Научная статья на тему 'Исследование и анализ адаптации к профессиональной деятельности выпускников вуза гуманитарного профиля'

Исследование и анализ адаптации к профессиональной деятельности выпускников вуза гуманитарного профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
392
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
VOCATIONAL ORIENTATION AND ADAPTATION CONDITIONS / PROFESSIONAL MOTIVATION / PROFESSIONAL STATUS OF THE YOUNG EXPERT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колмогорова Ирина Константиновна

Проведенный нами анализ состояния профессиональной подготовки студентов выпускных курсов гуманитарного профиля, в аспекте выявления состава знаний о будущей профессии, знаний в области личностной сферы, условий, оказывающих наибольшее влияние на процессы профессионального самоопределения и адаптации к профессиональной деятельности, выявил значительные пробелы. Это натолкнуло нас на систематизацию теоретического материала с целью более детального рассмотрения всех составляющих эффективности профессионального выбора, деятельности, адаптации. Результаты наших исследований послужили основанием для систематизации условий профессиональной ориентации и адаптации к труду выпускников гуманитарных факультетов. В учебный процесс Подольского социально-спортивного института были внедрены педагогические технологии адаптации выпускников вуза; разработана методика, способствующая улучшению процесса трудоустройства молодых специалистов. Основой адаптации выпускников вуза гуманитарного профиля в сфере «Физическая культура» и «Туризм» к профессиональной деятельности явились элективные спецкурсы и программы учебной практики, помогающие выпускникам успешно вступить во взрослую социальную и производственную среду. Реализованный нами элективный курс основан на систематизации основных условий профессиональной ориентации и адаптации к труду выпускников гуманитарных факультетов спроектированных нами в вузовской модели профессиональной адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колмогорова Ирина Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research and analysis of adaptation to professional activity of graduates of higher education institution of the humanitarian profile

The analysis of condition of vocational training of senior students, studying at humanitarian profile universities, carried out by us in aspect of identification of structure of knowledge of future profession, knowledge in the field of the personal sphere, the conditions, making the greatest impact on processes of professional self-determination and adaptations to professional activity, revealed considerable gaps that pushed us on systematization of theoretical material for the purpose of more detailed consideration of all components of efficiency of professional choice, activity, adaptation. Results of our researches formed the basis for systematization of conditions of vocational guidance and adaptation to work of graduates of humanitarian faculties. Pedagogical technologies of adaptation of graduates of higher education institution were introduced in educational process of Podolsk social and sports institute; the technique, promoting improvement of process of employment of young specialists, has been developed. As a basis of adaptation of graduates of higher education institution with humanitarian profile in the sphere "Physical culture" and "Tourism" to professional activity were presented elective special courses and programs of educational practice helping graduates successfully enter the adult social and production environment. The elective course realized by us is based on systematization of the main conditions of vocational guidance and adaptation to work of graduates of humanitarian faculties designed by us in higher school model of professional adaptation.

Текст научной работы на тему «Исследование и анализ адаптации к профессиональной деятельности выпускников вуза гуманитарного профиля»

140 с.

REFERENCES

1. Egorov, A.Yu. (2007), Non-chemical dependences, Speech St. Petersburg, Russian Federation.

2. Gannushkin, P.B. (1984), "Features of the emotional-volitional in psychopathy", Psychology of emotions: Collected papers, publishing house MSU, Moscow, Russian Federatin, pp. 252-279.

3. Iovchuk, N.M., Severnyj, A.A. and Morozova N.B. (2006), Children's social psychiatry for nonpsychiatrist, Piter, St. Petersburg, Russian Federation.

4. Kulikov, L.V. (2004), Psychohygiene personality, Piter, St. Petersburg, Russian Federation/

5. Venar, Ch. and Keri,g P. (2004), Psychopathology of childhood and adolescence,]. Prajm-EVROZNAK, St. Petersburg, Russian Federation.

Контактная информация: kobzev.e@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.04.2012.

