Научная статья на тему 'Особенности адаптации выпускников на современном рынке труда в условиях изменяющегося социума'

Особенности адаптации выпускников на современном рынке труда в условиях изменяющегося социума Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2236
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / РЫНОК ТРУДА / ЗАНЯТОСТЬ / МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / МОБИЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КАЧЕСТВА / КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА / YOUTH / LABOR MARKET / EMPLOYMENT / YOUNG SPECIALISTS / MOBILITY / PROFESSIONAL QUALITIES / COMPETITIVE ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иванов Сергей Юрьевич, Иванова Дарья Вячеславовна, Буданова Мария Александровна

В статье рассматриваются проблемы профессиональной адаптации российской молодежи. Особое внимание обращено на современные стратегии молодых специалистов в условиях множественного выбора. Раскрываются изменения, происходящие в ценностных приоритетах в отношении трудовой и образовательной мотивации выпускников вузов Определена роль социальных институтов по обеспечению включенности молодых специалистов в профессиональную деятельность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF ADAPTATION FOR GRADUATES IN THE MODERN LABOR MARKET IN THE CONDITIONS OF THE CHANGING SOCIETY

The authors consider the problems professional adaptation of the Russian youth Special attention is paid to modern strategy of young specialists in the conditions of the multiple choice The changes happening in valuable priorities concerning labor and educational motivation of university graduates are revealed in the paper The role of social institutes is determined by providing an inclusiveness of young specialists in professional activity

Текст научной работы на тему «Особенности адаптации выпускников на современном рынке труда в условиях изменяющегося социума»

ТЕМА НоМЕрА: МИР ОБРАЗОВАНИЯ. ОБРАЗОВАНИЕ В МИРЕ

материалы международной научно-практической конференции «современное образование: векторы развития»

С.Ю. Иванов

Д.В. Иванова

М.А. Буданова

УДК 330 . 341 . 2

Особенности адаптации выпускников на современном рынке труда в условиях изменяющегося социума

В статье рассматриваются проблемы профессиональной адаптации российской молодежи. Особое внимание обращено на современные стратегии молодых специалистов в условиях множественного выбора . Раскрываются изменения, происходящие в ценностных приоритетах в отношении трудовой и образовательной мотивации выпускников вузов Определена роль социальных институтов по обеспечению включенности молодых специалистов в профессиональную деятельность

Ключевые слова: молодежь, рынок труда, занятость, молодые специалисты, мобильность, профессиональный качества, конкурентная среда

Одной из особенностей современного общества является создание ярко выраженной конкурентной среды, в том числе и в сфере занятости . Устанавливая высокие требования к своим сотрудникам, современные работодатели хотя и воспринимают их как часть своего бизнеса, а иногда и семьи, но при этом производят их отбор по таким критериям, которые не всегда могут быть отражены в функциональных возможностях . Сотрудник должен работать беспрерывно 24 часа в сутки, все выполнять с первого раза, всегда ориентироваться на улучшение индивидуальных способностей, постоянно совершенствовать профессиональные компетенции, соответствовать стандартам и идеологии предприятия, иметь выдающиеся качества, быть лучшим в своей специальности, всегда ориентироваться на успех . Работник должен обладать такими характеристиками, как интеллект, энергия, характер, желание стать суперзвездой . И если в обозначенный срок сотрудник не добивается значительных улучшений своей работы, его безжалостно увольняют. И если когда-то столь высокие требования к соискателю можно было встретить лишь в западных фирмах, то теперь в любой отечественной организации — от частной до государственной — требования к работникам все больше завышаются,

© Иванов С. Ю. , Иванова Д . В . , Буданова М .А. , 2016

нацеливая сотрудников на жесткую конкуренцию. Обобщая современные требования к молодым специалистам, предъявляемые работодателями, согласно результатам исследования, проведенного в 2015 году порталом Ка-рьера.ру, можно назвать наиболее часто встречающиеся, в их числе: навыки продаж (19,5%); грамотная письменная и устная речь (17,3%); презентационные навыки (14,2%) . Среди основных личных качеств, которые требуются в вакансиях, работодатели отдают приоритет: ответственности (28,1%); стрессоустойчивости (24,9%); целеустремленности (24,8%); аккуратности (22,3%); лидерским качествам (20,6%); доброжелательности (20,1%); коммуникабельности (17,5%) [3] . Будет интересным заметить, что эти требования ненамного отличаются от требований к молодым специалистам по самооценке самих выпускников [1]

