УДК 371.213.1: 37.048.45
Кондратенко Елена Валентиновна
кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики
Марийского государственного университета
Курочкина Людмила Валентиновна
старший преподаватель кафедры педагогики
Марийского государственного университета
Elena V. Kondratenko
Professor of Department of pedagogy, Mari State University kondratenko [email protected] Lyudmila V. K^ochM^
senior teacher of the chair of pedagogy of Mari State University [email protected]
Роль классного руководителя в организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников
в условиях профильного обучения
The role of the class teacher in the organization of psychological and pedagogical support of professional self-determination of pupils in the context of profile training
Аннотация. Авторами статьи рассматриваются особенности организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся в условиях профильного обучения. Дан анализ организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников в условиях экономико-правовой гимназии. В статье определена ключевая роль классного руководителя в данном процессе. В качестве методологической основы деятельности классного руководителя по организации психолого-педагогического сопровождения авторы правомерно выделяют системный, деятельностный и личностно ориентированный подходы.
Ключевые слова: профильное обучение, психолого-педагогическое сопровождение, профессиональное самоопределение, классный руководитель.
Annotation. In this article the authors consider specifics organization of psychological and pedagogical support ofprofessional self-determination of students in the context of vocational training. The authors evaluate the organization of psychological and pedagogical support ofprofessional self-determination of students in conditions of economic-legal gymnasium. In the article the main role of the class
teacher in this process. As a methodological basis for the activity of the class teacher on organization of psychological and pedagogical support of the authors identify the system, activity andpersonality-oriented approaches.
Keywords: profile education, psycho-pedagogical support, professional self-determination, the class teacher.
В законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. определена ориентация общего образования на «дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие его интереса к познанию и творческих способностей, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности» [5]. В связи с этим одной из задач современной школы становится создание условий для профессионального самоопределения школьников, в том числе с учетом возможностей профильного обучения и предпрофильной подготовки.
Сегодня в образовательной системе наряду с профильными классами общеобразовательных школ успешно зарекомендовали себя такие образовательные учреждения, как лицеи и гимназии при вузах. Однако, как показывают современные исследования, содержание обучения в них ориентировано на углубление знаний только по профилирующим предметам вуза, и не уделяется достаточного внимания формированию личностных качеств, необходимых для осознанного профессионального выбора, т. е. решаются задачи профессиональной ориентации старшеклассников, но не их профессионального самоопределения [4]. Одним из путей решения данной проблемы, на наш взгляд, является организация целенаправленного и системного психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся.
Теоретические и практические аспекты психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения школьников рассматриваются в трудах многих отечественных ученых. Так, Е.А. Климов подробно анализировал психологические основы педагогического руководства процессом выбора учащимися профессии. Им дана классификация профессий, разработаны основы проектирования профессионального самоопределения личности с учетом индивидуальных характеристик, потребностей и интересов [1]. М.Р. Гинзбург, В.И. Журавлев, Е.А. Климов, А.И. Смирнов, С.Н. Чистякова рассматривают психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения школьников с точки зрения профессиональной направленности личности. Я.Л. Коломинский, В.Г. Немировский, Л.В. Сохань изучают интересы школьников к определенной профессии. М.В. Кириллова, Е.А. Климов А.Б. Орлов, В.Ф. Сафин исследуют психологические предпосылки профессионального самоопределения.
А.Ю. Винокур, Н.С. Пряжников, Н.И. Соболева - возможности планирования профессионального развития.
Исходя из этих концептуальных положений, понятие психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения школьников может быть определено как создание психолого-педагогических условий для профессионального самоопределения школьников через взаимодействие с субъектами воспитательного процесса, формирующего положительное отношение подростков к профессиональной деятельности и обеспечивающего знание своих интересов, склонностей и соответствие их требованиям выбираемой профессии или профессиональной сферы.
Нами был проанализирован опыт организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников в современной системе «школа - вуз» на примере государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Марий Эл «Экономико-правовая гимназия», созданного на базе юридического факультета Марийского государственного университета.
