Научная статья на тему 'Общие представления о технологиях преодоления психологических барьеров преподавателей'

Общие представления о технологиях преодоления психологических барьеров преподавателей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
475
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БАРЬЕР / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ БАРЬЕРОВ / PSYCHOLOGICAL BARRIER / PSYCHOLOGICAL TECHNIQUES TO OVERCOME BARRIERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зайцева В.А.

В статье дана краткая характеристика психологических барьеров преподавателя вуза, на основе теоретического анализа дано авторское определение понятия «психологические технологии преодоления барьеров».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This paper gives a brief characterization of the psychological barriers of university teachers, describes the different types, forms of their manifestation, based on the theoretical analysis given the author's definition of the concept of "psychological techniques to overcome barriers.

Текст научной работы на тему «Общие представления о технологиях преодоления психологических барьеров преподавателей»

3. Пантелеева В.В. К проблеме использования рефлексивных методов обучения / В.В. Пантелеева // RELGA - научно-культурологический журнал широкого профиля. 2006. - №16. - С.31-40

4. Вульфов Б.З. Рефлексия: учить, управляя / Б.З. Вульфов // Мир образования. 1997. - №1. - С.63-65

5. Реан А.А. Рефлексивно-перцептивный анализ деятельности педагога / А.А. Реан // Вопросы психологии. 1990. - №2. - С.77-81

6. Пидкасистый П.И. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / П.И. Пидкасистый. - М., 1998. - 414с.

7. Ботвинников А.Д. Организация и методика педагогических исследований / А.Д.Ботвинников. - М., 1981. - 43с.

8. Бондаренко Т. А. Педагогические условия формирования рефлексивной культуры у студентов: Атореф. дисс. канд. пед. наук / Т.А. Бондаренко. - Магнитогорск, 1999. - 23с.

9. Иванцивская Н.Г. Повышение уровня педагогической рефлексии как основа непрерывной инновационной деятельности преподавателя: автореф. дисс. канд. пед. наук / Н.Г. Иванцивская. - Новосибирск, 1999. - 17с.

10. Вербицкий А.А. Контекстное обучение в компетентностпом подходе / А.А. Вербицкий // Высшее образование в России. 2006. -№11. - С.39-46.

Зайцева В. А.

ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТЕХНОЛОГИЯХ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Воронежский экономико-правовой институт, г. Воронеж

Ключевые слова: психологический барьер, психологические технологии преодоления барьеров.

Keywords: psychological barrier, psychological techniques to overcome barriers.

Аннотация: В статье дана краткая характеристика психологических барьеров преподавателя вуза, на основе теоретического анализа дано авторское определение понятия «психологические технологии преодоления барьеров».

Abstract: This paper gives a brief characterization of the psychological barriers of university teachers, describes the different types, forms of their manifestation, based on the theoretical analysis given the author's definition of the concept of "psychological techniques to overcome barriers.

Основываясь на анализе актуальной, научной литературы и собственном опыте практической деятельности, можем констатировать, что профессиональное развитие преподавателя вуза представляет собой, с одной стороны - это совершенствование, прогрессивные изменения в деятельности, с другой стороны -ограничения, в силу влияния различных факторов, в том числе отрицательных, способствующих возникновению различного рода психологических барьеров профессионального роста преподавателя.

Проблема психологических барьеров в профессиональной деятельности различных специалистов была и продолжает оставаться одной из самых актуальных в психологической, акмеологической, педагогической науке и практике (Е.П. Ермолаева, Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, Л.М. Митина, H.A. Подымов, Л.С. Подымова, В.А. Сластенин, Э.Э. Сыманюк и др.).

Прежде чем перейти к рассмотрению технологий преодоления психологических барьеров, важно представить различные их типы, формы проявления и направления коррекции.

С точки зрения Э.Э. Сыманюк, в качестве психологических барьеров могут выступать внешние, объективные преграды - это неблагоприятная социально-экономическая ситуация, трудности в реализации деятельности, ухудшение межличностных отношений и психологического климата в группе, недостаточный уровень морального и материального стимулирования и др., а также внутренние, субъективные препятствия, т.е. профессионально обусловленные кризисы, дезадаптации и стагнации, деформации и другие, дезорганизующие профессиональное сознание, вызывающие неудовлетворенность деятельностью, порождающие астенические (тягостные) переживания, эмоциональную (психическую) напряженность, провоцирующие нервные срывы и межличностные конфликты. Очевидно, что все эти препятствия снижают социально-профессиональную активность, приводят к потере смысла выполняемой деятельности и утрате профессиональных перспектив

[4].

