ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ
Профессиональное самоопределение, профессиональная карьера, рынок труда, профессиональное образование, модель профессионального самоопределения личности.
Согласно современной концепции, провозгласившей «обучение через всю жизнь», проблема профессионального самоопределения личности не теряет значимости для человека в любом возрасте, хотя становится крайне актуальной именно в подростковый период, когда осуществляется становление личности, закладываются основы отношения к разным видам труда и определяется избирательность к различным группам профессий. В данный период необходимо оказать помощь молодым людям не только в выборе профессии, которая будет отвечать склонностям, физическим и интеллектуальным возможностям личности, но и осознании себя в профессии, востребованной рынком труда.
Анализ литературных источников свидетельствует, что исследование профессионального самоопределения осуществляется в рамках нескольких направлений, среди которых следует выделить: социологическое (В.В. Водзинская, И.С. Кон, М.Х. Титма), профориентационное (Е.И. Головаха, А.Е. Голомшток, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, П.А. Шавир), жизнедеятельностное (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург, В.А. Крутецкий), профессионального развития (В.А. Бодров, Э.Ф. Зеер, В.Т. Кудрявцев, А.К. Маркова, Ю.П. Поваренков).
Большое внимание отечественных психологов уделяется анализу структуры профессионального самоопределения (Е.М. Борисова, Е.А. Климов, И.В. Кузнецова). Активно исследуются разнообразные факторы профессионального самоопределения (Н.С. Глухонюк, И.Н. Захарова, Г.П. Ников, О.В. Падалко, В.Ф. Сафин, С.Н. Чистякова).
Однако большинство работ в этой области посвящено изучению профессионального самоопределения молодых людей, вступающих в процесс профессионализации или самосознания в выбранной профессии. Тем самым предполагается, что процесс профессионального самоопределения на более поздних этапах жизненного пути либо прекращается, либо имеет для человека несущественное значение, а поэтому не нуждается в специальном изучении. Исследования особенностей профессионального становления и реализации личности, проводимые психологами и социологами труда, свидетельствуют об обратном. Хорошо известные в психологии труда феномены текучести кадров и потенциальный текучести, которые были подробно исследованы еще в 80-е годы (Л.С. Бляхман, А.Г. Здравомыслов, В.А. Лядов, В.П. Рожин, О.И. Шкаратан), указывают на то, что даже в условиях «сверхстабильного общества» проблема профессионального самоопределения остается актуальной для человека на протяжении всей профессиональной карьеры. В настоящее время, когда социальные факторы закрепления человека в профессии сильно ослабли, а общая активность человека как субъекта труда значительно возросла, существование непрерывного профессионального самоопределения признается многими исследователями. Так, в работах Е.М. Борисовой, Е.А. Климова, Т.В. Кудрявцева и других авторов неоднократно отмечалось, что профессиональное самоопределение активизируется не только на этапе оптации, но и на более поздних стадиях профессионализации личности.
В сложившейся социально-экономической ситуации рыночных отношений основной целью профессионального образования становится подготовка квалифицированного
работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности [Ренёва, 2010].
В Едином тарифно-квалификационном справочнике1 насчитывается около 20 тысяч наименований профессий, имеющихся в России. Однако действительность такова, что за последние годы появилось множество новых профессий, следовательно, процесс обновления видов труда происходит очень быстро. В результате возникает противоречие между интенсивностью обновления видов профессионального труда и относительно длительным периодом овладения профессиональными компетенциями.
Особенностью современного мира профессий является полипрофессионализм, то есть человеку надо стремиться овладевать не одной профессией, а несколькими смежными. Таким образом, профессиональное самоопределение становится всё более непрерывным процессом. Естественно, что такое сложное психологическое явление имеет несколько трактовок в психологической науке и профессионаловедении.
П.Г. Щедровицкий рассматривает самоопределение как способность человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, как умение переосмысливать собственную сущность [Щедровицкий, 2005].
