(г. Донецк, ДНР)
УДК 159.947.5
К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
TO THE QUESTION OF FORMATION THE PROFESSIONAL SELF-AWARENESS OF STUDENTS-PSYCHOLOGISTS' PERSONALITY
В статье рассмотрены теоретико-методологические подходы к пониманию профессионального самосознания личности, его структуры и механизмов формирования. Представлены результаты эмпирического исследования динамики формирования профессионального самосознания студентов-психологов.
Ключевые слова: самосознание, профессиональное самосознание, профессиональная направленность личности, мотивация, профессиональная мотивация.
The theoretical and methodological approaches to individual's professional self-awareness, its structure and mechanisms of formation are considered in the article. The results of the empirical study of the dynamics of the formation of students psychologists' professional self-awareness are presented.
Key words: self-awareness, professional self-awareness, individual's professional orientation, motivation, professional motivation.
На современном этапе развития общества возрастают требования к специалисту, его подготовке и образованию, умению решать нестандартные ситуации, ориентироваться в бесконечном потоке новой, часто избыточной, информации. Ведущую роль в этом процессе играет профессиональное самосознание специалиста. Модернизация современной системы образования предполагает ориентацию не только на знания, умения и навыки будущих профессионалов, но и, в первую очередь, на формирование высокого уровня профессионального самосознания личности специалиста. Вопросы исследования профессионального самосознания, его механизмов, структурных компонентов, этапов формирования, методов развития являются насущными вопросами современной науки и практики в области образования и развития личности профессионала. Ведущим направлением профессионального образования должно выступать поэтапное формирование профессионального сознания и самосознания личности профессионала.
Понятие профессионального самосознания опирается на понимание феномена самосознания личности в отечественной психологии. С. Л. Рубинштейн понимает под самосознанием личности осознанное отношение человека к своим потребностям, влечениям, мотивам поведения, переживаниям, мыслям, способностям и т.д. В. С. Мерлин определял самосознание как свойство человека осознавать, что он является субъектом деятельности, обладающим определёнными социально-нравственными характеристиками. Большинство отечественных психологов (И. С. Кон,
М. И. Лисина, В. В. Столин, И. И. Чеснокова и другие) под самосознанием понимают сложный, интегральный процесс, в структуре которого содержатся взаимодействующие и взаимопроникающие друг в друга процессы: самопознание, самоотношение и саморегуляция.
В отличие от самосознания в целом, профессиональное самосознание специфичнее по своему содержанию. Содержание профессионального самосознания относится к профессиональной деятельности и к себе как к субъекту определённой профессиональной деятельности [7].
К вопросу профессионального самосознания личности учёные подходят с разных позиций. Б. Г. Ананьев, рассматривая человека как субъекта деятельности, указывает, что профессиональное самосознание является одним из важнейших компонентов самосознания личности. Б. Д. Парыгин считает, что профессиональное самосознание - это осознание человеком своей принадлежности к некоторой профессиональной группе. В. Д. Брагина и З. И. Иванова понимают профессиональное самосознание, как познание и самооценку профессионально важных качеств, и отношение к ним. П. А. Шавир трактует это понятие, как избирательную деятельность самосознания личности, подчинённую задаче профессионального самоопределения и осознание себя, как субъекта своей профессиональной деятельности. М. И. Кряхтунов рассматривает профессиональное самосознание как процесс анализа человеком самого себя в рамках профессиональной деятельности. М. С. Гуткина определяет профессиональное самосознание как деятельность личности по осознанию своего собственного соответствия избранной профессии. С. В. Кошелева приходит к выводу, что профессиональное самосознание - это осознание и целостная оценка специалистом себя, процесса и результата своей профессиональной деятельности. Т. Н. Фам определяет профессиональное самосознание как средство саморегуляции личности, выражающееся в осознании собственных психических особенностей, анализе себя как субъекта профессиональной деятельности, осознании и оценке системы профессиональных отношений. О. И. Суслова под профессиональным самосознанием личности понимает сформировавшееся отношение к профессии, выражающееся в наличии сложившейся, постоянно развивающейся и связанной системы мотивов, личностных смыслов и целей. Часть отечественных и зарубежных исследователей (И. В. Вачков, Е. М. Васильева, В. Н. Козиев, Л. М. Митина, Т. Макклапаред, М. Кун и другие) предполагают, что профессиональное самосознание - это установка на себя в профессионально-трудовой сфере, и, как любая установка, профессиональное самосознание имеет когнитивную, аффективную и поведенческую подструктуру (Я-понимание, Я-отношение, Я-поведение) [3, 5, 6].
