Научная статья на тему 'Современное состояние проблем адаптации российских преподавателей на начальном этапе работы в вузе'

Современное состояние проблем адаптации российских преподавателей на начальном этапе работы в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СОВРЕМЕННЫЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП РАБОТЫ / ВУЗ / ВЫПУСКНИК / СПЕЦИАЛИСТ / ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / PROFESSIONAL ADAPTATION / MODERN TEACHER / THE INITIAL STAGE OF WORK / UNIVERSITY / GRADUATE / SPECIALIST / LABOR ACTIVITY / PROFESSIONAL AND PSYCHOLOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Одинокая Мария Александровна, Карпович Ирина Александровна

В статье освещается вопрос организации содействия профессиональной адаптации российского преподавателя в вузе. Особое внимание уделяется периоду их адаптации в профессии из-за трудностей взаимодействия с субъектами образования, большого объема документоведческой работы и т.д., усиливающих общую напряженность преподавателя. Решение этого вопроса является насущной задачей науки, органов управления образованием, а также педагогического сообщества. Цель исследования заключается в выявлении закономерностей процесса профессиональной адаптации преподавателей и определение проблем, с которыми они сталкиваются на начальном этапе профессиональной деятельности. Представлен анализ результатов исследования, проведенного в федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», выявлен анализ деятельности современного преподавателя, а также раскрыты проблемные зоны подготовки преподавателей. В заключении сделан вывод о том, что одним из наиболее эффективных способов профессиональной адаптации может стать оказание профессиональной и психологической поддержки, оказываемой наставничеством, индивидуальным сопровождением новичка в форме обучения на рабочем месте, а также проведением инструктажа и мероприятий по введению в должность. Такая форма содействия профессиональной адаптации может служить практической базой в деятельности вузов, позволяющей ориентировать приток специалистов на стратегию саморазвития, саморегуляции, а также играть заметную роль в процессе психологической и профессиональной адаптации выпускников вуза к ситуации трудоустройства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Одинокая Мария Александровна, Карпович Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN CONDITION OF PROBLEMS OF ADAPTATION OF RUSSIAN TEACHERS AT THE INITIAL STAGE OF WORK IN THE UNIVERSITY

The article addresses the issue of organizing professional adaptation of a Russian teacher in a higher educational institution. Particular attention is paid to the period of their adaptation in the profession due to the difficulties of interaction with the subjects of education, a large amount of paperwork, etc., which increase the general tension of the teacher. Solving this issue is an urgent task of science, education authorities, and the pedagogical community. The purpose of the study is to identify patterns of the process of professional adaptation of teachers and identify problems that they face at the initial stage of professional activity. An analysis of the results of a study conducted at the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University" is presented, an analysis of the activities of a modern teacher is revealed, and problem areas for teacher training are also revealed. In conclusion, it was concluded that one of the most effective ways of professional adaptation can be the provision of professional and psychological support provided by mentoring, individual accompaniment of a beginner in the form of on-the-job training, as well as instructing and induction measures. Such a form of professional adaptation can serve as a practical basis for the activities of universities, allowing them to direct the influx of specialists to a strategy of self-development, self-regulation, and also play a prominent role in the process of their psychological and professional adaptation of university graduates to the employment situation.

Текст научной работы на тему «Современное состояние проблем адаптации российских преподавателей на начальном этапе работы в вузе»

педагогические науки

Одинокая Мария Александровна, Карпович Ирина Александровна СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМ АДАПТАЦИИ ...

