Научная статья на тему 'Система подготовки кадров как основа профессиональной компетентности специалистов сферы сервиса и туризм'

Система подготовки кадров как основа профессиональной компетентности специалистов сферы сервиса и туризм Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3806
332
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СФЕРА СЕРВИСА И ТУРИЗМА / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / PROFESSIONAL EDUCATION / SERVICE AND TOURISM SPHERE / TRAINING OF SPECIALISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морева Светлана Николаевна

В статье проведен анализ современного состояния системы профессионального образования в сфере сервиса и туризма в России, который обозначил значение и ценность реализации принципа единства образования, науки, творческой и практической деятельности, направленного на преодоление актуальных проблем подготовки кадров, адекватных запросам экономики, рынка труда, развитию научно-технического комплекса. Проведена сравнительная характеристика моделей образовательного пространства Европы; обобщен зарубежный и отечественный опыт и предлагаются возможные пути улучшения качества подготовки специалистов сферы сервиса и туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морева Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING SYSTEM AS BASIS OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF EXPERTS OF THE SPHERE OF SERVICE AND TOURISM

In article the analysis of a current state of system of professional education in the service and tourism sphere in Russia which designated meaning and value of realization of a principle of unity of education, a science, the creative and practical activities, directed on overcoming of actual problems of the training adequate to inquiries of economy, a labor market, to development of a scientific and technical complex is carried out. The comparative characteristic of models of educational space of Europe is carried out; foreign and domestic experience is generalized and possible ways of improvement of quality of training of specialists of the sphere of service and tourism are offered.

Текст научной работы на тему «Система подготовки кадров как основа профессиональной компетентности специалистов сферы сервиса и туризм»

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ

СФЕРЫ СЕРВИСА И ТУРИЗМА

С. Н. МОРЕВА

В статье проведен анализ современного состояния системы профессионального образования в сфере сервиса и туризма в России, который обозначил значение и ценность реализации принципа единства образования, науки, творческой и практической деятельности, направленного на преодоление актуальных проблем подготовки кадров, адекватных запросам экономики, рынка труда, развитию научно-технического комплекса.

Проведена сравнительная характеристика моделей образовательного пространства Европы; обобщен зарубежный и отечественный опыт и предлагаются возможные пути улучшения качества подготовки специалистов сферы сервиса и туризма.

Ключевые слова: профессиональное образование, сфера сервиса и туризма, подготовка специалистов.

В настоящее время отрасли туризма и сервиса становятся все более высокотехнологичными, контактными сферами, нуждающимися в образованных, коммуникабельных, профессионально подготовленных сотрудниках. В сферу туризма и сервиса проникают идеи, подходы, приоритеты управленческой деятельности, разработанные в других секторах экономики. Огромные средства инвестируются в создание новой инфраструктуры, строительство олимпийских объектов, а также предприятий размещения, питания, развлечения гостей. В процессе проведения зимних Олимпийских игр 2014 г. и в постолимпийский период на первый план выйдут вопросы обслуживания туристов, причем немаловажным аспектом будет уровень подготовки специалистов.

В связи с этим подготовке и переподготовке востребованных на рынке труда работников сферы сервиса и туризма в системе профессионального обучения уделяется большое внимание, в настоящее время это включает в себя такие уровни образования, как: довузовское (школьное, профильное), начальное, среднее, высшее, послевузовское (аспирантура, докторантура) и дополнительное (программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки всех уровней квалификации). Подготовку кадров высшего профессионального образования для индустрии туризма осуществляют более 100 вузов, при этом только 20 % вузов являются отраслевыми, что, несомненно, влияет на качество подготовки выпускников и их дальней-

шее трудоустройство. Т. Н. Ананьева, Г. И. Илюхина [1; 2], отмечают ряд недостатков выпускников высших учебных заведений:

- отсутствие практических навыков и умений у выпускников для конкретной профессиональной деятельности с учетом квалификационного уровня;

- чрезмерная академичность профессионального образования при отсутствии необходимой практической подготовки;

- существующие образовательные программы не отвечают реальным запросам сегментов экономики;

- недостаток учебной и учебно-методической литературы, а также порой низкий уровень их профессиональной составляющей в виду отсутствия практической направленности;

- отсутствие соответствующей материально-технической базы с учетом профиля подготовки, что не обеспечивает обучающихся необходимыми практическими навыками и др.

