УДК 159.9
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ: СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
© Людмила Викторовна Редькина
Воронежский экономико-правовой институт, г. Воронеж, Россия, аспирант кафедры психологии; ООО «Дельта-пак», переводчик, e-mail: [email protected]
В статье автор, на основе анализа актуальной психологической литературы, дает определение понятия «психологический барьер», приводит типологию психологических барьеров, описывает функции психологических барьеров.
Ключевые слова: психологический барьер; типология психологических барьеров; функции психологических барьеров.
Любая деятельность неизбежно связана с преодолением психологических барьеров, возникающих на пути достижения целей. Прежде чем перейти к структуре и содержанию психологических барьеров, приведем общее понятие «барьера» в психологической науке и рассмотрим имеющиеся в психологической литературе точки зрения ученых на психологические барьеры.
Барьер в психологической науке - это теоретическое понятие, основанное на высоком уровне абстракции и обобщения. По отношению к человеку в роли барьеров выступают самые различные факторы: и закрытая дверь, нехватка нужной информации, недостаток самообладания или сообразительности, дефицит предметов потребления, усталость, пространство и время, отдаляющие наступление желанного события, и т. д. Барьер -это психологический феномен (представленный в форме ощущений, переживаний, образов, понятий и др.), в котором отражены свойства объекта ограничивать проявления жизнедеятельности человека, препятствовать удовлетворению его потребностей. Барьер -это субъективно-объективная категория. То, что является непреодолимой преградой для слабого, не является таковой для сильного.
Традиционно барьеры делятся на внешние и внутренние. К внешним барьерам относятся трудности социального характера, вызванные просчетами воспитания, условиями общения, неудачного опыта эмоциональных и социальных контактов. К внутренним - личностные свойства обучающихся, такие как агрессивность, тревожность, ригидность, напряженность, застенчивость [1].
С точки зрения общепсихологического подхода выделяются эмоциональные, смысловые, когнитивные и тактические барьеры.
Н.В. Видинеев считает, что среди физических (пространство и время), социальных, гносеологических (отсутствие опыта, неразвитость абстрактного мышления), идеологических и психологических (установки, пассивность внимания) видов барьеров наиболее распространенными препятствиями в достижении взаимопонимания являются социальные и гносеологические барьеры [2]. Л.А. По-варницына выделяет мотивационные и операциональные барьеры, проявляющиеся в эмоциональной, когнитивной и поведенческой сферах [3]. В более широком контексте рассматривает данную проблему И.А. Зимняя и соответственно этому выделяет этно-социокультурные, статусно-позиционно-ролевые, индивидуально-психологические,
возрастные, деятельностные и межличностные области затруднений [4].
Барьеры педагогической деятельности подразделяются на: 1) барьеры содержания и форм учебного процесса; 2) барьеры, связанные с особенностями преподавателя как субъекта деятельности обучения, его умением корректировать свои действия, недостатками самоконтроля, недостаточной рефлексией и 3) барьеры общения [4].
Согласно А.К. Марковой, барьеры самой педагогической деятельности включают:
1) барьеры планирования, постановки и решения педагогических задач, отсутствия учета прошлых ошибок, сужения содержания, что становится причиной формализации занятия;
2) барьеры педагогического воздействия на субъекта учебной деятельности, который,
не включаясь личностно в общение, испытывает чувство дискомфорта;
3) барьеры сочетания продуктивных и репродуктивных форм работы, активных методов обучения [5].
Исследование барьеров общения, деятельности и обучения привело к попытке создания различных классификаций барьеров.
Б.Д. Парыгин, выделяя внешние и внутренние барьеры, отмечал, что они могут быть состоянием и свойством личности. Как состояние социально-психологический барьер не стабилен и проявляется в зависимости от конкретной жизненной ситуации, а не от особенностей индивида. Как свойство личности социально-психологический барьер, напротив, характеризуется стабильностью проявлений и зависит от особенностей характера человека [6].
Согласно классификации барьеров, в основу которой взяты основные положения теории В.Н. Мясищева, выделяют:
- барьеры отражения (при неадекватном восприятии себя, коммуникатора или ситуации);
- барьеры отношения (при неадекватном отношении к себе, коммуникатору или ситуации);
- барьеры обращения (взаимодействия)
[7].
Р.Х. Шакуров делит барьеры на ценностные (первичные) и операционные (вторичные). Причем первичные барьеры связаны с потребностями, а вторичные с устремлениями и действиями человека [8].
В.А. Лабунская подразделила трудности, возникающие в общении, на объективные и субъективные; первичные и вторичные; осознаваемые, реально существующие, неосознаваемые и осознаваемые, но реально несуществующие; ситуативные и устойчивые; межкультурные и культурно-специфические; общевозрастные и гендерные, половые ; индивидуально-психологические, личностные, социально-психологические; когнитивно-эмоциональные, мотивационные и инструментальные; компоненты структуры общения; вербальные и невербальные [9].
Барьеры, функционирующие в процессе обучения, можно классифицировать по источнику возникновения на психофизиологические, информационные, оценочные, эмоциональные и смысловые.
Анализируя психологические барьеры, возникающие в процессе изучения иностранного языка, целесообразно классифицировать их следующим образом: макросоциальные, микросоциальные, субъективные и барьеры, вызванные технологией обучения иностранному языку.
Макросоциальные барьеры обусловлены разногласием между постоянным стимулированием потребности в изучении иностранного языка и отсутствием полноценной поддержки ее обеспечения.