Многообразие точек зрения относительно сущности самого феномена профессионального самосознания повлекло за собой разноплановость представлений о его структурных компонентах. Рассматривая
профессиональное самосознание как компонент целостного самосознания личности Е. Б. Савина, М. С. Гуткина, В. В. Лунина пришли к выводу, что в структуру первого входят следующие основные компоненты: познавательный, эмоционально-оценочный, поведенческий, выражающиеся в формах самопознания, самооценки, саморегуляции поведения. По мнению Е. А. Климова, профессиональное самосознание включает в себя: осознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности; мнение о степени своего соответствия профессиональному эталону, о своем месте в системе профессиональных «ролей», общественных положений; знание человека о своем признании в профессиональной группе; знание о своих сильных и слабых сторонах, путях самосовершенствования, возможных зонах успехов и неудач; представление о себе и своей работе в будущем. Изучая вопрос о структуре профессионального самосознания, А. К. Маркова пишет, что профессиональное самосознание включает в свою структуру: осознание человеком норм, правил, моделей своей профессии, как эталонов для осознания своих качеств; осознание этих качеств у других людей, сравнение себя с неким абстрактным или конкретным коллегой; учёт оценки себя как профессионала со стороны коллег; самооценивание человеком своих отдельных сторон - понимание себя, своего профессионального поведения, а также эмоциональное отношение и оценивание себя. А. А. Деркач и О. В. Москаленко в своих работах выделяют функциональные и структурные компоненты профессионального самосознания. Функциональные компоненты реализуются в двух планах. В объективном плане их показателем выступает профессиональное мастерство, в субъективном - Я-концепция. Структурное строение профессионального самосознания представлено следующими компонентами: осознание профессиональной морали; осознание профессиональной нравственности; осознание себя как субъекта профессиональной деятельности; осознание и оценка отношений; осознание собственного развития во временной связи [5, 6, 7, 10].
А. К. Маркова подчеркивает, что профессиональное самосознание формируется в процессе профессионализации. Оно расширяется, меняются сами критерии оценивания своих профессиональных возможностей. Исследуя природу и генезис профессионального самосознания личности, О. В. Москаленко рассматривает четыре генеральных фактора: мотивация к достижению высокого уровня профессионального мастерства; профессиональное субъективно-ориентированное обучение; направленность личности на овладение данной профессией; оптимальный временной промежуток. О. И. Суслова под профессиональным становлением студентов подразумевает процесс развития самосознания, включающего самосовершенствование профессионально важных качеств личности, самообразование, а также формирование мотивационно-личностного отношения к будущей профессии [1, 6, 9].
Е. А. Эннс разработал модель психолого-педагогического сопровождения формирования профессионального самосознания студентов
помогающих профессий, в рамках которой выделяет следующие условия развития профессионального самосознания: профессионально-ориентированная информационно-насыщенная образовательная среда; активное взаимодействие с носителями профессиональных норм, ценностей и моделей поведения в учебном процессе и при прохождении практик; укрепление субъектной позиции в учебной и профессиональной деятельности; повышение субъективной значимости профессии, эмоционально-положительное отношение к профессии и к себе в профессии; ранее включение в процесс профессиональной деятельности и общения; актуализация внутренних психологических механизмов (рефлексия, идентификация, эмпатия и др.) методами психологического воздействия [10].
Большинство учёных, подчеркивая, что мотив является первопричиной и «пусковым механизмом» активности личности, сходятся во мнении, что важным механизмом развития профессионального самосознания выступает мотивация личности [2, 4, 8].
