Научная статья на тему 'Проблема трудоустройства выпускников высших учебных заведений(на примере ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет»)'

Проблема трудоустройства выпускников высших учебных заведений(на примере ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3511
705
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОУСТРОЙСТВО / РЫНОК ТРУДА / ТРУДОВАЯ МОТИВАЦИЯ / ЦЕННОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ГУМАНИТАРНЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ / ТЕХНИЧЕСКИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ / ГОРНЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ / ИНТЕГРАЦИЯ ОБЩЕСТВА / EMPLOYMENT / LABOR MARKET / LABOR MOTIVATION / VALUES / PROFESSIONAL ADAPTATION / PROFESSIONAL SOCIALIZATION / HUMANITIES / TECHNICAL PROFESSIONS / MINING SPECIALTY / ECONOMIC CHARACTERISTICS / THE PROCESS OF SOCIALIZATION / INTEGRATION OF THE SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карманова Ольга Алексеевна, Куницина Любовь Павловна

Статья посвящена исследованию факторов, влияющих на положение на рынке труда выпускников высших учебных заведений. В основу статьи положены социологический анализ статистических данных, полученных в 2013 г. в результате опроса студентов старших курсов ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет» (далее ЗабГУ), социологические исследования, проведённые сотрудниками кафедры социологии данного университета в 2010-2011 гг. В статье даётся анализ основных проблем, возникающих в процессе адаптации выпускников на рынке труда: недостаток рабочих мест, рассогласованность потребностей рынка труда и ориентаций системы профессиональной подготовки, трудности в приобретении опыта работы по специальности, ожидания молодых специалистов в отношении условий труда, особенности трудовой мотивации молодёжи и др.Анализ полученных данных свидетельствует о том, что кардинальное решение проблемы трудоустройства выпускников заключается в активном развитии экономики Забайкальского края. Отсутствие проблем с трудоустройством специалистов развивающихся экономических сфер являются этому доказательством. Другим кардинальным направлением решения проблемы трудоустройства выпускников высших учебных заведений является устранение дисбаланса направлений подготовки в системе высшего образования, не соответствия потребностей рынка труда и профессиональных приоритетов, сложившихся в общественном мнении забайкальцев. Третьим условием решения проблемы трудоустройства молодых специалистов является повышение эффективности всей системы профессиональной ориентации, включающей в себя профессиональное консультирование, профориентацию в школах, организацию производственной практики студентов, установление прочных связей учебных заведений с предприятиями и организациями края, расширение возможностей вторичной занятости студентов и др. Эти меры, в свою очередь, предполагают необходимость постоянного мониторинга ситуации на рынке труда, изучение профессиональной ориентаций молодёжи, особенностей общественного мнения и т. п. вопросов, находящихся в сфере социологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Employment Problem of Higher Educational Institutions Graduates(on the Example of FSBEI HPE «Transbaikal State University»)

The article is devoted to research of the factors influencing the situation on the labor market of higher educational institutionsgraduates. The base of the article is a sociological analysis of the statistical data obtained in 2013, as a result of a survey of students, FSEI HPE «Zabaikalskii state University» (hereinafter Transbaikal State University), sociological studies conducted by the Department of sociology of the University in 2010-2011 In the articlethere is an analysis of the main problems arising in the process of adaptation of graduates on the labor market: the lack of jobs, a mismatch of labor market needs and orientations of the system of professional training, difficulties in gaining experience on a speciality, expectations of young specialists in labor conditions, peculiarities of work motivation of youth and ot her Analysis of the obtained data shows that comprehensive solution of the problem of employment of graduates lies in the dynamic economic development of Zabaikalsky Krai. The lack of problems with employment specialists developing economic spheres is proved. Another radical solution of the problem of employment of higher educational institutionsgraduates, is the imbalance of the directions of training in the higher education system, not matching of labor market needs and professional priorities established in the public opinion of inhabitants. The third condition for solving the problem of young specialists’ employment is to increase the efficiency of the whole system of professional orientation, which includes professional counseling, career guidance in schools, organization of industrial practice of students, establishment of strong ties of educational institutions, enterprises and organizations of the region, the expansion of opportunities of students’ secondary employment and other These measures, in turn, suggest the need for permanent monitoring of the situation on the labor market, the study of professional orientation of the youth, peculiarities of public opinion, etc. of issues within the field of sociology.

