▲
ЧИППКРО
УДК 159.923+371.12
Психологические барьеры профессионального становления педагога
А. В. Щербаков, О. А. Семиздралова
Psychological barriers of professional formation of teacher
A. V. Shcherbakov, O. A. Semizdralova
Аннотация. В статье проведен анализ понятий «становление», «развитие», «профессионализм», «профессиональное становление». Выявлены сущностные характеристики данных процессов и особенности их протекания. На основе анализа философских подходов к понятиям «становление» и «развитие» выявлены их общие и отличительные особенности. Подробно рассмотрены особенности понятия «профессиональное становление» и его место в процессе профессионального совершенствования педагогов в образовательных организациях. Определена роль психологических барьеров в профессиональном становлении. Авторы статьи приводят результаты исследования готовности педагогов к саморазвитию и условий, способствующих данному процессу. Авторами статьи, на основе теоретического анализа и проведенного экспериментального исследования, сделан вывод о роли психологических барьеров в профессиональном становлении педагогов. А также определено, что одним из факторов, обеспечивающих позитивное преодоление возникающих барьеров, является процесс саморазвития.
Abstract. The article analyzes the concepts of "formation", "development", "professionalism", "professional development". The essential characteristics of these processes and features of it occurrence are revealed. It common features are revealed based on the analysis of philosophical approaches to the concepts of "formation " and "development". The article cites the results of research of readiness of teachers to self-development and environment, which conducive to this process. The authors, based on the theoretical analysis and experimental studies, concluded that the role of psychological barriers in professional development
of teachers. And it is determined one of the factors that provide a positive overcoming barriers arising is the process of self-development.
Ключевые слова: становление, развитие, профессионализм, профессиональное становление, психологические барьеры, саморазвитие.
Keywords: formation, development, professionalism, professional development, psychological barriers, self-development.
Профессиональное становление педагогов одна из проблем современных психолого-педагогических исследований не получившая достаточно широкого изучения в современной научной литературе. Вместе с тем процессы вхождения человека в профессию (в трудовую деятельность) являются определяющими для его дальнейшего формирования и развития как профессионала. Остается также не изученным вопрос о роли психологических барьеров в процессе профессионального становления. Решению данного вопроса посвящена статья.
С точки зрения философии категория «становление» рассматривается как понятие, указывающее на переходные состояния, ведущие к оформлению вещей и явлений, к обособлению органических и человеческих индивидов, к самоопределению природных и общественных систем. Вместе с понятиями изменения, возникновения, преобразования, обновления, формирования, воспроизводства понятие «становление» входит в состав определений, характеризующих более широкие понятия бытия, движения, процесса [1]. Особое внимание понятию становление уделял Г. Гегель, формулируя основные положения объективного идеализма. Так, в частности, по его мнению, стимулом развития мира, является устремленность человека
к познанию. Наука начинается с ничто, которому противостоит неопределенное бытие, или нечто; взаимодействие ничто и нечто порождает зачаточное (новое) знание, представляющее определенное бытие; промежуточными ступенями появления нового выступают становление (осуществляемое во взаимопереходе от небытия к бытию и обратном процессе перехода от бытия к небытию) и снятие (отрицание старого с сохранением в новом его положительной составляющей).
Философы советского периода рассматривали «становление», как категорию диалектики, означающая процесс формирования какого-либо материального или идеального объекта. Всякое становление предполагает переход возможности в действительность в процессе развития. В идеалистической философии становление обычно рассматривалось теологически -как направленная реализация некоторой внутренней цели. <...> В марксистской литературе понятие «становление» употребляется в контексте понятия «развитие» и обычно отождествляется с последним [2].
Считаем существенным для понимания процесса становления обратиться к позиции В. С. Готта и А. Ф. Перетурина, которые отмечают не только его позитивный характер, но и возможность регресса. «Становление процесс, главная черта которого состоит в том, что существование явления уже началось, но еще не приобрело завершенной формы. Становление есть единство бытия и небытия, возникновения и уничтожения, ведущее к результату, ставшему; оно выступает как процесс зарождения возможностей и превращения одной из них в действительность» [3,с.126].
Выявление сущностных характеристик понятия «становления», как мы видим, не возможно без уточнения его отношения с понятием «развитие». В рамках нашего исследования, мы считаем ценным мнение, высказанное Л. Е. Балашовым, определяющую взаимообусловленность этих процессов. Автор считает, что развитие - это «развивание», «развертывание» того, что уже есть, было. Развитие - это, так сказать, запрограммированное изменение. Становление - незапрограммированное изменение, хотя, конечно, оно «имеет» объективные предпосылки. Но объективные предпосылки -не программа.
Специфическими субкатегориями становления являются «новое», «старое», «низшее», «высшее», «простое», «сложное», «эволюция», «революция», «движение вперед», «прогресс» и т. д.
Специфическими субкатегориями развития являются «детство», «юность», «зрелость», «старость», «созревание», «взросление», «рост», «возмужание», «взрослость», «развитость» и т. д.
