УДК 151.8:331 ББК 88.411:65.24
Г.В. Богданова
особенности профессионального самоопределения безработного населения
В статье рассматривается процесс профессионального самоопределения безработного населения, раскрывается его содержание, определяются качества и умения, необходимые для успешного профессионального самоопределения безработных граждан. На основе критериев успешности профессионального самоопределения разработана матрица адекватности профессионального выбора.
Ключевые слова: безработный, профессиональное самоопределение, матрица выбора профессиональной деятельности, успешность профессионального самоопределения.
G.V. Bogdanova
features of professional self-determination of the unemployed population
The process of professional self-determination of the unemployed population is discussed, its contents is revealed by the qualities and skills necessary for successful professional self-determination of the unemployed are determined. Based on the success criteria of professional identity matrix of the adequacy of professional choice is developed.
Key words: unemployed, professional self-determination, the matrix of choice of professional activity, the success of professional self-determination.
Переход российского общества на путь рыночных отношений привел к возникновению принципиально новой ситуации в социально-трудовых отношениях, где взрослое население оказалось недостаточно подготовленным к современных реалиям рынка труда. Отсутствие или недостаточность профориентаци-онной работы и своевременной помощи взрослым людям влечет за собой их дезадаптацию на рынке труда, потерю интереса к выбранной профессии и к труду в целом. Каждый безработный, оказавшись в ситуации вторичного профессионального самоопределения, сталкивается с рядом трудностей:
• трудовые притязания взрослых безработных противоречат возможности их удовлетворения, то есть не имея опыта трудовой деятельности по новой специальности, большинство из них предъявляют высокие требования к оплате труда;
• представления работодателя и безработных, выходящих на рынок труда, о
личностных и деловых качествах не совпадают;
• потребности общества в определенных профессиях находятся в прямой противоположности с профессиональными намерениями взрослого безработного населения.
Проблема успешного выбора профессии, ее освоения и профессиональной деятельности является актуальной на протяжении всех этапов развития человечества. Как прикладная научная проблема она начала разрабатываться с начала XIX века в трудах Парсонса, Мюн-стерберга, получила научное оформление в рамках психотехники (Н.Д. Левитов, М.Я. Басов, А.Ф. Лазурский), в рамках психологической концепции профессионального выбора на основе индивидуальных различий и выявленных способностей (К.М. Гуревич, С.Л. Рубинштейн, Б.Л. Теплов, Е.А. Климов, В.Д. Шадриков, К.К. Платонов). В своем большинстве исследования XX века были посвящены обоснованию про-
го ш о
X
го
Е?
о ш
йЭ
блемы успешного выбора профессии. В меньшей степени была рассмотрена проблема профессионального самоопределения личности на этапе получения образования, и практически отсутствуют работы по исследованию проблемы профессионального самоопределения на различных этапах профессиональной и особенно послепрофессиональной деятельности (Э.Ф. Зеер, Э.Э. Симанюк) [2]. Особенности профессионального самоопределения и адаптации молодежи на рынке труда нашли отражение в работах А.С. Егорова, В.Е. Гаврилова, А.Д. Сазонова, Н.И. Калугина, В.А. Полякова, С.Н. Чистяковой, В.И. Гагаринова. А. Берлин, М. Гарсия рассматривают проблемы безработных с высшим образованием, но не проводят сравнительного анализа с безработными другого образовательного статуса [1]. Наиболее интересно и перспективно в плане реализации исследования и практической работы с безработными нам представляется концепция Е.А. Климова и Н.С. Пряжникова, где процесс профессионального самоопределения представлен в схеме построения личностного профессионального плана (совокупность основных этапов профессионального саморазвития, критерии успешности прохождения профессионального самоопределения) [3; 4; 5].
В нашем исследовании, проведенном на базе негосударственного образовательного учреждения «Учебный кадровый центр», мы ориентируемся на смысловое понятие «профессиональное самоопределение», высказанное Н.С. Пряжниковым: «Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное, осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации» [6, с. 36]. Главная цель профессионального самоопределения, по мнению Н.С. Пряжникова, - «постепенное формирование внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению коррекции и реализации перспектив собственного развития (профессионального), готовности самостоятельно
находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности» [6, с. 38].
