ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА И ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТА
Л. В. РЕДЬКИНА, Л. В. АБДАЛИНА
В статье авторы на основе анализа актуальной психологической литературы формулируют определение феномена «психологический барьер» в изучении иностранного языка студентами и описывают источники его возникновения в учебно-профессиональном процессе.
Ключевые слова: психологический барьер, психологическое здоровье, источники психологических барьеров.
Для любой учебно-профессиональной деятельности характерно возникновение различного рода психологических барьеров, влияющих не только на усвоение учебного материала, но и на эмоции, волю, самооценку и, в целом, на психологическое здоровье студента. Если психологическое здоровье студента - это самореализован-ность в интеллектуальной, коммуникативной, духовной, творческой сферах, то необходимо четко представлять те препятствия и барьеры, которые мешают данному процессу. В ходе анализа современных исследований в области изучения психологических барьеров выявлено, что большинство авторов связывают их возникновение с несовершенством технологий преподавания, которые недостаточно учитывают психологические законы обучения.
Проблема барьеров как препятствия в различных областях человеческой деятельности рассматривалась с позиции различных психологических подходов: личностного, психоаналитическо -го, функционально-целевого, ситуативного, перцептивного, коммуникативного. Представители функционально-целевого подхода представляют барьер как некий социально-психологический феномен, непосредственно зависящий от различных аспектов деятельности (Б. Д. Парыгин, Л. Л. Рояк, Р. Х. Шакуров) [7; 12]. С точки зрения ситуативного подхода предполагается, что причиной образования и проявления барьеров является ситуация (В. Ф. Галыгин, Е. В. Цуканова) [11]. Согласно перцептивному подходу источник возникновения барьеров заключается в неадекватном восприятии человеком себя, другого человека или ситуации (А. А. Бодалев, Г. А. Ковалев) [1]. В рамках ком-
муникативного подхода причиной образования барьеров рассматривается выпадение из структуры коммуникативного процесса какого-либо структурного элемента (А. А. Брудный, Е. Г. За-любовская, В. А. Лабунская, Ю. А. Менджериц-кая, В. Н. Куницына, А. А. Реан) [3; 4; 6; 10].
В настоящее время в психологии понятие «барьер» рассматривается как универсальная категория, выявлены тенденции функционирования в рамках деятельности (Р. Х. Шакуров), определена феноменология социально-психологического барьера, его природа, место и роль в человеческой жизнедеятельности (Р. М. Грановская, Л. П. Гри-мак, Ю. С. Крижанская, А. К. Маркова, Б. Д. Па-рыгин и др.), описаны коммуникативные барьеры (Е. Д. Бреус, И. А. Зимняя, В. Н. Куницына, В. А. Ла-бунская, Ю. А. Менджерицкая, А. А. Реан и др.).
Под барьерами понимается определенное «субъективное образование, переживание субъектом некоторой сложности, необычности, нестандартности, противоречивости ситуации» [5]. Барьеры носят в определенном смысле субъективный характер, т. е. то, что для одного человека выступает в качестве препятствия и затруднения, для другого таковым не является. А. К. Маркова рассматривает барьер как определенное субъективное переживание человека, отражающее состояние сбоя заранее спрогнозированной деятельности или общения. Осознание причин возникающего барьера сводится к отвержению партнера общения либо его конкретных действий, непониманию текста сообщения, изменения смысла или конкретных условий ситуации, собственного состояния и самоощущения. В осознанном барьере как бы объективируется проблемная ситуация.
С точки зрения С. Л. Рубинштейна, проблемная ситуация запускает мыслительный процесс, таким образом, психологические барьеры могут выступать активаторами поисковой активности субъекта учебной деятельности, направленной на преодоление препятствия на пути к успеху. О. В. Овчинникова, Л. В. Путляева, Р. Т. Сверчкова, под «психологическим барьером» понимают состояние, характерное для напряженной интеллектуальной работы. В. Г. Казанская в исследовании «психологических барьеров» прошлого опыта при выполнении логических заданий определяет термином «психологический барьер» все случаи неадекватности прошлого опыта новым условиям.
Изучение феномена «психологического барьера» - одно из ведущих направлений социальнопсихологических исследований. Так, А. И. Пригожий дает следующее определение «психологического барьера». «Психологический барьер -привычка, нежелание менять устоявшийся стандарт поведения, боязнь неопределенности» [9]. Некоторые авторы понимают под «психологическим барьером» субъективные переживания трудностей в деятельности. Другие связывают «психологический барьер» с препятствиями, мешающими нормальному протеканию процесса адаптации субъекта. Но существует и более широкий взгляд на это понятие. В работе Л. М. Под-лесной «психологический барьер» рассматривается как «неосознаваемая актуальная установка, детерминирующая индифферентное или отрицательное установочное отношение к общественно значимому новшеству» [8].
Наиболее полно в теоретическом плане понятие «психологического барьера» дано Р. Х. Шакуровым, который обобщил имеющиеся исследования в зарубежной и отечественной психологии и предложил новую теорию психологических барьеров, в рамках которой он и дает следующее определение: «Психологический барьер - это внешние и внутренние препятствия, сопротивляющиеся проявлениям жизнедеятельности субъекта, его активности» [12].