Подробно анализируя профессиональное самоопределение, Е.А. Климов понимает его «...как важное проявление психического развития, формирования себя как полноценного участника сообщества "делателей" чего-то полезного, сообщества профессионалов». Весьма ценной для предмета рассмотрения — профессионального самоопределения — является мысль Е.А. Климова о том, что выбор профессии, кажущийся подчас легким и кратковременным, на самом деле осуществляется по формуле «мгновение плюс вся предшествующая жизнь» [Климов, 1993].
Обобщая логику рассуждений Е.А. Климова, можно констатировать, что профессиональное самоопределение не сводится к одномоментному акту выбора профессии и не заканчивается завершением профессиональной подготовки по избранной специальности, оно продолжается на протяжении всей профессиональной жизни.
Профессиональное и личностное самоопределение стало предметом глубокого исследования Н.С. Пряжникова. Постоянно подчеркивая неразрывную связь профессионального самоопределения с самореализацией человека в других важных сферах жизни, он пишет: «Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации» [Пряжников, 1999].
Э.Ф. Зеер, определяя профессиональное самоопределение как важную характеристику социально-психологической зрелости личности, её потребность в самореализации и самоактуализации, подчеркивает, что «профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает своё профессиональное бытие и самоутверждается в профессии» [Зеер, 2003].
Таким образом, профессиональное самоопределение как некое активное психологическое явление проявляется в течение жизни человека в зависимости от сочетания ряда факторов и жизненных событий.
С этой точки зрения событийную актуализацию профессионального самоопределения личности на разных этапах профессионализации можно представить в следующем виде (рис. 1).
1 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 апреля 2007 года № 243 «Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих» (с изменениями на 30 апреля 2009 года).
! Овладение ! Профессиональная
Профильное ; профессией ; реализация
обучение ! |
Профессиональная
карьера
профессионал
г
Профессиональное
совершенствование
специалист
студент
РазвгЫие
I
профессиональных
I
компетенций
старшеклассник
ч
Трудоустройство
Выбор профессии и места обучения
Выбор профил} обучения
Рис.1. Событийная актуализация профессионального самоопределения на различных этапах профессионализации личности
Согласно предлагаемой нами модели событийной актуализации профессионального самоопределения движущим фактором является наступление критического момента необходимости принятия решения. Каждому из подобных кризисов предшествует определённый этап накопления соответствующего жизненного опыта и теоретической информации, а также достижение определённой степени социальной зрелости.
Так, первым ключевым моментом профессионализации является выбор школьником профиля обучения в старшей школе. Профориентационные мероприятия, пред-профильная подготовка и личные предпочтения составляют основу принятия решения о выборе профиля обучения. Рубеж между основным общим и средним (полным) общим образованием и есть то событие, которое актуализирует следующий этап профессионального самоопределения.
Окончание средней школы — очередной этап, стимулирующий личность к переходу на следующую стадию профессионализации, — выбор направления и места обучения.
Последующие этапы (окончание учреждения профессионального образования, трудоустройство, начало трудовой карьеры) не завершают процесс профессионализации и не исключают продолжения процесса профессионального самоопределения. Профессиональная реализация личности позволяет сформироваться той опытно-информа-ционной базе, которая определит: будет ли осуществляться самосовершенствование профессионала в избранной профессии или необходим выбор иной сферы деятельности. Однако даже если личность осознаёт правильность выбранного направления профессиональной карьеры, то и в этом случае профессиональное самоопределение по-прежнему имеет место.
Представленная нами модель событийной актуализации профессионального самоопределения на различных этапах профессионализации личности органично ложится и дополняет предложенную Н.С. Пряжниковым содержательно-процес-суальную модель профессионального самоопределения личности, изложенную им в ряде положений.
1. Осознание ценности общественно полезного труда и необходимости профессиональной подготовки (ценостно-нравственная основа самоопределения).
2. Ориентировка в социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда.
3. Общая ориентировка в мире профессионального труда и выделение профессиональной цели-мечты.