Текст научной работы на тему «Проблема трудоустройства выпускников высших учебных заведений(на примере ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет»)»

Ольга Алексеевна Карманова,

кандидат философских наук, доцент, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30)

e-mail:karmanova_oa@ mail.ru Любовь Павловна Куницина, кандидат педагогических наук, доцент, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30)

e-mail:lubapk@mail.ru

Проблема трудоустройства выпускников высших учебных заведений (на примере ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет»)

Статья посвящена исследованию факторов, влияющих на положение на рынке труда выпускников высших учебных заведений. В основу статьи положены социологический анализ статистических данных, полученных в 2013 г. в результате опроса студентов старших курсов ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет» (далее ЗабГУ), социологические исследования, проведённые сотрудниками кафедры социологии данного университета в 2010-2011 гг В статье даётся анализ основных проблем, возникающих в процессе адаптации выпускников на рынке труда: недостаток рабочих мест, рассогласованность потребностей рынка труда и ориентаций системы профессиональной подготовки, трудности в приобретении опыта работы по специальности, ожидания молодых специалистов в отношении условий труда, особенности трудовой мотивации молодёжи и др.

Анализ полученных данных свидетельствует о том, что кардинальное решение проблемы трудоустройства выпускников заключается в активном развитии экономики Забайкальского края. Отсутствие проблем с трудоустройством специалистов развивающихся экономических сфер являются этому доказательством. Другим кардинальным направлением решения проблемы трудоустройства выпускников высших учебных заведений является устранение дисбаланса направлений подготовки в системе высшего образования, не соответствия потребностей рынка труда и профессиональных приоритетов, сложившихся в общественном мнении забайкальцев. Третьим условием решения проблемы трудоустройства молодых специалистов является повышение эффективности всей системы профессиональной ориентации, включающей в себя профессиональное консультирование, профориентацию в школах, организацию производственной практики студентов, установление прочных связей учебных заведений с предприятиями и организациями края, расширение возможностей вторичной занятости студентов и др. Эти меры, в свою очередь, предполагают необходимость постоянного мониторинга ситуации на рынке труда, изучение профессиональной ориентаций молодёжи, особенностей общественного мнения и т. п. вопросов, находящихся в сфере социологии.

Ключевые слова: трудоустройство, рынок труда, трудовая мотивация, ценности, профессиональная адаптация, профессиональная социализация, гуманитарные специальности, технические специальности, горные специальности, экономические характеристики, процесс социализации личности, интеграция общества.

Olga Alekseyevna Karmanova,

Candidate of Philosophy, Associate Professor, Transbaikal State University (30 Alexandro-Zavodskay St., Chita, Russia, 672039) e-mail:karmanova_oa@ mail.ru Lyubov Pavlovna Kunitsina, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Transbaikal State University (30 Alexandro-Zavodskay St., Chita, Russia, 672039)

e-mail:lubapk@mail.ru

The Employment Problem of Higher Educational Institutions Graduates (on the Example of FSBEI HPE «Transbaikal State University»)

The article is devoted to research of the factors influencing the situation on the labor market of higher educational institutionsgraduates. The base of the article is a sociological analysis of the statistical data obtained in 2013, as a result of a survey of students, FSEI HPE «Zabaikalsky

УдК 316.334.22 ББК С 561.23

© О. А. Карманова, Л. П. Куницина, 2014

21

state University» (hereinafter Transbaikal State University), sociological studies conducted by the Department of sociology of the University in 2010-2011 In the articlethere is an analysis of the main problems arising in the process of adaptation of graduates on the labor market: the lack of jobs, a mismatch of labor market needs and orientations of the system of professional training, difficulties in gaining experience on a speciality, expectations of young specialists in labor conditions, peculiarities of work motivation of youth and other

Analysis of the obtained data shows that comprehensive solution of the problem of employment of graduates lies in the dynamic economic development of Zabaikalsky Krai. The lack of problems with employment specialists developing economic spheres is proved. Another radical solution of the problem of employment of higher educational institutionsgraduates, is the imbalance of the directions of training in the higher education system, not matching of labor market needs and professional priorities established in the public opinion of inhabitants. The third condition for solving the problem of young specialists' employment is to increase the efficiency of the whole system of professional orientation, which includes professional counseling, career guidance in schools, organization of industrial practice of students, establishment of strong ties of educational institutions, enterprises and organizations of the region, the expansion of opportunities of students' secondary employment and other These measures, in turn, suggest the need for permanent monitoring of the situation on the labor market, the study of professional orientation of the youth, peculiarities of public opinion, etc. of issues within the field of sociology.

