Научная статья на тему 'Процессы профессиональной адаптации выпускников вузов на рынке труда в сфере обслуживания'

Процессы профессиональной адаптации выпускников вузов на рынке труда в сфере обслуживания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
917
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЫНОК ТРУДА / СФЕРА ОБСЛУЖИВАНИЯ / РАБОТОДАТЕЛИ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / PROFESSIONAL ADAPTATION / HIGHER EDUCATION / LABOR MARKET / SERVICES / EMPLOYERS / QUALITY OF LIFE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ананьева Татьяна Николаевна, Илюхина Галина Ивановна, Кобелева Ольга Викторовна

В статье рассматриваются процессы профессиональной адаптации выпускников профильных вузов на рынке труда в сфере обслуживания. На основе проведенного анализа компетентностной направленности профильных для сферы обслуживания видов деятельности делается вывод, что более значимыми и эффективными для успешной профессиональной деятельности выпускника в сфере обслуживания являются не разрозненные знания, а обобщенные компетенции, проявляющиеся в умении решать социальные, жизненные и профессиональные задачи. Главная специфика профессиональной деятельности работника сферы обслуживания это наличие необходимых профессиональных функций, значимость которых заключается в том, что профессиональная деятельность работника сферы обслуживания осуществляется в условиях прямого контакта с потребителем. Это означает необходимость придания формированию знаний, умений, владений при подготовке кадров для сферы обслуживания изначально гуманистической и социально-значимой ориентации. Для решения задачи эффективной профессиональной адаптации выпускников вузов по направлениям подготовки группы «Сфера обслуживания» определяются следующие основные векторы развития профильного образования: интеграция отечественной высшей школы в международное образовательное пространство, обеспечение тесной связи системы образования с рынком труда, создание условий эффективного взаимодействия с работодателями и профессиональными сообществами. В статье определяются сущность и значимость системы компетентностного подхода, позволяющей достаточно объективно оценить пригодность каждого выпускника к будущей деятельности (будь то трудовой или дальнейшего образования), а также выработать четкие критерии качества этой деятельности, позволяющие образовательным организациям осуществлять целенаправленную подготовку выпускников с учетом требований работодателя. В том же контексте компетентностная модель определяется как система требований к профессиональной подготовке выпускника и конкретному уровню образования и профилю образовательной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ананьева Татьяна Николаевна, Илюхина Галина Ивановна, Кобелева Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCESSES OF PROFESSIONAL ADAPTATION OF GRADUATES IN THE LABOR MARKET OF THE SERVICE SECTOR

The article examines the processes of professional adaptation of graduates of specialized universities in the labor market of the service sector. Based on the analysis of core competency orientation of the service sector’s activities it is concluded that more meaningful and effective for successful professional activities of graduates in the service sector is not fragmented knowledge but generalized competences, manifested in the ability to solve social, professional and life goals. The main features of professional activities of the service sector are related to the availability of the necessary professional functions, the significance of which is that the professional activities of the service sector are carried out in direct contact with the consumer. This implies the need to make the formation of knowledge, abilities, and features of training in the service sector initially humanistic and socially significant orientation. To solve the problem of effective professional adaptation of graduates in areas of training of the service sector defined are the following basic vectors of professional education: the integration of the national high school in the international educational space, ensuring the close connection of the education system and the labor market, the creation of conditions for effective interaction with employers and professional communities. The paper defines the nature and significance of the competency approach, allowing to objectively assess the suitability of each graduate to future activities (whether work or further education), as well as to develop clear criteria for the quality of these activities, allowing organizations to implement targeted educational training for graduates to meet the requirements of the employer. In the same context, the competence model is defined as the system of requirements for the training of graduates to specific educational level and profile of the educational program.