УДК 378

ИССЛЕДОВАНИЕ И АНАЛИЗ АДАПТАЦИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ

Ирина Константиновна Колмогорова, аспирант,

Подольский социально-спортивный институт (ПССИ)

Аннотация

Проведенный нами анализ состояния профессиональной подготовки студентов выпускных курсов гуманитарного профиля, в аспекте выявления состава знаний о будущей профессии, знаний в области личностной сферы, условий, оказывающих наибольшее влияние на процессы профессионального самоопределения и адаптации к профессиональной деятельности, выявил значительные пробелы. Это натолкнуло нас на систематизацию теоретического материала с целью более детального рассмотрения всех составляющих эффективности профессионального выбора, деятельности, адаптации. Результаты наших исследований послужили основанием для систематизации условий профессиональной ориентации и адаптации к труду выпускников гуманитарных факультетов. В учебный процесс Подольского социально-спортивного института были внедрены педагогические технологии адаптации выпускников вуза; разработана методика, способствующая улучшению процесса трудоустройства молодых специалистов. Основой адаптации выпускников вуза гуманитарного профиля в сфере «Физическая культура» и «Туризм» к профессиональной деятельности явились элективные спецкурсы и программы учебной практики, помогающие выпускникам успешно вступить во взрослую социальную и производственную среду. Реализованный нами элективный курс основан на систематизации основных условий профессиональной ориентации и адаптации к труду выпускников гуманитарных факультетов спроектированных нами в вузовской модели профессиональной адаптации.

Ключевые слова: условия профессиональной ориентации и адаптации; профессиональная мотивация; профессиональный статус молодого специалиста.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.05.87.p50-55

RESEARCH AND ANALYSIS OF ADAPTATION TO PROFESSIONAL ACTIVITY OF GRADUATES OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION OF THE HUMANITARIAN

PROFILE

Irina Konstantinovna Kolmogorova, the post-graduate student,

Podolsk Social and Sports Institute

Annotation

The analysis of condition of vocational training of senior students, studying at humanitarian profile universities, carried out by us in aspect of identification of structure of knowledge of future profession,

knowledge in the field of the personal sphere, the conditions, making the greatest impact on processes of professional self-determination and adaptations to professional activity, revealed considerable gaps that pushed us on systematization of theoretical material for the purpose of more detailed consideration of all components of efficiency of professional choice, activity, adaptation. Results of our researches formed the basis for systematization of conditions of vocational guidance and adaptation to work of graduates of humanitarian faculties. Pedagogical technologies of adaptation of graduates of higher education institution were introduced in educational process of Podolsk social and sports institute; the technique, promoting improvement of process of employment of young specialists, has been developed. As a basis of adaptation of graduates of higher education institution with humanitarian profile in the sphere "Physical culture" and "Tourism" to professional activity were presented elective special courses and programs of educational practice helping graduates successfully enter the adult social and production environment. The elective course realized by us is based on systematization of the main conditions of vocational guidance and adaptation to work of graduates of humanitarian faculties designed by us in higher school model of professional adaptation.

Keywords: vocational orientation and adaptation conditions, professional motivation, professional status of the young expert.

ВВЕДЕНИЕ

Профессиональная ориентация и адаптация выпускников вуза к условиям производства представляет процесс, который характеризует уровень готовности молодых специалистов к условиям труда и производственных отношений в конкретной производственной среде. Для этого важно не только овладеть знаниями, но и выбрать вид деятельности, в наибольшей степени соответствующий индивидуальным особенностям личности, а также запросам рынка труда. Самое главное в этом процессе - осознанность. Выход необходимо искать путём изучения условий профессионального образования с последующим построением типовой модели трудоустройства выпускников образовательных учреждений.

Цель нашего исследования - изучение и систематизация условий профессиональной ориентации и адаптации к профессиональной деятельности выпускников вуза гуманитарного профиля по направлениям подготовки «Физическая культура» и «Туризм».

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Поскольку нашей задачей являлось изучение и систематизация условий профессиональной ориентации и адаптации к профессиональной деятельности выпускников вуза по направлениям подготовки «Физическая культура» и «Туризм», то следует отметить, что особенностью адаптации выпускников вузов в сферах физической культуры, спорта и туризма к условиям профессиональной деятельности являются знания о процессах физического воспитания, спортивной подготовки, умений реализовать программы туристско-экскурсионной деятельности, хорошее владение навыками организации и управления в данной сфере услуг[3].

