Научная статья на тему 'Сущность, содержание, структура и функции корпоративной культуры преподавательского коллектива кафедры вуза'

Сущность, содержание, структура и функции корпоративной культуры преподавательского коллектива кафедры вуза Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
311
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВУЗА / КУЛЬТУРА ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО КОЛЛЕКТИВА / CORPORATE CULTURE / TEACHING STAFF / HIGH SCHOOL TEACHER / TEACHING STAFF CULTURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Плаксина Н.И.

В работе рассмотрены вопросы корпоративной культуры преподавательского состава вуза, выявлены основные проблемы и пути их преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper deals with the teaching staff of the university's corporate culture, the main problems and ways to overcome them.

Текст научной работы на тему «Сущность, содержание, структура и функции корпоративной культуры преподавательского коллектива кафедры вуза»

профессионала, понимаемая нами как особое свойство человека систематически, эффективно и надежно выполнять сложную профессиональную деятельность с заданными показателями качества. Профессионализм - это форма проявления и развития индивидуальности человека.

Список литературы

1. Гуревич К.М. Овладение профессиональным мастерством как проблема дифференциальной психофизиологии // Психофизиологические вопросы становления профессионала. Выпуск 1. - М., 1974.

2. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. - М., 1987.

3. Климов Е.А. Психология профессионала. Избранные психологические труды. - Москва - Воронеж, 1996.

4. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. -Обнинск, 1993.

5. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1971.

6. Никифоров Г.С. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. - М., 1991.

7. Шакуров Р.Х. Барьер как категория и его роль в деятельности // Вопросы психологии. 2001. № 1.

8. Шакуров Р.Х. Эмоция. Личность. Деятельность (механизмы психодинамики). Казань, 2001.

Плаксина Н.И.

СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО КОЛЛЕКТИВА КАФЕДРЫ ВУЗА

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: корпоративная культура, преподавательский коллектив, преподаватель вуза, культура преподавательского коллектива.

Аннотация: в работе рассмотрены вопросы корпоративной культуры преподавательского состава вуза, выявлены основные проблемы и пути их преодоления.

Keywords: corporate culture, teaching staff, high school teacher, teaching staff culture.

Abstract: The paper deals with the teaching staff of the university's corporate culture, the main problems and ways to overcome them.

Корпоративная культура преподавательского коллектива представляет собой сложное социальное, психологическое и акмеологическое явление, базирующееся на ряде присущих ему сущностных характеристик. Такие характеристики отражают аргументированные представления относительно структуры и содержания корпоративной культуры в целом, ее отдельных видов, а также выполняемых ею главных функций, определяемых целями и задачами решаемых преподавательским коллективом.

В качестве основных характеристик корпоративной культуры преподавательского коллектива могут рассматриваться:

- осознание своего места в коллективе (в одних случаях ценится сокрытие работником своих внутренних настроений, в других -поощряется, в одних случаях независимость и творчество выражается через сотрудничество, а в других через индивидуализм);

- коммуникационная система и язык общения (использование устной, невербальной, письменной коммуникации и ее открытость);

- внешний вид, одежда и представление себя на работе (требования к униформе и спецодежде, степень опрятности, применение косметики т.д.);

- осознание времени, отношение к нему и его использование (степень точности и относительности времени у сотрудников, соблюдение временного распорядка, способ использования времени);

- взаимоотношения между людьми (характер отношений по возрасту и полу, опыту и знаниям, рангу и субординации, степень формализации отношений, пути разрешения конфликтов);

- ценности (как набор ориентиров в том, что такое хорошо и плохо) и нормы (как набор предположений и ожиданий в отношении определенного типа поведения);

- вера во что-то и отношение к чему-то (вера в руководство, успех, в свои силы, во взаимопомощь, в этичное поведение, в справедливость и т.п.);

- процесс развития сотрудников;

- трудовая этика и мотивирование (отношение к работе и ответственность по работе, разделение и замещение работы, качество работы, оценка работы и вознаграждение, продвижение по службе и т.п.).

Одним из важных вопросов, рассматриваемых с позиций эффективного решения прикладных задач, связанных с исследованием и развитием корпоративной культуры преподавательского коллектива, является вопрос о ее структурном содержании в конкретных предметных проявлениях. Структура определяется как устойчивая взаимосвязь между составляющими элементами сложного объекта, а содержание раскрывает важнейшие характеристики и свойства объекта, а также существующие связи. Корпоративная культура преподавательского коллектива кафедры ВУЗа является сложным объектом. Ее свойства проявляются в деятельности, поведении, отношениях, общении, условиях работы, имидже и во многих других аспектах.

В настоящее время распространенным является качественное неструктурированное описание содержания корпоративной культуры. Согласно ему корпоративную культуру преподавательского коллектива кафедры ВУЗа можно представить как совокупность следующих элементов: философия кафедры как обособленного структурного подразделения, функциональное предназначение, деловое кредо, ценности, стиль поведения сотрудников, символы и ритуалы, стиль управления, профессиональная и деловая этика, ролевые модели, корпоративный дух и т.д.

Корпоративная культура преподавательского коллектива выполняет достаточно большое множество позитивных функций, которые условно можно разделить на следующие группы:

- функции воздействия на организационную эффективность социального субъекта (научное обеспечение управления, научная организация труда, оптимизация организационной среды);

- функции влияния, обеспечивающие эффективность управления и оптимизацию профессиональных взаимодействий (особенности делового общения, организационные программы, регламенты и планы, формы мотивации труда);

- функции согласования и оптимизации индивидуальных целей, интересов и ценностей субъектов деятельности с общей целью, интересами и ценностями организации (формирование общего культурного пространства, включающего ценности, принципы, цели и нормы, разделяемые всеми или абсолютным большинством сотрудников);

- функции ценностно-ориентационного единства в организации (показатель сплоченности, фиксирующей степень совпадения индивидуальных целей и ценностей с коллективными ценностями);

- функции формирования корпоративной мотивации (направленность на совпадение индивидуальных мотивов и целей персонала с корпоративными целями организации);

- функции диагностические и предсказательные (возможность оценки уровня и характера корпоративных отношений, качества корпоративного управления, возможность судить о тенденции изменения уровня и содержания корпоративности в организации);

- функции акмеологические (создание таких отношений в организации и морально-психологической атмосферы, которые стимулировали бы стремление сотрудников как к личному профессиональному росту, так и к продуктивному развитию всего коллектива).

Таким образом, корпоративная культура преподавательского коллектива кафедры ВУЗа в общем случае содержательно представляет собой регулятивные смысловые системы, определяющие добровольное принятие миссии, ценностей, традиций, норм и правил организации и регулирующие поведение ее сотрудников.

Список литературы

Управленческое консультирование / Под ред. Кубра М. - М.: Интерэксперт, 1992 г. - 319 с.

2. Мазур, И.И., Шапиро, В.Д., Ольдерогге, Н.Г. Корпоративный менеджмент: справочник для профессионалов. - М.: Высшая школа, 2003 г. - 1077 с.

3. Перелыгина, Е.Б. Психология имиджа. - М.: Аспект Пресс, 2002 г. - 223 с.

Пронин М.В., Королева О.В.

СЕМАНТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ,

СВЯЗАННЫХ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ У

ПОДРОСТКОВ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: девиантное поведение, делинквентное поведение, отклонение в поведении подростков, семантика, психология.

Аннотация: работа посвящена психологическим аспектам отклонений в поведении подростков, раскрыты их возможные причины и разработаны некоторые варианты минимизации данных отклонений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.