Текст научной работы на тему «Процессы профессиональной адаптации выпускников вузов на рынке труда в сфере обслуживания»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ И СЕРВИСЕ В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

УДК 378:338.46 DOI 10.12737/7945

ПРОЦЕССЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ НА РЫНКЕ ТРУДА В СФЕРЕ ОБСЛУЖИВАНИЯ

Ананьева Татьяна Николаевна, доктор социологических наук, профессор, проректор-заместитель председателя УМО по образованию в области сервиса и туризма,

Илюхина Галина Ивановна, кандидат социологических наук, начальник УМЦУМО по образованию в области сервиса и туризма, mosumo@mail.ru,

Кобелева Ольга Викторовна, кандидат психологических наук, Главный Ученый секретарь РГУТиС, ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация

В статье рассматриваются процессы профессиональной адаптации выпускников профильных вузов на рынке труда в сфере обслуживания. На основе проведенного анализа компетентностей направленности профильных для сферы обслуживания видов деятельности делается вывод, что более значимыми и эффективными для успешной профессиональной деятельности выпускника в сфере обслуживания являются не разрозненные знания, а обобщенные компетенции, проявляющиеся в умении решать социальные, жизненные и профессиональные задачи. Главная специфика профессиональной деятельности работника сферы обслуживания — это наличие необходимых профессиональных функций, значимость которых заключается в том, что профессиональная деятельность работника сферы обслуживания осуществляется в условиях прямого контакта с потребителем. Это означает необходимость придания формированию знаний, умений, владений при подготовке кадров для сферы обслуживания изначально гуманистической и социально-значимой ориентации. Для решения задачи эффективной профессиональной адаптации выпускников вузов по направлениям подготовки группы «Сфера обслуживания» определяются следующие основные векторы развития профильного образования: интеграция отечественной высшей школы в международное образовательное пространство, обеспечение тесной связи системы образования с рынком труда, создание условий эффективного взаимодействия с работодателями и профессиональными сообществами. В статье определяются сущность и значимость системы компетентностного подхода, позволяющей достаточно объективно оценить пригодность каждого выпускника к будущей деятельности (будь то трудовой или дальнейшего образования), а также выработать четкие критерии качества этой деятельности, позволяющие образовательным организациям осуществлять целенаправленную подготовку выпускников с учетом требований работодателя. В том же контексте компетентностная модель определяется как система требований к профессиональной подготовке выпускника и конкретному уровню образования и профилю образовательной программы.

Ключевые слова: профессиональная адаптация, высшее образование, рынок труда, сфера обслуживания, работодатели, качество жизни

Введение. Происходящие изменения в области высшего образования в условиях развития сервисного общества и повышения качества жизни вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения более полного,

личностно и социально интегрированного результата подготовки кадров для сферы обслуживания, профессиональной адаптации их на рынке труда в соответствии с требованиями работодателей. Логика этого процесса

69

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...

в современных условиях состоит в том, что работодатели сферы обслуживания и рынок труда являются не только потребителями кадров, а в большей мере выступают движущей силой и соответственно диктуют направления практико-ориентированного подхода к подготовке высокопрофессиональных кадров. На фоне сближения процессов подготовки кадров для сферы обслуживания с потребностями рынка труда осуществляется незамедлительное решение совершенствования образовательных программ, адекватных конкретным требованиям работодателей, образовательных организаций, личности. В качестве общего определения социально-личностного феномена как результата образования в совокупности сформированных у выпускника профессионально ценностных составляющих выступают понятия «компетенция, компетентность, компетентностный подход». В целом, и практикоориентированный, и компетентностный подходы призваны обеспечить выпускнику знания, умения, владения, которые позволят ему адаптироваться к профессиональной деятельности, развивать стимулы совершенствования профессионализма и повышения качества жизни в социально-экономических условиях общества.

Терминологический аппарат исследования

Адаптация понимается как приспособление к условиям [2]. В современном словаре выделяется адаптация социальная и адаптация профессиональная.

Адаптация социальная понимается как процесс активного приспособления индивида, группы, слоя к факторам новой социальной среды с учетом изменений общественных условий жизни [5].

Адаптация профессиональная понимается как приспособление индивида к профес-

сиональной сфере на основе усвоения производственно-технических и социальных норм, необходимых для выполнения профессиональных функций [5].

Понятие «компетенция» характеризует способность применять знания, умения и личностные качества в процессах профессиональной деятельности. Важным является адаптация выпускников в обществе, на рынке труда, в профессиональной сфере [5]. Кроме того, предполагается обязательное соответствие квалификационных характеристик и качеств выпускника требованиям национальной системы высшего образования не только российским, но и международным стандартам. Это является гарантом международного признания результатов обучения, основные из них отражены в таблице 1.