Таким образом, автор делает вывод: всякое становление сопровождается развитием, но не всякое развитие предполагает становление, т. е. не всякое развитие является моментом становления. Следовательно, становление можно представить как переход или цепь переходов (восхождение) от низших форм развития к высшим, от развития одной степени сложности к развитию другой, более высокой степени сложности.
Вместе с тем процесс становления, по мнению Л. Е. Балашова, является не просто единством материи и движения, а конкретным единством, его отличием от других форм единства является движение от низшего к высшему. В котором существенную роль играет возможность и действительность, выступающие моментами становления, а не внешними ему категориями, которые оно связывает в качестве промежуточного звена. Примерами становления являются: а) биологический прогресс -движение от низших форм жизни к высшим; б) исторический прогресс; в) индивидуальное становление человека как творческой личности (таланта, гения). Критикуя Г. Гегеля, автор подчеркивает: «определение становления как единства возможности и действительности является более правильным и точным, чем гегелевское определение его как единства бытия и ничто» [5].
Раскрывая диалектику действительности и возможности, Л. Е. Балашов отмечает, что она такова, что одна «часть» возможностей вызревает в недрах старой действительности, является как бы ее детищем, а другая «часть» возможностей обязательно должна «прийти со стороны», быть внешней для этой действительности. Не все возможности вытекают из старой действительности. В том-то и состоит принципиальное отличие возможности от действительности, что она создает условия для возник-
новения совершенно другой, новой действительности. Благодаря возможности (прежде всего случайности и свободе), последняя содержит в себе такие моменты, которых не было в старой действительности» [4].
В понимании становления эта мысль автора очень важна, так как она определяет вектор процесса становления и условия, при которых оно осуществляется. Также важным в понимании сущности «становления» является позиция Л. Е. Балашова относительно различения старого и нового, которые не есть различение ступеней становления, т. е. не тождественно различению низшего и высшего. Новое - это не всегда более высокое (более сложное, совершенное, лучшее), а старое - это не всегда низшее (менее сложное, совершенное, худшее). Различение старого и нового означает лишь то, что действительность как-то меняется: старая действительность обновляется, а новая стареет. Взаимодействие старого и нового - это кристаллический раствор, в котором формируется более высокое, в котором делается возможным переход от низшей формы действительности к высшей. Хотя новое не всегда означает переход на более высокую ступень становления, без него этот переход вообще невозможен. Лишь в рамках переходов от старого к новому и от нового к старому (обновления и старения действительности) возможно становление, т. е. движение от низшего к высшему.
Определяя процесс становления как перехода из одного качественного состояния в другое, Л. Е. Балашов указывает на роль эволюции и революции, которые обозначают два разных момента становления. «Эволюция характеризует становление как непрерывный, постепенный процесс, революция - как дискретный, скачкообразный процесс». При этом автор раскрывает сущность революции и эволюции, через их роль в становлении. «Революция решает задачу достижения более высокой ступени становления через рождение нового, небывалого. Эволюция решает задачу развития, совершенствования и распространения нового, укрепления его позиций на достигнутой ступени лестницы становления. Революция - это переход от более низкой, более простой формы развития к более высокой, более сложной форме. Эволюция -это развитие развития, т. е. развитие однажды возникшей формы развития» [5].
Таким образом, мы можем сделать вывод, что «становление» как философская категория, выражает спонтанную изменчивость вещей и явлений, характеризующееся переходом от более низшей формы развития к более высокой, более сложной форме, предпосылкой перехода из одной действительности в другую или старой действительности в новую выступает возможность, объединяющая случайность, вероятность, необходимость, свободу.
Рассматривая понятие «профессиональное становление» обратимся к категории профессионализм. Профессионализм - это совокупность психологических, психических и личностных изменений, происходящих в человеке в процессе овладения и длительного выполнения деятельности, обеспечивающих качественно новый, более эффективный уровень решения сложных профессиональных задач в новых условиях [6].
Формирование профессионализма идет по трем основным направлениям: 1) изменение всей системы деятельности, ее функций и иерархического строения. В ходе выработки соответствующих трудовых навыков происходит движение личности по ступеням профессионального мастерства, развивается специфическая система способов выполнения деятельности, то есть формируется личностный стиль деятельности; 2) изменение личности субъекта, проявляющееся как во внешнем облике (моторика речи, эмоциональность, формы общения), так и в формировании элементов профессионального сознания (профессионального внимания, памяти, мышления и т. д.), что в более широком плане может рассматриваться как становление профессионального мировоззрения; 3) изменение соответствующих компонентов установки субъекта по отношению к объекту деятельности, что проявляется в различных сферах: в когнитивной сфере - в уровне информированности об объекте, степени осознания его значимости; в эмоциональной сфере - в интересе к объекту, в склонности к взаимодействию с ним и удовлетворенности от этого, несмотря на трудности; в практической сфере - в осознании своих реальных возможностей влияния на объект, в результате установка субъекта воздействовать на объект заменяется на потребность во взаимодействии, что позволяет говорить о становлении профессиональной культуры [7].