Сегодня все оценивается, в том числе и выполняемая работа, которой молодой человек должен соответствовать . Для многих как в сфере бизнеса, так и в сфере личной жизни возрастает тенденция достижения лучших результатов во всем . Молодой человек, например, должен быть уверен, что его качества превосходят качества остальных. Но поскольку выяснить это можно только в сравнении, «коллективное соседство» просто необходимо . Для постоянной тренировки индивидуальных способностей большинство работодателей не только положительно относятся к желанию сотрудников получать дополнительное образование, но и сами «обучают» молодых работников в соответствии с требованиями, например, через тренинги или назначение тренер-партнеров для освоения нужных навыков Например, известный американский социолог Карл Сьюэлл в своей работе «Клиенты на всю жизнь» наилучшим свойством современного работника считает не просто выполнение всех необходимых действий с первого раза, но и наличие системного подхода при усовершенствовании работы, что позволяет ускорить повышение качества работы или обслуживания клиентов [5]

Интерес представляет то, как реагируют сами молодые сотрудники на такие требования . В большинстве случаев у современного поколения желание заработать формируется через мотив иметь свои собственные сбережения и тратить их, в том числе и на досуг, не всегда привязывая работу к самореализации, поэтому такая жесткость работодателей выявляет группу молодых специалистов, для которых поиск себя начинает затягиваться, а нетрудоустроенность формирует слой социальных «потеряшек», для которых важнее комфортные условия «собственного Я», чем постоянная гонка за карьерой В нашей стране это определенная социальная группа, чьим мотивом самореализации выступает внутренняя пассивность Но не только в сфере работы могут проявлять себя ее представители . Такая мотивация характерна и для многих молодых ребят, не желающих занимать активную жизненную позицию, быть социально открытыми для внешнего мира Сложная обстановка, социально-экономические, политические проблемы и катастрофы, которыми сегодня насыщены СМИ, попросту игнорируются и

не воспринимаются как реальность, воздействующая на оценку, действия или позицию части молодых россиян С одной стороны, на это может влиять и перенасыщенность информацией, с другой — это часть натуры, свойство характера Самоизоляция как защитная реакция от ненужной, лишней и тяжелой информации спасает молодежь от открытой реакции на происходящие события и вытесняет их из социальной включенности .

Заметим, в большинстве случаев любой организм имеет небольшое количество приемов для выживания и адаптации В современных сообществах социальная группа приобретает особое значение как своеобразная среда, готовящая своих членов к наиболее удачному вхождению в мир Как справедливо указывал Ч . Дарвин, не найдется ни одного случая, когда изменчивая по своей природе группа (организм) перестала бы изменяться в условиях культуры (среды) [2] . Следовательно, в основе приспособления лежат два фактора: сама изменчивая природа объекта и особенности изменения условий его существования Вопрос в том, какие условия наиболее влиятельны при адаптации современных сообществ — внутренние или внешние. Для одной из групп молодых россиян, что приемлемо для законов подражания, характерно именно внешнее пространство изменяющихся условий Другой образ жизни принимается как свой Но есть группы, чьим вектором развития могут считаться лишь внутренние условия адаптации, характерные только для самих сообществ в конкретных условиях существования Такие условия складываются и даже подвергаются изменениям внутри социума и приводят к своим формам мотивации, что обусловливается резкими отличиями вроде бы схожих по своим характеристикам групп молодежи Интересен такой феномен, описываемый в биологии как реверсия, когда организм стремится утратить вновь приобретенные признаки при сохранении себя в тех же условиях То есть природа самого организма гораздо сильнее, чем условия, которые его окружают В отличие от предыдущих описываемых групп, этот тип молодого поколения в основу своей мотивации закладывает личные возможности и способности, выделение себя из сообществ и желание во всем видеть собственные заслуги Такой тип можно охарактеризовать как «реверсивные», «самовосстанавливающиеся» Ищущие в своей природе наиболее полезные, эффективные качества для выживания . Этот тип наиболее индивидуализирован и наиболее жёсток в своих реализациях. Для части представителей такой молодежи окружающее пространство возможно лишь в том случае, если несет ему своеобразную выгоду для улучшения условий выживания Начиная с отказа от наиболее распространенных в нашем обществе правил общественного поведения (не уступать место пожилым людям, поскольку все равны в условиях общественного транспорта) до рассчитывания только на свои силы даже в период риска