Основные результаты исследования. Компетентностный подход к подготовке кадров для сферы обслуживания во всех смыслах и аспектах наиболее глубоко отражает основные тенденции социально-экономических процессов модернизации образования и соответственно социально-экономические процессы страны, включая рынок труда. В рамках компетентностного подхода, как обобщенное условие способности выпускника эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и учебных ситуаций, формируются определения, основными из которых можно выделить следующие (таблица 2).

Очевидно, что более значимыми и эффективными для успешной профессиональной деятельности выпускника в сфере обслуживания являются не разрозненные знания, а обобщенные компетенции, проявляющиеся в умении решать социальные, жизненные и профессиональные задачи. Важным усло-

Таблица 1

Основные требования к национальным системам профессионального образования

Характеристики требований Комментарии

Компетенции выпускника как результат освоенных за период обучения знаний, умений и практических навыков (компетенций). Описывают соответствие квалификационных характеристик и качеств выпускника требованиям российских и международных стандартов.

Высокое качество профессионального образования и подготовки выпускников.

Реальное признание на международном рынке труда результатов обучения (образовательных цензов), квалификаций выпускников, дипломов о высшем образовании.

Сбалансированность образовательных программ, адекватных как потребностям обучающихся, так и запросам рынка труда, требованиям работодателей.

70

научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 9. 2015 / № 1

Процессы профессиональной адаптации выпускников вуза на рынке труда...

Основные определения компетентностного подхода

Таблица 2

Определения Комментарии

Компетентность характеризуется готовностью применять знания, умения, практические навыки и личностные качества в определенные условия профессиональной деятельности в сфере обслуживания. Характеристики компетентностного подхода понимаются как обобщенное условие способности выпускника действовать в профессиональной среде эффективно.

Компетентностный подход проявляется как постоянное обновление содержания и качества образовательной программы в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность общества, рынка труда, сферы обслуживания.

Компетентностный подход в целом направлен на обеспечение потребностей народного хозяйства, требований работодателей сферы обслуживания и потребности рынка труда в компетентных кадрах.

вием компетентности кадров в области сферы обслуживания является готовность выпускника к иноязычному общению, владение информационными технологиями и др.

Кроме того, образовательные программы подготовки кадров для сферы обслуживания должны способствовать интеграции отечественной высшей школы в международное образовательное пространство, обеспечивать тесную связь системы образования с рынком труда, создавать условия эффективного взаимодействия с работодателями и профессиональными сообществами. Это означает формирование новой системы подготовки кадров с высшим образованием для сферы обслуживания, заданной следующими тенденциями (таблица 3).

Таким образом, система компетентностного подхода обретает иное институциональное выражение, поскольку речь идет

о системе, позволяющей достаточно объективно оценить пригодность каждого выпускника к будущей деятельности (трудовой или образовательной), а также выработать четкие критерии качества этой деятельности, позволяющие образовательным организациям осуществлять целенаправленную подготовку выпускников с учетом требований работодателя. Компетентностная модель содержит ясные требования относительно требований к профессиональной подготовке выпускника и конкретному уровню образования и профилю образовательной программы.

Процесс профилизации образовательных программ на основе их стандартизации является объективной реальностью, потому что позволяет образовательным учреждениям эффективно реагировать на изменяющиеся потребности рынка труда и инновационные процессы общества за счет введения

Таблица 3

Основные тенденции формирования новой системы подготовки кадров для сферы обслуживания

Характеристика Субъекты системных отношений

Возможность целевого субсидирования процессов подготовки выпускников, отвечающих требованиям рынка труда, социально-экономической сферы, работодателей сферы обслуживания. Рынок труда — государство — образование

Интеграция взаимодействия процессов рынка труда и связанного с ним рынка образовательных услуг и требований работодателей сферы обслуживания.

Вариативность и альтернативность уровней образовательных программ, возрастание конкуренции и проявление коммерческого фактора в развитии образовательной системы подготовки кадров для сферы обслуживания.

Изменение функции государства в образовании: от тотального контроля и планирования — к общей правовой регуляции социально-партнерских отношений и целевого субсидирования. Государство — образование

Перспективы интеграции российского образования в международную (в частности, европейскую) систему в условиях уровневой подготовки. Системы образования

Формирование содержания образовательных программ с учетом потребностей рынка труда и требований работодателей сферы обслуживания. Образование — рынок труда

Широкое привлечение работодателей сферы обслуживания к преподаванию специальных дисциплин, участию в работе государственной итоговой аттестации.

