17. Чхиквадзе В.М. Законность и правовая культура на современном этапе коммунистического строительства // Коммунист. 1970. №14. С. 51.
Зайцева В.А., Понежа Г.А.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: профессиональный рост, психология, барьеры профессионального роста, карьерный рост.
Аннотация: статья посвящена психологическим барьерам работника в профессиональной сфере, разработаны рекомендации по преодолению данных барьеров.
Keywords: professional growth, psychology, career barriers, career growth.
Abstract: the article is devoted to the psychological barrier of the worker in the professional sphere, developed recommendations for overcoming these barriers.
В современной России происходят глубокие изменения общества. Преобразования и реформирование касаются многих областей общественных отношений. Решающим фактором ускорения научно-технического прогресса является развитие интеллектуально-творческого потенциала специалиста, способного эффективно решать задачи современной науки и техники, создавать и внедрять в производство все новое и передовое, быстро ориентироваться в стремительном потоке информации и с наименьшими затратами находить и осваивать необходимые знания. В свете последних изменений необходимо отметить, что мобильность трудовых ресурсов, способность людей к перемене профессий, уровень образования и способность к дальнейшему обучению выходят на первый план.
В психологии и ее прикладных отраслях, таких как психотехника и психология труда при изучении проблем роста исследуются различные аспекты психологии профессиональной успешности, механизмы и закономерности профессионального роста.
В последнее время в зарубежной психологии получила развитие концепция поливариантной карьеры. Ее основные положения:
профессиональная биография каждого работника признается уникальной; динамику профессионального роста определяют карьерные циклы, каждый из которых состоит из мини-стадий профессионального становления; переход от одной стадии к другой сопровождается краткими, но интенсивными периодами обучения (повышение квалификации); профессиональная успешность обеспечивается уровнем развития метаумений, так называемых компетенций.
В отечественной психологии в 1980-е годы исследования проблем профессионального роста и развития велись по следующим направлениям: профессиональное становление; формирование профессионализма и профессионализация субъекта деятельности; профессиональное самоопределение личности.
В исследованиях четко просматривался субъектно-деятельностный подход, важное значение придавалось активности самой личности -сценариста своей успешной профессиональной жизни. В качестве механизмов профессионального развития рассматривались саморегуляция, саморост, самоорганизация. Дифференциация профессионального развития на этапы, стадии, периоды осуществлялась по различным критериям: уровню выполнения деятельности, социальной ситуации, ведущей деятельности, уровню профессионализма и др. Главное внимание уделялось исследованию психологических феноменов, механизмов и закономерностей продуктивного профессионального развития.
В конце 1980-х годов в отечественной психологической науке оформилась новая отрасль - акмеология, особенностью которой являлась ориентация на прогрессивный рост личности и ее самосовершенствование, где акцент делался на закономерностях развития профессионализма.
Анализ многочисленных отечественных и зарубежных исследований профессионального роста и развития позволяет сделать выводы: тематическим ядром научных поисков являлось однонаправленное прогрессивное изменение деятельности и личности обучаемого или специалиста; задачами исследований были выявление механизмов, закономерностей, особенностей успешного профессионального роста и развития, а также разработка эффективных (действенных) психолого-педагогических технологий актуализации личностно-профессионального потенциала, роста, развития и формирования психологических новообразований профессионально успешной личности.
Взаимосвязь человека с профессией изучалась сквозь призму адаптации личности к деятельности, ее профессиональной пригодности, удовлетворенности процессом труда и повышения его результативности.
Исследование факторов, препятствующих профессиональному развитию, обусловливалось стремлением повысить эффективность труда человека, сделать его надежным, безопасным, созидательным. Учет индивидуально-типологических свойств человека сводился к профотбору и выработке индивидуального стиля деятельности.
Изучались также факторы, негативно сказывающиеся на профессиональном росте и развитии: неблагоприятная социально-экономическая ситуация, низкая организационная культура труда, отсутствие адекватной социально-профессиональной мотивации содержанием труда, недостаточный уровень развития способностей, профессионально важных качеств, психофизиологических свойств и др.
Наряду с этим при проведении исследований психологи подчеркивали, что профессиональный рост сопровождается периодами регресса, дезадаптации, стагнации, кризисами, деформациями, а в отдельных случаях и профессиональной деградацией человека.
На факторы, препятствующие профессиональному росту и развитию, психологи обращали внимание еще в 1930-е годы. Так, С. Г. Геллерштейн отмечал, что в процессе выполнения профессиональной работы наблюдается деформация не только тела, но и психики.
Анализируя причины, препятствующие профессиональному росту человека, А. К. Маркова указывает на возрастные изменения, связанные со старением, профессиональные деформации, профессиональную усталость, монотонию, длительную психическую напряженность, обусловленную сложными условиями труда, а также на кризисы профессионального развития.
Искаженное профессиональное развитие, возникновение в процессе выполнения профессиональной деятельности негативных качеств, меняющих профиль личности, освещены в работах С. П. Безносова, Р. М. Грановской, Л. Н. Корнеевой. Авторы отмечают, что под влиянием условий труда, индивидуально-типологических особенностей работников, возраста развиваются профессионально нежелательные качества, которые отрицательно сказываются на продуктивности профессиональной деятельности.
