Научная статья на тему 'Психологические аспекты личностного и профессионального становления практического психолога'

Психологические аспекты личностного и профессионального становления практического психолога Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
594
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / VOCATIONAL TRAINING / РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / REALIZATION OF PROFESSIONAL ACTIVITY / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / SELF-IMPROVEMENT / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / PROFESSIONAL SELF-IDENTIFICATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / PROFESSIONAL FORMATION / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Андриенко Владлена Сергеевна

Работа посвящена психологическому анализу особенностей личностного и профессионального становления практического психолога, как комплексной психолого-педагогической проблеме, принадлежащей социально-психологической реальности. Внедрение системы психологического обеспечения в процесс профессионального становления может позитивно влиять на профессиональное становление, самоопределение и самосовершенствование специалистов, что будет способствовать формированию и развитию гармоничной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The work is devoted to the psychological analysis of the peculiarities of the personal and professional becoming of a practical psychologist, as a complex psychological and pedagogical problem belonging to the socio-psychological reality. The introduction of a psychological support system in the process of professional development can positively influence the professional development, self-determination and self-improvement of specialists, which will contribute to the formation and development of a harmonious personality.

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты личностного и профессионального становления практического психолога»

ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Андриенко Владлена Сергеевна

преподаватель кафедры адаптивной физической культуры ГОУ ВПО «Донецкий институт физической культуры и спорта»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 378:159.98 - 057.875

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО

ПСИХОЛОГА

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF THE PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A PRACTICAL PSYCHOLOGIST

Работа посвящена психологическому анализу особенностей личностного и профессионального становления практического психолога, как комплексной психолого-педагогической проблеме, принадлежащей социально-психологической реальности. Внедрение системы психологического обеспечения в процесс профессионального становления может позитивно влиять на профессиональное становление, самоопределение и самосовершенствование специалистов, что будет способствовать формированию и развитию гармоничной личности.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, реализация профессиональной деятельности, самосовершенствование, профессиональная самоидентификация, профессиональное становление, самоопределение.

The work is devoted to the psychological analysis of the peculiarities of the personal and professional becoming of a practical psychologist, as a complex psychological and pedagogical problem belonging to the socio-psychological reality. The introduction of a psychological support system in the process of professional development can positively influence the professional development, self-determination and self-improvement of specialists, which will contribute to the formation and development of a harmonious personality.

Keywords: vocational training, realization of professional activity, self-improvement, professional self-identification, professional formation, self-determination.

Актуальность исследований в области профессиональной и личностной подготовки психологов определяется востребованностью услуг практического психолога и связанным с этим активным развитием психологической службы в различных областях общественной жизни, увеличением количества вузов, готовящих специалистов данного профиля. В условиях насыщения рынка психологических услуг с особой остротой встаёт вопрос об их качестве. Потребность практики в высококвалифицированных специалистах ставит перед высшей школой вопросы поиска эффективных путей обеспечения качественной профессиональной подготовки практических психологов.

Целью настоящего исследования явилось изучение психологических проблем личностного и профессионального становления практического психолога в современных условиях.

В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:

1. Изучить психологические проблемы профессионально-личностного становления практического психолога.

2. Раскрыть и определить сущность профессионального и личностного становления практического психолога в современных условиях.

Методологической основой психологии профессий является концепция профессионального становления личности. Суть этой концепции заключается в том, что, выбирая профессии, осваивая их, профессионально совершенствуясь, личность изменяется, формируется опыт и компетентность, развиваются профессионально важные качества.

