Научная статья на тему 'Условия професиональной ориентации и адаптации к профессиональной деятельности выпускников вуза гуманитарного профиля'

Условия професиональной ориентации и адаптации к профессиональной деятельности выпускников вуза гуманитарного профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
646
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И АДАПТАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА / VOCATIONAL ORIENTATION AND ADAPTATION CONDITIONS / PROFESSIONAL MOTIVATION / THE PROFESSIONAL STATUS OF THE YOUNG EXPERT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колмогорова Ирина Константиновна

Комплексный подход в расширении взаимодействия вуза с предприятиями и организациями сферы физической культуры, спорта и туризма, выявление и учет индивидуальных особенностей каждого выпускника образовательного учреждения способны обеспечить менее длительную адаптацию к трудовой деятельности, раскрытие творческого потенциала молодого специалиста. Способность к самонаблюдению, самоанализу, саморефлексии, а также наличие знаний, умений и навыков в области трудоустройства и адаптации к профессиональной деятельности можно рассматривать в качестве важнейших составляющих психолого-педагогической грамотности и культуры молодого специалиста, а также как важное условие социального развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колмогорова Ирина Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The complex approach in expansion of interaction of High school with the enterprises and the organizations of sphere of physical training, sports and tourism, revealing and the account of specific features of each graduate of educational institution, are capable to provide less long adaptation to labor activity, disclosing of creative potential of the young expert. Ability to introspection, a self-reflection, and also presence of knowledge, skills in the field of employment and adaptation to professional work can be considered as the major components of psihologo-pedagogical literacy and culture of the young expert, and also as an important condition of social development of the person.

Текст научной работы на тему «Условия професиональной ориентации и адаптации к профессиональной деятельности выпускников вуза гуманитарного профиля»

ТРУДЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

УСЛОВИЯ ПРОФЕСИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И АДАПТАЦИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ

И.К. КОЛМОГОРОВА, НОУ ВПО Подольский социально-спортивный институт

Аннотация

Комплексный подход в расширении взаимодействия вуза с предприятиями и организациями сферы физической культуры, спорта и туризма, выявление и учет индивидуальных особенностей каждого выпускника образовательного учреждения способны обеспечить менее длительную адаптацию к трудовой деятельности, раскрытие творческого потенциала молодого специалиста. Способность к самонаблюдению, самоанализу, саморефлексии, а также наличие знаний, умений и навыков в области трудоустройства и адаптации к профессиональной деятельности можно рассматривать в качестве важнейших составляющих психолого-педагогической грамотности и культуры молодого специалиста, а также как важное условие социального развития

личности.

Ключевые слова: условия профессиональной ориентации и адаптации, профессиональная мотивация, профессиональный статус молодого

специалиста.

Abstract

The complex approach in expansion of interaction of High school with the enterprises and the organizations of sphere of physical training, sports and tourism, revealing and the account of specific features of each graduate of educational institution, are capable to provide less long adaptation to labor activity, disclosing of creative potential of the young expert. Ability to introspection, a self-reflection, and also presence of knowledge, skills in the field of employment and adaptation to professional work can be considered as the major components of psihologo-pedagogical literacy and culture of the young expert, and also as an important condition of social development of the person.

Key words: vocational orientation and adaptation conditions, professional motivation, the professional status of the young expert.

Введение

Профессиональная ориентация и адаптация выпускников вуза к условиям производства представляет образовательный психолого-педагогический процесс, направленный на выявление уровня готовности молодых специалистов к условиям труда и производственных отношений в конкретной производственной среде. Для этого важно не только овладеть знаниями, но и выбрать вид деятельности, в наибольшей степени соответствующий индивидуальным особенностям личности, а также запросам рынка труда. Профессиональная деятельность, ее результативность в приобретаемых материальных благах и соответствие жизненно важным интересам личности являются важнейшими условиями успешного освоения профессии, гармоничного вхождения в трудовую деятельность. Составляющими процесса осознанного выбора будущей профессии являются осознание человеком сво-

Ш

их личностных свойств, которые формируются на базе практической деятельности, удовлетворение интересов и потребностей, умение анализировать и оценивать социальное окружение и собственное поведение.

