Колмогорова Ирина Константиновна, аспирант кафедры педагогики, психологии, теории и методики профессионального образования НОУ ВПО «Подольский социально-спортивный институт».
142117, Московская область, г. Подольск, ул. 2-я Пилотная, д.29.
Тел.: 8 (4967) 52-87-94. E-mail:[email protected]
И.К. Колмогорова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Проблема ускорения процесса адаптации молодых специалистов к трудовой деятельности и использование их потенциала была и продолжает оставаться актуальной не только для руководителей различных уровней, но и для профессорско-преподавательского состава учреждений профессионального образования. С учетом этого автором было проведено исследование с целью изучения и систематизации условий, оказывающих влияние на
профессиональную ориентацию и адаптацию к профессиональной деятельности выпускников вуза по направлениям подготовки «Физическая культура» и «Туризм». В компетенции данных направлений лежат знания о процессах физического воспитания, спортивной подготовки, умений в процессе планирования и реализации программ экскурсионно-туристической деятельности
[3].
В ходе исследования был проведен анкетный опрос выпускников вуза гуманитарного профиля последних трех лет выпуска1, одной из задач которого являлось выяснение степени адаптации молодых специалистов к трудовой деятельности по специальности. Полученные результаты показали, что более половины опрошенных респондентов не работают по своей специальности, профессиональный рост у них отсутствует, снижены эмоциональный фон и социальные контакты. Опрошенные указали также на низкий уровень работоспособности и успешности деятельности. Более половины студентов не имеют представления о практике трудоустройства. Лишь 10% студентов,
1 В исследовании приняли участие студенты выпускных курсов по направлениям подготовки «Физическая культура» и «Туризм» НОУ ВПО «Подольский социально-спортивный институт». - И.К.
прошедших тестирование на определение профориентации, имели полное представление о выбранной профессии; такое же количество студентов показали полностью сформированную направленность на трудовую деятельность. Кроме того, более 60% опрошенных ничего не знали о типовых правах молодых специалистов и обязанностях работодателей, изложенных в трудовом законодательстве Российской Федерации. Лишь 12% студентов, прошедших тестирование на определение профориентации, а также на определение степени сформированности и направленности на профессиональную деятельность, смогли сопоставить содержание получаемого образования с реальностью будущей профессии [1].
Полученные данные и проблемная ситуация, сложившаяся на сегодня в вопросах занятости молодых специалистов, привели автора к следующим выводам:
- образовательная среда указанных направлений подготовки гуманитарного профиля требует серьезной доработки в области производственной практики, углубленного изучения типовых прав, психологии личности молодых специалистов в вопросах профессиональной адаптации, знаний о регулировании сферы трудовой занятости в России;
- необходим поиск технологий более эффективной профессиональной ориентации и адаптации выпускников вуза и содействия им в вопросах трудоустройства.
Кроме того, результаты исследования послужили основанием для систематизации условий профессиональной ориентации и адаптации к труду выпускников гуманитарных факультетов для проектирования организационнопедагогических аспектов комплексной модели адаптации к профессиональной деятельности. Автором была разработана методика, способствующая улучшению процесса трудоустройства молодых специалистов. В основу адаптации выпускников вуза к профессиональной деятельности были положены элективные спецкурсы и программы учебной практики.
В содержание элективного курса «Технологии трудоустройства и профессиональной адаптации выпускников вуза по направлению гуманитарного профиля» были включены тематики теоретических разделов по проблемам личностной психолого-педагогической грамотности выпускников, практических
методов трудоустройства, эффективного межличностного взаимодействия, знаний трудового законодательства Российской Федерации, а также обучение некоторым методам повышения стрессоустойчивости, что может существенно сократить процесс адаптации молодых специалистов на трудовом поприще, обеспечивая наиболее эффективное вхождение работника в профессиональную среду и, как следствие, увеличение производительности труда.
При прохождении курса студенты имели возможность узнать и сопоставить свои реальные способности с профессионально важными качествами в избранной сфере деятельности путем психологического тестирования и получить консультацию по их повышению, ознакомиться с эффективными практическими приемами трудоустройства, получить знания о трудовом законодательстве РФ, пройти тренинг общения (межличностное, деловое), обучиться антистрессовым методикам. Анонимные данные пройденного тестирования были представлены в ректорат института для дальнейшего анализа и выводов [2].
Следует отметить, что реализованный автором элективный курс1 основан на систематизации условий профессиональной ориентации и адаптации к труду выпускников гуманитарных факультетов для проектирования организационнопедагогических аспектов комплексной модели профессиональной адаптации к профессиональной деятельности молодых специалистов профессиональных сфер «Физическая культура» и «Туризм».
Остановимся на организационно-педагогических аспектах адаптации молодых специалистов к профессиональной деятельности.
Процесс профессиональной адаптации включает в себя ряд этапов.
