УДК 37.013.42 Б01 10.17238^^998-5320.2018.31.108
Ю. Ю. Раянова,
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Проблема и цель. Обоснована актуальность применения психо лого-педагогического сопровождения в процессе профессионального самоопределения старших школьников. Недостаточная разработанность в теории и практике образования исследований социальных установок и их роли в решении проблемы профессионального самоопределения старшеклассников позволило поставить цель - разработать модель психолого-педагогического сопровождения с учётом социальных установок старшеклассников.
Методология. Исследование проводится на основе методов тестирования и педагогического эксперимента.
Результаты. Представлены типы старшеклассников по результатам исследования готовности к профессиональному самоопределению и социальных установок.
Выводы. Результатом психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старших школьников является поддержка у обучающихся социальных установок, которые направлены на труд, получение радости от процесса труда, самореализацию; построение условий, которые способствуют коррекции дисгармоничных социальных установок. Ключевые слова: старшеклассники, профессиональное самоопределение, психолого-педагогическое сопровождение, выбор профессии, социальные установки, мотивационно -потребностная сфера.
Введение. Время обучения в старших клаасах школы является одним из важных этапов в возрастной периодизации личности, неразрывно связанный с решением обучающихся социально-культурных задач профессионального самоопределения, результатом его должен стать осознанный и ответственный выбор профессии и путей получения образования, связанный с индивидуальными особенностями, интересами [1].
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в образовательном процессе уделялось недостаточно внимания разработке и внедрению модели психолого-педагогического сопровождения, которая бы учитывала индивидуально-психологические детерминанты развития будущего профессионала и потребности регионального рынка труда.
Вследствие этого в теории и практике образования сохраняются проблемы, которые не решены и на сегодняшний день. К ним можно отнести:
- недостаточную разработанность исследований по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения с учётом социальных установок старшеклассников;
- несоответствие между потребностями региона в количестве и качестве специалистов и выбором старшеклассниками будущей профессии;
- отсутствие модели психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающей реализацию профессионального самоопределения обучающихся с учётом их социальных установок [2].
В научной литературе процесс психолого-педагогического сопровождения - это комплексная профориентационная помощь психолога, педагогов, которые выступают в роли наставников, помощников, опираясь на мотивационно-потребностную сферу, активизируют старшеклассников на путь выбора профессиональной деятельности [3; 4].
Процесс взаимодействия всех участников психолого-педагогического сопровождения осуществляется на основе таких аспектов, как:
- придание дисгармоничным установкам и мотивам развивающего характера при опоре на гармоничные установки, уже имеющиеся у субъекта;
- воспитание у обучающихся установок на выбор профессии с учётом спроса регионального рынка труда в недостающих специалистах [5].
Большое влияние на профессиональное самоопределение оказывают социальные установки и стереотипы, а также их разновидность. По мнению И. А. Колесникова, ориентация старшеклассников
на определённые профессии обусловлена системой социокультурных стереотипов, которые соотносятся с теми или иными профессиями. Профессиональные стереотипы более касаются личностных особенностей представителей конкретных профессий, нежели самой профессиональной сферы. Благодаря этому формируется образ типичного специалиста. Многие установки формируются ещё в детстве, дети способны моделировать их, основываясь на поведении авторитетных для них людей, в основном родителей. Это и есть научение через подражание. По мнению бихевиористов, научение происходит под влиянием внешних стимулов, создающих условия формирования установки. К примеру, на формирование социальных установок у старшеклассников могут повлиять кумиры из мира шоу-бизнеса, успешные знакомые ровесники, а также СМИ [1; 5].
Недостаточность исследований, посвящённых учёту социальных установок в процессе психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников, позволило нам поставить цель исследования: разработать и внедрить модель психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся с учётом социальных установок личности в мотивационно-потребностной сфере.
Программа исследования. В исследовании готовности к профессиональному самоопределению участвовали респонденты 11-х классов школ г. Омска. Нами были использованы следующие психодиагностические методики:
- Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (О. Ф. Потемкина) [7].
- Изучение мотивов профессионального выбора (А. А. Кибирев) [7].
- Готовность к профессиональному самоопределению (В. Б. Успенский) [7].
Результаты. Изучив социальные установки, мы пришли к выводу, что большинство опрошенных ориентировано в будущей профессии на результат (21 %). Чуть меньшее число испытуемых привлекают сам процесс, свобода и труд, что свидетельствует о психологической готовности к дальнейшему обучению, получению профессии и отражает направленность на ведущий вид деятельности, обусловливает потребность в честном самостоятельном труде. Несмотря на позитивное стремление к результату в деятельности, старшеклассники не всегда способны уделять должное внимание самому процессу деятельности, от этого ожидаемый результат может быть не достигнут, что приведёт к разочарованию (рис. 1).