Ряд учёных предлагают рассматривать формирование профессионального самосознания через использование различных форм деятельности, таких, как педагогические приемы (В. Г. Каташев), разнообразные семинары (Э. Ф. Зеер, Е. К. Исаев, С. Косорецкий, В. И. Слободчиков, Л. М. Митина), традиционные программы повышения квалификации (А. К. Маркова, Т. В. Сикорская), супервизию (Е.Р. Калитеевская, Н. С. Глуханюк), психологическую службу ВУЗа (Р. Г. Габдреев) [9].
Целью нашего эмпирического исследования выступило формирование профессиональной мотивации, как механизма развития профессионального самосознания личности студентов-психологов, при условии создания профессионально ориентированной среды обучения.
Исследование проводилось в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Донецкий педагогический институт» (Донецкая Народная Республика) в 2016-2017 учебном году среди студентов первого курса направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование.
С целью формирования профессионального самосознания студентов-психологов была создана профессионально-ориентированная среда обучения. При её создании мы исходили из следующих положений:
- профессиональное самосознание формируется в профессиональной деятельности и профессионально-ориентированной среде обучения;
- в студенческий период ведущей деятельностью является профессиональное самоопределение личности;
- важнейшим элементом в структуре профессионального самосознания выступает профессиональная направленность личности;
- основным механизмом формирования профессионального самосознания выступает мотивация профессиональной деятельности;
- профессиональная нравственность является ключевым аспектом профессионального самосознания психолога и обнаруживает свое проявление в выборе подходящих способов и средств выполнения профессиональной деятельности.
Создание профессионально-ориентированной среды обучения предполагало разработку авторского курса учебной дисциплины «Введение в профессию» для студентов-психологов. Курс, помимо классического подхода к преподаванию данной учебной дисциплины, включал такие учебные тем, как: «Психология добра», «Психология заботы», «Психология доверия», «Психология милосердия», «Психология любви», «Психология ответственности», «Психология помощи», «Психология сопереживания». Основной целью проработки данных вопросов было формирование морально-нравственного воспитания студентов-психологов и ориентация их на работу психолога как представителя помогающей профессии. На занятиях по дисциплинам профессионального цикла применялись методы активного обучения: групповые дискуссии, разбор практических ситуаций, ситуации инцидента, ролевые игры, элементы тренинговой работы и т.д. Важным направлением работы в аспекте профессионального становления студентов-психологов выступила учебная практика, предполагающая реализацию теоретико-методологического подхода в практической профессиональной деятельности, выработку умений и навыков практической реализации профессиональных методов и методик. Научно-исследовательская работа, предполагающая написание статей и участие в профессионально-ориентированных научно-практических конференциях, явилась одним из направлений в формировании профессиональной направленности личности студентов-психологов. Параллельно велась дополнительная работа, включающая ряд психологических мероприятий, среди которых «Неделя психологии». «Неделя психологии» предполагала глубинное погружение в профессию «Психолог»: «Посвящение в психологи», участие студентов в работе мастер-классов психологов-практиков, работа тематических круглых столов и студенческого научного форума.
Эмпирическое исследование проводилось в три этапа. В начале и в конце 2016-2017 учебного года проводились контрольные диагностические срезы. Второй этап - формирующий: формирование профессионального самосознания студентов-психологов в профессионально-ориентированной среде обучения.
Исследование динамики мотивационной направленности студентов-психологов осуществлялось с помощью методик: «Мотивация обучения в ВУЗе» (Т. Н. Ильина) и «Методика определения основных мотивов выбора профессии» (Е. М. Павлютенков).
Т. Н. Ильина определяет три основные группы мотивов: «приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность), «овладение профессией» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества), «получение диплома»
(стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов).
Е. М. Павлютенков выделяет следующие группы мотивов выбора профессии: «Социальные» (желание своим трудом способствовать общественному прогрессу, социальная направленность на высшие общечеловеческие цели и потребности), «Моральные» (стремление к совершенствованию своего морального облика, духовного мира, развитию нравственных качеств), «Эстетические» (стремление к эстетике труда, его красоте, гармонии, восприятие прекрасного, получение ощущения радости от деятельности), «Познавательные» (стремление к овладению специальными знаниями, познание содержания конкретного труда), «Творческие» (стремление быть оригинальным в работе, совершение научных открытий, получение возможностей для творчества), «Содержание труда» (четкие знания о процессе труда, направленность на умственный и физический труд), «Материальные» (стремление получать определенные блага), «Престижные» (стремление к профессиям, которые ценятся среди знакомых, позволяют достичь видного положения в обществе, обеспечивают быстрое продвижение по службе), «Утилитарные» (стремление руководить людьми, работа в городе, чистота и легкость, труда, ориентация на ВУЗ).