Таким образом, формирование профессионализма, как процесса, характеризующегося переходом личности на новый уровень, можно рассматривать в контексте профессионального становления.
Данной позиции придерживается С. А. Дру-жилов, считающий, что становление индивидуального профессионализма предполагает наличие у человека в потенциале свойств, которые обеспечивают возможность овладения профессией и выполнения профессиональной деятельности. К таковым относится совокупность профессионально-важных качеств, образующих динамичную структуру. К их числу следует относить не только типологические свойства индивида, но и определенные свойства личности. Системообразующая характеристика личности - ее направленность, квинтэссенцией которой являются ценностные образования [8].
Изменение личности в процессе освоения мира профессий отражается в понятии «профессиональное становление», которое характеризует индивидуально своеобразный путь (траекторию) личности с начала формирования представлений о профессиях и профессиональных намерений до завершения профессиональной биографии.
В контексте темы нашего исследования важным является мнение исследователей считающих, что профессиональное становление -это и совершенствование, и деформации («искривления»), и даже деструкции. Профессионально-деструктивной считают деятельность, направленную на получение вредного для общества результата или, по Г. В. Суходольскому (1988), «антирезультата». Здесь имеет место уже не профессиональная некомпетентность, а проявление «антипрофессионализма». Это тот случай, когда специалист обладает необходимыми профессиональными знаниями, умениями и опытом, но ориентируется на деструктивные ценности. Им движет деструктивная направленность (эгоцентризм, стяжательство и др.); он ставит деструктивные цели, а для их достижения использует деструктивные средства [10].
Э. Ф. Зеер, рассматривая особенности становления профессионала, также считает, что данный процесс «сопровождается периодами регресса, дезадаптации, стагнации, кризисами, деформациями, а в отдельных случаях и про-
фессиональной деградацией человека» [9, с. 5]. Продолжая данную мысль, исследователь делает вывод, что «профессиональное развитие обязательно сопровождается возникновением профессиональных деструкций, которые отрицательно сказываются на динамике развития, искажают профиль личности, изменяют траекторию профессиональной жизни человека» [9, с. 5-6].
В качестве причин (факторов) возникновения негативных периодов профессионального становления личности педагога можно выделит психологические барьеры.
В отечественных трудах в зависимости от сущности, методов исследования, природы, способов анализа выделены различные виды барьеров: в педагогической деятельности (А. К. Маркова, Н. А. Подымов); в общении (В. А. Кан-Калик, Б. Д. Парыгин); при введении инноваций (А. И. Пригожий, А. В. Филиппов, А. М. Хон); смысловые (Л. И. Божович, М. С. Неймарк); эмоциональные (Л. Б. Филонов). Подходы к определению психологических барьеров тоже различны. А. Л. Свеницкий характеризует их как «воображаемое индивидом препятствие на его пути к достижению цели», которое часто является причиной внутрилично-стных конфликтов и может способствовать возникновению состояния фрустрации [12, с. 42]. В психологических словарях барьер (франц. barriere - преграда, препятствие) трактуется как «психическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности субъекта, мешающее выполнению им тех или иных действий. Эмоциональный механизм психологических барьеров состоит в усилении отрицательных переживаний и установок - стыда, чувства вины, страха, тревоги, низкой самооценки, ассоциированных с задачей» [13, с. 176]. Вместе с тем многие исследователи полагают психологические барьеры важнейшими компонентами целостной структуры деятельности субъекта, оказывающими существенное влияние на его развитие и становление.
Феномену психологических барьеров, их сущности и влиянию на поведение человека посвящены работы зарубежных (Дж. Келли, К. Левин, А. Маслоу, К. Роджерс, З. Фрейд, П. Хилл, А. Холл, К. Хорни, К. Юнг и др.) и отечественных (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Б. Д. Па-
рыгин, Н. А. Подымов, С. Л. Рубинштейн, Р. Х. Шакуров и др.) исследователей, рассмотревших психологические барьеры в различных контекстах: деятельности, общения, характеристики качеств личности и др. Выявлены системные характеристики психологических барьеров: внутренние ярко выраженные индивидуальные доминанты на ситуативном уровне (конфликт бессознательного и сознания, отсутствие гибкости, сила привычки, тревожность, напряжение и др.) и внешние доминанты, связанные с социальным окружением человека (социальная пропаганда, давление группы и влияние авторитетов, навязывающих личности общепринятые стандарты, ограничивающие в проявлении самостоятельности, независимости суждений) [14; 15; 16; 17].
Объективно, психологический барьер (франц. - преграда, препятствие) - это специфическое состояние, спровоцированное внут-риличностными конфликтами, субъективное психическое препятствие на пути к достижению цели, возникающее в результате образования диссонанса между сознанием и сложившимися условиями и способами деятельности, активизирующее усиление отрицательных установок, индивидуально переживаемых личностью, трансформацию мотивационной сферы, изменение ценностных ориентаций личности. Психологические барьеры проявляются как эмоциональные, интеллектуальные, перцепту-альные преграды в различных формах: нервное напряжение, состояние индифферентности, страх, тревожность, замкнутость, пассивность и др. - и могут привести к возникновению состояния фрустрации.