Использование имеющихся производственных площадей в качестве баз практик, научно-исследовательской работе студентов и ряд других.

71

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...

новых видов услуг и форм обслуживания. В связи с этим в условиях реализации образовательных программ, адекватных требованиям работодателей сферы обслуживания, актуальность приобретает профилизация, то есть профиль подготовки, освоение которого обеспечивает выпускнику необходимые компетенции, то есть знания, умения и навыки.

По определению федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ВПО по направлению подготовки Сервис), профиль — совокупность знаний, умений, владений, определяющих направленность основной образовательной программы на конкретный вид и объект профессиональной деятельности.

Таким образом, алгоритм компетент-ностного подхода профилированной образовательной программы можно выразить исходной моделью: «должен знать»; «должен уметь»; «должен владеть». Компетентност-ная модель подготовки выпускников имеет наиболее общий характер, основное внимание уделено формированию профессионально-ориентированных компетенций, что позволит реализовать широкие возможности в процессе адаптации выпускника к конкретному виду профессиональной деятельности, а также повысит их возможности в процессе трудоустройства. Таким образом, при формировании профилей по направлению подготовки в области сферы обслуживания в основе должна быть определена задача профили-зации образовательной программы с учетом

тенденций социально-экономического развития общества и сферы обслуживания.

Следовательно, при подготовке кадров для сферы обслуживания важно учитывать требования федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, квалификационных характеристик. Совокупность требований к выпускнику позволила авторам статьи сформировать компетентностную модель профилированной образовательной программы (таблица 4).

Представленная компетентностная модель формирования профилированных образовательных систем может стать основой для разработки учебных программ, которые позволили бы сформировать знания и навыки (компетенции) выпускников, адекватных требованиям работодателей сферы обслуживания. Значимость предложенной модели состоит также в том, что установленные требования к качеству подготовки выпускников позволяют определить дисциплины (или модули дисциплин), при изучении которых обучающийся освоит необходимые знания, практические навыки и владения для выполнения конкретных должностных обязанностей на предприятиях сферы обслуживания. В нашем понимании модель подготовки выпускника в соответствии с требованиями работодателя сферы обслуживания на основе должности и квалификации, отвечающей запросам работодателей, можно представить в виде таблицы 5.

Таблица 4

Компетентностная модель профилированной образовательной программы сферы обслуживания

Требования, предъявляемые к выпускникам в соответствии с профессиональными характеристиками

Должностные обязанности Компетенции выпускника

Основные навыки, необходимые для выполнения должностных обязанностей Основные знания, необходимые для выполнения должностных обязанностей

Таблица 5

Модель подготовки выпускника в соответствии с требованиями работодателя сферы обслуживания

Квалификация выпускника (Должностные обязанности) (должен уметь) Требования к выпускникам Дисциплина (модуль)

Компетенции выпускника

Основные навыки, необходимые для выполнения должностных обязанностей (должен владеть) Основные знания, необходимые для выполнения должностных обязанностей (должен знать) Освоение дисциплины (модуля) обеспечивает знания, умения, навыки, компетенций.

72

научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 9. 2015 / № 1

Процессы профессиональной адаптации выпускников вуза на рынке труда...

Главная специфика профессиональной деятельности работника сферы обслуживания — это наличие необходимых профессиональных функций, значимость которых заключается в том, что профессиональная деятельность работника сферы обслуживания осуществляется в условиях прямого контакта с потребителем. Это означает необходимость придания формированию знаний, умений, владений при подготовке кадров для сферы обслуживания изначально гуманистической и социально-значимой ориентации. Современный уровень сферы обслуживания — это, прежде всего, удовлетворение индивидуально-личностного спроса, потребности потребителя. Поэтому в качестве объекта профессиональной деятельности в сфере обслуживания всегда выступает человек как потребитель и потребности человека, стимулируемые его стремлением к достижению желаемого и повышению качества жизни.

