актуальные вопросы профессионального образования
в россии и за рубежом
УДК 377 DOI: 10.1273712529
направления деятельности в рамках социального партнерства в профильном туристском образовании: актуальность и содержание
Ананьева Татьяна Николаевна, проректор-заместитель председателя УМО по образованию в области сервиса и туризма, доктор социологических наук, профессор, [email protected], Илюхина Галина Ивановна, доцент кафедры научно-методического обеспечения туризма и сервиса, кандидат социологических наук, [email protected],
Сахарчук Елена Сергеевна, декан факультета туризма и гостеприимства, доцент, кандидат педагогических наук, [email protected],
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация
В настоящей статье рассматривается комплекс вопросов, связанный с обеспечением социально-партнерского взаимодействия в сфере профильного туристского образования. В частности, на основе анализа образовательных программ разного уровня, а также мнения экспертов и специалистов в области туризма делается вывод о недостаточном уровне развития социального партнерства, что находит отражение в имеющихся в профильном туристском образовании проблемах: недостаточной практической направленности обучения, неполном соответствии компетентностных характеристик выпускников образовательных учреждений туристского профиля потребностям рынка труда, несоответствии количественных показателей потребностей рынка труда выпускников образовательных учреждений в части уровня образования. В результате проведенного исследования была также выявлена проблема неполной образовательной преемственности по некоторым направлениям туристского образования, что определенно негативно отражается на возможностях социальной и академической мобильности обучающихся. В результате выявленных проблем было разработано содержание различных направлений деятельности в рамках социального партнерства, которое рассматривается как одно из наиболее перспективных направлений решения имеющихся проблем профильного образования. Предлагаемая трактовка направлений деятельности в рамках социального партнерства в профильном туристском образовании будет способствовать повышению уровня удовлетворённости работодателей результатами образовательной деятельности профильных учреждений; сбалансированному профессионально-квалификационному пополнению кадров туристской индустрии, а также достижению лучших показателей качества подготовки кадров, а также конкурентоспособности российского образования в области туризма.
Ключевые слова: подготовка кадров для туризма, образование, образовательная программа, компетенции, профиль подготовки, представители работодателей, сфера туризма, социально-партнёрское взаимодействие
Введение. Современные условия социально-экономического развития Российской Федерации: курс на достижение к 2020 г. лидерства российской экономики, создание и модернизация в среднесрочной перспективе 25 млн высокопроизводительных рабочих мест — характеризуются острой потребностью в высокопрофессиональных кадрах, конкурентоспособных на рынке труда. Перед системой образования стоят актуаль-
ные задачи достижения качества услуг в сфере образования, удовлетворения требований работодателей и рынка труда в компетентных кадрах. Среди направлений решения этих задач в государственной политике обозначены:
1) создание единого образовательного пространства;
2) переход на систему нормативно-подушевого финансирования как за счёт средств феде-
рального бюджета, так и посредством социального партнёрства.
Таким образом, социальные процессы, происходящие в российском образовании, связанные с эффективным обновлением социально-партнёрского взаимодействия при подготовке кадров, отвечающих требованиям работодателей, рассматриваются как приоритетные по значимости. В настоящее время российской системой образования пока еще не достигнуты оптимальные показатели взаимодействия с рынком труда, а также конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг. Данная ситуация характерна в целом для всей системы образования и, в частности, для образования, являющегося профильным в сфере туризма. Основной целью данного исследования является определение роли социального партнерства в сфере профильного образования в области туризма в современных условиях, характеризуемых необходимостью достижения оптимальных показателей взаимодействия с рынком труда.
Научный инструментарий. Статья является результатом анализа, оценки и обобщения теоретических и нормативно-правовых источников по теме исследования, а также изучения актуальной научно-педагогической документации по профильным для туризма направлениям подготовки.