Как показывает анализ литературных источников, большинство выпускников высших учебных заведений не имеет ясной жизненной перспективы, более 30% часто оказываются в состоянии стресса, одной из причин которого является чувство социальной незащищенности. Более половины выпускников вузов в последние годы оказываются невостребованными организациями и предприятиями и вынуждены работать не по специальности. О несоответствии качества вузовской подготовки молодых специалистов требованиям рынка труда можно судить, в частности, по требованиям, предъявляемым к ним работодателями [1]. Работодатели, в свою очередь, хотят видеть понимание кандидатами своих целей, умение

58

Труды молодых ученых

работать в команде и владение необходимыми знаниями и навыками. Столкновение этих противоположных по сути требований и ожиданий является стрессогенным фактором для молодых специалистов - выпускников вузов при выходе на рынок труда, а также проблемой трудоустройства по полученной в вузе специальности [5].

К внешним раздражителям стрессогенного воздействия на организм молодого специалиста - выпускника вуза можно отнести противоречивость требований и критериев оценки конкурентоспособности выпускников, к внутренним - чувство собственной несостоятельности, уязвимости, неспособности справиться с жизненными проблемами. Нарастают ощущения неопределенности, неуверенности в завтрашнем дне, ослабевает чувство собственного достоинства, развивается разочарование в полученной профессии ввиду того, что она не отвечает материальным и моральным запросам и, как следствие, является неконкурентоспособной на рынке труда [7]. На эти раздражители организм реагирует нарушением равновесия, для восстановления которого по установленным Г. Селье закономерностям развивается адаптационный синдром и организм приспосабливается к новым условиям (явление адаптации) [10, 12]. Как следствие, образовательная среда должна содействовать созданию условий, способствующих более полному проявлению психолого-педагогических свойств личности специалиста с высшим образованием [2]. Согласно статистическим данным, в сфере физической культуры, спорта и туризма Московской области 50% специалистов не имеют профильного профессионального образования, тогда как около 60% выпускников профильных учебных заведений после окончания вуза не находят работы [6]. Все это свидетельствует о слабой осведомленности студентов о выбранной профессии, о личностных особенностях и особенностях трудоустройства, реальной потребности в кадрах по профилю своей специальности.

Выход из сложившейся ситуации необходимо искать путем изучения условий профессионального образования с последующим построением типовой модели трудоустройства выпускников образовательных учреждений.

Данные ряда исследований показывают, что выбор будущей профессии у молодых людей происходит: под влиянием примеров своих друзей - 23%; 17% - по совету своих родителей; 10% - под воздействием рекламных акций. Около 40% студентов старших курсов имеют приблизительное представление об особенностях выбранной профессии. По данным американских исследователей, правильный выбор профессии в 2,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10-15% увеличивает производительность труда, в 1,5-2 раза уменьшает стоимость обучения специалистов [3].

Проблемная ситуация, сложившаяся на сегодня в вопросах занятости молодых специалистов, обуславливает необходимость поиска технологий профессиональной ориентации и адаптации выпускников вуза и содействия им в вопросах трудоустройства.

Цель нашего исследования - повышение уровня профессиональной подготовленности выпускников вуза гуманитарного профиля по направлениям подготовки

«Физическая культура» и «Туризм» путем изучения и систематизации условий профессиональной ориентации и адаптации к трудовой деятельности.

Организация и методы исследования

Поскольку наша задача - изучение и систематизация условий профессиональной ориентации и адаптации к профессиональной деятельности выпускников вуза по направлениям подготовки «Физическая культура» и «Туризм», то следует отметить, что особенностью адаптации выпускников вузов в сферах физической культуры, спорта и туризма к условиям профессиональной деятельности являются знания о процессах физического воспитания, спортивной подготовки, умение реализовать программы туристско-экскурсионной деятельности, хорошее владение навыками организации и управления в данной сфере услуг [13]. Анализ литературных источников свидетельствует о том, что наибольшее влияние на процессы профессиональной ориентации и адаптации к профессиональной деятельности студентов вузов оказывает профессиональная мотивация, формируемая системой образования, производственной практикой, социальным окружением, средствами массовой информации и рядом других условий [8, 11]. Нами был проведен анализ состояния профессиональной подготовки студентов выпускных курсов в аспекте выявления состава знаний о будущей профессии, знаний в области личностной сферы, условий, оказывающих наибольшее влияние на процессы профессионального самоопределения и адаптации к профессиональной деятельности.