На основе изученной литературы по данной проблеме нами систематизирован теоретический материал с целью составления более детального рассмотрения всех составляющих эффективности профессионального выбора, деятельности, адаптации (см. схему 1).

В аспекте изучения и систематизации основных составляющих профессиональной адаптации и ориентации в ходе исследования был проведен пилотажный эксперимент, в котором приняли участие студенты выпускных курсов вуза по направлениям подготовки «Физическая культура» и «Туризм». По результатам анкетных данных удалось установить, что более половины студентов не имеют представления о практике трудоустройства. Лишь немногие, прошедшие тестирование на определение профориентации имели полное представление о выбранной профессии; так же обстоят дела и в показателях полной сформированности и направленности на трудовую деятельность. Полученные данные свидетельствуют о том, что студенты слабо ориентируются в научно-практических

основах формирования профессиональной мотивации. Большинству студентов не хватает знаний о психологических свойствах личности, им трудно разобраться в своих интересах, способностях, качествах и чертах характера, что отрицательно влияет на профессиональную ориентацию и их подготовку. Кроме того, большая часть опрошенных ничего не знали о типовых правах молодых специалистов и обязанностях работодателей, изложенных в трудовом законодательстве Российской Федерации.

Схема 1

Основные составляющие эффективности проф. выбора, проф. адаптации и проф.

деятельности выпускников

Профессиональная пригодность (характеристики):

Содержательно-

теоретическая

- знания, умения поддающиеся воспитанию и тренировке (требования, особенности); Практике ориентированная

- качество труда: темп выполнения, скорость, умение переключения с одной задачи на другую, концентрация внимания и т.д.

Личностные знания о своих профессиональных предпочтениях в сфере деятельности:

- все существующие профессии и специальности подразделяются на пять типов: "человек-техника"; "человек-природа"; "человек-знак"; "человек-человек"; "человек-творческий образ".

Знания о своем профессиональном типе личности:

реалистический (ориентация на текущую ситуацию); интеллектуальный (точные науки); социальный (взаимодействие с людьми); конвенциальный (исполнитель); предприимчивый (руководитель); артистический (творческий).

Мотивационная профессиональная структура личности:

«Я-концепция»; социальная зрелость; осознанность выбора; осведомленность о профессии;

адекватный уровень притязаний к профессии;

удовлетворенность

выбором;

желание работать по профессии; понимание аспекта требований времени.

Лишь малая часть студентов, прошедших тестирование, смогли сопоставить содержание получаемого образования с реальностью будущей профессии [1].

Весь собранный, обработанный и проанализированный нами материал о студентах и молодых специалистах привели нас к выводу, что необходим поиск новых технологий адаптации выпускников вуза гуманитарного профиля - «Физическая культура» и «Туризм» и содействия им в вопросах трудоустройства. Результаты исследования послужили основанием для систематизации условий профессиональной ориентации и адаптации к труду выпускников гуманитарных факультетов и для проектирования вузовской модели адаптации к профессиональной деятельности.

В учебный процесс Подольского социально-спортивного института нами были внедрены педагогические технологии адаптации выпускников вуза; разработана методика, способствующая улучшению процесса трудоустройства молодых специалистов. Основой адаптации выпускников вуза гуманитарного профиля в сфере «Физическая культура» и «Туризм» к профессиональной деятельности явился элективный спецкурс, помогающий выпускникам успешно вступить во взрослую социальную и производственную среду.

Четыре раздела данного курса включают в себя ознакомление с ПВК (профессионально важными качествами) для специальностей - «Физическая культура», «Туризм», с законодательством, нормативно-правовым регулированием трудоустройства, правилами и способами эффективного трудоустройства, видами адаптации на предприятии, профессиональной, психофизической, социально-психологической адаптацией, с деловым и межличностным общением, с преодолением конфликтных ситуаций и формой профессионального тренинга в условиях производства.

Так же при прохождении данного элективного курса студенты имели возможность сопоставить свои реальные способности с профессионально важными качествами в из-

бранной сфере специализации путем психологического тестирования и получить консультацию по повышению недостающих ПВК. Проанализированные анонимные данные пройденного тестирования были предоставлены в ректорат института для дальнейшего анализа и выводов [2].

