Научная статья на тему 'Особенности профессионального самоопределения безработного населения'

Особенности профессионального самоопределения безработного населения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
418
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗРАБОТНЫЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / МАТРИЦА ВЫБОРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УСПЕШНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ / UNEMPLOYED / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / THE MATRIX OF CHOICE OF PROFESSIONAL ACTIVITY / THE SUCCESS OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богданова Г.В.

В статье рассматривается процесс профессионального самоопределения безработного населения, раскрывается его содержание, определяются качества и умения, необходимые для успешного профессионального самоопределения безработных граждан. На основе критериев успешности профессионального самоопределения разработана матрица адекватности профессионального выбора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of professional self-determination of the unemployed population

The process of professional self-determination of the unemployed population is discussed, its contents is revealed by the qualities and skills necessary for successful professional self-determination of the unemployed are determined. Based on the success criteria of professional identity matrix of the adequacy of professional choice is developed.

Текст научной работы на тему «Особенности профессионального самоопределения безработного населения»

УДК 151.8:331 ББК 88.411:65.24

Г.В. Богданова

особенности профессионального самоопределения безработного населения

В статье рассматривается процесс профессионального самоопределения безработного населения, раскрывается его содержание, определяются качества и умения, необходимые для успешного профессионального самоопределения безработных граждан. На основе критериев успешности профессионального самоопределения разработана матрица адекватности профессионального выбора.

Ключевые слова: безработный, профессиональное самоопределение, матрица выбора профессиональной деятельности, успешность профессионального самоопределения.

G.V. Bogdanova

features of professional self-determination of the unemployed population

The process of professional self-determination of the unemployed population is discussed, its contents is revealed by the qualities and skills necessary for successful professional self-determination of the unemployed are determined. Based on the success criteria of professional identity matrix of the adequacy of professional choice is developed.

Key words: unemployed, professional self-determination, the matrix of choice of professional activity, the success of professional self-determination.

Переход российского общества на путь рыночных отношений привел к возникновению принципиально новой ситуации в социально-трудовых отношениях, где взрослое население оказалось недостаточно подготовленным к современных реалиям рынка труда. Отсутствие или недостаточность профориентаци-онной работы и своевременной помощи взрослым людям влечет за собой их дезадаптацию на рынке труда, потерю интереса к выбранной профессии и к труду в целом. Каждый безработный, оказавшись в ситуации вторичного профессионального самоопределения, сталкивается с рядом трудностей:

• трудовые притязания взрослых безработных противоречат возможности их удовлетворения, то есть не имея опыта трудовой деятельности по новой специальности, большинство из них предъявляют высокие требования к оплате труда;

• представления работодателя и безработных, выходящих на рынок труда, о

личностных и деловых качествах не совпадают;

• потребности общества в определенных профессиях находятся в прямой противоположности с профессиональными намерениями взрослого безработного населения.

Проблема успешного выбора профессии, ее освоения и профессиональной деятельности является актуальной на протяжении всех этапов развития человечества. Как прикладная научная проблема она начала разрабатываться с начала XIX века в трудах Парсонса, Мюн-стерберга, получила научное оформление в рамках психотехники (Н.Д. Левитов, М.Я. Басов, А.Ф. Лазурский), в рамках психологической концепции профессионального выбора на основе индивидуальных различий и выявленных способностей (К.М. Гуревич, С.Л. Рубинштейн, Б.Л. Теплов, Е.А. Климов, В.Д. Шадриков, К.К. Платонов). В своем большинстве исследования XX века были посвящены обоснованию про-

го ш о

X

го

Е?

о ш

йЭ

блемы успешного выбора профессии. В меньшей степени была рассмотрена проблема профессионального самоопределения личности на этапе получения образования, и практически отсутствуют работы по исследованию проблемы профессионального самоопределения на различных этапах профессиональной и особенно послепрофессиональной деятельности (Э.Ф. Зеер, Э.Э. Симанюк) [2]. Особенности профессионального самоопределения и адаптации молодежи на рынке труда нашли отражение в работах А.С. Егорова, В.Е. Гаврилова, А.Д. Сазонова, Н.И. Калугина, В.А. Полякова, С.Н. Чистяковой, В.И. Гагаринова. А. Берлин, М. Гарсия рассматривают проблемы безработных с высшим образованием, но не проводят сравнительного анализа с безработными другого образовательного статуса [1]. Наиболее интересно и перспективно в плане реализации исследования и практической работы с безработными нам представляется концепция Е.А. Климова и Н.С. Пряжникова, где процесс профессионального самоопределения представлен в схеме построения личностного профессионального плана (совокупность основных этапов профессионального саморазвития, критерии успешности прохождения профессионального самоопределения) [3; 4; 5].

