Научная статья на тему 'Психологическое обеспечение профессионального здоровья выпускников вузов при адаптации к профессиональной деятельности'

Психологическое обеспечение профессионального здоровья выпускников вузов при адаптации к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
926
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫПУСКНИКИ ВУЗОВ МОЛОДЫЕ МЕНЕДЖЕРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / СТРЕСС / ФАКТОРЫ РИСКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / GRADUATES OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS-YOUNG PEOPLE MANAGERS / PROFESSIONAL HEALTH / STRESS / RISK FACTORS / PSYCHOLOGICAL PROVIDING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шингаев Сергей Михайлович

В статье рассматривается проблема стресса и профессионального здоровья молодых специалистов при выходе на рынок труда. Представлены результаты эмпирического исследования, связанного с изучением психологических аспектов профессионального здоровья выпускников вузов. Предложены основные направления психологического обеспечения профессионального здоровья молодых менеджеров в трудной жизненной ситуации адаптации к профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological Ensuring Professional Health of University Graduates at Adaptation to Professional Activity

In this article the problem of a stress and professional health of young specialists at work entry into the market is considered. Results of the empirical research connected with studying of psychological aspects of professional health of university graduates are presented. The main directions of psychological ensuring professional health of young managers in a difficult life situation of adaptation to professionally activity are offered.

Текст научной работы на тему «Психологическое обеспечение профессионального здоровья выпускников вузов при адаптации к профессиональной деятельности»

ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2018. № 3. С. 33-40. УДК 159.9.07

DOI 10.25513/2410-6364.2018.3.33-40

С. М. Шингаев

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ ПРИ АДАПТАЦИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматривается проблема стресса и профессионального здоровья молодых специалистов при выходе на рынок труда. Представлены результаты эмпирического исследования, связанного с изучением психологических аспектов профессионального здоровья выпускников вузов. Предложены основные направления психологического обеспечения профессионального здоровья молодых менеджеров в трудной жизненной ситуации адаптации к профессиональной деятельности.

Ключевые слова: выпускники вузов - молодые менеджеры; профессиональное здоровье; стресс; факторы риска; психологическое обеспечение.

S. M. Shingaev

PSYCHOLOGICAL ENSURING PROFESSIONAL HEALTH OF UNIVERSITY GRADUATES AT ADAPTATION TO PROFESSIONAL ACTIVITY

In this article the problem of a stress and professional health of young specialists at work entry into the market is considered. Results of the empirical research connected with studying of psychological aspects of professional health of university graduates are presented. The main directions of psychological ensuring professional health of young managers in a difficult life situation of adaptation to professionally activity are offered.

Key words: graduates of higher education institutions-young people managers; professional health; stress; risk factors; psychological providing.

Постановка проблемы Современное видение вопросов психологического обеспечения профессионального здоровья менеджеров в зарубежной и отечественной литературе представлено весьма ограниченными исследованиями. В зарубежной психологии они сосредотачиваются в основном на вопросах профилактики стресса и профессионального выгорания в процессе регулярной профессиональной деятельности. Но вместе с тем эти исследования идут, прежде всего, от «болезни», нежели от «здоровья», и явно не хватает наработок по повышению стрессоустойчивости менеджеров к негативным факторам профессиональной среды; здоровье не рассматривается в системе жизненных ценностей менеджеров, нет достаточно отчетливо выделенных стресс-факторов в профессиональной деятельности менеджеров и

© Шингаев С. М., 2018

симптоматики стресса у них, отсутствуют исследования взаимосвязи личностных потенциалов менеджера и особенностей его профессионального здоровья.

В отечественной психологии практически не затронуты темы формирования профессионального здоровья на этапе «входа» в профессию (профессионального самоопределения, при выборе школьником будущей профессии) и профессиональной подготовки (при обучении в вузе), не достаточно раскрыта проблема поддержания здоровья на этапах адаптации к регулярной профессиональной деятельности (после окончания профессиональной подготовки), повышения квалификации и «выхода» из профессии.

По существу мы можем говорить об отсутствии до настоящего времени в психологической науке детально проработанной

концепции психологического обеспечения профессионального здоровья менеджеров, в которой бы находили отражение основные вопросы, решаемые на последовательно сменяющих друг друга этапах профессионального пути менеджера.