Реализованный нами элективный курс основан на систематизации основных условий профессиональной ориентации и адаптации к труду выпускников гуманитарных факультетов для проектирования вузовской модели профессиональной адаптации и представлен ниже.

ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И АДАПТАЦИИ К ТРУДУ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА ГУМАНИТАРНЫХ

ФАКУЛЬТЕТОВ

1. Профессиональное образование

Специализированное, ориентированное на ближайшее будущее и имеющее отношение к соответствующему рабочему месту. Целенаправленный отбор элементов содержания, методов обучения и воспитания.

Задачи профессиональной подготовки: - ознакомление с предметом труда; поиск способов приобщения студентов к профессиональной культуре; ознакомление с моделью адаптации; формирование профессионально-важных качеств студентов в системе учебно-профессиональной деятельности вуза; диагностика личностных качеств, способствующих адаптации студентов к профессиональной деятельности; обучение самоанализу имеющихся и полученных знаний с целями, условиями и способами практической деятельности; активизация учебно-профессиональной деятельности студентов в образовательном процессе вуза; включение студентов в активную практическую деятельность в различных образовательных и социальных ситуациях.

Предмет обучения: Знания, умения, навыки .

2. Формы обучения

Лекция; семинар; тренинг; инструктаж; самостоятельное обучение

3. Организация обучения

Направление работы:

1. Определение потребности в обучении. 2. Постановка целей обучения. 3. Определение содержания, форм и методов обучения и ресурсов. 4. Выбор или подготовка преподавателей. 5. Проведение подготовительных мероприятий. 6. Проведение обучения. 7. Оценка эффективности обучения.

Принципиальные условия: воздействия на жизненно-важные интересы личности:

1.Заинтересованность обучающегося в результатах. 2. Сочетание обучения с практикой. 3. Осмысленное усвоение учебного материала. 4. Сочетание традиционных и современных методов обучения. 5. Контроль знаний и корректировка обучения. 6. Приближенность теории к реальной рабочей обстановке. 7. Обеспеченность процесса обучения материальной и технической базой, 8. Опережающий характер обучения выпускников по отношению к ситуации на рынке труда;

- Учет факторов, влияющих на необходимость ориентации и адаптации выпускников:

1. Конкуренция; 2. Развитие информационных технологий; 3. Комплексное решение вопросов на основе единой программы деятельности организаций (школа - вуз -предприятие); 4. Необходимость разработки стратегии и организационной культуры вуз.

- Учет особенности адаптации - непрерывность, с которой связаны понятия пределов, сроков и ее критериев.

- Учет факторов реализации потенциала - система объективных требований к личности, креативность, контактность, самоконтроль, самостоятельность и др.

4. Практика социального окружения

- Обучение способам общения (поведения) - межличностному, деловому общению, основам конфликтологии, повышение стрессоустойчивости путем прохождения тренинга, ознакомление с практическими приемами трудоустройства, получение знаний о трудовом законодательстве РФ;

- Использование средств социального партнерства, как активация действий всех участников. СП может быть использовано образовательным учреждением как детерминанта подготовки обучающихся к успешной профессиональной адаптации.

5. Личные предпочтения

- Возможность узнать и сопоставить свои реальные способности с профессионально важными качествами в избранной сфере путем тестирования и получение консультации по повышению недостающих ПВК;

- Развитие мотивационной структуры с помощью тренинга и лекций, ознакомление с индивидуальной личностной сферой, а так же технологиями взаимодействия в социальном окружении.

ВЫВОДЫ

Комплексный подход в расширении взаимодействия вуза с предприятиями и организациями сферы физической культуры, спорта и туризма, выявление и учет индивидуальных особенностей каждого выпускника образовательного учреждения способны обеспечить менее длительную адаптацию к трудовой деятельности, раскрытие творческого потенциала молодого специалиста. Способность к самонаблюдению, самоанализу, саморефлексии, а также наличие знаний, умений и навыков в области трудоустройства и адаптации к профессиональной деятельности можно рассматривать в качестве важнейших составляющих психолого-педагогической грамотности и культуры молодого специалиста, а также как важным условием социального развития личности.