Лучшие образовательные перспективы, постоянное повышение квалификации, желание получить наиболее перспективную работу — побочным

явлением этого становится нежелание иметь семью, чтобы не быть зависимыми, проживание на отдельной жилплощади, иногда в дорогих апартаментах совместно с такими же представителями молодой общины для поддержания себя в постоянном тонусе. Если же семья предусматривается, то появляется она не раньше 30-летнего возраста с наименьшим количеством детей (не больше двух) и с поддержанием себя и своих домочадцев с помощью здорового образа жизни в наиболее хорошей физической форме с перспективой долголетия . Можно сказать, что перед нами классическое представление о борьбе за выживание, для которой характерна наиболее упорная конкуренция между особями одного и того же вида . В то же время, несомненные изменения внешней среды сказываются и на активизации внутренних побудительных мотивов для наиболее успешных представителей этой группы, что позволяет увеличивать количество полезных навыков, благоприятствующих выживанию, но среда лишь подталкивает к развитию, не меняя саму характеристику типа Интересен и тот факт, что этот тип вполне согласуется с подтипами «потребителей» и «карьеристов», для которых именно внешние условия стали решающими в поисках оптимальных механизмов адаптации И в том, и в другом случае выработанные группами навыки оказались вполне достаточными для эффективного выживания . Не менее важным становится и то, что именно среди этих групп разворачивается наиболее жесткая конкурентная борьба за оспаривание своего положения в сообществе Вопрос здесь в том, какие навыки или какие векторы мотивации являются наиболее эффективными в современных российских условиях? По мнению Ч . Дарвина и его концепции естественного отбора, хорошо могут себя показать в условиях выживания не только сильнейшие виды, но и те, кто имеет простые, но надежные навыки выживания, простые мотивационные принципы в примитивных жизненных условиях. А следовательно, будет неправильным формировать нашу дифференциацию молодежных групп на основании лишь эффективности приспособления . Гораздо уместнее говорить о взаимозависимости и взаимопроникновении кажущихся четко разделенными подтипов

В условиях изменяющегося социума формируются универсальные программы и стереотипы образования, каждый из которых ориентируется на определенный ценностный дискурс, наиболее актуальные потребности рынка труда На протяжении длительного времени образование как ценность имело приоритетное значение и проходило разные этапы — от классического к специализированному и наоборот

Увеличивающееся социальное расслоение заставляет по-иному взглянуть на проблемы подготовки современных специалистов

Современный молодежный рынок труда находится под влиянием различных социально-экономических процессов, происходящих в обществе. Такое влияние находит отражение в требованиях работодателей к уровню подготовки молодежи Молодые люди, выходящие сегодня на рынок труда,

должны обладать широким спектром профильных знаний, навыков, умений, обладать специализацией в какой-либо конкретной области, определенным практическим опытом Это позволяет молодежи быстро адаптироваться к новым условиям, отвечать на вызовы современного рынка труда

В условиях суженного спроса молодежи, не обладающей необходимым трудовым потенциалом, достаточно тяжело выдерживать конкуренцию с безработными специалистами, владеющими достаточными профессиональными знаниями и производственными навыками В этой связи интерес представляет оценка перспектив трудоустройства молодых людей в контексте получаемого образования в разрезе получаемых в вузе знаний, формируемых компетенций

Сегодня все более актуальными становятся проблемы трудоустройства выпускников высших учебных заведений Молодые специалисты, выходящие на рынок труда после окончания вуза, неизбежно сталкиваются с проблемами поиска работы и профессиональной адаптации В этой связи с формированием рыночных отношений необходим новый механизм, обеспечивающий партнерское взаимодействие участников рынка труда

В меняющихся экономических условиях возрастает роль профессионально-личностных качеств, обеспечивающих конкурентоспособность на рынке труда, построение успешной профессиональной карьеры Такие задачи, как развитие личности специалиста, подготовка его к профессиональной деятельности, не всегда в системе образования решаются достаточно успешно, что усугубляет проблемы с трудоустройством молодых специалистов после окончания вуза

Изменение экономической конъюнктуры приводит к снижению престижа ряда важных для общества профессий В настоящее время ряд исследователей отмечает изменение традиционной иерархии ценностей, приводящее к замене утративших актуальность мотивов

