Научная статья на тему 'Исследование психологических барьеров профессионального развития педагогов образовательных организаций'

Исследование психологических барьеров профессионального развития педагогов образовательных организаций Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1149
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF THE TEACHER / PSYCHOLOGICAL BARRIERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Симонова Евгения Геннадьевна

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме психологических барьеров профессионального развития педагогов. Проанализированы основные подходы к исследованию психологических барьеров развития личности в работах отечественных и зарубежных ученых. Представлены результаты исследования психологических барьеров профессионального развития педагогов, проведенного в образовательных организациях различного типа и вида г. Нижний Тагил (Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт, филиал ФГАОУ ВПО РГППУ, ГБОУ СПО СО Нижнетагильский горно-металлургический колледж, ГКОУ СО «Антоновский детский дом», Конец форм Начало форКонец формыдошкольные образовательные организации). На основании анализа литературы и результатов эмпирического исследования были выделены и охарактеризованы три вида барьеров профессионального развития педагогов в зависимости от стадии профессионального становления в соответствии с возрастом и стажем педагогической деятельности. Эмоционально-личностные барьеры провоцируются субъективными внутренними причинами, обусловлены низкой мотивацией достижений, неуверенностью в себе, разочарованием, равнодушием и др. Субъективными внешними причинами инициируются профессиональные барьеры (отсутствие условий для профессионального роста, профессиональные затруднения, равнодушие руководства и др.) и социальные барьеры (низкий уровень оплаты труда, невнимание общественности к образованию и др.). По результатам исследования были выявлены основные факторы, активизирующие возникновение барьеров профессионального развития педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF PSYCHOLOGICAL BARRIERS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article is devoted to the urgent problem of psychological barriers of professional development of teachers. The article presents a review of the basic approaches to the study of psychological barriers and to the development of personality in the works of domestic and foreign scholars. This article provides the results of a study of psychological barriers of professional development of teachers, held in educational institutions of various types and kinds in Nizhny Tagil. On the basis of analysis of literature and results of empirical research, the author singles out and characterizes three types of barriers to professional development of teachers (emotional-personal, professional and social) depending on the stage of professional career in accordance with age and pedagogical experience. Emotional-personal barriers are the result of subjective internal factors. Subjective external causes initiate professional barriers (absence of conditions for professional development, professional difficulties, neglect by authorities, etc.) and social (low salary, absence of interest to education in society, etc.) barriers. The study revealed the main factors, which provoke the emergence of barriers of professional development of teachers.

Текст научной работы на тему «Исследование психологических барьеров профессионального развития педагогов образовательных организаций»

УДК 37.015 ББК Ю969

ГСНТИ 15.21.51

Код ВАК 19.00.01; 19.00.05

Симонова Евгения Геннадьевна,

аспирант, Уральский государственный педагогический университет; 622030, Нижний Тагил, пер. Безымянный, д. 9,

к. 10; e-mail: danilka2709@mail.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профессиональное развитие педагога; психологические барьеры; эмоционально-личностные, профессиональные, социальные причины и факторы.

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме психологических барьеров профессионального развития педагогов. Проанализированы основные подходы к исследованию психологических барьеров развития личности в работах отечественных и зарубежных ученых. Представлены результаты исследования психологических барьеров профессионального развития педагогов, проведенного в образовательных организациях различного типа и вида г. Нижний Тагил (Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт, филиал ФГАОУ ВПО РГППУ, ГБОУ СПО СО Нижнетагильский горно-металлургический колледж, ГКОУ СО «Антоновский детский дом», дошкольные образовательные организации). На основании анализа литературы и результатов эмпирического исследования были выделены и охарактеризованы три вида барьеров профессионального развития педагогов в зависимости от стадии профессионального становления в соответствии с возрастом и стажем педагогической деятельности. Эмоционально-личностные барьеры провоцируются субъективными внутренними причинами, обусловлены низкой мотивацией достижений, неуверенностью в себе, разочарованием, равнодушием и др. Субъективными внешними причинами инициируются профессиональные барьеры (отсутствие условий для профессионального роста, профессиональные затруднения, равнодушие руководства и др.) и социальные барьеры (низкий уровень оплаты труда, невнимание общественности к образованию и др.). По результатам исследования были выявлены основные факторы, активизирующие возникновение барьеров профессионального развития педагогов.