На стимулирование повышения качества жизни и выбор образовательной траектории оказывают влияние мотивация к профессиональной деятельности в сфере обслуживания, материальные и духовные потребности индивида, стимулы к труду, сам труд и в последующем профессиональная деятельность. Следовательно, значение мотивации трудовой деятельности состоит в профессиональной адаптации личности к быстро меняющимся тенденциям развития и потребностям общества в силу того, что поведение каждого отдельного индивида подвержено следующим основным факторам:

• психологические;

• социологические;

• социально-экономические;

• потребности в образовании;

• политика макросреды;

• состояние микросреды;

• критерии оценки качества компетенций;

• экономическое состояние и конкуренция;

• методы продвижения образовательных услуг;

• требования рынка труда, экономики, работодателей;

• мотивация обучающихся к трудовой деятельности;

• стимулы к труду.

По определению проф. А.П. Егоршина, мотивы (франц. motif, от лат. moveo — дви-

гаю) — «побудительные причины поведения и действия индивида, возникающие под влиянием его потребностей, интересов и стимулов, представляют собой образ желаемого блага, которое удовлетворяет потребности при условии, что будут выполнены определенные трудовые (профессиональные) действия» (труд) [3].

Структура мотивов профессионального действия может быть представлена в виде трех основных компонентов:

• осознание потребностей, интересов и стимулов, удовлетворение которых возможно посредством труда;

• представление о тех благах, которые можно получить в качестве вознаграждения за труд в процессе профессиональной деятельности;

• формирование процесса, посредством которого осуществляется взаимосвязь между потребностями и конечными благами, которые удовлетворяют потребности индивидов.

Следовательно, мотивация профессиональной деятельности проявляется как процесс побуждения индивида к труду (трудовой деятельности) для достижения целей. Профессиональная адаптация как инструментарий обеспечивает приспособление индивида в профессиональной сфере при выполнении профессиональных функций и последующий их генезис в течение всей жизни как совершенствование профессионализма. Стимулом в данном случае являются мотивы и потребности как самого индивида, так и общества, социальной сферы, рынка труда, работодателей сферы обслуживания.

Исходя из этого, основными элементами профессиональной адаптации выпускников с высшим образованием на рынке труда в сфере обслуживания являются развитие личности (трудовых ресурсов), теории мотивации, материальные и духовные потребности, стимулы к труду, а также сам труд и трудовая деятельность. Характеристики основных элементов профессиональной адаптации выпускников с высшим образованием на рынке труда в соответствии с требованиями работодателей сферы обслуживания рассматриваются в таблице 6.

Взаимосвязь рассмотренных элементов профессиональной адаптации выпускников

73

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...

Таблица 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Характеристики основных элементов профессиональной адаптации выпускников с высшим образованием на рынке труда в соответствии с требованиями работодателей сферы обслуживания

Элемент профессиональной адаптации Характеристики основных элементов профессиональной адаптации выпускников на рынке труда в соответствии с требованиями работодателей сферы обслуживания.

Развитие личности Роль человека в обществе. Концепция социально-экономического развития государства.

Мотивации развития личности Мотивы, стимулы, потребности, мотивации к развитию и совершенствованию личности.

Потребности Иерархия и виды потребностей. По А. Маслоу иерархия уровней потребностей представлена в следующем виде: физиологические^безопасности и защищенности^социальные^уважение и признание^самовыражение [4]. Основные классификации потребностей человека по экономическим признакам: потребность в материальных благах; потребность в профессиональной самореализации. Неэкономические потребности: физиологические, духовные, социальные, эмоциональные [4]. Потребности рынка труда и работодателей сферы обслуживания в кадрах.

Стимулы к труду Побуждение к действию, мотивации к труду. Развитие профессионализма на основе мотивации к совершенствованию профессиональной деятельности.

Трудовая деятельность в сфере обслуживания Труд как экономическая и социальная категории. Мотивация трудовой деятельности. Трудовой потенциал. Потребности в труде. Трудовая деятельность. Рынок труда. Потребности рынка труда и работодателей сферы обслуживания в кадрах. Адаптация к профессиональной деятельности. Удовлетворение процессом труда работника и работодателя сферы обслуживания.

Профессиональная адаптация в сфере обслуживания Приспособление индивида в профессиональной сфере, качественное выполнение профессиональных функций, стремление к совершенствованию профессионализма, повышение качества жизни.