Со стороны работодателей к выпускникам предъявляются следующие требования:

- участие в развитии общества;

- способность, желание и стремление повышать профессиональный статус на протяжении всей жизни;

- ответственность при принятии и выполнении принятых решений;

- владение новыми технологиями выполнения профессиональных функций;

- восприятие многообразия культур и национальных традиций;

- подготовленность к инновационной деятельности и другим обеспечивающим профессиональное совершенствование и карьерный рост действиям.

По существу, в центр современного инновационного общества ставится высокопрофессиональный специалист. В этих условиях существенно возрастает значение и общественная ценность реализации принципа единства образования, науки, творческой и практической деятельности, направленного на преодоление актуальных проблем подготовки кадров, адекватных запросам экономики, рынка труда, развитию научно-технического комплекса.

В настоящее время также образовался дисбаланс между требуемым количеством выпускников с высшим образованием и спросом рынка труда: только 80 % специалистов требуется отрасли, вследствие этого значительное их количество покидает отрасль или работает на должностях, где не требуется высшее образование. Необходимо отметить, что около 65 % должностей в туризме занимают люди с непрофильным образованием [5]. Это обуславливает важность дополнительной профессиональной подготовки и переподготовки кадров индустрии туризма, ориентированной на специалистов с начальным и средним образованием.

Для решения данных проблем Правительством РФ определены приоритеты по созданию системы непрерывного профессионального образования, что способствует обеспечению рынка труда кадрами нужных квалификаций, к которым можно отнести следующие:

- максимальное сближение образовательных учреждений и представителей работодателей, заинтересованных в подготовке компетентных кадров всех уровней профессионального образования, востребованных в конкретной сфере экономики;

- совместимость профессиональных и образовательных стандартов, регламентирующих требования к подготовке востребованных на рынке труда кадров;

- формирование компетенций обучающихся, отвечающих требованиям заинтересованных контрагентов и обеспечивающих конкурентоспособность специалистов в сегменте отрасли;

- взаимодействие институциональных

структур в системе регулирования трудовых ресурсов в лице представителей академического сообщества и работодателей с учетом тенденций развития в условиях посткризисной экономики отраслей и видов экономической деятельности.

Следовательно, для решения задач, связанных с совершенствованием подготовки современных кадров, необходимо взаимодействие образовательных учреждений и ведущих профильных предприятий на основе повышения роли профессиональных кадров на современном рынке труда и в экономике в целом.

Приоритетными направлениями в образовательной системе Российской Федерации на ближайший период и перспективу являются следующие:

- сохранение и развитие единого образовательного пространства через выполнение институциональными структурами роли интеграторов в отечественной и мировой системе профессионального образования;

- развитие демократических начал в управлении подготовкой кадров, востребованных на рынках труда;

- активное участие представителей институциональных структур в решении назревших системных проблем модернизации российского образования в соответствии с отечественными традициями и европейскими тенденциями;

- переход к новой культуре качества отечественного образования, гарантирующий его возрастающий вклад в развитие страны с учетом развития инновационных экономических процессов в обществе;

- усиление роли учебных заведений как структур обеспечения и непрерывного повышения качества образования;

- тесное взаимодействие с работодателями в процессе создания федеральных государственных образовательных стандартов, программ дополнительного профессионального образования, разработки системы оценочных средств и методик итоговой аттестации выпускников;

- участие совместно с федеральными органами управления образованием в организационном и методическом обеспечении масштабов перехода на уровневую систему образования при учете мнений работодателей и посткризисной экономики, а также традиций отечественного профессионально образования;

- обновление нормативных документов, регулирующих подготовку компетентных кадров и направленных на совершенствование научной организации и методического обеспечения образовательного процесса в учебных заведениях как единства воспитания и обучения;

- изучение и распространение образцов лучшей отечественной и зарубежной практики в целенаправленной подготовке компетентных кадров;

- совершенствование процессов подготовки профессиональных кадров, востребованных на рынке труда и отвечающих в полной мере запросам работодателей.