Что касается микросоциальных барьеров, это барьеры, вызванные влиянием микросреды: референтной группы, профессионального сообщества, семьи. Здесь в качестве помехообразующих факторов могут выступать нестабильность индивидуальной микросреды - смена работы, местожительства, состава семьи, переезд, что создает неблагоприятный эмоциональный фон обучения или может сделать само обучение нереальным. Определенные условия жизнедеятельности (например, невозможность уединиться для занятий или отсутствие собеседников, поддерживающих стремление общаться на иностранном языке) могут вызывать барьеры в обучении, отсутствие поддержки семьи. Микросоциальные барьеры порождаются также спецификой социальных установок, принятых в группе, недооценкой значимости иностранного языка как средства достижения профессионального и личного успеха [10]. Микросоциальные барьеры могут блокировать развитие мотивации к изучению языка, снижать уровень психологической включенности, приводить к смещению акцента с перспективных на ситуативные цели, отказу от достижения возможных результатов в пользу ситуативного межличностного благополучия.
К субъективным барьерам можно отнести:
- характеристики сенсорных и перцептивных процессов, внимания, памяти, мышления и воображения, блокирующие эффективное восприятие и освоение иностранного языка;
- особенности мотивации (ценности, интересы, идеалы, установки, завышенный или заниженный уровень притязаний и т. д.);
- личностные особенности (тип личности, эмоциональные особенности, смысловые особенности, адаптивные способности);
- уровень психологической готовности к освоению иностранного языка [11].
К числу субъективных барьеров могут быть отнесены барьеры, возникающие как следствие прошлого опыта, стереотипы, автоматизмы, предрассудки и пр.
В последнюю группу отнесены барьеры, обусловленные психологическими характеристиками процесса обучения иностранному языку. Основываясь на приоритетных положениях гуманистической психологии, которые позволяют в центре образовательной активности поставить самого субъекта учебной деятельности, правомерно главный акцент в преодолении и компенсации психологических барьеров в изучении иностранного языка сделать на работе взрослого с барьерами субъективного порядка.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить следующие функции психологического барьера:
- созидательная - направленная на преодоление преград, способствующая творческой активности;
- развивающая - способствующая развитию и формированию личности и индивидуальности человека;
- стимулирующая - активизирующая деятельность;
- воспитывающая - формирующая систему ценностных ориентаций, развивающая духовно-нравственные, интеллектуальные и физические качества личности, способность к самоорганизации;
- защитная - направленная на стабилизацию личности, ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта;
- обучающая - формирующая умения преодолевать препятствия;
- эмоциональная - формирующая умения осознавать свои психические состояния и причины их вызывающие;
- мобилизационная - подготавливающая внутренние ресурсы организма для их актуализации, определения меры и направления их активности;
- стабилизирующая - способствующая стабилизации эмоциональных и физических состояний человека;
- функция торможения - замедляющая мыслительные, волевые процессы, сдерживающая активность;
- регуляторная - регулирующая развитие отношений в ситуациях различного характера;
- адаптивная - устанавливающая соответствие между потребностями индивида и его возможностями с учетом конкретных условий;
- деструктивная - проявляющаяся в неудовлетворенности самим собой, заниженной самооценке;
- консервативная - связанная с торможением духовного потенциала личности, ведущая к развитию замкнутости, лишающая человека его энергии и решительности [12, 13].
Знание функций психологического барьера дает возможность преподавателю использовать его в воспитательных и развивающих целях.
А.К. Маркова, рассматривая функции барьеров, выделяет следующие:
- конструктивные (позитивные): а) индикаторные (показывают обратную связь качества воздействия); б) стимулирующие, мобилизующие;
- негативные: а) сдерживающие (затрудняют продвижение, снижают самоэффективность); б) деструктивные (разрушающие), включающие мотивы избегания и отказа [5].
Таким образом, обобщая теоретический материал в области изучения психологических барьеров, можно говорить о наличии барьеров разного уровня и различной природы. Знание типологии психологических барьеров и его функций позволит выявить области возможных затруднений обучающихся в процессе учебной деятельности; предупредить возникновение психологических барьеров в различных педагогических ситуациях; более эффективно организовать взаимодействие; использовать психологический барьер в качестве педагогического средства развития целостной индивидуальности студента.
1. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М., 1991.
2. Виденеев Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. М., 1989.
3. Поварницына Л.А. Психологический анализ трудностей общения у студентов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1987.
4. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов н/Д, 1997. С. 400-473.
5. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.
6. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб., 1999.
7. Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР. М., 1960. Т. 2. С. 110-125.
8. Шакуров Р.Х. Барьер как категория и его роль в деятельности // Вопросы психологии. 2001. № 1. С. 3-18.
9. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция / В. А. Ла-
бунская, Ю.А. Менждерицкая, Е.Д. Бреус. М., 2001.
10. Реан АА., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.
11. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 1. С. 3-18.
12. Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Собрание сочинений: в 6 т. / отв. ред. А.В. Запорожец. М., 1983. Т. 3. С. 528.
13. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. 1996. № 5.
С. 38-50.
Поступила в редакцию 30.09.2010 г.
UDC 159.9
PSYCHOLOGICAL BARRIERS: STRUCTURE AND CONTENT
Lyudmila Viktorovna Redkina, Voronezh Economics and Law Institute, Voronezh, Russia, Post-graduate Student, JSC “Delta-pak”, Translator, e-mail: [email protected]
In the article, on the basis of psychological literature study, the author gives the definition of “psychological barrier” and describes the typology and functions of psychological barriers.
Key words: psychological barrier; typology of psychological barriers; functions of psychological barriers.