Отношение к барьерам как к преградам, возникающим на пути развития человека, у ученых неоднозначно. С одной стороны, психологический барьер исследователи рассматривают как угрозу для личности, препятствующую достижению успеха, связанную с комплексом неполноценности, как защитный механизм, возникающий в процессе преодоления конфликта сознания и бессознательного, как мнимое препятствие, являющееся следствием внутрилич-ностных конфликтов, как психическое состояние, ведущее к обострению негативных переживаний и установок, обуславливаемое неадекватной пассивностью субъекта (А. Адлер, Ф. В. Бассин, Л. А. Карпенко, Б. Д. Парыгин,
А. Л. Свеницкий, З. Фрейд, К. Юнг и др.) [14; 18; 12; 13].
С другой стороны, многие ученые отводят психологическим барьерам роль активизатора интеллектуальной деятельности, стимулирующего к поиску способов выхода из трудной жизненной ситуации и отмечают регулирующее и стабилизирующее значение барьеров в процессе жизнедеятельности. Природа, интенсивность, качественные характеристики психологических барьеров зависят от рассогласования таких параметров деятельности, как цель, мотив, результат (И. А. Зимняя, А. К. Маркова, Н. А. Подымов, Р. Х. Шакуров и др.) [15; 19; 20].
В зависимости от способов реагирования индивида на затруднение психологические барьеры имеют как отрицательную динамику воздействия на личность, проявляющуюся в подавлении социальной активности, так и положительную, оказывающую мобилизующее, стимулирующее воздействие, направленное на поиск средств и способов преодоления барьера [13; 21; 22; 23].
Психологические барьеры, согласно Л. М. Митиной, выполняют ряд функций:
- стабилизируют профессиональное развитие, согласовывая внутренние ресурсы с требованиями профессиональной среды;
- корректируют процесс профессионального развития (столкнувшись с препятствием, человек может выбрать для себя другие ориентиры);
- энергетизируют психологические ресурсы (столкнувшись с барьером, личность начинает готовиться к активному его преодолению);
- дозируют процесс развития, опосредуют периоды активного роста и стабилизации (вертикального и горизонтального движения): психологический барьер определяет границы каждого этапа профессионального развития и пределы компетентности, помогающие личности осознать эти границы и необходимость действий для преодоления препятствия;
- мобилизуют личностные ресурсы специалиста;
- развивают личность (изменения, происходящие при повторных мобилизациях, закрепляются, что повышает уровень профессиональной компетенции и обеспечивает формирование профессионально важных качеств);
- тормозят процесс профессионального развития, сдерживают активность личности;
- подавляют, если «величина» психологического барьера оказывается непреодолимой для человека и вызывает полную остановку профессионального развития с последующей деградацией или уход из профессии [24].
Принципиально новую и весьма конструктивную трактовку психологических барьеров дает Р. Х. Шакуров. По его мнению, именно барьеры являются необходимым фактором, обеспечивающим развитие деятельности, а, следовательно, и личности. Барьеры выполняют функции стабилизации, коррекции, энерге-тизации, мобилизации, развития, торможения и подавления. В роли барьеров выступают самые разные факторы: нехватка нужной информации, недостаток самообладания или сообразительности, дефицит предметов потребления, усталость, пространственная и временная отдаленность желанного события, и т. д. Барьер -это психологический феномен (представленный в форме ощущений, переживаний, образов, понятий и др.), в котором отражены свойства объекта ограничивать проявления жизнедеятельности человека, препятствовать удовлетворению его потребностей [11, с. 7].
Основываясь на теоретических положениях Р. X. Шакурова, Э. Ф. Зеер рассматривает психологические барьеры как необходимое условие, фактор профессионального становления человека. Барьеры придают этому процессу личностный смысл, определяют профессиональное будущее человека. Отсутствие барьеров означает эволюционное, линейное развитие и приводит к стагнации личности. Внешние препятствия и внутренние психологические барьеры определяют вектор профессионального развития, являются важными факторами его продуктивности.
Вместе с тем, большинство авторов считает психологические барьеры как факторы, препятствующие профессиональному становлению и развитию. В данном случае показательно исследование Е. Г. Симоновой по изучение психологических барьеров профессионального развития педагогов, с целью выявления факторов, их провоцирующих, определения степени готовности респондентов к решению возникающих профессиональных проблем [25]. Автором было выделено четыре группы респондентов: педагоги на стадии профессиональной адаптации; педагоги на стадии первичной про-
фессионализации; педагоги на стадии вторичной профессионализации; педагоги на стадии профессионального мастерства.
В ходе исследования были определены три вида барьеров профессионального развития педагогов.
1. Спровоцированные внешними объективными причинами - социальные барьеры (низкий уровень оплаты труда, невнимание общественности к образованию и др.).
2. Профессиональные барьеры (отсутствие условий для профессионального роста, профессиональные затруднения, равнодушие руководства и др.).