В нашем исследовании, проведенном на базе негосударственного образовательного учреждения «Учебный кадровый центр», мы ориентируемся на смысловое понятие «профессиональное самоопределение», высказанное Н.С. Пряжниковым: «Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное, осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации» [6, с. 36]. Главная цель профессионального самоопределения, по мнению Н.С. Пряжникова, - «постепенное формирование внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению коррекции и реализации перспектив собственного развития (профессионального), готовности самостоятельно

находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности» [6, с. 38].

Под профессиональным самоопределением безработного населения нами понимается специфический вид вторичного профессионального самоопределения, содержанием которого является повторный выбор профессиональной деятельности, условий для построения собственно профессиональной социальной карьеры в соответствии с личными потребностями, возможностями, производственными условиями, конъюнктурой рынка труда, социально-профессиональным статусом предлагаемой профессии.

Нами выделены следующие качества и умения, необходимые для успешного профессионального самоопределения безработных: активность - неосознаваемое и осознаваемое проявление активности в поиске нового вида деятельности; инициативность - приоритетное направление активности при выборе профессиональной деятельности; самостоятельность - обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение; коммуникативные умения - способность к сотрудничеству, работе в команде; организаторские умения - наличие лидерских качеств, умения планировать свою деятельность, рациональное распределение времени, профессиональная мобильность; рефлексивные умения - самодиагностика профессиональных интересов, мотивов.

Профессиональное самоопределение безработного населения связано с освоением новых профессиональных знаний и умений: профессионально- образовательная успешность, направленность на освоение новых знаний и навыков в учреждении дополнительного профессионального образования, самостоятельная подготовка и самообучаемость вне учреждения дополнительного профессионального образования, наличие способностей в досуговых и других видах деятельности.

Рассмотрим выделенные компоненты более подробно. За основу профессионально-образовательной успешности нами взята образованность как показатель освоения определенного содержания профессионального образования, которая включает следующие компоненты:

• осознанность - понимание значимости и необходимости изменения квалификации, смены специальности, профессии, перемены места работы, поиска нового места работа, изменения социального статуса;

• осведомлённость - представление о предмете своего выбора, особенностях, условиях, перспективах профессионального и социального продвижения, о ресурсных затратах и преимуществах изменения профессионального и социального статуса;

• действенность - соотнесённость действий по изменению квалификации, смены специальности, профессии, перемены места работы, поиску нового места работы, изменению социального статуса, активность в применении усвоенных знаний;

• умелость - сформированность комплекса аналитико-оценочных, профори-ентационных, рефлексивных умений и навыков;

• результативность - способность эффективно применять имеющиеся и вновь приобретенные знания на практике.

Как показали наши исследования, недостаточная успешность по предметам общепрофессионального и специального цикла указывает на неадекватный выбор профессии, либо осваиваемой специальности.

Основным критерием успешности профессионального самоопределения безработного населения является адекватность-неадекватность выбора профессии. В связи с этим мы выделяем три группы критериев адекватности: личностный, профессиональный, образовательно-профессиональный. Первичным является личностный критерий, показателями которого являются спо-

собности к избранному виду деятельности, интерес к усвоению данного вида деятельности, возможности его освоить или профессиональная пригодность. Показателями профессионального критерия являются выбор предмета труда - отрасль профессиональной деятельности. Образовательно-профессиональный критерий определяет правильность выбора изучаемой специальности.

Внешнее соответствие критериев адекватности профессионального выбора можно представить следующим образом: профессиональный должен соответствовать личностному, а образовательно-профессиональный, - как личностному так и профессиональному.

В ходе практического исследования, проведенного в НОУДПО «Учебный кадровый центр», среди пятидесяти безработных в возрасте от 18 до 55 лет, в соответствии с выделенными критериями нами разработана матрица адекватности профессионального выбора. Некоторые сведения из матрицы приведены в таблице 1 ( см. с. 24).

Абсолютная адекватность предполагает абсолютное соответствие внутри-критериальных показателей и межкритериальных связей, то есть способности, интересы, возможности. Потребности соответствуют выбору профессиональной области (предмету труда, профессиональной отрасли, конкретной профессии), а выбор специальности соответствует способностям, интересам, возможностям и потребности личности, сделанному профессиональному выбору. Адекватным является выбор профессии и изучаемой специальности в соответствии со способностями и возможностями.

Частично адекватным является профессиональный выбор без учета возможностей в усвоении будущей профессии. Неадекватность выбора связана с неправильным выбором профессии, учреждения дополнительного профессионального образования (ДПО) и специальности, осваиваемой в нем.