Профессионально-личностное развитие человека как субъекта профессиональной деятельности на этапе профессиональной подготовки представляет собой необратимый процесс изменений, характеризующийся появлением новообразований, достижением качественно новых уровней готовности студентов к реализации профессиональной деятельности. С этой точки зрения профессионально-личностное развитие в исследовании рассматривается в качестве профессионального роста. Критерием профессионального роста как процесса выступает действенность мотивационной системы профессионально-личностного развития, показателями - уровень действенности мотивационных установок профессионально-личностного самосовершенствования и степень включённости студента в деятельность профессионально-личностного самосовершенствования. Критериями профессионального роста как результата выступают образ «Я как психолог», профессиональное сознание, личностная и профессиональная самоидентификация; показателями - индекс значимости образов себя как профессионала в различной временной перспективе, индекс значимости профессиональных образов-объектов, индекс когнитивной сложности, степень расхождения между образом «Я» и образом «Я как психолог», образом «Я как психолог» и образом «Идеальный психолог».

Практическая значимость состоит в том, что данное исследование непосредственно связано с задачами совершенствования профессиональной подготовки будущих практических психологов. Выводы, полученные в работе, могут быть использованы для более эффективной организации учебного и воспитательного процесса в вузе, в системе повышения квалификации и переподготовки психологов.

В современной психологии имеется достаточно много исследований посвященных проблемам личностного и профессионального становления практических психологов. Эти вопросы рассматривались в контексте проблемы развития личности специалиста в период обучения в вузе (Б.Г. Ананьев, А.А. Вербицкий, Н.И. Вьюнова, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя,

Е.И. Исаев, В.А. Карнаухов, Е.А. Климов, И.Б. Котовой, А.А. Криулина, Л.С. Подымова, П.А. Просецкий, В.А. Сластёнин, Б.А. Сосновский, Н.Ф. Талызина, А.Н. Ходусов, А.С. Чернышёв, Е.Н. Шиянов и др.); выявления сущности, этапов и детерминирующих факторов становления профессионала и субъекта деятельности (Бодров В. А., Климов Е. А., Маркова А. К., Шадриков В. Д.); определение роли и места способностей, интересов, мотивов и личностных особенностей в формировании профессионально важных качеств специалиста (Казанцева Т. А., Митина Л. М., Олейник Ю. Н.); оптимизации подготовки и условий осуществления успешной профессиональной деятельности (Климов Е. А., Кудрявцев Т. В.). Вопросы профессионально-личностного развития, подходы к определению понятия профессионального роста, личностного роста, механизмы, критерии и условия интенсификации профессионально-личностного развития и профессионального самосовершенствования освещены в работах отечественных и зарубежных авторов (А. Адлер, И.В. Аксёнова, С.П. Безносов, Г.М. Белокрылова, Н.Р. Битянова, П.П. Блонский,

A.А. Бодалёв, А.Г. Васюк, И.А. Виктин, А.А. Галочкин, П.Т. Долгов, И.Е. Елина, Ю.М. Забродин, JI.H. Иванова, В.А. Ильичёва, Н.И. Исаева, П.Ф. Каптерев, Дж. Келли, Е.А. Климов, И.И. Косарев, Е.А. Ларина,

B.В. Лунина, А.К. Маркова, А.Г. Маслоу, А.В. Мастрюков, И.И. Осадчева, Ю.М. Орлов, Ю.П. Поварёнков, Н.А. Подымов, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, Б.В. Рыкова, М.И. Ситникова, В.А. Сластёнин, И.В. Сыромятников, Н.Д. Творогова, Н.А. Трегубова, Е.И. Третьякова, А.И. Турчинов, Г.И. Флоровская, В.А. Храпик, А.О. Шарапов, К.Г. Юнг и др.).

Исследователи профессионального самоопределения, стоящие на позициях гуманистической «понимающей» психологии включают развитие личности в сферу профессиональной ориентации (Е.А. Климов, И.В. Дубровина, М.С. Саввина, Н.С. Пряжников). Они стремятся выдвинуть на первый план активность, самореализацию и мотивацию личности, которая стимулирует развитие субъекта труда. Это отражается на применяемых подходах психологической помощи, методиках, а также на результатах исследования.

