Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2017. № 1. С. 52-57. УДК 37.013.42
ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК И МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Ю. Ю. Раянова Я. А. Бредихина
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск, Россия
Статья посвящена характеристике факторов выбора профессии и обоснованию влияния социальных установок на профессиональное самоопределение старших школьников как системы социокультурных стереотипов, которые соотносятся с теми или иными профессиями.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение; факторы выбора профессии; социальные установки; старшеклассники.
Yu. Yu. Rayanova Ya. A. Bredikhina
Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk, Russia
TYPES OF SOCIAL ATTITUDES AND MOTIVES OF CHOICE OF PROFESSION OF SENIOR PUPILS
The article is devoted to the characterization factors of the election of profession and study the impact of social attitudes on professional self-determination of senior pupils, as a system of social and cultural stereotypes that are correlated with certain professions.
Keywords: professional identity; the factors of choice of profession; social attitudes; senior pupils.
Существует множество научных трудов, в которых описываются сущность и проблемы профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте. Но все же проблема изучения роли социальных установок юной личности в ее профессиональных предпочтениях является актуальной, так как научно-теоретической литературы конкретно по этой проблеме недостаточно.
Ранняя юность - это пора изменений в самосознании, расширения социальных ролей, формирования психологической готовности к эмансипированной жизни и профессионального самоопределения.
В психологическом аспекте профессиональное самоопределение означает, что человек осознает свои потребности, возможности, социальные ожидания от него [1].
Управление профессиональным самоопределением только тогда научно, когда строится с учетом индивидуально-психологических особенностей учащихся, а также бази-
© Раянова Ю. Ю., Бредихина Я. А., 2017
руется на знании динамической функциональной структуры личности [2]. На сегодняшний день изучение проблем профессионального самоопределения необходимо для помощи старшему школьнику в выборе наиболее подходящей профессии, связанной с его индивидуальными особенностями, интересами.
В научной психолого-педагогической литературе нет единого мнения о том, какие факторы влияют на профессиональное самоопределение. Существует множество точек зрения, и каждая имеет право на существование, так как каждая подкрепляется обоснованными доводами [3].
В профессиональном самоопределении Н.С. Пряжников выделяет две большие группы факторов: субъективные и объективные. К субъективным факторам относят личностные и характерологические особенности; к объективным - уровень успеваемости, состояние здоровья ученика. Объективные факторы
тесно связаны с социальными характеристиками, такими как образование родителей, социальное окружение и т. д. [4].
Объективно существующие факторы оказывают влияние на процесс выбора профессии, а от личностных особенностей субъекта зависит, какие факторы становятся для него главенствующими.
Е. А. Климов разработал модель восьмиугольника основных факторов выбора профессии, которые характеризуют качество профессиональных планов определяющегося. К этим факторам он относит: учет собственных склонностей; учет способностей, внешних и внутренних ресурсов; учет престижа выбираемой профессии; учет осведомленности о данной профессии; учет позиции родителей; учет позиции друзей и сверстников; учет спроса на рынке труда; присутствие личной профессиональной перспективы, плана действий по выбору и достижению профессиональных целей [5].
Подводя итоги анализа вышеизложенных теоретических данных различных авторов по этой теме, можно сказать, что факторы имеют как социально-психологический, так и психофизиологический характер. Но лишь их синтез обусловливает успешность профессионального самоопределения. Факторы социального характера глубоко изучались представителями социологического направления. В работах представителей социологического и профориентационного направления выделены следующие факторы профессионального самоопределения: социальное положение, территориальный фактор (В. В. Водзинская, В. Т. Лисовский); социальные условия, локальный фактор, положение в группе (М. Х. Титма); уровень информированности и притязаний (И. С. Кон) [6].
Таким образом, социальная структура, социальные установки относятся к факторам, оказывающим определенное влияние на профессиональное самоопределение.
Социально-профессиональное самоопределение, являясь частью общего процесса формирования личности, протекает поэтапно. Любой вид самоопределения предполагает осознание и рефлексию. Результатом этого осознания выступают феномены сознания: социальная, профессиональная, образовательная, психологическая и прочие ориентации [7].
Социально-профессиональная ориентация понимается как направленность интере-
сов личности на вхождение в ту или иную социально-профессиональную группу. В социально-профессиональной ориентации присутствуют образовательные, трудовые и социальные установки [8].