Keywords: employment, labor market, labor motivation, values, professional adaptation, professional socialization, Humanities, technical professions, mining specialty, economic characteristics, the process of socialization, integration of the society.

Требования к системе высшего профессионального образования как социокультурного института обоснованы потребностями современного уровня производства и общества. Система образования и рынка труда связаны не только с подготовкой компетентного специалиста профессионала, но и с формированием готовности молодого поколения к трудовой деятельности. Среди молодёжи утрачены ценности труда, что привело к снижению престижа ряда нужных профессий для общества. Изменениям ценностных ориентаций молодежи посвящены ряд исследований. Рассматривая современную молодёжь, В. А. Ядов отмечает её индивидуалистичность, способность адаптироваться к рынку, в большей мере полагаясь на собственные возможности в решении жизненных проблем [6, с. 114].

Представления жизненных планов молодёжи рассматривались в работах С. И. Барзилова, И. С. Болотина, Е. И. Го-ловахи, А. В. Заикиной, И. С. Кона, А. И. Ко-мазина, А. А. Матулениса, М. Н. Руткевича, Л. Я. Рубиной, Д. В. Петрова и др. Социальному статусу молодёжи и востребованности современного рынка труда посвящены работы: Я. У. Астафьева, Э. С. Гареева, Ю. Н. Дорожина, Т. И. Заславской, И. К. Золотовой, С. А. Константинова, Л. В. Константиновой, О. А. Раковской, Т. А. Ручки-ной, В. И. Чупрова, В. Н. Шубкина.

Однако анализ проблем трудоустройства молодёжи, профессиональных и ценностных ориентаций молодых людей, спец-

ифика формирования трудовой мотивации студенчества в условиях вуза недостаточно исследованы учёными. Отсутствуют механизмы взаимодействия института образования и рынка труда, комплексные методики социологического измерения успешности выпускников на рынке труда.

Проблемы влияния вторичной занятости студентов на их жизненный выбор мало изучены [6, с. 115].

На основании вышеизложенного мы определили цель, объект и предмет исследования.

Цель исследования - проанализировать результаты прикладных исследований проблемы трудоустройства выпускников ЗабГУ и выявить факторы, влияющие на их трудоустройство.

Объект исследования - трудоустройство выпускников высших учебных заведений.

Предмет исследования - факторы, влияющие на трудоустройство выпускников ЗабГУ

Динамика развития экономики предъявляет достаточно высокие требования к специалистам всех уровней, их профессиональной компетенции, профессиональной культуре, уровням профессиональной адаптации и творческой инициативы. Это, прежде всего, касается молодых специалистов, находящихся на начальном этапе карьеры. В этих условиях важное значение имеет непрерывность самообразования и саморазвитие специалиста, осознанность выбора будущей профессии, определяющие карьерные стратегии молодёжи [5].

При выборе профессии абитуриенты вынуждены учитывать денежные затраты на получение образования и низкую материальную обеспеченность семьи. По данным социологических исследований о профессиональной ориентации, проведённым в 2010 г. среди абитуриентов в ЗабГУ, выяснилось, что в 82 % случаев будущие студенты не имели представления о своей будущей профессии.

По итогам анкетирования 2011 г. среди студентов 3-4 курсов факультета социально-политических систем ЗабГУ было выявлено три основные группы поведенческих стратегий работающих студентов:

1) работа с целью повышения материального достатка,

2) работа с целью приобретения опыта,

3) работа с целью приобретения определённого статуса в обществе.