X

ф

^ ф

ч

ф ^

с

о о

го о

о X

-е-5

° £ о ГО

п. X

¡5 2

£ О

! ь

X °

ю «

о

со

Ою

Табл. 1. Матрица адекватности профессионального выбора

Личностный Профессиональный Образовательно-профессиональный

способности интересы возможности выбор профессии предмет труда отрасль труда профиль ДПО паправление специальность

Адекватный + + + + + + + + +

Частично адекватный + + - + + + + + +

Неадекватный - + - + + + + + +

го ш о

X

го

Е?

о ш

Ш

В связи с этим нами выделены три группы безработных в возрасте от 18 до 50 лет:

1. Безработные, адекватно выбравшие профессию. Данную группу следует готовить к возможному проявлению профессиональной дезадаптации в будущей профессиональной деятельности.

2. Безработные, выбор профессии которыми частично адекватен. К этой группе относятся безработные, выбравшие профессию, специальность без учета своих способностей и возможностей.

3. Безработные, неадекватно выбравшие профессию. Им необходимо порекомендовать сменить профессию и осуществить свой выбор в соответствии с направленностью интересов, способностями и возможностями.

Результатом формирования профессионального самоопределения является готовность взрослого безработного населения к проявлению профессиональной мобильности в процессе обучения в учреждениях ДПО и в процессе будущей профессиональной деятельности. Под профессиональной мобильностью мы понимаем интегративное качество личности, определяющее способность успешно выполнять определенный вид деятельности на основе знания содержания деятельности (когнитивный компо-

нент), положительного отношения к данному виду деятельности (мотивационный компонент), умение осуществлять данный вид деятельности (деятельностный компонент) и достигать высокого уровня результативности в данном виде деятельности (результативный компонент). В соответствии с данным определением под термином «готовность к проявлению профессионального самоопределения безработного населения» понимается интегративное качество профессионала, обеспечивающего поиск, адекватный выбор, успешное освоение нового вида деятельности и адаптацию к требованиям на основе сформированных знаний о новом виде профессионального труда (когнитивный компонент), положительного отношения к новому выбору (мотивационный компонент), умения сделать адекватный выбор (деятельностный копонент), и успешно адаптироваться к новому виду профессиональной деятельности (результативный компонент).

Таким образом, профессиональное самоопределение безработных неотделимо от их личностного развития, в основе которого лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, самореализации.

Библиографический список

1. Григорьева, Н.В. Исследование социально-психологических аспектов профессионального самоопределения безработной молодежи [Текст] / Н.В.Григорьева, В.В. Смирнов // Аудит и финансовый анализ, 2011. - Т. 1. - С. 300-313.

2. Зеер, Э.Ф. Психология профессий [Текст] / Э.Ф. Зеер. - М.: Академия, 2009. - 282 с.

3. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е.А. Климов. - М.: Академия, 2010. - 304 с.

4. Климов, Е.А. Как выбирать профессию [Текст] / Е.А. Климов. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2012. -150 с.

5. Пряжников, Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения [Текст]: учебно-методическое пособие / Н.С. Пряжников. - М.: МГППУ, 2010. - 56 с.

6. Пряжников, Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика [Текст]: учебное пособие для вузов / Н.С. Пряжников. - М.: Просвещение, 2008. - 320 с.

References

1. Grigorieva N.V., Smimov V.V. The study of the socio-psychological aspects of professional self-determination of unemployed youth. Audit i finansovyi analiz, 2011. T1. P. 300-313. [in Russian].

2. Zeer E.F. Psychology of professions. M: Academia, 2009. P.282. [in Russian].

3. Klimov E.A. Psychology of professional self-determination. M: Academia, 2010. P. 304. [in Russian].

4. Klimov E.A. How to choose a profession. Rostov-na-Donu: Feniks, 2012. P. 150. [in Russian].

5. Priajnikov, N.S. Methods of activation of professional and personal self-determination M: MSPPU, 2010. P. 56. [in Russian].

6. Priajnikov, N.S. Professional self-determination: theory and practice. M.: Prosveshchenie, 2008. P. 320. [in Russian].

Cведения об авторах: Богданова Галина Владимировна,

директор,

НОУ ДПО «Учебный кадровый центр», г. Курган, Российская Федерация. Ктай: 23mart@mail.ru

Information about the authors: Bogdanova Galina Vladimirovna,

Director, "Personnel Training Center ", Kurgan, Russia. E-mail: 23mart@mail.ru

x

<u

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

<u

Ф

с

о о s го о

" I

-8-Ф

0 ГО п. X

fE £5

S3 О

1 É I °

ю £

о

со

Ою

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.