Simonova Evgenia Genadievna,

Post-graduate Student, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

THE STUDY OF PSYCHOLOGICAL BARRIERS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

KEY WORDS: professional development of the teacher; psychological barriers; emotional-personal, professional and social causes and factors.

ABSTRACT. The article is devoted to the urgent problem of psychological barriers of professional development of teachers. The article presents a review of the basic approaches to the study of psychological barriers and to the development of personality in the works of domestic and foreign scholars. This article provides the results of a study of psychological barriers of professional development of teachers, held in educational institutions of various types and kinds in Nizhny Tagil. On the basis of analysis of literature and results of empirical research, the author singles out and characterizes three types of barriers to professional development of teachers (emotional-personal, professional and social) depending on the stage of professional career in accordance with age and pedagogical experience. Emotional-personal barriers are the result of subjective internal factors. Subjective external causes initiate professional barriers (absence of conditions for professional development, professional difficulties, neglect by authorities, etc.) and social (low salary, absence of interest to education in society, etc.) barriers. The study revealed the main factors, which provoke the emergence of barriers of professional development of teachers.

С

юциальныи запрос на высокии уро-/вень профессионализма в сфере педагогического труда обусловлен социально-экономическими преобразованиями в обществе, процессами модернизации, происходящими в системе российского образования. Эффективное осуществление деятельности в новых условиях требует от педагога активного взаимодействия с окружающим миром, непрерывного самосовершенствования, систематического обновления знаний для преодоления преград, стоящих на

пути к достижению цели. От современного учителя ожидают мобильности, адаптируемости к изменяющимся условиям, креативности, способности к саморазвитию, самоактуализации.

Вместе с тем, переоценка системы ценностей, общественных отношений, смена образовательной парадигмы, изменение требований к образовательному процессу и личности педагога способствуют возникновению психологического дискомфорта, психической напряженности, обострению про-

© Симонова Е. Г., 2015

блем противостояния непредвиденным ситуациям, затрудняющим выполнение профессиональных задач.

Причины возникновения затруднений в области педагогического труда рассмотрены в исследованиях К. А. Абульхановой-Славской, В. И. Антонюка, Э. Ф. Зеера, В. А. Кан-Калика, А. К. Марковой, Л. М. Митиной, Н. А. Поды-мова, Е. И. Рогова, В. А. Сластенина, Э. Э. Сы-манюк и др. Ученые обращают внимание на то, что педагогическая деятельность связана с эмоционально напряженными ситуациями, длительное включение в которые способствует возникновению негативных эмоциональных состояний учителя. Профессиональное становление педагога сопровождается не только совершенствованием деятельности и качеств личности, но и разрушениями, инициированными психологическими барьерами, вызывающими личностные отрицательные изменения и потери в процессе выполнения педагогической деятельности [1; 4; 5; 6].

Феномену психологических барьеров, их сущности и влиянию на поведение человека посвящены работы зарубежных (Дж. Келли, К. Левин, А. Маслоу, К. Роджерс, З. Фрейд, П. Хилл, А. Холл, К. Хорни, К. Юнг и др.) и отечественных (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Б. Д. Пары-гин, Н. А. Подымов, С. Л. Рубинштейн, Р. Х. Шакуров и др.) исследователей, рассмотревших психологические барьеры в различных контекстах: деятельности, общения, характеристики качеств личности и др. Выявлены системные характеристики психологических барьеров: внутренние ярко выраженные индивидуальные доминанты на ситуативном уровне (конфликт бессознательного и сознания, отсутствие гибкости, сила привычки, тревожность, напряжение и др.) и внешние доминанты, связанные с социальным окружением человека (социальная пропаганда, давление группы и влияние авторитетов, навязывающих личности общепринятые стандарты, ограничивающие в проявлении самостоятельности, независимости суждений) [7;

8; 14; 15].

Отношение к барьерам как к преградам, возникающим на пути развития человека, у ученых неоднозначно. С одной стороны, психологический барьер исследователи рассматривают как угрозу для личности, препятствующую достижению успеха, связанную с комплексом неполноценности, как защитный механизм, возникающий в процессе преодоления конфликта сознания и бессознательного, как мнимое препятствие, являющееся следствием внутриличностных конфликтов, как психическое состояние, ведущее к обострению негативных переживаний и установок, обуславливаемое неадекватной пассивностью субъекта (А. Адлер, Ф. В. Бассин, Л. А. Кар-

пенко, Б. Д. Парыгин, А. Л. Свеницкий, З. Фрейд, К. Юнг и др.) [7; 10; 11; 12].

