ИССЛЕДОВАНИЕ
Никулина Ю.Н.1
1 Оренбургский государственный университет
Оценка уровня конкурентоспособности: взгляд молодых специалистов
АННОТАЦИЯ:
В статье приводятся результаты мониторинга трудоустройства и карьерного продвижения выпускников, связанные с оценкой положения молодых специалистов на современном рынке труда. Предложены рекомендации по повышению уровня профессиональной подготовки и конкурентоспособности молодых специалистов с учетом требований регионального рынка труда.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Оренбургской области (проект № 14-13-56006а(р) «Мониторинг становления конкурентоспособного специалиста (на примере Оренбургской области)»).
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: рынок труда, молодой специалист, требования предприятий-работодателей, профессиональная подготовленность, конкурентоспособность выпускников
JEL: E24, J21, M51
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Никулина Ю.Н. Оценка уровня конкурентоспособности: взгляд молодых специалистов // Экономика труда. — 2015. — Т. 2. — № 1. — С. 51-60. doi: 10.18334/et.2.1.48
Никулина Юлия Николаевна, начальник отдела содействия трудоустройству выпускников и маркетинга образовательных услуг, доцент кафедры управления персоналом, сервиса и туризма, Оренбургский государственный университет (juliaguzenko@mail.ru)
ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 15.02.2015 / ОПУБЛИКОВАНО: 30.03.2015 ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.org/10.18334/et2.L48 (с) Никулина Ю.Н. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"
Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский
Metadata in English is available.
For detailed information, please, visit http://dx.doi.org/10.18334/et.2.1.48
В последние годы в России нарастает комплекс проблем, связанный с кадровым обеспечением экономики и деятельностью системы образования. На сегодняшний день необходимость взаимодействия вузов и предприятий- работодателей - это особо важная задача, так как от их конструктивного партнерства во многом будет зависеть качество и конкурентоспособность высшего образования, и эффективность его модернизации. Партнерство вузов и работодателей способствует укреплению конкурентных преимуществ региона как центра интеллектуальных ресурсов и человеческого капитала, развитию инновационных форм предпринимательства и укреплению экономики региона (Пропп, 2014; Савчук, 2012; Черникова, Исаков, 2014).
В современных условиях отсутствует механизм, при котором объемы приема и направления подготовки специалистов определяются через диалог с предприятиями-работодателями - основными потребителями кадров (Каптерев, 2014). В данной ситуации особо важным становится адекватное формулирование целей обучения. Система нового поколения профессиональных и образовательных стандартов должна в большей степени строиться с учетом требований предприятий -работодателей и удовлетворения запросов регионального рынка труда к перечню направлений подготовки и компетенций молодых специалистов.
Поэтому одним из перспективных направлений деятельности вузов становится исследование тенденций и перспектив развития рынка образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования и проведение маркетинговых исследований потребителей образовательных услуг высших учебных заведений и субъектов рынка труда региона.
В настоящее время одной из важных задач в системе высшего профессионального образования является разработка научно-методического обеспечения процесса управления качеством образования на основе анализа его развития, мониторинга, прогнозирования и использования маркетингового подхода (Корицкий, 2011; Шуткина, 2007; Юртаева, 2012). Процесс управления качеством образования в вузе подразумевает использование различных подходов. Одним из наиболее эффективных является маркетинговый подход, который ориентирует руководство вуза и профессорско-преподавательский состав на достижение удовлетворенности всех групп потребителей (абитуриентов, студентов, выпускников, молодых специалистов, предприятий -работодателей) и повышение уровня конкурентоспособности вуза.
Использование маркетинговых методов и инструментов (в т.ч. маркетинговых исследований) позволяет получать актуальную информацию и принимать эффективные управленческие решения.
Одним из критериев эффективности качества образования является уровень развития системы профориентации и содействия трудоустройству выпускников. Исследование данной системы и разработка предложений по ее совершенствованию основываются на использовании результатов комплексного мониторинга процессов профессионального самоопределения, трудоустройства, адаптации к условиям современного рынка труда, карьерного продвижения молодых специалистов в системе отношений «абитуриент - студент - выпускник -специалист» (Карпова, Никулина и др., 2014).
Один из главных признаков конкурентоспособности молодого специалиста - соответствие требованиям предприятий-работодателей. Оценку профессиональной подготовленности и конкурентоспособности выпускников могут осуществлять непосредственно как субъекты рынка труда, т.е. предприятия- работодатели, так и сами молодые специалисты.