На основе изученной литературы по данной проблеме (Петрова Т.Э., Тарасов В., Селье Г., Вилюнас В.К., Леонавичюс Ю.И., Хенкаузен, Климов Е.А., Холланд Дж.) нами систематизирован теоретический материал с целью составления более детального рассмотрения всех составляющих эффективности профессионального выбора, деятельности, адаптации (см. схему).

В аспекте изучения и систематизации основных составляющих профессиональной адаптации и ориентации в ходе исследования был проведен пилотажный эксперимент, в котором приняли участие 190 студентов выпускных курсов по направлениям подготовки «Физическая культура» и «Туризм» Подольского социальноспортивного института. По результатам анкетных данных удалось установить, что более половины студентов не имеют представления о практике трудоустройства. Лишь 20 из 190 студентов, прошедших тестирование на определение профориентации, имело полное представление о выбранной профессии; такое же количество студентов показало полностью сформированную направленность на трудовую деятельность. Полученные данные свидетельствуют о том, что студенты слабо ориентируются в научно-практических основах формирования профессиональной мотивации. Большинству студентов не хватает знаний о психологических свойствах личности, им трудно разобраться в своих интересах, способностях, качествах и чертах характера, что отрицательно влияет на профессиональную ориентацию и подготовку студентов. Знания студентов о личности часто остаются на уровне житейских, бытовых суждений. Всё это дает право утверждать, что психологическое образование

Труды молодых ученых

59

как условие формирования объективной самооценки, как условие правильного выбора профессии является приоритетным разделом гуманитарного направления профессионального образования. Кроме того, более 120 опрошенных ничего не знали о типовых правах молодых специалистов и обязанностях работодателей, изложенных в Трудовом законодательстве Российской Федерации.

Лишь 22 из 190 студентов, прошедших тестирование на определение профориентации (ознакомление, сравнение, развитие профессионально важных качеств) по выбранным специальностям (определение статуса профессиональной идентичности Дж. Марсии), а также на определение степени сформированности и направленности на профессиональную деятельность (опросник профессиональной готовности Л.Н. Кабардовой), смогли сопоставить содержание получаемого образования с реальностью будущей профессии [4].

Полученные данные свидетельствуют о том, что студенты слабо ориентируются в научных основах про-

фессионального самоопределения, прежде всего психологических. В сферах данных двух направлений подготовки - «Физическая культура» и «Туризм» видно, что образовательная среда указанных специальностей требует серьезной доработки в области производственной практики, углубленного изучения типовых прав, психологии личности молодых специалистов в вопросах профессиональной адаптации, знаний о регулировании сферы трудовой занятости в России.

Подобная ситуация характерна для большинства студентов и свидетельствует о том, что профессиональное самоопределение необходимо формировать с опорой на жизненно важные интересы личности, т.е. студенту необходимо планировать, корректировать и реализовывать перспективы своей будущей профессиональной деятельности самостоятельно, на предоставленной им основе четких представлений о предмете труда, трудоустройстве и особенностях своей личности.

Личностные знания

Профессиональная пригодность (хар-ки): о своих профессиональных предпочтениях в сфере деятельности:

- Содержательно-теоретическая - все существующие

- знания, умения, поддающиеся профессии и специ-

воспитанию и тренировке альности подразделя-

(требования, особенности) ются на пять типов: «человек-техника»;

- Практико-ориентированная «человек-природа»;

- качество труда: темп вы- «человек-знак»;

полнения, скорость, умение «человек-человек»;

переключения с одной задачи «человек-творческий

на другую, концентрация внимания и т.д. образ».