В связи с этим одной из важных и актуальных исследовательских задач является разработка системы трудоустройства выпускников, интегрированной в систему образования вуза, адекватной запросам современного рынка труда

Безусловный интерес представляют особенности трудоустройства выпускников социально-гуманитарного профиля Обратимся к данным проведенного под руководством авторов исследования в мае — июне 2015 года . В качестве респондентов выступали выпускники Института социально-гуманитарного образования (Социально-экономического факультета) ФГБОУ ВПО МПГУ, закончившие вуз в 2007—2014 годах . Из них было опрошено 56% девушек и 44% юношей . Респонденты представляли разные группы по признаку доходов, месту проживания и занятости Возраст респондентов 25—29 лет. Объем выборки составил 200 выпускников [4].

Одна из целей опроса состояла в формировании типовой модели выпускника гуманитарного вуза, которая поможет субъектам социального управ-

ления скорректировать реализуемые меры по профессиональной подготовке с учетом потребностей современного рынка труда Сбор первичной информации осуществлялся методом телефонного и онлайн опроса Для опроса была разработана анкета (опросный лист), включающая в себя 35 вопросов .

Один из основных индикаторов конкурентоспособности выпускников на рынке труда является их востребованность работодателями В то же время успешность в поиске работы в определенной степени должна сочетаться с достойной оплатой труда, обеспечением требуемого уровня и качества жизни Дело в том, что трудоустройство выпускников охватывает ряд этапов взаимодействия «вуз — работодатель — студент» Во многом трудоустройство выпускников определяет их конкурентные преимущества

В этой связи респондентов просили оценить свое трудоустройство . Согласно полученным данным ответы респондентов распределились следующим образом . Большая часть опрошенных выпускников-гуманитариев (45%) трудоустроились скорее без проблем, чем имея какие-либо связанные с этим препятствия . 19% респондентов утверждают, что трудоустроилась без проблем Такая же часть респондентов указала на то, что, напротив, найти подходящую работу было трудно 3% указали, что найти работу им оказалось почти невозможным и 3% пропустили данный вопрос . 1% сказал, что рассчитывает только на временные заработки, и столько же затруднилось дать ответ. В целом же баланс оценок (42%) положительный и свидетельствует о том, что респонденты в большинстве достаточно оптимистично оценивали свое трудоустройство

Немаловажную роль играет анализ трудностей при трудоустройстве выпускников . Поэтому респондентов просили ответить на вопрос: «Если вы испытывали трудности при трудоустройстве, то укажите — какие?»

Как показало исследование, многие выпускники так или иначе сталкивались с трудностями при трудоустройстве. Лидирующие позиции в рейтинге основных трудностей при трудоустройстве занимают следующие проблемы:

• отсутствие нужных связей (1-е место, 30%);

• отсутствие опыта работы (2-е место, 25%);

• большая конкуренция на рынке труда (3-е место, 20%) .

Лишь только 6% выпускников заявили о том, что сейчас отсутствует спрос на специалистов соответствующего профиля О недостатке профессиональной подготовки заявили 4% опрошенных, 3% бывших студентов не могут трудоустроиться в силу своего возраста 1% выпускников связали проблемы с трудоустройством со слабым здоровьем, столько же с семейными обязательствами, и также 1% респондентов говорят об отсутствии информации о вакансиях Примечательно, что 9% респондентов затруднились ответить на вопрос

В целом, можно сделать вывод о том, что большая доля выпускников социально-гуманитарного профиля в той или иной степени испытывала

трудности при трудоустройстве Многие из этих трудностей носят скорее объективный характер и прежде всего связаны с их активной позицией по своему позиционированию, формированию коммуникационных навыков, наконец, реализуемыми социальными партнерами мерами по отстаиванию интересов работающей молодежи Отдельно выделяются проблемы, связанные с необходимостью совершенствования механизмов, обеспечивающих взаимосвязь между рынком труда и учебным заведением, а также нормативно-правового регулирования отношений «учебное заведение — работодатель — выпускник»

Небольшая группа выпускников (4%) не занимаются трудовой деятельностью Причин здесь много, значимая часть из них определяется невысокой профессиональной мобильностью в выбранном секторе рынка, нежеланием начинать карьеру с низовых позиций Как, впрочем, нельзя исключать и тех, у кого отсутствует желание в поиске работы в силу субъективных (индивидуальных) причин

