Научная статья на тему 'Содержание коррекции выбора профессиональной деятельности у взрослого безработного населения'

Содержание коррекции выбора профессиональной деятельности у взрослого безработного населения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
425
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ / ФАКТОРЫ / БЕЗРАБОТНЫЕ ЛИЦА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТИПОЛОГИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ / PROFESSIONAL DEFORMATION FACTORS / UNEMPLOYED PERSONS / PROFESSIONAL ACTIVITY / TYPOLOGY / PROFESSIONAL CORRECTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Богданова Галина Владимировна

В статье рассматриваются детерминанты профессиональной деформации личности, факторы, инициирующие развитие деформаций профессионального самоопределения. Основное внимание уделено сущности процесса коррекции выбора профессиональной деятельности безработными лицами, разработана типология коррекции профессионального самоопределения безработных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The content of the correction of the choice of professional activity in the adult unemployed

The article examines the determinants of professional deformation of the personality factors that trigger the development of strains of professional self. Focuses on the essence of the process the occupational choice unemployed persons, a typology of professional self-correction of the unemployed.

Текст научной работы на тему «Содержание коррекции выбора профессиональной деятельности у взрослого безработного населения»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

УДК 377.36 ББК 74.3

Богданова Галина Владимировна

соискатель

директор

НОУДПО "Учебный кадровый центр" г. Курган Bogdanova Galina Vladimirovna

the competitor director "Personnel Training center"

Kurgan

23mart@mail.ru

Содержание коррекции выбора профессиональной деятельности у взрослого безработного населения The content of the correction of the choice of professional activity in the adult

unemployed

В статье рассматриваются детерминанты профессиональной деформации личности, факторы, инициирующие развитие деформаций профессионального самоопределения. Основное внимание уделено сущности процесса коррекции выбора профессиональной деятельности безработными лицами, разработана типология коррекции профессионального самоопределения безработных.

The article examines the determinants of professional deformation of the personality factors that trigger the development of strains of professional self. Focuses on the essence of the process the occupational choice unemployed persons, a typology of professional self-correction of the unemployed.

Ключевые слова: профессиональная деформация, факторы, безработные лица, профессиональная деятельность, типология, профессиональная коррекция.

Key words: professional deformation factors, unemployed persons,

professional activity, typology, professional correction.

Особенности коррекции профессионального самоопределения взрослого

безработного населения тесно связаны с феноменом профессиональной деформации. Феномен профессиональной деформации определяют как взаимопроникновение "Я-профессионального" в "Я-личностное", так как при профессиональной деформации воздействие профессиональных рамок и установок не ограничивается исключительно профессиональной средой.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней.

В зависимости от социально-демографических особенностей выделяют несколько групп безработных:

1. Неквалифицированные или мало квалифицированные работники, не готовые к переквалификации, работники нерентабельных, убыточных предприятий в связи с их ликвидацией или реорганизацией. Чаще всего, это лица среднего возраста с различным стажем работы или лица предпенсионного возраста.

2. Молодежь. После окончания средней школы, если не удалось поступить учиться дальше, у этой группы населения невысокие шансы устроиться на работу, даже не требующую квалификации.

3. Женщины (особенно имеющие маленьких детей) в силу меньшей конкурентоспособности на рынке труда.

4. Мигранты (в том числе беженцы).

5. Трудоспособные инвалиды как наиболее уязвимая категория населения, так как могут выполнять не все виды работ, им требуются особые условия труда.

6. Деклассированные элементы: лица без определенного места жительства, алкоголики, бывшие заключенные. Эта группа безработных в большинстве своем не желает работать постоянно.

При реализации программ коррекции профессионального самоопределения безработного населения в условиях учреждения дополнительного профессионального образования необходимо учитывать особенности профессиональной деформации.

Исследователи отмечают, что профессиональные деформации развиваются под влиянием условий труда и возраста. Деформации искажают конфигурации личностного профиля человека и негативно сказываются на продуктивности труда. Анализируя причины, препятствующие профессиональному разви-

тию человека, А.К. Маркова указывает на возрастные изменения, связанные со старением, профессиональные деформации, профессиональную усталость, длительную психическую напряженность, обусловленную сложными условиями труда, а также кризисы профессионального развития. В наибольшей степени профессиональным деформациям подвержены профессии типа "человек- человек". По мнению С.П. Безносова, это вызвано тем, что общение с другим человеком обязательно включает и его обратное воздействие на субъект данного труда. Профессиональные деформации по-разному выражаются у представителей различных профессий. Среди причин профессиональных деформаций можно отметить причины социально-организационного характера: отсутствие требовательности со стороны руководителя; слабый контроль за результатами труда; бездушное отношение руководителя к подчиненным; перегрузка подчиненных служебными делами, переутомление и повышенная нервозность; неправильная дисциплинарная практика; наличие у сотрудников и в коллективе негативных и ложно понимаемых норм корпоративного поведения; неуважение к закону; отсутствие твердых нравственных убеждений; самоуверенность; эгоцентризм; непонимание целей и содержания работы; нежелание работать.