Среднестатистические результаты, полученные по методике «Мотивация обучения в ВУЗе» (Т. Н. Ильина) представлены в таблице 1 «Мотивация обучения в ВУЗе».
Таблица 1 Мотивация обучения в ВУЗе
Курс «Приобретение знаний» «Овладение профессией» «Получение диплома»
1-й курс ОФО (сентябрь 2016 г.) 8,02 б. 5,8 б. 6,1 б.
63,65% 58% 61%
1-й курс ОФО (май 2017 г.) 7,72 б. 6,4 б. 5,77 б.
61,27% 64% 57,7%
Разница -0,3 +0,6 - 0,33
- 2,38% + 6% - 3,3%
Наглядно полученные результаты представлены на рисунке-графике 1 «Динамика мотивации обучения в ВУЗе».
Рис. 1 Динамика мотивации обучения в ВУЗе
Анализ данных позволяет констатировать, что доминирующим мотивом поступления и обучения в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Донецкий педагогический институт» по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование для студентов 1-го курса выступил мотив «Приобретение знаний». На 9-м месяце обучения мы наблюдаем следующую динамику мотивационной направленности студентов-психологов:
- произошло смещение мотивационной направленности студентов-психологов в сторону овладения профессией, наблюдается тенденция к увеличению процента стремлений овладения профессиональными знаниями и желание сформировать профессионально важные качества;
- любознательность и стремление личности к приобретению знаний нашли вектор направленности - овладение профессией.
Среднестатистические результаты, полученные по методике «Определение основных мотивов выбора профессии» (Е. М. Павлютенков) представлены в таблице 2 «Основные мотивы выбора профессии».
Таблица 2
Основные мотивы выбора профессии
КУРС Социальные Моральные Эстетические Познавательные Творческие Содержание труда Материальные Престижные Утилитарные
ОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
1-й курс ОФО 8,67 8,33 6,4 7,8 8,8 4,93 3,06 6 8,4
(сентябрь 2016)
1-й курс ОФО (май 2017) 8,53 8,2 8,53 8,53 9,06 5,93 5,53 7,47 8,13
Разница -0,14 -0,13 +2,13 +0,73 +0,26 +1 +2,47 +1,47 -0,27
Мотивы выбора профессии были проранжированы нами, сделан сравнительный анализ мотивационной направленности студентов-психологов в начале и в конце учебного года. Результаты представлены в таблице 3 «Основные мотивы выбора профессии».
Таблица 3
Основные мотивы выбора профессии
Место Сентябрь 2016 года Май 2017 года
1 Творческие Творческие
2 Социальные Социальные Познавательные Эстетические
3 Утилитарные Моральные
4 Моральные Утилитарные
5 Познавательные Престижные
6 Эстетические Содержание труда
7 Престижные Материальные
8 Содержание труда -
9 Материальные -
Наглядно полученные результаты представлены на рисунке-графике «Динамика основных мотивов выбора профессии».