3. Вызванные внутренними субъективными причинами - эмоционально-личностные барьеры (низкая мотивация достижений, низкий уровень притязаний, неуверенность в себе, разочарование, равнодушие, тревожность, нестабильность психоэмоционального состояния, потеря чувства нового и др.).
В ходе исследования автором в качестве наиболее значимого вида барьеров профессионального развития педагогов выделен эмоционально-личностный барьер, выраженный в большей степени у педагогов на стадии профессионального мастерства и на стадии вторичной профессионализации.
В меньшей степени эмоционально-личностный барьер профессионального развития проявляется у педагогов на стадии первичной профессионализации и педагогов на стадии профессиональной адаптации.
Среди профессиональных барьеров педагоги на всех стадиях профессионального становления выделили морально-психологический климат в коллективе, отсутствие условий для профессионального роста, безразличие руководства, профессиональные затруднения, в меньшей степени - потеря идентичности с профессией.
Социальные барьеры (уровень оплаты труда, отсутствие свободного времени, невнимание общественности к образованию и др.) по степени выраженности менее значимы для профессионального развития педагогов.
Таким образом, делает вывод автор, психологические барьеры профессионального развития педагогов инициируются объективными внешними причинами (социальные, профессиональные барьеры) и субъективными внут-
ренними факторами (эмоционально-личностные барьеры), возникают в результате неудовлетворенности собой, деятельностью в целом, усугубляются с увеличением возраста и стажа, сопровождают педагога на протяжении всего периода профессиональной деятельности, следовательно, существует необходимость применения психологических технологий преодоления барьеров профессионального развития педагогов на всех стадиях профессионального становления [25].
Проведенный анализ различных подходов к пониманию позитивной и негативной роли психологических барьеров в профессиональном становлении педагога свидетельствует о необходимости выявления внутренних и внешних факторов, способствующих позитивному протеканию данного процесса.
В рамках обсуждаемой проблемы показательными являются данные исследования Е. Г. Симоновой, полученные по результатам анкетирования педагогов с целью выявления факторов, способствующих позитивному профессиональному становлению на разных стадиях:
I группа (стадия адаптации) - методическая работа в образовательной организации и создание условий для профессионального роста (по 14% соответственно), саморазвитие и возможность самореализации, карьерного роста, а также психологическая помощь (по 11%), уважение и признание в коллективе, пример коллег и участие в научных мероприятиях (по 10%), материальное и моральное стимулирование (9%).
II группа (стадия первичной профессионализации) - методическая работа в образовательной организации и создание условий для профессионального роста (по 15%), возможность самореализации, карьерного роста и материальное, моральное стимулирование (по 12%), пример коллег (11%), саморазвитие и уважение, признание в коллективе (по 10%), участие в научных мероприятиях (8%), психологическая помощь (7%).
III группа (стадия вторичной профессионализации) - возможность самореализации, карьерного роста (14%), создание условий для профессионального роста в образовательной организации и методическая работа (по 12% соответственно), уважение и признание в коллективе (11%), материальное и моральное стимулирование (10%), наличие свободного времени и
пример коллег (по 9%), саморазвитие и участие в научных мероприятиях (по 8%), психологическая помощь (7%).
IV группа (стадия профессионального мастерства) - уважение и признание в коллективе, а также материальное и моральное стимулирование (по 14% соответственно), методическая работа в образовательной организации и создание условий для профессионального роста (по 12%), наличие свободного времени и психологическая помощь (по 9%), пример коллег и участие в научных мероприятиях (по 8%), возможность самореализации, карьерного роста и саморазвитие (по 7%) [25].
Исследование Е. Г. Симоновой показывает, что педагоги во всех четырех группах отметили преимущественно внешние факторы позитивного профессионального становления. Среди внутренних факторов педагоги обозначили саморазвитие и самореализацию. Полученные автором данные экспериментально подтверждают мнение других исследователей о позитивной роли саморазвития в профессиональном становлении педагогов. Таким образом, в нашем исследовании в качестве ведущего фактора конструктивного преодоления барьеров в педагогической деятельности мы рассматриваем саморазвитие учителя.
С целью выявления готовности педагогов к саморазвитию и условий, способствующих данному процессу, было проведено исследование на основе анкеты «Барьеры педагогической деятельности» [26]. В анкетировании принимали участие педагоги со стажем работы от 1 года до 43 лет. По результатам исследования к «активному саморазвитию» способны 84% педагогов, у 16% «несложившаяся система саморазвития», отсутствуют педагоги «остановившиеся в саморазвитии». Полученные в исследовании данные о факторах стимулирующих их саморазвитие педагоги первой группы («способны к активному саморазвитию») выделили: обучение на курсах, пример и влияние коллег; пример руководителей доверие; новизна; интерес, самообразование. В качестве стимулирующих саморазвитие факторов педагоги второй группы («несложившаяся система саморазвития») выделили: школьная методическая работа, обучение на курсах, внимание руководителей, доверие, самообразование, интерес. В качестве препятствующих саморазвитию факторов педа-
гоги первой группы выделили: недостаток времени, отсутствие поддержки со стороны руководителей; враждебность окружающих; разочарование.