Опрос показывает, что после окончания вуза некоторые молодые люди сталкиваются с недостаточной информированностью о ситуации на рынке труда, имеющихся вакансиях, уровне заработной платы, требованиях работодателей Очевидно, что недостаточный уровень информированности по данным направлениям во многом определяет адаптивные способности самих выпускников, их трудовой мотивации Исследование также показало, что в числе «ресурсных» причин «выхода» с рынка труда молодежь отмечает следующие: неуспешность в поиске работы, отказ от поиска работы, низкий заработок. В определенной степени перед социальными партнерами стоит задача по проработке мер по интеграции застойных безработных в рынок труда

Одним из важнейших направлений анализа востребованности выпускников является изучение продолжительности поиска молодежью работы В ходе опроса выпускникам был задан вопрос: «В течение какого времени после окончания МПГУ Вы устроились на работу?» Ответы респондентов распределились следующим образом Большинство респондентов, а именно — 31%, вышли на работу в течение 1 месяца после выпуска. 28% начали работать еще до окончания обучения Вместе с тем количество выпускников, вышедших на работу в течение 3—6 месяцев, равно 18% . 4% респондентов не ответили на этот вопрос. А 1% процент отметил вариант «Другое».

Полученные данные существенно меньше средних по региону (6,6 месяца) Это свидетельствует об эффективном использовании выпускниками своего образовательного потенциала Большинство выпускников-гуманитариев устраиваются на работу до 1 месяца после выпуска или уже во время обучения, что говорит о достаточно высоком уровне социально-профессиональной мобильности молодежи

В ходе опроса студентам был задан вопрос: «Устраивает ли Вас нынешняя работа?»

Исследование показало, что большая часть студентов удовлетворена своей работой . 55% респондентов указали на то, что они частично удовлетворены работой, 20% ответили, что полностью удовлетворены работой Напротив, каждый десятый опрошенный не удовлетворен работой Еще 5% респондентов пропустили этот вопрос . У 11% студентов возникли затруднения с ответом на вопрос

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в своем большинстве выпускники удовлетворены содержанием работы Тем не менее, у молодежи встречается определенные рассогласования между реальными и ожидаемыми требованиями к работе Такая диспозиция вполне прогнозируема и связана с необходимостью более детальной проработки программ адаптации молодых специалистов

Существенное влияние на трудовую удовлетворенность оказывает размер заработной платы Поэтому в ходе исследования выпускников просили указать, насколько их устраивает уровень заработной платы на нынешнем месте работы Вот как распределились ответы на вопрос Согласно полученному распределению, большинство опрошенных, а именно — 48%, скорее довольны своей заработной платой Еще 21% опрошенных ответили, что их скорее не устраивает уровень их заработной платы 13% опрашиваемых пропустили данный вопрос Полностью довольны заработной платой лишь 11% опрошенных. 7 % опрошенных недовольны заработной платой вообще.

Резюмируя сказанное выше, отметим, что большинство респондентов удовлетворены получаемой заработной платой Баланс позитивных и негативных оценок положителен (+31%). Разница по доходным группам среди занятой молодежи не такая сильная Тем не менее, чаще всего респонденты указывали на свою удовлетворенность размером заработной платы в диапазоне от 30 до 40 тыс. рублей . Данный уровень соответствует средней зарплате по региональному рынку В то же время отмечается немногочисленная доля тех, кто получает зарплату на уровне прожиточного минимума (10%) . В определенной мере здесь приходится сталкиваться с тем, что образование для молодежи является основой для успешного трудоустройства, но не гарантией безбедного существования В то же время доля бедных находится в явной «оппозиции» к трудовой активности молодежи, ее способности к самопродвижению

Определенный интерес представляет оценка востребованных общепрофессиональных навыков В этой связи выпускникам был задан вопрос: «Укажите востребованные профессиональные навыки по выбранной вами профессии/должности» Ответы респондентов распределились следующим образом

Согласно полученному распределению, наиболее часто в целом по выборке, респонденты отмечали следующие профессиональные качества:

• умение работать в команде (30%);

• умение организовывать (22%);

• умение работать и принимать решения (19%) .