4. Информирование о профессиях и специальностях, соответствующих профессиональных учебных заведениях и местах трудоустройства.
5. Определение ближних профессиональных целей как этапов и путей к дальней цели.
6. Представления о препятствиях, осложняющих достижение профессиональных целей, а также знание своих достоинств, способствующих реализации намеченных планов и перспектив.
7. Наличие системы резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту самоопределения.
8. Практическая реализация личной профессиональной перспективы и постоянная корректировка намеченных планов по принципу обратной связи.
9. Согласование ценностного и мотивационного уровней профессиональной направленности требует от личности специальных усилий («переживания»), связанных с осуществлением выбора, который может быть реализован в ходе самоопределения. В процессе самоопределения происходят как активный поиск предметов, способных удовлетворить основные жизненные потребности личности, так и соотнесение их с ее ценностями, благодаря чему обретается смысл будущей деятельности [Пряжников, 1996].
Согласно изложенному выше, модель профессионального самоопределения личности может быть представлена, как на рис. 2.
Профессиональное самоопределение личности базируется на осознании себя в качестве субъекта профессионально-трудовой деятельности, а также необходимости специальной подготовки, позволяющей в эту деятельность полноценно включиться. Этот этап может протекать в течение нескольких лет, и степень осознанности зависит от со-циально-психологической зрелости личности.
Активный процесс анализа вариантов реализации себя в профессии предусматривает построение возможных перспектив профессионального труда. Изначально, в подростковом возрасте это определяется понятием «я хочу». Ближайший социум и информационно-образовательная среда позволяют относительно чётко сформулировать профессиональные цели и наметить необходимые этапы и пути их реализации. Профориентационная работа в учреждениях общего и дополнительного образования призвана помочь школьнику в формировании индивидуального профессионального плана, а также определении условий его реализации и осмыслении возможных рисков.
На этапе построения профессиональных планов большое значение имеет умение анализировать сложившиеся социально-экономические условия. Среди молодёжи нередки случаи выбора профессии без учёта потребностей рынка труда, предварительного ознакомления с условиями труда и оплаты, перспектив трудоустройства. Впоследствии это может привести к разочарованию в связи с осознанием ошибочности сделанного выбора.
После определения для себя желаемой профессии наступает этап практической реализации планов, заключающихся в профессиональном обучении и начале профессиональной деятельности.
На стадии включённости молодого специалиста в рыночно-трудовые отношения активизация профессионального самоопределения происходит в зависимости от степени удовлетворённости самим трудом, его условиями и результатом. Будучи на рынке труда «покупаемым» субъектом, профессионал на основе рефлексии вновь оказывается на этапе прогнозирования перспектив профессиональной деятельности. Определяя для себя горизонтальное или вертикальное направление карьеры (а возможно, и смену сферы деятельности), человек формулирует для себя очередной блок профессиональных целей и путей из реализации.
Рис. 2. Модель профессионального самоопределения личности
Осознанная готовность и открытость профессионала к периодическому обновлению профессиональных планов и умение их реализовывать предопределяют потребность в профессиональном росте.
Следовательно, личностное самоопределение есть содержательное конструирование человеком своего жизненного поля, включающего как совокупность индивидуальных жизненных смыслов, так и пространство реального действования (актуального и потенциального).
Личностное самоопределение характеризуется как единство ценностно-смысловых и пространственно-временных аспектов организации жизни человека.
В рамках личностно-деятельностного подхода самоопределение — это особая деятельность личности, которая выражается в двух смысловых планах каждого человеческого действия: с одной стороны, это внешний предметный план деятельности, с другой — внутренний психологический план, работа личности.
Исследования профессионального самоопределения в контексте деятельности и выбора в проблемной ситуации Н.С. Пряжников разделил на три направления.