В данном учебном заведении обучаются школьники 10-11-х классов (всего 100 человек), получивших основное образование в различных школах республики. Являясь профильным общеобразовательным учреждением (профильные предметы - история и обществознание), гимназия осуществляет активное сетевое взаимодействие с другими образовательными учреждениями республики: гимназисты активно занимаются исследовательской работой, принимают участие в олимпиадах республиканского и российского уровней, в научно-практических конференциях при высших учебных заведениях Республики Марий Эл: ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный технологический университет», АНО ВПО «Межрегиональный открытый социальный институт». Кроме того, в рамках образовательного партнерства учащиеся гимназии имеют возможность пройти дополнительную подготовку по обучающим программам для старшеклассников в АНО «Бизнес-Инкубатор РМЭ».
Специфика деятельности педагогов гимназии, осуществляющих классное руководство, заключается в том, что должностные обязанности они выполняют одновременно в двух параллельных классах, что положительно сказывается на психологическом климате гимназии: между классными коллективами наблюдается тесная дружба и сотрудничество. Работа по профессиональному самоопределению старшеклассников ведется классными руководителями в тесном взаимодействии с педагогом-психологом, преподавателями гимназии и родителями учащихся.
Изучение системы организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников, сложившейся в гимназии, позволяет сделать вывод, что она строится с учетом позиций системного, личностно ориентированного и деятельностного подходов.
Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников понимается как «упорядоченное множество взаимосвязанных компонентов, взаимодействие которых способствует реализации в образовательном учреждении функции содействия развитию личности ребенка» [3; с. 143.]. Исходя из основных положений системного подхода, в деятельности классных руководителей по организации психолого-педагогического сопровождения профессионального
самоопределения школьников выделяют следующие функции: диагностическую, тактическую, практическую и аналитическую.
Осуществляя аналитико-диагностическое направление своей деятельности, классный руководитель совместно с педагогом-психологом организует и проводит психолого-педагогическое исследование профессионального самоопределения учащихся: их интересов (методика А. Голомштока «Карта интересов»), ведущих факторов при выборе будущей профессии, мотивации учебной (методика «Доминирующие мотивы») и профессиональной (анкета «Я выбираю профессию»), коммуникативных и организаторских склонностей (методика «Коммуникативные и организаторские склонности» А. Федоришина).
В процессе сопровождения на каждого старшеклассника заполняется индивидуальная карточка, которая отражает следующие характеристики его профессионального самообразования: самостоятельность и осознанность выбора, интересы, склонности, профессиональный тип обучения, личностные характеристики (тип высшей нервной деятельности, темперамент, интеллектуальный уровень, коммуникативные склонности, организаторские склонности); информированность о мире профессий; опыт в избираемой сфере деятельности; наличие жизненного и профессионального плана.
Исследование учебной мотивации учащихся по методике «Доминирующие мотивы» показывает, что 91 % учащихся в качестве ведущего мотива называют мотив содержания учебной деятельности, свидетельствующего о том, что старшеклассникам интересно учиться по профильным предметам; положительного отношения к процессу учения (87 % учащихся); самоопределения и самосовершенствования (65 %) и собственного благополучия (56 %).
Опрос, проведенный классными руководителями, показал, что преобладающая часть старшеклассников определилась с выбором сферы профессиональной деятельности (в большинстве случаев - это юридическая и экономическая сферы). В предпочитаемой профессии старшеклассников привлекает характер работы (84 %) и уровень оплаты труда (84 %), соответствие развития задатков выбранной профессии (58 %), престижность профессии (56 %), возможность профессионального роста (42 %), возможность постоянного повышения квалификации (32 %). К сожалению, учащиеся мало задумываются о перспективах, связанных с трудоустройством (28 %), и условиях труда (26 %). В связи с этим классному руководителю важно обратить
внимание старшеклассников на состояние рынка труда (возможно, организуя встречу с представителем из Службы занятости республики) и создать ситуации для внутренней активной работы, чтобы старшеклассники обратили внимание на условия, в которых будет протекать их профессиональная деятельность. Поскольку старшеклассников чаще привлекает в избранной сфере деятельности внешняя сторона профессии, одной из значимых задач классного руководителя является создание вместе с учителями-предметниками условий для осуществления гимназистами профессиональных проб.
