Научная статья на тему 'Проблема понимания профессионального самоопределения в контексте восприятия событий жизненного пути'

Проблема понимания профессионального самоопределения в контексте восприятия событий жизненного пути Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
875
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ЖИЗНЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нечаева А.С.

В статье представлен теоретический анализ, направленный на освещение теоретических основ рассмотрения профессионального самоопределения в контексте восприятия событий жизненного пути. Анализ включает рассмотрение определения понятия профессиональное самоопределение и подходы к проблеме психологических основ профессионального самоопределения. Статья содержит представления о том, что процессы профессионального самоопределения соотносятся с выбором образа жизни, жизненного пути, личностным самоопределением и целостным представлением личности о собственном жизненном пути.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема понимания профессионального самоопределения в контексте восприятия событий жизненного пути»

Список литературы:

1. Задворная, М.С., Шерайзина Р.М. Актуальность непрерывного образования как условия личностно-профессионального развития педагога дошкольного образования / М.С. Задворная, Р.М. Шерайзина // Историческая и социально-образовательная мысль Том 8 - 4/1. -2016. - С. 175-179.

2. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Зарегистрирован в Минюсте России 06.12.2013. №30550.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 № 1115.

4. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

УДК 159.92

ПРОБЛЕМА ПОНИМАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ВОСПРИЯТИЯ СОБЫТИЙ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

НечаеваА.С., 2018 «Оренбургский государственный педагогический университет» Институт Педагогики и психологии кафедра Возрастной и педагогической психологии. Оренбург.

Аннотация: в статье представлен теоретический анализ, направленный на освещение теоретических основ рассмотрения профессионального самоопределения в контексте восприятия событий жизненного пути. Анализ включает рассмотрение определения понятия профессиональное самоопределение и подходы к проблеме психологических основ профессионального самоопределения. Статья содержит представления о том, что процессы профессионального самоопределения соотносятся с выбором образа жизни, жизненного пути, личностным самоопределением и целостным представлением личности о собственном жизненном пути.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, жизненное самоопределение, жизненный путь.

THE PROBLEM OF UNDERSTANDING THE PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION IN THE CONTEXT OF THE PERCEPTION OF THE EVENTS OF THE LIFE WAY

Nechaeva A.S, 2018 Orenburg State Pedagogical University Institute of Pedagogy and Psychology chair of Age and Pedagogical Psychology. Orenburg.

Abstract: the article presents a theoretical analysis aimed at covering the theoretical bases for the examination of professional self-determination in the context of the perception of life events. The analysis includes consideration of the definition of the concept of professional self-determination and approaches to the problem of the psychological foundations of professional self-determination. The article contains the notion that the processes of professional self-determination are correlated with the choice of lifestyle, life path, personal self-determination and a holistic view of the individual about one's own life path.

Keywords: professional self-determination, life self-determination, life path.

Выбор профессии - один из событийных моментов в цепочке чередующихся выборов, через которые оформляется жизненный путь личности. Но как и любое другое событие жизненного пути свою смысловую оформленность оно приобретает только лишь в контексте целостной картины жизненной перспективы. Что делает принципиальным уточнения понимания особенностей профессионального самоопределения в контексте целостного представления личности о собственном жизненном пути.

Проблема жизненного и профессионального самоопределения актуальна в настоящее время, в период неоднозначных ценностей, когда социальный кризис обостряет не только внешние, но и внутренние противоречия. Неопределенность жизненных событий, их высокая динамика, в особенности сопряженная с отсутствием опыта или навыков в принятии решений, предъявляет повышенные требования в отношении жизненного и профессионального самоопределения. Ситуация несовпадения требований среды и возможностей и потребностей личности является следствием трудностей в профессиональной жизни, неудовлетворенностью трудом, потере трудоспособности -всё это социально и личностно значимые проблемы, первопричиной которых является некорректно выстроенный личный профессиональный план.

Вместе с тем, профессиональное самоопределение - это период принятия личностью ответственности за свой жизненный путь, начало действительно взрослой жизни, приспособлении к ее условиям, принятие ролей и форм поведения, не всегда соотносящихся с актуальными внутренними установками на конкретном жизненном этапе.