А. В. Филиппов, анализируя психологические механизмы реализации нововведений, выделяет несколько типов психологических барьеров: организационно-психологические, социально-психологические, когнитивно-психологические и психомоторные.
Возникновение этих барьеров обусловлено стереотипизацией организационных процессов, межличностных отношений, квалификацией, режимом труда. Развитие производства, модернизация техники, внедрение новых технологий предопределяют необходимость перестройки, изменения устоявшейся
профессионально обусловленной структуры специалиста.
Психологические барьеры порождают конфликтные ситуации, вызывают психическую напряженность, неудовлетворенность трудом, руководителями. Все эти деструктивные явления приводят к развитию профессионально нежелательных качеств: консерватизма, догматизма, индифферентности и др.
Основываясь на анализе литературы и собственных исследованиях, мы можем констатировать, что профессиональный рост - это не только совершенствование (позитивное изменение), но и разрушение, возникновение негативных тенденций и развитие профессионально нежелательных новообразований.
Итак, профессиональный рост обязательно сопровождается возникновением профессиональных деструкций, которые отрицательно сказываются на динамике роста, искажают профиль личности, изменяют траекторию профессиональной жизни человека.
В психологии профессий утвердилось положение, что эти психологические новообразования, сопровождающие
профессиональный рост, нежелательны. Они рассматриваются как психологические преграды, препятствия, барьеры.
Принципиально новую и весьма конструктивную трактовку психологических барьеров дает Р. Х. Шакуров. По его мнению, именно барьеры являются необходимым фактором, обеспечивающим развитие деятельности, а, следовательно, и личности. Барьеры выполняют функции стабилизации, коррекции, энергетизации, мобилизации, развития, торможения и подавления.
В роли барьеров выступают самые различные факторы: нехватка нужной информации, недостаток самообладания или сообразительности, дефицит предметов потребления, усталость, пространство и время, отдаляющие наступление желанного события и т. д.
Барьер - это психологический феномен (представленный в форме ощущений, переживаний, образов, понятий и др.), в котором отражены свойства объекта ограничивать проявления жизнедеятельности человека, препятствовать удовлетворению его потребностей.
Основываясь на теоретических положениях Р. Х. Шакурова, мы рассматриваем психологические барьеры как необходимое условие, фактор профессионального роста человека. Барьеры придают этому процессу личностный смысл, определяют профессиональное будущее человека. Отсутствие барьеров означает эволюционный, линейный рост, приводит к стагнации личности.
В экстремальных ситуациях профессиональная активность, как правило, резко возрастает: возникшие препятствия актуализируют личностно-профессиональный потенциал, стимулируют рост профессионализма. Это подтверждают энтузиазм и высокая продуктивность труда людей во время массовых катастроф, экстремальных ситуаций, войн. Объективно и субъективно трудные, непреодолимые барьеры приводят к профессиональному саморазрушению личности. Таким образом, психологические барьеры являются необходимым атрибутом, спутником профессионального развития. Их функция в этом процессе неоднозначна.
Анализ противоречивых тенденций, психологических преград, барьеров и препятствий профессионального роста обусловливает необходимость рассмотрения теоретико-методологических основ этого процесса. Наряду с традиционными в отечественной психологии методологическими основаниями - системным и субъектным подходами в современных исследованиях профессионального развития используется многомерный подход. При исследовании такого сложного, многофакторного, неравновесного процесса, каким является профессиональное рост, эти методологические подходы представляются необходимыми также при проектировании модели пространства профессионального роста.
В своей жизни человек сталкивается с множеством проблем. Многие из них являются следствием воздействия факторов окружающей его действительности, не зависящей от человека. Для того чтобы не только выжить, но и быть успешным в этом мире, человек должен сохранить себя как личность, так как мир начинается с самого человека, с его отношения к миру, другим людям и к себе. Одну из важнейших сторон индивидуальности человека представляет профессионализм как интегральная характеристика человека-
профессионала, понимаемая нами как особое свойство человека систематически, эффективно и надежно выполнять сложную профессиональную деятельность с заданными показателями качества. Профессионализм - это форма проявления и развития индивидуальности человека.
Список литературы
1. Гуревич К.М. Овладение профессиональным мастерством как проблема дифференциальной психофизиологии // Психофизиологические вопросы становления профессионала. Выпуск 1. - М., 1974.
2. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. - М., 1987.
3. Климов Е.А. Психология профессионала. Избранные психологические труды. - Москва - Воронеж, 1996.
4. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. -Обнинск, 1993.
5. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1971.
6. Никифоров Г.С. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. - М., 1991.
7. Шакуров Р.Х. Барьер как категория и его роль в деятельности // Вопросы психологии. 2001. № 1.
8. Шакуров Р.Х. Эмоция. Личность. Деятельность (механизмы психодинамики). Казань, 2001.
Плаксина Н.И.
СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО КОЛЛЕКТИВА КАФЕДРЫ ВУЗА
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: корпоративная культура, преподавательский коллектив, преподаватель вуза, культура преподавательского коллектива.
Аннотация: в работе рассмотрены вопросы корпоративной культуры преподавательского состава вуза, выявлены основные проблемы и пути их преодоления.
Keywords: corporate culture, teaching staff, high school teacher, teaching staff culture.