УДК 159.9
ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРАХ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА
Л.В. Абдалина, В.А. Зайцева
В статье на основе анализа актуальной научной литературы формируется общее представление о сущности психологических барьеров, их роли в профессиональной деятельности преподавателя вуза. Дается определение психологического барьера и обозначены направления дальнейших научных исследований
Ключевые слова: психологическое здоровье личности, психологический барьер, особенности психологических барьеров преподавателя
В условиях модернизации профессионально - образовательного процесса в вузе современный преподаватель должен быть ориентирован на личностно - профессиональный рост, на повышение уровня профессиональной культуры, на становление субъектности, на профилактику и коррекцию профессиональных деструкций за счет умения преодолевать различного рода психологические барьеры на пути к наиболее полной самореализации в жизнедеятельности.
Формирование общих представлений о сути психологических барьеров и их роли в профессиональной деятельности преподавателя основывалось на понимании феномена психологического здоровья личности, как степени его самореализации в профессии, проявляющейся в ценностной, компетентностной, личностной, творческой и социальной сферах (Б. С. Братусь, В.Н. Мясищев, Л.В. Абдалина, С.А. Сысоева и
др.) [1].
Интерес представляет точка зрения Н.В. Кузьминой на феномен психологического здоровья. Психологическое здоровье и его многогранные составляющие ученый понимает как, самореализацию, как наиболее полное воплощение человеком собственного духовно-нравственного, интеллектуального, творческого, коммуникативного, энергетического и др. потенциалов. Такая самореализация возможна, если преподаватель готов к преодолению всевозможных затруднений в профессиональной деятельности, включая психологические барьеры
[7].
Мы считаем, что способность преподавателя воплощать личностный и профессиональный потенциал предполагает не только сформированные профессиональную
направленность, профессиональную
компетентность и компетенции, профессионально
Абдалина Лариса Васильевна - РГСУ, д-р психол. наук, профессор, тел. 8-903-650-43-90, e-mail: ablava11 @rambler.ru
Зайцева Вера Анатольевна - ВЭПИ, аспирант, тел. 8-903-650-43-90, e-mail: [email protected]
важные и личностно значимые качества, но и умение преодолевать ограничения,
накладываемые на проявления собственной индивидуальности, в том числе, в виде различного рода психологических барьеров.
Речь идет о готовности преподавателя осознавать и преодолевать психологические барьеры в различных сферах профессиональной деятельности, т. е. понимать и правильно оценивать ситуации, факты, закономерности, выбирать способы действий, стратегии решения проблем, внедрения инноваций.
Поскольку психологические барьеры - это внутреннее препятствие психологической природы (нежелание, боязнь, неуверенность и т.п.), которое мешает преподавателю успешно выполнять профессиональные функции, снижает качество деловых и личных взаимоотношений с коллегами, студентами и в целом препятствует установлению открытых и доверительных отношений, то необходимо обоснованно представить их типологию и психологический конструкт.
Анализ авторитетных справочных источников показывает, что психологический барьер можно рассматривать с нескольких аналитических позиций: как преграду, препятствие для чего-либо; как своеобразную реакцию человека на препятствие; как ограничения, накладываемые на собственную индивидуальность и философские убеждения.
Для более глубокого осмысления сущностных характеристик психологических барьеров преподавателя вуза, важно познакомиться с точкой зрения известных ученых на данный феномен.
По мнению Э.Э. Сыманюк, психологический барьер - это субъективно окрашенное переживание трудностей, обусловленное объективными ограничениями проявлений жизнедеятельности человека и препятствующее удовлетворению его
потребностей [6].
Особое внимание психологическим барьерам уделено в исследованиях Н.А. Подымова. В частности, ученый рассматривает
содержание понятия «психологический барьер» как отраженное в сознании человека внутреннее препятствие, выражающееся в нарушении смыслового соответствия сознания и объективных условий и способов деятельности. Специфическая особенность проявления психологических барьеров заключается в возникновении в процессе деятельности «критических точек», в которых определяется благоприятный или неблагоприятный для субъекта результат [4].
Е.П. Ермолаева предложила универсальную трактовку психологических барьеров,
основанную на общем понимании любого психологического барьера как специфической формы проявления «синдрома страха» перед неизвестным, имеющего две стороны - боязнь утраты привычного и страх перед новым, непривычным: первая группа барьеров - «страха принятия нового»; вторая группа - «страх утраты старого»; третья группа сочетает в разных пропорциях то и другое [2].
Принципиально новую и весьма конструктивную трактовку психологических барьеров дает Р.Х. Шакуров:
«Барьер - это психологический феномен (представленный в форме ощущений, переживаний, образов, понятий и др.), в котором отражены свойства объекта ограничивать проявления жизнедеятельности человека, препятствовать удовлетворению его
потребностей». По его мнению, именно барьеры являются необходимым и конструктивным фактором, т.к. стимулируют, обеспечивают развитие деятельности, а, следовательно, и личности [8].
Проведенный теоретический анализ явился основанием понимания и представления направлений дальнейшего изучения типов и особенностей психологических барьеров преподавателя вуза.
Мы считаем, что осознание наличия у него психологических барьеров способно
стимулировать профессиональную активность, актуализировать личностно-профессиональный потенциал, является необходимым фактором, профессиональных и личностных достижений.
