Научная статья на тему 'Профессиональное самоопределение как условие подготовки бакалавров педагогического профиля к обучению детей с ОВЗ'

Профессиональное самоопределение как условие подготовки бакалавров педагогического профиля к обучению детей с ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / INCLUSIVE EDUCATION / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / SOCIO-PSYCHOLOGICAL COMPETENCE / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА ЧЕЛОВЕКА / PROFESSIONAL PERSPECTIVE OF A PERSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахмадов М.М.

Поиск конструктивных путей подготовки студентов к реализации инклюзивного обучения актуализирует необходимость обращения к понятию «профессиональное самоопределение», как характеристике личности, обеспечивающей успешность профессиональной деятельности. Данный подход представляет интерес как образец построения личной профессиональной перспективы в достижении готовности бакалавра педагогического профиля к работе с детьми с ОВЗ. Важным условием подготовки студентов к реализации личностного потенциала педагога к обучению детей с ОВЗ является формирование его социально-психологической компетентности. Одной из её составляющих выступает конфликтологическая компетенция педагога. Подготовка бакалавров к обучению детей с ОВЗ требует разрешения противоречий в формировании социально-психологической компетенции. Результат во многом зависит от профессионального самоопределения личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахмадов М.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION AS A CONDITION OF TRAINING OF BACHELORS OF PEDAGOGICAL PROFILE EDUCATION FOR CHILDREN WITH DISABILITIES

Finding constructive ways to prepare students to implement inclusive education highlights the need to address the concept of “professional identity” as characteristic of the person providing the success of professional activity. This approach is of interest as a model building of personal professional perspective in achieving readiness of the bachelor of teaching to work with children with disabilities. An important condition of training students for realization of personal potential of the teacher to teach children with disabilities is to form their socio-psychological competence. One of its components acts as conflictological competence of a teacher. Teaching bachelor students to work with children with disabilities requires resolving contradictions in the formation of socio-psychological competence. The result depends largely on the professional self-identity.

Текст научной работы на тему «Профессиональное самоопределение как условие подготовки бакалавров педагогического профиля к обучению детей с ОВЗ»

5. Conwell, J. (2014). Mysterious Folk Art. , Russian Life, 57 (2), 36-40.

6. Prensky, M. (2005). Engage me or Enrage Me - What today's learners demand, Educause Review, 40 (5), 60-64.

7. Nilson, L. (2010). Teaching the millennial generation. In Teaching At Its Best, 3 ed. San Francisco, CA: Jossey-Bass.

8. Philip, T.M. & Garcia, A.D.(2013). The importance of still teaching the iGeneration: new technologies and the centrality of pedagogy, Harvard Educational Review, 83 (2), 300-319,400-401

Статья поступила в редакцию 27.07.17

УДК 378.14

Akhmadov M.M., Deputy Director for General Affairs, State Budget Educational Institution "Education Center" (Grozny, Russia),

E-mail: musa.cdo@mail.ru

PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION AS A CONDITION OF TRAINING OF BACHELORS OF PEDAGOGICAL PROFILE EDUCATION FOR CHILDREN WITH DISABILITIES. Finding constructive ways to prepare students to implement inclusive education highlights the need to address the concept of "professional identity" as characteristic of the person providing the success of professional activity. This approach is of interest as a model building of personal professional perspective in achieving readiness of the bachelor of teaching to work with children with disabilities. An important condition of training students for realization of personal potential of the teacher to teach children with disabilities is to form their socio-psychological competence. One of its components acts as conflictological competence of a teacher. Teaching bachelor students to work with children with disabilities requires resolving contradictions in the formation of socio-psychological competence. The result depends largely on the professional self-identity.

Key words: professional self-determination, inclusive education, socio-psychological competence, professional perspective of a person.

М.М. Ахмадов, зам. дир. по общим вопросам государственного бюджетного образовательного учреждения «Центр

образования», г. Грозный, E-mail: musa.cdo@mail.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Поиск конструктивных путей подготовки студентов к реализации инклюзивного обучения актуализирует необходимость обращения к понятию «профессиональное самоопределение», как характеристике личности, обеспечивающей успешность профессиональной деятельности. Данный подход представляет интерес как образец построения личной профессиональной перспективы в достижении готовности бакалавра педагогического профиля к работе с детьми с ОВЗ. Важным условием подготовки студентов к реализации личностного потенциала педагога к обучению детей с ОВЗ является формирование его социально-психологической компетентности. Одной из её составляющих выступает конфликтологическая компетенция педагога. Подготовка бакалавров к обучению детей с ОВЗ требует разрешения противоречий в формировании социально-психологической компетенции. Результат во многом зависит от профессионального самоопределения личности.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, инклюзивное обучение, социально-психологическая компетентность, профессиональная перспектива человека.