Основные результаты. Охарактеризуем профессионально-квалификационную ситуацию на рынке труда в туризме. Туризм является растущим сектором экономики как в Российской Федерации, так и в целом в мире. По данным статистики, в разных странах мира в среднем до 10% трудоспособного населения занято в туризме. В Российской Федерации наряду с тенденциями роста сектора туризма в целом наблюдается увеличение интереса туристов к внутреннему туристскому предложению. Повышение интереса связано с рядом объективных обстоятельств. В их числе — проведение на территории РФ ряда крупномасштабных мероприятий, подготовка к которым была связана с развитием туристской инфраструктуры и общим улучшением социально-культурных и социально-бытовых условий пребывания отдыхающих в ряде российских дестинаций. Внешнеполитическая обстановка последнего периода привела к переориентации части выездного потока на внутренний туризм, кризисные явления в экономике также повлияли на переориентацию выбора российских тури-
стов. Как итог — увеличение объемов предоставления туристских услуг во внутреннем туризме, отчасти — диверсификация туристского предложения, развитие ассортимента услуг и расширение возможностей для трудоустройства, напрямую связанных с увеличением потребностей к подготовленным для работы в туризме кадрам разных квалификационных уровней.
Как было отмечено выше, по оценкам экспертов туристской индустрии, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений соответствующей профилизации не в полной мере отвечает потребностям рынка труда. К особенностям трудовых отношений относятся следующие параметры:
1) несбалансированность потребностей экономики и результатов деятельности образовательных учреждений: по уровням осваиваемых квалификаций, качеству подготовки;
2) неполное соответствие компетентност-ных характеристик выпускников ожиданиям работодателей туризма, прежде всего в части отсутствия ряда важных практических навыков, что связывается с недостаточной практической ориентацией образовательных программ и недостаточностью материально-технической базы профильных образовательных учреждений.
Все острее ощущается недостаточность сфор-мированности у выпускников методических и универсальных компетенций, критического мышления, способности к саморазвитию, необходимых для ответственного и профессионального отношения к решению сложных организационных задач, актуальных в современном туризме при общей потребности российской экономики в инновативном типе мышления специалистов.
Таким образом, очевидно, что в современных условиях существенно возрастает значение и общественная ценность:
- реализации принципа единства образования и представителей работодателей;
- воплощение проектов совместной творческой и практической деятельности науки и бизнеса, направленных на реализацию актуальных вопросов подготовки кадров в условиях уровне-вого образования, адекватных тенденциям социально-экономического развития страны.
Для достижения адекватных потребностям развивающейся экономики результатов Правительством Российской Федерации на период до 2020 г. определены приоритеты по инновационному развитию и созданию системы
Рис. 1. Основные характеристики непрерывного профессионального образования
непрерывного профессионального образования. Основные характеристики непрерывного профессионального образования в туризме отражены на рис. 1.
Как видно на рис. 1, инновационное развитие системы подготовки кадров для туризма осуществимо в тесном сотрудничестве образования и профессионального мира при условии учета основополагающих принципов совместной деятельности:
- соответствие образовательных стандартов профессиональным;
- акцент на развитие профессиональных и универсальных компетенций, способствую-
щих трудовой мобильности и повышению конкурентоспособности выпускников;
- формализация и институализация взаимоотношений между субъектами профессионально-академического сообщества.
На фоне усиления роли работодателей в процессах реализации образовательных программ и непосредственно подготовки кадров, сближения образовательных услуг и рынка труда требуется решение первостепенных задач разработки образовательных программ, отвечающих требованиям работодателей. Приоритетными направлениями в образовательной системе Российской Федерации определены следующие (рис. 2).
Культура качества отечественного образования. Гарантирует растущий вклад образования в развитие страны с учетом развития инновационных экономических процессов в обществе
Возрастание роли образовательных организаций как структур обеспечения и непрерывного повышения качества подготовки нужных кадров
Сохранение и развитие единого образовательного пространства. Институциональные профессионально-академические структуры выполняют роль интеграторов в отечественной и мировой системе профессионального образования
Активное участие представителей институциональных структур в решении острых системных проблем модернизации российского образования в соответствии с отечественными традициями и европейскими тенденциями
Развитие демократических начал в управлении подготовкой кадров, востребованных на рынках труда
Рис. 2. Приоритетные направления в образовательной системе Российский Федерации
Рис. 3. Преемственность профессионального образования в сфере туризма
Обозначенные выше приоритетные задачи развития системы образования связаны с необходимостью:
1) разработки стандартов,
2) обновлением нормативно-правовой базы,
3) изучением и распространением лучших образцов российской и зарубежной педагогической практики.
В связи с вышеизложенным особое значение приобретает задача развития различных форм социального партнерства:
- социальное партнерство способствует приближению образования к реальному сектору экономики;
- участие работодателей в разработке образовательных программ способствует их постоянной актуализации в соответствии с тенденциями развития туристской индустрии;
- социальное партнерство предполагает сквозное, постоянное участие работодателей в контроле над образовательным процессом и его текущими, промежуточными и итоговыми результатами.