Особое внимание психологическим барьерам уделено в исследованиях Э.Ф. Зеера. В частности ученый относит к психологическим барьерам профессионально обусловленные кризисы, дезорганизующие профессиональное сознание, вызывающие неудовлетворенность деятельностью, порождающие астенические переживания, эмоциональную напряженность, провоцирующие нервные срывы, межличностные конфликты [4].

H.A. Подымов рассматривает психологический барьер как отраженное в сознании человека внутреннее препятствие, выражающееся в нарушении смыслового соответствия сознания и объективных условий и способов деятельности. Ученый обоснованно считает, что эффективное выполнение профессиональной деятельности закономерно связано с конструктивными способами преодоления психологических барьеров, способствующими поиску новых, нестандартных решений и переходу на творческий, инновационный уровень выполнения этой деятельности [5].

Следовательно, работа по профилактике и преодолению психологических барьеров должна вестись в разных направлениях в зависимости от конкретных факторов, вызывающих негативные реакции преподавателя и форм проявления психологических барьеров (пассивных, активных и крайних). Ученые (Е.П. Ермолаева, H.A. Подымов, Л.С. Подымова, Р.Х. Шакуров и др.) выделяют в отдельную группу и конкретизируют личностно - деятельностные психологические барьеры, а именно: барьеры личной инициативы, ложной установки, автономности, достижения, риска, коммуникации, восприимчивости к новому, барьер увеличения нагрузки, барьер некомпетентности, ценностно-информационный, структурно-информационный, предметно-преобразовательный барьеры, барьер рассогласования и др.

Обобщая имеющиеся определения психологических барьеров, мы можем заключить, что психологический барьер следует рассматривать, как психическое состояние, препятствующее удовлетворению познавательных и других потребностей преподавателя, проявляющееся в неожиданных и необычных ситуациях, что дезорганизует психические процессы. Это состояние выражается в неспособности оценить ситуацию, держать контроль над своими эмоциями и находить способ разрешения проблемы и инициирует, зачастую, принятие иррациональных решений о своей дальнейшей профессиональной деятельности.

В связи с существующей проблемой проявления психологических барьеров у преподавателей вуза, достаточно актуальной выступает проблема научно-практического изучения содержательных характеристик технологий, а так же развивающих возможностей процесса выявления, преодоления и профилактики таких барьеров в условиях внутривузовского повышения квалификация

Анализ словарных источников указывает, что термин «технология» есть синтез древнегреческих слов «techne - умение, мастерство и lоgоs - знание, учение, то есть как совокупность

приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Термин был заимствован из производственной сферы и сегодня полностью интегрирован в психологию, педагогику и другие научные направления [2].

С целью понимания сути и выявления специфики психологических технологий преодоления преподавателем различного рода барьеров в профессиональной деятельности, был проведен сравнительно-сопоставительный анализ точек зрения известных отечественных ученых акмеологов, психологов, педагогов на данный феномен.

Приоритет в изучении феномена «технология» принадлежит педагогической науке, в понятийном аппарате которой, непротиворечиво и обоснованно сосуществует значительное количество трактовок технологий, применительно к образованию, обучению, воспитанию, развитию личности (В.С. Безрукова, В.П. Беспалко, В.В. Гузеев, М.М. Левина, Б.Д. Лихачев, П.И. Пидкасистый, Г.К. Селевко, В.Д. Симоненко, В.А. Сластенин, М.А. Чошанов и др.) [1].

Наиболее емкое, практико-ориентированное определение «педагогической технологии» дано В.А. Сластениным. Под ним автор убедительно понимает упорядоченную совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса [1].

Важным представляется акмеологический подход к анализу феномена «технология», который позволяет выделить в современной практике и проанализировать сущность основных форм его проявления: производственная, как наука, как сторона общественных отношений, как способ (вид, момент) человеческой деятельности. Мы считаем, что предмет изучения данного феномена следует определять уровнем исследования (теоретический, методологический, прикладной), теоретико-методологическими подходами

(гносеологический, онтологический, структурно-функциональный, системный), принципами и методами познания различных наук (естественных, технических, психологических, социологических, педагогических и др.), направленностью (общественные процессы, структуры и отношения, человек, деятельность, образование и др.) [3].