В современных социально-экономических условиях актуальность приобретает опережающее профессиональное обучение, на которое возлагается задача подготовки квалифицированных кадров, востребованных по окончании кризисного периода и перехода к интенсивному росту по-сткризисной экономики [1; 2].

Анализ послевузовской подготовки показал, что в 2008 г. в Российской Федерации прошло 24 645 защит диссертаций на соискание ученой степени кандидатов и докторов наук, из них по тематике туризма было защищено 54 кандидатских (по специальностям педагогика, экономика, география, история, социология, психология) -это 0,22 % и одна защита докторской диссертации [5; 6]. Как отмечают, большинство специалистов [1; 2; 5; 8; 3] данной отрасли подготовка выпускников различных уровней образования не отвечает требованиям работодателей и не соответствует мировым стандартам; в учебных планах НПО, СПО и ВПО на производственную практику отводится от 10 до 20 % учебного времени; не все образовательные учреждения, в которых готовят специалистов имеют тренинговые предприятия [7]. В связи с обозначенными выше проблемами произошли изменения в российской системе образования: переход в 2011 г. на двухуровневую систему высшего образования, внедрение новых образовательных стандартов третьего поколения, которые соответствуют основным целям Болонской конвенции, что предусматривает качественное и содержательное улучшение подготовки кадров в условиях изменения соотношения теоретических и практических блоков, изучения современных мировых технологий организации сферы сервиса и туризма.

Однако переход к положениям Болонской конвенции сам по себе не решает проблему качества подготовки специалистов. Прежде всего, рассмотрим традиции Европейской высшей школы, которая выделяет несколько университетских моделей. Существуют разные подходы к их классификации - в зависимости от того, какую задачу ставит себе исследователь, что он хочет проанализировать. Хотелось бы обратить внимание прежде всего на четыре модели, которые оказали значимое влияние на формирование образовательного пространства Европы. Это модель Гумбольдта, модель Наполеона, англо-саксонская и советская (русская) модели [4]. Кроме них, суще-

ствуют и другие модели: модель США, ориентированная на рынок, скандинавская модель (реализуемая в Финляндии и Швеции) и др.

Модель Гумбольдта названа в честь В. Гумбольдта, родоначальника европейского исследовательского университета. Характерная черта этой модели заключается в том, что преподавательская работа должна идти параллельно с исследовательской. Гумбольдтовская модель отличается свободой в изучении дисциплин и проведении исследований (правительство практически не вмешивается в сферу деятельности университета). Приоритет в рамках этой модели всегда отдавался обучению.

Модель Наполеона - один из наглядных примеров того, как государство поддерживает университеты, - рассматривает его как основной инструмент модернизации общества, который способствует усилению национальной идентичности. Ключевая идея этой модели - централизованность. Государство осуществляет контроль и за финансированием, и за назначением преподавателей, и за использованием юридических механизмов.

Англо-саксонскую модель можно описать как модель, направленную на рынок. Она отличается иерархически структурированной системой, в рамках которой наблюдается сильная конкуренция среди университетов. Это типичный подход США; в Соединенном Королевстве в 1980 г. произошла серьезная перестройка структуры высшего образования. Университеты отличаются удивительной автономией - и юридической, и финансовой. Следовательно, преобладает рыночный подход - все образование ориентировано на предоставление услуг. Упор делается на вопрос, как адекватно подготовить студента к рыночной ситуации, сориентировать его на работодателя.