Таким образом, у нас есть все основания говорить о необходимости разработки теоретико-методологических основ психологического обеспечения профессионального здоровья менеджеров в рамках целостной концепции. Она предполагает:

• закладывание основ профессионального здоровья на этапе профессионального самоопределения («входа» в профессию, выбора профессии школьниками) и на этапе профессиональной подготовки;

• становление профессионального здоровья молодых специалистов на этапе адаптации к профессиональной деятельности;

• поддержание профессионального здоровья на этапе регулярной профессиональной деятельности (и прежде всего повышение стрессоустойчивости менеджеров в профессиональной деятельности);

• выявление основных психологических факторов профессионального здоровья менеджеров: системы ценностей, индивидуально-психологических особенностей, стресс-факторов профессиональной деятельности, стратегий и способов преодоления стрессовых ситуаций;

• поддержание профессионального здоровья на этапе повышения профессиональной квалификации;

• сохранение профессионального здоровья на этапе «выхода» из профессии.

В предлагаемой нами концепции психологического обеспечения профессионального здоровья менеджеров (ПОПЗМ) представлены основные положения теоретико-методологического, методического и прикладного характера, раскрывающие методологические принципы, структурно-функциональную модель, этапы (с указанием по каждому этапу цели, содержания, методического обеспечения), программы, реализующие психологическое обеспечение профессионального здоровья менеджера на всем протяжении его профессионального пути [1].

Этапы психологического обеспечения профессионального здоровья менеджеров

Когда речь идет о профессиональном пути менеджера, мы имеем ввиду все этапы это-

го пути и, соответственно, рассматриваем на этапе профессионального самоопределения -школьников, выбравших профессию менеджера; на этапе профессиональной подготовки - студентов, обучающихся по менеджерской специальности; на этапе профессиональной адаптации, регулярной профессиональной деятельности, повышения профессиональной квалификации - менеджеров; на этапе «выхода» из профессии - менеджеров предпенсионного возраста и менеджеров, вышедших на пенсию по возрасту. Когда мы подробно анализируем этап регулярной профессиональной деятельности, то говорим именно о менеджерах, и это специально отмечается.

Взяв за основу этапы профессионального пути менеджера, сформулированные в концепции психологического обеспечения профессиональной деятельности (Г. С. Никифоров), мы вводим в рассмотрение следующие этапы психологического обеспечения профессионального здоровья менеджеров:

1) психологическое обеспечение формирования профессионального здоровья на этапе «входа» в профессию (профессионального самоопределения) - проходит, как правило, в 10-11 классах образовательной организации (школы, гимназии, лицея и др.), когда старшеклассник осуществляет процесс выбора профессии менеджера;

2) психологическое обеспечение формирования профессионального здоровья на этапе профессиональной подготовки - протекает в процессе обучения будущего менеджера в высшем учебном заведении (университете, институте и др.), где студент приобретает комплекс знаний, навыков и умений, необходимых в профессиональной деятельности;

3) психологическое обеспечение профессионального здоровья на этапе адаптации к профессиональной деятельности - проходит, как правило, в течение первых 2-3 лет после окончания высшего учебного заведения, получения диплома менеджера и в начале самостоятельной профессиональной деятельности в должности менеджера;

4) психологическое обеспечение профессионального здоровья на этапе регулярной профессиональной деятельности - охватывает основной и, как правило, самый продолжительный этап профессионального пути менеджера.

Рассматривая профессиональный путь человека как непрерывный, распределенный по времени процесс прохождения субъектом профессиональной деятельности ряда этапов («вход в профессию» - профессиональное самоопределение, профессиональная подготовка, профессиональная адаптация, регулярная профессиональная деятельность, повышение профессиональной квалификации, «выход из профессии»), мы неминуемо выделяем те, которые выступают как наиболее сложные, вызывающие повышенный уровень энергозатрат человека и во многом оказывающие влияние на эффективность дальнейшей профессиональной деятельности.

Адаптация молодого специалиста к профессиональной деятельности после выпуска из вуза - это и приспособление его к новым условиям жизнедеятельности, и активное усвоение новых норм профессионального общения, вхождение в принципиально иную, нежели студенческая, социально-психологическую среду [2-7]. Мы считаем обоснованным определять этап адаптации выпускников вузов к профессиональной деятельности как трудную жизненную ситуацию, исходя из следующих посылов. Молодые специалисты осознают как трудные новые для них условия с точки зрения влияния следующих факторов:

1) поведенческий (понимание невозможности следовать привычным по студенческой жизни образцам поведения и необходимости перестраивания на новые паттерны);

2) когнитивный (понимание несоответствия имеющихся знаний, умений и навыков, полученных в вузе, и требуемых компетенций на рабочем месте);

3) организационный (сложности с трудоустройством ввиду отсутствия опыта работы и высокими запросами со стороны работодателей).