с высшим образованием на рынке труда в соответствии с требованиями работодателей сферы рассматривается нами с точки зрения двух аспектов социальной роли: ролевого ожидания и на его основе ролевого исполнения. В соответствии с темой исследования и предложенной в диссертации схемой процесса социально-партнерского взаимодействия институциональных структур при подготовке кадров с высшим образованием для сферы обслуживания в целях достижения эффекта профессиональной адаптации выпускников в соответствии с требованиями работодателей предлагается алгоритм достижения баланса между работодателем сферы обслуживания и работополучателем (выпускником вуза) [1].

При этом совокупность основных параметров процесса профессиональной адаптации выпускника в реальном секторе сферы обслуживания во взаимодействии институциональных структур как синтез элементов выражается в системе индикаторов: потребность сферы обслуживания в кадрах; число рабочих мест, необходимых работодателю; направление подготовки, усвоенные компетенции, квалификация выпускника как будущего работника. Это в итоге обеспечивает выпускникам конкурентные преимущества и трудоустройство в реальном секторе сферы обслуживания, стимулирует профессионализм на основе мотивации к совершенство-

ванию трудовой деятельности и повышение качества жизни [1].

Блок-схема процесса профессиональной адаптации выпускника в реальном секторе сферы обслуживания предложена на рис. 1.

Основные выводы по результатам исследования. Для обеспечения профессиональной адаптации и повышения качества подготовки выпускников в области сервиса, туризма и гостиничного дела, адекватных требованиям рынка труда и работодателей сферы обслуживания, возникает необходимость учета основополагающих факторов, представить которые можно в виде следующего алгоритма действий:

• мониторинг потребности рынка труда в кадрах различных квалификаций с учетом развития инноваций, сферы услуг, социально-экономической сферы, сегментов бизнеса;

• определение уровней профессионального образования кадров различных квалификаций и профилей образования, отвечающих требованиям общества, рынка труда, работодателям сферы обслуживания;

• разработка профилированных образовательных программ подготовки выпускников, адекватных требованиям работодателем сферы обслуживания;

• обеспечение гарантии качества подготовки выпускников для сферы обслуживания, владеющих нужными для профессиональной деятельности компетенциями;

74

научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 9. 2015 / № 1

Процессы профессиональной адаптации выпускников вуза на рынке труда...

Потребность сферы обслуживания в профессиональных кадрах

Направление подготовки Работодатель (целевое субсидирование) Компетенции (профессииональные функции)

I I I

Квалификация выпускника Число рабочих мест (работополучатель) Реальный сектор сферы обслуживания

Адаптация выпускника к профессиональной деятельности

_______________________▼________________________

Трудоустройство выпускника на рынке труда в реальном секторе сферы обслуживания

_______________________▼________________________

Стимул к совершенствованию профессионализма на основе мотивации работника на рынке труда

_______________________▼________________________

Профессиональный рост в течение всей жизни

_______________________▼________________________

Повышение качества жизни

Рис. 1. Блок-схема процесса профессиональной адаптации выпускника в реальном секторе сферы бслуживания

• выработка критериев оценки качества подготовки выпускников по направлениям подготовки в области сервиса, туризма, гостиничного дела, включая текущую, промежуточную и итоговую государственную аттестацию;

• создание фондов оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций;

• разработка совместно с работодателями сферы обслуживания требований к практической подготовке выпускника;

• определение совместно с работодателями сферы обслуживания критериев оценки качества подготовки и последующей итоговой аттестации выпускников, присвоения квалификаций.

Применение предложенных мер будет способствовать развитию и совершенствованию социальных процессов взаимодействия институциональных структур при подготовке кадров с высшим профессиональным образованием для реальных секторов сферы обслуживания.

Литература

1. Ананьева Т.Н., Кобелева О.В., Сахарчук Е.С. О формировании профессиональных компетенций выпускников бакалавриата по основным образовательным программам укрупненной группы «Сфера обслуживания» (На примере направления подготовки «Туризм») // Сервис plus. 2012. № 3. С. 3—5.

2. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е изд. М., 1985. 1600 с.

3. Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности. Учебное пособие. Н. Новгород: НИМБ, 2003. 320 с.

4. МаслоуА. Мотивация и личность. М.: Республика, 1998. 590 с.

5. Сервис и туризм: словарь-справочник / под ред. Ю.П. Свириденко, О.Я. Гойхмана. М.: Альфа-М. 2008. 242 с.

6. Федулин А.А., Ананьева Т.Н. и др. Совершенствование подготовки кадров высшего профессионального образования для сферы сервиса с учетом потребностей рынка труда (коллективная монография). М.: «ФГОУВПО «РГУТиС», 2009. 188 с.