Образовательная установка - это установка на образование, отвечающая за притязания личности, её возможности и общественные потребности. Установка на труд -это установка субъекта на овладение конкретной трудовой деятельностью с присущими ей функциями. Социальная установка есть осознание личностью своего места в социальной структуре общества, готовности занять конкретное социальное положение, социальную группу. В иерархической структуре личности ориентации занимают уровень социальных установок на различные социальные объекты и ситуации [9].
В формировании социально-профессиональной ориентации личности участвуют её мотивы и ценностные ориентации [10]. С началом деятельности мотив остается в памяти, придавая смысл совершаемому действию. При достижении запланированного результата мотив теряет свою актуальность, но фиксируется в долговременной памяти как опыт. В зависимости от положительных или отрицательных эмоций пережитый мотив со способом его удовлетворения может либо стать ценностью для данного человека и актуализироваться, либо искоренять ситуации, провоцирующие актуализацию негативных мотивов и способов их удовлетворения [11].
Д. А. Леонтьев определил, что совокупность сложившихся ценностных ориентаций образует систему личностных координат, обеспечивающую конкретный тип поведения и деятельности, т. е. установку. В связи с этим ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, способным регулировать и детерминировать поведение человека.
Ценностные ориентации могут проявляться в форме целей, установок, нормативных представлений, табу и т. д. Особое место в ценностной сфере психологи выделяют ценностям труда, считая их основой всей ценностной сферы человека, способствующей всестороннему развитию.
Многочисленные исследования показали, что ценности и установки коррелируют друг с другом и имеют тесную связь, несмотря на некоторые различия между собой. Исследователи пришли к тому, что любая установка со-
поставима с группой ценностей. Таким образом, через призму ценностей возможно отследить установки людей, объяснить поведение, которому они следуют [12].
Классическое определение социальной установки ввел М. Смит (1968). В его интерпретации социальная установка понимается как диспозиция личности, в соответствии с которой направление его мыслей, чувств и предполагаемых действий организовываются с учетом социального объекта. Особенность социальной установки заключается в том, что она функционирует как элемент психологической и социальной структуры личности.
Аттитюд - многогранный феномен, и в различных направлениях психологии трактуется по-разному. С позиции психоанализа социальная установка рассматривается регулятором реакций, способным уменьшать внут-риличностную напряженность и конфликты между мотивами. В когнитивных теориях рассматривается когнитивная структура индивида, его сформированный социальный опыт; в отличие от других когниций, аттитюд способен направлять и регулировать поведение человека. В бихевиористской модели социальная установка - промежуточная переменная между объективным стимулом и внешней реакцией [13].
В теории Д. Н. Узнадзе зарождение первичной установки связано с удовлетворением биологических потребностей человека в несложных и знакомых ситуациях. Установка формируется на бессознательном уровне - в отличие от аттитюда, являющегося состоянием сознания человека [14].
А. Надирашвили, являвшийся учеником Д. Н. Узнадзе, выделил еще один социальный уровень психической активности, осуществляемый на уровне личности. Источником социального поведения личности являются социальные установки, или установки социального поведения, формирующиеся на основе социальных потребностей [15].
Большое влияние на профессиональное самоопределение оказывают стереотипы как один из видов социальной установки.
По мнению И. А. Колесникова, ориентация старшеклассников на определенные профессии обусловлена системой социокультурных стереотипов, которые соотносятся с теми или иными профессиями. Профессиональные стереотипы касаются личностных особенностей представителей конкретных профессий,
нежели самой профессиональной сферы. Благодаря этому формируется образ типичного специалиста [16].
Как и ценности, многие установки формируются еще в детстве, дети способны моделировать свои установки, основываясь на поведении авторитетных для них людей, в основном это родители. Это и есть научение через подражание. По мнению бихевиори-стов, социальная установка не обязывает активности субъекта, научение происходит под влиянием внешних стимулов, создавая условия формирования установки. К примеру, на формирование социальных установок у старшеклассников могут повлиять кумиры из мира шоу-бизнеса, известные им и успешные ровесники, а также СМИ.
В профессиональной деятельности атти-тюды влияют на трудовое поведение. Трудовые установки имеют позитивные или негативные оценки, которые индивид дает своей трудовой среде [12].
Если деятельность сопровождается позитивными результатами, то есть вероятность, что у человека будет формироваться позитивная социальная установка на данную деятельность. И наоборот, негативный эмоциональный фон в деятельности сформирует негативную оценку. Этот прием может использоваться в формировании важных установок.