УДК 378

DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0053

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМ АДАПТАЦИИ РОССИЙСКИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ РАБОТЫ В ВУЗЕ

© 2019

Одинокая Мария Александровна, кандидат педагогических наук, доцент Высшей школы

иностранных языков Гуманитарного Института Карпович Ирина Александровна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель Высшей школы иностранных языков Гуманитарного Института Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (195251, Россия, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, д. 29, e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье освещается вопрос организации содействия профессиональной адаптации российского преподавателя в вузе. Особое внимание уделяется периоду их адаптации в профессии из-за трудностей взаимодействия с субъектами образования, большого объема документоведческой работы и т.д., усиливающих общую напряженность преподавателя. Решение этого вопроса является насущной задачей науки, органов управления образованием, а также педагогического сообщества. Цель исследования заключается в выявлении закономерностей процесса профессиональной адаптации преподавателей и определение проблем, с которыми они сталкиваются на начальном этапе профессиональной деятельности. Представлен анализ результатов исследования, проведенного в федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», выявлен анализ деятельности современного преподавателя, а также раскрыты проблемные зоны подготовки преподавателей. В заключении сделан вывод о том, что одним из наиболее эффективных способов профессиональной адаптации может стать оказание профессиональной и психологической поддержки, оказываемой наставничеством, индивидуальным сопровождением новичка в форме обучения на рабочем месте, а также проведением инструктажа и мероприятий по введению в должность. Такая форма содействия профессиональной адаптации может служить практической базой в деятельности вузов, позволяющей ориентировать приток специалистов на стратегию саморазвития, саморегуляции, а также играть заметную роль в процессе психологической и профессиональной адаптации выпускников вуза к ситуации трудоустройства.

Ключевые слова: профессиональная адаптация, современный преподаватель, начальный этап работы, вуз, выпускник, специалист, трудовая деятельность, профессиональная и психологическая поддержка.

MODERN CONDITION OF PROBLEMS OF ADAPTATION OF RUSSIAN TEACHERS AT THE INITIAL STAGE OF WORK IN THE UNIVERSITY

© 2019

Odinokaya Maria Aleksandrovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Graduate School of Foreign Languages, Institute of Humanities Karpovich Irina Aleksandrovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Senior lecturer, Graduate School of Foreign Languages, Institute of Humanities Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University (195251, Russia, St. Petersburg, Polytechnicheskaya St., 29, e-mail: [email protected])

Abstract. The article addresses the issue of organizing professional adaptation of a Russian teacher in a higher educational institution. Particular attention is paid to the period of their adaptation in the profession due to the difficulties of interaction with the subjects of education, a large amount of paperwork, etc., which increase the general tension of the teacher. Solving this issue is an urgent task of science, education authorities, and the pedagogical community. The purpose of the study is to identify patterns of the process of professional adaptation of teachers and identify problems that they face at the initial stage of professional activity. An analysis of the results of a study conducted at the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University" is presented, an analysis of the activities of a modern teacher is revealed, and problem areas for teacher training are also revealed. In conclusion, it was concluded that one of the most effective ways of professional adaptation can be the provision of professional and psychological support provided by mentoring, individual accompaniment of a beginner in the form of on-the-job training, as well as instructing and induction measures. Such a form of professional adaptation can serve as a practical basis for the activities of universities, allowing them to direct the influx of specialists to a strategy of self-development, self-regulation, and also play a prominent role in the process of their psychological and professional adaptation of university graduates to the employment situation.

Keywords: professional adaptation, modern teacher, the initial stage of work, university, graduate, specialist, labor activity, professional and psychological support.

На современном этапе развития российского образования чрезвычайно актуальным становится вопрос адаптации преподавателей на начальном этапе работы в вузе. Изменения в составе профессиональных задач, решаемых современными преподавателями, требуют иной расстановки акцентов в их текущей профессиональной деятельности и реализации функций, содействующих образованию студентов. Качество современного преподавателя определяется целым рядом позиций, связанных с образовательными результатами студентов, с характеристиками условий, созданных в образовательных организациях, способствующих достижению требуемых результатов. Преподаватель, стоящий на пороге преподавательской деятельности, требует особого внимания со стороны педагогического коллектива и администрации. Не получив своевременную поддержку при столкновении с реальностью профессиональной жизни, молодой преподаватель может испытать чувство собственной

несостоятельности, ситуативной тревожности, опасаясь критики со стороны опытных коллег, административного персонала, ожидающего от него высокого профессионализма с первых рабочих дней его трудовой деятельности.