На основе результатов диагностических исследований классный руководитель проектирует и реализует план дальнейших действий по сопровождению профессионального самоопределения старшеклассников, осуществляя коррекционное направление. Содержание программы составляют такие формы работы, как: психологическая диагностика, классные часы, активизирующие процесс профессионального самоопределения по таким темам, как «Что в жизни зависит от меня?», «Как претворить мечты в реальность?», «Мой характер и выбор профессии»; встречи со специалистами юридической и экономической сферы труда (нередко в качестве приглашенных гостей бывают выпускники данной гимназии или родители учеников, являющихся представителями интересующих профессий), родительские собрания, на которых рассматриваются вопросы профессионального самоопределения учащихся, индивидуальные беседы.
Просветительская деятельность классных руководителей в области организации профессионального самоопределения старшеклассников включает различные мероприятия по обеспечению учащихся информацией о будущей профессиональной деятельности: педагог-психолог регулярно готовит материал о профессиях, востребованных в обществе, о наиболее привлекательных для гимназистов специальностях и выставляет его на стенде или сайте гимназии. Классный руководитель организует посещение вузов во время Дня открытых дверей. Частыми гостями гимназии являются ее бывшие выпускники, которые делятся своими впечатлениями о вузе, в котором учатся, о профессии, которую выбрали.
Консультационное направление реализуется посредством индивидуальных бесед классного руководителя или педагога-психолога (по запросам субъектов воспитательного процесса) с учащимися и их родителями по вопросам профессионального образования, личностного развития или трудностей, испытываемых старшеклассниками в выборе профессии.
Организационное направление психолого-педагогического
сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников также пронизывает всю деятельность классного руководителя: педагог-воспитатель ориентирует учащихся на обучение на курсах профильной подготовки, координирует действия учащихся, педагогов, родителей, в рамках социального и образовательного партнерства привлекает специалистов для оказания помощи учащимся, испытывающим трудности в профессиональном самоопределении.
Деятельностный подход в организации психолого-педагогического сопровождения является средством становления и развития субъектности учащегося, «способного выбирать, оценивать, программировать, конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, в самореализации» [3; с. 152.]. Деятельностный подход всегда опирается на ведущий вид деятельности ученика, а основная задача, стоящая перед старшеклассником, - осуществить самоопределение: жизненное и профессиональное, которое происходит также в ситуациях воспитывающей деятельности, организуемых классным руководителем, и во время профессиональных проб, к которым можно отнести участие старшеклассников в исследовательской и творческой работе.
При организации воспитывающих ситуаций классный руководитель ориентируется на те противоречия в профессиональном самоопределении старшеклассников, которые выявляются в процессе диагностики. Например, противоречивые варианты ответов старшеклассников на вопросы анкеты «Ваша будущая профессия» свидетельствуют о недостаточном уровне понимания учащимися характера и особенностей избранных ими видов профессиональной деятельности. Например, в беседе с учащимися классный руководитель предлагает обсудить ответы одного из учащихся: «Я предпочел бы, чтобы режим рабочего дня был свободным, гибким», «Мне хотелось бы, чтобы моя будущая работа была связана с руководством людьми, трудовыми коллективами», «По окончании работы хотел бы отключиться от нее, заниматься своими делами». Классный руководитель предлагает учащимся ответить на вопросы: «Какое несоответствие вы видите в ответах ученика? Какое логическое последствие имеет каждый вариант озвученного ответа? Что бы вы порекомендовали данному ученику?». В совместном обсуждении ситуаций учащиеся осознают и формулируют ценности, нормы и законы жизни.