Участие работодателей туризма в рамках социального партнерства необходимо на всех ступенях преемственного образования в области туризма (рис. 3).
Цели подготовки специалистов разных квалификационных категорий в зависимости от уровня образования отражены в таблице 1.
Программа прикладного бакалавриата предусматривает: создание условий для приобретения обучающимся конкретных рабочих профессий (квалификаций) или соответствующих должностей (например, для сферы туризма в период практик обучающийся может освоить такие рабочие профессии (квалификации), как агент по туризму (въездной, выездной, внутренний) или должности служащих: агент по приему заказов на экскурсии; администратор туристского офиса; ассистент по формированию экскурсионных
(туристских) групп; специалист по обработке заказов и других профессий (квалификаций) по усмотрению образовательной организации).
Образовательные программы в сфере туризма систематизируются следующим образом (таблица 2).
В охарактеризованной выше системе актуальность приобретает уровень профессионального образования, квалификация, профиль образовательной программы, ориентированные в первую очередь на потребности рынка труда и требования работодателей отдельных сегментов индустрии туризма. Как видно из таблицы 2, в РФ в настоящее время отсутствует полная преемственность программ по принципу возрастания уровня обучения/квалификационного уровня. Отчасти проблему неполной совместимости образовательных ступеней (и направлений подготовки, соответствующих этим ступеням) призваны решить профили подготовки. Профиль подготовки, по определению федерального государственного образовательного стандарта, это совокупность (направленность образовательной программы) на конкретный вид и объект профессиональной деятельности. Профили подготовки позволяют:
1) как было сказано выше, обеспечить уровне-вую преемственность образовательных ступеней;
2) более гибко реагировать на меняющиеся условия рынка труда, диверсификацию, инновационные процессы;
3) обеспечить более широкие возможности обучающимся в адаптации к конкретному виду профессиональной деятельности.
Перечень профилей образовательных программ предлагается формировать, исходя из следующих аспектов:
•тенденции развития отдельных сегментов индустрии туризма;
•обобщение динамики и на их основе прогнозов развития отдельных сегментов индустрии
Таблица 1
Цели подготовки специалистов по туризму на разных уровнях обучения
Осваиваемый уровень образования Образование, являющееся базовым Задачи уровня
1. Начальное профессиональное образование Основное общее образование Подготовка работников квалифицированного труда по разным профилям туристской деятельности (гостиничной, общественного питания и пр.)
2. Среднее профессиональное образование Основное общее, среднее (полное) общее или начальное профессиональное образование Подготовка специалистов среднего звена туристской индустрии
3. Высшее образование Среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование Подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня профессионального образования - следующие программы: академического бакалавриата, прикладного бакалавриата, магистратуры или подготовки специалистов для получения квалификации «бакалавр», «магистр» или «специалист».
4. Высшее образование: академический бакалавриат Среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование Подготовка квалифицированных работников для успешной работы с учетом классификации занятий на должностях в туризме в соответствии с направленностью (профилем) подготовки
5. Высшее образование: прикладной бакалавриат Среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование Подготовка квалифицированных работников для успешной работы с учетом классификации занятий на исполнительских должностях в туризме в соответствии с направленностью (профилем) подготовки.
6. Высшее образование: магистратура Высшее образование (бакалавриат, специалитет) Углубленная профессиональная подготовка и/ или специализация обучающихся к научно-исследовательской деятельности и самостоятельной аналитической работе, исходя из кадровой потребности туризма
Таблица 2
Перечень направлений подготовки высшего образования (ВО), специальностей среднего профессионального образования (СПО), профессий, по которым осуществляется подготовка кадров для индустрии туризма
Наименование направления подготовки ВО, специальности СПО, профессии Квалификация
В системе ВО
1 43.03.02 Туризм бакалавр
2 43.04.02 Туризм магистр
3 43.03.03 Гостиничное дело бакалавр
4 43.04.03 Гостиничное дело магистр
В системе СПО
5 43.02.10 Туризм специалист по туризму
6 43.02.11 Гостиничный сервис менеджер
Профессии
7 43.01.01 Официант, бармен официант; бармен
8 43.01.03 Бортпроводник судовой бортпроводник
9 43.01.06 Проводник на железнодорожном транспорте проводник железнодорожного транспорта
туризма и инновационных процессов туристской деятельности;
•установление потребности рынка труда в востребованных в сегментах индустрии туризма кадрах;
•формирование должностных обязанностей работника, востребованного в сегменте индустрии туризма;
•обоснование объектов, видов и задач про-
фессиональной деятельности востребованных специалистов для отдельных сегментов индустрии туризма;
•разработка компетенций специалистов, востребованных в отдельных сегментах индустрии туризма.