Организация исследования

Для исследования психологических аспектов профессионального здоровья молодых менеджеров на этапе профессиональной адаптации была сформирована выборка из 90 человек, окончивших различные вузы по направлению «Менеджмент» (Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета, Балтийская академия предпринимательства и туризма, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Санкт-Петербургский государственный инженерно-эко-

номический университет, Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна, Институт бизнеса и права, Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики, факультет психологии СПбГУ специализация «Психология менеджмента») и работающих по специальности до 2-х лет. Среди них 40 мужчин и 50 женщин, средний возраст - 23 года, 23 % состоят в гражданском браке, 58 % - холосты / не замужем, 18 % - замужем / женаты, 1 % -разведены.

При этом изучались процессы адаптации на рабочем месте, вопросы сохранения профессионального здоровья выпускников вузов, симптомы стресса, чаще всего наблюдаемые молодыми менеджерами у себя; факторы риска, связанные с профессиональной деятельностью и негативно влияющие на здоровье; критерии успешной адаптации, здоровье в системе ценностей [8].

Решение теоретических задач осуществлялось посредством логико-теоретического анализа и обобщения психологической литературы, связанной с предметом исследования. При сборе эмпирического материала применялись методы наблюдения, опроса, анкетирования, тестирования, интервью, контент-анализа. Для исследования психологических факторов профессионального здоровья менеджеров использовались авторские анкеты, направленные на изучение психологических факторов профессионального здоровья менеджеров.

Результаты исследования

Основная сложность возникает у молодых специалистов в связи с тем, что, выходя на новый этап своего профессионального развития (переход с этапа профессиональной подготовки на этап адаптации к профессиональной деятельности), они сталкиваются как с новыми требованиями внешней среды, так и обнаруживают достаточно отчетливое несоответствие между накопленными ими в процессе обучения академическими знаниями и реальным практическим наполнением профессиональной деятельности. На психологическом уровне для них это оказывается стрессовой ситуацией, в связи с чем возникают психологические проблемы [2; 4]. В итоге важным качеством молодого специалиста становится стрессоустойчивость.

Как показывают наши исследования [1], основными недостатками в организации и

условиях труда, негативно влияющими на процесс профессиональной адаптации и состояние здоровья молодых специалистов, выступают нерациональная организация рабочего места, недостаточная обеспеченность необходимыми материалами, отсутствие ясности в определении должностных обязанностей и перспектив карьерного роста, неритмичная работа («штурмовщина»), неудобный режим работы (начало и окончание рабочего дня, степень свободы), удаленность работы от места жительства, неадекватная оплата труда, ошибки руководства и сложный социально-психологический климат в трудовом коллективе.

Существенное влияние на прохождение адаптационного процесса оказывают индивидуально-психологические особенности личности адаптанта, связанные с типом его нервной системы, степенью тревожности, уровнем мотивации, адекватностью самооценки личностных качеств и профессиональных возможностей, комплексом волевых характеристик (самостоятельностью, самоконтролем, эмоциональной устойчивостью), а также склонностью к сотрудничеству и коммуникативными способностями.

Адаптация, как правило, проходит по нескольким направлениям: условия деятельности (рабочее место), выполнение профессиональных задач (должностных обязанностей), взаимодействие с руководством, социальные факторы профессиональной среды (формирование взаимоотношений внутри трудового коллектива). Судить об успешности прохождения профессиональной адаптации молодыми менеджерами можно с помощью ряда критериев.