Причинами профессиональной деформации иногда являются неблагоприятные условия воспитания в детстве и юности и последующие негармоничные отношения в семье. Это приводит к асоциальным установкам личности, ослаблению самоконтроля, сужению круга интересов и ценностных ориентаций. Считается, что деформация личности имеет корни в детстве.

Среди причин профессиональной деформации, связанных с условиями профессиональной деятельности выделяют следующие: дефицит профессионализма, недостаток ресурсного обеспечения деятельности, безнаказанность, негативный пример руководителя и коллег по работе, наличие соблазнов в деятельности, отсутствие четких критерием оценки деятельности.

Среди личностных переменных феномена профессиональной деформации исследовались следующие: формальные признаки - возраст, пол, семейное по-

ложение, - стаж работы, уровень образования, уровень и характер трудовой мотивации, ценностные ориентации и установки, стиль взаимоотношений в коллективе, уровень развития интеллекта, уровень развития способностей.

К показателям деформации профессионального самоопределения взрослого населения можно отнести дезинтеграцию профессионального развития; распад профессионального сознания (нереалистичные цели, профессиональные конфликты); низкую профессиональную мобильность; неумение приспособиться к новым условиям труда и дезадаптацию; ослабление ранее имевшихся профессиональных способностей и профессионального мышления; искаженное профессиональное развитие, появление негативных качеств характера; появление деформаций личности (например, эмоционального истощения или выгорания, депрессии, ущербной профессиональной позиции); прекращение профессионального развития из-за профессиональных заболеваний.

Неизбежным атрибутом профессионализации специалиста являются стереотипы. Но профессиональная деятельность изобилует нестандартными ситуациями, когда невозможно мыслить и принимать решения по шаблону, и тогда неизбежно возникают ошибочные действия и неадекватные реакции.

К психологическим детерминантам деформации профессионального самоопределения взрослого населения относятся разные формы психологической защиты. Многие виды профессиональной деятельности характеризуются значительной неопределенностью, вызывающей психическую напряженность, часто сопровождаются отрицательными эмоциями, деструкциями ожиданий. В этих случаях в действие вступают защитные механизмы психики: отрицание, рационализация, вытеснение, отчуждение.

Развитию деформации профессионального самоопределения взрослого населения способствует эмоциональная напряженность профессионального труда. Часто повторяющиеся отрицательные эмоции с ростом стажа работы снижают фрустрационную толерантность специалиста. Эмоциональная насыщенность профессиональной деятельности приводит к повышенной раздражи-

тельности, перевозбуждению, тревожности, нервным срывам. Такое неустойчивое состояние психики получило название синдрома эмоционального сгорания. Его следствием могут стать неудовлетворенность профессией, утрата перспектив профессионального роста, а также разного рода личностные изменения.

На развитие деформаций профессионального самоопределения взрослого населения влияет и снижение уровня его интеллекта. Исследования общего интеллекта взрослых показывают, что с ростом стажа работы интеллект снижается. Деформации обусловлены также и тем, что у каждого человека есть предел развития уровня образования и профессионализма. Он зависит от социальнопрофессиональных установок, индивидуально-психологических особенностей, эмоционально-волевых характеристик.

Факторами, инициирующими развитие деформаций профессионального самоопределения взрослого безработного населения, являются акцентуации характера личности. В процессе выполнения одной и той же деятельности акцентуации профессионализируются, вплетаются в ткань индивидуального стиля деятельности, трансформируются в профессиональные деформации специалиста. Еще одним фактором, влияющим на образование деформаций, являются возрастные изменения, связанные со старением: социально-психологическое старение (ослабление интеллектуальных процессов, перестройка мотивации, изменение эмоциональной сферы, дезадаптивные формы поведения, рост потребности в одобрении); нравственно-этическое старение (ненавязчивое морализирование, скептическое отношение к молодежи, преувеличение заслуг своего поколения); профессиональное старение (невосприимчивость к нововведениям, канонизация индивидуального опыта и опыта своего поколения, трудности освоения новых средств труда, снижение темпа выполнения профессиональных функций).