Рассмотрим основные возможные виды деятельности в рамках социального партнерства в туризме (таблица 3).
Формы социального партнерства Актуальность Содержание
1. Мониторинг кадровых потребностей: квалификаций и уровня образования с учетом развития отдельных сегментов индустрии туризма. Актуальность обусловлена несколькими важными факторами: 1) множественность сегментов туризма, существенно различающихся по организации деятельности и технологиям; 2) отсутствие профессиональной рамки квалификаций и профессиональных стандартов по большинству должностей в туризме; 3) отсутствие систематизированной статистической группировки, отражающей полноту занятости в сфере деятельности, направленной на обслуживание туристов; 4) дисбаланс спроса и предложения на рынке труда в туризме. Мониторинг кадровых потребностей осуществим посредством систематизированного сбора данных о потребностях рынка труда в определенных количественных и качественных параметрах кадрового состава. Методика мониторинга базируется на дифференциации профиля и уровня квалификации. Перспективные задачи развития сферы туризма требуют участия государственных органов, курирующих вопросы развития туризма в составлении средне- и долгосрочных прогнозов кадровых потребностей.
2. Определение уровней образования и квалификаций кадров, востребованных в отдельных сегментах индустрии туризма. Актуальность данного вида деятельности в контексте социального партнерства обусловлена комплексом нерешенных вопросов в области стандартизации трудовой деятельности: отсутствие национальной рамки квалификаций, профессиональной и образовательной рамок квалификаций. Определение уровней образования, соответствующих уровням квалификации кадров туристской индустрии осуществимо на базе приведения трудовых функций работников туристской индустрии к параметрам квалификационных уровней (в соответствии с 8-уровневой квалификационной системой).
3. Установление профиля образовательной программы подготовки выпускников для индустрии туризма; обоснование отличительных характеристик от существующих аналогов профилей. Актуальность установления профилей обусловлена прежде всего необходимостью обеспечения соответствия образовательного предложения потребностям рынка труда. Кроме того, существенным является факт отсутствия в настоящее время полной преемственности по направлениям подготовки. Определение профилей образовательных программ базируется на трех основных принципах. 1. Обеспечение полной преемственности образовательных уровней по всем направлениям подготовки. 2. Обеспечение отраслевых потребностей туризма. 3. Обеспечение региональных потребностей туризма.
4. Развитие цели и миссии образовательной программы в контексте обеспечения качества образовательного процесса и подготовки выпускников, востребованных в сегментах индустрии туризма. Актуальность целеполагания обусловлена прежде всего институализирующимся характером российского туризма, его интенсивным развитием в настоящий период, важной экономической и социальной ролью. Целеполагание образовательных программ в туризме связано прежде всего с перспективами развития туризма как экономического и социокультурного феномена, следовательно, учет задач развития туризма в соответствии с государственной стратегией на средне- и долгосрочную перспективу является приоритетным.
Таблица 3
Основные виды деятельности в рамках социального партнерства
Продолжение таблицы 3
Формы социального партнерства Актуальность Содержание
5. Разработка требований к условиям реализации образовательных программ: -требования к подготовке выпускника (трудоемкость образовательной программы и изучаемых дисциплин (модулей), обеспечивающие компетенции, зачетные единицы, формы контроля и оценки достигнутых результатов, кадровое, учебно-методическое, информационное, материально-техническое и иное необходимое ресурсное обеспечение). Разработка требований к условиям реализации образовательных программ в туризме обусловлено необходимостью достижения цели обучения в условиях повышения требований к выпускникам образовательных учреждений, усиливающейся конкуренции, диверсификации услуг внутреннего туризма, развития новых туристских территорий. Требования к трудоемкости образовательной программы разрабатываются при участии работодателей с целью создания благоприятных условий для развития ключевых компетенций в туризме. Требования к оценке достигнутых результатов формируются с учетом необходимости передачи части функций внешним независимым структурам оценки квалификаций. Особенности формирования требований к кадровому обеспечению образовательного процесса заключаются в том, что реалии дня требуют прежде всего выявлять общий объем практикоориентированных занятий, необходимых для формирования компетенций с тем, чтобы, исходя из этого, определить потребность в кадрах определенной квалификации, в том числе в участвующих в процессе образования представителей работодателей.