Особую важность приобретают исследования о профессиональной адаптации молодых преподавателей на начальном этапе их работы в высшей школе, которой необходимо создать соответствующие условия успешной адаптации недавно набранного персонала. Вопросы адаптации молодых преподавателей освещаются такими исследователями как: М.А. Бабичев [1], Л.А. Веретенникова, Е.В. Шамарина [2], С.Н. Горшенина, И.А. Неясова [3], Н.Н. Долгих [4], О.Э. Иванова, Л.И. Камакаева [5], Д.Н. Корнев, Ф.Х. Хабибуллин [6], Д.Л. Коломиец [7], Г. Курбонов [8], Е.А. Маковская [9], Н.А. Нехороших [10], В.М. Петровичев [11], Н.М. Полетаева, Е.А. Родина [12], Т.В. Савищева [13], З.И. Тюмасева,

Odinokaya Maria Aleksandrovna, Karpovich Irina Aleksandrovna MODERN CONDITION OF PROBLEMS OF ADAPTATION ..

pedagogical sciences

И.Л. Орехова, Н.О. Яковлева [14], И.И. Черкасова, Т.А. Яркова [15], Н.А. Шайденко [16], Г.П. Шеховцова [17] и др. Несмотря на значительное освещение данного вопроса в научных исследованиях, вопрос адаптации преподавателей на данном этапе российского образования требует дальнейшего рассмотрения и изучения.

В современном российском обществе начинающему специалисту в любой сфере деятельности, в частности, в образовательной сфере, необходимо найти свое место, адаптироваться, получить навыки быстрого и гибкого вхождения в профессию, поэтому вопрос профессиональной адаптации является актуальным в настоящее время.

Под адаптацией начинающего специалиста мы понимаем процесс и результат активного приспособления к новым условиям социальной среды: к социальным изменениям и новому образу жизни, к новому кругу общения и выполнению конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная и психологическая адаптация в любой профессии напрямую связана с определением профессиональной позиции, с переживаниями, связанными с осуществлением профессиональной деятельности и признанием в профессиональном сообществе и в трудовом коллективе конкретной организации.

В самом общем значении под профессиональной адаптацией понимается процесс приспособления работника к условиям внешней и внутренней среды. Под профессиональной адаптацией понимается процесс и результат включения человека к профессиональной деятельности, условиям труда, новому коллективу и достижение им в оптимально короткое время требуемой производительности труда. Психологическая адаптация определяется активностью личности, выступая как единство аккомодации (усвоение правил среды) и ассимиляции (преобразование среды) [18]. Успешность в социально-психологической сфере определяется уровнем стрессоустойчивости начинающих педагогов, а также их индивидуальными свойствами и личностными характеристиками. Важными критериями для оценки успешности социально-психологической сферы адаптации являются: бесконфликтность, удовлетворенность условиями труда и взаимоотношениям, сложившимися в рабочем коллективе (располагающими к общению, совместному труду, взаимопомощи и поддержке). Помимо этого, мы решили выделить ценностно-мотивационную сферу адаптации, которая связана с мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности и ценностным отношением к выполняемой работе. Она предполагает осмысление своего опыта, личностное развитие и самосовершенствование, желание повышать уровень знаний преподаваемой дисциплины и квалификацию.