Несколько реже выпускники отмечали навыки деловой коммуникации (8%). Умение убеждать отметили 9%, самостоятельность — 7%, работу с более опытными — 3% и ответственность — 2%

Таким образом, можно сказать, что в числе основных наиболее востребованными для гуманитариев являются управленческие навыки В определенной мере явным ограничением для профессионально-квалификационной мобильности молодежи все же является нивелирование необходимости установления социальных коммуникаций

Стремление к успехам в карьере, требования к условиям труда, получение достойной работы по специальности — эти и многие другие факторы определяют профессиональную самореализацию выпускников вуза

Как можно заметить, в отношении работы у респондентов встречаются различные профессиональные ориентации: «готовность продвигаться на данной работе», «готовность сменить ее и найти работу с достойными условиями труда» Тем не менее исследование показывает, что выпускники целенаправленно делают свой профессиональный выбор. Многие из них все же не останавливаются на достигнутом

Лидирующей оказалась установка на карьерный рост (36%) . Примерно каждый четвертый респондент указал на переход на любую другую более высоко оплачиваемую работу (23%) Найти работу по специальности желают 17%, найти работу с приемлемыми условиями труда — 6% . Готовы получить другую специальность и столько же респондентов желают повысить свою квалификацию — по 4% . Желают открыть свое дело — 1% . Лишь только 5% довольны своим положением Затруднились ответить на этот вопрос — 2%

Таким образом, результаты опроса подтвердили положение о том, что выпускники вуза обладают достаточно высокой мобильностью. Большая часть из них работает в соответствии со своими профессиональными предпочтениями и связывает свою траекторию развития с полученной специальностью Крайне небольшая доля тех, кто готов сменить место работы, получить другую специальность В целом же по выборке, свои профессиональные планы по самореализации многие выпускники связывают с карьерным ростом на работе, которую они изначально выбрали

В определенной степени необходимый уровень конкурентоспособности современных выпускников предопределяет соответствие их трудового потенциала потребностям современного рынка труда, требуемая профессиональная подготовленность молодых специалистов, адаптивность к новым условиям При этом длительное отсутствие профессиональных перспектив и работы негативно сказываются на их профессиональных планах, социально-психологической адаптации Это позволяет сделать вывод о том, что учебные планы должны в большей степени ориентироваться не только на необходимый объем теоретических, но и практических знаний, связанных с самостоятельной трудовой деятельностью и самоменеджментом

Поскольку спрос на молодых работников в определенной степени чувствителен к совокупным социально-экономическим условиям и состоянию регионального рынка труда, целесообразно проанализировать «внутренние» причины рассогласования спроса и предложения молодых специалистов

На вопрос: «Насколько работа связана со специальностью?» более половины опрошенных (56%) ответили, что работают по специальности . И все же 16% отметили, что занимаются деятельностью, не связанной с полученной специальностью. Это во многом можно объяснить наблюдаемыми различиями в профессионально-квалификационных траекториях молодежи, наличием множественного выбора .

В ходе опроса выпускникам был задан вопрос: «Если вы не работаете по специальности, то укажите, почему?» Согласно полученным данным ответы респондентов, не работающих по специальности, распределились следующим образом

Полученные данные свидетельствуют о том, что все мнения респондентов о причинах работы не по специальности условно можно разделить на несколько групп В первую группу входят те, кто сразу не планировал работать по специальности Так, большинство опрошенных, а именно 31%, ответили, что не работают по специальности потому, что сразу не планировали работать по специальности

Равноценную группу представляют те, кто не смог найти работу по специальности (29%) Более низкие показатели наблюдаются в отношении нахождения высокооплачиваемой работы не по специальности — 12% Каждый пятый респондент затруднился с ответом на данный вопрос И, наконец, 3% опрошенных выбрали позицию «Другое»

Таким образом, можно сказать, что многие выпускники, работающие не по специальности, делают это во многом целенаправленно, либо их состояние является следствием определенных трудностей с поиском работы по своей специальности

В условиях кризиса сохраняется тенденция к ухудшению ситуации на рынке труда . Многие компании ограничивают спрос и сокращают программы привлечения молодых специалистов Анализ востребованности тех или иных профессиональных направлений показывает согласованность заявленного образовательного профиля

Интерес в этой связи представляет распределение ответов на вопрос: «На что в первую очередь обращают внимание при подборе молодых специалистов в вашу организацию?»