6. Контроль и рецензирование образовательных программ; разработка объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников на основе четких согласованных критериев и требований работодателей отдельных сегментов индустрии туризма. Контроль и рецензирование образовательных программ нацелен на актуализацию содержания образования, инициируемую и поддерживаемую образовательным учреждением совместно с работодателями туризма. Качество контроля и рецензирования зависит от полноты представленности различных сегментов туризма в общем представительстве работодателей. Технологии различных видов деятельности в туризме существенно отличаются друг от друга, в связи с чем образовательным учреждениям следует обеспечить полное представительство профилей работодателей, соответствующее профилям реализуемых программ.
7. Обеспечение качества и компетентности профес-сорско-преподавательско-го состава, обязательное привлечение к преподаванию специальных дисциплин представителей работодателей соответствующих сегментов индустрии туризма. Актуальность данного вида деятельности обусловлена спецификой туризма как экономической деятельности и его молодостью в Российской Федерации. Недостаточный срок развития туризма как бизнеса не мог не сказаться на том факте, что в числе преподавателей туризма лишь в незначительной степени представлены действующие или бывшие работники туристской индустрии. Реализация задачи возможна при тесном взаимодействии работодателей с образовательными учреждениями и, в частности, поддержка работодателями инициатив образовательных учреждений по расширению форм совместной деятельности.
8. Создание фондов оценочных средств, включающих типовые задания, контрольные работы, тесты и др., позволяющие оценить знания, умения и уровень усвоенных компетенций с учетом профиля подготовки. Актуальность данного вида деятельности заключается в сложившейся ситуации существенного отрыва компетент-ностных характеристик выпускников образовательных учреждений от потребности сферы туризма. Формы контроля должны стать формами контроля за уровнем освоения конкретных востребованных в туризме компетенций. Данный вид деятельности в первую очередь связан с совместной разработкой кейсов, ситуационных задач, содержания заданий для проектной работы обучающихся. Помимо разработки содержания оценочных средств, важной представляется разработка регламента проведения оценочных мероприятий.
9. Разработка совместно с представителями работодателей требований к практической подготовке. Практическая подготовка Актуальность обусловлена необходимостью формирования практических навыков непосредственно в процессе практической деятельности, что невозможно вне использования материально- Разработка требований к практической подготовке осуществляется с учетом необходимости развития в первую очередь универсальных компетенций обучающихся с целью обеспечения им максимальных возможностей трудовой мобильности.
Продолжение таблицы 3
Формы социального партнерства Актуальность Содержание
должна позволять закрепить необходимые для выполнения должностных обязанностей в конкретной профессиональной среде индустрии туризма практические профессиональные навыки. технической базы работодателей. Узкая профилизация возможна, однако, в большей степени на начальных образовательных уровнях; с возрастанием образовательного уровня увеличивается доля универсальных и методических компетенций.
10. Разработка совместно с представителями работодателей индустрии туризма требований к государственной итоговой аттестации выпускников, выполнению и защите выпускной квалификационной работы, сдаче государственного экзамена, критериев оценки результатов освоения образовательной программы, сертификации их квалификации. Актуальность данного вида совместной деятельности обусловлена необходимостью согласования «результатов образования», гарантирующих выпускнику трудоустройство, работодателю - приемлемый уровень подготовки выпускника, образовательному учреждению - адекватный актуальным и перспективным потребностям сферы туризма вектор развития программ по профильным направлениям подготовки. Разработка требований к результатам образовательной деятельности требует участия государственных отраслевых ведомств, занимающихся вопросами развития туризма, в противном случае актуальные кадровые потребности с учетом инерционности образования могут учитываться в ущерб гармоничному сочетанию актуальных и перспективных потребностей. Компетентност-ная модель проектируется с учетом основных тенденций развития туризма.