При первой позиции учитываются взаимосвязи структур различных личностных образований при оценке профессиональной пригодности: мотивации, познавательных процессов, сенсомоторики и психических состояний и их связи с характеристиками деятельности, и практически реализованы в профессиональном психологическом отборе. Вторая позиция отдает предпочтение личностной активности к самореализации и пока не реализована, а только предложена в рамках теоретической модели школьной профориентации выпускников.

В.А. Бодров [1] рассматривает профессиональное развитие человека с позиции профессиональной пригодности личности, обладающей определенными качествами, обусловленными выполнением социально значимой деятельности, социальным статусом и профессиональной ролью,

социально значимыми нормами и ценностями поведения, уровнем образования и специальной подготовкой. Знание социально-психологических и психофизиологических качеств субъекта труда является необходимым звеном при оценке его профессиональной пригодности при прогнозировании его готовности к исполнению данной деятельности.

Психологический подход для изучения и оказания помощи в профессионализации и формировании адекватного поведения в процессе обучения требует, помимо оценки психологических качеств, знаний, умений, закономерностей и тенденций изменения его профессиональной направленности, учета значимости условий и смысла учебной деятельности. Регуляция индивидуально-типологического своеобразия поведения, активности в зависимости от его удовлетворенности обучением и учета его функциональных возможностей по управлению своим функциональным состоянием, требует знания механизмов, закономерностей, стадий, кризисов и условий профессионального становления студентов. Значимость обучения характеризуется: субъективным смыслом будущей трудовой деятельности, мотивацией, местом труда в жизни индивида, нормированием труда и основными ролями в процессе освоения и выполнения деятельности, что представляет собой ожидание достойного образа жизни профессионала. Эти характеристики должны быть согласованы между выполняемыми заданиями в процессе обучения и методиками оценки адекватности поведения и требуют разработки психологической концепции, обосновывающей оказание помощи студентам.

Учет индивидуальных особенностей студентов может значительно повысить эффективность обучения и, несомненно, качество выполнения будущей профессиональной деятельности.

Становление индивидуальности должно рассматриваться как аспект качества жизни, как процесс движения к осознанной жизненной цели, в ходе которого происходит всестороннее развитие склонностей и способностей профессионала.

Наряду с научным пониманием профессионализации личности необходимо учитывать практические проблемы, на решение которых направлена данная область психологических знаний. Практика профессиональной деятельности ставит перед человеком проблему роста мастерства, надежности и высокой работоспособности. Эти проблемы обусловливают необходимость достижения взаимного соответствия качеств человека и требований профессии на основе интегративного применения знаний педагогики, психологии, медицины, эргономики, техники, технологии развития производственных сил. Для изучения сущности профессионализации человека необходимо знание закономерностей: развития субъекта труда, нормативных характеристик труда, этапов формирования профессионально важных качеств, надежности человека при выполнении профессиональных задач с учетом санитарно-гигиенических, социально-психологических и материально-правовых характеристик труда.

Развитие и активизация индивидуальных возможностей и способностей взрослого человека возможна только в том случае, если позволяет социальная ситуация, и человек готов к этой профессиональной реальности, и она для него жизненно значима. Понимание этого требует теоретического осмысления психологической сущности человека при взаимодействии с профессиональной деятельностью, так как он является сложной многоуровневой динамической системой, структура которой может быть раскрыта в интегральной характеристике личности как индивидуальности.

С позиции системного подхода, принятого в отечественной психологии, профессионализация проявляется в двунаправленности ее значения: с одной стороны, профессиональная среда влияет на человека, активизируя его развитие, а с другой - человек, как индивид, познавая среду, влияет на неё и изменяет в соответствии своим способностям и возможностями. Оценивает возникающую социальную ситуацию и активно воздействует на предмет труда, исходя из своих индивидуальных качеств и сложившихся обстоятельств. В этом плане психологическое развитие является индивидуальным феноменом, так как профессиональные условия, индивидуальные психологические качества, его активность, определяющие успешность в деятельности, взаимозависимы. Профессионализация зависит не только от структуры личности, сложившейся в предшествующий период, но и от отношения человека к этой деятельности, от его когнитивных и аффективных оценок социальной ситуации и возникающих при этом адекватных психических состояний, и, как следствие, от сформированных профессиональных стратегий поведения.