Одной из социально значимых проблем педагогической науки является вопрос обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями развития (ОВЗ) и их жизнедеятельности в условиях массовых общеобразовательных учреждений. Необходимым условием реализации инклюзивного обучения детей с ОВЗ является разработка научных и методических основ такого обучения, подготовка соответствующего кадрового потенциала, техническое и информационное обеспечение.

Поиск конструктивных путей подготовки студентов к реализации инклюзивного обучения актуализирует пересмотр содержания и методов высшего образования для подготовки психологов и педагогов, социальных работников, тьюторов для инклюзивного образования, учитывающих своеобразие реализации образовательной стратегии, ориентированной на учёт индивидуальных особенностей детей с ОВЗ. Проблема подготовки бакалавров педагогического профиля к обучению детей с ОВЗ требует разрешения противоречий в формировании социально-психологической компетенции. Результат во многом зависит от профессионального самоопределения личности.

«Профессиональное самоопределение» как характеристику личности, обеспечивающей успешность профессиональной деятельности рассматривали Б.Г. Ананьев, В.Н. Абрамова, Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, О.Е. Никуленкова, Н.С. Пряжников, В. Д. Шадриков, П.Г. Щедровицкий и др. Профессиональное становление личности обогащает психику, наполняет жизнедеятельность человека особым смыслом. Данный подход представляет интерес как образец построения личной профессиональной перспективы в достижении готовности бакалавра педагогического профиля к работе с детьми с ОВЗ.

Готовность педагога к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья соединяет в себе разные характеристики педагогической деятельности. Он профессионально действует в специфических условиях макросоциума, определяет социаль-

но-психологический климат в коллективе, оказывает благоприятное воздействие на качество совместной деятельности обучающихся. Условием эффективной деятельности педагога является его социально-психологическая компетентность. Одной из ее составляющих выступает конфликтологическая компетентность. Конфликтологическая компетентность включает:

- понимание природы противоречий и конфликтов между людьми;

- обладание навыками неконфликтного общения в трудных ситуациях;

- умение оценивать и объяснять возникающие проблемные ситуации;

- наличие навыков управления конфликтными явлениями; умение предвидеть возможные последствия конфликтов;

- умение конструктивно регулировать противоречия и конфликты;

- наличие навыков устранения негативных последствий конфликтов.

Конфликтология учит осознанному отношению к конфликтным взаимодействиям, анализу происходящего и конструктивному разрешению конфликтов [1].

Профессиональная деятельность педагога направлена на содействие развитию детей с ОВЗ и подростков посредством воспитательной и коррекционной работы с ними в различных социумах. Проблема подготовки бакалавров к обучению детей с ОВЗ требует разрешения противоречий в формировании социально-психологической компетенции. Результат во многом зависит от профессионального самоопределения личности.

Формирование профессионального самоопределения должно осуществляться обязательно в контексте жизненной перспективы, важнейшим элементом которой являются ценностные ориентации, жизненные планы и цели. Осознавая всю сложность выделения специфики профессионального самоопределения,

можно обозначить содержательно-процессуальную модель. В качестве варианта подобной модели может быть использована схема построения личного профессионального плана (профессиональной перспективы человека).

Профессиональная перспектива предполагает следующие основные компоненты:

- осознание ценности общественно полезного труда (нравственная основа самоопределения);

- осознание необходимости получения специальной профессиональной подготовки;

- общая ориентировка в мире профессионального труда (макроинформационная основа самоопределения);

- знание выбираемых целей - конкретных направлений профессиональной подготовки, выбор учебных заведений и мест трудоустройства (микроинформационная основа самоопределения);

- построение системы ближайших целей - как этапов и путей к дальней цели;

- представление о внешних препятствиях на пути к целям и знание способов их преодоления;

- представление о внутренних препятствиях (собственных недостатков) на пути к целям и знание способов работы над собой;

- начало практической реализации профессиональной перспективы, что предполагает неизбежную и постоянную коррекцию первоначально составленных планов [2].