11. Определение совместно с представителями работодателей индустрии туризма критериев дальнейшего обучения выпускников на последующих уровнях образования. Актуальность вопроса об обеспечении преемственности образовательных ступеней обусловлена потребностями сферы туризма в пропорционально количеству занятых на определенных квалификационных уровнях подготовке профессиональных кадров. Как показывает статистика, занятых на верхних квалификационных уровнях (7-8) не более 5-10% в среднем в туристском секторе в России и за рубежом. Помимо этого, в туризме имеется проблема, связанная с необходимостью расширения квалификаций по горизонтали, без изменения квалификационного уровня; новые компетенции и акценты в обучении представляется возможным выявлять в тесном взаимодействии с широким представительством профессионального сообщества. Определение критериев дальнейшего обучения осуществляется в двух основных направлениях: - по вертикали (с повышением квалификационного уровня); - по горизонтали (без повышения квалификационного уровня).
12. Оценка совместно с представителями работодателей трудоустройства выпускников с учетом уровня освоенного образования и квалификации на предприятиях индустрии туризма. Оценка трудоустройства выпускников необходима для организации «обратной связи» с целью корректировки проектов компетентностных моделей по разным профилям подготовки. Организация обратной связи в ситуации отсутствия административных процедур, позволяющих на постоянной основе формировать необходимые базы данных с целью лонгитюдных исследований и проектирования перспективных компетентностных моделей возможна лишь в институализированной структуре, объединяющей широкое академическое и профессиональное представительство. Мониторинги занятости требуют задействования дополнительных ресурсов, в том числе информационно-коммуникационных.
Формы социального партнерства Актуальность Содержание
13. Информирование общественности индустрии туризма о результатах своей деятельности, планах, инновациях, научных достижениях. Актуальность связей с общественностью обусловлена в первую очередь задачами профессиональной ориентации абитуриентов образовательных программ. Профориентационные мероприятия одинаково важны в процессе институализа-ции российского туризма и российского образования в сфере туризма. Информирование общественности целесообразно осуществлять на основе единого концептуального подхода к развитию сферы профильного образования. Основными принципами информирования должны быть: 1. структурированность образовательных уровней и их соответствие квалификационным уровням; 2. полная вертикальная преемственность по каждому профилю профессиональной подготовки (от начального до послевузовского образования); 3. ясность в возможностях развития компетенций по горизонтали без изменения квалификационного уровня.
14. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ с привлечением в качестве экспертов представителей образовательных организаций и ведущих работодателей индустрии туризма. Актуальность профессионально-общественной аккредитации в сфере профессионального туристского образования обусловлена прежде всего необходимостью информирования и привлечения профессиональной общественности к конструктивному диалогу с академической общественностью. Кроме того, независимая от образования профессионально-общественная экспертиза позволяет осуществлять контроль за качеством образовательных программ; в ряде случаев - являться ориентиром при выборе абитуриентами образовательных учреждений, то есть является инструментом конкурентных отношений на рынке образовательных услуг. Профессионально-общественная аккредитация не должна осуществляться с участием образовательных и аффилированных организаций. Данный вид деятельности относится к задачам общественных профессиональных объединений в туризме.
Выводы по результатам исследования. Предложенная система социально-партнёрского взаимодействия институциональных структур в лице образовательных организаций и работодателей при подготовке кадров для индустрии туризма будет способствовать:
1) удовлетворению требований работодателей в востребованных на рынке труда про-
фессиональных и компетентных специалистах;
2) сбалансированному профессионально-квалификационному пополнению кадров туристской индустрии;
3) достижению лучших показателей качества подготовки кадров, а также конкурентоспособности российского образования в области туризма.
Литература
1. Ананьева Т.Н., ИлюхинаГ.И. Взаимодействие институциональных структур, заинтересованных в подготовке компетентных кадров для сферы сервиса и туризма // Сервис в России и за рубежом. Электронное периодическое издание. 2010. Вып. 16. http://old.rguts.ru/electronic_journal/number16/contents (дата обращения: 10.05.2015)..
2. Байденко В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего образования: Методическое пособие. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2008.
3. Илюхина Г. И. Подготовка кадров для сферы услуг // Сервис plus. Научный журнал. 2010. № 3. С. 117—124.
4. Татур Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. 2004. № 3.