Исследования показали, что в первую группу входят студенты из семей с низким уровнем экономического дохода. Те, кто выбирают второй вид стратегии, рассчитывают, прежде всего, на получение опыта по специальности и практического навыка работы для успешного трудоустройства, не придавая значения денежному вознаграждению за труд. Для третьей группы студентов характерно наличие возможности получения дополнительной записи в трудовой книжке, накопления символического капитала и восприятие юридически оформленных трудовых отношений между работником и работодателем [6, с. 116].

Социальная адаптация студентов к профессии зависит от правильной организации производственной практики.

Результаты эмпирического исследования констатируют, что 45,4 % студентов удовлетворены её организацией со стороны самого предприятия, не удовлетворены 54,6 % респондентов, 67,3 % студентов признают ценность производственной практики, как начальный этап освоения профессиональной деятельности [6, с. 117].

О. Селиванова утверждает, что трудоустройство выпускников «сдерживает отсутствие законодательства, направленного на развитие занятости выпускников; отсутствие механизмов, обеспечивающих взаимосвязь между рынком труда и образовательным учреждением; недальновидность кадровой политики, ориентирующейся на достижение текущих результатов, а не пер-

спективных; недостаточность у многих выпускников учебных заведений необходимых знаний и навыков самоопределения на рынке труда» [2, с. 30].

Это подтверждают результаты опроса выпускников ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет», проведённого среди выпускников в 2013 г. Целью данного анкетного опроса, организованного по инициативе отдела содействия занятости студентов ЗабГУ в 2013 г., было выяснение факторов, влияющих на трудоустройство выпускников, их положение на рынке труда. В ходе исследования предполагалось изучить влияние на будущее трудоустройство выпускников уровня профессиональной подготовки, полученной в учебном заведении, наличия опыта работы, условий рынка труда в регионе, настроя на работу и ожиданий студентов и т. п.

Сбор и обработка информации осуществлялись с помощью информационноаналитической системы «PROвуз», разработанной Центром трудоустройства и практической подготовки «МАДИ-ПРОФИ».

В процессе исследования были собраны и обработаны материалы по 6 факультетам университета: горный; социально-политических систем (далее - ФСПС); энергетический; юридический; строительства и экологии; технологии, транспорта и связи (далее ФТТиС), опрошено 640 выпускников специалитета.

Анализ полученных в ходе исследования статистических данных показал, что наиболее востребованными на рынке труда оказались специальности горного профиля (из выпускников Горного факультета были трудоустроены 82 % выпускников), труднее всего было найти работу выпускникам юридического факультета (трудоустроено 19 %) и факультета социально-политических систем (25 %).

Гистограмма 1

Ответы: «Трудоустроены после окончания ВУЗа»

Горный ФСПС Энергетический ФТТиС Юридический Строительства

Такое положение дел обусловлено структурой рынка труда Забайкальского края, испытывающего потребность в работниках геологической и горнодобывающих профессий, специалистов в области сельского хозяйства, рабочих и т. п. Проблемы трудоустройства специалистов гуманитарного профиля связаны с перекосом в системе образования края, где готовят специалистов гуманитарных специальностей, не учитывая ситуацию на рынке труда.

Другая объективная проблема трудоустройства выпускников связана с недостаточным развитием экономики в Забайкальском крае, что приводит к невостребо-ванности многих профессий технического профиля.

Естественно, что в такой ситуации многие выпускники пытаются решить проблему трудоустройства путём получения дополнительных специальностей.

Значительная часть выпускников, получивших гуманитарное образование (45 %), была настроена на получение второго высшего образования. В то же время и среди выпускников, имеющих достаточно востребованные на рынке труда профессии (строительные, горные, технические), тоже оказалось немало людей, желающих получить другое высшее образование, что видно из приведённой гистограммы:

Гистограмма 2 Ответы: «Планирую получить второе высшее образование»

10'

°/о Горный ФСПС Энергетический ФТТиС Юридический Строительства

и экологии

Желание «подстраховаться», чтобы иметь больше шансов найти интересную работу, свидетельствует о понимании выпускниками необходимости повышения своей конкурентоспособности на рынке труда.