Таким образом, факторы, детерминирующие деформацию профессионального самоопределения взрослого населения, можно разделить на три группы:

-объективные - связаны с социально-профессиональной средой, социально-экономической ситуацией, имиджем и характером профессии, профессионально-производственной средой;

-субъективные - обусловлены особенностями личности и характером профессиональных взаимоотношений;

Объективно-субъективные - порождаемые системой и организацией профессионального процесса, качеством управления, профессионализмом руководителей.

Коррекция профессионального самоопределения взрослого населения проводится в рамках следующих последовательно реализуемых направлений:

-восстановление- воссоздание тех качеств социального объекта, которые преобладали до безработного состояния;

-компенсирование- усиление тех качеств, которые могут заменить утраченные в результате какого-либо нарушения;

-стимулирование - активизация положительных качеств, формирующих положительные ценностные ориентации, установки, положительный эмоциональный фон;

-исправление- замена отрицательных качеств на положительные. Содержание коррекции профессионального самоопределения взрослого населения включает работу по преодолению психологических барьеров: организационно-психологических, социально-психологических, когнитивнопсихологических, психомоторных, стереотипов профессионального поведения, профессиональной стагнации личности, профессионально нежелательных качеств, профессиональных акцентуаций.

Целью коррекции профессионального самоопределения безработного населения является успешная адаптация к существующим условиям профессио-

нальной и социальной деятельности в качестве профессионала, организатора, субъекта социальных отношений.

Коррекция профессионального самоопределения безработного населения связана с коррекцией личностных качеств и умений, которые часто искажены вследствие профессиональной деформации. Особенность содержания коррекции профессионального самоопределения безработного населения обусловлена внешними и внутренними факторами. К внешним факторам мы относим: динамизм рынка труда, региональные особенности рынка профессионального труда, детерминированность проявления профессиональной мобильности. К внутренним факторам мы относим: возникновение потребности в коррекции профессионального самоопределения, сочетание свободы выбора профессии с возможностью реализации потребности в коррекции социальнопрофессионального самоопределения, сознательность, самостоятельность, адекватность смены квалификации, специальности, профессии, места работы, социально - профессионального статуса.

Успешная коррекция профессионального самоопределения безработного населения основывается на коррекции профессиональных знаний: знания общеобразовательного, культурологического цикла; знания общепрофессионального цикла; знания специального цикла.

Успешная коррекция профессионального самоопределения безработного населения выступает механизмом профессиональной адаптации как последовательности действий, направленных на перевод одного состояния в другое:

1. Дезадаптация - полное или частичное неприятие требований профессиональной среды или невозможность приспособиться к ним в силу объективных и субъективных факторов.

2. Формальная адаптация - внешнее принятие требований профессиональной, социальной среды при внутреннем их неприятии.

3. Частичное неприятие требований профессиональной, социальной среды и аккомодация.

4. Принятие требований профессиональной, социальной среды в полном объеме и интеграция.

5. Принятие требований профессиональной, социальной среды в полном объеме как собственной внутренней установки или ассимиляцию.

6. Коррекция профессионального самоопределения безработного населения путем выбора субъектов варианта успешной адаптации, позволяет достичь высшего уровня профессионально социальной адаптации- ассимиляции, путем последовательного перевода от одной степени профессиональной адаптации к другой - с помощью механизма профессионального самоопределения и внутреннего механизма субъекта профессиональной деятельности.

Таким образом, коррекцию профессионального самоопределения безработного населения мы рассматриваем как механизм адаптации и реализации потребности человека в своем саморазвитии. Коррекция профессионального самоопределения, в нашем понимании, включает не просто обучение профессии, но и активацию личности безработного, развитие самостоятельности и ответственности в принятии решения о выборе сферы профессиональной деятельности.

Внешним проявление коррекции профессионального самоопределения безработного населения являются требования рынка труда, новый этап взаимодействия человека и профессии, а его внутренним личностным проявлением является готовность человека к освоению новых профессиональных знаний, смене вида деятельности, изменению профессионального и социального статуса.

Типология коррекции профессионального самоопределения

Нами разработана типология коррекции профессионального самоопределения безработного населения на основе направленности личности.

Горизонтальная коррекция профессионального самоопределения безработного населения направлена на смену профессии, места работы и места жительства с целью достижения материального благополучия и наиболее полной

реализации имеющегося уровня квалификации. Горизонтальным пространством населения являются другие организации, учреждения, другие территории и страны.

Вертикальная коррекция профессионального самоопределения безработного населения направлена на построение, на основе имеющихся профессиональных знаний и освоение новых профессиональных знаний, трех видов карьер:

-человека, стремящегося к власти (должности менеджмента управления, организатора производства);

-общественного и политического деятеля любого уровня;

-человека, стремящегося к обогащению.