Выделяются как субъективные критерии оценки эффективности адаптации (психологические), так и объективные (качество, успешность выполняемой работы, должностных обязанностей, своевременность и безошибочность профессиональных действий, адекватная цена психофизиологических затрат выполняемой деятельности). Психологические аспекты эффективности прохождения молодыми менеджерами адаптационного процесса касаются удовлетворенности выполняемой работой, эмоционального комфорта на работе, степени удовлетворенности отношениями с окружающими (коллегами, начальством, подчиненными), социально-психологической совместимости (вхождения

в коллектив, принятия целей и внутреннего распорядка жизни организации), степени удовлетворенности социальным статусом, поддержкой со стороны коллег и начальства на этом этапе профессионального пути, уровня самореализации в профессии, уровня тревожности на работе, совпадения-несовпадения представлений о работе организации, ожидаемой и фактической оплаты труда, субъективного оценивания собственной работоспособности, восприятия перспектив профессионального / карьерного роста и др. Фундаментом успешного прохождения этого непростого этапа профессиональной деятельности выступают высокий регулятивный потенциал (в частности, целеустремленность и настойчивость) и высокий адаптационный потенциал.

Следует отметить разнополярность самооценок здоровья, высказанных молодыми менеджерами (неудовлетворительное - 2 %, нормальное - 32 %, хорошее - 43 %, отличное -23 %). В определенной степени это объясняется многочисленными сложностями, с которыми столкнулись вчерашние студенты, вступив в самостоятельную профессиональную деятельность, на практике получив представление о сложностях профессии менеджера. Так, состояние здоровья как неудовлетворительное оценивают 2 % молодых менеджеров. С другой стороны, неиссякаемый оптимизм, особенно на первых порах включения в профессиональную деятельность, интерес к профессии позволяют 23 % молодых менеджеров оценивать свое здоровье как «отличное».

Основными факторами риска профессиональной деятельности, негативно влияющими на здоровье, по мнению молодых менеджеров, выступают сложности во взаимоотношениях на работе (с коллегами, начальством, клиентами), большое количество контактов с разными людьми и, как следствие, частые межличностные конфликты, взаимодействие с обиженными, недовольными, раздраженными клиентами - эта группа факторов риска занимает 50 % от всех перечисленных негативных сторон в работе молодых менеджеров. Существенное влияние также оказывают сложные условия труда на рабочем месте (сидячая работа за компьютером, частые командировки) - 14 %, трудность выполняемой деятельности (постоянные изменения в работе, работа без выходных, ненормированный прием пищи, нехватка отдыха (сна), неточное определение обязанностей, большое количе-

ство поступающей новой информации, состояние неопределенности, сопровождающее большую часть выполняемой работы) - 11 %, постоянное напряжение на работе - 7 %, ненормированный рабочий день, высокий уровень личной ответственности, постоянный dead-line - по 6 % [8].

Нами установлено, что чем сложнее протекает адаптационный период, тем мрачнее прогнозы молодых менеджеров. Так, чем более стрессогенным считают они нынешний этап своей работы, тем больше, на их взгляд, работа забирает ресурсы их здоровья, и менее успешно они проходят адаптацию к профессии (p < 0,05). Одновременно в представлении молодых менеджеров есть устойчивая положительная связь между успешностью прохождения адаптационного периода и успешностью в профессиональной деятельности (p < 0,01) [1].

Вступив в самостоятельную профессиональную деятельность, молодые менеджеры демонстрируют отчетливую дифференциацию во взглядах на продолжительность своего профессионального пути. С одной стороны, часть из них начинают менее оптимистично оценивать свои возможности по нахождению в профессии, обнаруживают ранее не известные им негативные стороны в профессии. Чаще всего, это те менеджеры, которые испытывают наибольшие сложности с трудоустройством, долго искали работу по специальности, а если и находили, то не испытывали того позитива по отношению к ней, который был на этапе обучения в вузе. С другой стороны, до пенсии по возрасту хотели бы работать 20 % молодых менеджеров, это, по большей части, те, кто сразу нашел работу по специальности, удовлетворен тем, что делает, и имеет перспективы карьерного роста в организации.

На вопрос «Сколько лет Вы предполагаете работать в Вашей профессии с высокой успешностью и интенсивностью?» молодые менеджеры дали следующие ответы: до 5 лет -6 %; 10-15 лет - 13 %; 15-20 лет (девушки при этом указывали на перерыв, связанный с рождением детей) - 2 %; 20-30 лет - 13 %; 30-35 лет - 6 %; 35-40 лет - 3 %. 14 % сказали, что до конца с профессией не определились и хотели бы поменять ее.