Большинство выпускников ЗабГУ старается найти работу в Чите. Полученные в ходе опроса результаты свидетельствуют

о том, что 77 % выпускников исследуемых факультетов ЗабГУ остаются работать в краевом центре, 11 % работают в Забай-

кальском крае, 9,5 % - в других регионах,

2,3 % - за рубежом. Причём большинство из них работает не по специальности или частично по специальности. Чаще других по специальности устраиваются на работу выпускники энергетического факультета (53 %) и факультета строительства и экологии (40 %). Не по специальности работают главным образом представители гуманитарных профессий (81 % выпускников ФСПС) и горного факультета (65 %).

Гистограмма 3 Характеристика места работы после окончания ЗабГУ

Если преобладание выпускников, не работающих по специальности, закончивших ФСПС можно объяснить недостатком рабочих мест для данных групп специалистов, то показатели по горному факультету требуют объяснений, поскольку специалисты горного профиля пользуются спросом на рынке труда Забайкальского края.

На наш взгляд, большое количество желающих остаться на любой работе в городе из числа выпускников горного факультета объясняется тем, что некоторая часть студентов выбирают горные специальности не из-за интереса к данным профессиям, а из за возможности поступления и обучения на бюджетной основе (проходной балл на данном факультете не высокий, а бюджетных мест больше, чем на других факультетах). Поэтому после получения диплома о высшем образовании отдельные выпускники горного факультета стремятся найти любую работу в краевом центре.

В то же время на вопрос о планах на будущее значительное большинство выпускников отвечали, что хотели бы работать по специальности (87,6 % в среднем и 94 % - по горному факультету). Такое расхождение данных, касающееся мест работы и планов выпускников, отражает, с одной стороны, желание соответствовать социальным стандартам, бытующим в общественном мнении, а, с другой стороны,

отличие надежд и ожиданий выпускников от реальных условий рынка труда. Многие выпускники действительно хотели бы работать по специальности и в регионе, но не имеют такой возможности.

В вопросе поиска работы по специальности выпускники опираются главным образом на помощь родителей, родственников и друзей (от 60 до 100 % ответов).

Многие студенты начинают свою трудовую деятельность в период обучения. На период опроса только 34,3 % выпускников не имели опыта работы на момент завершения обучения. Значительное большинство студентов (65,7 %) имели опыт работы. Правда, этот опыт был небольшим (55,5 % работали менее двух лет). Более активно работали в период обучения студенты горного факультета (78 %), энергетического факультета (77 %), факультета строительства и экологии (69 %). В основном это был опыт работы не по специальности (52,3 % ответов). Чаще других имели возможность получить опыт работы по специальности участники опроса из горного факультета (69 % имеющих опыт работы, работали по специальности), энергетического факультета (58 %), факультета строительства и экологии (55 %).

Гистограмма 4 Опыт работы выпускников на момент завершения обучения

90%

Как видно из представленной гистограммы, многие студенты имели опыт работы, в том числе по специальности. Естественно, что они имели больше шансов получить работу. Результаты опроса свидетельствуют о том, что среди трудоустроенных на момент завершения обучения в университете практически все имели опыт работы (99,6 %), среди имевших опыт работы по специальности были трудоустроены

69,3 % выпускников.

Более низкий процент трудоустройства тех, кто имел опыт работы по специальности, связан с тем, что среди выпускников ФСПС и юридического факультета число трудоустроенных из данной категории студентов было значительно ниже, чем на других факультетах (38% - ФСПС, 60 % -юридический факультет). Это связано главным образом с недостатком рабочих мест по данным специальностям на рынке труда. Выпускники данных факультетов испытывали трудности с трудоустройством, но и по данным специальностям больше шансов получить работу имели те, у кого уже был некоторый опыт трудовой деятельности, особенно по специальности (из числа трудоустроенных на момент завершения обучения в ФСПС 97 % имели опыт работы, по специальностям юридического факультета - 100 %).

Наряду с опытом работы, важным условием будущего трудоустройства выпускников является качество их подготовки, который можно оценить по уровню успеваемости студентов. Не случайно среди тех, кто учился на 3 (средний балл 3-3,5) нашли работу только 69 % выпускников. Причем, практически по всем специальностям, исключая специальности энергетического факультета, где благодаря востребованности профессий нашли работу практически все выпускники, среди троечников не имели работы от 100 % (юридические специальности) и 91 % (горные специальности) до 83 % (технические специальности ФТТиС).