2
Утилитарные Престижные Материальные Содержание труда Творческие Познавательные Эстетические Моральные Социальные
2017 2016
10
0
2
4
6
8
Рис. 2 Динамика основных мотивов выбора профессии
220
Анализ полученных данных относительно динамики формирования мотивационной сферы студентов-психологов позволяет констатировать следующее:
- творческие мотивы занимают лидирующие позиции в выборе профессии «Психолог», являясь показателем того, что основополагающим для студентов-психологов выступает получение возможностей для творчества, совершения научных открытий;
- социальные мотивы, оставаясь на втором месте, являются показателем желания студентов-психологов своим трудом способствовать общественному прогрессу, социальной направленности на высшие общечеловеческие цели и потребности;
- также на второе место выходят познавательные мотивы, поднимаясь с пятой позиции, и эстетические мотивы, поднимаясь с шестой позиции, что является показателем стремления к овладению специальными профессиональными знаниями и получению ощущения радости от своей профессиональной деятельности;
- моральные мотивы с четвертой позиции поднимаются на третью, свидетельствуя о стремлении студентов-психологов к совершенствованию своих морально-нравственных качеств, духовного мира;
- «престижные мотивы» с седьмого места поднимаются на пятое, являясь показателем того, что студенты стали больше относится к профессии «Психолог» как к профессии, которая ценится в современном обществе;
- мотив «содержание труда» с восьмого места поднимается на шестое, свидетельствуя о появлении более четких знаний о процессе труда психолога;
- материальные мотивы остаются на последнем месте, являясь показателем того, что материальное благополучие не является для студентов-психологов приоритетной движущей силой выбора профессии.
Таким образом, результаты эмпирического исследования позволяют отследить положительную динамику формирования профессионального самосознания будущих психологов.
Перспективу дальнейших исследований мы видим в разработке теоретико-методологической модели профессионального самосознания студентов помогающих профессий и построение на её основе программы формирования профессионального самосознания будущих специалистов (студентов-психологов).
ЛИТЕРАТУРА
1. Буянов А. А. Профессионализация как развитие профессионального самопонимания личности / А. А. Буянов // Журнал Социальное воспитание. - 2014. - № 1. - С. 22-31.
2. Иванников В. А. Порождение деятельности и проблема мотивации / В. А. Иванников // Вест. Моск. Ун-та. Сер.14. Психология. - 2015. - № 2. С. 15-22.
3. Иванова Е. М. Психология профессиональной деятельности / Е. М. Иванова. - М. : ПЕР СЭ, 2006. - 382 с.
4. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. - СПб. : «Питер», 2000. - 512 с.
5. Климов Е. А. Психология профессионала: Избранные психологические труды / Е. А. Климов. - М. : МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. - 456 с.
6. Маркова А. К. Психология профессионализма. / А. К. Маркова. - М. : Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 312 с.
7. Поддубная А. В. Структура и механизмы становления профессионального самосознания [Электронный ресурс] / А. В. Поддубная. - Режим доступа : http://qps.ru/8Z7Xn
8. Семиченко В. А. Проблемы мотивации поведения и деятельности человека / В.А. Семиченко. - М. : Миллениум, 2004. - 521 с.
9. Сутович Е. И. Психолого-педагогические условия формирования профессионального самосознания будущих специалистов / Е. И. Сутович [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://qps.ru/wldup
10. Эннс Е. А. Профессиональное самосознание и профессиональная идентичность как системообразующий фактор развития интегральной индивидуальности студентов помогающих профессий / Е. А. Эннс // Научные проблемы гуманитарных исследований. -2012. - № 4. - С. 169-174.
Чечель Екатерина Олеговна
кандидат психологических наук ГОУ ВПО «Донецкий педагогический институт»
(г. Донецк, ДНР)
УДК 159.922
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО
КОНФЛИКТА
PSYCHOLOGICAL SAFETY OF THE EDUCATIONAL
ENVIRONMENT OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY IN THE CONTEXT OF A MILITARY CONFLICT
Данная статья освещает вопросы психологической безопасности образовательного пространства высшего учебного заведения Донецкой Народной Республики. Обоснована актуальность и важность изучения психологической безопасности образовательной среды педагогического вуза в условиях военного конфликта. В статье раскрыты основные понятия, проанализированы угрозы психологической безопасности в образовательной среде вуза, изложены результаты анкетирования студентов-первокурсников по изучению психологической безопасности образовательной среды педагогического вуза.
Ключевые слова: ВУЗ, защищенность, образовательная среда, потребность в безопасности, психологическая безопасность, психологическое насилие, студенты, угроза.
This article elucidates questions of the psychological safety of the educational area in the higher educational institution of the Donetsk People's Republic. The relevance and importance of studying the psychological safety of the educational environment in a pedagogical university in the context of a military conflict is substantiated. The article revealed the main concepts, analyzed the threats to psychological safety in the educational environment of the university, expound the
222