Общие представления о психологических барьерах в профессиональной деятельности преподавателя вуза формировались, в том числе, на основе изучения: теории психологических барьеров (Л.И. Божович, Б.Д. Парыгин и др.); концепции, подчеркивающей развивающую роль, конструктивное влияние психологических барьеров на выполняемую деятельность (Р.Х. Шакуров, А.К. Маркова, H.A. Подымов, Л.С. Подымова и др.). Особое внимание уделялось различным видам психологических барьеров: смыслового (Л.И. Божович, М.С. Неймарк и др.),
эмоционального, тактического (Л.Б. Филонов и др.), барьерам в общении (В.А. Кан-Калик, Н.Н. Обозов, Б.Д. Парыгин и др.), барьерам в педагогической деятельности (А.К. Маркова, Н.А. Подымов и др.), инновационным барьерам (A.M. Хон, А.И. Пригожин, Л.С. Подымова и др.). Отметим, что в целом психологический барьер рассматривается учеными с разных научных позиций и точка зрения на данный феномен зависит от понимания его генезиса, сущности, механизмов, условий и факторов возникновения, а также способов анализа профессионально важных качеств, обеспечивающих успешность выполнения профессиональной деятельности.
Представление о содержании и специфике психологических барьеров преподавателя вуза формировалось с учетом разработанной А.В. Филипповым типологии психологических барьеров. Ученый обоснованно выделяет несколько типов психологических барьеров у представителей различных профессий: организационно-психологические, социально-психологические, когнитивно-психологические и психомоторные. Их возникновение, по мысли автора, обусловлено стереотипизацией организационных процессов, межличностных отношений, квалификацией, режимом труда [3].
Изучению и анализу подлежали описанные в рамках профессиографического подхода профессионально нежелательные качества преподавателя вуза. Е.С. Романова акцентирует внимание на профессиональных качествах, которые препятствуют эффективной
профессиональной деятельности преподавателя: неорганизованность; психическая и
эмоциональная неуравновешенность;
агрессивность; ригидность мышления
(неспособность изменять способы решения задач в соответствии с изменяющимися условиями среды); эгоистичность; отсутствие
организаторских способностей [5].
Одним из научных предположений нашего исследования является предположение о том, что данные качества следует рассматривать в контексте возможного результата непреодолимых преград. Кроме того выявленные нежелательные качества могут также выступать в определенном смысле, психологическими факторами, снижающими ограничения психологического здоровья; пространством потенциально возможного саморазрушения личности.
Основываясь на анализе литературы и собственных исследованиях, мы можем констатировать, что психологический барьер - это психологический феномен, в котором отражены свойства личности, препятствующие
удовлетворению познавательных и других потребностей преподавателя, проявляющиеся в неожиданных и необычных ситуациях, что
дезорганизует психические процессы,
выражающееся в неспособности оценить ситуацию, держать контроль над своими эмоциями и находить способ разрешения проблемы. При этом способность преподавателя преодолевать имеющиеся психологические барьеры позволит ему более успешно актуализировать и реализовывать собственный личностный и профессиональный потенциал в профессии.
Дальнейшие научные исследования будут направлены на научное обоснование и выявление типологии психологических барьеров
профессиональной деятельности преподавателя вуза в целях последующего определения направлений и путей их профилактики и коррекции.
Литература
1. Абдалина Л.В. Профессионализм педагога: психолого-акмеологическая модель развития системы повышения квалификации / Л.В. Абдалина // Учебное пособие. - Воронеж: ЦНТИ, 2010.-208 с.
2. Ермолаева Е.П. Психология реализации профессионала в условиях социально-экономических изменений. Автореферат / Е.П. Ермолаева. - М., 2009.
3. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития / Э.Ф. Зеер. - М., 2009.
4. Подымов Н.А. Психологические барьеры в профессиональной деятельности учителя / Н.А. Подымов // Учеб. пособие.- Курск.: Изд-во КГПУ, 1996.
5. Романова Е..С. «99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы»/ Е.С. Романова - 2-е изд. СПб.: Питер, 2003 - С. 384.
6. Сыманюк Э.Э. Психологические барьеры профессионального развития и стратегии их преодоления/ Э.Э. Сыманюк - Екатеринбург, 2005.
7. Сысоева С.А. Психолого-акмеологическая модель развития психологического здоровья педагога общеобразовательной школы: монография / С.А. Сысоева, Л.В. Абдалина - Воронеж: Изд-во ЦНТИ, 2010.
8. Шакуров Р.Х. Барьер как категория и его роль в деятельности / Р. Х. Шакуров // Вопросы психологии 2001, - №1. - С. 3-18.
9. Фетисов, А.С. Здоровьесберегающая среда школы в контексте педагогической психологии [Текст] / А. С. Фетисов // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2013. - Т. 9. - № 3.2. -С. 201-205.
Российский государственный социальный университет (г. Воронеж) Воронежский экономико-правовой институт
OVERVIEW OF PSYCHOLOGICAL BARRIER IN PROFESSIONAL WORK OF HIGH
SCHOOL TEACHERS
L.V. Abdalina, V.A. Zaitseva
On the basis of analysis of relevant scientific literature formed an idea about the nature of psychological barriers, their role in the professional activities of university teachers. Provides a definition of a psychological barrier and the directions for further research
Key words: mental health of the individual, the psychological barrier, especially psychological barriers teacher