С другой стороны, многие ученые отводят психологическим барьерам роль акти-визатора интеллектуальной деятельности, стимулирующего к поиску способов выхода из трудной жизненной ситуации и отмечают регулирующее и стабилизирующее значение барьеров в процессе жизнедеятельности. Природа, интенсивность, качественные характеристики психологических барьеров зависят от рассогласования таких параметров деятельности, как цель, мотив, результат (И. А. Зимняя, А. К. Маркова, Н. А. По-дымов, Р. Х. Шакуров и др.) [2; 6; 8].

Объективно, психологический барьер (франц. earriére - преграда, препятствие) -это специфическое состояние, спровоцированное внутриличностными конфликтами, субъективное психическое препятствие на пути к достижению цели, возникающее в результате образования диссонанса между сознанием и сложившимися условиями и способами деятельности, активизирующее усиление отрицательных установок, индивидуально переживаемых личностью, трансформацию мотивационной сферы, изменение ценностных ориентаций личности. Психологические барьеры проявляются как эмоциональные, интеллектуальные, пер-цептуальные преграды в различных формах: нервное напряжение, состояние индифферентности, страх, тревожность, замкнутость, пассивность и др. - и могут привести к возникновению состояния фрустрации. В зависимости от способов реагирования индивида на затруднение психологические барьеры имеют как отрицательную динамику воздействия на личность, проявляющуюся в подавлении социальной активности, так и положительную, оказывающую мобилизующее, стимулирующее воздействие, направленное на поиск средств и способов преодоления барьера [3; 9; 12; 13].

На основании работ В. И. Антонюка, И. А. Зимней, А. К. Марковой, И. Е. Писка-ревой, Н. А. Подымова и др. нами была разработана анкета, направленная на изучение психологических барьеров профессионального развития педагогов, выявление факторов, их провоцирующих, определение степени готовности респондентов к решению возникающих профессиональных проблем.

Исследование проводилось среди педагогов образовательных организаций различного типа и вида г. Нижний Тагил. Всего в исследовании принял участие 101 педагог. В образовательных организациях подавляющее большинство педагогов средних лет. Наибольшее количество респондентов имеют стаж свыше 25 лет и возраст от 46 лет (37,6%), педагоги со стажем от 16 до 25

лет и в возрасте 36-45 лет составляют 30,7%, преподаватели со стажем от 6 до 15 лет и в возрасте 26-35 лет - 19,8%, молодые специалисты (стаж до 5 лет, возраст 23-25 лет) - 11, 9%.

Респонденты были разделены на IV группы в зависимости от стадии профессионального становления в соответствии с возрастом и стажем:

I группа (стадия профессиональной адаптации) - 23-25 лет, стаж до 5 лет;

II группа (стадия первичной профессионализации) - 26-35 лет, стаж от 6 до 15 лет;

III группа (стадия вторичной профессионализации) - 36-45 лет, стаж от 16 до 25 лет;

IV группа (стадия профессионального мастерства) - от 45 лет, стаж от 25 лет.

Анализ ответов респондентов позволил выявить степень удовлетворенности профессиональной деятельностью педагогов:

I группа - 25% удовлетворены полностью, 45% удовлетворены частично, 30% -не удовлетворены;

II группа - 48% удовлетворены полностью, 39% удовлетворены частично, 13% -не удовлетворены;

III группа - 43% удовлетворены полностью, 45% удовлетворены частично, 12% -не удовлетворены;

IV группа - 32% удовлетворены полностью, 37% - удовлетворены частично, 31% -не удовлетворены.

Сравнительный анализ показал, что 37% респондентов полностью удовлетворены профессиональной деятельностью, 41,5% удовлетворены частично, 21,5% - не удовлетворены. Степень удовлетворенности профессией зависит от стажа и возраста, наиболее полную удовлетворенность профессией испытывают педагоги на стадиях первичной и вторичной профессионализации от 26 до 45 лет. Неудовлетворенность профессией у педагогов на стадии профессиональной адаптации связана с регулярной длительной подготовкой к занятиям (лекциям), отсутствием опыта в установлении контакта с воспитанниками (студентами), родителями, коллегами, в результате чего возникает состояние тревоги, раздражения, неуверенности в себе. Неудовлетворенность профессией у педагогов на стадии профессионального мастерства связана с возрастными особенностями, профессиональным старением, необходимостью перемен, отказа от сложившихся стереотипов деятельности.