Представители отечественной психологии (А.А. Деркач, Е.В. Селезнева и др.) в рамках акмеологии, рассматривают психологические технологии, как целенаправленные и упорядоченные своей ориентировочной основой совокупностей интер- и интрапсихологических действий, обеспечивающих эффективность

самоизменений. Мы разделяем точку зрения этих ученых на то, что акмеологические технологии имеют ценностно-целевой, то есть гуманитарный характер и направлены на духовное и физическое возвышение личностного статуса преподавателя, на оптимизацию личностных и деятельностных ресурсов [3].

Понимание особенностей психологических технологий преодоления барьеров опиралось на перспективные точки зрения ученых относительно акмеологических технологий. Они наделены параметрами формирования и закрепления в самосознании личности востребованной необходимости в самопознании, саморазвитии и самореализации, и позволяют специальными приемами и техниками успешно самоактуализировать личностное и профессиональное «Я». Приобретая, в ходе реализации акмеологических технологий, осознанную активную роль, в том числе, в преодолении барьеров, преподаватель научается самостоятельно влиять на внешние условия социокультурной среды, ставить и достигать жизненных и профессиональных целей, строить адекватную систему ожиданий и прогнозов относительно профессионального будущего, оценивать собственные достижения и тем самым активно влиять на собственную стратегию личностно-профессионального развития и

самоосуществления в жизнедеятельности. Акмеологические технологии самопознания, саморазвития и самореализации, посредством которых преподаватель развивается как субъект профессиональной деятельности, составляют технологическую основу его «Я-концепции»[2].

Кроме психологических технологий, основанных на принципах саморегуляции, используются личностно-ориентированные

технологии, направленные на развитие самосознания, ценностно-смысловой и мотивационно-целевой сферы личности. С точки зрения А.А. Деркача, личностно-ориентированные технологии - это целенаправленное субъект-субъектное взаимодействие преподавателя и слушателя, организованное как смыслопоисковая деятельность и направленное на активизацию самопреобразующей деятельности клиента [3].

К достоинствам личностно-ориентированных технологий (Э.Ф. Зеер), мы относим их возможности предупреждения и снижения психотравмирующих влияний психологических барьеров. Вслед за ученым, мы также считаем, что данные технологии способны повышать социально-психологическую и аутопсихологическую компетентность личности преподавателя; вовлекать преподавателей в социально и профессионально значимые инновации, повышать

квалификацию; стимулировать профессиональный рост, расширять профессиональную компетентность [4]. Они также наделены потенциалом развития сильных сторон личности, коррекции и профилактики затруднений в личности и деятельности преподавателя.

Проведенный теоретический анализ, опыт практической деятельности явились основанием для представления психологических технологий преодоления барьеров преподавателя. Под последним в исследовании мы понимаем совокупность способов и приемов инструментально/неинструментально обеспечивающих преодоления, возникающих когнитивных, эмоциональных, мотивационных, регулятивных сфер личности, препятствий в реализации само -процессов и профессиональной деятельности.

Список литературы: 1. Абдалина Л.В., Общее представление о психологических барьерах в профессиональной деятельности

преподавателя/Л.В.Абдалина,В.А.Зайцева // Вестник Воронежского государственного технического ун-та, Т. 10, №3.2. - 2014. С.8-11.

2. Виневская А.В. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения / А.В. Виневская // справочник для студентов -Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс»-2014.-253с.

3. Деркач А.А. Акмеология / А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин // Учебное пособие — СПб.: Питер, 2003. — 256 с.

4. Зеер Э.Ф. Психология профессиональных деструкций / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк // Учебное пособие для вузов - Екатеринбург, 2005. С. 90.

5. Подымов Н.А. Психологические барьеры в профессиональной деятельности учителя - Курск.: Изд-во КГПУ, 1996 - 131 с.

Ларина А. А.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ СОТРУДНИКОВ МЧС

Воронежский экономико-правовой институт, г. Старый Оскол

Ключевые слова: профессия, профессиональная деформация, сотрудники, факторы, уровни.

Key words: profession, professional deformation, staff, factor, levels.

Аннотация: В настоящей статье рассматриваются основные причины и факторы, влияющие на возникновение профессиональной деформации у сотрудников МЧС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.