Появление следующей - Российской - модели (или, как ее еще называют, ЦентральноЕвропейская) ассоциируют с созданием в 1725 г. Академии наук, по которой функционируют университеты Центральной и Восточной Европы. Вузы в России рассматривались как распределители знаний, - чисто исследовательскими университетами можно было назвать лишь те, которые числились при Академии наук [5]. Эта модель часто анализируется и исследуется на Западе. До сих пор многие профессоры исследовательских университетов, интегрированных в Академию наук, одновременно занимаются и преподавательской деятельностью. Это сближает российскую модель с гумбольдтовским подходом.

Гармонизация подготовки специалистов сферы сервиса и туризма является одной из целей

Европейского Союза. Большая часть учебных заведений Европы, готовящих специалистов для данной деятельности, приходится на средние профессиональные школы, лицеи и колледжи ресторанного хозяйства Англии, Франции, Бельгии и Голландии. Основной акцент при обучении в средних специальных учебных заведениях делается на приобретение практического опыта работы в гостиницах и ресторанах на базе основного общего образования (продолжительность обучения составляет 10-12 лет). Получение специального профессионального туристского образования с получением сертификата о присвоении квалификации требует дополнительного (от 4 до 8 лет) обучения. Общие специальные знания включают такие дисциплины, как экономика, иностранный язык, бизнес, бухучет, юриспруденция, социально-психологические знания, специфические технологии менеджмента и ряд других, с тремя уровнями подготовки. При этом уровень необходимых специальных знаний зависит от занимаемой должности или выбранной профессии. В России, как правило, специальная профессиональная подготовка не востребована. В ряде нормативных документов она заменяется опытом работы на туристском предприятии (в том числе такие требования выдвигаются при проведении сертификации туристских услуг и услуг гостиниц, а также при лицензировании туристских предприятий и гостиниц).

Для европейской туриндустрии доминирующей является швейцарская модель обучения специалистов. В ее рамках большое внимание уделяется прикладным вопросам, осваиваются все профессии, связанные с работой туристической компании или отеля, т. е. через 4 года человек «изнутри» знает бизнес, а затем при желании может продолжить образование, стать магистром в сфере управления туризма. На гостиничном рынке труда зарубежных стран, для примера, составная часть менеджеров низшего и среднего звена, имеющих степень бакалавра, соответствует 60-70 % всех работающих в отрасли, а менеджеров-магистров -10-20 %.

Следовательно, Болонская декларация для вузов российского туризма несет: во-первых, налаживание более тесной, органической связи между высшим образованием и научными исследованиями, между европейским пространством высшего образования и европейским пространством научных исследований. Данное направление позволит расширить разработку и внедрение различных инновационных технологий и методов управления в туристические организации, сети

отелей и т. п., а также использовать полученные результаты при подготовке соответствующих специалистов. Во-вторых, это развитие и интеграция непрерывного образования. Признание необходимости обучения и повышения образовательного уровня на протяжении всей жизни (концепция пожизненного обучения ЬЬЬ - обучения через всю жизнь) является отличительной чертой европейского высшего образования и предполагает, осваивать новые технологии и методы работы, поскольку конкуренция в данной сфере достаточно высокая и требует своевременного внедрения инноваций. Поэтому в системе профессионального обучения необходимо уделять большое внимание опережающему образованию [1]. Достичь положительных результатов возможно за счет оперативного решения на основе эффективного взаимодействия институциональных структур следующих задач:

1) координация действий научно-педагогической общественности учебных заведений, представителей предприятий, учреждений и организаций, заинтересованных в совершенствовании подготовки кадров для предприятий сферы обслуживания, в обеспечении качества и развития содержания профессионального образования в области сервиса и туризма;

2) развитие связей и взаимодействия институциональных структур, в том числе и международных, способствующих совершенствованию подготовки кадров для сферы сервиса и туризма;