5. Федулин А. А., Ананьева Т. Н., Илюхина Г. И. и др. Научно-методическое обеспечение высшего профессионального туристского образования (коллективная монография). М.: ФГОУВПО «РГУТиС», 2009. 146 с.
6. Шадриков В. Д. Принципы построения программ высшего профессионального образования // Проблемы качества образования. Материалы XIX Всероссийской научно-методической конференции 21 мая — 28 мая 2009 г., Уфа - Москва, 2009. 286 с.
ACTIVITIES IN THE CONTEXT OF SOCIAL PARTNERSHIP IN PROFESSIONAL TOURISM EDUCATION: RELEVANCE AND CONTENT
Anan'eva Tat'yana Nikolaevna, Vice-rector, Vice-Chairman of Educational-methodical Department for education of service and tourism, PhD (Dr. Sc.) in Sociology, Professor, [email protected], Ilyukhina Galina Ivanovna, PhD (Cand. Sc.) in Sociology, Associate Professor, Department of scientific-methodical support of tourism and service, [email protected],
Sakharchuk Elena Sergeevna, Dean of the Faculty of Tourism and Hospitality, PhD (Cand. Sc.) in Pedagogics, Associate Professor, [email protected],
Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation
The present article presents the complex issues associated with social-partnerships in the field of specialized tourism education. In particular, the conclusion which is based on the analysis of educational programs of different levels and the opinions of experts and specialists in the field of tourism, showed the insufficient level of development of social partnership, which is reflected in the existing problems in specialized tourism education: lack of practical orientation of education, the correspondence between the competence characteristics of graduates of educational institutions of tourism profile and the needs of the labour market, the mismatch between the quantitative indicators of the labour market needs and graduates of educational institutions in terms of levels of education. The study also identified the problem of incomplete educational continuity in some areas of tourism education, which definitely has a negative impact on opportunities for social and academic mobility of students. As a result of identified problems we developed the content of the various activities in the context of social partnership, which is regarded as one of the most promising approaches for solving the existing problems of specialist education. The proposed interpretation of the activities in the context of social partnership in professional tourism education will be conductive to the level of satisfaction of employers with the results of the educational activities of the institutions; balanced professional qualification recruitment in the tourism industry, as well as the achievement of the best indicators of the quality of education and competitiveness of Russian education in the field of tourism.
Keywords: training for tourism, education, educational program, competencies, training, representatives of employers, tourism, social and partnerships
References
1. Anan'eva T.N., Ilyukhina G. I. Vzaimodeistvie institutsional'nykh struktur, zainteresovannykh v podgotovke kompetent-nykh kadrov dlya sfery servisa i turizma [The interaction of institutional structures, interested in the training of competent staff for the sphere of service and tourism] / Anan'eva T.N., Ilyukhina G. I. // Servis v Rossii i za rubezhom. Elektronnoe periodicheskoe izdanie [Services in Russia and abroad. Electronic periodical] Volume (1) 16 2010. № 1. 0421000058/0001. http://www.mgus.ru/electronic_journal/number16/contents. (Accessed on May,10, 2015).
2. Baidenko V. I. Kompetentnostnyi podkhod k proektirovaniyu gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov vysshego ob-razovaniya: Metodicheskoe posobie [Competence approach to the design of state educational standards of higher education: Manual]. M.: Issled. tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2008.
3. Ilyukhina G. I. Podgotovka kadrov dlya sfery uslug [Training for services] // Servis plus. Nauchnyi zhurnal. 2010. № 3. p. 117-124.
4. Tatur Yu.G. Kompetentnost' v strukture modeli kachestva podgotovki spetsialistov [Competence in the structure of the quality model of training] // Vysshee obrazovanie segodnya [Higher education today]. 2004. № 3.
5. Fedulin A. A., Anan'eva T.N., Ilyukhina G. I. Nauchno-metodicheskoe obespechenie vysshego professional'nogo turist-skogo obrazovaniya (kollektivnaya monografiya) [Scientific and methodological support of higher professional tourism education (monograph)] M.: FGOUVPO «RGUTiS», 2009. 146 p.
6. Shadrikov V. D. Printsipy postroeniya programm vysshego professional'nogo obrazovaniya [Principles of higher education programs]. // Problemy kachestva obrazovaniya. Proceedings of XIX Vserossiiskoi nauchno-metodicheskoi konferentsii May, 21- May, 28 2009, Ufa - Moscow, 2009. 286 p.