Вопросы профессиональной ориентации и становления личности в рамках профессионального самоопределения молодого поколения носят фундаментальный характер, ибо они затрагивают общую проблему жизненного становления личности. В отечественной психологии в последние годы все большинство ученых связывают процессы профессионального самоопределения с выбором образа жизни, жизненного пути, личностным самоопределением. То есть человек выбирает профессию планируя способ существования и соотнося свой будущий профессиональный статус со смыслом жизни. В русле данного подхода выполнены исследования Абульхановой-Славской К.А., Гинзбурга М.Р., Головахи Е.И. [1;4]. Наиболее последовательно и разносторонне вопросы профессионального самоопределения субъекта рассматриваются в работах Гришпун С.С., Зеера Э.Ф., Климова Е.А., Митиной Л.М., Пряжникова Н.С., Чистяковой С.Н., они разрабатывали частные проблемы профессиональной ориентации, раскрывающие ее различные аспекты [6].

В настоящее время изучение проблем жизненного пути продолжается, содержание исследований Головаха Е.И., Кроник А.А., Украинец В.Н. и Шкляр Л.Е. относится в основном к жизненной программе личности, жизненной перспективе, субъективной картине жизненного пути [5]. Эти ученые рассматривают жизнь как взаимосвязь ряда событий с их индивидуальными переживаниями. Таким образом, профессиональное самоопределение в контексте восприятия событий жизненного пути выражается в выстраивании личной профессиональной перспективы и начале ее воплощения. Личная профессиональная перспектива рассматривается как целостная картина, включающая прогнозируемые и ожидаемые события будущего профессионального развития.

Из всего многообразия подходов к проблеме психологических основ профессионального выбора и становления наибольшее распространение получили два основных.

В русле первого подхода самоопределение трактуется как естественный процесс, образующийся в старшем подростковом и младшем юношеском возрастах и выступающий как личностное новообразование старшего школьного возраста. Здесь имеется ввиду личностное самоопределение. Представителями данного подхода являются Абульханова - Славская К.А., Бахтин М.М., Божович Л И., Кон И.С., Мудрик А.В., Рубинштейн С.Л., Сафин В.Ф. [3; 7; 8].

Гинзбург М.Р., Климов Е.А., Маркова А.К., Пряжников Н.С., представляют второй подход, рассматривающий процесс самоопределения как искусственно организованный. В рамках данного подхода рассматривается профессиональное самоопределение в юношеском возрасте.

Методологические основы психологического подхода к проблемам самоопределения были положены Рубинштейном С.Л.. Главным звеном самоопределения представляется самодетерминация, собственная активность, осмысленное желание занять определенную позицию. К концепциям, оказавшим воздействие на становление представлений о процессе профессионального самоопределения, можно отнести теорию потребностей А. Маслоу, теорию профессионального развития Д. Съюпера. Также теоретические положения, В.Франкла, Ш.Фукуямы, они касаются смыслообразующего и смыслореализующего значения выбора профессии и трудовой деятельности для человека, и разработки стадий жизни личности Э. Эриксона [2]. Отсюда можно заключить, -человек на своем жизненном пути включается в многообразные виды деятельности. И каждая, тем или иным образом отражается на личностном развитии, формируя свойственные признаки. Характерные

черты овладения деятельностями разного типа, возникающие расхождения между внешними требованиями и внутренними способностями человека могут служить источником конфликтов и противоречий в процессе формирования личности. Их разрешение и представляется одним из психологических механизмов личностного становления.

Анализ научных психологических источников позволил выделить основные определения понятия профессионального самоопределения.

Чистякова С.Н. рассматривает профессиональное самоопределение как готовность к выбору профессии и определяет ее как стойкую целостную систему профессионально важных качеств личности. Сюда относятся: положительное отношение к избираемому виду профессиональной деятельности, наличие необходимых знаний, умений и навыков [10].

Ретивых М.В. рассматривает профессиональное самоопределение как интегральное свойство личности, которое способствует осознанному и самостоятельному осуществлению стратегии профессионального выбора, что выражается в нравственной, психофизиологической и практической готовности к формированию и реализации профессиональных намерений и стремлений [7].

Абульханова-Славская К.А. изучает профессиональное самоопределение в тесной связи с выбором жизненного пути, жизненным самоопределением. Согласно ее суждениям, из связи личности с профессией следует перспектива и ретроспектива личности, а от характера такой связи зависит выбор профессии. Данный замысел поддерживается исследованиями Л.М. Митиной: «...развитие интегральных характеристик личности определяет выбор профессии и подготовку к ней, и вместе с тем сам этот выбор и развитие той или иной профессиональной деятельности определяют стратегию развития личности» [1 с.54].

Пряжников Н.С. говорит о том, что сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выбираемой или уже выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной социально-экономической ситуации, а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения [9].