К числу основных недостатков недавних выпускников, затрудняющих процесс профессиональной адаптации, в сфере образования относятся: отсутствие специальных знаний, опыта работы и связанную с этим нехватку практических умений, в частности, нехватка навыков владения аудиторией, отсутствие способности организовать свою профессиональную деятельность, недостаток знаний современных методов обучения, отсутствие опыта общения со студентами. К личностным особенностям можно отнести отсутствие желания работать и развиваться в сфере образования и негативное восприятие конструктивной критики. Среди других недостатков, выявляемых работодателями вуза при подборе молодых специалистов могут быть отмечены: низкий уровень социальной ответственности и желания трудиться; отсутствие навыков работы в коллективе в соответствии с принятыми нормами и правилами; нехватка навыков делового общения, коммуникативных и презентационных способностей; незнание состояния современного рынка труда, способов поиска работы и построения карьеры; завышенные требования и амбиции, не соответствующие уровню профессиональной подготовки; отсутствие необходимых личностных качеств и

стремления достигать поставленных целей.

Наиболее сложным и наиболее значимым для достижения профессионального и личного успеха является период профессиональной адаптации, «входа» в профессию. По нашему мнению, большинство вопросов можно разрешить путем проведения работы по адаптации недавно набранного персонала, применения метода наставничества для того, чтобы во время адаптационного периода работы будущие выпускники имели возможность более глубоко ознакомиться с родом своей профессиональной деятельности, своими обязанностями.

Для оказания содействия профессиональной адаптации выпускников учреждений профессионального образования необходимо принять во внимание следующие ключевые направления содержания адаптации, способствующих положительному влиянию на профессиональное становление начинающих педагогов: разработка и создание информационной системы, обеспечивающей недавно набранный персонал данными, которые способствуют его профессиональному становлению, а именно получению, систематизации, интерпретации информации о требованиях работодателей; планирование профессиональной деятельности и функционирования центров адаптации специалистов в высшей школе, оказывающей поддержку молодым преподавателям в приобретении опыта работы по специальности; социально-психологическое сопровождение процесса трудоустройства молодых специалистов; определение для каждого нового сотрудника персонального наставника; оказание методической и консультационной помощи руководителя в вопросах сопровождения профессиональной адаптации молодых преподавателей; обеспечение и поддерживание теплоты социально-психологического климата в трудовом коллективе; оказание помощи в становлении профессионального мастерства, а именно, направление специалистов на курсы повышения квалификации, семинары, симпозиумы, конференции, тренинги, веби-нары; организация в образовательном учреждении специальных мероприятий для специалистов; составление индивидуальных образовательных планов специалиста; вовлечение начинающих педагогов во внешние по отношению к организации профессиональные клубы, сообщества; необходимо оказывать помощь при прохождении аттестационных и конкурсных процедур и др.

Так, например, в Храме Покрова Пресвятой Богородицы [19] при федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, относящегося к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви, создана организация «Политех под Покровом», которая искренно и преданно оказывает поддержку начинающим преподавателям-политехникам, помогая им получить навыки вхождения в профессию. Организация занимается реализацией социальных проектов, направленных на духовное просвещение и социальное служение. К их числу можно отнести «Покровские Форумы», «Покровские Балы», различные тематические мероприятия, благотворительные акции, экскурсии по святым местам, работа в творческих группах и др.

Адаптация педагога к осуществлению профессиональной деятельности по своей сути многоаспектна. В ходе выполнения своих профессиональных обязанностей специалист меняется с позиции качественных, количественных и структурных характеристик. Можно условно выделить пять этапов профессионального становления специалиста: этап профессиональной адаптации и становления (стаж от о до 3 лет); первый этап первичной профессионализации (стаж от 3 до 5 лет), второй этап первичной профессионализации (стаж от 5 до 7 лет); этап вторичной профессионализации (от специализации - к многофункционализации, стаж от 7 до 12 лет); этап мастерства (от многофункциональности к мастерству, стаж от 12 до 25 лет) [20]._

педагогические науки

Одинокая Мария Александровна, Карпович Ирина Александровна СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМ АДАПТАЦИИ ...

