать профессию [Текст] / Е.А. Климов. - М. : Просвещение, 1990. - 150 с.

5. Кон, И.С. В поисках себя: личность и её самосознание [Текст] / И.С. Кон. -М. : Политиздат, 1984. - 213 с.

6. Пряжников, Н.С. Методы активации профессионального и личностного самоопределения [Текст] / Н.С. Пряжников. - М. : Изд-во МГУ, 2002. - 400 с.

7. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение [Текст] / Н.С. Пряжников. - М. : Изд-во МГУ, 1996. - 225 с.

8. Пряжников, Н.С. Психологический смысл труда [Текст] / Н.С. Пряжников. -М. : Институт практической психологии, 1996. - 352 с.

9. Сафин, В.Ф. Психологический аспект самоопределения личности [Текст] / В.Ф. Сафин, Г.П. Ников // Психол. журн. - Т. 5. - 1984. - № 4. - С. 65-73.

10. Сыманюк, Э.Э. Психология профессионально обусловленных кризисов [Текст] / Э.Э. Сыманюк. - М. : Моск. социально-психологического ин-т, 2004. - 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.