В топ-3 входят следующие основные позиции, которые оказываются наиболее востребованными со стороны работодателей:

• уровень профессиональных знаний (34%);

• направление и качество образования кандидата (26%);

• наличие профессионального опыта у кандидата (6%)

Замыкают оценочный ряд такие позиции, как: личностные и деловые качества (5%), соответствие молодого специалиста корпоративной культуре (1%) 8% респондентов указали иные качества

Таким образом, согласно полученным оценкам, мнение работодателей во многом складывается из требований к качественной подготовке специалистов, которая должна быть подкреплена соответствующим профессиональным опытом Очевидно, что наличие у выпускников профессиональной самореализации еще не гарантирует ему успешное трудоустройство

На основе проведенного исследования можно сказать, что выпускники высоко оценивают полученное ими образование Они считают, что получили все необходимые теоретические и практические знания, навыки и умения В целом выпускники считают, что имеют удовлетворительный уровень подготовки, при этом они полагают, что сформированные компетенции помогают им на рабочем месте При этом влияние вуза на получение требуемых профессиональных навыков оценивается выше среднего В целом же базис основных профессиональных компетенций, полученных в вузе, помогает успешно справляться с поставленными на работе задачами Большинство респондентов на момент опроса работали на своем первом рабочем месте (54%) Для тех же, кто оставил первое место работы, основными причинами ухода явились условия труда, низкая заработная плата и завышенные требования руководства

В рядах выпускников мало кто не хотел изначально работать по специальности Многие выпускники стремились устраиваться на работу по полученной ими профессии и нашли ее. Это говорит о высоком уровне заинтересованности и осознанном выборе. Если говорить о тех, кто не стал работать по полученной специальности, то многие отметили, что у них были определенные проблемы по переквалификации Это говорит о необходимости в рамках специальной подготовки обращать делать акцент на инструментарий профессиональной и социальной адаптации и стратегии профессионального развития Данный ориентир позволяет им проявлять себя как способных работников вне зависимости от сферы их деятельности

Особое направление видится в профессиональном развитии выпускников В большинстве случаев выпускники хотят получить дополнительное образование На это их мотивирует возможность дальнейшего карьерного роста, финансовый рост или же возможность перехода на другое место работы Респонденты отметили, что, скорее всего, они сами самостоятельно не способны получить дополнительное образование (47%) В целом же выпускники, ориентируясь на осознанный выбор, уделяют серьезное внимание дополнительной профессиональной подготовке и переподготовке Выпускники отметили, что желают продолжать обучение, для того чтобы реализовать свои возможности, только для этого им нужна помощь

Для оценки складывающейся ситуации на рынке труда показательна позиция работодателей через призму оценок выпускников Мнение в от-

ношении привлечения молодых перспективных специалистов разделилось . Респонденты отмечают, что нужных кадров в организациях-работодателях хватает для успешного развития предприятий, хотя возможно привлечение молодых специалистов . Это говорит о сложной ситуации на рынке труда . Важнейшими факторами принятия на работу молодых специалистов отмечают уровень профессиональных знаний и направление, а также качество образования кандидатов

В заключении хотелось бы сказать, что выпускники вуза имеют высокие шансы на трудоустройство. Молодые специалисты получают хорошую подготовку, которая позволяет им рассчитывать на достойное трудовое будущее. Однако высокая адаптивность характерна не для всех выпускников . Можно отметить неоднозначную дифференцированность молодежи на региональных и отраслевых рынках труда . Во многих случаях внешние условия, жесткая конкуренция, требования работодателей не всегда способствуют успешному и быстрому включению в профессиональную деятельность Эффективная подготовка специалистов в первую очередь должна ориентироваться не только на изменения рынка труда, но и на повышение адаптационных способностей и формирование конкурентных навыков у молодых работников в контексте личностного роста и развития

Литература

1 . Горшков М.К. Молодежь России: социологический проект / М . К. Горшков,

Ф. Э. Шереги . М . , 2010. 592 с .

2 . Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора . М . , 1986 . 383 с .

3 . Какие требования предъявляют работодатели к молодым специалистам?

[Электронный ресурс] URL: https://career. ra/artide/18255 (дата обращения 17. 08 . 2016 г. ) .

4. Мусарский М.М. Конкурентоспособность образования и восстребованность выпускников вузов на рынке труда / М . М . Мусарский, М . А. Буданова, Ю. С. Коноплин, С. Ю. Иванов // Научно-теоретический и аналитический журнал «Управление мегаполисом». 2015 . Т. 1 . № 6 . С . 7—17.

5 . Сьюэлл К. Клиенты на всю жизнь / Пер . с англ . М . Иванова и М . Фербе-ра . М . , 2015 . 240 с .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.