Системный подход к проблеме профессионализации человека диктует необходимость рассматривать её как систему особенностей человека как индивида, как индивидуальность и как личность, т. е. как «иерархическую систему человеческих качеств». С этих позиций индивидуальность человека представляется как многоуровневая иерархическая система, в которой выделяется разное число уровней. Например, К.К. Платонов [8] предлагает выделять следующие органические уровни: сомато-морфологическую, биохимическую, физиологическую индивидуальность. В психологической сфере он выделяет процессуальную психическую индивидуальность и содержательную психическую индивидуальность, являющуюся продуктом его взаимодействия с миром. Открытый среде психический уровень - это социально-психологическая индивидуальность, свойственная только человеку.

В наиболее общем виде проблема соотношения индивида, личности и индивидуальности была разработана В. С. Мерлиным [7]. По его представлениям, понятия «индивид» и «личность» включаются в более обобщенное понятие «индивидуальность», которая рассматривается как иерархически упорядоченная система свойств разных уровней его развития. Данная система охватывает следующие уровни существования индивидуальности в зависимости от свойств организма: а) биохимический, б)

общесоматический, в) нейродинамический (свойства нервной системы), г) психодинамический (свойства темперамента), д) психических свойств личности, е) социально-психологический уровень индивидуальных свойств. Сама интегральная индивидуальность определяется им как «целостная характеристика индивидуальных свойств человека».

Е.П. Ильин [3], определяя человека как системную организацию, выделяет три уровня реагирования: психический, физиологический и поведенческий.

Наряду с психофизиологической парадигмой изучения профессионального становления в настоящее время все большее признание получает когнитивный подход изучения профессионализации, который берет свое начало в работах Р. Лазаруса [6], исходящего из того, что развитие личности происходит в результате когнитивной оценки индивидом своей способности приспосабливаться к требованиям среды. Наиболее подробно механизм когнитивной оценки в развитии личности представлен в работе Т. Соха, где в этот процесс он включает четыре фактора:

1) оценку требований к индивиду;

2) оценку индивидуальных особенностей, навыков и общих способностей к развитию (личностные ресурсы) в соответствии требованиям среды;

3) оценку ситуационных ограничений, влияющих на процесс развития;

4) оценку наличия внешней поддержки.

В рамках когнитивного подхода к модели профессионального развития рассогласование между требованиями профессиональной среды и когнитивными ресурсами личности можно устранить тремя стратегиями поведения, направленными на достижение результата: первой - за счет роста внутренней напряженности и волевых усилий; второй - за счет изменения своего поведения, снижая уровень требований или изменения целей деятельности; третьей - направленной на устранение или совершенствование внешних условий обучения, часто сменой вуза.

Перед личностью постоянно возникают проблемы, требующие от нее психического напряжения, адекватного уровня активности и определения своего отношения: к профессии, себе, выбору предмета труда, выбору учебного заведения, формированию и развитию профессионально важных качеств, рефлексии собственных профессиональных достижений; к уточнению и коррекции карьеры. Эти жизненно важные проблемы встают перед личностью в течение всей профессиональной жизни и приводят к определенным психическим состояниям.

В современных работах по психологии труда и профессиональному самоопределению реализуется уровневая модель психической регуляции поведения в профессиональном развитии и отстаивается несколько видов регуляции личности. Ретроспективная регуляция профессионального становления характеризуется стремлением к сохранению уже усвоенных форм поведения и направленностью активности на поддержание равновесия между

своими возможностями и требованиями деятельности. Творческая адаптивная регуляция предполагает ломку старых способов деятельности и нахождение новых смыслов и способов поведения. Дезадаптивная регуляция приводит к рассогласованию системы сложившегося поведения дискредитации привычных ценностей, неуверенности в своих силах и отсутствию адекватной программы поведения, воспринимается как кризис профессионального становления. Способ регуляции поведения активизирует различные виды психологической защиты, определяемые разной степенью осознанности своего актуального состояния и общей жизненной стратегией.

Важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионализации личности является ее способность находить личностный смысл труда, самостоятельно проектировать свою профессиональную жизнь, которую многие исследователи связывают с самоопределением. Профессиональное самоопределение - сознательный акт выбора профессии и утверждения собственной позиции в процессе ее освоения.

Анализируя понятие «профессиональное самоопределение», Е.А. Климов [5] подчеркивает, что это не однократный акт принятия решения, а постоянно чередующиеся выборы. Наиболее актуальным выбор профессии становится в отрочестве и ранней юности, но и в последующие годы возникает проблема ревизии и коррекции профессиональной жизни человека.

А это уже не самоопределение, а процесс становления, профессионализации, смена или расширение предмета деятельности.

П.Г. Щедровицкий [10] рассматривает самоопределение как способность человека строить собственную позицию и изменять самого себя, свою индивидуальную историю, как умение переосмысливать собственную сущность.

Для оптимизации процесса профессионального становления психолога необходимо разработать систему психологического обеспечения на всех этапах непрерывного образования. Программа психологического сопровождения, основанная на реализации личностно-профессионального потенциала, может стать ведущим элементом этой системы.

Предусмотреть в разрабатываемых учебных планах и программах факультетов психологии условия формирования у студентов собственной позиции, развитие конструктивной мотивации, что позволит им выступать субъектами собственных изменений и целенаправленно взаимодействовать с преподавателями, которые также становятся субъектами.

Таким образом, на основе анализа различных подходов к определению профессионального и личностного становления практического психолога можно заключить, что личность постоянно вынуждена изменяться в процессе освоения профессии, и на разных стадиях ее развития одни и те же задачи профессионального развития решаются по-разному. Происходит уточнение своего места в мире профессии, осмысление своей социально-профессиональной роли, осмысление отношения к профессиональному труду и к самому себе.

Осознание себя как профессионала и субъекта деятельности становится важным компонентом развития студента.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов / В.А. Бодров - М.: ПЕР СЭ, 2001. - 511 с.

2. Гуревич К.М. Психологическая диагностика и проблема индивидуальных различий / К.М. Гуревич // Психологический журнал. - 1998. - Т. 19. - № 3.

3. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2008. - 432 с.

4. Климов Е.А. Психология профессионала. / Е.А. Климов - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 400 с.

5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. - 512 с.

6. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования / Р. Лазарус // Эмоциональный стресс / Под ред. Л.Леви. - Л.: Медицина, 1970. - С.178-208.

7. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В.С. Мерлин. - М.: Знание, 1986. - 356 с.

8.Платонов К.К. Психология: Учебник. / К.К Платонов - М.: Высшая школа, 1973. - 256 с.

9. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н.С. Пряжников. -М.: Издательство «Институт практической психологии». - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 256 с.

10. Щедровицкий П.Г. Очерки по истории образования. / П.Г. Щедровицкий. - М.: Эксперимент, 1993 - 154 с.

Асланова Наталья Федоровна

учитель

МОУ «Школа № 76 города Донецка»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 378.12

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ DEVELOPMENT OF PERSONALITY

Данная статья посвящена изучению роли образования в развитии личности. Образование является частью процесса социализации личности, представляя собой формализованную целенаправленную передачу накопленного опыта, знаний последующим поколениям, которая осуществляется в рамках соответствующих социальных институтов.

Ключевые слова: личность, образование, педагогический процесс, развитие, гражданин, развитая личность

This article is devoted to studying the influence of education on formation of the personality. Education is a part of process of socialization of the personality, representing the formalized purposeful transfer of the saved-up experience, knowledge to the subsequent

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.