Знания о своем Мотивационная

профессиональном профессиональная

типе личности: структура личности:

реалистический «Я-концепция»;

(ориентация социальная зрелость;

на текущую ситуацию); осознанность выбора;

интеллектуальный осведомленность о профессии;

(точные науки); адекватный уровень притязаний

социальный (взаимо- к профессии;

действие с людьми); удовлетворенность выбором;

конвенциальный желание работать

(исполнитель); по профессии;

предприимчивый понимание

(руководитель); аспекта требований времени

артистический

(творческий)

Факторы эффективности адаптации к трудовой деятельности и профессиональному выбору выпускников вуза

в сферах «Физическая культура» и «Туризм»

Весь собранный, обработанный и проанализированный нами материал о студентах и молодых специалистах привел нас к выводу, что необходим поиск новых технологий адаптации выпускников вуза гуманитарного профиля - «Физическая культура» и «Туризм» и содействие им в вопросах трудоустройства. Результаты исследования послужили основанием для систематизации условий профессиональной ориентации и адаптации к труду выпускников гуманитарных факультетов для проектирования вузовской модели адаптации к профессиональной деятельности.

В учебный процесс Подольского социально-спортивного института нами были внедрены педагогические технологии адаптации выпускников вуза; разработана методика, способствующая улучшению процесса трудоустройства молодых специалистов. Основой адаптации выпускников вуза гуманитарного профиля в сфере «Физическая культура» и «Туризм» к профессиональной деятельности

явились элективные спецкурсы и программы учебной практики, помогающие выпускникам успешно вступить во взрослую социальную и производственную среду.

Программа состоит из четырех разделов, материалы которых охватывают основы эффективной адаптации и самореализации выпускников Подольского социально-спортивного института к трудовой и социальной среде.

Разделы включают в себя ознакомление с ПВК (профессионально важными качествами) для специальностей «Физическая культура», «Туризм»; с законодательством; нормативно-правовым регулированием трудоустройства; правилами и способами эффективного трудоустройства; видами адаптации на предприятии; профессиональной, психофизической, социально-психологической адаптацией; с деловым и межличностным общением; с преодолением конфликтных ситуаций и формой профессионального тренинга в условиях производства.

60

Труды молодых ученых

Также при прохождении данного элективного курса студенты заключительных курсов гуманитарного профиля «Физическая культура» и «Туризм» имели возможность сопоставить свои реальные способности с профессионально важными качествами в избранной сфере специализации путем психологического тестирования и получить консультацию по повышению недостающих ПВК. Проанализированные анонимные данные пройденного

тестирования были предоставлены в ректорат института для дальнейшего анализа и выводов [9].

Реализованный нами элективный курс основан на систематизации условий профессиональной ориентации и адаптации к труду выпускников гуманитарных факультетов для проектирования вузовской модели профессиональной адаптации, с которой можно ознакомиться в представленной нами табличной форме (см. таблицу).

Условия формирования профессиональной ориентации и адаптации к трудовой деятельности выпускников вуза в сферах «Физическая культура» и «Туризм»

Профессиональное образование Специализированное, ориентированное на сегодняшнюю действительность и ближайшее будущее и имеющее отношение к соответствующему рабочему месту. Целенаправленный отбор элементов содержания, методов обучения и воспитания Задачи профессиональной подготовки: - Ознакомление с предметом труда. - Поиск способов приобщения студентов к профессиональной культуре. - Ознакомление с моделью адаптации. - Формирование профессионально важных качеств студентов, осваивающих профессию преподавателей физической культуры и направления «Туризм» в системе учебно-профессиональной деятельности вуза. - Диагностика личностных качеств, способствующих адаптации студентов к профессиональной деятельности. - Обучение самоанализу имеющихся и полученных знаний с целями, условиями и способами практической деятельности. - Активизация учебно-профессиональной деятельности студентов в образовательном процессе вуза. - Включение студентов в активную практическую деятельность в различных общеобразовательных и социальных учреждениях Предмет обучения: - Знания - получение теоретических, методических и практических знаний, необходимых для эффективного трудоустройства и адаптации на рабочем месте. - Умения - способность выполнять обязанности на рабочем месте. - Навыки - высокая степень умения применять полученные знания на практике, сознательный самоконтроль