3) разработка комплекса учебно-методического обеспечения программ специализированной подготовки выпускников для сферы сервиса и туризма;

4) мониторинг реализации образовательных программ по направлениям подготовки и специальностям сервиса и туризма в регионах РФ и странах СНГ;

5) прогнозирование потребности в кадрах с учетом тенденций и перспектив развития отраслей сферы сервиса и туризма;

6) участие в оценке и регулировании приема и выпуска специалистов по образовательным программам в области сервиса и туризма;

7) реализация других мероприятий, направленных на развитие взаимодействия институциональных структур, совершенствование подготовки кадров для сферы сервиса и туризма, интеграция академической общественности и представителей работодателей, в том числе и зарубежных стран.

Исходя из основных приоритетных направлений, можно предложить принципы взаимодействия институциональных структур по формирова-

нию системы опережающего профессионального обучения подготовки работников для сферы сервиса и туризма:

1. Разработка совместно с представителями работодателей концепции подготовки кадров для сферы сервиса и туризма с учетом тенденций развития и темпов роста интенсивно развивающихся сегментов сферы обслуживания.

2. Разработка предложений по дополнению и изменению перечня направлений подготовки и специальностей, профессий для подготовки работников сферы сервиса и туризма, востребованных в сегментах посткризисной экономики.

3. Создание с привлечением заинтересованных институциональных структур действенной системы опережающей подготовки кадров для сферы сервиса и туризма.

4. Введение в качестве обязательного элемента проводимой учебными заведениями оценки качества подготовки выпускников участия представителей работодателей с учетом профиля образовательной программы.

5. Подготовка совестно с представителями работодателей предложений по созданию системы мониторинга потребности рынка труда в кадрах различной квалификации и видов занятий с целью обоснования потребности в выпускниках по направлениям подготовки в области сервиса и туризма.

6. Подготовка предложений по созданию и функционированию эффективной системы менеджмента качества образования, основанной на достоверной оценке освоения компетенций обучающихся с привлечением представителей работодателей сферы сервиса и туризма.

7. Привлечение к преподаванию дисциплин представителей ассоциаций и других общественно-профессиональных объединений работодателей сферы сервиса и туризма с учетом профиля образовательной программы.

8. Использование имеющегося производственного потенциала предприятий, ассоциаций и других общественно-профессиональных объединений работодателей сферы сервиса и туризма в качестве баз практик с учетом профиля образовательной программы.

9. Оказание содействия в трудоустройстве выпускников в сфере сервиса и туризма с учетом профиля освоенной программы.

10. Распространение и эффективное применение имеющегося отечественного и международного опыта в системе опережающего профессионального обучения в процессе совершенствования подготовки работников для сферы сервиса и ту-

ризма, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий.

Для обеспечения эффективного взаимодействия институциональных структур, заинтересованных в качественной подготовке трудовых ресурсов в сфере сервиса и туризма, отвечающих запросам работодателей, требованиям рынка труда, экономики в целом необходимо решить ряд задач. Предлагаемый алгоритм реализации задач подготовки компетентных кадров для сферы сервиса и туризма основывается на взаимодействии заинтересованных представителей институциональных структур [1].

Система взаимодействия представителей институциональных структур представляет собой функциональную совокупность деятельности учебных организаций, предприятий, представителей работодателей, иных структур, заинтересованных в подготовке компетентных работников для сферы сервиса и туризма, и может использоваться в системе опережающего профессионального обучения при профессиональной подготовке и переподготовке кадров в соответствии с потребностями отраслей экономики.

На сегодняшний день профиль большинства университетов определен принципами стратегического управления и внешней оценки, которая формирует четкие регламенты и запросы к качеству подготовки кадров в структуре инновационных обществ XXI в.

Таким образом, перед профессиональной школой поставлена важная задача сохранения ценностей и традиций российской системы образования и обновления ее содержания в соответствии с современными требованиями общества. В учебном заведении встает задача научить будущего специалиста технологии не только самостоятельному накоплению знаний, но и интенсивной их переработки в систему личностных смыслов.