В качестве препятствующих развитию факторов педагоги второй группы выделили: собственная инерция; недостаток времени; ограничение ресурсов.
Анализ выделенных педагогами факторов, препятствующих и способствующих саморазвитию, показывает, что большинство из них являются внешними.
Таким образом, мы можем констатировать наличие противоречия, заключающего в том, что большинство педагогов в качестве условий саморазвития (внутреннего фактора профессионального становления) видят, преимущественно внешние условия.
Полученные противоречивые данные о готовности педагогов к саморазвитию и обозначенные ими внешние условия, свидетельствуют об отсутствии внутренней мотивации к саморазвитию и несформированности представлений о роли, возможностях и эффектах саморазвития и, следовательно, представления о своем профессиональном становлении данные педагоги связывают только с изменениями внешних условий [27].
Таким образом, проведенное нами исследование свидетельствует о том, что психологическое барьеры являются одним из факторов профессионального становления.
Позитивное влияние психологических барьеров на профессиональное становление определяется, преимущественно, внутренними условиями, одним из которых выступает саморазвитие.
Однако, как показал наш опрос, педагоги демонстрируют неготовность к саморазвитию и, следовательно, более уязвимы к негативному воздействию психологических барьеров, что требует специальной психолого-педагогической работы с педагогическим коллективом, участвовавших в исследовании, по формированию готовности к саморазвитию, также использование неформальных повышения квалификации при обучении педагогов в системе повышения квалификации ГБУ ДПО ЧИППКРО [28] и персонифицированных программ повышения квалификации, активно используемых в практике организации повышения квалификации
педагогов образовательных организаций Челябинской области [29].
Библиографический список:
1. Кемеров В. Е. Становление [Электронный ресурс] / В. Е. Кемеров // Философский словарь. Энциклопедия философских терминов онлайн. - Режим доступа: http://www.onlinedics. тЫоуаг/Ш^1апоу1еше.Мт1 (дата обращения: 15.05.2016).
2. Философский энциклопедический словарь. - М. : Советская энциклопедия, 1983.
3. Готт В. С. Методологичические вопросы изучения виртуальных частиц и процессов / В. С. Готт, А. Ф. Перетурин // Симметрия. Инвариантность. Структура. Философские отчер-ки. - М. : Высшая школа, 1967.
4. Философская энциклопедия / под ред. Ф. В. Константинова. В 5 томах. Т. 5. - М. : Советская энциклопедия, 1970.
5. Балашов Л. Е. Становление (категориально-логический портрет) [Электронный ресурс] / Л. Е. Балашов // Полигнозис. - 1999. - № 1. -Режим доступа: : http://www.balashov44.narod.ru/ KATEGOR7Stanovl.doc (дата обращения: 12.05.2016).
6. Кузьмина Н. В. Способности, одарённость, талант учителя / Н. В. Кузьмина. - Л. : Знание, 1985.
7. Рогов Е. И. Личность учителя: теория и практика / Рогов Е. И. - Ростов н/Д. : Феникс, 1996.
8. Дружилов С. А. Концептуальные основы психологического изучения становления профессионализма как реализации ресурсов профессионального развития человека [Электронный ресурс] / С. А. Дружилов // Психология, социология и педагогика. - 2014. - № 4. - Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2014/ 04/3025 (дата обращения: 12.11.2015).
9. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития : учебное пособие / Э. Ф. Зеер. -М. : Академия, 2006.
10. Суходольский Г. В. Основы психологической теории деятельности / Г. В. Суходоль-ский. - М. : Изд-во ЛКИ, 2008.
11. Шакуров Р. Х. Барьер как категория и его роль в деятельности / Р. Х. Шакуров // Вопросы психологии. - 2001. - № 1. - С. 7-12.
12. Свеницкий А. Л. Краткий психологический словарь / А. Л. Свеницкий. - М. : Проспект, 2009.
▲
ЧИППКРО
13. Психологический лексикон: энциклопедический словарь: в 6 т. / ред.-сост. Л. А. Карпенко ; под общ. ред. А. В. Петровского. - М. : ПЕРСЭ, 2006.
14. Парыгин Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории / Б. Д. Парыгин. - СПб. : ИГУП, 1999.
15. Подымов Н. А. Психологические барьеры в профессиональной деятельности учителя : дис. ... д-ра психол. наук. - М., 1999.
16. Фрейджер Р. Теории личности и личностный рост / Р. Фрейджер, Д. Фэйдимен. - М. : Проспект, 2002.
17. Чудновский В. Э. Нравственная устойчивость личности / В. Э. Чудновский. - М. : Просвещение, 1981.
18. Романова Е. С. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика / Е. С. Романова, Л. Р. Гребенников. - Мытищи : Талант, 1996.
19. Зимняя И. А. Педагогическая психология : учебник для вузов. - М. : Логос, 2000.
20. Маркова А. К. Психология труда учителя : книга для учителя / А. К. Маркова. - М. : Просвещение, 1993.
21. Кондратьев М. Ю. Азбука социального психолога-практика / М. Ю. Кондратьев, В. А. Ильин. - М. : ПЕРСЭ, 2007.