На вопрос «Если взять за 100 % ресурс Вашего здоровья, сколько сейчас "забирает" Ваша работа?» молодые менеджеры в сред-

нем указывают 47,7 %; на вопрос «Оцените, насколько стрессогенным является нынешний этап Вашей работы» отвечают, что это 50,6 %. По мнению опрошенных, этап адаптации забирает в среднем почти половину имеющегося здоровья. На наш взгляд, «плата» за профессиональную компетентность не должна быть чрезмерной, а, следовательно, необходимо на уровне руководства организации разрабатывать перечень шагов по менее стрессогенному прохождению молодыми менеджерами этапа адаптации к профессии.

«Платой» за эту адаптацию, как правило, выступают симптомы стресса, которые наблюдают у себя молодые менеджеры: чувство усталости (73 % респондентов отмечают у себя этот симптом), повышенная раздражительность (44 %), мышечное напряжение (40 %), нарушения сна (33 %), подавленное настроение (31 %) и др.

Чаще всего среди способов поддержания здорового образа жизни молодые менеджеры упоминают правильное и здоровое питание (в том числе овсяная каша, фрукты и овощи, большое количество воды, минимум кофе, неупотребление газированных и энергетических напитков, фаст-фуда), прием витаминов (на это указали 20 % респондентов) и физические упражнения (фитнес, по выходным сно-уборд, бег, силовые упражнения, зарядка по утрам, футбол, бокс, теннис, лыжи, коньки, бейсджампинг, спортивное ориентирование, подниматься на этаж пешком, а не на лифте) -19 %. 14 % избегают вредных привычек (курение и употребление алкоголя); 12 % предпочитают прогулки на свежем воздухе, часто за городом, в парке; 9 % стараются высыпаться и тем самым восстанавливать силы.

Оказываясь в стрессовых ситуациях, молодые менеджеры чаще всего прибегают к следующим способам снятия стресса: общение с друзьями (78 % респондентов применяют такой способ), сон и юмор (по 63 %), музыка (58 %), вода (бассейн, душ, баня, сауна) (53 %). При этом они спят в среднем 6,75 часа. Если бы в сутках было на 1 час больше, то молодые менеджеры хотели бы потратить это дополнительное время как на сон, так и на отдых, на общение с близкими, друзьями.

Рассматривая процесс адаптации менеджеров к профессиональной деятельности, мы вышли на понимание «барьеров адаптации», критериев успешности прохождения адаптационного периода в жизни молодых

специалистов. Оценивая по шкале от 0 до 100 %, насколько успешны они сейчас в профессиональной деятельности, молодые менеджеры в среднем дают 62 %. При этом 34 % респондентов оценивают свою успешность в 50 % и менее. Непродолжительное время нахождения в профессии не позволяет рассчитывать на заметные достижения и успехи, поэтому, скорее всего, и такие невысокие показатели успешности.

В то же время менеджеры оценивают успешность прохождения адаптационного периода в среднем на 76 % (по 100 %-й шкале), отмечая ряд критериев успешности адаптации. В первую очередь, легкость нахождения общего языка с коллегами по работе -«руководство и коллеги стали уважительно относиться, профессиональное общение стало более мягким, дружеским» (17 %); успешность и качество выполняемых работ (16 %), удовольствие, получаемое от выполняемой работы, - «когда с радостью идешь на работу, готов ловить каждый момент в работе, чтобы научиться новому» (15 %), рост заработной платы и повышение в должности (12 %), наращивание профессионализма - «быстрое восприятие новой информации и умелое ис-

пользовании ее по мере необходимости, появление автоматизма в выполнении ряда действий» (12 %); более высокий уровень решаемых задач (легкое освоение новых задач) и положительные отзывы руководства (по 10 %); «стал способен самостоятельно планировать свою работу и повысилась ответственность» (6 %); повышение стрессоустойчиво-сти (2 %) [1].

Удовлетворенность молодых менеджеров собой и своей работой в период адаптации к профессиональной деятельности как интегра-тивный показатель отражает их отношение к выбранной профессии. От удовлетворенности прохождением этапа адаптации к профессии в значительной степени зависит профессиональное здоровье менеджера.

Ключевыми критериями удовлетворенности выступают понимание менеджерами того, что от них хотят на работе, наличие знаний и навыков (квалификации), позволяющей успешно справляться с рабочими обязанностями, высокая степень удовлетворенности отношениями с коллегами по работе, достаточные коммуникативные навыки, высокая работоспособность (таблица).