На наш взгляд профессиональное самоопределение необходимо рассматривать в контексте восприятия событий жизненного пути, потому как процесс профессионального самоопределения не заканчивается выбором профессии продолжается на протяжении всего активного жизненного пути человека. Мы это связываем с различным восприятием событий жизненного пути, вследствие чего, по тем или иным причинам человек,например, может менять сферы профессиональной деятельности. Здесь же стоит учитывать, что мир профессий постоянно обновляется, наполняется новыми специальностями, а имеющиеся могут кардинально изменяться. Профессии развиваются, дополняется их содержимое, что требует переподготовки, переобучения, регулярного повышения квалификации. Во всяком случае, обновление профессий приводит к возникновению противоречий между сформировавшимися стандартами работы и новизной ее содержательной и операциональной стороны. И не каждый человек воспринимает это с позитивной стороны, не каждый готов принимать столь резкие изменения, касающиеся их профессионального и жизненного пути.

Таким образом, в контексте восприятия событий жизненного пути, профессиональное самоопределение представляет собой процесс и результат смысловых и ценностных ориентации личности, ее жизненных позиций и установок и критериев личного отношения к событиям и явлениям жизни, стратегий поведения в типовых и кризисных ситуациях.

Список литературы:

1. Абульханова-Славская К.А. Личностная регуляция времени // Психология личности в социалистическом обществе: Личность и ее жизненный путь. М., 1990. С. 114-129.

2. Быков О. В. Типичные варианты профессионального самоопределения у старшеклассников педагогических классов и их психофизиологические корреляты // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 2000. № 1. С. 13-15

3. Возрастная и педагогическая психология: учебно-методический комплекс в 2 частях. Часть 1: учебное пособие по возрастной и педагогической психологии/О. В. Кузьменкова, М. М. Елфимова, М. Н. Олекс и др.; под ред. О. В. Кузьменковой. -Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005. -288 с.

4. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. № 3. С. 43-52.

5. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности/2-е изд., М.: Смысл, 2008

6. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для вузов - 2-е изд., М.: Деловая кн.; Екатеринбург: Акад. проект, 2003. - 330 с.

7. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - М.: Академия, 2008.

8. Кузьменкова, О. В. Возрастная и педагогическая психология: учеб.-метод. комплекс/О. В. Кузьменкова, М. М. Елфимова, М. Н. Олекс и др. -Оренбург: ОГПУ, 2005. -288 с.

9. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2008.

10. Чистякова, С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: Методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников / С.Н. Чистякова. - М.: Академия, 2007.

УДК 378.146

МОДЕРНИЗАЦИЯ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ С ЦЕЛЬЮ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ В СЕМЕСТРЕ

Толкач О.Я., 2018

Белорусский государственный технологический университет, доцент кафедры органической химии,

Минск

Аннотация: в статье представлены результаты использования в учебном процессе премиальной модульно-рейтинговой системы оценки знаний, где каждому студенту предоставляется возможность в зависимости от уровня подготовки, способностей, целей и притязаний, выбрать индивидуальную траекторию обучения, осуществлять постоянный самоконтроль и подсчет достигнутых результатов. Предложенная рейтинговая система способна повысить мотивацию студентов к обучению, и позволила эффективно организовать управляемую самостоятельную работу в течение семестра, что благотворно отразилось на итоговой абсолютной успеваемости.

Ключевые слова: рейтинговая система, мотивация обучения, оценка знаний.

MODERNIZATION OF THE RATING SYSTEM FOR ASSESSING STUDENTS' KNOWLEDGE WITH THE AIM OF MOTIVATING LEARNING AND STIMULATING INDEPENDENT WORK

IN THE SEMESTER

Tolkach O. Ya., 2018

Belarusian State Technological University, associate professor of the department of organic chemistry,

Minsk

Annotation: the article presents the results of using the bonus module-rating system of knowledge assessment in the educational process, where each student is given theopportunity, depending on the level of training, abilities, goals and aspirations, to select an individual trajectory of training, to carry out constant self-monitoring and counting of the achieved results. The proposed rating system is able to increase the students' motivation for learning, and allowed to organize effectively managed independent work during the semester, which beneficially affected the final absolute performance.

Keywords: rating system, learning motivation, knowledge assessment.

Введение. Основными целями любой рейтинговой системы оценки знаний студентов являются не только повышение качества усвоения материала и формирование устойчивых компетенций, высокий уровень планирования и оперативный контроль за качеством образовательного процесса, но и повышение объективности результата текущей аттестации в форме экзамена по дисциплине,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.