Формы обучения - Лекция - один преподаватель работает с несколькими десятками студентов. - Семинар - групповые практические занятия студентов под руководством преподавателя в вузе. - Тренинг - приобретение навыков через деловые и ролевые игры, упражнения, групповые дискуссии и т.д. - Инструктаж - разъяснение и демонстрация приемов изученного материала. - Самостоятельное обучение при условии разработки и предоставления обучающимся эффективных вспомогательных средств - аудио- и видеоматериалов, учебников, обучающих программ

Организация обучения Направление работы: 1. Определение потребности в обучении. 2. Постановка целей обучения. 3. Определение содержания, форм и методов обучения и ресурсов. 4. Выбор или подготовка преподавателей. 5. Проведение подготовительных мероприятий. 6. Проведение обучения. 7. Оценка эффективности обучения Принципиальные условия: необходимость воздействия на жизненно важные интересы личности обучающихся при их подготовке к профессиональной адаптации 1. Заинтересованность обучающегося в результатах. 2. Сочетание обучения с практикой. 3. Осмысленное усвоение учебного материала. 4. Сочетание традиционных и современных методов обучения. 5. Контроль знаний и корректировка обучения. 6. Приближенность теории к реальной рабочей обстановке. 7. Обеспеченность процесса обучения материальной и технической базой. 8. Опережающий характер обучения выпускников по отношению к ситуации на рынке труда.

Труды молодых ученых

61

Окончание табл.

- Учет факторов, влияющих на необходимость ориентации и адаптации выпускников: 1. Конкуренция на различных рынках. 2. Развитие информационных технологий. 3. Комплексное решение вопросов управления человеческими ресурсами и стратегических задач на основе единой программы деятельности организаций (школа - вуз - предприятие). 4. Необходимость разработки стратегии и организационной культуры в вузе. - Учет особенности адаптация - непрерывность, с которой связаны понятия пределов, сроков и ее критериев. - Учет факторов реализации потенциала: ведущим фактором профессионального становления личности является система объективных требований к ней, а также креативность, контактность, самоконтроль, самостоятельность и др.

Практика соц. окружения - Обучение способам общения (поведения) - формирование характера поведения, соответствующего требованиям, предъявляемым рабочим местом, социальные отношения, коммуникабельность. - Межличностное общение - межличностное восприятие и понимание человека, формирование межличностных отношений и умение оказать психологическое воздействие. - Деловое общение - процесс взаимодействия в общении, при котором происходит обмен информацией для достижения определенного результата. Учитывание особенностей личности, характера, настроения собеседника в интересах дела. - Основы конфликтологии - изучение закономерностей зарождения, возникновения, развития, разрешения и завершения конфликтов любого уровня. - Повышение стрессоустойчивости путем прохождения тренинговых программ. - Ознакомление с эффективными практическими приемами трудоустройства, получение необходимых знаний о Трудовом законодательстве РФ. - Использование средств социального партнерства активизирует действие практически всех участников. Социальное партнерство может быть использовано образовательным учреждением как детерминанта подготовки обучающихся к успешной профессиональной адаптации

Личные предпочтения - Возможность узнать и сопоставить свои реальные способности с профессионально важными качествами в избранной сфере специализации путем психологического тестирования и получение консультации по повышению недостающих ПВК. - Развитие мотивационной структуры с помощью тренинговых и лекционных занятий, ознакомление с индивидуальной личностной сферой, а также технологиями взаимодействия в социальном окружении

Выводы

В ходе исследования условий адаптации профессиональной деятельности выпускников вуза гуманитарного профиля по направлению «Физическая культура» и «Туризм» были выявлены многочисленные проблемы профориентации и адаптации, связанные с недостаточным уровнем знаний о процессах самоопределения, психологии личности, различных формах эффективного взаимодействия, трудоустройства и Трудового законодательства РФ и т.д. В качестве средств по повышению уровня профессиональной ориентации и адаптации

выпускников вышеупомянутых направлений обучения были разработаны и реализованы разделы образования, а также формы производственной практики, позволяющие усовершенствовать организационную, а в некоторых сферах - и практическую работу по подготовке выпускников к технологиям трудоустройства, которые представлены в примерной программе авторского элективного курса «Технологии трудоустройства и профессиональной адаптации выпускников вуза по направлению гуманитарного профиля».