Актуальной задачей становится исследование собственной конкурентоспособности через изучение различных аспектов работы молодых специалистов, в том числе по полученной специальности, существующих стратегий трудоустройства, факторов выбора работы и условий труда, а также выработка направлений для максимального сближения системы образования и рынка труда, т.е. выпускника и работодателя (Ларионова, 2011; Никулина, 2011; Степаненко, 2014).
С этой целью Оренбургский государственный университет в январе 2014 года провел ежегодное исследование «Мониторинг трудоустройства и карьерного продвижения выпускников - 2013». Основные задачи исследования: оценка востребованности выпускников на рынке труда, анализ каналов трудоустройства и положения выпускников на рынке труда, оценка соответствия уровня подготовленности выпускника требованиям предприятий-работодателей.
Результаты исследования показали, что на момент опроса -полгода после получения диплома о высшем профессиональном образовании успешно трудоустроились 74,7 % выпускников, число не работающих респондентов составило 25,3 %, из них девушки, находящиеся в декретном отпуске - 6,1 %; молодые люди, находящиеся на службе в армии - 3,9 %; - выпускники, продолжающие дневное
обучение (аспирантура, магистратура, второе высшее образование) -6,6 %.
По данным опроса 16,6 % респондентов являются занятыми. В число неработающих 8,7 % респондентов входят те, кто по различным причинам не может найти рабочее место в течение первых 5-6 месяцев после выпуска, а также те, кто, получив первоначальный трудовой опыт, ищут более подходящее место работы. В целом ситуация складывается следующим образом - 91,3 % выпускников заняты или работают; не работают 8,7 % респондентов.
Анализ каналов трудоустройства выпускников показал, что наиболее популярным механизмом трудоустройства являются связи родственников, друзей и знакомых респондентов (33,8 %). Также популярно среди выпускников поиск работы через интернет (17,7 %).
С помощью обращения непосредственно на предприятие определились с местом работы 14,7 % респондентов; работники университета (выпускающих кафедр, деканатов, отдела содействия трудоустройству выпускников) оказали содействие 12,5 % выпускников. По итогам прохождения практики на профильных предприятиях остались 12,5 % выпускников. Часть респондентов (2,3 %) организовали собственный бизнес, получив статус индивидуального предпринимателя.
Учитывая направленность экономики Оренбургского края, большинство выпускников (23 %) трудоустраиваются на промышленные и производственные предприятия, а также на предприятия электроэнергетики. В сфере строительства работают 13% респондентов, 11% - в торговле; 10%- работают на предприятиях сервиса и обслуживания, 9 % - в банках, финансовых и страховых компаниях.
По результатам проведенного телефонного опроса было выявлено, что более чем у половины - 50,2 % выпускников работа соответствует полученной специальности; 28,1 % респондентов работают не совсем по профилю подготовки; у 21,7 % выпускников место работы не соответствует выбранному направлению подготовки в вузе.
Что касается вопроса необходимости прохождения какой-либо дополнительной подготовки на рабочем месте, то большинство ответили, что сразу приступили к работе без каких-либо затруднений - 71,1 %. 17,3% респондентов не сразу приступили к должностным обязанностям, т.к. нуждались в дополнительном обучении на рабочем месте, 11,2 % -почти сразу при условии прохождения обязательного внутрифирменного обучения.
Как выяснилось в результате исследования, основная часть выпускников (41,5 %) получают зарплату в пределах от 15 до 20 тыс. р. Что касается остальных, то до 10 тыс. р. в месяц получают 6,5 % респондентов, от 10 до 15 тыс. р. - 22,1 % выпускников, от 20 до 25 тыс. р. - 13,4 % респондентов, свыше 25 тыс. р. - 11,3 % респондентов. Не пожелали отвечать на вопрос об оплате своего труда либо затруднились ответить 5,2 % выпускников.
Интересно сравнить полученные данные с результатами исследования «Выпускник ОГУ - 2013», которое проводилось в июне-июле 2013 года сразу после защиты дипломных работ среди тех же респондентов.
На тот момент заработная плата менее 10 тыс. р. устроила бы всего 1,1 % респондентов. 13,3 % оценили свои профессиональные качества в пределах 10-15 тыс. р. Большая же часть выпускников (83,6 %) хотели получать зарплату свыше 15 тыс. р. На момент же проведения исследования выпускников уже как молодых специалистов, заработную плату в пределах от 15 тыс. р. и выше получают только 66,2 %.