Среди успевающих студентов (средний балл 4-5) процент трудоустроенных выше.

Гистограмма 5

«Востребованность» на рынке труда выпускников в зависимости от успеваемости

Как видно из приведённой гистограммы, успеваемость выпускников энергетического факультета и факультета строительства и экологии не играет большой роли в

трудоустройстве, поскольку данные специальности востребованы на рынке труда. Для других специальностей, особенно технических (ФТТиС) и гуманитарных (ФСПС и юридический) уровень подготовки специалистов играет важную роль в их трудоустройстве.

Третьим фактором, оказывающим важное влияние на процесс трудоустройства выпускников высших учебных заведений оказывает уровень заработной платы. Как показали результаты опроса, после окончания университета выпускники обычно получают заработную плату в размере 10-30 000 рублей (49,7 % - 10-20 тыс. р., 23,5 % - 20-30 тыс. р.). Менее 10 тыс. р. получали лишь 11,8 % трудоустроенных выпускников. В основном низкую заработную плату получали представители технических специальностей (ФТТиС - 30 %) и гуманитарных специальностей (ФСПС -19 %, юридический факультет - 20 %). Наиболее высокий уровень заработной платы предлагался выпускникам факультета строительства и экологии (25 % - более 30 тыс. р., 10 % - более 50 тыс. р.) и энергетического факультета (16 % - более 30 тыс. р., 5 % - более 50 тыс. р.). Причем для специальностей энергетического и горного факультетов уровень заработной платы практически не зависел от опыта работы. Например, для горных специальностей заработная плата выпускникам, имеющим опыт работы до 1 года, была на уровне 22 500 р., а с опытом более трёх лет - 13 000 р.; по специальностям энергетического факультета с опытом до

1 года - 16 800 р., со стажем более трёх лет - 15 000 р. Не зависела заработная плата от опыта работы и по гуманитарным специальностям.

Таким образом, реальная заработная плата трудоустроившихся выпускников была значительно ниже ожидаемой, что видно из гистограммы 6. Некоторое исключение составили выпускники строительных специальностей и частично энергетического факультета, которые в самом начале своей трудовой деятельности получали заработную плату 20-30 тыс. р. и выше, что соответствовало их ожиданиям (35 % по представителям строительных специальностей и 21 % - специальностей энергетического профиля).

Гистограмма 6 Сравнение ожидаемого и реального уровня заработной платы трудоустроенных выпускников ЗабГУ

до ІОт.р. 10-20т.р. 20-30т.р. 30-40т.р. 40-50т.р. 50-60т.р. Свыше

бОт.р.

Как видно из гистограммы, выпускники ожидали гораздо более высокого уровня оплаты труда, чем имеют в реальности. На высокую оплату надеялись чаще выпускники строительных, энергетических и юридических специальностей. Наиболее скромные запросы были у выпускников ФСПС. На ожидания выпускников в отношении заработной платы не оказывал большого влияния такой фактор, как успеваемость (нередко ожидания троечников были выше, чем отличников). Нередко реальный уровень заработной платы выпускников с более низким уровнем подготовки оказывался более высоким, чем у отличников.

Определяющим фактором заработной платы молодых специалистов были объективные условия (средний по региону уровень оплаты труда, положение дел в организации, степень востребованности специальности и т. п.).

Следует констатировать факт, что проблема трудоустройства выпускников университета остается актуальной. Для её решения необходим комплекс мер, таких как: совершенствование качества образовательных услуг, системы трудоустройства выпускников всех заинтересованных сторон (служб занятости, учебных заведений и работодателей).