В психологических исследованиях И. А. Зимней, В. Н. Мясищева, Б. Д. Парыгина и Р. Х. Шакурова раскрываются барьеры социально-психологические, которые, безусловно, проявляются и влияют на овладение иностранным языком, что чаще всего снижает качество обучения и ограничивает удовлетворение студента учебным процессом. Учитывая вышесказанное, мы считаем, что барьер в обучении - это сложное субъективное психологическое явление, проявляющееся негативными эмоциями, ограничивающее познава-
тельные и развивающие возможности студента, препятствующее достижению эффективности учебного процесса и самореализации студента в нем. Такое понимание психологического барьера в изучении иностранного языка оказывает влияние и на психологическое здоровье студента, блокируя самовыражение и самоосуществление его интеллектуального, творческого, энергетического и других потенциалов. Имеющиеся исследования в области решаемой проблемы указывают, что психологический барьер в обучении чаще всего возникает в силу несоответствия требований программы подготовки учителей иностранного языка в средне-профессиональных учебных заведениях, уровню развития психических сфер студента, его неспособности решать свои учебные задачи. В них также отмечается то, что необходимость преодоления психологического барьера активизирует жизненно-важные сферы психики человека, а использование барьера в качестве педагогического средства мобилизации скрытых резервов личности является важным условием развития целостной индивидуальности студента, сохраняя его психологическое здоровье.
В рамках настоящего исследования важно представить возможные сферы возникновения психологических барьеров в процессе обучения. Барьеры, функционирующие в процессе обучения, в том числе иностранному языку, можно классифицировать по источнику возникновения на психофизиологические, информационные, оценочные, эмоциональные и смысловые (А. В. Бодров, Л. С. Славина) [2]. К психофизиологическим барьерам относятся, прежде всего, барьер темперамента, возникающий, когда темперамент преподавателя и обучаемого противоположны и это различие не рефлексируется. Это создает различие в скорости реакций, разном характере ответа на организационные, оценочные, дисциплинарные и корректирующие воздействия. В основе информационных барьеров лежит неправильное структурирование учебной информации, темп ее предъявления, игнорирование законов психологии восприятия и индивидуальных особенностей когнитивной, мотивационной, эмоциональной сферы учащегося и его поведенческих ресурсов. Здесь можно выделить барьер замысла, барьер речевой компетентности, понятийный барьер, барьер принятия, а также в данной группе барьеров выделяется барьер реализации, связанный с рассогласованием уже освоенной информации и возможностями ее реализации на уровне внешней активности. Оценочные барьеры обусловлены ошибкой в применении оценочных
воздействий, среди которых можно выделить следующие ошибки: нарушение равновесия между позитивными и негативными оценками с преобладанием последних; оценивание человека как представителя определенной социальной группы, а не его успешности в обучении; нарушение социально-ролевых отношений «преподаватель -ученик»; превалирование неконструктивной отрицательной оценки, когда освоение предмета затрудняется вследствие занятия педагогом позиции стороннего наблюдателя; оценка способностей, личностных качеств, возможных негативных перспектив развития и деятельности вместо оценки хода выполнения учебной задачи. Л. С. Славина выделила смысловой барьер, играющий большую роль в успешности обучения студентов, под которым она подразумевала такое явление, когда обучающийся не принимает и не выполняет требование преподавателя, хотя понимает и может его выполнить [2]. Ею было выделено три вида смысловых барьеров: игнорирование требований преподавателя; неприятие формы выражения требований преподавателя и неприятие личности преподавателя. Причины возникновения смыслового барьера также различны: неумение выявить подлинные мотивы обучающегося и, вследствие этого, неадекватная реакция преподавателя на его действия; длительное чрезмерное применение однообразных приемов и средств обучения; негативная эмоциональная реакция обучающегося на неправильное, с его точки зрения, отношение к нему. Таким образом, смысловые барьеры связаны с отвержением неправильной интерпретацией другого как носителя определенных смыслов, ценностей, мотивов деятельности, отношения к ситуации взаимодействия, себе и другому как партнеру совместной деятельности.
Рассмотренная структурно-содержательная характеристика психологических барьеров, влияющих на изучение иностранного языка, сферы их проявления явились основанием дальнейшего научно-практического поиска их типологии, формулирования психолого-акмеологических факторов и условий, содействующих их преодолению.
Литература
1. Бодалев А. А., Ковалев Г. А. Психологические трудности общения и их преодоление // Педагогика. 1992. № 5-6. С. 65-70.
2. Бодров В. А. Информационный стресс: учеб. пособие для вузов. М., 2000.
3. Брудный А. А. Семантика языка и психология человека. Фрунзе; Илим, 1972.
4. Залюбовская Е. В. Преодоление коммуникативных барьеров в условиях совместной деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1984.
5. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учеб. пособие. Ростов н/Д, 1997. С. 400-473.
6. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Поголы-па В. И. Межличностное общение: учебник для вузов. СПб., 2001.
7. Парыгин Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб., 1999.
8. Подлесная Л. М. Социально-психологические аспекты преодоления барьера к новому: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Тбилиси, 1978. С. 9.
9. Пригожий А. И. Нововведение: стимулы и препятствия. М., 1989.С. 228.
10. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.
11. Цуканова Е. В. Психологические трудности межличностного общения. М., 1985.
12. Шакуров Р.Х. Барьер как категория и его роль в деятельности // Вопросы психологии. 2001. № 1. С. 3-18.
* * *
GENERAL CHARACTERISTIC OF PSYCHOLOGICAL BARRIERS IN LEARNING FOREIGN LANGUAGES AND STUDENT’S HEALTH
L. V. Redkina, L. V. Abdalina
In this article, the authors, on the basis of analysis of the latest psychological literature, formulate the definition of phenomenon “psychological-barrier” taking place in learning a foreign language by students, and describe the origins of this phenomenon in the educational and vocational processes.
Key words: psychological barrier, psychological health, origins of psychological barriers.