Для 68,4 % трудоустроенных на момент опроса выпускников текущая работа является первым местом после окончания вуза. 31,6 % респондентов уже меняли место работы. Основная причина ухода с первого места работы - низкий уровень оплаты труда (42,5 % респондентов). Третья часть выпускников (30,1 %) ответили, что их не устроили условия работы: оснащенность рабочего места, график работы, удаленность работы от дома, бытовые условия и т.д. Среди прочих причин (27,4 %) - личные взаимоотношения в коллективе, переезд в другой город, смена профессиональной деятельности, отсутствие возможности профессионального и карьерного роста, сокращение штата и другие.
Для оценки соответствия уровня подготовленности выпускников требованиям современного рынка труда, респондентам был задан соответствующий вопрос относительно самооценки полученных знаний, умений и навыков. Значительная часть респондентов (64,1 %) отметили высокий уровень приобретенных профессиональных знаний. Треть выпускников (29,4 %) ответила, что не полностью удовлетворены уровнем своей подготовки. Не довольны своим багажом знаний - 4,3 % респондентов.
Обратим внимание на результаты опроса «Выпускник ОГУ - 2013», где респонденты оценивали уровень полученного в университете образования, - «неудовлетворительно» и «удовлетворительно» оценили
свой уровень знаний лишь 1,1 % и 10,9 % респондентов соответственно, а на «отлично» и «хорошо» - 29,9 % и 55,6 % выпускников соответственно. Полученные результаты свидетельствуют о том, что на рабочем месте выпускники более реально оценили полученные в вузе знания и уровень полученного образования.
В связи с тем, что почти треть опрошенных выпускников не совсем удовлетворены уровнем полученных знаний или вовсе не удовлетворены им полностью, респондентам был задан, чего же именно не хватает им в профессиональной подготовке как специалистов.
Часть выпускников (25,5 %) ответили, что для достаточной профессиональной подготовки как специалистов им не хватило практических навыков в процессе обучения. Некоторым выпускникам (1,3 %) не хватило работы со специальными компьютерными программами во время обучения в вузе, а также теоретических знаний (3 %). Часть выпускников (6,1 %) указали свои варианты ответов, в числе которых недостаток знаний специализированных программных систем, знаний СНИП, строительных норм и правил, практики видеомонтажа, навыков программирования и др. (Карпова, Никулина, и др., 2014).
Возможность дальнейшего карьерного роста предполагает работа 86,1 % выпускников. В этой группе респондентов большинство отмечает, что шансы в отношении карьерного роста средние - 50,2 %, высокие шансы у 22,5 % респондентов, низкие - у 13,4 % выпускников. Часть респондентов (7,8 %) отвечает об отсутствии карьерного роста в будущем.
Работу в ближайшее время собираются поменять 26 % респондентов, что главным образом связано с работой не по специальности, низкими шансами в отношении карьерного и профессионального роста и низкой оплатой труда. Большая же часть респондентов довольны текущим местом работы, и в ближайшее время менять его не планируют (66,2 %). Не определились с ответом на вопрос о том, стоит ли менять в ближайшее время работу или нет, 7,8 % респондентов.
В связи с тем, что многие выпускники планировали на момент проведения опроса поменять текущее место работы, логично было спросить о готовности переехать в другой регион с целью лучшего трудоустройства. Ответы распределились практически равномерно, однако, большая часть выпускников - 51,5 % ответили, что готовы переехать ради лучшей работы, 48,5 % - отказались.
Многие выпускники после окончания высшего учебного заведения сталкиваются с определенными трудностями в процессе
поиска работы. В результате проведения опроса выяснилось, что у 41,1 % выпускников проблем в процессе поиска работы не возникло. Основной же проблемой остальных стало отсутствие опыта работы (26,7 %). Столкнулись с проблемой дефицита рабочих мест по полученной специальности на рынке труда 14,7 % выпускников. Не устроила оплата труда по специальности 13,2 % респондентов. Часть респондентов (2,72 %) отметили другое: психологическая неподготовленность к рынку труда; отсутствие гражданства РФ; большинство вакансий от кадровых агентств, а не от прямых работодателей; дискриминация по половому признаку.
Полученные результаты исследования молодых специалистов дают основания сформулировать определенные рекомендации по повышению уровня профессиональной подготовки и конкурентоспособности выпускников на региональном рынке труда.