Исследования собственно профессионального выбора в юношеском возрасте. Это основано не только на традиции, но и на том, что действительно «профессиональное са-
моопределение является системообразующим центром для всей системы возможных самоопределений подрастающего человека как субъекта деятельности и гражданина». Профессиональный выбор фиксируется в форме профессии, которую получает молодой человек в профессиональном учебном заведении. На основе различия ведущего предмета труда выделены следующие типы профессий: биономические «человек — природа», технономические «человек — техника», социономические «человек — человек», сигнономические «человек — знаковая система» и артономические «человек — художественный образ».
Исследование профессионального самоопределения в проблемных ситуациях. В этом случае анализируются типы или психологические механизмы самоопределения.
1. Изучение внутриличностных противоречий, возникающих в процессе профессионального самоопределения. Это и противоречия в развитии профессионала, и биографические кризисы, влияющие на профессиональный путь, и этические проблемы профессионального самоопределения [Пряжников, 1996].
2. При этом самосознание личности как субъекта трудовой деятельности и осознание ценности труда нами учитываются как начальный этап профессиональной ориентации школьников, как осознание дальнейших перспектив профессионализации [Ренёва, 2010].
3. В ходе последующего обучения (старшая ступень общего образования) осуществляются конкретизация профессиональных перспектив, целей и выбор путей профессионализации, генерализации склонностей, способностей, актуализация мотивов жизнедеятельности с позиции достижения намеченных задач на ближайшую перспективу.
Это, в свою очередь, требует принятия решения о выборе профессии и места получения соответствующего образования. С учётом анализа социально-экономической ситуации в регионе и состояния рынка труда личностью осуществляется предметное рассмотрение возможных препятствий реализации профессиональных планов. Кроме того, определение условий успешности профессиональной самореализации невозможно без адекватного оценивания собственных психофизиологических, физических, интеллектуальных данных, материальных и социальных факторов. Это и предопределяет реальные шаги выпускника общеобразовательной школы в дальнейшем профессиональном самоопределении и последующем трудоустройстве.
Начало трудовой карьеры является лишь этапом профессионализации и выводит личность на новую ступень профессионального самоопределения. Анализ удовлетворённости обретённой работой и уровнем профессиональных компетенций стимулирует деятельность субъекта труда в направлении профессионального роста и готовности к профессиональной мобильности. Становление профессионала требует регулярного прогнозирования перспектив профессиональной деятельности, что выводит компоненты профессионального самоопределения на новый виток развития, этапы которого предусматривают те же элементы: прогнозирование трудовых перспектив, формулирование целей и путей их реализации, анализ рисков и выработка механизмов преодоления и как результат конкретного этапа — достижение цели.
Механизмы, обеспечивающие готовность и способность личности к адекватному деятельностному профессиональному самоопределению, формируются на различных этапах развития личности, из которых доминирующим, на наш взгляд, является профессиональное образование.
Именно в процессе получения профессии возможно максимально эффективное и органичное культивирование профессионально-ценностных ориентаций молодёжи, позволяющих удовлетворить не только потребность личности в профессиональной самореализации, но и потребность работодателя в квалифицированном работнике [Пузырев, Ренева, 2010].
Таким образом, проблема профессионального самоопределения и профессиональной мотивации специфическим образом отображает основные моменты взаимо-
действия индивида и общества, в котором образовательный процесс приобретает приоритетное значение.
Библиографический список
1. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студ. вузов. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 336 с.
2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Феникс, 1993. С. 39—40.
3. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. М.: МГППИ, 1999. 108 с.
4. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Воронеж, 1996. С. 17—18.
5. Пузырёв С.Е., Ренёва Г.Ф. Трудовая карьера молодёжи // Служба занятости. 2010. № 2. С. 56—59.
6. Ренёва Г.Ф. Профессиональное самоопределение как фактор успешности трудовой карьеры // Актуальные проблемы современной науки и образования. Общественные науки: материалы Всерос. науч.-практич. конф. с междунар. участием. Уфа: РИЦ БашГУ, 2010. Т. VII, ч. 1. 791 с.
7. Щедровицкий Г.П. Мышление. Понимание. Рефлексия. М., 2005. 800 с.