Среди факторов, препятствующих профессиональному развитию, были выделены следующие:

- морально-психологический климат в коллективе (I группа - 22%, II и III группа по 15%; IV группа - 13%);

- отсутствие условий для профессионального роста (I группа - 18%, II группа -14%, III группа - 13%, IV группа - 12%);

- безразличие руководства (I группа -16%, II группа - 12%, III группа - 11%, IV группа - 9%);

- уровень оплаты труда (I группа - 14%, II группа - 10%, III группа - 14%, IV группа - 10%);

- профессиональные затруднения (I группа - 12%, II группа - 14%, III группа -5%, IV группа -7%);

- отсутствие свободного времени (I группа - 10%, II группа - 11%, III группа -12%, IV группа - 11%);

- невнимание общественности к образованию (I группа - 8%, II группа - 7%, III группа - 0%, IV группа - 0%);

- состояние здоровья (I группа - 0%, II группа - 9%, III группа - 12%, IV группа -

15%);

- потеря идентичности с профессией (I группа - 0%, II, III, IV группы по 8% соответственно);

- возраст (I, II группы - 0%, III группа -10%, IV группа - 15%).

Итак, в зависимости от стадии профессионального становления отмечается снижение значения для профессионального развития следующих показателей: морально-психологический климат в коллективе (от 22% на стадии профессиональной адаптации до 13% на стадии профессионального мастерства), отсутствие условий для профессионального роста (от 18% в I группе до 12% в IV группе), безразличие руководства (от 16% на стадии профессиональной адаптации до 9% на стадии профессионального мастерства), профессиональные затруднения (от 12-14% на стадиях профессиональной адаптации и первичной профессионализации до 5-7% на стадиях вторичной профессионализации и профессионального мастерства), невнимание общественности к образованию (от 7-8% в ЬП группах до 0% в Ш-ГУ группах). Вместе с тем, в зависимости от стадии профессионального становления было выявлено увеличение значения для профессионального развития следующих показателей: состояние здоровья (от 0% на стадии профессиональной адаптации до 15% на стадии профессионального мастерства), потеря идентичности с профессией (от 0% в I группе до 8% во II, III, IV группах), возраст (от 0% в I, II группах до 10-15% в III, IV группах). Равное значение для профессионального развития на всех стадиях профессионального становления имеет уровень оплаты труда (от 10% до 14%).

Таким образом, среди основных факторов, препятствующих профессиональному развитию педагогов на стадиях профессиональной адаптации, первичной и вторичной профессионализации, были выделены морально-психологический климат в коллективе, отсутствие условий для профессионального роста, безразличие руководства. Для педагогов четвертой группы наибольшее значение имеют такие факторы, как возраст и состояние здоровья, что соответствует стадии профессионального мастерства.

К эмоциональным состояниям, возникающим при размышлении о профессиональном развитии, были отнесены следующие:

- эмоциональный подъем (I группа -29,25%, II группа - 15%, III, IV группы -0%),

- инициативность, оптимизм (I группа - 37,55%, II группа - 30%, III группа -9%, IV группа - 8%),

- тревожность, раздражительность (I группа - 0%, II группа - 35%, III группа -42%, IV группа - 45%),

- неуверенность в себе (I группа -18,2%, II группа - 10%, III группа - 21%, IV группа - 22%),

- равнодушие (I группа - 15%, II группа -10%, III группа - 28%, IV группа - 25%).

Эмоциональные состояния, возникающие при размышлении о профессиональном развитии, зависят от стажа и возраста респондентов. Уровень эмоционального подъема снижается от 29,25% у педагогов на стадии профессиональной адаптации, 15% у педагогов на стадии первичной профессионализации до 0% у педагогов на стадиях вторичной профессионализации и профессионального мастерства. Уровень инициативности, оптимизма снижается от 37,55% и 30% в первой и второй группах, соответственно, до 9% и 8% в третьей и четвертой. В зависимости от стадии профессионального становления при размышлении о профессиональном развитии было выявлено усиление таких эмоциональных состояний, как тревожность, раздражительность (от 0% на стадии профессиональной адаптации до 35% на стадии первичной профессионализации, 42% на стадии вторичной профессионализации и 45% на стадии профессионального мастерства). Такие показатели, как равнодушие и неуверенность в себе, оказались наименее выражены у педагогов на стадии первичной профессионализации (по 10%), педагогов на стадии профессиональной адаптации (15% и 18,2% соответственно). Наиболее выражены эти показатели у педагогов на стадии вторичной профессионализации (28% и 21%) и у педа-

гогов на стадии профессионального мастерства (25% и 22%), что позволяет сделать вывод о снижении потребности в профессиональном развитии с увеличением стажа и возраста педагогов.