Механизмы адаптации выпускников вузов к ситуации трудоустройства начинают формироваться в процессе обучения. Это происходит посредством получения на учебных занятиях информации о характере основных функций специалиста (теоретическая компонента), привития определенных навыков работы путем организации практики (практическая компонента), а также благодаря фактору частичной трудовой занятости, которая, как правило, проводится на старших курсах обучения (предварительное трудоустройство и адаптация). В рамках данного исследования адаптация педагогов на начальном этапе работы в вузе рассматривалась в таких сферах как профессиональная, социально-психологическая и ценностно-мотивационная.

Экспериментальное исследование.

Ход исследования. Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе (весенний семестр 2017- 2018 учебного года) проведена оценка готовности молодых специалистов ВШИЯ СПбПУ к осуществлению профессиональной деятельности. Выводы об уровне готовности преподавателей осуществлялись на основе анализа результатов работы в течение учебного года и собеседовании с дирекцией ВШИЯ СПбПУ, в рамках защиты индивидуальных планов. На втором этапе (осенний семестр 2018 - 2019 учебного года) выявлялись проблемы адаптации специалистов, продолживших свою профессиональную деятельность в СПбПУ, и оценивался уровень их адаптации в профессиональной, социально-психологической и мотивационной сферах. Результаты исследования основывались на анализе профессиональной деятельности педагогов и данных, полученных в ходе анкетирования и собеседования.

Экспериментальная база исследования. В первой части исследования принимали участие педагоги ВШИЯ СПбПУ с опытом работы в образовательном учреждении менее 3 лет (10 человек). По итогам анализа их деятельности в течение года, был оценен уровень их профессиональной адаптации и готовности к осуществлению профессиональной деятельности. Второй этап проходил с участием педагогов, принимавших участие в первом этапе исследования, что позволило выявить взаимосвязь между уровнем готовности к осуществлению профессиональной деятельности и личностными качествами опрашиваемых. Помимо этого в опросе приняли участие другие преподаватели ГИ СПбПУ с опытом работы менее 5 лет (23 человека), посредством чего появилась возможность проследить общие закономерности, связанные с процессом адаптации начинающих специалистов.

Методы исследования:

Первый этап: Исследование, проведенное в весеннем семестре 2017- 2018 учебного года, выявило уровень готовности к осуществлению профессиональной деятельности, специалистами, работающими в сфере образования менее 3 лет. Другими словами, в рамках исследования была предпринята попытка оценить, насколько четко преподаватели осознавали зону своей ответственности, рабочие обязанности и временные рамки, в которые необходимо уложиться, для успешного выполнения своих должностных обязанностей.

Анализ деятельности преподавателей и уровень готовности к осуществлению профессиональной деятельности осуществлялся на основе оценки следующих параметров:

- достаточный уровень подготовки, профессиональное знание преподаваемой дисциплины;

- объём выполнения индивидуальных планов;

- отсутствие (наличие) дисциплинарных взысканий и нарушений трудовой дисциплины;

- данные об успеваемости учебных групп в сравнении с аналогичными группами, обучающимися по одной специальности;

- отсутствие (наличие) жалоб и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе взаимодействия с учащи-

мися и дирекцией институтов;

- отсутствие (наличие) недостатков и несвоевременности заполнения рабочей документации, ведения аттестационных журналов;

- соблюдение профессионального этикета;

- положительные результаты посещения занятий кураторами по направлениям профессиональной подготовки.

Второй этап: Исследование, проведенное в осеннем семестре 2018- 2019 учебного года, основывалось на результатах анкетирования по проблемам социально-психологической и ценностно-мотивационной сфер адаптации начинающих педагогов. Помимо анкетирования, оценка успешности адаптации проводилась дирекцией посредством индивидуального собеседования при составлении и утверждении индивидуальных планов преподавателей. Собеседование включало в себя вопросы, направленные на выявление:

- личного мнения об успешности адаптации,

- готовности к выполнению профессиональной деятельности в должном объеме,

- планов преподавателя относительно дальнейшей работы в образовательном учреждении.