Литература

1. Аврамова Е., Кулагина Е., Верпаховская Ю. Поведение молодых специалистов на рынке труда: новые тенденции // Человек и труд. - 2007. - № 9. - С. 41-47.

2. Вражнова М. Проблемы адаптации молодых специалистов в условиях «вуз - производство» // Высшее образование. - 2007. - № 5. - С. 47-52.

3. Головаха Е.М. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. - Киев, 1988.

4. Дусь Т.Э. Система свойств личности как составляющая информационной базы для осознанного выбора про-

фессии // Журнал «Социальная педагогика и социальная работа в Сибири». - 2002. - № 1. - С. 20-29.

5. Жигадло А., Пузиков В. Качество подготовки и трудоустройство молодых специалистов: социологический аспект // Высшее образование в России. - 2007. -№ 10. - С. 108-112.

6. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Проф-ориентология: теория и практика: учеб. пособие для высшей школы. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. - С. 122-130, 124-130.

62

Труды молодых ученых

7. Кирьянова Е.Н. Стресс в профессиональной деятельности // Управление персоналом. - 1997. - № 2. -С. 42-50.

8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов н/Д.: Феникс, 1996.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Колмогорова И.К. Технологии трудоустройства и профессиональной адаптации выпускников вуза по направлению гуманитарного профиля: примерная программа элективного курса. - Подольск, 2011.

1. Avramova E, Kulagina Е. &Verpahovskya J. Behavior of young experts on a labor market: new tendencies // Che-lovek i trud. - 2007. - № 9. - P. 41-47.

2. Vrajnova M. Problemy of adaptation of young experts in conditions “high school - manufacture” // Vysshee obra-zovanie. - 2007. - № 5. - P. 47-52.

3. Golovaha E.M. Vital prospect and professional selfdetermination of youth. - Kiev, 1988.

4. Dus T.E. System of properties of the person as a component of information base for the realized choice of a trade // Zhurnal “Sotsialnaya pedagogika i sotsialnaya rabota v Sibiri”. - 2002. - № 1. - P. 20-29.

5. Jigadlo А & Puzikov V. Quality of preparation and employment of young experts: sociological aspect // Vys-shee obrazovanie v Rossii. - 2007. - № 10. - P. 108-112.

6. Zeer E.F., Pavlova A.M. & Sadovnikova N.O. Proforien-tologija: the theory and practice: studies. The grant for the higher school. - М.: Akademicheskiy proyekt; Ekaterinburg: Delovaya kniga, 2004. P. 122-130, 124-130.

10. Кусжанова А.Ж. Исторические типы образования // Теоретический журнал “Credo”. - 1998. - № 2, 3.

11. Психология высшей школы / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Минск: Изд-во БГУ им. В.И. Ленина, 1978.

12. Селье Г. Стресс без дистресса: пер. с англ. - М.: Наука, 1982. - 124 с.

13. Чепик В.Д. Физическая культура в социальных процессах. - М.: ТЕИС, 1995. - 162 с.

7. Kiryanova E.N. Stress in professional work // Uprav-lenie personalom. - 1997. - № 2. - P. 42-50.

8. Klimov E.A. Psychology of professional self-determination. - Rostov na/D.: Fenix, 1996.

9. Kolmogorova I.K. Technologe of employment and professional adaptation of graduates of high school in a direction of a humanitarian profile: primernaya programma elektivnogo kursa. - Podolsk, 2011.

10. Kusjanova A. Historical formation types // Teo-reticheskiy zhurnal “Credo”. - 1998. - № 2, 3.

11. Higher school psychology / M.I. Djachenko & L.A. Kan-dybovich. - Minsk: Izd-vo BGU im. V.I. Lenina, 1978.

12. Selie G. Stress without destress: per. s angliyskogo. -М.: Nauka.: 1982. - P. 124.

13. Chepik V.D. Physical training in social processes. - М.: TAES, 1995.- P. 162.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.