По мнению участников опроса, основными направлениями совершенствования качества образовательных услуг в ЗабГУ должны стать:

Направления: % ответов

1. Содействие трудоустройству 25

2. Качественная организация практики 19,7

3. Учебно-методическое обеспечение лабораторной базы 12

4. Введение дополнительных образовательных программ 8,4

5. Применение современных методов обучения 7,5

6. Своевременное программное обеспечение 6,7

Анализируя направления по совершенствованию качества образовательных услуг ЗабГУ мы выявили, что 82,9 % студентов хотели бы изменить стратегию управления качеством профессиональной подготовки в данном вузе. Рассматривая применение технологий педагогического труда в высшей школе, нужно отметить отставание методологической культуры педагогов от их практической деятельности, наблюдается разрыв между методикой преподавания дисциплин, теорией обучения и способами управления учебной деятельности, направленными на усвоение норм профессиональной деятельности [1, с. 347]. 10,9 % участников опроса были в полной мере удовлетворены качеством подготовки студентов в учебном заведении.

Анализ полученных данных свидетельствует о том, что кардинальное решение проблемы трудоустройства выпускников заключается в активном развитии экономики Забайкальского края. Отсутствие проблем с трудоустройством специалистов развивающихся экономических сфер (строительство, горнодобывающая и геологическая отросли

и др.) являются этому доказательством. Другим кардинальным направлением решения проблемы трудоустройства выпускников высших учебных заведений является устранение дисбаланса направлений подготовки в системе высшего образования, не соответствия потребностей рынка труда и профессиональных приоритетов, сложившихся в общественном мнении забайкальцев. Третьим условием решения проблемы трудоустройства молодых специалистов является повышение эффективности всей системы профессиональной ориентации, включающей в себя профессиональное консультирование, профориентацию в школах, организацию производственной практики студентов, установление прочных связей учебных заведений с предприятиями и организациями края, расширение возможностей вторичной занятости студентов и др. Эти меры, в свою очередь, предполагают необходимость постоянного мониторинга ситуации на рынке труда, изучение профессиональной ориентаций молодёжи, особенностей общественного мнения и других вопросов, находящихся в сфере социологии.

Список литературы

1. Бадаян И. М. Концепция и методология стратегического управления качеством профессиональной подготовки специалистов в вузе: монография. Ставрополь: Ставропольское книжное изд-во, 2009.

2. Селиванова О. Занятость молодёжи - стратегическая проблема // Человек и труд. 2003. № 3. С. 29-32.

3. Шулус А., Мкртчян Г. Проблемы молодёжного рынка труда // Общество и экономика. 2001. № 10. С. 142-154.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Карпец В. А. Трудоустройство выпускников вузов как социальный процесс: дис. ... канд. социол. наук. Саратов, 2005. 154 с.

5. Карьерные стратегии молодёжи: учеб. пособие / О. А. Карманова [и др.]. Чита: За-байкал. гос. ун-т, 2013. 213 с.

6. Куницина Л. П. Особенности формирования трудовой мотивации студенческой молодёжи: материалы III Междунар. научно-практ. конф. 21-24 мая 2012 г. «Эффективность реализации государственной молодёжной политики: опыт регионов и перспективы развития». Чита: Экспресс-издательство, 2012. С. 114-117.

Referensec

1. Badajan I. M. Koncepcija i metodologija strategicheskogo upravlenija kachestvom professional'noj podgotovki specialistov v vuze: monografija. Stavropol': Stavropol'skoe knizhnoe izd-vo, 2009.

2. Selivanova O. Zanjatost' molodjozhi - strategicheskaja problema // Chelovek i trud. 2003. № 3. S. 29-32.

3. Shulus A., Mkrtchjan G. Problemy molodezhnogo rynka truda // Obshhestvo i jekonomika. 2001. № 10. S. 142-154.

4. Karpec V. A. Trudoustrojstvo vypusknikov vuzov kak social'nyj process: dis. ... kand. sociol. nauk. Saratov, 2005. 154 s.

5. Kar'ernye strategii molodjozhi: ucheb. posobie / O. A. Karmanova [i dr.]. Chita: Zabajkal. gos. un-t, 2013. 213 s.

6. Kunicina L. P. Osobennosti formirovanija trudovoj motivacii studencheskoj molodezhi: materialy III Mezhdunar. nauchno-prakt. konf. 21-24 maja 2012 g. «Jeffektivnost' realizacii gosudarstvennoj molodjozhnoj politiki: opyt regionov i perspektivy razvitija». Chita: Jekspress-izdatel’stvo, 2012. S. 114-117.

Статья поступила в редакцию 19.03.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.