Анализ данных. На первом этапе исследования был выявлен уровень готовности начинающих педагогов к осуществлению профессиональной деятельности. 10 из 10 преподавателей продолжили свою профессиональную деятельность в СПбПУ. Уровень их готовности к осуществлению профессиональной деятельности был оценен как: высокий (20 %), средний (80%) и низкий (0%).

На втором этапе, посредством анкетирования и собеседования удалось выявить следующие проблемы.

Профессиональная сфера адаптации:

- возрастание объема рабочей нагрузки;

- неуверенность в уровне профессиональной подготовки;

-отсутствие технических навыков осуществления преподавательской деятельности;

- большой объем важной информации, не относящейся непосредственно к подготовке и проведению занятий (структура Институтов, расположение их дирекций, соответствие учебных групп специальностям и учебным программам, расположение учебных корпусов и т.д.);

- отсутствие практики ведения документации (работы с учебными программами, составления индивидуального плана, заполнения журнала аттестаций);

- неправильный режим труда и отдыха.

Социально-психологическая сфера адаптации:

- переживания, связанные с необходимостью нового ролевого распределения;

- тревога, связанная с установлением межличностных контактов;

- неумение установить оптимальную дистанцию с учащимися и поддерживать дисциплину;

- страх по поводу мнения окружающих;

- негативные эмоциональные состояния;

- переживания, связанные с необходимостью демонстрации своих возможностей;

- высокий уровень тревожности, неуверенности в своих силах.

Ценностно-мотивационная сфера адаптации:

- неправильное понимание цели профессиональной деятельности;

-неопределенность мотивации выбора профессиональной деятельности и места работы;

- слабая мотивация к обучению, саморазвитию и самосовершенствованию, в виду ограниченного количества времени.

Ограничения в использовании.

Проанализированные данные включают в себя сведения о начинающих специалистах ВШИЯ, проходивших профессиональную подготовку по специальности «Теория и методика преподавания», и получивших спе-

Odinokaya Maria Aleksandrovna, Karpovich Irina Aleksandrovna MODERN CONDITION OF PROBLEMS OF ADAPTATION ..

pedagogical sciences

циальность преподавателя. В этой связи, участники исследования изначально имели более высокий уровень готовности к осуществлению деятельности преподавателя, за счет изучения дисциплин педагогического цикла. Таким образом, полученные результаты возможно не распространяются на молодых специалистов, преподающих технические дисциплины, обучаясь в аспирантуре и не имеющих педагогического образования.

Дальнейшие перспективы исследования. В дальнейшем, с целью выработки научно-методических положений по организации педагогической поддержки, необходимо оценить уровень готовности к профессиональной деятельности молодых педагогов с техническим образованием, преподающим различные дисциплины в СПбПУ.

Область применения результатов исследования. Результаты исследования позволили выявить сложности, с которыми сталкиваются преподаватели, начинающие свою карьеру в вузе.

Они могут быть использованы для:

- составления оценочно-измерительных материалов для определения уровня готовности преподавателя к осуществлению педагогической деятельности;

- выработки научно-методических положений по организации методической поддержки преподавателей в период профессиональной адаптации;

- в качестве обоснования необходимости поддержки молодых педагогов в первые годы их профессиональной деятельности;

- для подготовки программы по оказанию педагогической поддержки начинающих преподавателей в отдельных структурных подразделениях университета

Заключение. Необходимо проводить работу по адаптации недавно набранного персонала, применять метод наставничества. Несмотря на то, что сотрудник готов самостоятельно освоить профессиональные навыки, тем не менее, на начальном этапе его трудовой деятельности необходимо и нужно оказывать профессиональную поддержку. Уполномоченным представителям образовательных организаций необходимо продумать вопросы, касающиеся адаптации новых сотрудников. Возлагать полную ответственность за эффективность процесса адаптации нового притока сотрудников только на образовательную организацию неверно. Одним из важнейших условий успешной адаптации специалиста, а также его закрепления в педагогической профессии являются личность и профессиональная его подготовка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бабичев М.А. Оценка качества труда преподавателя вуза на начальном этапе карьеры // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий, 2017, 4(24), С. 15-21.