Большой вклад в раскрытие сущности профессионального самоопределения внес Н.С. Пряжников. Постоянно подчеркивая неразрывную связь профессионального самоопределения с самореализацией человека в других важных сферах жизни, он утверждал: «Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в культурно-исторической (социально-экономической) ситуации» [3].

Анализ различных подходов к определению понятия «профессиональное самоопределение» позволил нам, в соответствии с целями исследования, в качестве рабочего определения выбрать следующее: «Профессиональное самоБиблиографический список

определение личности - это сложный и длительный процесс, который зависит от всестороннего развития личности и предполагает выбор определенной профессии, в которой субъект стремится реализовать личностный потенциал». Решающее значение в становлении личности принадлежит ведущей деятельности. Превращение профессиональной деятельности в ведущую зависит от социально-экономических отношений, социальной ситуации, позиции личности. В процессе освоения профессии и особенно выполнения профессиональной деятельности происходят структурные изменения и в личности специалиста, и в структуре самой деятельности, то есть профессионализация личности приводит к изменению характера и содержания профессии [4].

Профессиональное становление личности обогащает психику, наполняет жизнедеятельность человека особым смыслом. Но, как всякий развивающийся процесс, профессиональное становление сопровождается деструктивными изменениями: кризисами, стагнацией и деформациями личности.

В своей концепции профессионального становления личности Э.Ф. Зеер утверждает, что человек в ходе профессионализации не только развивает свои способности, но может испытывать отрицательные воздействия профессиональной деятельности. По мнению автора, направление деформации личности во многом зависят от характерологических особенностей специалиста. Знание законов влияния этих особенностей на профессиональное самоопределение позволит направить процесс становления профессионала на развитие профессионально важных качеств характера и на коррекцию тех черт, которые могут способствовать негативному деформированию личности [3].

Для полноценной реализации инклюзивного образования необходимо подготовить компетентные педагогические кадры, способные выявлять и развивать индивидуальные способности обучающегося. Новые ценности образования имеют четко выраженную личностную направленность и требуют переосмысления значимости психологических факторов, оказывающих влияние на учебно-профессиональную деятельность студентов. Возникает насущная потребность изучения готовности бакалавров педагогического профиля к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья.

1. Баныкина С.В. Конфликтологическая компетентность руководителя: монография. Москва, 2012.

2. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 1988.

3. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. Москва: МОДЭК, 1997.

4. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. Москва: Академия, 2007.

References

1. Banykina S.V. Konfliktologicheskaya kompetentnost'rukovoditelya: monografiya. Moskva, 2012.

2. Golovaha E.I. Zhiznennaya perspektiva iprofessional'noe samoopredelenie molodezhi. Kiev: Naukova dumka, 1988.

3. Pryazhnikov N.S. Psihologicheskijsmysl truda. Moskva: MOD'EK, 1997.

4. Zeer 'E.F. Psihologiya professional'nogo razvitiya. Moskva: Akademiya, 2007.

Статья поступила в редакцию 03.08.17

УДК 811.161.1 - 054.6

Wang Dongxu (China), postgraduate, Department of Intercultural Communication, Herzen State Pedagogical University

of Russia (St. Petersburg, Russia), Е-mail: dongdong.118.love@163.com

THE URGENCY OF THE DEVELOPMENT OF METHODS OF TEACHING CHINESE LEARNERS TO USE PERSONAL NAMES IN RUSSIAN AS PART OF EDUCATIONAL TECHNOLOGY TRAINING. The article is dedicated to methods of teaching Chinese students to use Russian personal male and female names. The work justifies the urgency of the development of methods of teaching Russian anthroponyms to the Chinese students. The author considers differences between Russian and Chinese anthroponymic systems. The article presents the results of the selection of Russian personal names in various sources in China and Russia to create new teaching materials. These materials contribute to the task of Chinese methodologists: to choose modern materials for teaching work and developing Russian human teaching methods. One of the developed methods of teaching anthroponyms is considered to be a linguistic-cultural passport of a name. This technique corresponds to the national-based learning students from China. It can be used in universities for teaching Russian to Chinese students as a foreign language. The methods of teaching with the use of passport name will be useful in different courses for Chinese students.

Key words: Chinese students, teaching methodology, Russian names.

Ван Дунсюй, аспирантка каф. межкультурной коммуникации РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Китайская

Народная Республика, Е-mail: dongdong.118.love@163.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.