30 25 20 15 10 5 0
%
Процесс-Результат Альтруизм-Эгоизм
Труд-Деньги
Свобода-Власть
Рис. 1. Выраженность социальных установок старшеклассников, %
Анализ мотивов профессионального выбора (рис. 2) показал, что доминирующими у 14 % старшеклассников являются: предметный, указывающий интерес к конкретному учебному предмету; ситуативно-прагматический, который обусловлен рейтингом выбираемой профессии на рынке труда, но без учёта собственных интересов и склонностей, а также стадный, когда выбор профессии совершается под влиянием лидеров и референтной группы.
В меньшей степени респонденты отмечают влияние на выбор профессии династии, родительского мнения - 5 и 3 % соответственно.
Предметный Ситуативно-прагматический Стадный Ро дительский сценарий Компенсаторный Ко нсультацио нный Социально-инфраструктурный Династический Свободный Инфантильный Родительское завещание Телевизионный Книжный Антипрофессия
14% 14%
| 14%
12%
| 10%
19%
9%
0% 2% 4% 6% 8% 10% 12% 14% 16%
Рис. 2. Мотивы, влияющие на профессиональное самоопределение, учащихся, %
4 % старшеклассников оказались не ориентированными на профессиональное самоопределение и не готовыми сделать данный выбор, что связано с инфантильной позицией. Всего лишь 5 % обучающихся при профессиональном самоопределении руководствуются собственным выбором. Мотивы влияния средств массовой информации и книжной продукции, как и мотив выбора профессии криминального характера, оказались не популярными среди обследуемых.
Результаты исследования уровней готовности к профессиональному самоопределению старшеклассников показали, что у 60 % преобладающим является средний уровень готовности. У 20 % подростков выявлены высокий и низкий уровни соответственно. Это говорит о том, что большинство из них уже выбрали свою будущую профессию, но всё ещё ищут альтернативные и наиболее подходящие варианты для них.
Результаты диагностики позволили разделить респондентов на следующие группы.
Группа низко мотивированных обследуемых (34 %), у которых ориентации выражены чрезвычайно слабо, испытывают трудности при профессиональном самоопределении, часто у них вообще отсутствует интерес к этому.
Группа с дисгармоничными ориентациями (39 %) - у большинства учеников некоторые ориентации выражены ярко, а другие развиты менее ярко, либо вообще отсутствуют. У лиц данной группы желательно формировать менее развитые ориентации для достижения гармонии в социальных установках.
Группа высоко мотивированных обследуемых (27 %) - их ориентации развиты сильно и ярко.
Таким образом, старшеклассники с низкой мотивацией и с дисгармоничными ориентациями в большей степени нуждаются в формировании установок для дальнейшего профессионального самоопределения.
На основе изученного теоретического материала и проведённых диагностических данных нами была разработана модель психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшего школьника, состоящая из следующих направлений: профессиональная диагностика, профессиональное просвещение, профессиональное воспитание, профессиональное консультирование [8].
Все компоненты данной модели взаимодействуют между собой и вместе составляют систему психолого-педагогического сопровождения, в которой психолог, педагоги в сотрудничестве с родителями выступают помощниками в выборе будущего (рис. 3).
Данная модель внедрялась в общеобразовательной школе № 118 города Омска.
Модель была реализована в три этапа: организационный, основной, заключительный (табл.).
Рис. 3. Модель психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения
старшеклассников
Тематический план мероприятий в рамках модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников
Этапы Про фдиагностика Профессиональное просвещение Профвоспитание Профконсультирование
Органи-зацион-ный Проведение методик по изучению начального уровня готовности к профсамоопределению и по изучению личностных особенностей учащихся, их склонностей к определённой профессии Классный час «Хо-чу-могу-надо = осознанный выбор профессии» - Знакомство с понятиями «профориентация», «профессия», «специальность», «должность», деньги как вознаграждение за труд... (диспут) Беседа с классным руководителем о результатах диагностики, подготовка
Основной - Обработка результатов диагностики и выработка индивидуального плана работы с учащимися. - Мониторинг с консультированием - Родительское собрание «Профессии, которые выбирают наши дети». - Классный час «Я и мир профессий» - Игра-дискуссия «Мы хотим быть». - Классный час «Ошибки выбора профессии. Профессии будущего». - Программа формирования социальных установок Индивидуальные беседы с учащимися и их родителями
Заклю-читель-ный Проведение диагностики конечного уровня готовности учащихся к профсамоопределению Круглый стол с учащимися и родителями как представителями разных профессий - Деловая игра «Перспектива». - Проект «Моя профессия. Мой город. Моё будущее» Индивидуальные беседы с учащимися, у которых есть сложности в процессе профсамооп-ределения, их родителями
Профессиональная диагностика направлена на проведение комплекса диагностических процедур, выявляющих готовность к профессиональному самоопределению.