22. Психологический словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М. : Политиздат, 1990.
23. Фрейд 3. Психология бессознательного : сб. произведений / З. Фрейд. - М. : Просвещение, 1990.
24. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя / Л. М. Митина. -М. : Флинта; Московский психолого-социальный институт, 1998.
25. Симонова Е. Г. Исследование психологических барьеров профессионального развития педагогов образовательных организаций // Педагогическое образование в России. - 2015. -№ 6.- С. 198-203.
26. Рогов Е. И. Учитель как объект психологического исследования : пособие для школьных психологов по работе с учителем и педагогическим коллективом / Е. И. Рогов. - М. : ВЛАДОС, 1998.
27. Ильясов Д. Ф. Педагогические теории и роль субъективного фактора в их проектировании / Ильясов Д. Ф., Ильясова О. А. //
Вестн. Томского гос. пед. ун-та. - 2010. -№ 12. - С. 5-11.
28. Кисляков А. В. Неформальное повышение квалификации педагогических работников посредством проектирования инновационных продуктов / А. В. Кисляков, А. В. Щербаков // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров : научно-теоретический журнал. -2014. - Выпуск 1 (18). - Челябинск. - С. 80-91.
29. Управление разработкой и реализацией персонифицированных программ повышения квалификации : методические рекомендации / под ред. М. И. Солодковой. - Челябинск : Изд-во Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2011. - 196 с.
References:
1. Kemerov V. E. Formation [Web resource] / V. E. Kemerov // Philosophical Dictionary. Encyclopedia of philosophical terms online [Stanovlenie [Jelektronnyj resurs] / V. E. Kemerov // Filosofskij slovar'. Jenciklopedija filosofskih terminov onlajn], access mode: http://www.onhn edics.ru/slovar/fil/s/stanovlenie.html (accessed date: 15.05.2016).
2. Philosophical Encyclopedic Dictionary [Filosofskij ehnciklopedicheskij slovar']. M. : Soviet encyclopedia, 1983.
3. Gott V. S. Methodological questions of study of virtual particles and processes / V. S. Gott, A. F. Pereturin // Symmetry. Invariance. Structure. Philosophical esssey [Metodologichicheskie vo-prosy izucheniya virtual'nyh chastic i processov / V. S. Gott, A. F. Pereturin // Simmetriya. Invariant-nost'. Struktura. Filosofskie otcherki]. M. : High school, 1967.
4. Philosophical Encyclopedia / Ed. F. V. Kon-stantinov. In 5 volumes. Vol. 5 [Filosofskaya ehncik-lopediya / Pod red. F. V. Konstantinova. V 5 tomah. T. 5.]. M. : Soviet encyclopedia, 1970.
5. Balashov L. E. Formation (categorical and logic portrait) [Web resource]] / L. E. Balashov // Polignozis [Stanovlenie (kategorial'no-logicheskij portret)/ L. E. Balashov // Polignozis], 1999, N 1, access mode: http://www.balashov44. narod.ru/KATEGOR/Stanovl.doc (accessed date: 12.05.2016).
6. Kuz'mina N. V. Skills, genius, teacher's talent/ N. V. Kuz'mina [Sposobnosti, odarennost', talant uchitelya / N. V. Kuz'mina]. L. : Znanie, 1985.
7. Rogov E. I. The personality of teacher: Theory and Practice / Rogov E. I. [Lichnost' uchi-telya: teoriya i praktika / E. I. Rogov]. Rostov in Don : Feniks, 1996.
8. Druzhilov S. A. Conceptual bases of the psychological study of professionalism formation as the resources implementation of the professional development of human [Web resource] / S. A. Druzhilov // Psychology, Sociology and Pedagogy [Konceptual'nye osnovy psihologi-cheskogo izucheniya stanovleniya professionaliz-ma kak realizacii resursov professional'nogo razvi-tiya cheloveka / S. A. Druzhilov // Psihologiya, sociologiya i pedagogika], 2014, N 4, access mode: http://psychology.snauka.ru/2014/04/3025 (accessed date: 12.11.2015).
9. Zeer E. F. Psychology of Professional Development: textbook [Psihologiya profession-al'nogo razvitiya : uchebnoe posobie / E. F. Zeer]. M. : Akademiya, 2006.
10. Suhodol'skiy G. V. Fundamentals of psychological theory of activity/ G. V. Suho-dol'skiy [Osnovy psihologicheskoj teorii deya-tel'nosti / G. V. Suhodol'skiy]. M. : Publishing house LKI, 2008.
11. Shakurov R. H. Barrier as a category and its role in the activity / R. H. Shakurov // psychology questions [Bar'er kak kategoriya i ego rol' v deyatel'nosti / R. H. SHakurov // Voprosy psihologii], 2001, N 1, pp. 7-12.
12. Svenickiy A. L. Short psychological dictionary / A. L. Svenickiy [Kratkij psihologicheskij slovar' / A. L. Svenickiy]. M. : Prospekt, 2009.