Удовлетворенность молодых менеджеров работой

Критерии удовлетворенности Показатель (от 1 до 7)

Понимание, что от меня хотят на работе 6,38

Моя квалификация (наличие знаний и навыков) позволяет мне успешно справляться с рабочими обязанностями 6

Высокая степень удовлетворенности отношениями с коллегами по работе 5,91

Достаточные коммуникативные навыки 5,79

Высокая работоспособность 5,75

Должностную инструкцию выполняю полностью и с высоким качеством 5,67

Я чувствую деловую и моральную поддержку со стороны коллег и начальства 5,64

Субъективное ощущение включенности в дела трудового коллектива 5,55

При приеме на работу мне достаточно подробно и полно объяснили мои рабочие обязанности 5,54

Моя работа мне нравится 5,49

Самостоятельность в принятии решений, отстаивании своего мнения 5,46

Моя работа хорошо организована, задачи четко определены 5,39

Высокая степень удовлетворенности отношениями с начальством и стилем руководства 5,37

Мои представления о работе организации оправдались 5,33

Эмоциональный комфорт на работе 5,28

Высокий социальный статус 5,25

Относительная стабильность эмоциональной сферы, адекватность аффективных реакций 5,19

Ожидаемая и фактическая оплата труда совпадают 5,13

Как показали наши исследования, высокие адаптивные возможности к сохранению профессионального здоровья демонстрируют молодые менеджеры, имеющие высокую осознанность роли здоровья в успешном прохождении длительного профессионального

пути, высокий уровень функционирования механизмов психосаморегуляции (широкий спектр способов снятия стресса и поддержания здорового образа жизни, умение находить и сохранять баланс «работа / личная жизнь»), высокую эмоциональную устойчивость, при-

емлемый уровень психического напряжения, испытываемого на рабочем месте, высокие коммуникативные способности (умение устанавливать и поддерживать межличностные контакты с руководством, коллегами, подчиненными, клиентами, партнерами).

Выходя на содержание психологического обеспечения профессионального здоровья на этапе адаптации к профессиональной деятельности, следует определиться с целью данного этапа, которая заключается в достижении высокой удовлетворенности молодого менеджера выполняемой работой, установлении им деловых отношений с руководством и коллегами по трудовому коллективу, социально-психологической совместимости, успешности выполняемой деятельности (своевременность и безошибочность профессиональных действий, умение не создавать предпосылки себе и другим для травм и аварий, осуществление деятельности без угрозы для здоровья).

К основным направлениям психологического обеспечения профессионального здоровья молодых специалистов, проходящих этап адаптации к новому для них виду профессиональной деятельности, способствующим успешному разрешению данной трудной жизненной ситуации, мы относим:

• разработку и внедрение методики проведения стресс-аудита молодых сотрудников в организации (оценка уровня стресса у сотрудников, в отделе / подразделении, в организации в целом), в том числе анализ «барьеров адаптации» в организации и минимизация их негативного воздействия;

• изучение психологических переменных, прямо или косвенно влияющих на сохранение и укрепление профессионального здоровья (психологический климат в коллективе, специфические требования к рабочему месту и др.);

• определение оптимального уровня затрат здоровья для успешного выполнения профессиональной деятельности, формирования профессиональных компетенций;

• мониторинг системы ценностей: адаптация будет протекать легче, когда система ценностей менеджера сбалансирована и когда «здоровье» в этой системе ценностей находится на одном уровне с такой ценностью, как «работа, приносящая моральное и материальное удовлетворение»;

• обязательное закрепление за молодым менеджером опытного наставника, который

поможет быстрее и качественнее пройти этап адаптации и достижения конгруэнтности с профессией;

• подробное ознакомление молодого менеджера с внутренними нормативными документами (инструкциями, правилами, положениями), стратегией развития организации и ожидаемым вкладом нового сотрудника в достижение целей компании;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• по возможности предоставление отдельного рабочего места и ознакомление с правилами работы на нем, формулирование четких заданий и поручений с подробным пояснением что, как и каким образом нужно сделать. Распоряжения желательно давать в письменном виде и осуществлять систематический, немонотонный контроль их исполнения;

• представление молодого менеджера коллективу, что дает возможность новичку увидеть всю организацию и оценить свое место в коллективе;

• личное включение непосредственного начальника молодого менеджера в возникающие с ним нестандартные ситуации (в том числе конфликтные) и осуществление моральной поддержки;