В ходе исследования условий адаптации профессиональной деятельности выпускников вуза гуманитарного профиля, по направлению «Физическая культура» и «Туризм», были выявлены многочисленные проблемы профориентации и адаптации, связанные с недостаточным уровнем знаний о процессах самоопределения, психологии личности, различных формах эффективного взаимодействия, трудоустройства, трудового законодательства РФ и т.д. В качестве средств по повышению уровня профессиональной ориентации и адаптации выпускников вышеупомянутых направлений обучения, были разработаны и реализованы разделы образования, а так же формы производственной практики, позволяющие усовершенствовать организационную, а в некоторых сферах и практическую работу по подготовке выпускников к технологиям трудоустройства, которые представлены в примерной программе авторского элективного курса «Технологии трудоустройства и профессиональной адаптации выпускников вуза по направлению гуманитарного профиля».

ЛИТЕРАТУРА

1. Дусь, Т.Э. Система свойств личности как составляющая информационной базы для осознанного выбора профессии / Т.Э. Дусь // Социальная педагогика и социальная работа в Сибири. - 2002. - № 1. - С. 20-29.

2. Колмогорова, И.К. Технологии трудоустройства и профессиональной адаптации выпускников вуза по направлению гуманитарного профиля : примерная программа элективного курса / И.К. Колмогорова. - Подольск : [б.и.], 2011. - 50 с.

З. Чепик, В.Д. Физическая культура в социальных процессах I В.Д. Чепик. - М. : ТЕИС, 1995. - 162 с.

REFERENCES

1. Dus, T.E. (2002), "System of properties of the person as a component of information base for the realized choice of a trade", Sotsialnaya pedagogika i sotsialnaya rabota v Sibiri, No. 1, pp. 20-29.

2. Kolmogorova, I.K., (2011), Technology of employment and professional adaptation of graduates of high school in a direction of a humanitarian profile Sample program elective course, Podolsk, Russian Federation.

3. Chepik, V.D. (1995), Physical training in social processes, publishing house TAES, Moscow, Russian Federation.

Контактная информация: pumai78@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 28.05.2012.

УДК 796.1/.3

ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ МОДЕЛЕЙ ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ НА ФИЗИЧЕСКУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ИГРОКОВ В ЛАПТУ В КОРОТКИХ МЕЖИГРОВЫХ ИНТЕРВАЛАХ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Александр Юрьевич Костарев, кандидат педагогических наук, доцент, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы (БГПУ им. М. Акмуллы), Уфа

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы изучения влияния различных моделей тренировочной нагрузки на физическую работоспособность игроков в лапту в коротких межигровых интервалах соревновательной деятельности. В данной статье проводится эксперимент по выявлению эффективного варианта межигрового микроцикла в соревновательной деятельности игроков в русскую лапту. Выявлено, что в современной лапте основополагающим, влияющих на процесс восстановления физической работоспособности игроков в лапту, является характер и направленность тренировочной работы в межигровом микроцикле. Направленность занятий в межигровых микроциклах во многом определяется текущим состоянием команды и отдельных игроков. Доказано, что наименее эффективны те варианты построения тренировочной работы, которые предусматривали предоставление игрокам в лапту в межигровом интервале дней отдыха. Особенно ярко это выражается в тех случаях, когда игрокам предоставляется день отдыха накануне игры.

Ключевые слова: соревновательная деятельность, межигровые интервалы, тренировочная нагрузка, игроки в лапту, физическая работоспособность.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.05.87.p55-60

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

IMPACT OF DIFFERENT MODELS OF TRAINING LOAD ON THE PHYSICAL PERFORMANCE OF THE LAPTA PLAYERS DURING THE SHORT BETWEEN-GAME INTERVALS OF COMPETITIVE ACTIVITY

Alexander Jurevich Kostarev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Bashkir State Pedagogical University namedM. Akmully, Ufa

Annotation

The article considers questions of studying the impact of different models of training load on the physical performance of the lapta-players in the short between-game intervals during competitive activity. The experiment is conducted in this article in order to identify the effective options of between-games intervals during micro cycle of competitive activity for Russian lapta players.

It has been revealed that in the modern lapta the fundamental impact on the recovery of the physi-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.