Во-первых, необходимо ежегодно проводить практические занятия с целью оказания помощи студентам в уточнении и конкретизации информации о профессиональной деятельности по выбранной специальности и направлению подготовки, а также семинары, обучающие технологиям успешного трудоустройства и основам предпринимательства.
Во-вторых, целесообразно проводить тренинги, развивающие личностные и профессиональные компетенции студентов, лидерские качества и навыки делового общения, ориентировать на построение успешной карьеры, информировать выпускников о текущей ситуации на рынке труда, спросе и предложении рабочей силы, среднем уровне оплаты труда молодых специалистов, потенциальных местах трудоустройства в разрезе специальностей и направлений подготовки.
В-третьих, в связи с тем, что около трети выпускников работают не по профилю полученного образования, выпускающим кафедрам усиливать связь с профильными предприятиями Оренбуржья с целью расширения сотрудничества в области целевой контрактной подготовки студентов, закрепления студентов для прохождения всех видов практики и трудоустройства на предприятия, включая заключение соответствующих договоров.
В-четвертых, необходимо предусматривать в перечне тем курсовых и дипломных работ темы, предложенные предприятиями-работодателями, являющимися базами производственных и преддипломных практик студентов и приглашать представителей компаний на их защиты.
В-пятых, в большей степени привлекать представителей предприятий-работодателей к проведению семинаров, мастер-классов и деловых игр по профильным предметам с целью подготовки конкурентоспособных специалистов для экономики региона.
В-шестых, проводить анализ потребностей регионального рынка труда при разработке образовательных программ прикладного бакалавриата и системы дополнительного профессионального образования.
Таким образом, можно констатировать, что процесс формирования конкурентоспособного специалиста в современных условиях должен базироваться на всестороннем сотрудничестве образовательных учреждений и бизнеса на основе совместно разработанных образовательных программ, профилей подготовки с четко продуманными и сформулированными целями обучения и характеристикой компетентностного портрета (модели) выпускника.
ИСТОЧНИКИ:
Каптерев, А.И. (2014). Система «профсила»: управление профориентацией. Труд и социальные отношения, 11-12, 84-97.
Карпова, Г.В., Никулина, Ю.Н., Кривоблоцкая, А.В., Абрамова, Л.А., Кислова, И.А., Струзберг, Г.В. (2014). Мониторинг становления конкурентоспособного специалиста: сборник результатов исследований за 2012-2013 учебный год. Оренбург: Оренбургский государственный университет.
Корицкий, А.В. (2011). Динамика частных и социальных норм отдачи образования в России. Вопросы инновационной экономики, 1, 11-29.
Ларионова, И.А. (2011). Самореализация как системообразующий фактор интегративной профессиональной подготовки специалистов. Педагогическое образование в России, 4, 18-27.
Мешечкина, Р.П. (2013). Теоретические подходы к исследованию понятия трудового
потенциала как экономической категории. Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права, 1, 040-044.
Никулина, Ю.Н. (2011). Профессиональная подготовленность молодых специалистов: взгляд выпускников вуза и работодателей. Вестник Оренбургского государственного университета, 8, 88-93.
Пропп, О.В. (2014). Организационно-экономическое поведение участников регионального рынка труда специалистов. Экономика труда, 1(1), 47-58.
Савчук, Д.А. (2012). Особенности рынка труда молодых специалистов в современной России и трудоустройство выпускников системы высшего профессионального образования. Baikal Research Journal, 2, 32.
Сальникова, Л.Ю. (2011). Управление механизмом повышения конкурентоспособности выпускников высших учебных заведений на рынке труда. Вестник Челябинского государственного университета, 31, 127-131.
Степаненко, Е.В. (2013). Проблемы адаптации молодых специалистов. Наука в центральной России, 12S, 39-44.
Степаненко, Е.В. (2014). Факторы профессионального становления молодых
специалистов. Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации, 202, 70-74.
Черникова, С.А., Исаков, Ю.А. (2014). Трудовые ресурсы как фактор производства. Российское предпринимательство, 5, 55-62.
Шуткина, Ж.А. (2007). Педагогические условия формирования конкурентоспособности
выпускника негосударственного вуза. Образование и саморазвитие, 3(5), 108-111.
Юртаева, Н.И. (2012). Управление карьерными ориентациями в профессиональном
развитии студентов инженерного вуза. Вестник Казанского технологического университета, 15(1), 300-306.