Можно сказать, что в основе разработанной нами типологии коррекции профессионального самоопределения безработного населения лежит стремление человека к реализации своего профессионального потенциала, повышение социального статуса и материального положения.

Таблица 1

Типология коррекции профессионального самоопределения

безработного населения

Содержание Описание

Горизонтальный тип коррекции

1) в рамках профессии Освоение профессиональных умений и навыков специальностей, входящих в данную профессию

2) в рамках смежных профессий Освоение профессиональных умений и навыков смежной профессии

3) связанная с освоением разнопрофильной профессии Освоение профессиональных умений и навыков профессии другой отрасли

4) связанная со сменой места работы Использование имеющейся профессиональной квалификации на новом месте

работы, обеспечивающей более комфортные условия профессиональной деятельности

5) связанная со сменой места жительства Использование имеющейся профессиональной квалификации специалиста в другом регионе, предоставляющей более комфортные условия профессиональной деятельности

6) профессиональная коррекция внутри страны Использование своих профессиональных возможностей во всех ранее представленных видах профессиональной деятельности внутри страны

7) профессиональная коррекция на международном уровне Использование своих профессиональных возможностей с целью повышения материального благополучия в стране, представляющей для этого наиболее благоприятные условия в рамках международного разделения труда и свободы передвижения трудовых ресурсов

Вертикальный тип коррекции

1) профессиональная коррекция, связанная с профессиональной карьерой в рамках данного вида профессиональной деятельности Поэтапное построение профессиональной карьеры, основанной на повышении профессионального мастерства в избранном виде деятельности

2) профессиональная коррекция с целью построения профессиональной карьеры в данной области Построение управленческой карьеры в данной области профессионального труда (образование, торговля, услуги,

профессиональной деятельности отрасли промышленности и т.д.)

3) профессиональная коррекция с целью построения управленческой профессиональной карьеры Построение управленческой карьеры с переходом из одной области профессионального труда в другую

4) Профессиональная коррекция с целью достижения высокого материального статуса Переход в другую сферу профессиональной деятельности с целью достижения высокого уровня материального благополучия

Таким образом, коррекция профессионального самоопределения безработного населения в условиях учреждения дополнительного профессионального образования, с учетом требований рынка труда, является существенно важной и ее решение требует новых подходов, которые будут способствовать повышению эффективности трудовой деятельности населения.

Библиографический список

1. Климов, Е. А. Как выбирать профессию [Текст]/ Е.А. Климов. - М.: Изд-во "Просвещение", 1990.-150 с.

2. Леонтьев, Д.А., Шелобанова, Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего [Текст]/ Д.А. Леонтьев, Е.В. Шелобанова// Вопросы психологии. - 2001. - № 1 - С. 57- 66.

3. Пряжников, Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения [Текст]/ Н.С. Пряжников. - М.: Изд-во МГУ, 2002. - 400 с.

4. Пряжников, Н.С. Психологический смысл труда [Текст]/ Н.С. Пряж-ников.- М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1996. - 352 с.

5. Селиванова, О. Занятость молодежи - стратегическая проблема [Текст]/

О. Селиванова // Человек и труд.- 2003. - № 3. - С. 29-32.

6. Фурсов, О. Занятость молодежи - важнейший элемент её социализации

[Текст]/ О. Фурсов //Человек и труд. - 2003.- № 3 - С. 56-59.

7. Чернявская, А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации [Текст]/ А.П. Чернявская.- М.: Изд-во "Владос-Пресс", 2001.- 96 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bibliography

1. Klimov, E. A. How to choose a profession [Text]/ E.A. Klimov.- M: Publishing house "Prosveschenie", 1990. - 150 p.

2. Leontiev, D.A., Shelobanova, E.V. Professional self-determination as the building images of possible future [Text]/ D.A. Leontiev E.V. Shelobanova// Questions of psychology. - 2001. - № 1 - p. 57 - 66.

3.Pryazhnikov, N. C. Methods of activization of professional and personal selfdetermination [Text]/ NS Pryazhnikov.- M: MGU Publishing house, 2002.- 400 p.

4. Pryazhnikov, N.C. Psychological meaning of labor [Text]/ NS Pryazhnikov.- M: Publishing house «Institute of practical psychology», 1996.- 352 p.

5. Selivanova, O. Youth Employment is a strategic problem [Text]/ O. Selivanova // Human and labour.- 2003.- № 3 - p. 29-32.

6. Fursov, O. Youth Employment is an important element of its socialization [Text]/ O. Fursov //Human and labour.- 2003.-№ 3 - p. 56-59.

7. Chernyavsky, A.P. Psychological consultations on professional orientation [Text]/ A.P. Chernyavsky.- M: Publishing house of "Vlados-Press", 2001.- 96 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.