Научная статья на тему 'Роль психолого-педагогического сопровождения в формировании профессионального самоопределения старшеклассников'

Роль психолого-педагогического сопровождения в формировании профессионального самоопределения старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
801
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / EDUCATIONAL SYSTEM / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юрьева Ирина Анатольевна

Автором статьи рассматриваются особенности профессионального самоопределения учащихся старших классов в школе. Дан анализ организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников. В качестве методической основы для организации психолого-педагогического сопровождения предлагается использовать системный и личностно-ориентированный подходы. Автор полагает, что психолого-педагогическое сопровождение учащихся в рамках образовательного процесса позволит повысить успешность профессионального самоопределения старшеклассников, позволит сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юрьева Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF PUPILS

Authors of article consider features of professional self-determination of pupils of the senior classes at school. The analysis of the organization of psychological and pedagogical support of professional self-determination of senior pupils is given. As a methodical basis for the organization of psychological and pedagogical support it is offered to use the system and lichnostno-focused approaches. Authors believe that psychological and pedagogical support of pupils within the limits of educational process will allow to raise success of professional self-determination of senior pupils, will allow to keep unity of continuity of steps of educational system.

Текст научной работы на тему «Роль психолого-педагогического сопровождения в формировании профессионального самоопределения старшеклассников»

УДК 37.048.4

РОЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

© 2015

И.А. Юрьева, студентка кафедры «Педагогики и психологии воспитания»

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация. Автором статьи рассматриваются особенности профессионального самоопределения учащихся старших классов в школе. Дан анализ организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников. В качестве методической основы для организации психолого-педагогического сопровождения предлагается использовать системный и личностно-ориентированный подходы. Автор полагает, что психолого-педагогическое сопровождение учащихся в рамках образовательного процесса позволит повысить успешность профессионального самоопределения старшеклассников, позволит сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы.

Ключевые слова: образовательная система, психолого-педагогическое сопровождение, профессиональное самоопределение.

Проблема профессионального самоопределения учащихся занимает особое место в системе современного образования. В ст.66 п.2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» определено, что «среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности» [1].

Профессиональное самоопределение личности -сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Именно в юности человек совершает первый самостоятельный выбор: выбор профессии и своего места в жизни, выбор смысла жизни, жизненной позиции, выбор спутника жизни. Процесс окончательного принятия решения о выборе профессии и профессионального учебного заведения, рода работы осуществляется в выпускных классах общеобразовательной школы. Основой профессионального самоопределения сегодня являются представления учащихся о будущем, формирующие программу их развития. Для правильного выбора необходимо ориентироваться в мире профессий: осознавать смысл профессиональной деятельности, знать требования профессий и перспективы их развития, согласовывать профессиональную деятельность с личностными возможностями и умениями.

Теоретические и практические аспекты психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников рассматриваются в трудах многих отечественных ученых. Определение профессионального самоопределения было сформулировано Д. А. Леонтьевым, который рассматривает его как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональный намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала [3].

Отечественный психолог Н. С. Пряжников, рассматривая проблему профессионального самоопределения, пишет: «Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности (а также - нахождение смысла в самом процессе самоопределения) в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации» [5]. Н.С. Пряжников выделил составляющие профессионального самоопределения:

• ценностно-нравственную;

• информационную;

• эмоциональную (привлекательность профессиональных вариантов);

• морально-волевую (побуждающую действовать);

• планировочную (выделение профессиональных целей, этапов их достижения и системы резервных вариантов);

• контрольно-коррективную (постоянное переосмысление и улучшение профессиональных перспектив).

Основные уровни развития профессионального самоопределения:

• формирование готовности к самоопределению;

• конкретный профессиональный выбор;

• освоение профессии и уточнение специализации в ходе учебы;

• самостоятельное совершенствование и переподготовка в ходе работы;

• освоение смежных и новых профессий [6].

Е.А. Климов понимает профессиональное самоопределение «...как важное проявление психического развития, как активный поиск возможностей развития, формирования себя как полноценного участника сообщества «делателей» чего-то полезного, сообщества профессионалов» [4]. Он подчёркивает, что профессиональное самоопределение не сводится к одномоментному акту выбора профессии и не заканчивается завершением профессиональной подготовки по избранной специальности, оно продолжается на протяжении всей профессиональной жизни.

Потребность современного общества в человеке как успешной личности, востребованном профессионале, способном самостоятельно принимать квалифицированные решения и нести за них ответственность требует от современного образования создания особых условий для осуществления профессионального самоопределения старшеклассников. На первый план выводится особый вид деятельности - психолого-педагогическое сопровождение, которое предполагает опору на развитие устойчивости самосознания подростка, его личностное развитие, способствующее самоопределению в жизни. Как отмечает П.С. Лернер, «Профильное обучение по сути должно быть личностно ориентированным» [2]. Личностно-ориентированный подход напрямую связан с осуществлением поддержки ученика.

Психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как помощь старшекласснику в его личностном росте (Н. Чистякова); как помощь в социальном воспитании, в процессе социализации, приобщение старшеклассника к социально - культурным и нравственным ценностям, на которые он опирается в процессе осуществления выбора, самореализации и саморазвития (А.В. Мудрик); как создание оптимальных условий для возможностей саморазвития (О.М. Краснорядцева). Д.А. Леонтьев выделяет основным моментом психологического сопровождения выбора школьниками направления профильного обучения в рамках личностного подхода диагностику, формирование и поддержку готовности школьника к самостоятельному и ответственному выбору. Вместе с тем необходимо дополнять это сопровождение поддерживающей работой с членами семей и

школьными психологами и методистами.

Государство, сами учащиеся и их родители несут большие моральные и материальные потери из-за неудачного профессионального выбора, отсутствия намерений трудоустраиваться по получаемой профессии. Психолого-педагогическое сопровождение должно быть направлено на выработку у подрастающего человека способов реализации выбора будущей профессии.

Для самоопределения в профессиональной сфере на начальном этапе старшекласснику важно осознать какая профессия ему больше подходит. Для этого ему необходимо:

• проанализировать свои психологические характеристики, склонности и способности;

• проверить с помощью взрослых соответствие выраженных склонностей и способностей определённому типу профессий;

• иметь знания о профессии;

• учитывать объективные и субъективные факторы и условия при выборе профессии.

Таким образом, направленность выступает как системообразующее качество личности, определяющее ее психологический склад. В направленности выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы и субъективные отношения к различным сторонам действительности.

Между развитием мотива и овладением деятельностью существуют сложные взаимоотношения. Формирование мотива опережает формирование деятельности, а иногда, наоборот, отстает, что сказывается и на результате овладения деятельностью. Каждый период жизни человека приводит к изменению мотиваци-онной сферы. Адекватная и сформированная мотивация выбора профессиональной деятельности оказывает существенное влияние на успешность профессионального обучения и на продуктивность деятельности. Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих: 25% ребят выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, 17% - по совету родителей, 9% - под влиянием средств массовой информации, еще 9% - руководствуются в выборе малозначительными факторами (например, близость к дому). Только 40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности, хотя многочисленные исследования показывают, что профессиональные намерения являются более устойчивыми, а овладение деятельностью проходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация на содержание предстоящей деятельности.

Для выявления форсированности мотивов выбора профессии и профессиональной направленности у старшеклассников было проведено исследование на базе общеобразовательного учебного заведения. Были использована анкета оптанта, анализ школьной и внешкольной деятельности, дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова (ДДО). В анкетировании приняли участие 27 учеников 11 класса экономического направления. В основу методики положена схема классификации профессий, в соответствии с которой все профессии делятся на пять групп по предмету труда: «человек - природа», «человек - техника», «человек -человек», «человек - знаковая система», «человек - художественный образ

Анализ результатов исследования показал, что большинство учеников было отнесено к типу профессий «Человек - Художественный образ» - 41%, одновременно к типу профессий «Человек - Художественный образ» и «Человек - человек - 15%, к типу профессий относящихся к экономическому направлению - «Человек - Знаковая система» - 11%

Выбрали профессию экономической направленности лишь 22% из опрошенных учеников. Из них учеников, интересующихся точными науками и/или общественно-научной деятельностью и у которых любимые предметы

математика и /или экономика и/или обществознание -100%.

В процессе исследования были выявлены проблемные ситуации, в которых у учащихся выбравших профессию экономической направленности склонности к типу профессий «Человек - Художественный образ»

Были выявлены несоответствия заинтересованности учащихся в получении знаний в той области деятельности, которая не является основополагающей в выбранной ими профессии.

Анализ результатов исследования позволил разработать рекомендации для учащихся:

• необходимо формировать учащимися более чёткой мотивации выбора профессиональной деятельности;

• для формирования понимания и знания потребностей рынка труда в своём регионе и стране ознакомиться с «Путеводителем по курсам предпрофильной подготовки учащихся на 2014-2015» в котором представлены профессии, которые нужны городу и которым можно обучиться в профессиональных учебных заведениях Тольятти;

• для выпускников класса с экономической направленностью необходимо сформировать экономический образ мышления, для чего особое внимание уделять предметам изучающих точные науки и/или общественно-научную деятельность;

• организовывать профориентированные мероприятия (игры, викторины, встречи с людьми разных профессий и т.п.) с целью получения практических навыков применения полученных знаний на практике, самостоятельно решения возникающих проблем.