Под профессиональным самоопределением безработного населения нами понимается специфический вид вторичного профессионального самоопределения, содержанием которого является повторный выбор профессиональной деятельности, условий для построения собственно профессиональной социальной карьеры в соответствии с личными потребностями, возможностями, производственными условиями, конъюнктурой рынка труда, социально-профессиональным статусом предлагаемой профессии.
Нами выделены следующие качества и умения, необходимые для успешного профессионального самоопределения безработных: активность - неосознаваемое и осознаваемое проявление активности в поиске нового вида деятельности; инициативность - приоритетное направление активности при выборе профессиональной деятельности; самостоятельность - обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение; коммуникативные умения - способность к сотрудничеству, работе в команде; организаторские умения - наличие лидерских качеств, умения планировать свою деятельность, рациональное распределение времени, профессиональная мобильность; рефлексивные умения - самодиагностика профессиональных интересов, мотивов.
Профессиональное самоопределение безработного населения связано с освоением новых профессиональных знаний и умений: профессионально- образовательная успешность, направленность на освоение новых знаний и навыков в учреждении дополнительного профессионального образования, самостоятельная подготовка и самообучаемость вне учреждения дополнительного профессионального образования, наличие способностей в досуговых и других видах деятельности.
Рассмотрим выделенные компоненты более подробно. За основу профессионально-образовательной успешности нами взята образованность как показатель освоения определенного содержания профессионального образования, которая включает следующие компоненты:
• осознанность - понимание значимости и необходимости изменения квалификации, смены специальности, профессии, перемены места работы, поиска нового места работа, изменения социального статуса;
• осведомлённость - представление о предмете своего выбора, особенностях, условиях, перспективах профессионального и социального продвижения, о ресурсных затратах и преимуществах изменения профессионального и социального статуса;
• действенность - соотнесённость действий по изменению квалификации, смены специальности, профессии, перемены места работы, поиску нового места работы, изменению социального статуса, активность в применении усвоенных знаний;
• умелость - сформированность комплекса аналитико-оценочных, профори-ентационных, рефлексивных умений и навыков;
• результативность - способность эффективно применять имеющиеся и вновь приобретенные знания на практике.
Как показали наши исследования, недостаточная успешность по предметам общепрофессионального и специального цикла указывает на неадекватный выбор профессии, либо осваиваемой специальности.
Основным критерием успешности профессионального самоопределения безработного населения является адекватность-неадекватность выбора профессии. В связи с этим мы выделяем три группы критериев адекватности: личностный, профессиональный, образовательно-профессиональный. Первичным является личностный критерий, показателями которого являются спо-
собности к избранному виду деятельности, интерес к усвоению данного вида деятельности, возможности его освоить или профессиональная пригодность. Показателями профессионального критерия являются выбор предмета труда - отрасль профессиональной деятельности. Образовательно-профессиональный критерий определяет правильность выбора изучаемой специальности.
Внешнее соответствие критериев адекватности профессионального выбора можно представить следующим образом: профессиональный должен соответствовать личностному, а образовательно-профессиональный, - как личностному так и профессиональному.
В ходе практического исследования, проведенного в НОУДПО «Учебный кадровый центр», среди пятидесяти безработных в возрасте от 18 до 55 лет, в соответствии с выделенными критериями нами разработана матрица адекватности профессионального выбора. Некоторые сведения из матрицы приведены в таблице 1 ( см. с. 24).
Абсолютная адекватность предполагает абсолютное соответствие внутри-критериальных показателей и межкритериальных связей, то есть способности, интересы, возможности. Потребности соответствуют выбору профессиональной области (предмету труда, профессиональной отрасли, конкретной профессии), а выбор специальности соответствует способностям, интересам, возможностям и потребности личности, сделанному профессиональному выбору. Адекватным является выбор профессии и изучаемой специальности в соответствии со способностями и возможностями.
Частично адекватным является профессиональный выбор без учета возможностей в усвоении будущей профессии. Неадекватность выбора связана с неправильным выбором профессии, учреждения дополнительного профессионального образования (ДПО) и специальности, осваиваемой в нем.
X
ф
^ ф
ч
ф ^
с
о о
го о
о X
8®
-е-5
° £ о ГО
п. X
¡5 2
£ О
! ь
X °
ю «
о
со
Ою
Табл. 1. Матрица адекватности профессионального выбора
Личностный Профессиональный Образовательно-профессиональный
способности интересы возможности выбор профессии предмет труда отрасль труда профиль ДПО паправление специальность
Адекватный + + + + + + + + +
Частично адекватный + + - + + + + + +
Неадекватный - + - + + + + + +
го ш о
X
го
Е?