• разработка рекомендаций выпускнику -молодому менеджеру, позволяющих поддержать профессиональное здоровье на этом сложном этапе - «Первая встреча с работодателем: как избежать стресса», «Как себя вести на новом рабочем месте»;

• обучение молодых менеджеров поведению, обеспечивающему профессиональное самосохранение - комплекс мер по сохранению целостности личности, ее здоровья в профессиональной деятельности: готовность к постоянному самоизменению с учетом изменяющихся условий работы на этапе адаптации; развитие внутренней ответственности за собственное здоровье и выработка адекватных средств преодоления негативных (стрессовых) состояний, возникающих на рабочем месте; овладение приемами самовосстановления, психической саморегуляции и нормализации уровня работоспособности, устранения последствий профессионального утомления, стресса; профилактика возникновения личностных деформаций в профессии; развитие адекватных здоровье сберегающих стратегий поведения в стрессовых ситуациях на работе; развитие навыков соблюдение баланса «работа / личная жизнь», умения пере-

ключаться с одного вида деятельности на другой;

• формирование отношения менеджеров к профессиональному здоровью как к важнейшей ценности (средству достижения высоких результатов в профессиональной деятельности) [1].

Основные выводы

На этапе профессиональной адаптации высокие адаптивные возможности к сохранению профессионального здоровья характерны для тех выпускников вузов, которые обладают высоким осознанием роли здоровья в успешном прохождении длительного профессионального пути, высоким уровень функционирования механизмов психосаморегуляции (широкий спектр способов снятия стресса) и высокими коммуникативными способностями.

Применение широкого спектра мероприятий психологического обеспечения профессионального здоровья молодых специалистов будет способствовать успешному преодолению ими трудной жизненной ситуации адаптации к профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шингаев С. М. Психологическое обеспечение профессионального здоровья менеджеров: дис. ... д-ра психол. наук. - СПб.: СПбГУ, 2014. - 556 с.

Информация о статье Дата поступления 20 августа 2018 Дата принятия в печать 24 сентября 2018

Сведения об авторе

Шингаев Сергей Михайлович - д-р психол. наук, доцент, заведующий кафедрой психологии, профессор Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (Санкт-Петербург, Россия). E-mail: sshingaev@mail.ru.

Для цитирования

Шингаев С. М. Психологическое обеспечение профессионального здоровья выпускников вузов при адаптации к профессиональной деятельности // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2018. № 3. С. 33-40. DOI 10.25513/2410-6364.2018.3.33-40.

2. Арискин М. В., Медведева Л. М., Немова Е. Ю. Адаптация выпускников вузов при выходе на рынок труда. Основные проблемы // Молодой ученый. - 2015. - № 10. - С. 10531054.

3. Володина Н. В. Адаптация персонала. Российский опыт построения комплексной системы. - М: ЭКСМО, 2008. - 127 с.

4. Колмогорова И. К. Исследование и анализ адаптации к профессиональной деятельности выпускников вуза гуманитарного профиля // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2012. - Вып. 5 (87). -С. 50-55.

5. Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. - СПб. : Медицинская пресса, 2002. - 352 с.

6. Рубанова Е. Ю. Психологическая готовность выпускников вуза к профессиональной деятельности // Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ». - 2011. - Т. 2, № 1. - С. 53-62.

7. Цыпина О. Б. Социально-профессиональная адаптация выпускников вузов: региональный аспект: дис. ... канд. социол. наук. -Пенза, 2001. - 177 с.

8. Шингаев С. М. Профессиональное здоровье молодых менеджеров на этапе адаптации к профессиональной деятельности // Современные проблемы науки и образования. -2013. - № 5. - URL: http://science-educa tion.ru/ru/article/view?id=10540 (дата обращения: 20.08.2018).

Article info

Received August 20, 2018 Accepted

September 24, 2018 About author

Shingaev Sergey Mikhaylovich - Doctor of Psychology, Docent, Head of the Department of Psychology, Professor of the St. Petersburg Academy of Post-Degree Pedagogical Education (St. Petersburg, Russia). E-mail: sshingaev@mail.ru.

For citations

Shingaev S. M. Psychological Ensuring Professional Health of University Graduates at Adaptation to Professional Activity. Herald of Omsk University. Series «Psychology», 2018, no. 3, pp. 33-40. DOI 10.25513/2410-6364.2018.3.3340. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.