Педагогам и психологам в процессе психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников важно учитывать и выполнять:

• знания возрастных особенностей, учет индивидуально-психологических характеристик;

• изучение, формирование, развитие и коррекцию профессионального становления личности;

• создание ориентационного поля профессионального развития личности, укрепление профессионального

Я;

• поддержание адекватной самооценки, оказание оперативной помощи и поддержки;

• помощь в освоении технологии профессионального самосохранения;

• выработку профессионально значимых компетент-ностей учащихся;

• выявление индивидуальных возможностей учащихся, соотнесение их с требованиями профессии;

• выявление наиболее выраженных склонностей и способностей учащихся и проверку соответствия их определённому кругу профессиональных требований;

• помощь в дальнейшем трудоустройстве.

Реализация программы психолого-педагогического

сопровождения, направленной на профессиональное самоопределения старшеклассников, встречает на сегодняшний день целый ряд препятствий. К недостаткам современной системы образования относится ослабление воспитательных функций и крайне низкий уровень нравственного воспитания и социализации учащихся [7; 8; 9; 10]. В настоящее время многими исследователями отмечается психологическая неготовность подростков и даже юношей к осуществлению осознанного выбора, к принятию ответственности за своё решение [11; 12; 13; 14]. Система образования, регламентированная множеством нормативно-правовых документов, не обладает достаточными ресурсами для организации поддержки личностного развития в целом, и развития способности к осуществлению выбора у учащегося, в частности. Важность развития осознанности, ответственности в процессе осуществления выбора, формирующегося в условиях более вариативного и дифференцированного обучения на старшей ступени обучения в общеобразо-

вательной системе, определяет высокую степень востребованности организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников.

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в рамках образовательного процесса позволит повысить успешность профессионального самоопределения старшеклассников, позволит сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы. В целом, реализация программы психолого-педагогического сопровождения должна обеспечить создание социализирующей среды в среднем общеобразовательном учреждении и способствовать профессиональному выбору и духовно-нравственному развитию личности старшеклассника.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-Ф3 // Российская газета. 2012. 31 декабря. Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения 20.11.2014).

2. Лернер, П.С. Профориентация школьников как фактор подготовки кадров для перспективной экономики России /П.С. Лернер// Мир образования - образование в мире. 2009. №3. - С. 3-13.

3. Леонтьев, Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего / Д. Леонтьев, Е. Шалобанова // Вопросы психологии. 2001. - № 1.-С.57-66.

4. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Климов. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 304 с.

5. Пряжников, Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика / Н.С. Пряжников - М.: Издательский центр «Академия»,2007. -192 с.

6. Пряжников, Н.С., Пряжникова, Е.Ю. Психология

труда и человеческого достоинства: Учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и спец. «Психология» /Н.С.Пряжников, Е.Ю. Пряжникова - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 476 с.

7. Юрьева И.А. Роль психолого-педагогического сопровождения в формировании профессионального самоопределения старшеклассников // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 95-98.

8. Писаренко В.Г. Педагогическое сопровождение развития профессионального самоопределения учащихся в условиях общеобразовательной среды // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3 (14). С. 220-222.

9. Лечкина Т.О. Психолого-педагогические условия развития социальной активности старшеклассников // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 69-71.

10. Заворотченко Л.А. Социально-педагогические подходы к формированию социально зрелой личности старшеклассника // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 66-69.

11. Кочисов В.К., Гогицаева О.У. Социально-педагогические основы исследования профессионального самоопределения старшеклассника // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 4 (19). С. 90-93.

12. Иванова Т.Н. Теоретико-методологические подходы к изучению социально-трудовой мобильности и профессиональной ориентации молодежи // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 70-72.

13. Разуваев С.Г. Педагогическое сопровождение профессиональной социализации обучающихся в условиях многоуровневого образовательного комплекса // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 256-261.

14. Ильясов М.И.О. Выбор профессии и социализация личности учащихся // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4 (15). С. 82-85.

THE ROLE OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF PUPILS

© 2015

I.A. Yuryeva, the student of chair «Pedagogic and education psychology» Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Abstract. Authors of article consider features of professional self-determination of pupils of the senior classes at school. The analysis of the organization of psychological and pedagogical support of professional self-determination of senior pupils is given. As a methodical basis for the organization of psychological and pedagogical support it is offered to use the system and lichnostno-focused approaches. Authors believe that psychological and pedagogical support of pupils within the limits of educational process will allow to raise success of professional self-determination of senior pupils, will allow to keep unity of continuity of steps of educational system.

Keywords: educational system, psychological and pedagogical support, professional self-determination.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.