Достаточно действенный прием формирования нового аттитюда - установление ассоциативной связи данного аттитюда с уже сформированной установкой. В этом приеме очень важным компонентом является аффективная составляющая.
В мотивационном подходе социальная установка формируется, когда индивид анализирует ситуацию и определяет, к каким последствиям может привести принятый аттитюд. В мотивационном подходе выделяют две теории: теория когнитивного реагирования (А. Г. Гринвальд, Р. Е. Петти) предполагает, что субъективные положительные и отрицательные мысли определяют отношение человека к определенной ситуации; теория ожидаемых преимуществ (У. Эдвардс, М. Фиш-байн) - посредством мыслительных операций человек при выборе аттитюда определяет наибольшую выгоду, которую он сможет получить, усвоив тот или иной аттитюд [17].
В данных теориях не рассматривается влияние социума и жизненный опыт человека на формирование установки. За основу берет-
ся соотношение мотивов, действующих в настоящий момент времени [18].
Л. Фестингер, автор теории когнитивного диссонанса, выдвинул идею о формировании аттитюдов в рамках теории когнитивного соответствия и установил, что разовая социальная установка не динамична и возникает при расхождении когнитивных структур разных установок. Исходом этой операции является новая социальная установка либо замена когнитивного элемента у уже существующей установки [19].
Таким образом, социальные установки могут выступать фактором профессионального самоопределения. На формирование социальных установок оказывают влияние окружающая среда, ценности личности. Ориентация старшеклассников на профессии обусловлена системой социокультурных стереотипов, социальных установок, которые соотносятся с определенной профессиональной деятельностью.
Для изучения социальных установок старших школьников нами была использована методика «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» (О. Ф. Потемкина).
По результатам, представленным на рис. 1, мы установили, что большинство оптантов ориентированы на результат (21 %), чуть меньшее число испытуемых - на процесс, свободу (по 16 %) и труд (15 %), что, возможно, свидетельствует о психологической готовности к дальнейшему обучению, получению профессии и отражает направленность на ведущий вид деятельности, обусловливает потребность в честном самостоятельном труде. Несмотря на позитивное стремление к результату в деятельности, старшеклассники не всегда способны уделять должное внимание самому процессу деятельности, от этого ожидаемый результат может быть вообще не достигнут, что может привести к разочарованию. У наименьшего числа испытуемых была выявлена ориентация на эгоизм (3 %).
30 25 20 15 10 5 0
21
16
10
15
16
11
Процесс / Результат Альтруизм / Эгоизм Труд / Деььги
Свобода / Власть
Рис. 1. Выраженность социальных установок учащихся 16-17 лет, %
Так как анализ научно-методической литературы позволил установить, что социальная установка обусловливает выбор мотива профессии, для выявления мотивов профессионального выбора нами был использован опросник А. А. Кибиревой. Результаты представлены на рис. 2.
Из представленных данных можно сделать вывод, что доминирующими мотивами у
старшеклассников являются предметный, указывающий интерес ученика к конкретному учебному предмету, и ситуативно-прагматический, который обусловлен рейтингом выбираемой профессии на рынке труда, но без учета собственных интересов и склонностей, а также стадный мотив, когда выбор профессии совершается под влиянием лидеров и референтной группы (по 14 %).
8
3
Предм етный Ситуативно-прагматический Стадный Родительский сценарий Компенсаторный Консультационный Социально-инфраструктурный Династический Св обо дный Инфантиль ный Родительское завещание Телевизионный Книжный Антипрофессия
10
9
14 14
I 14
12
Рис. 2. Мотивы, влияющие на профессиональное самоопределение, %
В меньшей степени старшеклассники ориентируются на родительский сценарий (12 %) и компенсацию личностных недостатков (10 %) при выборе профессии. Мнение специалистов по профориентации и особенности социально-экономического развития региона учитывают 9 %.
В значительно меньшей степени старшеклассники отмечают влияние на выбор профессии династии, родительского завещания -5 и 3 % соответственно.
Мотивы влияния средств массовой информации и книжной продукции оказались не популярными среди старшеклассников (1 и 0 % соответственно), так же как и мотив выбора профессии криминального характера (0 %).
Не ориентированы на профессиональное самоопределение и не готовы сделать данный выбор оказались 4 % учеников, что связано с инфантильной позицией старшеклассников.
Всего лишь 5 % учеников при профессиональном самоопределении руководствуются собственным выбором.