Среди факторов, способствующих профессиональному развитию, педагоги выделили следующие.

I группа - методическая работа в образовательной организации и создание условий для профессионального роста (по 14% соответственно), саморазвитие и возможность самореализации, карьерного роста, а также психологическая помощь (по 11%), уважение и признание в коллективе, пример коллег и участие в научных мероприятиях (по 10%), материальное и моральное стимулирование (9%).

II группа - методическая работа в образовательной организации и создание условий для профессионального роста (по 15%), возможность самореализации, карьерного роста и материальное, моральное стимулирование (по 12%), пример коллег (11%), саморазвитие и уважение, признание в коллективе (по 10%), участие в научных мероприятиях (8%), психологическая помощь (7%).

III группа - возможность самореализации, карьерного роста (14%), создание условий для профессионального роста в образовательной организации и методическая работа (по 12% соответственно), уважение и признание в коллективе (11%), материальное и моральное стимулирование (10%), наличие свободного времени и пример коллег (по 9%), саморазвитие и участие в научных мероприятиях (по 8%), психологическая помощь (7%).

IV группа - уважение и признание в коллективе, а также материальное и моральное стимулирование (по 14% соответственно), методическая работа в образовательной организации и создание условий для профессионального роста (по 12%), наличие свободного времени и психологическая помощь (по 9%), пример коллег и участие в научных мероприятиях (по 8%), возможность самореализации, карьерного роста и саморазвитие (по 7%).

Наибольшее значение как факторам, способствующим профессиональному развитию, педагоги на стадиях профессиональной адаптации и первичной профессионализации определили методической работе в образовательной организации и созданию условий для профессионального роста, педагоги на стадии вторичной профессионализации - возможности самореализации, карьерного роста, педагоги на стадии профессионального мастерства - уважению и признанию в коллективе, а также

материальному и моральному стимулированию. Вместе с тем, педагоги всех групп отметили необходимость психологической помощи как фактора, способствующего профессиональному развитию.

Анализ литературы и результаты эмпирического исследования позволили нам выделить три вида барьеров профессионального развития педагогов.

1. Спровоцированные внешними объективными причинами - социальные барьеры (низкий уровень оплаты труда, невнимание общественности к образованию и др.).

2. Профессиональные барьеры (отсутствие условий для профессионального роста, профессиональные затруднения, равнодушие руководства и др.).

3. Вызванные внутренними субъективными причинами - эмоционально-личностные барьеры (низкая мотивация достижений, низкий уровень притязаний, неуверенность в себе, разочарование, равнодушие, тревожность, нестабильность психоэмоционального состояния, потеря чувства нового и др.).

Наиболее значимым видом барьеров профессионального развития педагогов является эмоционально-личностный барьер, выраженный в большей степени у педагогов на стадии профессионального мастерства и на стадии вторичной профессионализации. В меньшей степени эмоционально-личностный барьер профессионального развития

проявляется у педагогов на стадии первичной профессионализации и педагогов на стадии профессиональной адаптации.

Среди профессиональных барьеров педагоги на всех стадиях профессионального становления выделили морально-психологический климат в коллективе, отсутствие условий для профессионального роста, безразличие руководства, профессиональные затруднения, в меньшей степени - потеря идентичности с профессией.

Социальные барьеры (уровень оплаты труда, отсутствие свободного времени, невнимание общественности к образованию и др.) по степени выраженности менее значимы для профессионального развития педагогов.

Таким образом, психологические барьеры профессионального развития педагогов инициируются объективными внешними причинами (социальные, профессиональные барьеры) и субъективными внутренними факторами (эмоционально-личностные барьеры), возникают в результате неудовлетворенности собой, деятельностью в целом, усугубляются с увеличением возраста и стажа, сопровождают педагога на протяжении всего периода профессиональной деятельности, следовательно, существует необходимость применения психологических технологий преодоления барьеров профессионального развития педагогов на всех стадиях профессионального становления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зеер Э. Ф. Психология профессиональных деструкций : учеб. пособие для высшей школы. М. : Академический проект, 2005.

2. Зимняя И. А. Педагогическая психология : учебник для вузов. М. : Логос, 2000.

3. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. М. : ПЕР СЭ, 2007.

4. Мальцева Н. В. Проявления синдрома психического выгорания в процессе профессионализма учителя в зависимости от возраста и стажа работы // Ученые записки кафедры теоретической и экспериментальной психологии Рос. гос. проф.-пед. ун-та / под. общ. ред. Н. С. Глуханюк, Е. В. Дьяченко. Екатеринбург : Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2006.

5. Маркова А. К. Психология профессионализма. М. : Знание, 1996.

6. Маркова А. К. Психология труда учителя : кн. для учителя. М. : Просвещение, 1993.

7. Парыгин Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб. : ИГУП, 1999.

8. Подымов Н. А. Психологические барьеры в профессиональной деятельности учителя : дис. ... д-ра психол. наук. М., 1999.

9. Психологический словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М. : Политиздат, 1990.

10. Романова Е. С., Гребенников Л. Р. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика. Мытищи : Талант, 1996.

11. Свеницкий А. Л. Краткий психологический словарь. М. : Проспект, 2009.

12. Словарь / под. ред. М. Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / ред.-сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского. М. : ПЕР СЭ, 2006.

13. Фрейд 3. Психология бессознательного : сб. произведений / сост. науч. ред., авт. вст. ст. М. Г. Яро-шевский. М. : Просвещение, 1990.

14. Фрейджер Р., Фэйдимен Д. Теории личности и личностный рост. М. : Проспект, 2002.

15. Чудновский В. Э. Нравственная устойчивость личности. М. : Просвещение, 1981.

LITERATURE

1. Zeer E. F. Psikhologiya professional'nykh destruktsiy : ucheb. posobie dlya vysshey shkoly. M. : Akade-micheskiy proekt, 2005.

2. Zimnyaya I. A. Pedagogicheskaya psikhologiya : uchebnik dlya vuzov. M. : Logos, 2000.

3. Kondrat'ev M. Yu., Il'in V. A. Azbuka sotsial'nogo psikhologa-praktika. M. : PER SE, 2007.

4. Mal'tseva N. V. Proyavleniya sindroma psikhicheskogo vygoraniya v protsesse professionalizma uchitelya v zavisimosti ot vozrasta i stazha raboty // Uchenye zapiski kafedry teoreticheskoy i eksperi-mental'noy psikholo-

gii Ros. gos. prof.-ped. un-ta / pod. obshch. red. N. S. Glukhanyuk, E. V. D'yachenko. Ekaterinburg : Ros. gos. prof.-ped. un-t, 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Markova A. K. Psikhologiya professionalizma. M. : Znanie, 1996.

6. Markova A. K. Psikhologiya truda uchitelya : kn. dlya uchitelya. M. : Prosveshchenie, 1993.

7. Parygin B. D. Sotsial'naya psikhologiya. Problemy metodologii, istorii i teorii. SPb. : IGUP, 1999.

8. Podymov N. A. Psikhologicheskie bar'ery v professional'noy deyatel'nosti uchitelya : dis. ... d-ra psikhol. nauk. M., 1999.

9. Psikhologicheskiy slovar' / pod obshch. red. A. V. Petrovskogo, M. G. Yaroshevskogo. M. : Politizdat, 1990.

10. Romanova E. S., Grebennikov L. R. Mekhanizmy psikhologicheskoy zashchity: genezis, funktsioniro-vanie, diagnostika. Mytishchi : Talant, 1996.

11. Svenitskiy A. L. Kratkiy psikhologicheskiy slovar'. M. : Prospekt, 2009.

12. Clovar' / pod. red. M. Yu. Kondrat'eva // Psikhologicheskiy leksikon. Entsiklopedicheskiy slovar' v shesti tomakh / red.-sost. L. A. Karpenko; pod obshch. red. A. V. Petrovskogo. M. : PER SE, 2006.

13. Freyd 3. Psikhologiya bessoznatel'nogo : sb. proizvedeniy / sost. nauch. red., avt. vst. st. M. G. Yaro-shevskiy. M. : Prosveshche-nie, 1990.

14. Freydzher R., Feydimen D. Teorii lichnosti i lichnostnyy rost. M. : Prospekt, 2002.

15. Chudnovskiy V. E. Nravstvennaya ustoychivost' lichnosti. M. : Prosveshchenie, 1981.

Статью рекомендует д-р психол. наук, проф. Э. Э. Сыманюк.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.