7. Sakharchuk E.S., Khanbabaeva Z.M., Daitov V.V. Analysis of practice centered aspects of educational programs in the sphere of tourism and hospitality // World Applied Sciences Journal. 2013. Т 27. № 13 A. С. 305—308.

75

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...

PROCESSES OF PROFESSIONAL ADAPTATION OF GRADUATES IN THE LABOR MARKET OF THE SERVICE SECTOR

Anan'eva Tatyana Nikolayevna, PhD (Doctor of Science) in Sociology, Professor, Vice-Rector, Deputy Chairman of the Association for Education in the field of service and tourism,

Ilyuhina Galina Ivanovna, PhD (Candidate of Science) in Sociology, Head of EMC Association for Education in the field of service and tourism, mosumo@mail.ru,

Kobeleva Olga Viktorovna, PhD (Candidate of Science) in Psychology, Chief Scientific Secretary, Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation

The article examines the processes of professional adaptation of graduates of specialized universities in the labor market of the service sector. Based on the analysis of core competency orientation of the service sector’s activities it is concluded that more meaningful and effective for successful professional activities of graduates in the service sector is not fragmented knowledge but generalized competences, manifested in the ability to solve social, professional and life goals. The main features of professional activities of the service sector are related to the availability of the necessary professional functions, the significance of which is that the professional activities of the service sector are carried out in direct contact with the consumer. This implies the need to make the formation of knowledge, abilities, and features of training in the service sector initially humanistic and socially significant orientation. To solve the problem of effective professional adaptation of graduates in areas of training of the service sector defined are the following basic vectors of professional education: the integration of the national high school in the international educational space, ensuring the close connection of the education system and the labor market, the creation of conditions for effective interaction with employers and professional communities. The paper defines the nature and significance of the competency approach, allowing to objectively assess the suitability of each graduate to future activities (whether work or further education), as well as to develop clear criteria for the quality of these activities, allowing organizations to implement targeted educational training for graduates to meet the requirements of the employer. In the same context, the competence model is defined as the system of requirements for the training of graduates to specific educational level and profile of the educational program.

Keywords:professional adaptation, higher education, labor market, services, employers, quality of life

References

1. Anan’eva, T.N., Kobeleva, O.V., Sakharchuk E.S. O formirovanii professional’nykh kompetentsii vypusknikov bakalavriata po osnovnym obrazovatel’nym programmam ukrupnennoi gruppy «Sfera obsluzhivaniia» (Na primere napravleniia podgotovki «Turizm») [On the formation of the professional competencies of graduates of undergraduate basic educational programs of the enlarged group “Service sector” (On the example of training direction “Tourism”)] // Servis plus [Service plus]. 2012. № 3. pp. 3—5.

2. Bol’shoi entsiklopedicheskii slovar’ [Great Encyclopedic Dictionary] / gl. red. A.M. Prokhorov. 3-e izd. M., 1985. 1600 p.

3. Egorshin, A.P. Motivatsiia trudovoi deiatel’nosti [Work motivation]. Uchebnoe posobie. N. Novgorod: NIMB, 2003. 320 p.

4. Maslou, A. Motivatsiia i lichnost’ [Motivation and Personality]. M.: Respublika, 1998. 590 p.

5. Servis i turizm: slovar’-spravochnik [Service and Tourism: Dictionary Directory] / pod red. Iu.P. Sviridenko, O.Ia. Goikhmana. M.: Al’fa-M. 2008. 242 p.

6. Fedulin, A.A., Anan’eva, T.N. idr. Sovershenstvovanie podgotovki kadrov vysshego professional’nogo obrazovaniia dlia sfery servisa s uchetom potrebnostei rynka truda (kollektivnaia monografiia) [Improving the training of higher education for the sphere of service tailored to the needs of the labor market (collective monograph)]. M.: «FGOUVPO «RGUTiS», 2009. 188 p.

7. Sakharchuk, E.S., Khanbabaeva, Z.M., Daitov V.V. Analysis ofpractice centered aspects of educational programs in the sphere of tourism and hospitality // World Applied Sciences Journal. 2013. T. 27. № 13 A. pp. 305—308.

76

научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 9. 2015 / № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.