Результаты методики позволили разделить учеников на следующие группы:
• Группа низкомотивированных учеников (34 %) (ориентации выражены чрезвычайно слабо) - испытывают трудности при профессиональном самоопределении, часто у них вообще отсутствует интерес к этому.
• Группа с дисгармоничными ориентаци-ями (39 %) - большинство учеников, у которых некоторые ориентации выражены ярко, а другие развиты менее ярко либо вообще отсутствуют. У лиц данной группы существуют «западающие» ориентации, которые желательно формировать для достижения гармонии в социальных установках.
• Группа высокомотивированных учеников (27 %) - их ориентации развиты сильно и ярко.
Таким образом, низкомотивированные старшеклассники и учащиеся с дисгармоничными ориентациями в большей степени нуждаются в формировании установок для дальнейшего самостоятельного профессионального самоопределения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Душков Б. А., Королев А. В., Смирнов Б. А. Психология труда, профессиональной и организационной деятельности : учеб. пособие для гуманитар. специальностей вузов. -3-е изд. - М. : Академический проект : Фонд «Мир», 2005. - 847 с.
2. Климов Е. А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. - М. : Знание, 2005. - 245 с. - (Сер. «Педагогика и психология»).
3. Кутугина В. И. Факторы профессионального самоопределения личности в современных условиях // Современные проблемы
науки и образования. - 2007. - № 1. -С. 51-53.
4. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. - М. : Изд-во Моск. психол.-соц. инта, 2002. - 400 с.
5. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. - М. : Академия, 2004. - 304 с.
6. Касаткина Н. Е. Психологические факторы профессионального самоопределения: на примере специалистов физического воспитания : дис. ... канд. психол. наук. - СПб, 2000. - 136 с.
7. Абасов З. А. Проектирование студентами педвуза профессиональной стратегии // Социологические исследования. - 2006. -№ 4. - С. 105-110.
8. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов н/Д. : Феникс, 2006. - 202 с.
9. Жигулин А. А. Социально-профессиональное самоопределение личности // Территория науки. - 2013. - № 1. - С. 46-49.
10. Оссовский В. Л. Формирование трудовых ориентаций молодёжи: методологические и методические проблемы социологического исследования. - Кшв : Наукова думка, 2005. - 124 с.
11. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб. : Питер, 2011. - 508 с. - (Мастера психологии).
12. Занковский А. Н. Психология деловых отношений. - М. : Изд. центр ЕОАИ, 2008. -384 с.
13. Белинская Е. П. Социальная психология личности. - М. : Academia, 2009. - 304 с.
14. Максименко С. Д. Общая психология. - М. : Рефл-бук, 2004. - 528 с.
15. Норакидзе В. Г. Характер и фиксированные установки. - Тбилиси : Свет, 2013. - 267 с.
16. Колесников И. А. Профессиональное самоопределение старшеклассников как педагогическое понятие // Вестник ЮжноУральского государственного университета.
- 2009. - № 31. - С. 71-76.
17. Асмолов А. Г. Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия // Психологические исследования.
- 2015. - Т. 8. - № 40. - URL: http://psystudy.ru/num/2015v8n40/1109-asmo lov40 (дата обращения: 28.11.2015).
18. Гулевич О. А., Безменова И. К. Аттитюды и их взаимодействие с поведением. - М. : Рос. психол. о-во, 1999. - 144 с.
19. Белинская Е. П. Идентичность личности в условиях социальных изменений. - М., 2006. - 479 с.
Информация об авторах
Раянова Юлия Юрьевна - доцент кафедры педагогики и психологии Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, кандидат педагогических наук, г. Омск, Россия, e-mail: bachinina@list. ru.
Бредихина Яна Александровна - студент Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, г. Омск, Россия, e-mail: [email protected].
Библиографическое описание статьи
Раянова Ю. Ю., Бредихина Я. А. Типы социальных установок и мотивы выбора профессии старшеклассников // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2017. - № 1. - С. 52-57.
Information about authors
Rayanova Yulia Yu. - Associate Professor, Department of Pedagogics and Psychology, Siberian State University of Physical Culture and Sports, Ph. D. in Pedagogics, Omsk, Russia, e-mail: [email protected].
Bredikhina Yana A. - student, Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk, Russia, e-mail: [email protected].
Bibliographic description
Rayanova Yu.Yu., Bredikhina Ya.A. Types of social attitudes and motives of choice of profession of senior pupils. Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2017, no. 1, pp. 52-57. (In Russian).