13. Psychological lexicon: Encyclopedic Dictionary: Vol. 6 / ed.-status. L. A. Karpenko, under the total Ed. by A. V. Petrovsky [Psihologi-cheskij leksikon: ehnciklopedicheskij slovar': v 6 t. / red.-sost. L. A. Karpenko, pod obshch. red. A. V. Petrovskogo]. M. : PERSE, 2006.
14. Parygin B. D. Social Psychology. Methodology problems, history and theory / B. D. Pa-rygin [Social'naya psihologiya. Problemy metodo-logii, istorii i teorii / B. D. Parygin]. St. Petersburg: Institute of Public Administration and Law, 1999.
15. Podymov N. A. Psychological barriers in the professional work of teacher: dissertation of Doctor of Psychology [Psihologicheskie bar'ery v professional'noj deyatel'nosti uchitelya : dis. ... d-ra psihol. nauk]. M., 1999.
16. Frager R. Theories of personality and personal growth/ R. Frager, D. Fragman [Teorii
lichnosti i lichnostnyj rost / R. Frager, D. Fragman], M. : Prospekt, 2002.
17. Chudnovskiy V. E. Moral personality stability / V. E. Chudnovskiy [Nravstvennaya us-tojchivost' lichnosti / V. E. Chudnovskiy]. M. : Prosveshchenie, 1981.
18. Romanova E. S. Mechanisms of psychological protection: Genesis, functioning, diagnostics/ E. S. Romanova, L. R. Grebennikov [Mekhanizmy psihologicheskoj zashchity: genezis, funkcionirovanie, diagnostika / E. S. Romanova, L. R. Grebennikov]. Mytishchi : Talant, 1996.
19. Zimnyaya I. A. Educational Psychology: textbook for universities [Pedagogicheskaya psihologiya : uchebnik dlya vuzov]. M. : Logos, 2000.
20. Markova A. K. Psychology teacher labor : book for teachers / A. K. Markova [Psihologiya truda uchitelya : kniga dlya uchitelya / A. K. Mar-kova]. M. : Prosveshchenie, 1993.
21. Kondrat'ev M. Y. Alphabet of social psychologist practice / M. Y. Kondrat'ev, V. A. Ilyin [Azbuka social'nogo psihologa-praktika/ M. Y. Kon-drat'ev, V. A. Ilyin]. M. : PERSE, 2007.
22. Psychological Dictionary / under total. Ed. by A. V. Petrovsky, M. G. Yaroshevsky [Psiholo-gicheskij slovar' / pod obshch. red. A. V. Petrovskogo, M. G. YAroshevskogo]. M. : Politizdat, 1990.
23. Freud S. Psychology of the unconscious / S. Freud [Psihologiya bessoznatel'nogo / S. Freud]. M. : Prosveshchenie, 1990.
24. Mitina L. M. Psychology of teacher's professional development/ L. M. Mitina [Psiholo-giya professional'nogo razvitiya uchitelya / L. M. Mitina]. M. : Flinta ; Moscow Psychological and Social Institute, 1998.
25. Simonova E. G. Research of psychological barriers ofprofessional development of teachers of educational institutions // Teacher Education in Russia [Issledovanie psihologicheskih bar'erov professional'nogo razvitiya pedagogov obrazova-tel'nyh organizacij // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii], 2015, N 6, pp. 198-203.
26. Rogov E. I. Teacher as an object of psychological research: guide for school psychologists working with teacher and teaching staff E. I. Rogov [Uchitel' kak ob"ekt psihologi-cheskogo issledovaniya : posobie dlya shkol'nyh psi-hologov po rabote s uchitelem i pedagogicheskim kollektivom / E. I. Rogov]. M. : VLADOS, 1998.
27. Ilyasov D. F., Ilyasova O. A. Pedagogical-theory and the role of the subjective factor in its
▲
ЧИППКРО
design // Newspaper of Tomsk State Pedagogical University [Pedagogicheskie teorii i rol' sub'ektivnogo faktora v ih proektirovanii // Vestn. Tomskogo gos. ped. un-ta], 2010, N 12, pp. 5-11.
28. Kislyakov A. V. Informal advanced training of educators through the design of innovative products / A. V. Kislyakov, A. V. Shcherbakov // Scientific support of a system of advanced training: Scientific and theoretical periodical [Nefor-mal'noe povyshenie kvalifikacii pedagogicheskih rabotnikov posredstvom proektirovaniya innovacion-nyh produktov / A. V. Kislyakov, A. V. Shcherba-
kov // Nauchnoe obespechenie sistemy povyshe-niya kvalifikacii kadrov : nauchno-teoreticheskij zhumal], 2014, N 1 (18). Chelyabinsk, pp. 80-91.
29. Development management and realization of personalized training programs: methodological recommendations / Ed. by M. I. Solodkova [Upravlenie razrabotkoj i realizaciej personificiro-vannyh programm povysheniya kvalifikacii : me-todicheskie rekomendacii / pod red. M. I. Solodko-voj]. Chelyabinsk : Publishing House Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators, 2011. 196 p.