о ш
Ш
В связи с этим нами выделены три группы безработных в возрасте от 18 до 50 лет:
1. Безработные, адекватно выбравшие профессию. Данную группу следует готовить к возможному проявлению профессиональной дезадаптации в будущей профессиональной деятельности.
2. Безработные, выбор профессии которыми частично адекватен. К этой группе относятся безработные, выбравшие профессию, специальность без учета своих способностей и возможностей.
3. Безработные, неадекватно выбравшие профессию. Им необходимо порекомендовать сменить профессию и осуществить свой выбор в соответствии с направленностью интересов, способностями и возможностями.
Результатом формирования профессионального самоопределения является готовность взрослого безработного населения к проявлению профессиональной мобильности в процессе обучения в учреждениях ДПО и в процессе будущей профессиональной деятельности. Под профессиональной мобильностью мы понимаем интегративное качество личности, определяющее способность успешно выполнять определенный вид деятельности на основе знания содержания деятельности (когнитивный компо-
нент), положительного отношения к данному виду деятельности (мотивационный компонент), умение осуществлять данный вид деятельности (деятельностный компонент) и достигать высокого уровня результативности в данном виде деятельности (результативный компонент). В соответствии с данным определением под термином «готовность к проявлению профессионального самоопределения безработного населения» понимается интегративное качество профессионала, обеспечивающего поиск, адекватный выбор, успешное освоение нового вида деятельности и адаптацию к требованиям на основе сформированных знаний о новом виде профессионального труда (когнитивный компонент), положительного отношения к новому выбору (мотивационный компонент), умения сделать адекватный выбор (деятельностный копонент), и успешно адаптироваться к новому виду профессиональной деятельности (результативный компонент).
Таким образом, профессиональное самоопределение безработных неотделимо от их личностного развития, в основе которого лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, самореализации.
Библиографический список
1. Григорьева, Н.В. Исследование социально-психологических аспектов профессионального самоопределения безработной молодежи [Текст] / Н.В.Григорьева, В.В. Смирнов // Аудит и финансовый анализ, 2011. - Т. 1. - С. 300-313.
2. Зеер, Э.Ф. Психология профессий [Текст] / Э.Ф. Зеер. - М.: Академия, 2009. - 282 с.
3. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е.А. Климов. - М.: Академия, 2010. - 304 с.
4. Климов, Е.А. Как выбирать профессию [Текст] / Е.А. Климов. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2012. -150 с.
5. Пряжников, Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения [Текст]: учебно-методическое пособие / Н.С. Пряжников. - М.: МГППУ, 2010. - 56 с.
6. Пряжников, Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика [Текст]: учебное пособие для вузов / Н.С. Пряжников. - М.: Просвещение, 2008. - 320 с.
References
1. Grigorieva N.V., Smimov V.V. The study of the socio-psychological aspects of professional self-determination of unemployed youth. Audit i finansovyi analiz, 2011. T1. P. 300-313. [in Russian].
2. Zeer E.F. Psychology of professions. M: Academia, 2009. P.282. [in Russian].
3. Klimov E.A. Psychology of professional self-determination. M: Academia, 2010. P. 304. [in Russian].
4. Klimov E.A. How to choose a profession. Rostov-na-Donu: Feniks, 2012. P. 150. [in Russian].
5. Priajnikov, N.S. Methods of activation of professional and personal self-determination M: MSPPU, 2010. P. 56. [in Russian].
6. Priajnikov, N.S. Professional self-determination: theory and practice. M.: Prosveshchenie, 2008. P. 320. [in Russian].
Cведения об авторах: Богданова Галина Владимировна,
директор,
НОУ ДПО «Учебный кадровый центр», г. Курган, Российская Федерация. Ктай: [email protected]
Information about the authors: Bogdanova Galina Vladimirovna,
Director, "Personnel Training Center ", Kurgan, Russia. E-mail: [email protected]
x
<u
<u
Ф
с
о о s го о
" I
-8-Ф
0 ГО п. X
fE £5
S3 О
1 É I °
ю £
о
со
Ою