Профессиональное просвещение ставит своей целью информирование старшеклассников о профессиях, о способах и условиях овладения ими, пропаганду общественной значимости профессий, востребованных в регионе, усиливает мотивацию для поиска новых, недостающих сведений о будущей профессии. Активизирует силы и мобилизует человека к самопознанию и самоопределению в океане профессиональных предпочтений. Данное направление реализуется в форме классных часов, диспутов, тренинговых занятий.
Профессиональное воспитание направлено на коррекцию и развитие социальных установок, свойств личности, профессиональных предпочтений и осуществляется с помощью деловых игр, тренинговых занятий, проектов, дискуссий, эвристических бесед, психотехник. Развитие социальной установки возможно при изменении одного из её компонентов: когнитивного, аффективного и
конативного. Педагогическое воздействие на социальную установку старшеклассника включает привлечение внимание и повышение индивида к конкретному вопросу с предоставлением актуальной информации, а также убеждение [6].
Данное воздействие проходит четыре стадии. Начальная стадия основывается на привлечении внимания субъекта к объекту установки. Формирование социальной установки ставит своей целью изменение отношения, взглядов, информирование, приумножение знаний. Также огромную роль играет новизна информации, её логическое поступление с учётом индивидуальных особенностей субъекта и системы уже имеющихся у него установок. Успешное формирование происходит через изменение отношения с помощью убеждения и внушения, позитивного подкрепления [6].
В процессе профессионального воспитания социальных установок обучающихся был разработан и реализован проект «Моя профессия. Мой город. Моё будущее», позволяющий закрепить знания о современных востребованных в регионе профессиях, включить старшеклассников в творческую деятельность. Все мероприятия были объединены темой родного города. Например, в проф-ориентационной игре «Современные и востребованные профессии в моём городе» обучающиеся должны были назвать актуальные в регионе профессии. Презентация «Визитка специалиста» помогла развить творческие способности, благодаря которым учащиеся создали визитные карточки с фотографией и персональным QR-кодом. В проекте «Я создаю красоту вокруг» старшеклассники должны были разработать дизайн клумбы в графическом редакторе, затем высадить цветы на территории школы. В квесте «По просторам малой Родины моей» учащимся нужно было составить задания для станций, маршрутные листы и провести его со школьниками младших классов.
Профессиональная консультация помогает установлению соответствия между психологическими особенностями старшеклассников и специфическими требованиями той или иной профессии и предполагает:
- оказание помощи обучащимся по проблемам профессионального самоопределения;
- беседы с родителями старшеклассников, а также совместные консультации по разрешению проблем, возникающих в процессе профессионального самоопределения.
Конечный результат психолого-педагогического сопровождения у старшеклассника - активное выполнение намеченного плана своего профессионального будущего.
Выводы. После внедрения и реализации модели нами была проведена повторная диагностика, которая показала, что в экспериментальной группе произошло повышение среднего уровня готовности к профессиональному самоопределению на 16 % и высокий уровень был выявлен у 9 %. Произошли позитивные изменения в социальных установках с доминированием ориентаций на труд на (10 %), на процесс труда (на 5 %), ориентация на эгоизм не проявилась.
Проанализировав результаты повторно проведённой диагностики, можно сделать вывод, что у старшеклассников экспериментальной группы произошли изменения в социальных установках до и после внедрения программы, что свидетельствует об эффективности внедрённой модели.
Библиографический список
1. Колесников И. А. Профессиональное самоопределение старшеклассников как педагогическое понятие // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2009. - № 31. - С. 71-76.
2. Бычкова В. А., Раянова Ю. Ю. Допрофессиональная социализация старших школьников// Молодежь в новом тысячелетии: проблемы и решения. Материалы III Региональной научно-практической конференции. - Омск: СибГУФК, 2016. - С. 121-125. URL https://elibrary.ru/item.asp?id=26439517
3. Жигулин А. А. Социально-профессиональное самоопределение личности // Территория науки. -2013. - № 1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// https://cyberlemnka.m/artide/v/sotsialno-professionalnoe-samoopredelenie-lichnosti (дата обращения: 23.11.2015)
4. Костяк Т. В. Когнитивные компоненты социального пространства современной молодежи [Электронный ресурс] // Психологические исследования. - Режим доступа: http://psystudy.ru/num/2013v6n30/852-kostyak30 (дата обращения: 28.11.2015).