2. Веретенникова Л.А., Шамарина Е.В. Структурный анализ проблемного пространства профессиональной деятельности молодого педагога (на примере Алтайского края) // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, (3), 2018, С. 15-29.

3. Горшенина С.Н., Неясова И.А. Организация профессионально-ориентированной практики магистрантов направления подготовки «Педагогическое образование» //Азимут научных исследований: педагогика и психология, Т. 6, №4 (21), 2017, C. 119-123.

4. Долгих Н.Н. Организационно-педагогические условия адаптации молодых специалистов к профессиональной деятельности (на примере художественной школы) [Текст] /Н.Н. Долгих //Pedagogy & Psychology. The ory and practice. № 1 (3), 2016, С. 26-29.

5. Иванова О.Э., Корнев Д.Н., Хабибуллин Ф.Х. Коммуникация как образовательная среда критического мышления - универсальной компетенции педагога //Азимут научных исследований: педагогика и психология, Т. 7, №3 (24), 2018, C. 108-112.

6. Камакаева Л.И. Пермская модель адаптации молодых педагогов //Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, № 2-2, 2014, С. 59-61.

7. Коломиец Д.Л. Формирование готовности студентов к педагогической деятельности на основе анализа профессиональных затруднений [Текст] / Д.Л. Коломиец, Н.А. Бирюкова // Современная высшая школа: инновационный аспект. Т. 8, № 2(32), 2016, С. 57-63.

8. Курбонов Г. Использование информационных и коммуникационных технологий в повышении квалификации учителей //Азимут научных исследований: педагогика и психология, Т. 7, №2 (23), 2018, C. 142-145.

9. Маковская Е.А. Социально-воспитательная работа с будущими социальными педагогами в условиях педагогического университета

// Образование и наука, № 10, 2013, С. 105-119.

10. Нехороших Н.А. Современные условия модернизации управления профессиональной адаптацией молодого педагога в школе // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, 23(2), 2017, С. 15-18.

11. Петровичев В.М. Процесс профессиональной адаптации молодых специалистов как объект научного исследования // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки, № 1.1, 2012, С. 43-52.

12. Полетаева Н.М., Родина Е.А. Адаптация молодых педагогов к профессиональной деятельности //Царскосельские чтения, II (XVIII), 2014, C. 152-156.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Тюмасева З.И., Орехова И.Л., Яковлева Н.О. Адаптационный этап профессиональной социализации студентов педагогического вуза // Образование и наука, 20(1), 2018, С. 75-95.

14. Савищева Т.В. Особенности профессиональной адаптирован-ности начинающих преподавателей вуза, не имеющих базового педагогического образования //Инновационная наука, №12-2, 2015, С. 263265.

15. Черкасова И.И., Яркова Т.А. Методологические основания концепции управления профессиональной адаптацией молодых педагогов // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), № 11(19), 2012, С. 48.

16. Шайденко Н.А. Адаптационный потенциал будущего учителя и его проявления на этапе вхождения в профессию [Текст]: монография /Н.А. Шайденко, В.Г. Подзолков, С.Н. Кипурова, А.Н. Сергеев, А.В. Сергеева. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2013, 232 с.

17. Шеховцова Г.П. Проблемы адаптации молодого учителя // Современные технологии обеспечения гражданской самообороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, Т.2, № 1 (6), 2015, С. 149-151.

18. Ащепков В.Т. Проблемы профессиональной адаптации начинающих преподавателей высшей школы // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология, (2), 2010, С. 11-16.

19. Храм Покрова Пресвятой Богородицы URL: http://hrampokrova. spb.ru/

20. Митрофанов К.Г. Современные институты и технологии профессионализации учителя в системе непрерывного педагогического образования. - Красноярск, 2012, 316 с.

Статья поступила в редакцию 22.01.2019 Статья принята к публикации 27.02.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.