I. Оценка уровня подготовленности новичка необходима для разработки наиболее эффективной программы адаптации.
II. Ориентация — практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации.
III. Действенная адаптация. Этот этап состоит в приспособлении новичка к своему статусу и в значительной степени обусловливается его включением в межличностные отношения с коллегами.
1 Теоретической базой курса стали научные суждения различных авторов. Среди них: В.Г.Асеев, Л.И. Белозерова, С.А. Дружилов, Т.Э. Дусь, Э.Ф. Зеер, Г.В. Иванченко, Е.Ф. Коханов и др. - И.К.
IV. Функционирование. Этим этапом завершается процесс адаптации, он характеризуется постепенным преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе.
Смена этапов вызывает трудности, называемые “адаптационные кризисы”, поскольку воздействие социальной среды обычно резко возрастает. В результате у молодого специалиста возникает состояние тревоги, сопротивляемости, стресса, поиска выхода, возникновение потребности в более активном освоении доселе неизвестного.
На каждом из перечисленных этапов необходима продуманная система управления адаптацией. Задачами подразделения или специалиста по управлению адаптацией в области организации технологии процесса адаптации являются:
- организация семинаров, курсов по различным вопросам адаптации;
- проведение индивидуальных бесед руководителя, наставника с новым сотрудником;
- интенсивные краткосрочные курсы для руководителей, вступающих в должность;
- специальные курсы подготовки наставников;
- использование метода постепенного усложнения выполняемых новичком заданий;
- выполнение разовых общественных поручений для установления контактов нового работника с коллективом;
- подготовка замены при ротации кадров;
- проведение в коллективе специальных ролевых игр по сплочению сотрудников.
Структурное закрепление функций управления адаптацией может проходить по следующим направлениям:
- выделение соответствующего подразделения (бюро, отдела) в структуре системы управления персоналом;
- распределение специалистов, занимающихся управлением адаптацией, по производственным подразделениям;
- развитие наставничества.
В ходе диагностики процесса профессиональной адаптации молодых специалистов могут использоваться такие методы, как наблюдение, анализ
документов и продуктов деятельности, экспертный опрос, интервью, тестирование. С их помощью можно определить уровни (степени):
- ситуативной личностной тревожности;
- невротизации и депрессивности;
- притязаний и отношения «Я-реального» и «Я-идеального» (определение личностной самооценки);
- локуса контроля (свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним, либо внешним факторам);
- включенности в коллектив/одиночества;
- адаптации/дезадаптации.
Об успешности процесса адаптации могут свидетельствовать:
- включенность в деятельность группы;
- высокий социальный статус и положительная эмоциональная активность;
- самостоятельность в принятии решений, отстаивание своего мнения;
- наличие глубоких личностных контактов, широкий круг общения;
- умение обеспечить свои основные потребности;
- высокие работоспособность и успешность деятельности, профессиональный рост;
- достаточные коммуникативные навыки;
- построение отношений с окружающими на основе взаимоуважения, адекватность в поведении;
- соматическое благополучие.
О дезадаптации молодого специалиста следует говорить, если ему свойственны:
- низкая степень интеграции (составляющие элементы индивида, его черты или качества действуют согласованно как единое целое) индивида со средой;
- низкий социальный статус и эмоциональная активность;
- зависимость, конформность (я как все);
- отсутствие глубоких личностных контактов, ограниченный круг общения;
- неумение обеспечить свои основные потребности;
- социальная пассивность, замкнутость.
Успешности профессиональной адаптации во многом способствуют:
- «Я-концепция»;
- социальная зрелость;
- осознанность профессионального выбора;
- осведомленность о профессии и адекватный уровень притязаний к ней;
- удовлетворенность выбором и желание работать по профессии.
Таким образом, трудовая адаптация молодых специалистов является комплексным процессом и требует социального организационно-педагогического подхода и объединения нескольких структур с целью наиболее эффективного достижения вхождения работника в профессиональную среду. С помощью данной комплексной модели объединенных аспектов адаптации молодых специалистов и основанного на ней авторского элективного курса, можно существенно сократить сроки адаптации выпускников вузов - молодых специалистов к трудовой деятельности, уменьшить текучесть кадров и, в конечном итоге, эффективно используя человеческий капитал, увеличить производительность труда.
* * *
1. Дусь Т.Э. Система свойств личности как составляющая информационной базы для осознанного выбора профессии // Социальная педагогика и социальная работа в Сибири. 2002. № 1. С. 20 - 29.
2. Колмогорова И.К. Технологии трудоустройства и профессиональной адаптации выпускников вуза по направлению гуманитарного профиля: примерная программа элективного курса. Подольск, 2011.
3. Чепик В.Д. Физическая культура в социальных процессах. М.: ТЕИС, 1995. 162 с.