Анализ воспитывающих ситуаций происходит также во время классных часов, посвященных планированию жизненных и профессиональных перспектив. При моделировании будущего происходит согласование ценностей и целей, их коррекция, устранение противоречий профессионального и личностного самоопределения учащихся, так как зачастую основной проблемой старшеклассников при выборе профессии является некритичное отношение, с одной стороны, к тому, что им предлагают родители, или недостаточное соотнесение собственных желаний со способностями, склонностями - с другой. Учащиеся должны осознать, что умение ставить цели являются важным звеном на пути к достижению успеха. Жизненное планирование всегда связано с профессиональным: представляя свое будущее, старшеклассники задумываются не только о конечном результате, но и о способах его достижения, о способностях и реальных возможностях личности, а также об особенностях рынка труда. Так некий идеальный образ получает более или менее реалистичный план действий.
Как отмечает П.С. Лернер, «профильное обучение по сути должно быть личностно ориентированным» [2; с. 4]. Личностно ориентированный подход напрямую связан с осуществлением педагогической поддержки ученика. Деятельность классного руководителя по профессиональному самоопределению старшеклассника базируется на принципах самоактуализации, индивидуальности, субъектности ученика: педагог поддерживает стремление к проявлению и развитию способностей и возможностей, создает условия для формирования индивидуальности личности учащегося, способствует формированию его субъектного опыта. В индивидуальной работе со старшеклассником классный руководитель соблюдает принципы выбора (ставит ученика в условия выбора цели и способов организации его жизнедеятельности в гимназии), творчества и успеха (обеспечивает условия, способствующие формированию положительной и адекватной самооценки), доверия и поддержки (проявляет веру в ученика, поддерживает его устремления).
Таким образом, деятельность классного руководителя гимназии в организации педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников направлена на создание условий для учета и развития учебно-познавательных и профессиональных интересов, способностей и потребностей учащихся; формирование готовности к сознательному выбору и овладению будущей профессией; обеспечение перспективной связи между общим средним и будущим профессиональным образованием.
Литература:
1. Климов, Е.А. Развивающийся человек в мире профессии. Обнинск. 1993. -156 с.
2. Лернер, П.С. Профориентация школьников как фактор подготовки кадров для перспективной экономики России // Мир образования - образование в мире. 2009. №3. - С. 3-13.
3. Лузина, Л.М., Степанов Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М.: ТЦ Сфера, 2008. - 224 с. (Воспитание в школе).
4. Мороз, Е.А. Формирование готовности старших подростков к профессиональному самоопределению в условиях предпрофилъной подготовки в системе «Школа-вуз» // Научная библиотека диссертаций и авторефератов dissercat Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-gotovnosti-starshikh-podrostkov-k-professionalnomu-samoopredeleniyu-v-usloviyak#ixzz2xMlAVWmB (дата обращения 29.03.2014).
5. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон Рос. Федерации от 29.12.2012 N 273-Ф3 : принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. : одобр. Советом Федерации 26 дек. 2012 г. // Российская газета. 2012. 31 декабря. Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения 29.03.2014).
Literature:
1. Klimov, E.A. Developed people in the world of professions. Obninsk, 1993. -156p. (rus)
2. Lerner, P.S. Vocational guidance of students as a factor of training for the future economy of Russia. // The world of education - the education in the world. 2009. No3. - P. 3-13. (rus)
3. Luzina, L.M., Stepanov E.N. Teacher of the modern approaches and concepts. Moscow: TC Sphere, 2008. - 224 p. (rus)
4. Moroz, E.A. Forming willingness of older adolescents to professional self-identification in conditions of preprofile training in the system «School -University»: [Electronic resource] // Scientific library of theses and abstracts disserCat [web site]: URL: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-gotovnosti-starshikh-podrostkov-k-professionalnomu-samoopredeleniyu-v-usloviyak#ixzz2xMlA VWmB (date of access 29.03.2014). (rus)
5. About education in the Russian Federation: the Federal law of the Russian Federation on 29.12.2012 N 273-FZ. Russian newspaper. 2012. December, 31 [Electronic resource] // the URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (date of access: 29.03.2014). (rus)