Для совершенствования процесса подготовки профессионального образования для сферы сервиса и туризма выделим основные аспекты:

- планомерное осуществление последовательных программных действий, направленных на разработку и фактическую реализацию компе-тентностного подхода к формированию образовательных программ;

- использование методического опыта и учебных программ профильных зарубежных учебных заведений, которые в течение многих лет успешно работают на образовательном рынке Европы, профильных туристских выставок, которые одновременно собирают большое количество профессионалов - представителей турбизнеса,

руководителей крупных предприятий и учреждений туриндустрии;

- создание условий для повышения квалификации работников сферы сервиса и туризма, а также прохождения курсов повышения квалификации по наиболее актуальным вопросам практической деятельности. Кроме этого, учебные заведения должны заниматься переподготовкой специалистов, начинающих работать в индустрии туризма, при этом необходимо передавать как базовые теоретические знания, так и практические навыки. Повышение квалификации персонала должно предусматривать обучение без отрыва от основной деятельности, а именно, регулярный внутригостиничный и внутрифирменный тренинг. Именно такая система повышения квалификации показала наибольшую эффективность в зарубежных странах, успешных в области развития туризма. Для менеджеров высшего управленческого звена наиболее целесообразным является повышение квалификации в рамках специализированных программ, в том числе организации зарубежных стажировок. Для подготовки работников смежных отраслей, обслуживающих туризм, необходимо формирование специальных программ обучения и соответствующих стандартов. Для определения направлений подготовки специалистов необходим регулярный мониторинг потребностей в выпускниках профильных учебных заведений;

- взаимодействие институциональных структур, заинтересованных в качественной подготовке трудовых ресурсов в сфере сервиса и туризма;

- признание необходимости обучения и повышения образовательного уровня работника сферы сервиса и туризма на протяжении всей профессиональной деятельности.

Литература

1. Ананьева Т. Н. Концептуальные основы подготовки компетентных кадров для сферы обслуживания // Инновационные технологии в подготовке кадров для обслуживания Олимпиады «Сочи-2014»: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. Ростов н/Д, 2008. С. 15-23.

2. Ананьева Т. Н., Илюхина Г. И. Взаимодействие институциональных структур, заинтересованных в подготовке компетентных кадров для сферы сервиса и туризма. иКЬ: http://www.bologna.ntf.ru

3. Каменски X. Европейское высшее образование в глобальном контексте. иКЬ: http://www.bologna.ntf.ru

4. Малышкина Е. А. Современное состояние рынка ресторанного бизнеса в России // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2009. Вып. 5(73).

5. Полева М. В. О необходимости модернизации отраслевой системы подготовки кадров для индустрии туризма // Туризм как межотраслевой комплекс экономики региона: сб. мат-лов науч.-практ. конф. Махачкала, 2010. С. 267-269.

6. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года. иЯЬ: http://www. avtotravel.com

7. Федулин А. Подготовка кадров для туризма: проблемы и задачи. иКЬ: http://www.bujet.ru

8. Чудновский А. Д., Жукова М. А., Сенин В. С. Управление индустрией туризма. М., 2009.

* * *

TRAINING SYSTEM AS BASIS OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF EXPERTS OF THE SPHERE OF SERVICE AND TOURISM

S. N. Moreva

In article the analysis of a current state of system of professional education in the service and tourism sphere in Russia which designated meaning and value of realization of a principle of unity of education, a science, the creative and practical activities, directed on overcoming of actual problems of the training adequate to inquiries of economy, a labor market, to development of a scientific and technical complex is carried out.

The comparative characteristic of models of educational space of Europe is carried out; foreign and domestic experience is generalized and possible ways of improvement of quality of training of specialists of the sphere of service and tourism are offered.

Key words: professional education, service and tourism sphere, training of specialists.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.