5. Раянова Ю. Ю., Бредихина Я. А. Типы социальных установок и мотивы выбора профессии старшеклассников // Вестник Омского университета. Серия: Психология. - 2017. - № 1. - С. 52-57. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29659541
6. Норакидзе В. Г. Характер и фиксированные установки. - Тбилиси: Свет, 2013. - 267 с.
7. Грецов А. Г. Узнай себя. Психологические тесты для подростков. - СПб.: Питер, 2011. - 155 с.
8. Лернер, П. С. Модель самоопределения выпускников профессиональных классов средней общеобразовательной школы // Школьные технологии. - 2013. - № 4. - С. 113.
Ju. Ju. Rayanova,
Candidate of Pedagogic Sciences, associate professor, ORCID ID: http:orcid.org/0000-0003-3109-1390 e-mail: [email protected] Siberian State University of Physical Education and Sports, 144 Maslennikov's st., Omsk, 644009, Russian Federation
SOCIAL GUIDELINES FORMATION IN THE PROCESS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF SENIOR SCHOOL STUDENTS PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION
Introduction. The author substantiates the relevance of psychological and pedagogical support in the process of senior school students professional self-determination. Insufficient development in the theory and practice of social guidelines and their role in solving the problem of senior school students' professional self-determination made it possible to set a goal-to develop a model of psychological and pedagogical support, taking into account the senior school students' social guidelines.
Materials and Methods. The research is carried out on the basis of testing methods and pedagogical experiment.
Results. The author presents the types of senior school students according to the results of the study of readiness for professional self-determination and social guidelines.
Conclusions. The authors came to the conclusion that the result of psychological and pedagogical support of senior school students professional self-determination is the support of students ' social guidelines aimed at work, labor process enjoyment, self-realization; the construction of conditions that contribute to disharmonic social guidelines correction.
Keywords: senior school students, professional self-determination, psychological and pedagogical support, choice of profession, social guidelines, motivational and needful sphere.
References
1. Kolesnikov I. A. Professional self-determination of high school students as a pedagogical concept. Vestnik Yuzhno-Uralskogo gosudarstvennogo universiteta, 2009. Vol. 31. pp. 71-76. (In Russ.).
2. Bychkova V. A., Rayanova Yu. Yu. Pre-professional socialization of senior pupils. Molodezh' v novom tysyacheletii: problemy i resheniya. Materialy Tret'ei Regional'noi konferentsii. [Youth in the new Millennium: problems and solutions. Proceedings of the Third Regional conference]. Omsk, Publ. SibGUFK, 2016. pp. 121-125.
3. Zhigulin A.A. Socialno-professionalnoe samoopredelenie lichnosti [Socio-professional self-determination of personality. Territory of science]. Access mode. http:// https://cyberleninka.ru/article/v/sotsialno-professionalnoe-samoopredelenie-lichnosti (Accessed 23.11.2015).
4. Kostyak T. V. Kognitivnye komponenty sotsial'nogo prostranstva sovremennoi molodezhi [Cognitive components of social space of today's youth. Psychological research.]. Access mode: http://psystudy.ru/num/2013v6n30/852-kostyak30 (Accessed 28.11.2015).
5. Rayanova Yu. Yu. Bredihina Ya. A. Types of social attitudes and motives for choosing the profession of high school students, Vestnik Omskogo universiteta Seriya Psihologiya, 2017. Vol. 1. pp. 52-57. (In Russ.).
6. Norakidze V. G. Harakter i fiksirovannye ustanovki [Character and fixed settings]. Tbilisi, Publ Light, 2013. 267 p. (In Russ.).
7. Gretsov A. G. Uznai sebya. Psikhologicheskie testy dlya podrostkov. [Know yourself. Psychological tests for Teens]. Saint Petersburg: Publ «Piter», 2011. 155 p. (In Russ.).
8. Lerner P. S. The model of self-determination of graduates of professional secondary comprehensive schools. Shkol'nye tekhnologii, 2013. Vol. 4. pp. 113-117. (In Russ.).
Поступила в редакцию 16.01.2018 © Ю. Ю. Раянова, 2018
Автор статьи: Юлия Юрьевна Раянова, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 644009, Омск, ул. Масленникова, 144, е-mail: [email protected]
Рецензенты:
О. М. Чусовитина, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск.
И. А. Маврина, доктор педагогических наук, профессор, Омский государственный педагогический университет.